Меню

Резюме моей самооценки

Самооценка в профессиональной сфере

Самооценка неоднородна

В разных сферах человек может по-разному себя оценивать. Например, человек может высоко себя ценить в роли мужа, но низко — в финансовой сфере, высоко как любителя изобразительного искусства, но низко как спортсмена, иметь высокую самооценку с точки зрения успеха у противоположного пола, но низкую — с точки зрения на себя как на профессионала в своем деле. Самооценка неоднородна. Неправильно было бы говорить о самооценке как об общей личностной характеристике. Самооценка зависит от рассматриваемой сферы.

Самооценка непостоянна

Она меняется в зависимости от того, что с нами происходит. При положительных подкреплениях извне она растет, при неудачах — падает. Когда мы в приподнятом настроении, то и в профессиональной сфере самооценка растет, когда в подавленном — падает. Это не зависит от причины нашего настроения.

Формула самооценки

Американский психолог У.Джеймс вывел следующую форму самооценки:

Самооценка = УД/УП

Самооценка — это отношение Уровня достижений к Уровню притязаний.

Данная формула показывает, что чем большего мы добиваемся, тем выше наша самооценка. Чем ниже уровень притязаний (амбиций, ожиданий от себя, требований к себе), тем выше самооценка.

Простой вывод: чтобы поднять самооценку, необходимо увеличить уровень достижений и сократить уровень притязаний.

Есть похожие аналогии из других сфер жизни. Например, если мы хотим сбросить вес, то нужно повышать расход калорий и снижать их потребление. Если хотим повысить рентабельность предприятия, то нужно увеличивать доходы и минимизировать расходы. Человек так устроен, что что-то у себя урезать ему дискомфортно. Снижение в голове связано с ущемлением, потерей, это плохо.

Если мы говорим про самооценку в профессиональной сфере, то, не прилагая усилий к повышению эффективности себя как профессионала, можно просто снизить уровень притязаний, т.е. ожиданий от самого себя. Казалось бы, просто хотеть от себя меньшего в профессиональном плане. Снизить амбиции, довольствоваться меньшим. Вряд ли кто-то захочет повышать самооценку таким образом. Но задуматься о том, не чрезмерно ли завышены у Вас ожидания, не излишне ли требовательны Вы к себе, стоит. Перфекционисты часто этим грешат. Ваши притязания, сформулированные в виде целей, должны Вас мотивировать, а не заставлять опускать руки с чувством собственной несостоятельности.

Если с требованиями к себе у Вас все в порядке, то сосредоточимся на повышении уровня достижений. Перед тем, как перейти к следующей части, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне повышать самооценку в профессиональной сфере?» Ответ на этот вопрос поможет сохранить настрой в периоды, когда результат еще не виден.

Как повысить уровень достижений

Чтобы что-то улучшить, надо начать это измерять. Иначе, как Вы поймете, что стали в чем-то лучше? Поэтому, начать можно с определения ключевых показателей Вашей профессиональной деятельности. В западной практике это называется KPI — Key Performance Indicators. Это ключевые показатели деятельности, по которым оценивается эффективность в достижении целей и решении профессиональных задач.

Оцените текущую ситуацию. Проведите оценку себя как профессионала по выделенным KPI, запишите результат. Это начальная точка. Далее ставьте себе цели, краткосрочные и долгосрочные: цели на день, на неделю, на месяц, на 3-6 месяцев, на год, на 3-5 лет. Записывайте цели. Фиксация целей на бумаге увеличивает шанс их достижения. Записывайте результаты своей работы, отмечайте прогресс. Обязательно отмечайте свои достижения. Это — ключевой момент в повышении самооценки в профессиональном плане. Приучая себя фиксировать внимание на своих достижениях, Вы ощутите, что растете как профессионал. Плюс, положительный результат мотивирует.

Если у Вас возникают сложности с постановкой целей, попробуйте определить свои «зоны для развития». Это те навыки в профессии, которых Вам не хватает, те действия, которые у Вас не получаются. То, чего Вам не хватает для достижения идеального образа себя как профессионала. «Зоны для развития» легко переформулируются в цели.

Резюмируем. Чтобы повысить уровень достижений, необходимо:

  1. Определить ключевые показатели оценки профессиональной деятельности
  2. Зафиксировать текущее положение
  3. Ставить цели и определять «зоны развития»
  4. Фиксировать достижения и прогресс в профессиональной сфере
  5. Снова с п.3.

Повышение самооценки Вас как профессионала не может идти без повышения мастерства. Наивно полагать, что получив профильное образование, Вы всю оставшуюся жизнь будете довольствоваться полученными знаниями и навыками. Профессионал постоянно работает над собой. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повысить свой профессиональный уровень?»

