Меню

Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа для речевого развития ребенка (В.П. Глухов, И.А. Зимняя, С.Н. Цейтлин, Т.А. Ладыженская и многие другие).

Современных диссертационных исследований, посвященных пересказу как средству речевого развития, не так много и большинство из исследований посвящено проблеме обучения пересказу школьников — так Е.Л. Парфенова разработала методику дифференцированного обучения устному пересказу учащихся 5-6 классов на уроках русского языка [5], И.Е. Пушкова анализировала проблему обучения пересказу умственно отсталых старшеклассников на уроках чтения [6]. В диссертации Л.Ф. Ни раскрыты подходы к обучению продуктивному пересказу учащихся младших классов [3]. Т.В. Панченко предложила методику обучения пересказу текста старших дошкольников с ЗПР [4]. О.А. Шороховой показана зависимость формирования связной монологической речи дошкольников от особенностей вариативного обучения пересказу [7].

Пересказ текста имеет большое значение для общего развития ребенка и используется активно на различных занятиях в дошкольных учреждениях, будучи главным видом монологической речи, постигаемым детьми с целью их подготовки к школе. Под пересказом специалисты понимают осмысленное воспроизведение в устной речи литературного текста; деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память. Значение пересказа высоко оценивали в классики педагогики, такие как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Проблема обучения пересказу ребенка дошкольного возраста раскрыты в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич Р.И. Габовой, и др. Авторами подчеркивается роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей, в развитии речи. Пересказ художественных произведений значимо воздействует на связность детской речи, содействует формированию у детей навыка выразительной речи. Ребенок следует образцу литературной речи, подражает ему. Т.А. Ладыженская отмечает что тексты, используемые для пересказа, содержат образные описания, вызывающие у детей интерес, развивают умение описывать явления и предметы, улучшают все стороны речи [2].

Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» — внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний. В.П. Глухов указывает что это особенно значимо в коррекционной работе с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи [1].

В процессе подобных занятий у ребенка формируется любознательность и читательская активность, тяга к самостоятельной читательской деятельности. Складывается полноценное эстетическое восприятие произведений, углубляются и расширяются знания детей, развивается словарный запас, активизируется мыслительная деятельность, появляются возможности для формирования монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности детей в школьном обучении. Задачами таких занятий являются: научить ребенка рассказывать связно об услышанном и увиденном, верно отражать воспринятое в речи, приучать детей рассказывать не торопясь: помогать им находить нужные слова, выражения, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, последовательно, не отвлекавшись от темы, поощрять употребление точных названий действий, предметов, качеств: формировать образную речь, учить рассказывать выразительно, живо. Благодаря связной речи ребенок в состоянии последовательно, правильно и грамотно формулировать предложения, изложить свои мысли. Этому должны учить детей воспитатели и педагоги.

Спецификой обучения пересказу в сравнении с прочими видами занятий по формированию связной логической речи выступает прежде всего то, что оценивается качество пересказа по степени близости первоисточнику. Детей нужно останавливать, заново обращать их к образцу, если они добавляют слишком много своего или упускают значимые детали. Пересказ близок и доступен детям дошкольного возраста, так как они получают готовый образец, который воздействует на их чувства, заставляет сопереживать и вызывает тем самым желание услышанное запомнить и пересказать [7].

Ребенок приобщается к подлинно-художественной речи, запоминает образные, эмоциональные слова и словосочетания, учится владеть живым родным языком. Предлагаемая для пересказа высокая художественность произведения, цельность языка, композиции и формы и учит детей последовательно и четко выстраивать рассказ, не увлекаться деталями и не упускать основного, то есть формировать их речевые умения.

Пересказ является также и творческим процессом. Особенностью пересказа является то, что в повествовании не только точно передается сюжет и замысел, но и должен сохраняться стиль произведения. С этой целью исполнитель должен хорошо понимать особенность жанра (рассказ или сказка), не использовать слова и обороты речи, которые не свойственны этому жанру. В частности, в народной сказке фальшиво будут звучать очень современные или книжные слова [2].

