Меню

Рисование пейзажа с детьми дошкольного возраста

Осенний пейзаж с детьми: поэтапное рисование

Осенний пейзаж – это восхитительная картина. Как хочется запечатлеть яркие краски, интересные линии, особую красоту осеннего неба и пестрое разноцветье листвы деревьев! Давайте сегодня нарисуем с детьми осенний пейзаж – осеннее дерево на поляне – и выполним творческие задания.

Этот мастер-класс был проведен в детском саду, и в нем представлены детские рисунки, выполненные детьми старшего дошкольного возраста.

Материалы для рисования осеннего пейзажа

Для рисования осеннего пейзажа с детьми Вам понадобятся:

— Краски гуашь или акварель

— Белый альбомный лист (лучше для акварели)

— Тетрадный лист, офисная или газетная бумага

Поэтапное описание рисования осеннего пейзажа с детьми

Первый этап. Рисование осеннего неба

Подготовьте для детей палитру, краски и широкие кисти.

— На палитре развести белую и синюю краски и широкой кистью (в данном случае плоская кисть № 12) нарисовать небо. Оно займет половину листа бумаги. Движение кисти должно идти слева направо, отрываем кисть от листа.

В верхней части рисунка небо более синее, чем ниже опускаемся по рисунку, тем светлее становится фон.

Как сделать небо более светлым:

— вариант А: для гуаши. Добавляем белую краску к синей.

— вариант Б: для акварели. Размываем краску. Для этого на кисть не набираем краску, а обмакиваем её слегка в воду и таким образом размываем имеющуюся на кисточке краску.

К линии горизонта небо на рисунке детей будет почти белое.

Мы получили фон неба для осеннего пейзажа.

Второй этап. Рисование осеннего поля

На втором этапе мы с детьми рисуем поле желто-оранжевыми красками. Изобразим возвышенность кривой линией. Нанесем отдельные мазки зеленой краской.

Полезный совет: Обратите внимание детей на смешение красок. Если по непросохшей оранжевой краске пройтись кистью с зеленым цветом, получим коричневый землистый цвет.

Третий этап. Рисование ствола и ветвей дерева

Начнем рисовать с детьми главный элемент осеннего пейзажа – дерево на поляне.

Взять тонкую кисть и коричневой краской нарисовать ствол дерева и ветки: сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев движением кисти сверху вниз. Ветки рисуем не симметрично, а вразброс.

Обращаем внимание детей на то, что ствол в верхней и нижней части разной ширины, потому что дерево растет снизу и у земли ствол его имеет самую широкую часть.

Затем ствол закрашиваем коричневой краской.

Вдоль ствола прорисоваем тонкие линии черной или коричневой краской другого цвета, придающие фактуру коры.

Четвертый этап. Рисование осенней листвы штампами

Шаг первый. Сначала мы подготовим вместе с детьми самодельные штампы для рисования листочков. Для этого берем обычную офисную бумагу или тетрадный лист (конечно , можно сделать штампы и из газеты).

Для изготовления штампа нужно оторвать и скрутить небольшой кусочек листа бумаги в трубочку диаметром приблизительно 7 – 10 мм. Затем согнуть её пополам и обмотать ниткой. Причем зафиксировать желательно ближе к сгибу бумаги, потому что во время работы бумага размокнет и ширина штампа увеличится. Хотя в этом тоже своя прелесть, ведь листочки на дереве не имеют одинакового размера.

Полезный совет: Желательно использовать бумагу, бывшую в употреблении, знакомя детей с бережливостью. Ведь на производство бумаги вырубается лес! Если каждый сохранит один чистый лист бумаги, сбережется дерево от вырубания. Это и экономия семейного бюджета. Приучайте детей к бережному отношению к миру с ранних лет.

Шаг второй. Обмакнуть полученный штамп сгибом в краску красного цвета и сделать отпечатки, имитирующие листья, на ветках деревьев.