Учиться. Учиться у лучших. Это курсы повышения квалификации, семинары, вебинары. Перенимать опыт у людей, состоявшихся профессионально в Вашей сфере. Найдите человека, который достиг того, чего хотите Вы, и попросите его стать Вашим наставником. Читайте профессиональную литературу. Рассматривайте книгу как возможность пообщаться с человеком, который достиг профессиональных высот в Вашей сфере и делится с Вами квинтэссенцией своих мыслей. Запрашивайте обратную связь у коллег и руководителя. Важно ее не просто спросить, но услышать и использовать на практике.

Проект становления главенствует в жизни подростков, но они еще слишком юны, чтобы нести взрослую ответственность. Юноши и девушки нуждаются в теплоте и требовательности окружающих их взрослых – во взрослых, достойных их доверия и откровенности.

Похожие главы из других книг

РЕЗЮМЕ Итак, вы в норме. В пределам допустимого. Что это означает?Первое: вы безусловно талантливы.Второе: по форме графика вы можете приблизительно судить о своих сегодняшних возможностях.Третье: теперь достаточно найти достойную задачу — точку приложения сил, — и ваш

РЕЗЮМЕ 1. Мы хотим научить вас жить с удовольствием. С удовольствием, за которое не придется платить, потому что оно само есть плата за жизнь естественную, жизнь в согласии с мудростью тела.2. Если вы живете только на эмоциях (наслаждение от безделья, от игры, от культуризма,

Резюме В конце каждой главы будет представлена карта идеи, лежащая в основе соответствующей главы (см. рис. 1.2). Я знаю, вы еще не знакомы с картированием идей, поэтому позвольте мне дать краткое описание этого рисунка. В центре диаграммы расположена моя центральная тема –

Резюме Рождение, как входные ворота в полярную жизнь, – не менее драматическое событие, чем зачатие. С точки зрения ребенка все происходит совсем не так, как в представлении взрослых. Если зачатие воспринимается как ограничение или даже тюремное заключение, то роды,

Резюме В этой главе мы говорили о том, как ориентация на материалистические ценности препятствует удовлетворению потребностей в аутентичности и автономии. Человек, разделяющий эти ценности, не считает личную свободу и самостоятельность важными, уменьшая тем самым

Резюме Теперь будет своевременным попытаться резюмировать вышеизложенное. Мы исходили из уклонений полового влечения в отношении объекта и цели его и встретились с вопросом, являются ли эти уклонения следствием врожденного предрасположения или жизненных влияний.

Самооценка при поиске работы

Самооценка при поиске работы, одна из моих любимых тем.

Верите или нет, но то, как мы сами себя оцениваем, косвенно влияет на принятие решения работодателем и наши условия работы. Самый яркий пример — 2 ассистента Директора с практически аналогичным опытом. Одна рассматривает позиции от 20 000 и успешно ходит на интервью, вторая — ищет работу хотя бы на 10 000 и не верит в то, что у нее получится. В результате работу находят обе. На тех условиях, которые сами себе поставили.

На нашу самооценку очень влияет обратная связь от мира. Это в первую очередь воспитание и вера в нас родителями. Во вторую очередь, но не менее важно — с каким руководителем мы работали, в какой корпоративной культуре и как в компании оценивали нашу работу.

В моей практике было 2 наглядных случая.
Первый герой, назовем его Витя, был уволен из компании, спустя несколько лет работы потому что «не развивался» и не брал на себя ответственность. Так ему сказали в день увольнения. Спустя несколько месяцев наш герой вышел в компанию, где было принято поддерживать друг-друга и помогать. Для меня было приятной неожиданностью услышать от HR, что в компании просто в восторге от его профессионализма и отвественности. Ему поручают самые важные проекты и он уже показывает отличные результаты. А еще, его очень любит коллектив и хорошо относится руководство.

Вторая героиня, назовем ее Катя, сменила несколько работ. Практически везде она чувствовала себя просто «руками», которые выполняют работу. Спустя несколько неудачных попыток доказать на что способна и негативной обратной связи от руководителя, она перестала бороться. Ей не пересматривали ЗП, а когда увольнялись сотрудники — перекладывали на нее их незавершенные проекты. Я часто слышала от нее: «Я не профессионал, куда меня возьмут…». Но тем не менее убедила ее искать работу.
Спустя месяц наша героиня была уже на новой работе и получала более высокую ЗП. Спустя 2 месяца ее пригласил в кабинет и похвалил руководитель. Сотрудники начали обращаться к ней с вопросами, и оказалось, что ее знания ценны для этой компании.
Мы часто встречаемся, и я слышу о ее предложениях и их реализации в компании.
Знаете, что произошло с этими людьми? Они попали в поддерживающую среду, и в этих условиях начал раскрываться их потенциал. Они начали опять верить в свои силы. А главное, они настолько благодарны компании за теплое отношение, что стараются на все 100, а то и больше.

Читайте так же:  Отношение к женщине в дагестане
К чему я веду?

