Меню

Ребенок зеркало семьи сочинение

Путь к совершенству

Ребенок – зеркало семьи

Ребенок – зеркало семьи

Добрый день, наши подписчики и читатели!

Тему, название которой вы видите в заголовке статьи, я затрагиваю не случайно. Согласны ли вы с тем, что ребёнок — это зеркало, то есть, отражение семьи, точнее тех взаимоотношений, что происходят в семье?

Зачастую, многие родители приписывают безнравственность и неадекватное (девиантное) поведение своих детей, обществу, садику, школе, СМИ и т.д. и т.п. А сами, при этом, остаются в стороне, как будто вовсе не принимали участия в воспитании рожденных ими детей.

А ведь ребенок – это зеркало семьи. Все свои понимания взаимодействия с окружающим миром он черпает именно в этом источнике. Даже в подростковом периоде, когда идет процесс самоутверждения себя, как зарождающейся личности, когда ведущим мотивом в его жизни становится взаимодействие со сверстниками, и казалось бы, советы родителей ему не столь важны и нужны, это иллюзия. Воспитание и родительские «учения», начиная с самого рождения, никуда не испаряются, они остаются с человеком до конца его жизни. То, что заложено в родительской семье, берёт своё начало в жизненном пути ребенка, а потом уже взрослого человека.

У нас в соседях, на садоводческом массиве, есть семья (я, как практикующий семейный психолог, знаю, что таких семей, к огромному сожалению, у нас в России не мало), которыми полностью манипулирует их 3-х летний ребенок, и своей бабушкой, в том числе. Эта маленькая девочка поднимает такой визг, если что – либо не по ней, от которого посуда на полках просто начинает звенеть. И вместо того, чтобы объяснить ей свои запреты, они начинают бегать перед ней «на цыпочках», все вместе! Лишь бы ребенок не визжал и не кричал. От чего та начинает визжать и биться в истерике, ложась на землю, ещё пуще того. Она отлично чувствует состояние окружающих её взрослых, ведь дети чувствительны, они легко считывают информацию на тонких уровнях сознания. Таким образом, маленькая девочка находит слабое место у родителей и у бабушки и начинает манипулировать ими так, как хочет, делая всё, что ей говорят, поперек. В конце концов, они не выдерживают, начинают грозить ей «хорошенько отшлепать», «наказать», а то ещё и «дурой» назовут. Представляете, 3- х летнего ребенка.

Результат – девочка громко плачет, успокаивается внешне, но глубоко затаив в себе обиду. И через промежуток времени начинается всё сначала. Я слышала одно объяснение со стороны её бабушки, от которого была в шоке: «Если ты сейчас пойдешь на дорогу, тебя машина задавит насмерть». Это для 3-х летнего ребенка вовсе ни о чем. Вот такие у нас есть «мудрые» бабушки, не говоря о родителях.

А родители её молча могут наблюдать за дочерью издалека, когда девочка на нашем приусадебном участке находится, например. Ребенок, надо сказать, не воспитанный для её возраста, делает всё, что пожелает. Может по грядкам пройти или залезть ногами туда, куда не следует забираться с ногами (не научили и не рассказали, почему). Что такое «здравствуйте» она и вовсе не представляет. Да и родители её не щедры на приветствия. Зеркало семьи, одним словом. Однако, выслушав меня, почему нельзя делать то, что она делает не так, она слушает и понимает, чего не следует делать. Но это у нас на участке, а у себя продолжает в том же духе. Горе в том, что родители не понимают того, что ещё не поздно заняться воспитанием дочери, хотя видят, что она слушает других, абсолютно адекватно…ПОКА…

Только вот чужим людям не принадлежит миссия воспитания их ребёнка. А потом они будут обвинять садик, школу, окружение, кого угодно, что их чадо выросло неадекватной личностью. Будут от души удивляться, откуда он такой «взялся», ведь в «нашей семье нет таких»? Тогда, откуда он вообще такой взялся? – мой встречный вопрос.

