Меню

Роль лепки в развитии ребенка дошкольного возраста

Методы и приёмы обучения лепке в ДОУ

Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 11.12.2014

Место и роль занятий по лепке в системе эстетического воспитания детей, их специфика. Материалы и оборудование для лепки. Организация и методика занятий для детей разных возрастных групп. Конспекты предметной лепки «Ежики» и «Пограничник с собакой».

курсовая работа [669,5 K], добавлен 11.10.2013

Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе. История развития скульптуры, народные глиняные игрушки. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке. Особенности методики изучения лепки, анализ программ по изобразительному искусству.

дипломная работа [62,5 K], добавлен 05.08.2010

Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 10.12.2014

Педагогические подходы к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в деле обучения и воспитания ребенка. Принцип учета возрастных особенностей и преобладания игровой деятельности в воспитании. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста.

курсовая работа [26,5 K], добавлен 18.06.2014

Знакомство с теоретическими основами детского творчества в лепке детей дошкольного возраста. Особенности диагностики исходного уровня развития творческих способностей детей 3-4 лет. Развитие творчества как одна из главных задач дошкольного воспитания.

курсовая работа [730,6 K], добавлен 29.01.2016

Значение сюжетного рисования в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Задачи, методика и содержание обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах. Рисунок воспитателя как один из эффективных приемов наглядного обучения детей.

контрольная работа [36,6 K], добавлен 10.08.2013

Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

курсовая работа [83,4 K], добавлен 06.11.2014

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей, ее виды и формы, методы и приемы обучения, принципы организации соответствующих занятий. Методика обучения лепке в первой младшей, средней и старшей, в подготовительной группе.

курсовая работа [81,8 K], добавлен 21.02.2015

Понятие и история появления оригами. Формы, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в технике оригами. Перспективный план работы, направленный на совершенствование мелкой моторики рук у детей в процессе обучения технике оригами.

дипломная работа [53,2 K], добавлен 31.08.2011

Вопрос: Лепка как вид продуктивной деятельности и ее влияние на эстетическое воспитание дошкольников.

Педагоги-исследователи детского изобразительного творчества Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и др. отмеча­ют решающую роль обучения в творческом развитии ребенка, опираясь на известное учение Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития». В про­цессе обучения изобразительному искусству ребенок постигает его язык — выразительно-изобразительные средства, что позволяет ему тонко чувство­вать, понимать произведения искусства. Знания, умения, навыки — не само­цель, а средство проявления активности, самостоятельности в решении творческих задач в различных видах изобразительной деятельности детей.

Одним из интереснейших видов изобразительной деятельности детей явля­ется лепка, в которой выразительность образа достигается путем создания объ­емных или рельефных форм из мягких материалов: глины, пластилина и др.

Занятия лепкой оказывают влияние на развитие личности ребенка-дошкольника. Приобщение к лепке позволяет детям понять труд худож­ника как бы изнутри. В процессе знакомства со скульптурой, малой пла­стикой ребенок прикасается к истокам народной культуры, творчеству скульптора, что способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формирует индивидуально-Личностное отношение к произведению.

На занятиях дети познают свойства пластических материалов, учатся их преобразовывать, развивая мелкую моторику пальцев, способность сравнивать пропорции на глаз, осваиваяприемы передачи характерных движений воплощаемого образа. В процессе занятий осуществляется также воспитание сенсорной культуры ребенка. Дети учатся способам обследования объемных форм, познают их разнообразие, величину, про­порциональные отношения.

Творческая деятельность детей в лепке оказывает положительное влияние на психическое развитие: восприятие, наглядно-образное мыш­ление, воображение.

Известный скульптор И. Гинзбург назвал скульптуру азбукой пред­ставлений о предметах.

В современной культуре народное искусство живет в своих традици­онных формах, благодаря чему изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности. Произведения народной пластики: глиня­ная игрушка, посуда из керамики, фарфоровые статуэтки — формируют художественный вкус зрителя, создают эстетически полноценную среду. Народная пластика обладает огромной силой эмоционального воздейст­вия. Каждый раз решая одну и ту же тему, мастер вносит что-то новое в характер формы, дополняет ее деталями, новыми элементами росписи, создавая неповторимый облик изделия. Как правило, народные мастера работают без предварительных эскизов.