На консультации по поиску работы часто приходят люди с упавшей уверенностью в себе. Негативный прошлый опыт вынуждает их считать себя неудачниками и непрофессионалами. Они не верят, что смогут найти «нормальную» работу и занижают свою стоимость на рынке.

Но это не приговор и с такими случаями можно и нужно работать.

Итак, решение.

Что делать, если человек уже уволился с работы, сейчас находится в подавленном состоянии и испытывает трудности с поиском новой?
Более того, что делать, если он ищет работу долго или получал негативную обратную связь на интервью и совсем разуверился в своих силах?

Обычно, это «ударяет» по:
1. Личностным качествам.
«Я какой то не такой», » я слишком проактивный» или хуже того: «я неудачник»;
2. Профессиональным качествам.
«Я не профессионал и мой опыт никому не нужен, раз я не могу найти работу», «стоит соглашаться на любую работу, лишь бы выжить»

Почему такие суждение не верны:
1. Прежде всего, необходимо понять, что для каждой компании нужны разные люди с разными характерами. Это значит, что для одной компании ваша проактивность или робкость может не подходить, но для другой окажется идеальной. Стоит помнить, что мы часто стремимся набирать в команду людей, похожих на нас, а потому если вы прирожденный коммуникатор а потенциальный руководитель аналитик, вы можете просто не понять друг-друга на интервью.

2. Также и с профессиональными качествами. Для одной компании ваших знаний может быть не достаточно, а для другой они могут оказаться как раз востребованными. Это не значит, что стоит «забить» и перестать совершенствовать себя. Это значит, что стоит продолжать откликаться на вакансии, но в то же время хорошо знать, какие знания и навыки вам стоит прокачать.

Распространенная ошибка кандидатов — не откликаться на вакансию, для которой у них немного не хватает опыта. Да, ваше резюме потратит 3 секунды времени менеджера по персоналу, но есть шанс, что на него обратят внимание. Вы никогда не будете на 100% идеальным кандидатом и всегда будут вакансии, для которых у вас чего-то не хватает. Но и шанс, что ваш опыт окажется более релевантным чем опыт других кандидатов, отправивших резюме — есть. Кроме случаев, когда кандидаты отправляют резюме от фонаря, на все вакансии подряд, но это же не о вас, верно?
Не делая попытки найти желанную работу, вы лишаете себя шансов, что у вас получится.

Итак, когда мы немного разобрались с суждениями в вашей голове, давайте поработаем над уверенностью.
В одной из прошлых прямых трансляций я рассказывала об этих инструментах, но о таком можно говорить много раз и с удовольствием 🙂

🍀 Вспомните и выпишите свои достижения. Достижениями считаем не только восход на Эверест или повышение планов продаж на 300%, но и любые полезные для компании задачи, которые требовали от вас «сверхусилия». У вас вытесняются достижения? Спросите у бывших коллег или руководителя, если вы остались в хороших отношениях.
🍀 Вспомните, за что вас хвалил руководитель или прошлые руководители.
🍀 За какими советами приходили коллеги.
🍀 Что полезного для компании вы инициировали. Если удалось это реализовать — что из этого получилось?
🍀 Вспомните любые награды или премии, котоыре вы получали. За что? Что вы делали лучше других и какие ваши качества вам в этом помогли?
🍀 Возьмите письменные рекомендации или рекомендации для своей страницы Линкедин у бывшего руководителя или коллег. Возможно, из рекомендаций вы узнаете о себе много нового.
🍀 Найдите ментора. Вот серьезно. Если сомневаетесь в своем профессионализме, попросите оценить вас профессионалом и составьте с ним индивидуальный план вашего развития.
🍀 Начните вести дневник успеха — журнал, в который записываете свои достижения в течении дня. «Самооценка строится по кирпичикам наших достижений» — говорит Ольга Юрченко (Olga Yurchenko), и она бесконечно права. В конце дня вам может казаться, что вы записываете ерунду, но когда страничек и достижений наберется достаточно, в ретроспективе вы увидите как сильно продвинулись вперед.
🍀 Начните анализировать ваши интервью. Именно анализировать, не эмоционально, а рационально. Если вам действительно не хватает знаний — как вы можете их наработать? Если вы попадаетесь на вопросах интервьюера — как можете в следующий раз ответить лучше? Зона вашего поведения — это то, что можно исправить, и это совсем не относится к вашей личности и не говорит что «с вами что-то не то».

Ну и конечно же. На вашем пути к новой работе, вам могут попадаться грубые и не прияные эйчары и нанимающие менеджеры. После некоторых собеседований может оставаться неприятный осадочек и ощущение, что нужно смыть это с себя. Вам могут обещать и не давать обратную связь или вести себя так, буд-то сделали вам одолжение, пригласив на интервью. Вам могут задавать вопросы, на которые вы не сможете ответить или на собеседовании сидеть в телефоне, пока вы делаете самопрезентацию.
Но все это: НИКОГДА. НЕ ДОЛЖНО. ПОДРЫВАТЬ ВАШУ САМООЦЕНКУ.