Шаг третий. Взять другой штамп и обмакнуть его в краску зеленого цвета и подобным образом нанести отпечатки зеленых листьев на кроне дерева. Аналогично выполнить работу с оранжевой краской.

Шаг четвертый. И последние штампы выполнить желтым цветом. Конечно, последовательность нанесения красок может быть другая – это право выбора ребенка! По желанию, под деревом также нанести штампами опавшие листья.

Осенний пейзаж с деревом на поляне готов. Вы можете его дополнить любыми деталями.

Творческие задания по рисованию осеннего пейзажа с детьми

Рисование осеннего пейзажа с детьми всегда имеет в своей основе жизненный опыт ребенка , его наблюдения за природой, рассматривание картин об осенней природе, фотографий, слушание стихов, в которых поэты выразили свое осеннее настроение.

Вам в помощь — несколько творческих заданий, которые подготовят детей к рисованию осеннего пейзажа.

  • Понаблюдайте за осенним небом. Какого оно цвета? Какого цвета облака? Подумайте и обсудите с детьми, как можно изобразить такое небо в рисунке осеннего пейзажа, какие краски Вам понадобятся. Нарисуйте осеннее небо с ребенком, придя домой с прогулки.

Полезный совет: Вы можете во время прогулки с ребенком сфотографировать небо на мобильный телефон. Дома перед рисование неба рассмотрите Ваши фото, чтобы малыш наглядно увидел особенности осеннего неба и осеннего пейзажа и передал их в своем рисунке.

  • Подумайте, как и из чего можно сделать самостоятельно штампы для рисования листьев на дереве.
  • Нарисуйте осеннее дерево на поляне. Понаблюдайте на прогулке за другими осенними пейзажами и нарисуйте их вместе с детьми.
  • Задание для детей 6 лет и старше. Прочитайте детям стихотворение об осени – художнице. Как рисует осень свою картину? Как осень «краски мешает», как она «рвет в клочья рисунок» (например, ребенку можно объяснить, что когда дует ветер, то листья опадают и рисунок меняется, как будто осень свой рисунок ветром порвала)? Что означает «уронила багрец»? Какая картина получилась у осени? Что означает «невозможно глаз отвести» — это значит, картина какая?

Осень — художница
Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести. (Маргарита Алигер)

Вот какие рисунки получились у детей — дошкольников, которые рисовали осенний пейзаж в детском саду в кружке художественного творчества.

Обратите внимание — насколько разное настроение передано в рисунках. У кого-то из детей осенний пейзаж тревожный, дует ветер, природа напряжена, линии прерывистые. А у кого-то получилась солнечная осень. Не загоняйте ребенка в шаблоны — пусть он выражает свое настроение и своё восприятие осеннего пейзажа!

Осенний пейзаж — это замечательная возможность обсудить с ребенком изменения в осенней природе, поговорить об осенних настроениях и разном восприятии осени людьми, поэтами, художниками. Используйте эту возможность и заново открывайте мир и его красоту вместе с Вашими детьми!

Автор мастер-класса: Вера Парфентьева, руководитель кружка детского художественного творчества, учитель технологии, читательница сайта «Родная тропинка».

Еще один вариант рисования осеннего пейзажа с детьми Вы найдете в видео ниже:

Еще о рисовании осенних картин с детьми Вы узнаете из статей сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Урок рисования для старших дошкольников. Рисование пейзажа

Мастер-класс. Учимся рисовать пейзаж по теме «Лето»

Автор: Дроздова Маргарита Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 46 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», Красноярский край г. Ачинск

Материал для детей старшего дошкольного возраста.

Цель мастер-класса: знакомство с последовательностью рисования пейзажа, с понятием перспектива.

Задачи:

— ознакомление с понятием перспектива;

— способствовать развитию речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания;

— воспитывать желание выполнять работу красиво, любить и понимать красоту природы.