Когда у таких родителей заканчивается терпение, они приводят к психологу своих детей. Теперь психолог виноват в том, что говорит им: «Прежде, чем работать с ребенком, я работаю с его родителями». И удивляются, и сердятся они этому предложению. Они же тут не при чем, и они – то абсолютно нормальные. Так ведь никто и не спорит, что не нормальные, хотя так оно и есть, потому что ребенка – то они собственными руками сделали неадекватным и невосприимчивым существом ко многим вещам в жизни. А потом ищут недостатки в своих детях. А где эти годы находились они сами, казалось бы, нормальные взрослые люди?

«Зеркало семьи» — ребёнок, отражает своих родителей многие годы. Посмотришь на ребенка и сразу можно сказать о взаимоотношениях в семье. Дети заботливых и счастливых родителей светятся изнутри, у них счастливые глаза, они умеют взаимодействовать со сверстниками, всегда здороваются и приветливы со взрослыми. Они открыты и жизнерадостны, они дарят свой детский позитив окружающему миру. И это так здорово!

Плохих детей не бывает, бывают неадекватные родители, которые делают ребенка ущербным во всем. Такие, как девочка из моего примера, обычно хмуры и грубы, как со сверстниками, так и со взрослыми, сверстникам они только мешают в их играх, постоянно отнимая что – нибудь или ломая. Сверстники сердятся, взаимодействия нет. И здесь родители занимают вновь ошибочную позицию, считая виноватыми чужих детей, с которыми их ребёнок пытался поиграть на уровне своего восприятия, которое перенёс из семьи на ситуацию игры.

Прежде, чем запланировать рождение ребенка, будущие родители должны осознавать, что ребёнок не игрушка, ребенок – не собственность и не биоробот, которым можно управлять. Ребёнок – это прежде всего будущая личность. А успешна это личность или глубоко несчастна, в полной мере зависит от родителей. Что заложили, то и получили. Ребенка важно любить безусловной любовью, быть с ним рядом, показывая своим примером, что есть хорошо и что есть плохо.

Это был один маленький пример из тысячей. Если приводить один, самый глобальный, то посмотрите на ситуацию с Украиной. Сколько обделённых любовью в родительской семье детей, выросли убийцами. Это уже не просто несчастные люди, это настоящие монстры, которые были просто никому не нужными, детьми. Это очень страшно, на самом деле.

Что вы думаете по этому поводу, дорогие наши читатели? Напишите о своём мнении.

Успехов Вам и Вашим близким!

Будьте счастливы, радостны и благополучны на пути к своему Совершенству!

Авторы блога Вера и Сергей

Ребенок — зеркало семьи

Воспитание

Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды
отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца.
В.А.Сухомлинский

Что значит для каждого человека семья? С уверенностью могу сказать, что нет таких людей, для которых она не имела бы никакого значения. Мы с детства помним фразу: «Семья – это 7 «Я»!» И, воспитав своих собственных детей, могу с полным правом утверждать справедливость этих слов. Сама я росла в полной семье, где меня любили все: мама, папа, старший брат. Мне повезло, что воспитывали меня именно мои родители. Я с детства знаю, благодаря им, что людям нужно нести только добро, которое обязательно должно спасти мир.

«Ребенок — зеркало семьи!» — как прав был В.А Сухомлинский.

Ребёнок невольно копирует модель взаимоотношений своих родителей. Можно увидеть это, наблюдая, как малыш играет со своими сверстниками в детском саду, на площадке в своём дворе. Одни кричат, замахиваются на своего партнёра по игре, другие спокойно дают свои игрушки, при этом очень по-доброму разговаривают с ним.Сразу станет понятно, как общаются между собой в семьях этих малышей. Неоспорим тот факт, что первыми и самыми главными воспитателями для ребёнка, первыми и главными педагогами в его жизни являются мать и отец. В тех семьях, где родители заботятся о самых близких людях, проявляют к ним заботу и внимание, дарят им частичку своего тепла, близко к сердцу принимают радости и горе окружающих, дети вырастают по-настоящему добрыми, чуткими, сердечными. Но если в семье нет взаимопонимания, а процветают эгоизм, индивидуализм отдельных родителей, тогда и дети вырастают бездушными, безжалостными по отношению к другим людям, а, возможно, став взрослыми, так же будут относиться и к свои родителям.

