Меню

Рефлексия в младшем школьном возрасте

Личностная рефлексия как одно из новообразований в младшем школьном периоде

Два других важных новообразования младшего школьного периода – это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат «reflexio» – «обращение назад») – это процесс самопознания субьектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии первоначально возникло в философии и означало размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия в общей психологии – это познание субъектом внутренних психических актов и состояний. Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.

Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу. Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.

Личностная рефлексия как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе самом, ведёт к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, отношений с людьми, своего поведения. В младшем школьном возрасте, когда ряд факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется, глубина и интенсивность рефлексии зависит от многих социальных (социальное происхождение и среда), индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками). Условиями для развития личностной рефлексии могут стать какие-то необычные или озадачивающие ситуации в общении, необходимость понять переживания другого человека.

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия как одно из новообразований данного периода имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на кон­кретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.

Развитие внутреннего плана действий у младших школьников
Внутренний план действий — это способность выполнять действия в уме. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта. С точки зрения классификации психических явлений, внутренний план действий не относится .

Связь между развитием воображения и другими познавательными процессами
Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности про .

Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков
Зарубежные исследования показали, что после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так, например, программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, почти не оказывают влияния на подростков. Сегодня любой из них запрост .

Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психологического и социального развития ребенка. Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. У него изменяется кардинально социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психологическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью [5]. Учебная деятельность и формирующиеся в ней основные психические новообразования становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности ребенка, определяя пути и специфику их развития. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя [1]. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности.. В связи с этим особенно важно выяснить, в чем проявляется и как функционирует рефлексия в личностной сфере младшего школьника, какова роль рефлексии в становлении самой его личности. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности [6].

Тест «Дом-Дерево-Человек»
Как познать себя и научиться ладить с людьми. Предложен Дж. Буком в 1948г. Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающ .

П.П. Блонский – психология развития ребенка
Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) – один из выдающихся русских психологов, отверг трактовку психологии как науки о душе или о явлениях сознания, доказав, что ее доступным научному методу объектом является поведение. Она, как писал Бло .

Специфика использования эксперимента в детской психологии
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса .

Формирование навыков рефлексии у первоклассников в период адаптации на основе личностно-ориентированного подхода

Развитие рефлексии в период младшего школьного возраста, по моему мнению, изучается в тесной связи со становлением ребенка как субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности осуществляет особые действия по развитию целостной учебной деятельности, направленные на воспроизводство ее ориентировочно-смысловой основы. В начале младшего школьного возраста эти действия осуществляют стихийно, но к концу периода они приобретают для детей личностный смысл.

Хочется отметить, что при переходе в среднюю школу учебная деятельность “угасает”. Это угасание может быть преодолено становлением и развитием у младших школьников личностной позиции учащегося. Встает необходимость развития младших школьников не только как субъектов учебной деятельности, но и развития их личностной позиции в учебной деятельности. Решение данного вопроса мне видится в изучении становления личностных новообразований младших школьников, таких как личностная рефлексия; возможность использования опосредствования как способ самопознания, изменение форм этого опосредствования в соответствии с индивидуальными особенностями; учебная самостоятельность как предпосылка личностной позиции учащегося. А также в изучении развития рефлексивных действий, выступающих в качестве условия личностного развития детей младшего школьного возраста.
Существует проблема расширения сферы применения рефлексии, ее распространения не только на предметные и когнитивные действия, но и на собственное поведение младших школьников, собственные переживания, отношения со сверстниками.

На мой взгляд, это создает ряд проблемных ситуаций, требующих от детей определенного осмысления как формы сотрудничества, так и формы своего участия в нем, оценки качества своих деловых и коммуникативных действий, своего отношения к партнеру, выяснение соответствия этой самооценки представлению о себе, своем “Я”. То есть, реальные ситуации учения могут ставить детей перед необходимостью осуществлять процесс личной рефлексии.

Выбор темы определил противоречия, поиск путей, решения которых позволил определить проблему: как именно, по каким этапам происходит возрастное развитие рефлексивных действий у младших школьников, в какой мере рефлексивные действия будут обеспечивать становление учебной самостоятельности.

Этим определяется актуальность и правомерность постановки в данном опыте научно-практических задач. К их числу относится задача разработки показателей развития личностных рефлексивных действий, а также выявление роли последних в становлении личностных составляющих учебной самостоятельности младших школьников.