Центры изготовления предметов народной пластики сосредоточены там, где находятся залежи природного качественного сырья — глины. К таким районам относятся Вятка, Тверская, Архангельская, Рязанская и Тульская области. Изделия вятских мастеров удивляют пластикой формы, характером пропорций, тонко исполненным лепным и расписным узором, подчеркивающим ритмический строй каждой игрушки. Радуют глаз ба­рыни-франтихи, сцены гуляний, изображения сказочных птиц, коней, оленей, собачек. Такие игрушки изготавливались в деревне Дымково к празднику «Свистунья», во время которого продавались. Отсюда и про­изошло их название.

Отличительной особенностью дымковской игрушки является статич­ность формы, декоративность, яркость, нарядность узора росписи. Спосо­бы лепки очень простые. Изображая куклу, мастерица делает вначале из пласта глины юбку-колокол; голову, шею и верхнюю часть туловища де­лают из одного куска способом вытягивания; декоративные детали -оборки, кокошники, рюши выполняют отдельно и примазывают к основ­ной форме способом налепа. Вылепив игрушку, заглаживают поверхность влажной тканью, обжигают в муфельных печах, а затем покрывают белой водоэмульсионной краской. В качестве материала росписи используют темперные краски. Изделия дымковских мастеров отличаются жизнера­достностью и юмором.

Удивительную игрушку делают мастера из деревни Филимоново Тульской области. Материалом изготовления таких игрушек является природная белая глина. Традиционными сюжетами являются танцующие пары, наездники на лошадях, барыни, медведи, олени, коровы, барашки. Необычна трактовка форм этих игрушек: фигуры имеют удлиненные пропорции, маленькая головка барыни заканчивается высокой изящной шляпкой. Особой пластикой отличаются игрушки-животные. У оленя, коровы, барашка маленькая голова на вытянутой шее, короткие ноги при­дают устойчивость фигуркам. В росписи преобладают светлые и яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий. Узоры росписи просты — это полоски, дуги, точки, звезды. Собранные вместе игрушки — это праздник. Игрушки переливаются всеми цветами радуги, вызывают радостное настроение.

Неповторимый облик имеют игрушки из древнего города Каргополь Архангельской области. Каргопольские игрушки часто представлены многофигурными композициями: тройками с седоками, танцующими, катаниями на лодках. Сюжеты как бы подмечены в реальной жизни. На­ряду с этим мастера изображают животных: медведя, зайца, собаку, сви­нью, коня. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактов­ке формы, приземистость фигур людей, животных, передача движений, что придает игрушкам особую выразительность. Колорит росписи сдер­жан: преобладают коричневый, темно-зеленый, иногда желтый и оранжевый цвета.

Игрушку лепят по частям, примазывают части к туловищу, передавая характер движения. Каргопольская игрушка отличается наивностью сюжета, отражающего простой крестьянский быт.

Мастера из города Торжка Тверской области создают образы сказоч­ных птиц. Выразительность игрушки заключается в тонких нюансах об­работки формы способом вытягивания из целого куска. Неповторимость игрушке придают узоры в виде налета, расписанные сочными тонами эмалевых красок: оранжевым, красным, синим, голубым, зеленым и бе­лым. Узор состоит из мазков, кругов, точек и придает игрушке празднич­ный характер.

Глиняную игрушку дети лепят на занятиях по декоративной лепке. Навыки и умения, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, способствуют развитию творческих способностей, отчего их из­делия становятся более выразительными по замыслу и исполнению. Вы­разительность работ зависит от того, насколько удачно ребенок передает форму и пропорции, вылепит мелкие детали украшения.

Малышей знакомят в основном с точеной деревянной игрушкой, на­чиная со средней группы используют филимоновские и каргопольские игрушки, а в старшем возрасте все виды народной пластики. Народные игрушки благодаря своей богатой тематике оказывают влияние на замы­сел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире, кроме того, расширяют возможности детей в сюжетной лепке. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. В про­цессе эстетического восприятия народной пластики ребенок накапливает опыт творческого решения зрительно воспринимаемого образа.

Педагогу важно помнить, что изделия малой пластики разных народ­ных промыслов имеют три основных способа исполнения: по частям -конструктивный, из целого куска — пластический, комбинированный -путем сочетания первых двух. Изображение животных: козликов, оленей, собачек, дети выполняют комбинированным способом. Туловище и ноги из целого куска, остальные детали примазывают к полученной форме. Сказочных птиц дети чаще исполняют пластическим способом, украшая налепом оперение. Изображения женских фигур по мотивам Дымки, Фи­лимонова также исполняют комбинированным способом: юбку-колокол выполняют из диска, а туловище, голову, и шею вытягивают из целого куска. Отдельно раскатывают мелкие детали и исполняют руки в различ­ных движениях. Приемы лепки той или иной группы игрушек педагог показывает полностью только тогда, когда детей впервые знакомят с ее исполнением. На последующих занятиях ставится задача активизировать детей — самостоятельно использовать в тематической лепке знакомый способ и прием.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения де­тей работать с глиной, красками, соответствующими инструментами. Де­коративная лепка способствует приобретению этих умений, так как пред­меты требуют тщательности в обработке с помощью стеки, пальцев, влажной ткани, специальных перчаток. Особый интерес для детей пред­ставляет обжиг изделий в муфельной печи, который осуществляется пе­дагогом в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают процесс пре­вращения глины в керамику: меняются цвет, прочность материла, его фактура.