Семья – это не просто ячейка общества, как привыкли мы считать. Это то место, где закладываются основы личности, характер ребёнка. Родителям необходимо приложить массу усилий, чтобы развить в своих подрастающих детях настоящую ЛИЧНОСТЬ. Благополучное и светлое будущее любого маленького человека зависит в большей степени от семьи. Ничем нельзя заменить семью. Родители должны понимать, что в основе воспитания их детей должны лежать тёплые взаимоотношения между всеми её членами, любовь, поддержка, взаимопонимание, доверительное отношение друг к другу. Только в такой семье, где все могут протянуть руку помощи своим близким, никогда не будет предательства, лжи и обмана.

Читайте так же:  Методика диагностики уровня тревожности дошкольника

«Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей», — в этих словах Василия Александровича Сухомлинского заложена настоящая мудрость воспитания. Женщина, мать должна быть обязательно женственной, хранительницей домашнего очага, а мужчина, отец – быть мужественным, настоящим защитником. Только тогда и у ребёнка правильно будет сформирована модель своей будущей семьи.

Любовь – это то, на чём должна строиться любая семья. Родители должны быть терпеливыми к своим детям, мудро относиться к их капризам и шалостям. Только настоящее родительское терпение, бескорыстное отношение к детям могут указать ребёнку путь к любви, вере и совести, то есть всему тому, что составляет источник нравственности и истинного счастья.

В своей любви родители не должны забывать о личности ребенка; они должны научиться понимать и оценивать мир его глазами. Стать мудрым другом для своего ребёнка, его наставником, найти путь к его сердцу– вот таковыми должны быть условия истинной родительской любви.

Ребенок зеркало семьи сочинение

От кого, по вашему мнению, зависит успех процесса обучения?

От самого ребенка, его способностей и заинтересованности

От семьи, от того, насколько дома подчеркивают значимость образования

От учителя и его умения донести знания

От школьной среды, приоритетов, господствующих в конкретном коллективе

Всего проголосовало: 130

Текущий номер

Для Татьяны Анисимовой нет ничего невозможного

номер 07, от 12 февраля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Про необходимость создания единого образовательного пространства сегодня говорят очень много. Порой главный аргумент «за» – история про бедного ребенка-отличника, который был вынужден переехать из одного региона в другой, и, оказалось, что в новой школе учатся совсем по-другому, поэтому он резко превратился в аутсайдера… Как бы там ни было, Виктор Болотов уверен: не стоит делать культа ни из разнообразия, ни из единообразия. О гармонии грамотного сочетания подходов – в его новой колонке.

В двадцать седьмой раз в Москве прошли Рождественские образовательные чтения. Их тема «Молодежь: свобода и ответственность» позволила обсудить важные и актуальные вопросы, которые волнуют общество. Какой выбор в мире, полном вызовов и всевозможных угроз, делают сегодня молодые люди? Ответы на этот вопрос – в материале Надежды Тумовой.

Главное отличие свободного программного обеспечения от проприетарного понятно всем: использование последнего, чаще всего зарубежного, стоит значительных денег. При этом в нашей стране большинство компьютеров работают именно на проприетарном ПО. Это не только делает нас зависимыми от иностранных разработчиков, но и в определенной мере ставит под угрозу информационную безопасность страны. Спасти ситуацию можно путем перехода на отечественные разработки и/или уже упомянутое свободное ПО. Разговоры об этом ведутся давно, и вроде бы мы уже должны были найти альтернативу «платному» софту, но, оказывается, все не так просто. Почему? Об этом – в репортаже Вадима Мелешко о прошедшей в Переславле-Залесском XIV конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе».