Читайте так же:  Лечение кишечного орви у детей

Главными показателями развития личности в младшем школьном возрасте считаю:

  • познавательное развитие: соответствующий возрастным возможностям уровень умственной деятельности, психических процессов (внимания, памяти, мышления, связной речи);
  • развитие познавательной активности: мотивация учения, познавательные интересы, отношение к учебной деятельности, прилежание и старание, стремление и возможность использования знания в нестандартных ситуациях;
  • сформированность учебной деятельности: умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, постановки гипотез и поиска существенных доказательств;
  • сформированность рефлексии, навыков самооценивания и самоанализа: самостоятельность в выборе средств для решения учебной задачи, умение осознавать свое незнание, находить причину ошибки, сравнивать результаты своей деятельности;
  • развитие коммуникативных умений: навыков взаимодействия и сотрудничества, реализацию правил поведения и общения в коллективе, нравственных норм.

Диапазон опыта включает в себя новое осмыслении генезиса рефлексивных действий. Проблема развития рефлексии рассмотрена в аспекте последовательного становления в условиях учебной деятельности таких качеств, которые делают ее личностно-направленным действием самопознания. Эти изменения в рефлексии констатируются как новообразование младшего школьного возраста. Выявлены “пункты” перехода от когнитивно направленной к личностно направленной рефлексии. Выявлены основные тенденции развития рефлексии младших школьников (смена предмета и средств самопознания, тесная связь рефлексии с личностно мотивированными проявлениями самостоятельности в учебной работе).

Основываясь на научно доказанных фактах и личном опыте работы в основной общеобразовательной школе, я убедилась, что первоклассники имеющие дезадаптацию, как правило, дети, не усвоившие навыки произвольного поведения и имеют значительные нарушения в эмоционально – коммуникативной сфере. Моим первым этапом работы стало диагностическое исследование, направленное на выявление внутренних глубинных характеристик ребёнка, которые связаны с особенностями его личности и самосознания: тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки и В.Амен); диагностические методики, определяющие уровень сформированности теоретических действий анализа, планирования, рефлексии (Л. И. Аршавина, А. З. Зак); проективная методика “Раскрась свои чувства” (Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлов) (Приложение №1)

Данный этап работы позволил выявить проблемных детей с нарушениями сформированности теоретических действий анализа, планирования, рефлексии.

Для проведения коррекционно-развивающей работы мной на основе нескольких программ и разработок (Т.В.Азарова “Психологическая работа с детьми на этапе адаптации и при решении различных трудностей”; Н.В.Самоукина “Психокоррекционные упражнения и программы” и другие) была составлена программа психологической коррекционно-развивающей работы на этапе первичной адаптации первоклассников. Осуществление которой велось психологическими средствами – формирование и развитие определённых психических процессов и навыков в ходе специально организованной деятельности.

Цель данной программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения при решении различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе.

Программа состоит из четырёх блоков, каждый из которых направлен на решение конкретных задач.

Блок 1. “Развитие личности в межличностном пространстве”, направлен на освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения.

Блок 2. “Повышение самоценности первоклассника”, направлен на устранение страха, неловкости, негативизма во время общения с членами ученического коллектива, развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.

Блок 3. “Развитие гибкости эмоций, когнитивных умений и способностей”, направлен на преодоление барьеров контакта и устранение “помех” в установлении эмоциональных контактов, повышение стрессоустойчивости, улучшение памяти и внимания, улучшение мыслительной деятельности.

Блок 4. “Развитие межполушарного взаимодействия”, направлен на развитие мелкой моторики, синхронизации работы полушарий, облегчение процесса чтения и письма.

Очевидно, что данные блоки должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем ещё одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества. Психокоррекционная детская группа не может рассматриваться только как удобный методический приём, как средство организации психологической работы с ребёнком. Раз возникнув, группа начинает путь собственного развития. Постепенно и часто независимо от психолога превращаясь в мощное средство психологического воздействия на детей, систему их отношений, их психическое развитие в самых разных сферах. Воздействие группы существует независимо от воли психолога, однако в его силах сделать эффект такого воздействия более предсказуемым и направленным, усилить при необходимости его возможности. С этой целью на протяжении всего существования группы психолог должен заниматься развитием и поддержанием групповой динамики.