Позвольте себе быть уверенными в себе.
И у вас все получится.

Если вы ощущаете, что ваша самооценка упала и вам необходимо «прокачать себя» перед поиском работы, приходите на консультацию.

При поиске работы у 28% петербуржцев снижается самооценка

23 мая 2017 13:50 4

Поиск работы — тот еще квест. Надо найти подходящую вакансию, заинтересовать работодателя своим резюме, доказать свое преимущество перед другими на собеседовании. Специалисты службы исследований HeadHunter решили выяснить, что больше всего пугает петербуржцев в поиске работы.

Оказалось, что почти половина опрошенных боятся, что процесс поиска работы может слишком затянуться. 38% пугает, что новая работа будет хуже предыдущей. Кроме того петербуржцы боятся столкнуться с мошенниками или вообще не найти работу. У 28% снижается самооценка.

Также около 35% опрошенных признались, что при поиске работе испытывают неуверенность в себе, 38% поиск работы вводит в стресс. А 44% опрошенных петербуржцев испытывают вдохновение от новых карьерных перспектив и изменений.

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!

Опущенная самооценка

Часто встречается: «он (она) опустил мне самооценку».

Про супругов говорят (настоящих, бывших), про партнеров, про начальников и даже иногда про друзей.

Давайте посмотрим, в каком случае и как происходит такое «опускание».

Вообще, представление о пространственной форме иерархии (вверху-внизу, в виде лестницы или пирамиды) сформировалось у людей с самого момента их возникновения, миллиарды лет назад. Поэтому люди прекрасно чувствуют все эти нюансы обращения сверху-снизу в речи и поведении, а если вдруг не понимают, то из-за собственных психзащит (боязни узнать про себя, что они в каких-то ситуациях оказываются снизу, а в каких-то нахально лезут наверх, желания думать, что все всегда равны и ничего не грозит).

Московский государственный университет печати

Психология личности

учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»

Самосознание личности. Самооценка личности. Воздействие общества на волю личности. Роль личности в обществе

Человек, взаимодействуя с другими людьми, выделяет себя из окружающей среды и ощущает себя субъектом собственных фи­зических и психических состояний. Переживание наличия собст­венного «Я» выражается прежде всего в том, что личность осозна­ет тождественность себе. Это переживание начинается с детского возраста. Годовалый ребенок уже осознает отличия ощущений соб­ственного тела от тех ощущений, которые вызываются внешней средой, в возрасте 2 — 3 лет ребенок выделяет процессы, доставляю­щие ему удовольствие, на рубеже младших классов школы у ребен­ка возникает возможность оценивать свои психические качества (память, мышление и т.п.) на уровне своих успехов и неудач. В под­ростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к само­восприятию, к осознанию самого себя как субъекта отношений с окружающими. В этом возрасте у человека формируются образ «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я» и реальное «Я».

Образ «Я» — это относительно устойчивая система представле­ний человека о самом себе, на основе которой он строит свои отно­шения с другими людьми.

Образ «Я» включает в себя три компонента:

Конгнитимный (представление о своих способностях, внеш­ности, социальной значимости и т.п.).

Эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.п.).

Волевой (поведенческий) компонент (стремление быть поня­тым, завоевать уважение товарищей, повысить свой статус и т.п.).

Образ «Я» может проявляться как реальное «Я», которое пред­ставляет собой сиюминутное или текущее «Я» субъекта, когда че­ловек говорит или думает: «Я презираю себя» или «Я поступил пра­вильно и уважаю себя за это».

Идеальное «Я» — это то состояние личности, которого бы хотел достичь человек, чтобы соответствовать своим внутренним крите­риям успешности. Идеальное «Я» — это ориентир для развития и самовоспитания личности. Выявив критерий «идеального «Я», мож­но влиять на воспитание человека.

С идеальным «Я» связано фантастическое «Я». Фантастическое «Я» — это желаемое состояние субъекта, тот образ, какой желал бы приобрести человек, если бы это оказалось для него возможным, т.е. каким бы он хотел себя видеть.

Преобладание фантастического «Я», не сопровождающееся по­ступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание личности.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении са­мооценки личности.

Читайте так же:  Самооценка в учении

Самооценка личности — это оценка человеком самого себя, сво­их качеств, возможностей и места среди других людей. Это наибо­лее существенная сторона самосознания личности. С помощью са­мооценки человек регулирует свое поведение.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности , т.е. с желаемым уровнем самооценки личности, проявляющимся в сте­пени сложности цели, которую человек ставит перед собой. Уро­вень своих притязаний индивид устанавливает обычно между слиш­ком трудными и слишком легкими задачами.

Таким образом, уровень притязаний представляет собой выбор человеком цели с учетом успеха (или неуспеха) предшествующих действий. Уровень притязаний можно определить и как желаемый уровень самооценки личности.