Наши приложения

Ребенок — зеркало семьи

Однако современные родители порой не становятся примером для подражания. На помощь должны прийти педагоги, корректно и профессионально направляющие и поддерживающие воспитательную деятельность родителей. Поэтому сегодня актуально говорить о педагогическом взаимодействии образовательной организации и семьи, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой — объединяло усилия обеих сторон в процессе социально-нравственного воспитания ребенка. Именно этой проблеме была посвящена педагогическая конференция, которая состоялась в школе №285. Многочисленный состав участников мероприятия — педагогические работники, родители обучающихся, научные сотрудники МИРО — свидетельствовал об актуальности и важности обсуждаемой темы.
На конференции шел разговор об инновационном опыте работы педагогов дошкольного отделения №6 комплекса №285 в рамках деятельности базовой площадки МИРО по направлению «Социально-нравственное воспитание детей в условиях партнерства образовательной организации и семьи» (научный руководитель — зав. лабораторией МИРО Ольга Степанова). В проекте приняли участие воспитанники всех возрастных групп образовательной организации и их родители, воспитатели и специалисты (инструктор по физической культуре, педагоги-психологи, социальный педагог, педагог дополнительного образования, учителя-логопеды).
Участники базовой площадки разработали и реализовали детско-родительские проекты «Подвижные игры нашего детства», «Подвижные игры народов мира», «Национальный герой — пример здорового образа жизни», «Моя малая родина», «Мир профессий», «Дружба верная», «Музыка и движение: развитие у ребенка инициативности и выразительности».
Для развития у детей сопереживания и чувства коллективизма, воспитания начал патриотизма, формирования уважительного отношения к родителям, представлений о семейных ценностях, знакомства с культурно-историческими традициями все специалисты образовательной организации и воспитатели в часы непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов широко использовали средства физической культуры — подвижные игры и игры-эстафеты, физические упражнения с нравственно ценным содержанием и музыкально-ритмические упражнения, упражнения в детско-родительской паре: на степ-платформах, на фитболах. В процессе конференции профессиональным опытом смогли поделиться педагоги, а родители рассказали о своих впечатлениях и представили семейный опыт по этой теме.
Отмечая ценность народных подвижных игр и их роль для развития таких нравственных качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, чувство товарищества, учитель-логопед Наталья Калинкина рассказала о том, как родители в процессе физкультурного досуга смогли самостоятельно организовать и провести подвижные игры для детей, приняли активное участие вместе с ребенком в создании семейной рукописной книги, отражая любимые игры своего детства. Мама четверых детей Евгения Назарова рассказала о подвижных играх с элементами русского фольклора и их значении в духовно-нравственном воспитании детей многодетной семьи, акцентируя внимание на том, что в последнее время свободные подвижные игры стали исчезать из детской жизни, упор делают на интеллектуальное развитие, гаджеты, навыки чтения и письма, счета. Но ведь важно растить гармоничную личность! Эмоциональная, социальная составляющие не менее важны. Не стоит также забывать и о физическом развитии. И тут подвижные игры — первые помощники. Евгения Назарова отметила: «Мне очень хочется, чтобы мои дети любили свою Родину, чувствовали себя русскими людьми. Как мне кажется, замечательный способ почувствовать дух русского народа, наши корни — приобщение детей к русскому фольклору — сказкам, музыке, народным промыслам и русским народным подвижным играм».
Педагог дополнительного образования Марина Галатынюк рассказала о том, как современные фитнес-технологии, физические упражнения, выполняемые в детско-родительской паре на степ-платформах и фитболах, не только способствуют укреплению физического здоровья, но и помогают родителям построить гармоничные отношения со своим ребенком, а именно эмоционально принимать ребенка таким, какой он есть (проявлять безусловную любовь), и эмоционально его поддерживать.
Ценность таких упражнений отметила и мама воспитанницы дошкольного отделения №6 комплекса №285 Марина Медведева: «Выполняя упражнения вместе с ребенком, я сосредоточена на нем, общаюсь с ним,
ощущаю тепло рук моего ребенка, смотрю ему в глаза, и это все создает доверительные отношения между мной и дочерью, и это очень важно! Не секрет, что порой мы мало смотрим ребенку в глаза, общаясь при этом вполоборота или, того хуже, находясь в разных комнатах. А он в свою очередь ждет от нас поддержки, помощи, подсказки, внимание к себе». В конце своего выступления Марина Медведева подчеркнула, что гимнастика вдвоем с ребенком позволяет как детям, так и взрослым ощущать радость от совместного движения, это свидетельствует о том, что взрослые и дети здоровы и счастливы.
Об эффективности реализации педагогического проекта свидетельствуют разнообразные продукты детско-родительских проектов — картотеки подвижных игр и физических упражнений, направленных на воспитание у детей социально-нравственных качеств, и физических упражнений в детско-родительской паре; мультфильм, созданный детьми и педагогами «Национальный герой — пример здорового образа жизни»; детско-родительские рукописные книги «Подвижные игры народов мира», «Подвижные игры нашего детства», «Герб семьи», «Колыбельные, пестушки, потешки»; семейная рукописная книга «Маша и Миша спешат на помощь»; книжки-малышки по валеологии на темы «Зачем чистить зубы?», «Мыло душистое. »; книга добрых дел. О некоторых из них на конференции рассказали педагоги и родители.
Воспитатель Марина Семешина говорила о том, как родители группы кратковременного пребывания приняли активное участие в педагогическом проекте «Моя малая родина» и создали рукописную книгу «Колыбельные, пестушки, потешки», в которую вошли малые формы фольклора. Родители, используя их, поют, рассказывают и те, что им самим рассказывали и пели в детстве.
О работе над рукописной семейной книгой под названием «Маша и Миша спешат на помощь» и значении в социально-нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста рассказала мама двоих детей Александра Витухина. Герои, которых придумали дети, занимаются спортом и спешат совершать добрые поступки: заботятся о птицах и животных, сажают деревья и собирают опавшую листву, выступают в качестве экологического десанта, волонтеров, уделяют внимание ветеранам.
С особым интересом участники конференции посмотрели мультфильм, который создали дети старшего дошкольного возраста под чутким руководством взрослых. Дети приняли активное участие в его создании — придумывали сюжеты нравственных и безнравственных поступков, рисовали героев и озвучивали мультфильм.
На конференции было уделено внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В выступлении педагога-психолога Анны Финк были раскрыты пути формирования адекватной жизненной перспективы таких детей в условиях образовательной организации. Видеофильм продемонстрировал то, как грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с тем или иным ограничением в здоровье помогает сформировать толерантное отношение к нему как со стороны сверстников, так и родителей.
Педагогическую конференцию завершил видеофильм семьи Шелаевых, идея которого достаточно проста и очевидна: чтобы приобщать ребенка к здоровому образу жизни, взрослым важно не только закалять его, правильно питать, учить оптимально двигаться, соблюдать режим дня, но и самим соблюдать чистоту помыслов, жить по совести.
По итогам конференции педагогическому сообществу было предложено продолжить реализацию проекта по проблеме, затронув вопросы преемственности со школой, консолидации усилий науки, педагогических работников ДОУ и семьи для социально-нравственного развития и воспитания детей.
Только слаженная работа команды единомышленников — педагогов и родителей — позволит осуществить нравственное развитие и воспитание гражданина России, от которого будет зависеть возможность процветания страны и ее национальной безопасности.

