Меню

Ребенок в год не хочет есть ложкой

Ребёнок не хочет есть самостоятельно

Дочке Катюше 2 года 1 мес. В 1,5 года Катя сама научилась держать ложку. Съедала полтарелки самостоятельно, остальное с моей помощью. Летом у дочки пропал апетит. Перестала есть даже любимые блюда. Садилась за стол со слезами. Когда я её уговаривала, то начинала ковырять ложкой в тарелке, немного пищи съедала самостоятельно. Сейчас, вообще, не берёт в […]

Дочке Катюше 2 года 1 мес. В 1,5 года Катя сама научилась держать ложку. Съедала полтарелки самостоятельно, остальное с моей помощью. Летом у дочки пропал апетит. Перестала есть даже любимые блюда. Садилась за стол со слезами. Когда я её уговаривала, то начинала ковырять ложкой в тарелке, немного пищи съедала самостоятельно. Сейчас, вообще, не берёт в руку ложку, капризничает. Я Катю кормлю сама. Мы уже 3 недели ходим в детский сад. Пока отвожу дочку на 3−4 часа. Воспитатели говорят, что не могут усадить Катю за стол, а если всё-таки она соизволит сесть, то ложку в руку не берёт. Воспитатели сами пытаются дочку накормить, а она даже рот не открывает. Подскажите, что делать?!

Как научить ребенка кушать самостоятельно?

Здравствуйте. ПОМОГИТЕ, не могу научить ребенка кушать самостоятельно. При каждой попытке вокруг «срач», а в рот ничего не поподает. Как вы учили, поделитесь опытом. Нам 1 год и 5 месяцев. В остальном развивается нормально, на мой взгляд.

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Блужин Владимир Вячеславович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Леонова Светлана Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бажажина Светлана Владимировна

Психолог, Коуч. Специалист с сайта b17.ru

Щетинина Галина Александровна

Психолог, Онкопсихолог. Специалист с сайта b17.ru

Кедрин Андрей Викторович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Истомина Инга Михайловна

Психолог, Инициационный специалист. Специалист с сайта b17.ru

Воробьева Юлия Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Нечипоренко Ирина Павловна

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Филиппова

Психолог, Сексолог. Специалист с сайта b17.ru

[603956967] – 3 декабря 2009 г., 23:04

дайте ребёнку ложку в руки и возьмите вторую себе ,ребёнок ещё маленький,поэтому ,,срач,,будет он учиться кушать,а что бы попало в рот сами подкармливайте второй ложкой.Нелегко воспитать мальчишку-Первого сына и первого внука.Вы набьёте не раз себе шишку,Вам желаем освоить науку:Как питать,как ходить,как играть,и вообще,как его понимать.

[2901720773] – 3 декабря 2009 г., 23:11

А нашей ровно год. Тоже кругом срач после еды, но половину доносит до рта. Я ей поначалу сама в ложку по немного набирала, вкладывала в руку и не отпуская доводила руку до рта говоря «Ам». Также едим двумя ложками, ложку я ложку она. У нас другая проблема. Может кто посоветует как к горшку приучать. Может просто расплакаться или просто встать и уйти а через минуту мокрая (( Горшок теплый удобный чистый сухой, никто на нее ни кричал, не пугал на горшке.

[4292424988] – 3 декабря 2009 г., 23:20

Дайте ей сначала поесть из тарелки руками. Пищу отваривайте кусками. Как научится, тогда давайте ложку в руки. Процесс пойдет гораздо аккуратнее и быстрее в такой последовательности.

[4292424988] – 3 декабря 2009 г., 23:22

А нашей ровно год. Тоже кругом срач после еды, но половину доносит до рта. Я ей поначалу сама в ложку по немного набирала, вкладывала в руку и не отпуская доводила руку до рта говоря «Ам». Также едим двумя ложками, ложку я ложку она. У нас другая проблема. Может кто посоветует как к горшку приучать. Может просто расплакаться или просто встать и уйти а через минуту мокрая (( Горшок теплый удобный чистый сухой, никто на нее ни кричал, не пугал на горшке.

Чем больше будете через слезы сажать, тем обратнее будет эффект. Отложите сию науку недели на две. Потом снова повторите. А вообще, удачнее всего начинать приучение к горшку в 1,6 — 1,7 лет. А знакомить просто так, посидеть на нем, изучить можно и с года. Но толку от этого обычно мало. Скорее это маме нужно, а не ребенку.

[603956967] – 3 декабря 2009 г., 23:43

11111.как приучить к горшку?попробуйте своим примером показать ребёнку или мишку,куклу посадить,всё делать играючи.После погладить ,пожалеть игрушку,что бы ребёнок понял что это хорошее дело что штанишки будут сухими.