Важной педагогической задачей является активность педагога в при­общении детей к искусству народных мастеров, использование в процессе обучения наряду со словесными, наглядными и практическими методами эвристического и исследовательского, обеспечивающих стимуляцию де­тей к поиску, желание сделать свои работы выразительными, оригиналь­ными.

1. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной дея­тельности. М.: Просвещение, 1996.

2. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. и др. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1987.

3. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М: Просвещение, 1984.

4. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изда­тельство АПН РСФСР, 1961.

Вопрос: Особенности художественного творчества дошколь­ников. Аппликация как вид продуктивной дея­тельности. Влияние занятий по аппликации на раз­витие изобразительного творчества детей.

Одной из важнейших задач педагогической науки в настоящее время является формирование творческой личности. Решение этой задачи необ­ходимо начинать в дошкольном детстве.

Одним из эффективных средств развития качеств творческой личности является изобразительная деятельность. Еще Аристотель придавал большое значение рисованию как средству разностороннего развития ребенка.

Известный исследователь проблемы творчества А. Лилов определяет его как общественное явление, социальная сущность которого связана с созданием оригинальных, общественно полезных ценностей.

В.Г. Злотников определяет художественное творчество как вид «спе­цифической духовно-практической» деятельности, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства.

Объективной основой художественного творчества является изобра­жение реального мира. При этом художник выражает свое субъективное отношение к изображаемому: свои эмоции, чувства.

Необходимым условием творческой деятельности является наличие способностей, то есть такого уровня развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознать окружающее.

Для успешной реализации замысла художник должен владеть навыка­ми и умениями в данном виде художественной деятельности, иначе — об­ладать высоким уровнем мастерства.

Творческий процесс у каждого художника протекает своеобразно. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. В творческой процессе выделяют ряд этапов.

Первый этап – вчувствования, возникновения замысла связан с про­буждением интереса к предмету, явлению, человеку. На этом этапе образ имеет неясные, неконкретные черты

На втором этапе художник ведет активный поиск документов, делает эскизные зарисовки, определяем систему изобразительно-выразительных средств с целью конкретизации образа и воплощения его в разнообразных вариантах поисковых композиций. Это и составляет основу вынашивания замысла. Реализация замысла связана с воплощением содержания в кон­кретной форме. Важным этапом является также встреча произведения со зрителем, в процессе которой осуществляется художественный диалог между художником и воспринимающим произведение зрителем. В про­цессе диалога происходят обмен эстетическими ценностями, взаимообо­гащение личностей художника и зрителя.

Изобразительная деятельность детей, как отмечала Н.П. Сакулина, должна быть построена по принципу художественного творчества. Одна­ко без помощи взрослого ребенок не сможет усвоить накопленный поко­лениями опыт художественной деятельности. Усваивая этот опыт тради­ций культуры, ребенок развивается.

Известный педагог В.Н. Шацкая рассматривала детское творчество как «метод» формирования эстетически развитой личности. Продукты детской изобразительной деятельности несут в себе черты выразительно­сти, но не представляют объективной художественной ценности.

Вопросами исследования детского изобразительного творчества в до­школьной педагогике занимались психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Е.И. Игнатьев, А.А. Волкова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова, Е.А. Флерина и др.

Опираясь на характеристику детского творчества, данную известными отечественными исследователями, Т.С. Комарова сформулировала опре­деление этого феномена. Ребенок создает разнообразные продукты твор­чества (рисунки, лепку, аппликацию), имеющие субъективную ценность для развивающейся личности. Под детским творчеством автор понимает и сам процесс создания образа, поиски путей, способов решения художест­венных задач.