Структура группового занятия с первоклассниками включает в себя следующие элементы:

  • Ритуал приветствия;
  • Разминку;
  • Рефлексию прошлого занятия;
  • Основное содержание занятия;
  • Рефлексию прошедшего занятия;
  • Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только вначале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае необходимости как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игре к релаксационной технике. Количество игр и упражнений 2-4, при этом часть из них были разучены на прошлом занятии.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось–не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определённой логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности Тематическое планирование занятий представлено в приложение №2.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Разработанная система мер по снятию психоэмоционального напряжения включает:

  • систему релаксационных упражнений;
  • систему психопрофилактических упражнений (по М. Чистяковой)

Опыт показывает, что в результате применения релаксации у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными. Комплекс релаксационных упражнений для первоклассников для снятия напряжения с мышц лица, туловища, рук и ног представлен в приложении №3.

Выводы и результативность опыта

Таким образом, работая над данной проблемой, я сделала следующие выводы:

1. Рефлексивные действия – это действия субъекта, направленные на осмысление им своих поступков, преобразование собственных действий, своего “Я”, своих отношений с миром в результате открытия для себя смысла своих действий.
2. Развитие рефлексивных действий обусловливает становление личностных новообразований младшего школьного возраста, таких как способность использовать в процессе самопознания различные способы опосредствования, учебная самостоятельность как предпосылка личностной позиции учащегося, личностная рефлексия.
3. Развитие рефлексивных действий младших школьников проходит ряд последовательных уровней от квази-рефлексивных (уровень простейшей идентификации и подражательный) к субъектным (формально-идентификационный и эмоционально-идентификационный уровни) и личностным (смысловой уровень).
4. С уровнями развития рефлексивных действий тесно связаны уровни становления учебной самостоятельности младших школьников: внешний, репродуктивный, ситуативный, социально-обусловленный и личностно-обусловленный.
5. Развитие личностно-смысловых рефлексивных действий приводит к становлению учебной самостоятельности личностно-обусловленного уровня и способствует становлению у младших школьников личностной позиции учащегося, что обеспечивает сохранение интереса к учению при переходе к последующей ступени образования.

В основе проявления этих возможностей лежит смена позиции ребенка в учебной деятельности и следующие за этим изменения:
– изменения предмета самопознания (переход к оценке своих переживаний, своего поведения, своего “Я”);
– изменения отношения к себе (оценка себя не только как субъекта деятельности, но и как участника взаимодействия);
– изменения отношения к средствам самопознания (выбор средств, соответствующих предмету самопознания);
– изменения оснований проявления самостоятельности, за счет придания ей
личностного смысла, значения для себя.

Библиографический список

  • Андреева, Г. М. Современная социальная психология./ Г. М. Андреева – М., 1981.– 361 с.
  • Бодалев, А. А. Личность и общение./ А. А. Бодалев — М. Просвещение, 1983. – 272 с.
  • Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личнсти в детстве / Г.М. Бреслав. – М.:Педагогика, 1990. – 95 с.
  • Венгер Л.А., Пирюгина Э.Г. “Воспитание сенсорной культуры ребёнка”/ Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1988. – 321 с.
  • Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т 4.— М., 1984. – 433 с..
  • Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения/ В. В. Давыдов – Томск: Пеленг, 1995. – 254 с.
  • Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности //Начальная школа, № 7, 1999.
  • Зак, А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников./ А Зак – М.: Просвещение, 2000. – 408 с.
  • Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. – В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., Просвещение 1982. – 262 с.
  • Зейгарник, Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии.— Вестник МГУ. Серия 14 “Психология”, 1981, с. 9—14.
  • Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985.– 255с.
  • Кулюткин, Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий.— В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, с. 22—28..
  • Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. / Л.Д. Лебедева – СПб.: Речь, 2003. – 489 с.
  • Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии./ Б. Ф. Ломов.– М., 1981. – 324 с.
  • Мухина, В.С. “Возрастная психология”./ В.С. Мухина. М.:ТЦ “Сфера” 2001. – 498 с.
  • Пономарев, Я. А. Методологическое введение в психологию./ Я. А. Пономарев.– М. Просвещение, 1983.– 205 с.
  • Плутаев Е., Лосев П. “Развитие мелкой моторики рук”//ж-л “Воспитание и обучение”, №3, 2005.
  • Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск: Пеленг, 1997. – 317 с.
  • Самоуткина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / М.: Новая школа, 1993.-137 с.
  • Семенов, И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. / И. Н. Семенов. – М.: МОДЭК, 2000.– 467 с.
  • Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 251 с.
  • Шипицина Л.М., Заширинская О.В. “Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками” (для детей 3-9 лет), СПб, 1998. – 160с.
  • Читайте так же:  Можно ли ребенку лечить зубы под наркозом

    Рефлексия. Младший школьный возраст. Педагог – психолог: Кочутина С. А

    Главная > Документ

    Администрация городского округа Заречный

    МУ «Управление образования городского округа Заречный»

    ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

    Педагог – психолог: Кочутина С.А.