[1178735221] – 4 декабря 2009 г., 15:38

А в чем такая острая необходимость. аж капс включили. меня эта проблема вообще не парила, ничо в 2 года ест сама нормально, аккуратно. Вам кормить ребенка тяжело?

[2268251] – 4 декабря 2009 г., 20:57

У нас в дет. сад не берут, пока он сам не научится кушать. А мне надо на работу выходить побыстрее.

[3080675925] – 5 декабря 2009 г., 00:51

У нас в дет. сад не берут, пока он сам не научится кушать. А мне надо на работу выходить побыстрее.

Ложку держит? до рта доносит?
В садике говорите гордо — кушает сам. Да и все. Пусть они потом с ним разбираются. В нашей группе НИКТО из детей от полутора до двух самостоятельно и чистенько есть не умел. Научили)))

[787637533] – 16 декабря 2009 г., 10:40

дочери 7 месяцев. есть отказывается что не дай. не знаю что делать. подскажите когда можно учить пить из чашки? она пытается но не получается.

[267734123] – 16 декабря 2009 г., 10:50

дочери 7 месяцев. есть отказывается что не дай. не знаю что делать. подскажите когда можно учить пить из чашки? она пытается но не получается.

Да маленькая она у вас еще)))))))))))))))))) Попробуйте начать с полильника1
Вообще не понятно- почему «СРАЧ» . Это у вас бы был «срач» если бы вы так ели, а у ребенка идет процесс обучения, все нормально !

[2497988984] – 18 февраля 2010 г., 14:26

дочке год и пять, в год брала ложку, но не ела сама, не пыталась, а сейчас вообще проблема: сама не ест, от помощи отказывается, оставляла с едой наедине — бесполезно, сижу рядом — бесполезно, просит чтоб кормила ( а ведь скоро в садик), другим подкармливать не дает, да и кормить начинаешь — после двух ложек отказывается, у нас сильный недовес, любимых блюд нет у нее, меня «срач» не беспокоил бы даже. если исходить сколоко съел столько съел — неделями не ест только пьёт жидкость. КАК С ЭТИМ БЫТЬ?!

[3011726400] – 16 апреля 2010 г., 09:39

Добрый день! Моему сыну 2 года и 1 мес. У нас проблема, он совершенно не хочет кушать самостоятельно, кормим с ложки, да и то с истериками и то если чем-то отвлечем или игрушкой или рисованием тогда рот откроет, иногда может покушать сам макароны, да и то «поковыряет» и уйдет, в последнее время все трудней его накормить, целый день может пить один компот и иногда погрызть печенье. У нас недовес. Сажаем его за стол вместе в другими членами семьи все равно, сам не хочет кушать и даже не проявляет инициативу. Уже опасаюсь что данный процесс вызывает у него только страх, если вообще отказаться его кормить с ложки будет дни напролет голодный. Помогите советом. Заранее благодарю.

[1826077658] – 7 июля 2010 г., 16:40

А нашему Вовочке-Володеньке (сам себя так называет) — 3,5 года. Перешел в садике уже во 2-ю по возрасту группу. Но самостоятельно есть отказывается, как в 1-й группе, так и во 2-й, так и дома. Есть умеет, но то ли ленится, то ли упрямится. Мороженое или что-то еще вкусное или любимое (рис, гречку, винегрет, картофельное пюре) ест сам с удовольствием. Если кормит взрослый — ест хорошо, много, любые блюда. Воспитатели ругаются, он их, также как нас, просит его кормить, нам говорят — учите ребенка есть самостоятельно, а у нас не получается ничего. Уже и говорим — поешь чуть-чуть сам, а потом я докормлю тебя, соглашается, но ложку не берет, говорит — покорми. Хотелось бы услышать мнение детского психолога или диетолога, или еще кого — не знаю даже. (

[4425279] – 6 декабря 2010 г., 09:23

Еда прежде всего должна быть интересной. Выглядеть она должна аппетитно. Если нарежете всяких звездочек-цветочков из моркорвки, фрикадельки сделаете, рожицы смешные на тарелке выложите (зеленый горошек, болгарский перчик, огурчик, морковка, картошка в помощь), малышу будет прикольно и весело. Пусть и не вилкой-ложкой, а сперва руками — главное заинтересовало, ему захотелось. У нас любимые макароны — семперовские «Гусята» — мы с ними целые сюжеты разыгрываем. И если сперва ручками кушали, то теперь все чаще на вилку нанизываем. Запеканки делаю не скучные с ровной поверхностью, а тоже или выкладываю картинки с цветочками или рожицы. вспомогательный материал можно даже и не кушать, но эффект будет — уже хорошо. А еще пример аппетитно кушающей мамы заразителен. вы не настаивайте, а сами сядьте за стол и начните кушать, малыш обязательно в Вашу тарелку потянется. Пусть сперва так, потом и из своей будет кушать с удовольствием. Подскажите, как накормить любимую игрушку, тоже помогает.Мамина работа — трудна, сопряжена с разными сложностями, но от этого интересна и позитивна. Не заставляйте малыша, а заинтересуйте его.