В творческой деятельности ребенка выделяют ряд этапов. Первый, как и у художника, связан с возникновением замысла. Чем моложе ребенок, тем более неустойчив характер замысла. Большую роль в возникновении замысла и помощь в его реализации может оказать педагог. Второй этап вынашивания замысла у ребенка свернут, он творит как бы в один прием. Успех реализации замысла у ребенка определяется тем, владеет ли он способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации. В творчестверебенка важную роль играет четвертый этап — анализ результатов. Т.С. Комарова отмечает, что на этом этапе необходи­мо создавать условия для максимальной активности детей в процессе ос­мысления результатов собственной деятельности.

Эффективность руководства изобразительной деятельностью детей, развитие творчества требуют учета психических процессов, без которых невозможно творчество. Необходимо развивать восприятие ребенка (зри­тельное, осязательное, кинестетическое), а также формировать сенсорную культуру. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог должен сам об­ладать, «тонким эмоционально-эстетическим видением мира».

Важную роль в развитии творчества играет образное мышление. В до­школьном возрасте психологи выделяют две стадии: наглядно-действенное и наглядно-образное. Наглядно-образное мышление опирается на зритель­ные представления. Огромную роль в формировании творческого замыс­ла играет воображение. Оно обеспечивает создание новых образов на ос­нове прошлых восприятий. Воображение тесно связано с образным мышлением. Основой для развития этих психических процессов является образное эстетическое восприятие. Л.С. Выготский писал о том, что во­ображение человека зависит от богатства и разнообразия его опыта.

Разнообразие видов изобразительной деятельности детей создает ус­ловие для накопления художественного опыта.

Аппликация — это один из самых древних видов декоративного твор­чества. В технике аппликации украшают одежду, обувь, предметы быта, жилище, используя прием вырезывания фигур и наложения их на фон. Выполненные в этой технике работы сохраняют реалистический характер изображения.

Читайте так же:  Каков размер пособия по уходу за 3 ребенком

Основными выразительными средствами аппликации являются: силуэт, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен.

Различают предметную аппликацию, состоящую из отдельных изо­бражений (птица, цветок и др.), а также сюжетную, отображающую со­бытия, явления (праздник, явления природы и др.). И декоративную, на­правленную на украшение орнаментом разнообразных предметов быта.

Сюжетно-тематическая аппликация вводится в старшей возрастной группе. При выборе темы педагог должен учитывать уровень развития их изобразительных и технических умений, запас представлений, доступ­ность содержания возрасту и интересам детей.

Выбор темы определяет композиционный строй аппликативной работы. Раскладывание силуэтных изображений на цветном аппликативном фоне позволяет детям изменять варианты композиционного построения, достигая наиболее выразительного варианта композиции. Благодаря на­личию заранее подготовленного цветного фона у детей закрепляется це­лостное колористическое решение темы, развивается чувство цвета.

Занятия аппликацией оказывают положительное влияние на развитие творчества детей в сюжетном рисовании. Усвоенные на занятиях по ап­пликации способы композиционного построения сюжетных работ состав­ляют основу художественного опыта ребенка, который помогает ему пре­одолеть своеобразный эффект «белого чиста» бумаги. Кроме того, в памяти детей закрепляются обобщенные силуэтные изображения разно­образных предметов. Владей способами изображения в рисунке, ребенок более выразительно старается передать детали, сохраняя целостный образ силуэтного изображения.

Т.Г. Казакова уделяет большое внимание взаимосвязи видов изобрази­тельной деятельности как условия художественного развития ребенка.

1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988.

2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятелдьности. — М., 1999.

5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1973.

6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов до­школьных учреждений. М., 1995.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 79 ; Нарушение авторских прав

Для дошкольников

  • Главная
  • Начальная школа
  • Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определённые качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомится с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребёнка. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объёмному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован [1, 279].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия. Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок — здоровым и успешным.

Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. К сожалению, в некоторых дошкольных образовательных учреждениях сохраняется формальный подход к усвоению знаний детьми, однообразное повторение одних и тех же действий отбивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Педагоги часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств, фрагментарность знаний не способствует формированию «ручной умелости» — залогу будущей успешности.

Вышеуказанные недостатки обозначились из-за неполного объема созданных педагогических условий в детском саду. Это позволило сформулировать противоречия между необходимостью развития детского художественного творчества и недостаточностью использования педагогических средств в ДОУ.

Проблема: какое средство будет эффективным для развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста?

Тема исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке».

Объектом исследования является педагогический процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Предмет: лепка как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке будет эффективным, если:

— будет осуществлен отбор методов и приемов формирования творческих способностей, обеспечивающих возможность включения детей в практическую деятельность;

— работать над формированием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке.

— для усиления выразительности образа будет предложено детям использовать в лепке дополнительные материалы (бросовый и др.) .