    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно, должно быть, сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

    А.Эйнштейн: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось, с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда им не выбрана».

    Основные новообразования школьника:

    В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

    Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

    Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

    В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

    Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

    Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

    рефлексия настроения и эмоционального состояния

    рефлексия содержания учебного материала

    Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

    Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

    Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

    В системе “учитель — ученик” возникает необходимость учета специфики проявления рефлексии на каждом школьном возрастном этапе. В психологических исследованиях выделяют четыре сферы существования рефлексии:

    мышление, направленное на решение задач (как проблемно — конфликтных ситуаций), нуждается в рефлексии как переосмыслении собственных действий;

    деятельность, в которой фиксируется установка на кооперирование и взаимоподдержку;

    общение подразумевает доступность собственного опыта человека для Другого и открытость опыта Другого для себя;

    самосознание, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения “Я” и “не-Я”.

    Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению себя.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    я выполнял задания…

    я почувствовал, что…

    у меня получилось …

    урок дал мне для жизни…

    Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением

    «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

    Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф:

    В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

    В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

    Читайте так же:  Новорожденный ребенок часто ходит в туалет

    В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

    Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ:

    1.На уроке я работал

    2.Своей работой на уроке я

    3.Урок для меня показался

    6.Материал урока мне был

    7.Домашнее задание мне кажется:

    доволен / не доволен

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / не понятен

    интересно / не интересно

    Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагать ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

    «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

    «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

    «/ » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

    «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

    Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

    Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

    Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

    Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

    делало её более эффективной

    тормозило выполнение задания

    не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

    На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

    были равномерно задействованы все уровни

    Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

    недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

    трудности в общении

    Какой стиль общения преобладал в работе?

    ориентированный на человека

    ориентированный на выполнение задания

    Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

    в группе сохранилось единство и партнерские отношения

    единство группы в ходе работы было нарушено

    Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

    лидер, выдвинувшийся в ходе работы

    нежелание наладить контакт большинства участников группы

    непонимание задачи, поставленной для совместной работы

    сама задача оказалась неинтересной, трудной

    Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

    Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

    Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    Приёмы проведения рефлексии:

    Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

    Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

    Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия «Совместный поиск») в данной статье представим описание одного из них, наиболее эффективно применяемого в рамках работы с педагогами и студентами в процессе педагогической практики. Данный прием — «Двухрядный круглый стол» — имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

    Двухрядный круглый стол

    В процессе проведения «Двухрядного круглого стола» преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

    Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф.Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:

    · Эссе — как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн «На перекрестке образа и понятия»). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

    · «Бортовой журнал» (англ. Log) — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

    · Различные виды дневников: обычный, дневник — художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе — наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой — комментарии) и другие. В отличие от эссе и «бортового журнала», дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).

    · Письменное интервью — вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

    · Стихотворные формы (например, синквейн — пятистишье) — это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

    · Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, «бортовых журналов», видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это — спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm & Adams, 1991).

    Можно привести пример составляемых учителями экспериментальных школ портфолио:

    1. Описание методической темы, по которой работает учитель.

    2. Дневник с описанием проведенных экспериментальных уроков с использованием технологий рефлексивного обучения.

    3. Эссе об учениках.

    4. «Бортовой журнал», в котором зафиксирован проведенный урок с использованием технологии рефлексивного обучения.

    5. Планы проведенных в школе обучающих и проблемных семинаров по теме ОЭР.

    6. Исследование, посвященное обзору литературы по методической теме.

    7. Формулировка и обоснование будущих целей работы.

    Приучить учащихся к написанию эссе, дневников, составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. На основании анализа исследований по этой проблеме можно выделить основные правила обучения письменной рефлексии:

    1. Регулярная возможность писать.

    2. Выбор интересной темы для письма.

    3. Наличие образцов.

    4. Читательская аудитория. Учащиеся должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.

    5. Привычка править. Понимание того факта, что любой текст может быть скорректирован самим писателем в любое время.

    6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным. (Ч.Темпл, Дж.Стил, К.Мередит)