[1250606816] – 6 декабря 2010 г., 09:34

Ну не хочет — пусть не ест. Жрать захочет — сам быстренько научится.

[384611031] – 4 января 2011 г., 13:04

Я няня, ребенкяу уже три годика, а он не ест самостоятельно 🙁 К тому же у меня нет на него родительского авторитета 🙂 так что приходится придумывать игры (сьесть на счет три, покормить игрушку). Очень хороший метод у Santy, сегодня буду пробовать.
Вообще процесс идет, когда нравятся продукты, а когда хоть что либо отдаленно напоминающее вареные овощи 🙂 Можно даже не пытаться.
Попробуйте представить, что вы не имеете права наругать ребенка, и тогда волей неволей вы будете оригинально добиваться своей цели не заставляя ребенка, а направляя!
Успехов с вашими детками!

Читайте так же:  Почему мужчина не хочет жениться во второй раз

[1775257109] – 18 ноября 2011 г., 20:23

даже и не знаю! я вот ребенка с 5 месяцев на горшок садила.К 7 он просился какать, но затем все желание у него пропало, только режим остался. Проблем с говняшками у нас нет, каждое утро после еды.Нужно выдержать режим.Сейчас сыночку 1,1месяц ночью просыпается на горшок сам.

Похожие темы

[415730536] – 11 июля 2012 г., 03:26

Чем больше будете через слезы сажать, тем обратнее будет эффект. Отложите сию науку недели на две. Потом снова повторите. А вообще, удачнее всего начинать приучение к горшку в 1,6 — 1,7 лет. А знакомить просто так, посидеть на нем, изучить можно и с года. Но толку от этого обычно мало. Скорее это маме нужно, а не ребенку.

[415730536] – 11 июля 2012 г., 03:32

Не мучайтесь, в 1,6 года начните приучать к горшку. Все эти бабушкины советы- все смешно))) Ребенок только к пол-утра годам начинает осозновать, когда он хочет в туалет. Я начила приучать ровно 1,6 и у меня дочька через 2 недели сама стала проситься.

[2929686023] – 13 февраля 2013 г., 11:23

Не мучайтесь, в 1,6 года начните приучать к горшку. Все эти бабушкины советы- все смешно))) Ребенок только к пол-утра годам начинает осозновать, когда он хочет в туалет. Я начила приучать ровно 1,6 и у меня дочька через 2 недели сама стала проситься.

Полностью согласна. Мы начали ровно в полтора года, до этого сын категорически отказывался садиться на горшок.Не помогали ни игры, ни игрушки. За немного до полтора года я увидела, что заходя в ванную он ждет когда пописает и с любопытсвом наблюдает.Я поняла, что ребенок готов. Проситься «пи-пи» он начал сразу когда я ему показала что он в трусиках и должен мне говорить когда хочет в туалет, конечно, не вседа вспоминал и бывали промахи, а первые разы мы говорили пи-пи и сразу писали, не добегая до горшка ))) Сначала мы писали на унитаз и горшок стоя(нелюбовь к горшку прошла не сразу), но какать продалжали стоя, а недели через две он начал садиться на горшок (сначала приходилось давать пару бутылечков шампуни, мыло и т.п , чтоб быстро не сбежал). Сейчас все ок, тьфу-тьфу. нам 1,7 🙂

[260528809] – 22 июля 2014 г., 11:20

Добрый день! Моему сыну 2 года и 1 мес. У нас проблема, он совершенно не хочет кушать самостоятельно, кормим с ложки, да и то с истериками и то если чем-то отвлечем или игрушкой или рисованием тогда рот откроет, иногда может покушать сам макароны, да и то «поковыряет» и уйдет, в последнее время все трудней его накормить, целый день может пить один компот и иногда погрызть печенье. У нас недовес. Сажаем его за стол вместе в другими членами семьи все равно, сам не хочет кушать и даже не проявляет инициативу. Уже опасаюсь что данный процесс вызывает у него только страх, если вообще отказаться его кормить с ложки будет дни напролет голодный. Помогите советом. Заранее благодарю.