Цель данного исследования — изучение влияния лепки на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей.

2) Дать анализ значения лепки и её своеобразия как вида изобразительной деятельности.

3) Раскрыть методы и приёмы, особенности методики проведения занятий по лепке. Раскрыть условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой.

4) Определить сформированность изобразительных, технических навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

5) Подобрать и апробировать систему занятий по лепке, направленных на развитие творческих способностей в старшей группе.

6) Дать сравнительный анализ 1 и 3 этапов практической работы на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; констатирующий, формирующий и контрольные этапы исследования, педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детского творчества; математические методы обработки результатов исследования.

Развитие творческих способностей у детей на занятиях по лепке

1 слайд: Тема моей работы «Развитие творческих способностей у детей на занятиях по лепке»

Выполнила: Сизова Т. В воспитатель

2 слайд: Цель моей работы:

Развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми .

Ставлю перед собой следующие задачи:

1. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2. Приобщить детей к миру художественного изобретательства.

3. Закрепить умение лепить птиц, животных, людей-по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности.

4. Развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь к народному творчеству.

3 слайд: «Главное условие, которое надо обеспечивать в детском творчестве-искренность. Без неё все другие достоинства теряют значение» Теплов Б. М

4 слайд: Художественное творчество включает в себя занятия:

5 слайд: Лепка взаимосвязана с другими видами деятельности:

-это с чтением художественной литературы

-это и с рисованием

-это и с аппликацией

-это и с музыкой

-и с ознакомлением с окружающим миром

-с развитием речи

6 слайд: Чтение художественной литературы:

-рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание альбомов, тематических папок

Например: «Дымковская роспись», «Богородская игрушка», «Хохломской художник».

-Проводятся беседы по ознакомлению с происхождением того или иного народно-прикладного творчества.

После этого дети лепят всё то, что услышали, узнали из книги.

7 слайд: Лепка тесно связана с рисованием.

Например: сначала мы рисуем птичку, потом лепим и затем украшаем. Детям интересно, что лепные фигурки можно еще и раскрасить, оживить.

8 слайд: После чтения произведений о сказочных птицах, о жар-птице, когда слепили дымковских петушков и индюков самое время смастерить свою птицу-счастья и украсить узором.

9 слайд: На прогулке рассматриваем и цветы, и деревья, и все что нас окружает.

Например: облака, определяем на что они похожи; веточки сухие-чем они могут стать; форма листьев у разных деревьев разная. После этого выражаем свое впечатление в лепке в данном случае -это ветка рябины.

10 слайд: Занятие лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи.

После беседы об изделиях хохломских мастеров, рассматривания и обследования деревянной посуды -дети лепили посуду для мухи-цокотухи, составляя ее из колец, плотно соединяя их.

11 слайд: На музыкальных занятиях часто разучивали и народные игры, и народные песни.

Здесь разучиваем русскую народную песню «Где был Иванушка? »

На ярмарке часто продают и пряники медовые, и баранки и т. д.

12 слайд: На занятиях по лепке используем разный материал:

13 слайд: Лепку из соленого теста провожу со 2ой младшей группы.

2ая младшая группа: простые изделия (осьминог, гусеница, медальоны, печенье, мухоморы) .

Средняя группа: добавила лепку посуды, подсвечники, подковы.

Старшая группа: декоративная лепка: посуда, народные игрушки, пластины (налепы), лепка фигур животных, человека с использованием каркаса (основы) .

Занятия из соленого теста помогут не только развивать мелкую моторику рук,. Но и так же приобщить детей к народному искусству, реализовать творческие способности, развивать координацию и тактильные ощущения рук (т. к этот материал мягкий, эластичный) .

14 слайд: Алгоритм работы по лепке состоит:

1. Организационный момент (игровой момент, прием неожиданности, догадки, игра на музыкальных инструментах)

2. Рассматривание предмета, его восприятие в целом (оно включает в себя последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям.

3. Обследование предмета сочетается с его анализом.

Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определяем их свойства (форма, величина, пропорции и т. д.) .

4. Показ способа лепки- это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, как располагать предмет в пространстве, какими техническими приемами пользовались (полный и частичный) .

5. Самостоятельная деятельность детей (помогаю, напоминаю, индивидуальная помощь) .

6. Анализ детских работ.

Вот здесь необходимо учитывать личностное развитие ребенка, внимательно относиться к дальнейшей судьбе поделок. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим работам, поэтому не скупитесь на похвалу и одобрение.

15 слайд: Изделия из соленого теста используем в сюжетно-ролевых играх («Магазин», «Семья») .