Подготовка пересказа подразумевает идейно-художественный анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению — выявление идеи, системы художественных образов, сюжета, композиции, языка.

Пересказ является не самоцелью, а средством речевого развития дошкольников. Потому есть определенные требования к литературному тексту, который используется для пересказа, сущность которых состоит в следующем:

доступное полноценное и содержание;

простой, но богатый язык [5].

Кроме того, каждое произведение должно развивать в детях положительные черты личности, такие как доброта, отзывчивость, толерантность, учить их чему-то полезному.

Для пересказа целесообразно использовать несколько жанров: описание и рассказ, авторскую и народную сказку. Сказки можно находить различные: длинные («Гуси-лебеди») и короткие («Лиса и кувшин») — у каждой есть свои возможности и свои особенности воспитательного воздействия.

Стихотворения не годятся для пересказа — нельзя нарушать единство содержания и формы, вырабатывать невнимание к поэтической форме. Это подтверждают многочисленные работы. Опыт обнаруживает, что ребенок стремится рассказывать стихотворный текст наизусть.

Анализ пересказа различных прозаических текстов, коротких и длинных, простых и сложных, обнаруживает, что дети передают по-разному их содержание.

Список литературы

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2012. -144с.

2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации, — М., 2008. — 297 с.

3. Ни Л.Ф. Обучение учащихся младших классов продуктивному пересказу : диссертация . кандидата педагогических наук – М.: 2013. – 180 с.

4. Панченко Т.В. Педагогическая технология обучения пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: диссертация . кандидата педагогических наук – Екатеринбург, 2007. – 180 с.

5. Парфенова Е.Л. Методика дифференцированного обучения устному пересказу учащихся 5-6 классов на уроках русского языка : диссертация . кандидата педагогических наук : Иваново, 2010. – 199 с.

6. Пушкова И.Е. Обучение пересказу умственно отсталых старшеклассников на уроках чтения: диссертация . кандидата педагогических наук : Москва, 2013 . – 176 с.

7. Шорохова О.А. Диссертация. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию. М., 2000. – 197 с.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с диагнозом «Общее недоразвитие речи» ( III уровень)

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с диагнозом «Общее недоразвитие речи» ( III уровень)

Шаркова Ольга Александровна, учитель-логопед, ГДОУ №18 Кировского района, Санкт-Петербург.

Характерные речевые недостатки дошкольников, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ — осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ — вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста — как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств . Существуют традиционные и нетрадиционные виды пересказа.

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1. Подробный, или близкий к тексту;

2. Краткий или сжатый;

4. С перестройкой текста;

5. С творческими дополнениями.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:

1.«Расскажи самому себе».

Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

2.Пересказ в диалогических парах.

Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.

3.Пересказ по кругу.

Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами.

4.Пересказ группе детей.

Дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированости рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ ТАКОВЫ:

1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.

2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Третий уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в построении конструкции связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Творческий пересказ детям с ОНР дается с большим трудом. Дошкольники испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

При пересказе короткого текста они не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Читайте так же:  Бифиформ для детей инструкция по применению капсулы

Также в пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала. Ребенок с III уровнем речевого развития не умеет самостоятельно вычленять образное описание, сравнение, и опускает их. От этого его пересказ становиться схематичным обедненным. Поэтому в активный словарь такого ребёнка поступает далеко не весь языковой материал произведения.

При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц.

Пересказ-описание для детей с ОНР малодоступен. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие основные задачи:

1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;

3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);

2. формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

3. обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Опыт наблюдения и обучения детей с общим недоразвитием речи показал, что на начальном, пусковом этапе обучения связной речи такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.

Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания.

Учитывая всё вышесказанное, на начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи успешно используются те виды упражнений, где наличествуют оба названных вспомогательных фактора. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. В результате обозначается такой порядок работы:

1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа логопеда и его вопросного плана.

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.

Однако, не все упражнения имеют основной целью развитие связной речи как таковой. Часть упражнений направлена на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, другая – на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта работа непосредственно не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

Большая часть упражнений, естественно, посвящена непосредственно формированию связного, логичного, последовательного смыслового высказывания, то есть связной речи.