Читайте так же:  Роль родителей в воспитании больных детей

Светлана ПРИЩЕПА, доцент МГПУ;
Тамара ШАТВЕРЯН, заместитель директора школы №285
имени Героя Советского Союза В.А.Молодцова,
дошкольное отделение №6

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Пожалуйста!! Напишите ессе, или сочинение
«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А. Сухомлинский).
((примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино,
живопись и др.). ))

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

nelka2004g

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Дети – отражение своих родителей

Все родители мечтают о вежливых, послушных и умных детей, чтобы у них было счастливое, яркое детство. Откуда же тогда берутся в семьях капризные и непослушные дети? Нужно отметить, что непослушных детей не существует – просто родители не прислушиваются к своему ребенку. Ведь каприз это реакция на отсутствие понимания со стороны родителей. Непослушные — это те дети, родители которых допускают ошибки в воспитании или не занимаются им вообще. «Хочешь узнать о родителях — посмотри на их ребенка» — гласит народная мудрость. Повзрослев, ребенок естественно воспроизводит поведение и стиль жизни родителей. И очень часто можно наблюдать, что своих детей они воспитывают по тому же сценарию, какой был в родительской семье. Поэтому психологи и утверждают: не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас, а воспитывайте себя. Ведь дети невероятно наблюдательны и как губка впитывают все: они улавливают поведение, интонации, реакции взрослых, копируют мимику, жесты, слова и эмоции. И это происходит на подсознательном уровне, потому что ребенок стремиться быть похожим на родителей. Родители, занятые работой, домашним бытом, решением насущных жизненных проблем, этого порой не замечают.