Применение: пейзажные работы, могут быть применены для оформления интерьера, тематических выставок, индивидуальных выставок детей. Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: картины художников по теме «Лето», краски, баночки с водой, палитра, кисточки, калька три слоя.

Загадка:

Если видишь на картине

или ель и белый иней,

или сад и облака

или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется… «пейзаж».

— Что такое пейзаж? — Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.

ЧТО ТАКОЕ ПЕРСПЕКТИВА?

Предметы, находящиеся вблизи, кажутся больше, чем те же предметы, расположенные дальше. Рисуя их более крупно, мы тем самым как бы их приближаем. При рисовании пейзажа нужно правильно передать расстояние, на котором предметы находятся друг от друга. На переднем плане картины изображаются предметы, находящиеся вблизи. Поэтому они рисуются крупно. На заднем плане – все, то, что находится вдали. Они рисуются намного мельче. Это и есть перспектива.

1. Сначала на первом слое кальки изобразите задний план: небо, холмы, маленькие деревья.

Читайте так же:  У ребенка диагноз рахит

2. Сверху на рисунок наложить второй лист кальки и скрепите листы клейкой лентой.

3. На втором слое кальки нарисуйте некоторые детали. Их надо рисовать более крупными, чем на заднем плане.

4. Теперь наложите третий лист кальки и тоже скрепить его с остальными.

5. На верхнем, третьем листе кальки изобразите то, что находиться на переднем плане. Это будут самые крупные предметы на нашем рисунке.

6. Три слоя бумаги дают ощущение глубины пейзажа. Деревья расположены вдали, видны не очень отчетливо, как это бывает в жизни.

7. Итоговая работа.

Осваивайте последовательность рисования перспективы в пейзаже.

Изобразительная деятельность в детском саду. Опыт работы «Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа»

Марина Червяцова (пелло)
Изобразительная деятельность в детском саду. Опыт работы «Обучения детей седьмого года жизни рисованию пейзажа»

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к родному краю.

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Мы предполагаем, что совершенствованию обучения детей рисованию пейзажа будут способствовать следующие педагогические условия:

– отбор содержания и организация предварительной работы, деятельности по ознакомление детей с пейзажем;

– чтение художественных произведений, позволяющих формировать, закреплять, обобщать представления детей о природе и пейзажной живописи;

– организация уголка изобразительной деятельности способствующего закреплению и расширению представлений о пейзажной живописи;

– составление перспективного плана работы по ознакомлению детей с пейзажем и обучению рисованию природы;

— организация индивидуальной работы с детьми по наблюдению за природой и отображению ее на картинной плоскости;

– осуществление преемственности занятий с изобразительной деятельностью с занятиями по развитию речи, экологии (окружающий мир, математике и т. д. ;

разработка комплекса дидактических игр, направленных на формирование у детей представлений о пейзаже и способах его плоскостного изображения.

Работа проводилась группа№1 «Светлячок» в три этапа:

1 этап — выявление начального уровня сформированности умений детей старшего дошкольного возраста рисовать пейзаж.

2 этап — Организация работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию пейзажа.

3 этап — выявление эффективности работы.

На первом этапе, стояла задача выявить начальный уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков в области создания пейзажа изобразительными средствами рисунка.

Поскольку диагностических заданий по выявлению у детей уровня сформированности умений и навыков изображения пейзажа, в литературе представлено не было, мы разработали диагностику выявления уровня умений и навыков детей в области рисования пейзажа.

Диагностика включает в себя ряд параметров: предварительный замысел; организация плоскости; работа с изобразительным материалом и оборудованием, работа с листом бумаги; технические навыки.

При проведении заданий мы столкнулись с тем, что одни дети чётко знают, что, как и чем они хотят рисовать, но некоторые дети без образца, без помощи воспитателя были неуспешны в изобразительной деятельности проявили растерянность и не знали с чего начать.

Анализ результатов диагностики показал, что в начале года рисунки соответствую: низкий уровень – (78%, средний уровень – (17%, высокий уровень – (5%).

Перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста рисования пейзажа, с помощью различных педагогических методов и приемов.

После выявления начального уровня сформированности у детей умений рисовать пейзаж мы перешли к 2 этапу.

Цель состояла в формировании у детей должного уровня навыков, умений рисовать пейзаж на плоскости листа посредством реализаций педагогических условий, которые были выделены нами в начале исследования. Работа строилась по следующим направлениям:

1. Формирование у детей представлений об элементах различных видов пейзажа: городского, сельского, простого пейзажа, сказочного.

2. Формирование у детей предварительного замысла.

3. Обучение у детей ориентировки на плоскости листа.

4. Работа с изобразительным материалом и оборудованием.

5. Развитие способностей детей к использованию в изображениях всех средств выразительности рисунка (формы, цвета, композиции, колорита, пятна, линии);

6. Стимулирование стремления детей к созданию неповторимых, оригинальных образов в пейзажном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

7. Разработка перспективного плана, отображение в нём тем занятий, которые помогут сформировать знания, умения, навыки у детей старшего дошкольного возраста при рисовании пейзажа.

8. Взаимодействие занятий рисованием пейзажа с другими видами деятельности.

9. Подбор дидактических игр направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике пейзажа и умений отображать её при создании изображения.

Второй этап начался с конца сентября, мы составили перспективный план на год.

Подобрали дидактические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков отбора элементов пейзажа и его составления.

— деревянные пазлы «Времена года»;

— Сделали своими руками дидактическую игру «Собери пейзаж»;

— Пазлы «Времена года»

«К какому дереву принадлежит этот лист»;

— Развивающая игра – лото «Где растет огурчик»;

Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем было отражено тематическое распределение материала на год, показано взаимодействие занятий с другими видами деятельности.

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании пейзажа мы строили в соответствии с требованиями Базисной программы развития ребенка — дошкольника «Истоки», которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка нравственно – эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Мы использовали основные методы для развития эстетического восприятия и детского творчества: наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтических произведениях; беседы о природе; рассматривание иллюстраций и пейзажных картин; показ некоторых приёмов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче образа природы в рисунке.

Перед каждым занятием проводится предварительная работа в неё входили следующие виды деятельности: знакомство с художниками, экскурсии в галерею детского сада; экскурсии в парк; наблюдения на участках за природой, беседы о разных временах года; рассматривание картин по временам года; чтение стихов, составление рассказов; слушание музыки; приглашение в группу известного художника — пейзажиста Нилова Владимира Николаевича, который рассказывал о своей работе и показывал, как правильно надо писать пейзаж; пересказ об увиденном на экскурсии.

От второго этапа мы перешли к третьему этапу. Анализ мониторинга в группе «Светлячок» показал, что у детей в конце года формирования знаний, умений, навыков соответствуют: средний уровень – 59%, высокий уровень – 41%.

По сравнительной голограмме, третьего этапа можно сделать вывод, что с помощью педагогических условий, приёмов, методов, перспективного плана уровень у детей вырос. Задачу о повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста рисования пейзажа, с помощью различных педагогических методов и приемов мы выполнили.

Анализируя рисунки детей на третьем этапе, мы выявили, что все дети рисуют широкую полосу (фриз, линию горизонта, дети заполняют всё пространство листа, видно уменьшение и увеличение предметов, уменьшенные предметы дети располагают дальше, предметы рисуют выше, видна динамика.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в начале года у детей были выявлены две большие трудности в создании пейзажных рисунков.

Первая трудность состояла в том, что у детей страдала самостоятельность, а также сохранение каждым ребёнком своего индивидуального замысла.

Вторая – заключалась в том, что у многих детей сложился определённый штамп, стереотип рисования.

Данные трудности нам не удалось полностью преодолеть. В связи с этим не планируем останавливаться на достигнутом, и видим перспективу продолжения нашей работы в заданном направлении.

Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста (стр. 1 из 5)

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский педагогический колледж»

Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

Бухмина Елена Сергевна

студентка IV курса, 162 группы

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

Руководитель: Черных Валентина Александровна

преподаватель методики изобразительной деятельности,

второй (II) квалификационной категории.

Консультант: Гурова Ирина Александровна

преподаватель высшей квалификационной категории.

Рецензент: Анчутина Ольга Алексеевна

Заместитель директора МОУ ДОД ДХШ

высшей квалификационной категории.

Глава 1. Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста

1.1Пейзажное рисование. Сущность. Виды

1.2Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию

1.3 Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию

Глава 2. Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развития навыков пейзажного рисования

2.1 Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста

2.2 Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования

2.3 Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного рисования

Тему нашей выпускной квалификационной работы «Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста» — мы выбрали потому, что считаем ее актуальной, так как проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящие время.

Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров – пейзажная живопись. По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся c новыми для них предметами и явлениями.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Читайте так же:  Ребенок отказывается спать днем в 3 года

Известно, что детское творчество — явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование для ребенка — своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста [10].

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы [14].

Противоречие заключается в том, что пейзажное рисование имеет большое значение в воспитании, оно необходимо для всех детей. Пейзажная живопись дает простор детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.

Проблема в том, что недостаточно используются в дошкольных учреждениях занятия по обучению пейзажному рисованию.

Объект исследования : процесс развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования.

Целью данного исследования является: выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по обучению детей дошкольного возраста пейзажному рисованию, раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном рисовании.

2. Определить возрастные особенности обучения пейзажному рисованию.

3. Выделить характерные особенности обучения по изобразительной деятельности.

4. Провести диагностическое обследование детей.

5. Разработать занятия по обучению детей пейзажному рисованию и апробировать их в работе с детьми.

6. Выявить влияние занятий на развитие навыков пейзажного рисования и сравнить констатирующий и контрольный эксперименты.

Гипотеза : если на занятиях по рисованию использовать разные методы и приемы обучения, то у детей будут развиваться изобразительные навыки и умения.

Методы исследования : беседа; анкетирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Методологическая основа исследования :

1. Психолого-педагогические труды (Логинова В.И., Выготский Л.С., Субботина В.Ю. – об особенностях воображения и творческого мышления в дошкольном возрасте).

2. Педагогические основы методики развития детского изобразительного творчества (Комарова Т.С., Григорьева Г.Г. – об особенностях изобразительной деятельности в дошкольном возрасте; Компанцева Л.В. – об особенностях поэтического образа природы в детском саду; Курочкина Н.А., Чумичева Р.М. – об особенностях пейзажного рисования).

Практическая значимость в том, что она доказывает необходимость применения занятий для развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы : введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1 . Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста

Пейзаж (фр. рaysage от рays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени [12].

Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстает природа, как бы вновь сотворенная, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии, ибо она одухотворенна чувством художника.

В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной другим видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, световоздушную среду.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами ее объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж – поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); измененная человеком природа – села и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определенную эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи. Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает нам о знакомых и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит в свое отношение, создает поэтический образ природы. И.Левитан, И.Шишкин, К.Коровин — певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека [3].

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»

Алена Мудрецова (Майданова)
Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»

Пейзаж (фр. рaysage от рays — местность, страна) — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.

На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых — развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Обучение изображению пейзажа начинаем со средней группы. Рисуя пейзаж по началу, дети стремятся к отражению лишь характерных признаков и особенностей. Например в средней группе, когда дети рисуют ель или дерево, они передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки, а в старшей и подготовительной группе мы стараемся подводить детей к тому, чтобы они выделяли старые и молодые деревья, маленькие и большие, рисовали деревья различных пород, стройные или с изогнутыми стволами; использовали различные оттенки красок при окраске листвы, стволов, а также неба, снега, земли.