16 слайд: в театральной деятельности «Пальчиковый театр».

17 слайд: дети дома лепят с родителями и оформляется все в выставке.

18 слайд: В моей группе созданы условия для художественного развития.

Развивающая среда соответствует возрасту, в нее входят:

• Народные промыслы (изделия)

19 слайд: результаты наших работ мы оформляем в уголке творчества, в раздевальной комнате.

Дети могут оценить, рассмотреть, поделиться впечатлениями.

20 слайд: результаты развития детей по лепке с каждым годом увеличиваются, надеюсь к концу этого года мы будем лепить еще лучше.

21 слайд: Выводы:

1. В дошкольном возрасте особенно важны занятия по лепке, т. к. они развивают мелкую моторику рук, развивают речь ребенка, психические процессы: память, внимание, воображение, способность к самоконтролю, сравнению; приводит в развитию эмоциональности и творческих способностей детей.

2. Лепка взаимодействует со многими видами деятельности: чтением художественной литературы, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, музыкой, аппликацией, рисованием, игровой деятельностью, театральной деятельностью.

3. Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; коме того они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свое время, привело к изменению изображения. Они самостоятельно определяют форму предмета, его строение, выделяют мелкие детали и элементы оформления, более творчески подходят к своим изображениям.

Прикреплённые файлы:

Лепка, как средство развития пластических навыков и творческих способностей детей в детском обще — Реферат , страница 2

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Методы и приемы обучения лепки в подготовительной группе детского сада

1.3 Использование декоративной лепки в работе с детьми старшего дошкольного возраста

1.4 Материалы, применяемы в декоративной лепке

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1 Определение уровня сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой детей подготовительной группы

2.2 Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования Дымковской игрушки

2.3 Эффективность использования дымковской народной игрушки в развитии творческих способностей старших дошкольников

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов.

Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.

На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Особое место занимают народные игрушки — жанр, наиболее близкий детям. Каждый вид народной игрушки по — своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы.

Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью, красочностью, условностью, стилизованностью образцов, составляющих узор или орнамент.

Вопросом ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались Т. С. Комарова, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, Н. Б. Халезова, Т. В. Черных, Т. Г. Казакова и др.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.

Читайте так же:  Развитие речи в картинках занятия детей дети

Поэтому перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления детей с дымковской игрушкой на занятиях лепкой будут способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения цели исследования.

Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования выявить степень эффективности Дымковской игрушки на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей на занятиях по лепке.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие успешность развития творческих способностей, в процессе использования на занятиях по лепке Дымковской игрушки.

В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:

1) Обосновать и доказать возможность развития творческих способностей посредством Дымковской народной игрушки.

2) Определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки у детей старшего дошкольного возраста.

3) Определить эффективность использования Дымковской народной игрушки на занятиях лепкой на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование педагогом на занятиях по лепке Дымковской игрушкой будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей старших дошкольников.

В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет.

Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых.

Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей.

Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей) . Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей.

По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта.

А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития о творческого воображения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеобразовательного типа с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей №92 «Веснушка»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров — уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно.

На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, — пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, — что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не сможем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Известно, что эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина и др.) .

Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Г. А. Урунтаевой и другими учеными.

Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н. А. Ветлугиной, А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой, О. П. Радыновой, И. А. Лыковой и др.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, передавая свои впечатления и отношение к окружающему миру.

На наш взгляд, актуальность работы очевидна. Развитый ребенок в целом – залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы, может дать толчок к развитию творческих способностей будущего поколения.

Необходимо отметить, что работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками.

А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы.

Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души.

Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.

  1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  3. Синхронизирует работу обеих рук;
  4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  5. Развивает творческие способности ребенка.

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» №92 «Веснушка» г. Сургута, в группе №2 «Сказка». Длительность эксперимента 2011-2013 г.г.

Работа проводилась в три этапа:

  1. Выявление интереса к лепке из соленого теста в средней группе.
  2. Развитие творческих способностей детей посредством лепки из соленого теста в старшей группе.
  3. Проявление вариативности, креативности у детей 6-7 лет посредством лепки из соленого теста.

Объектом исследованияявляется развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследованияявляется лепка из соленого теста как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

Цель работы– охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития творческих способностей, вариативности, креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Начиная свой эксперимент, мы решили предложить детям готовое, купленное в магазине цветное соленое тесто. Необычность материала, в данном случае, способствовала наибольшей заинтересованностью к лепке, поскольку традиционный пластилин или глина уже не так интересны нынешнему поколению.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время.

Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

В нашем эксперименте принимало участие 15 дошкольников. Наибольшее количество детей не совсем целесообразно, т.к. воспитателю не остается времени на индивидуальную помощь.

Начало эксперимента проходило с детьми среднего возраста (2011-2012 уч.г.) . Целью наблюдения служило выявление интереса к лепке из соленого теста. На первом этапе занятия носили ознакомительный характер, дети как бы «прощупывались» педагогом. В текущий период работы анализ исследования детей средней группы показал:

У 11% детей (73%) – выявился высокий уровень интереса;

У 3 детей (20%) — средний уровень интереса;

У 1 ребенка (7%) — низкий уровень интереса.

В течение года у испытуемых отметилась положительная динамика в пользу интереса к лепке. Причем стоит отметить, что к концу эксперимента (учебного года) у детей существенно снизился интерес к изготовлению поделок из купленного в магазине цветного теста.

Тогда нами было принято решение попробовать изготовить его совместно с детьми. И мы не ошиблись. Дети проявили высокий уровень интереса и активности.

Они с удовольствием, совместно с педагогом замешивали тесто. Нами использовался традиционный рецепт – 200 гр. муки, 100 гр. мелкой соли, 100 мл. воды, 1 ст.л. растительного масла.

Совместно с педагогом, детям было предложено вылепить гроздь винограда. Изготовив поделку, дети наблюдали, как она сохнет, меняются ли ее формы и очертания. Но пик интереса и восторга детей пришелся на оформление работы.

Казалось бы, один и тот же сюжет, но как изделия начали раскрываться, «играть», становиться единственными и неповторимыми. Дети охотно «включили» творческий подход, создав свою, ни на что не похожую работу. Было очевидно, что они испытывали чувство радости и гордости за себя, стали более уверенными в своем успехе.

Итак, давайте вернемся к нашему эксперименту. Поскольку уровень развития интереса к лепке у детей среднего возраста к концу учебного года достиг максимальной шкалы, исследование детей старшей группы (2012-2013 уч.г.) , мы решили направить на развитие творческих способностей посредством лепки.

В канун Международного женского дня «8 Марта», мы с детьми решили изготовить «Медальончик с цветами» для мамы. Испытуемым была показана основная техника лепки цветов и листьев, а также вариант их расположения на основе.

Далее, мы дали детям возможность вылепить цветы по своему замыслу (по желанию) , и, руководствуясь своей фантазией, расположить их на панно. И вот, что мы увидели.

9 детей (60%)– расположили изображение по своему усмотрению, которое абсолютно не совпадало с предложенным педагогом вариантом;

4 испытуемых (27%)– внесли небольшие коррективы в свою работу, тем самым создали свой вариант композиции;

2 ребенка (13%)– решили последовать варианту, предложенному воспитателем.

В ходе второго этапа работы – оформлении, все дети проявили творческий подход, выбрав свою, эксклюзивную гамму красок. Следовательно, можно констатировать, что в старшем возрасте все испытуемые обладают творческими способностями, а занятия лепкой их, несомненно, развивают.

И вот мы подходим к третьему, завершающему этапу нашего исследования. Работая с детьми 6-7 летнего возраста, казалось бы, мы должны закрепить и усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки по лепке из соленого теста, но мы решили дать детям еще одну возможность проявить себя.

Мы увидели, что дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. У дошкольников появляются понятия вариативности, креативности.

Дети могут самостоятельно, либо с небольшой помощью педагога, придумать сюжет работы, распределить действия каждого участника работы. Ведь там, где ребенок отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, несомненно, будут являться проявлением не только творчества, но и вариативности.

Детям было предложено создать коллективную работу под предполагаемым названием «Летний луг». Испытуемые с помощью педагога изобразили на бумаге свой замысел, распределили обязанности.

На рабочий стол помимо основных инструментов (фольга, стек, скалка) , нами было помещено три дополнительных предмета – чеснокодавилка, фигурные ножницы, колпачок от фломастера. С помощью внесенных предметов мы хотели проследить, смогут ли дети использовать их в работе, проявляя тем самым вариативность и креативность. Результаты можно увидеть в следующей диаграмме.

По окончании коллективной лепки, мы сделали следующие выводы:

3 ребенка (20%) – проявили высокий уровень вариативности и креативности. Они использовали незнакомые предметы в целях воплощения замысла. Так, например, с помощью чеснокодавилки появилась трава.

С помощью колпачка от фломастера цветы приобрели причудливые узоры в виде снежинок, фигурными ножницами были обработаны края у васильков, что придало этому цветку натуральность.