Уровень притязаний в значительной мере определяет самоува­жение и психологическую защиту личности. В начале XX века аме­риканский психолог У.Джемс высказал интересную мысль о том, что определяющим компонентом образа «Я» личности является са­моуважение, которое характеризуется отношением действитель­ных достижений личности к уровню ее притязаний. Им была пред­ложена следующая формула самоуважения:

Самоуважение = Успех : Притязания личности

Исходя из этой формулы, можно сделать вывод, что человеку для достижения самоуважения необходимо либо приложить максимум усилий, чтобы добиться успеха, либо понизить уровень притязаний. Тогда даже при скромных успехах самоуважение не будет потеряно.

Снижение уровня притязаний обеспечивает психологическую защиту личности. Однако психологическая защита не сводится толь­ко к снижению уровня притязаний. Понятие психологическая за­щита личности представляет собой регулирующую систему, кото­рую использует человек для личного статуса и преодоления фруст­рации . Психологическая защита, по мнению З.Фрейда, может про­являться как агрессивное поведение. Кроме того, одним из прие­мов психологической защиты является переключение, когда чело­век замещает деятельность, оказавшуюся заблокированной непре­одолимым барьером, другим видом деятельности, более доступным и перспективным для данной личности. И, наконец, в качестве пси­хологической защиты могут использоваться такие приемы, как ра­ционализация и вытеснение. Использование этих приемов хорошо описано в трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество, Юность» в признании главного героя этого произведения.

«Я был слишком самолюбив, чтобы привыкнуть к своему поло­жению, утешался, как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удовольствия, доставляемые прият­ной наружностью, которыми на моих глазах пользовался Володя и которым я от души завидовал, и напрягал все силы своего ума и во­ображения, чтобы находить наслаждение в гордом одиночестве».

Самооценка личности и защитный механизм трансформируют­ся по мере ее развития.

Процесс развития личности охватывает эволюцию познаватель­ных, эмоциональных и волевых компонентов. Этот процесс проис­ходит обычно в определенной социальной среде, в определенном обществе.

Существуя в обществе, человек подвергается воздействию об­щества, которое ограничивает и направляет его волю. Как уже от­мечалось, воля — это сознательное преодоление человеком труд­ностей при осуществлении действий, направленных на достижение определенных целей.

Общество оказывает воздействие на осуществление основных функций воли. В частности, общество прямо или косвенно влияет на выбор мотивов и целей деятельности личности.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции в сознании человека — активизирующую и тормозящую. Обе эти функции в значительной мере определяются обществом. Так, система ценно­стей, принятых в обществе, определяет цели деятельности многих людей, а эти цели мобилизуют побудительную функцию их воли, направляют поведение людей. С другой стороны, тормозящая функ­ция воли сдерживает нежелательные для общества проявления ак­тивности личности. Это сдерживание осуществляется в соответст­вии с писаными и неписаными законами общества. Причем соот­ношение этих законов, а также сами ценностные ориентиры в тра­диционном и современном европейском (западном) обществе раз­личны, что делает несостоятельным рассуждения об «общечелове­ческих ценностях».

На рубеже XVII -XVIII веков происходит зарождение капита­лизма и начинается индустриализация, т.е. складываются основы современной европейской цивилизации. Этому этапу предшество­вали великие географические открытия и колонизация (меньшин­ство колонизаторов научилось держать в повиновении большинст­во туземцев); реформация церкви и утверждение протестантской этики в наиболее развитых европейских странах; вытеснение це­хового производства мануфактурой. На этом этапе происходит от­деление управления от собственности, т.е. начинает складываться институт наемных управляющих, которым доверяют управление капиталом и людьми.

Особенностью этого этапа является радикальный пересмотр новой цивилизацией ценностей и установок традиционного обще­ства. Так, если в традиционном обществе считалось, что человек вел свое происхождение от богов и должен был жить в гармонии с при­родой, то новая цивилизация утверждала, что человек выше приро­ды, он вышел из дикости и должен подчинить себе природу. С точ­ки зрения традиционного общества, природа выше культуры. Но­вая цивилизация утверждала обратное. Если в традиционном об­ществе человек жертвует частью своей свободы и надеется на по­мощь общества и государства в критический момент, а равенство рассматривает как взаимопомощь, а не как конфронтацию, то но­вая цивилизация предполагает, что общество формируется посред­ством обмена, а свобода рассматривается как возможность прода­вать себя. Что же касается равенства, то один из идеологов нового общества Т.Гоббс считал, что равными являются те, кто может на­нести друг другу равный ущерб во взаимной борьбе.