Одной из особенностей проявление творчества в пейзажном рисунке детей следует считать их умение изображать фон. В средне группе мы познакомили детей с фоном пейзажного рисунка, с линией «дружбы» неба и земли — горизонт. В старших группах учим рисовать фон по — разному, составляя и используя различные оттенки цветов. Окраска фона выполняет важную смысловою функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. Фон учим закрашивать с помощью поролонового тампона, используя толстые кисти, размыванием краски водой, наложением одной краски на другую.

Также обучаем детей по — разному изображать в рисунке пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, земли и неба, рисуя пригорки, широкое или узкое пространство неба; располагать отдельные образы природы рядом, подчеркивая их различия по величине (низкий куст, высокое дерево). Показываем как располагать предметы на всем листе бумаги, а не на одном уровне, рисовать перспективу (далеко, близко).

Также, для того чтобы рисунки детей были более выразительны, учим рисовать линией разной интенсивности, создаваемой разным нажимом на карандаш, мелок или использовать различные кисти (толстые, тонкие). Закрепляем у детей умение хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широкой линии (толстый ствол, большие ветки) и вертикально, кончиком кисти — при рисовании узких линий, точек (тонкие веточки, лучи солнца и пр.).

Знакомство с пейзажной живописью начиная со средней группы осуществляется в разных сферах и видах деятельности: знакомство с произведениями искусства, изобразительную деятельность, развитие речи, музыкальную деятельность, ознакомление с окружающим миром (наблюдение, экскурсия).

В своей работе по воспитанию эстетических чувств через пейзажную живопись используем различные методы и приемы: индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с пейзажной живописью проводим экскурсии в парк, лес, улицам города. Эти экскурсии подготавливают детское восприятие к определенному знакомству с пейзажем. А также воспитывают у них любовь к своему родному краю.

Стремясь сформировать у каждого ребенка умение чувствовать красоту природы ее совершенство используем при наблюдениях стихи и произведения поэтов: И. Сурикова, С. Есенина, Е. Тургенева, А. Толстого и др.

Читайте так же:  Почему ребенок все время спрашивает ты меня любишь

Живое наблюдение природы, восприятие ее в стихах конкретизирует восприятие детей, делает его более осмысленным.

Рассматривая картины о природе, знакомим детей с пейзажной живописью. Подчеркивая, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, используя разные средства выразительности. Рассматривая картины беседую с детьми, обращаю внимание на то, как изобразил природу художник, как нарисовал деревья, кусты, небо и т. п. Все это способствует созданию в рисунке детей развернутого пейзажа, т. е. Помогает не только воспроизвести им отдельные образы природы с индивидуальными способностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и наконец выразить чувства.

Детям пятого года жизни следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие слуха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе. Для работы с детьми этого возраста трудно найти законченные поэтические произведения на темы, которые можно изобразить. Поэтому допустимо выбирать законченные строчки, строфы, в которых описывается доступная детям среднего возраста картина природы. Желательно, чтобы описанный в них образ отличался конкретностью, несложными для изображения признаками.

СТАРШАЯ ИПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

К старшей группе дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т. е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи. Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения. Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо-эмоционального развития наблюдателя.

С детьми шестого года рекомендуется проводить занятия по рисованию на темы двух произведений, в которых описана природа в одно и то же время года. До занятия целесообразно провести беседу об их содержании и средствах выразительности. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды. Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.

Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного ее описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.

Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использовании не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Беседы о поэтических произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных по сравнению с предыдущей группой стихотворений. В старшей группе перед живым наблюдением можно организовать рассматривание иллюстраций к стихотворению, в котором описан определенный пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности.

В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определенной ситуации, направлять на поиск различных вариантов ее исполнения.

С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется проводить рисование пейзажей с натуры, привлекая и к этому процессу лирические произведения.