8 детей (53%)– проявили творческую активность и креативность, вылепив цветы разных названий (васильки, ромашки и т.п.) , с помощью трафарета дети изготовили бабочек и самостоятельно украсили их.

4 испытуемых (27%)– использовали изученную ранее технику лепки цветов, но при этом они комбинировали два цвета у одного цветка, что говорит о творческом подходе к работе и предпосылками креативности.

В заключение хочется добавить, что для закрепления положительных эмоций нами организовывались выставки детских работ. Мы считаем, что они имеют и большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными.

Читайте так же:  Почему у ребёнка географический язык

Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Положительные результаты приносит и обсуждение выставки. Очень важно, чтобы при обсуждении принимали участие непосредственно дети.

Руководствуясь проведенными исследованиями, мы с уверенностью можем констатировать, что посредством занятий с детьми по лепке из соленого теста у детей возникает:

  • интерес к работе, прослеживается динамика от простого к сложному;
  • развиваются творческие способности;
  • развивается вариативность, креативность для достижения полученного результата.

Мы увидели, что ребенок, удовлетворенный полученным результатом, стремится снова и снова проявить себя, показать то, насколько широко он может мыслить. Ведь порой то, что человек не может передать словами, он старается выразить в своем творчестве. Ребенок передает всю ту красоту, эстетичность и, конечно же, свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творческих способностей у дошкольника.

Таким образом, мы приходим к выводу, чтолепка является средством развития творческих и креативных способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творческих способностей.

  1. Комарова Т. С., Савенкова А. И. «Коллективное творчество детей», М.,
  1. Николаева Е. И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006
  2. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки».

Подготовил : Юсупова Г. И.

МБДОУ № 8 «Тургай» общеразвивающего вида

Нижнекамск 2015 г.

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ

1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ — ВАЖНЫЙ ПУТЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

2. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ. • РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ. • СПОСОБЫ ЛЕПКИ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ. • ВИДЫ ЛЕПКИ. • ИНТЕГРАЦИЯ ЛЕПКИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ.

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.

Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить , что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению ученых О. М. Дьяченко, К. Торренс, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями.

Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л. И. Божович, Н. ФЫ. Вишнякова, А. Ф. Лазурский, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, С. Л. Рубинштейн и др.) .

Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок — здоровым и успешным.

Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли.

А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете.

Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: — координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; — разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса) ; — возможность создания объемных поделок; — умение планировать работу и доводить ее до конца; — богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

Ее цель — развитие художественно-творческих способностей детей.

Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении на специально организованных занятиях, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках и в семье.

Индивидуальные и мини-подгрупповые занятия (отрабатывание приемов лепки из теста, пластилина) .

Прогулка (Обучение и закрепление умений и навыков лепки из песка, пластилина — летом и снега – зимой) .

Занятия по лепкеПодгрупповые и фронтальные (закрепление умений и навыков лепки из глины, теста, пластилина) .

II половина дня Индивидуальные и мини-подгрупповые занятия (отрабатывание приемов лепки из глины, теста, пластилина) .

В семье (закрепление умений и навыков лепки из разных пластических материалов) .

Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.

Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. ГЛИНА

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой.

Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду — это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. ПЛАСТИЛИН

Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина — это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место.

Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий) , для детей постарше — пластилин любой другой серии. Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.

Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

Рецепт теста: Смешать 2части муки с 1частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим.

На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА.

Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА. СНЕГ

Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега — очень интересное и увлекательное занятие.

Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость. Начинается работа с того, что скатывается снежный ком.

Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами) , а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями. Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определённое место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой. ПЕСОК

Любимое занятие детворы на прогулке летом — игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города.

Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ве-дёрками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие — достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки.

Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже. Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребёнка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить своё мастерство.

Способы лепки для изображения объемной формы:

— Конструктивный способ:Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы.

Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.- Пластический или скульптурный:Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

— Комбинированный способЭто способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный». Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую) , покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать. БАРЕЛЬЕФ– лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы) ;

ГОРЕЛЬЕФ – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф. ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:

Другие статьи по теме:

Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб.

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей.

Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности» Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности. Развитие.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р.

Развитие художественно творческих способностей дошкольников

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев.

Творческое развитие дошкольника Пояснительная записка. У каждого из нас Внутри талант таится И очень важно в детстве Дать ему раскрыться. способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста.

Творческие способности дошкольников

Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Каждый год в.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних с.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Занятия по интеллектуальному развитию дошкольников

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу и.