Если в традиционном обществе власть легитимируется идей ре­лигии, то в новой цивилизации — волеизъявлением людей по прин­ципу «один человек — один голос». Если в традиционном обществе государственный аппарат невелик и развито самоуправление, от­сутствует расизм в этническом смысле, огромная часть прав не за­писана и существует в традициях, религии и культуре, а голосова­ние (если оно существует)-лишь ритуал, демонстрирующий един­ство, то в новой цивилизации государство представлено огромной бюрократической машиной, главная задача которой — защита мень­шинства богатых от большинства бедных (по типу колониального расистского управления).

В новом государстве существует огромное множество законов, которые часто пересматриваются и регламентируют каждый шаг человека. Голосование же перестает быть ритуалом, а становится узаконенным средством конфронтации, приводящим к победе над другими. Радикально меняется и отношение к труду. Если в тради­ционном обществе труд рассматривался как дело нужное и обще­ственно необходимое, то в новой цивилизации труд становится про­клятием, вместе с тем труд на хозяина — единственная возможность выжить для большинства трудоспособного населения.

На смену иррациональному типу мышления, основанному на религиозных ценностях и представлениях, пришло рациональное мышление, основанное на приоритете научных знаний и двойст­венной протестантской этике, предполагающей деление людей еще при их земной жизни на меньшинство избранных и большинство отвергнутых Богом. Потребности людей традиционного общества базировались на разумной достаточности. В новом обществе по­требление — самоцель. Если традиционное общество имело слож­ную структуру и стремилось к самоизоляции и самодостаточности, то новое общество уже в зародыше обнаруживало стремление к экспансии и разрушению сложившихся традиций и структур.

Было бы неправильно рассматривать личность только как объ­ект воздействия общества. Само общество нередко переживает серьезные трансформации под воздействием определенных лично­стей. Например, деятельность Ф.Рузвельта в США, роль АТитлера в Германии, преобразования Петра I и Александра II в России.

В русской философии бытовали два противоположных взгляда на роль личности в обществе. В 70-х годах XIX века была популярна точка зрения П.Л.Лаврова, который считал, что историю делают «отдельные критически мыслящие личности». В советский период считалось, что незаменимых людей нет и любая личность в любой момент может быть заменена другой личностью (или группой лю­дей), которая успешно сможет продолжать начатое дело.

Опыт отечественной истории корректирует эти диаметрально противоположные взгляды на роль личности в обществе. Так, в со­ветский период со смертью Ленина не закончился эксперимент по созданию в нашей стране нового общества, с другой стороны, со смертью Александра II были приостановлены реформы и подготов­ленная им конституция не была принята.

Для России характерны государственное вмешательство в эко­номику и идеологизация хозяйственной жизни. Поэтому роль го­сударственного лидера чрезвычайно важна для нашего общества. Незаурядная личность лидера влияет на поведение людей, побуж­дая их к максимальной реализации своего потенциала; с другой стороны, ординарная личность, оказавшаяся на гребне событий, не в состоянии воодушевить людей и создает в обществе стагна­цию или кризис.

Современные средства массовой информации (СМИ) дают воз­можность манипулировать общественным мнением и позволяют навязывать в качестве национальных лидеров фактически любые личности. При этом в демократических странах во время избира­тельных кампаний используются для пропагандистских целей прак­тически те же приемы, что и в рекламе товаров и услуг. Так, в газе­тах и журналах для пропаганды того или иного кандидата все чаще используются высказывания различных авторитетов (артистов, дея­телей науки и культуры и т.п.) в целях воздействия на читательскую аудиторию. По радио информацию о нужном кандидате передают обычно в непринужденной разговорной форме или в виде кратко­го рекламного текста.

В телевизионных передачах учитывается специфика эмоцио­нального и психического воздействия различных телевизионных средств. В частности, движение по экрану телевизора слева напра­во воспринимается легче и более благоприятно, чем справа налево, а движение по диагонали — из левого нижнего угла экрана в пра­вый верхний ассоциируется с преодолением, достижением чего-то значительного. Движение в обратном порядке воспринимается как утрата неких позиций. Движение по диагонали из правого нижне­го угла в левый верхний угол экрана и наоборот может вызвать у телезрителя смутные негативные ощущения. Резкая частая смена кадров ассоциируется с вторжением в персональное пространство телезрителя и может возбуждать отрицательные эмоции. Сознание человека воспринимает 24 кадра в секунду, а 25-й кадр действует на подсознание (использование этого приема запрещено во мно­гих странах даже в рекламе).

Используя различные технические средства для воздействия на психику избирателей, СМИ предлагают для пропаганды будущего национального лидера обычно следующие модели.

«Один из нас» — предполагается, что образ жизни лидера иден­тичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, страдает: жизнь приносит ему и удачи и неприятности.

Читайте так же:  Расклад на отношения с мужем

«Лучший из нас» — имеется в виду, что лидер является приме­ром для всей группы и как человек, и как профессионал. Люди стре­мятся подражать такому лидеру.

«Воплощение добродетели» — считается, что лидер является носителем норм морали. Он разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать.