1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Логопед произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.

2. Установление порядка предложений в рассказе.

Логопед произносит пары предложений и предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.

Логопед предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова – названия действий (вошли, взял, взяла, катал, играли, причёсывала), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.

-Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.д.)

Логопед помогает ребёнку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса ребёнка.

5. Замена действия в предложении.

Логопед читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки. На этом этапе обучения ещё рано выходить за рамки 3 – 4-словных предложений.

6. Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов.

7. Составление предложения, логически связанного с предыдущим.

8. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом.

9. Добавление к названному слову – обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения.

10. Подбор объектов к словам-определениям.

К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребёнком по несколько раз, а при рекомендации логопеда – заучить.

11. Подбор действий к субъектам действия.

При подборе действий взрослый помогает ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного называния слов. Количество подобранных действий на этом этапе обучения должно быть примерно 8 – 10.

12. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения.

К этому периоду обучения самые «трудные» дети ещё отстают по запасу глаголов, особенно когда называются оттенки значений. Логопед просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами.

13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

Логопед просит ребёнка определить, какое действие совершилось раньше, какое – позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа.

14. Образование наречий от прилагательных.

15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффиксами.

16. Восстановление предложения по наречию.

Логопед предлагает ребёнку вспомнить, каково было герою в разных ситуациях, и назвать эти слова по порядку. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

17. Установление правильного порядка слов в предложении.

Взрослый объясняет, что герой перепутал все слова в предложениях, и просит ребёнка помочь навести порядок в словах. Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

18. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложения по опорным глаголам.

Логопед просит ребёнка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения.

19. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

20. Придумывание реплик для героев рассказа.

Все реплики ребёнок должен произносить максимально выразительно. Взрослый помогает ребёнку выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения.

21. Составление предложений по опорным словам.

22. Изменение одного существительного по падежам.

Существительное добавляется в предложение в нужном падеже.

После выполнения упражнений на каждом занятии проводится воспроизведение рассказа целиком либо его составление.

Очень важно то, как взрослый читает рассказ-образец и слушает рассказы ребёнка. Каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался рассказ, читать его нужно выразительно, как можно более артистично. А слушать рассказ ребёнка всегда необходимо с большим вниманием и заинтересованностью.

Особенности данной системы работы по обучению детей рассказыванию в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

1. Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.

2. ГлуховВ.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию». Дефектология №2, 1994, с.56 – 73.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. «методика развития течи и обучение родному языку дошкольников. М., 2009г.

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» М., Академия, 2008г.

Статья по развитию речи на тему:
методика обучения перессказу детей дошкольного возраста

понятие перессказа, особенности обучения перессказу в разных возрастных группах

Предварительный просмотр:

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Пересказ — более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

В средней группе , проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Читайте так же:  Церепро для речи ребенка

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа :

  • доступное, понятное детям содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
  • небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру :

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
  • выяснить знания детей по теме произведения;
  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
  • обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),
  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется. », «Я советую Сереже. », «А может быть, лучше. »

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
  • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

  • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
  • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
  • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
  • В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
  • игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.

3.Бородич A.M. Методика развития речи детей М. 2001 г.

4.Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9.

5.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие — М.: Наука 2008 г.

6.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 2006.

7.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М.: 2010 г.

8.Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.

9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.

Памятка «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»

Значение пересказа в формировании монологической речи.

  1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
  2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
  3. Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
  4. Понимание сюжетной линии рассказа.
  5. Развитие планирующей функции речи.
  6. Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).
  7. Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
  8. Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
  9. Воспитание в ребенке положительные качества личности.

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.

Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Читайте так же:  Лечение укуса комаров у детей

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

доступное, понятное детям содержание;

простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Язык произведений , которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как «Косточка», «Лев и собачка» и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

выяснить знания детей по теме произведения;

обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется. », «Я советую Сереже. », «А может быть, лучше. »

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

выделение из текста фраз к каждой картинке;

придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).

С писок литературы:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей , М., 1981 г.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.

4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.