Инструкция для взрослых «Краткий план работы над пейзажем»

1. Выберите план, который хотите изобразить на листе бумаги. Можно взять за основу готовую картинку или просто представить ее.

2. Расположите лист вертикально или горизонтально, в зависимости от замысла.

3. Простым карандашом нарисуйте линию горизонта и сделайте при необходимости набросок самых важных деталей.

4. Создаем фон. Фон лучше создать в технике «по-сырому слою». Возьмите кисть, смочите лист водой, обмокните в гуашь или акварель и начните наносить мазки. Небо обычно рисуется в первую очередь. При выборе цвета не стоит зацикливаться на традиционных синих оттенках, играйте с красками. Вариантов может быть масса: от розового и красного, до желтого и фиолетового. Цвета можно смешивать как на бумаге непосредственно в рисунке, так и на палитре.

5. Плавно перейдите к земле, используйте как минимум 2-3 цвета. Это позволит вам сделать рисунок более объёмным и реалистичным. Землю можно изобразить мазками, как небо, а можно постукиванием жёсткой сухой кистью по сырому либо по сухому слою, либо мокрой жёсткой кистью.

6. Дайте фону высохнуть. Или просушите салфеткой.

Изобразите объекты дальнего плана, затем среднего (если они есть) и переднего, используя известные вам техники.

7. Дополните пейзаж другими элементами на свое усмотрение. Не бойтесь ошибок, идеальная картина с первого раза может и не получиться, но постоянная практика рисования пейзажей позволит вам свести вероятность их появления в дальнейшем к минимуму.

Для иллюстрации описанных этапов и техник в качестве примера последовательного создания пейзажа, предлагаю фото дидактической игры «Разложи работу художника по порядку».

Последовательность выполнения пейзажа

детьми дошкольного возраста

Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу воспитателю необходимо научить детей соблюдать последовательность выполнения пейзажа:

1. Начинается с выбора уголка природы, который дети хотели бы изобразить в своей картине.

2. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере, но есть один способ, который позволяет это делать и дома (этюды)

Этюд – это зарисовка отдельных элементов будущей картины (прорисовка цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).

На примере этих этюдов можно создать пейзаж.

3. Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)

4. Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта. Есть пейзажи, где линия горизонта высокая (широкая полоса земли и узкая – неба, и пейзажи, где линия горизонта – низкая (узкая полоса земли и широкая – неба).

5. В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива.

Перспектива от латинского – «ясно вижу».

Смотря куда-либо мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние большими, поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, поэтому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.

При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.

При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.

Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа, начиная с переднего плана, а затем рисуется задний план.

«Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах Цели: 1. Развитие координации движений, крупной, средней и мелкой моторики. 2. Развитие координации зрения, моторики и речи. 3. Создание.

Доклад «Усложнение приемов изображения деревьев в разных возрастных группах» Ребенок проявляет активный интерес к рисованию уже на 2-м году жизни. В этом возрасте дети ясельного возраста с упоением мажут по бумаге.

Использование нетрадиционных методов здоровьесбережения в разных возрастных группах ДОУ Состояние здоровья детей на современном этапе вызывает обоснованную тревогу. По данным Всероссийской диспансеризации (2002)только 32% детей.

Консультация для педагогов «Уголок природы в разных возрастных группах» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Консультация для воспитателей «Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах» Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности.

Консультация для воспитателей «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» 1,2 слайд Ведущей деятельностью детей — дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности,.

Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные методы руководства игрой в разных возрастных группах». Для управления игрой педагогу необходимо располагать группой наиболее эффективных методов воздействия. Младшая группа: 1. Показ способа действия.

Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах Рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах Все дети думают, чувствуют и видят по-своему Ж. –.

Подходы к созданию развивающих предметно-пространственной среды в разных возрастных группах. Подходы к созданию развивающих предметно- пространственной среды в разных возрастных группах. 1) РППС обеспечивает максимальную реализацию.

Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах. Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах. Детский сад — особое учреждение, это практически.