«Оправдание ожиданий» — в этой модели предполагается, что поведение лидера не зависит от меняющейся обстановки, т.е. ли­дер всегда должен быть верен своему слову и не допускать откло­нения от курса поведения, одобренного группой.

Лидерство — это искусство влиять на людей, вдохновлять их на то, чтобы они по доброй воле стремились к достижению тех целей, которые не являются их личными целями, например, целей фирмы, государства.

Люди следуют за лидерами прежде всего потому, что он в состоя­нии предложить им (хотя далеко не всегда реально дать) средства для удовлетворения их насущных потребностей, указать верный путь к цели.

Власть лидера основывается и на таких посылках:

хорошем знании людей;

умении поставить себя на их место, понять их стремления;

способности анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные перспективы и последствия тех или иных действий;

понимании психологических особенностей окружающих и уме­лом их использовании в официальных и неофициальных контак­тах; возможности увлекать людей, вселять в них уверенность, вес­ти за собой;

гибкости, настойчивости, упорстве;

обширных знаниях, эрудиции и многом другом.

Проблемы лидерства обычно рассматривают в контексте целе­направленного управления. В частности, американский исследова­тель в области бизнеса, экономики и социальных проблем Тид Ордуэй в работе «Искусство лидерства» определял лидерство как влия­ние на людей для совместного достижения некоторой цели, кото­рую они считают желательной. При этом он полагал, что большин­ство людей хотят принадлежать к какой-либо ориентированной на достижение цели группе, например к церкви, предпринимательской компании, клубу. Поскольку лишь немногие призваны быть лиде­рами, большинство людей хотят, чтобы их вели, и чувствуют себя удовлетворенными в качестве ведомых.

Самосознание личности состоит в том, что человек выделяет себя из окружающей среды и ощущает себя субъектом собственных физических и психических состояний. При этом у человека созда­ется свой «образ Я», а также представление о фантастическом «Я» и идеальном «Я».

Самооценка личности — это оценка человеком самого себя, сво­их качеств, возможностей и места среди людей.

Самоуважение личности характеризуется отношением действи­тельных достижений личности к уровню ее притязаний.

Личность испытывает на себе воздействие общества, которое ограничивает и направляет ее волю. При этом ценностные установ­ки общества изменяются, что влияет и на ценностные ориентиры личности.

Однако личность не только пассивный объект управления со сто­роны общества. Отдельные личности могут оказывать существен­ное влияние на развитие общества. В этом случае личность стано­вится национальным лидером. Особенно велика роль националь­ных лидеров в нашей стране. Лидер — это личность, побуждающая людей к достижению целей, которые не являются их личными це­лями. Чтобы оказывать влияние на людей, лидер должен обладать определенным набором качеств и способностей. Люди восприни­мают лидера по следующим моделям: «один из нас», «лучший из нас», «воплощение добродетели», «оправдывающий ожидания».

Что представляет собой самосознание личности?

Основные компоненты «образа Я».

Что такое идеальное «Я»?

Что представляет собой фантастическое «Я» ?

Как соотносятся самоуважение и притязания личности?

Что включает психологическая защита личности?

Как воздействует общество на волю личности?

Каковы основные модели лидера?

В чем суть лидерства?

Какими качествами должен обладать лидер?

© Центр дистанционного образования МГУП

Резюме моей самооценки

В соответствии с положениями нового федерального государственного стандарта целью и результатом начального общего образования является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [10,с.6]. Обеспечение развития личности младшего школьника и, в частности, такого важнейшего личностного образования как самооценка, обуславливает необходимость применения в педагогической практике различных личностно-ориентированных технологий, одной из которых является проектная технология.

В отечественной психолого-педагогической науке подробно изучены возрастные особенности самооценки младших школьников и факторы, определяющие ее развитие [1, 2, 5, 8, 9]. Собран богатый эмпирический материал, доказывающий, что самооценка учащихся начального звена школьного образования недостаточно сформирована по таким показателям, как адекватность, устойчивость, обоснованность, дифференцированность.

Анализ психолого-педагогических диссертационных исследований, посвященных проектной деятельности младших школьников, свидетельствует о ее богатом личностно-развивающем потенциале [4]. В ряде работ указано, что выполнение учащимися начальных классов различных проектов и их защита способствует формированию рефлексии и адекватной оценке своих возможностей у детей [6, 7]. Однако в целом резервы проектной деятельности в плане развития самооценки младшего школьника изучены недостаточно и раскрываются фрагментарно.

Целью нашей статьи является рассмотрение возможностей проектной технологии как средства формирования адекватности, дифференцированности и обоснованности самооценки учащихся начальной школы.