Ребёнок – это зеркало души родителей. Смотря в его глаза, вы обязательно увидите себя, своё отражение. Так сделайте же так, чтобы вам никогда не было стыдно смотреть в них. Если каждый человек начнёт задумываться над всеми этими проблемами, тогда и ситуация в нашем обществе значительно улучшится. Будет меньше недопонимания и насилия, недоверия и обмана. Между людьми вновь вспыхнут такие чувства, как любовь и сострадание, терпение и уважение. И наши дети обязательно станут лучше нас самих. Это обязательно будет, но позже. А пока это лишь мысли, мечты и идеи. Проводите больше времени со своей семьёй, устраивайте семейные ужины, найдите общие увлечения, прогулки или совместные поездки на природу. Главное – желание [1].

В наше время, очень много матерей воспитывающих детей в одиночку. И эта тенденция, к сожалению растет. Есть даже некое понятие «Женщина и мама, и папа для своих детей и отец им не нужен…» Почему так происходит в современном обществе? Женщина сейчас имеет равные права с мужчиной, они работают абсолютно во всех областях наравне с противоположным полом. Надо заметить, что нынешние женщины – успешны. Женщины нашего времени уверены в себе, сознательно относятся к созданию семьи, рождению детей и т.д. То есть, нужно заметить, что дети могут расти с матерью, без отца. И для женщины это не проблема, но для ребенка это не так. Каждый ребенок, воспитываемый только матерью мечтает иметь отца и это психолого-педагогическая проблема, потому что для гармоничного развития ребенка необходимо наличие обоих родителей. От отца ребенок берет пример мужественности, мужской манеры поведения и т.д. Отец играет большую роль в воспитании детей, но часто для современного ребенка папа – это тот, кто «ходит на работу», «зарабатывает деньги», «ругается», «наказывает». Папа становится каким-то мифическим, непонятным существом, которое еще и труднодоступно. Он рано утром он уходит на работу, целый день занимается чем-то серьезным, а вечером приходит усталым, что его сил хватает только на газету или телевизор, а ребенку так хочется чувствовать, что он нужен не только матери, но отцу. Иногда «любовь» отца к ребенку выражается, скорее не в эмоциональной поддержке, а в покупке новой игрушки или гаджетов, как-будто откупается за отсутствие внимания к ребенку.

А мать представляет для ребенка мир нежности, заботы, любви, защищенности и многого другого. Поэтому дети должны воспитываться, по мере возможности, в полной семье. Так было, есть и будет. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети вырастут и покинут родительский дом. Долг каждого родителя – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые встретятся на жизненном пути. Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она всегда охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах. Ради будущего своих детей, частично изменить свою жизнь все же реально, стоит только упорно работать над собой.

Из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Супружеская пара должна осознанно прийти к рождению детей;
  2. Дети должны расти в любви;
  3. Особенности воспитания детей в каждой семье индивидуальны;
  4. И всегда помнить, что родительство — это не только счастье, но и большая ответственность перед своим ребенком.

В 2016 году был принят законопроект «Об ответственном родительстве» и реакция на его принятие была в нашем обществе неоднозначной в силу того, что появилось много противозаконных действий по отношению к детям со стороны родителей и попытка регуляции была предпринята в нем [2].

1. Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа» / «Социально-гуманитарные знания», № 5, 2010.

Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании

Хохлачёва Анжела Сергеевна
Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Семья, по мнению Сухомлинского — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».

Все мысли В. А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

Основной метод, по мнению Сухомлинского В. А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».

Читайте так же:  Как кормит 3 месячный ребенок

Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

В книге В. А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.

Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.

Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т. п.

Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу, ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.

В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т. п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:

Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

А. С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.

Определяя семью как воспитательный коллектив, А. С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А. С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А. С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.

Семья – это естественный коллектив, утверждал А. С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А. С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.

Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

Таким образом, процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

1. Макаренко, А. С. Книга для родителей: Учебное пособие / А. С. Макаренко — М.: Педагогика, 1981. 300с.

2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 390 с.

«Призвание — служить детям». Эссе «Хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок.

Изречения, о жизни, о воспитании или семье Собрала мудрые мысли. Оформила их в альбом. Это изречения, о жизни, о воспитании или семье. Материал используется при работе с родителями,.