В течение ряда лет нами организуется и курируется экспериментальная работа на базе нескольких школ города Нижнего Новгорода (Авторская академическая школа № 186, учителя: Марунина Г.Н., Хасанова С.Н., Воробьева Н.А, Киселева Е.А.; школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85, учитель Патрогина Е.В.; школа № 11 им. Г.С. Бересневой, учитель Першина Л.Л. и другие) в рамках сетевого сотрудничества с Нижегородским государственным педагогическим университетом. Проектная технология рассматривается нами как одна из важнейших составляющих психодидактического компонента личностно-развивающей образовательной среды начальной школы. В ходе экспериментальной работы создано, успешно апробировано и опубликовано разнообразное психолого-педагогическое обеспечение эффективной проектной деятельности младших школьников [3]. Особое внимание в рамках эксперимента уделяется изучению оптимизации детской самооценки в процессе проектной деятельности. Отметим, что нами целенаправленно организуется самооценка младшими школьниками не только результата, итога проектной деятельности, но и ее процесса, не столько материального продукта, сколько личностного. Рассмотрим некоторые из приемов формирования позитивных характеристик самооценки младших школьников в проектной деятельности.

С учетом недостаточной развернутости, дифференцированности и обоснованности (аргументированности) самооценочных суждений младших школьников, нами разработаны и апробированы различные комплексные алгоритмы устной самооценки проекта, некоторые из которых имеют соответствующее символическое подкрепление, наглядное сопровождение (в виде схемы-рисунка). Приведем пример.

Оцени свою работу над проектом.

1. Отметь то, что хорошо получилось в работе над проектом, удалось, свои успехи;

2. Назови то, что получилось не очень хорошо, не удалось, свои трудности;

3. Подумай, почему что-то не удалось;

4. Реши, что надо сделать, чтобы преодолеть свои трудности и неудачи;

5. Определи, справишься ли с этим сам(а) или тебе нужна помощь;

6. Выбери, к кому следует обратиться за помощью (к взрослому: родителям, учителю или к сверстникам: одноклассникам, друзьям и т.д.) [3, с. 42].

Подобные алгоритмы учат школьника не только констатировать свои актуальные трудности, но и планировать работу над их преодолением, проводить самооценку по разным критериям, объяснять свою позицию. Также некоторые алгоритмы ориентированы на прогностическую самооценку.

Для эффективной организации самооценки младшими школьниками своей проектной деятельности в письменной форме нами разработана система самооценочных бланков, определена логика работы с ними. Усложнение бланков заключается в следующем.

В первую очередь младшим школьникам предлагаются бланки, содержащие начала высказываний и все возможные варианты их продолжений (принцип теста с закрытыми вопросами). Учащимся необходимо только выбрать один наиболее подходящий вариант завершения фразы или, где это возможно, несколько. Например:

1. Я думаю, что работа над этим проектом:

а) научила меня новому;

б) помогла закрепить мои знания, умения;

в) ничего мне не дала.

2. Выполняя в группе этот проект, мне больше понравилось:

а) обсуждать проект с ребятами;

б) делать проект;

в) представлять проект.

Далее вводятся бланки, построенные по принципу незаконченных предложений, когда детям требуется самим письменно завершить начала предложенных самооценочных суждений. Например:

1. Я считаю, что мой проект……………….

2. Работать над этим проектом мне было…

3. Я думаю, что мой проект получился бы еще лучше, если бы……

Более сложной формой бланков является та, в которой детям предлагаются открытые вопросы, предусматривающие самостоятельную формулировку ответов. Задача учителя в этом случае – стимулировать учащихся на наиболее точные и аргументированные самооценочные суждения. Например:

1. Удачно ли ты распределил(а) время, выполняя проект?

2. Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?

3. Какую пользу ты извлек(ла) для себя, работая над этим проектом?

На следующем этапе младшим школьникам предлагается оценить свой проект и работу над проектом, написав небольшое сочинение-рассуждение (эссе) Данная форма самооценки предполагает максимальную самостоятельность детей в оценке своих собственных достижений и трудностей при выполнении проекта или в процессе его защиты: «Чем мне запомнился проект», «Мои впечатления о проекте», «Чему научил меня это проект».

Наряду с развернутой подробной формой письменной самооценки используется табличная форма бланков, где младшие школьники оценивают в баллах свою проектную деятельность по предложенным или самостоятельно заданным критериям. Данная форма очень оперативна и удобна для кратковременных или мини проектов.

Систематическое применение рассмотренных и других приемов и форм работы действительно позитивно влияет на адекватность, дифференцированность и обоснованность самооценки младших школьников. В экспериментальных классах в отличие от контрольных по результатам комплексной диагностики выявлена статистически значимая положительная динамика по всем названным показателям самооценки.

В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема изучения и реализации на практике развивающего потенциала проектной технологии для самооценки младших школьников является чрезвычайно важной и, безусловно, требует дальнейшего рассмотрения. В качестве перспективных направлений нашей экспериментальной работы выделяем разработку и апробацию психолого-педагогического обеспечения разновозрастной проектной деятельности, в которой принимают участие младшие школьники.