[260528809] – 22 июля 2014 г., 11:25

Добрый день! Моему сыну 2 года и 1 мес. У нас проблема, он совершенно не хочет кушать самостоятельно, кормим с ложки, да и то с истериками и то если чем-то отвлечем или игрушкой или рисованием тогда рот откроет, иногда может покушать сам макароны, да и то «поковыряет» и уйдет, в последнее время все трудней его накормить, целый день может пить один компот и иногда погрызть печенье. У нас недовес. Сажаем его за стол вместе в другими членами семьи все равно, сам не хочет кушать и даже не проявляет инициативу. Уже опасаюсь что данный процесс вызывает у него только страх, если вообще отказаться его кормить с ложки будет дни напролет голодный. Помогите советом. Заранее благодарю.

А зачем ему есть, он и так компотам перекусывает, когда желудок подает сигналы да и печенюжка. Определитесь с времени кормления и ничего не давайте, а захочет пить воды с чайнека. А не компотики или соки. И вот тогда будет есть. Да и воды много не давайте, а если просит ещё и ещё попробуйте предложить поесть.

Мой ребёнок не хочет кушать сам

На страницах проекта Mail Дети не допускаются комментарии, нарушающие законодательство РФ, а также пропагандистские и антинаучные высказывания, реклама, оскорбления авторов публикаций, других участников дискуссии и модераторов. Также удаляются все сообщения, содержащие ссылки.

Аккаунты пользователей, систематически нарушающих правила, будут заблокированы, а все оставленные сообщения — удалены.

Если вы заметили сообщение, нарушающее данные правила, нажмите кнопку «Пожаловаться». Модераторы при первой же возможности обратят на него внимание.

Связаться с администрацией проекта можно через форму обратной связи.

Ребенок не хочет есть сам!

Девочки, вот с чем мы недавно столкнулись. Сразу скажу что я долго не решалась дать доче самой кушать, потому как трепетного отношения к еде у нас никогда не было, все время баловалась во время еды. Поэтому кормила сама, а она просто играла с ложкой.

Буквально недавно(а точнее пару недель назад), я решилась полностью предоставить ей самостоятельность в еде.Теперь я перестала кормить.Ставлю тарелку и даю ложку, ложку она держит хорошо, и даже часто в ротик попадает))), НО, она ждет что я ее покормлю, или запускает руки по локоть в тарелку и начинает все вокруг размазывать, при этом не ест, а балуется, переворачивает тарелку.Если пытаюсь удержать тарелку и сказать что так нельзя, сразу в крик, и пытается встать из-за столика.Или просто сидит и канючит, и отказывается вообще брать ложку.А если я сама начинаю ее кормить, то она с удовольствием будет кушать.

Пробовала выставить из-за стола голодную, так она ходит как ни в чем не бывало, до следующего кормления, а потом все повторяется. Как будто она совсем не испытывает чувство голода.Перерыв между приемами пищи у нас от 3-5 часов.Пробовала даже не давать ничего перекусывать, все равно ничего с едой не меняется.

Вот скажите-это от того что я долго ее сама кормила и теперь она привыкла(если так, то что делать). Или я слишком быстро захотела от нее самостоятельности? Как думаете?!

Ребенок не хочет кушать сам

Дочка, четыре с половиной года, отказывается кушать сама. Просит покормить, иначе не ест и скандалит. Как сделать так, чтобы начала кушать сама?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Блужин Владимир Вячеславович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Леонова Светлана Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бажажина Светлана Владимировна

Психолог, Коуч. Специалист с сайта b17.ru

Щетинина Галина Александровна

Психолог, Онкопсихолог. Специалист с сайта b17.ru

Кедрин Андрей Викторович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Истомина Инга Михайловна

Психолог, Инициационный специалист. Специалист с сайта b17.ru

Воробьева Юлия Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Нечипоренко Ирина Павловна

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Филиппова

Психолог, Сексолог. Специалист с сайта b17.ru

[263199534] – 7 октября 2017 г., 22:17

В детский сад отдайте, там с ней никто церемониться не будет.

[2930520644] – 7 октября 2017 г., 22:22

В детский сад отдайте, там с ней никто церемониться не будет.

ну мой в сад ходит, просто не ест там. Не сдаётся

[4158821638] – 7 октября 2017 г., 22:23

В детский сад отдайте, там с ней никто церемониться не будет.

[2803474861] – 7 октября 2017 г., 22:34

Как как? Не кормить и все. Два дня голодная походит и начнет есть сама. Убрать все перекусы: фрукты, печенье и прочее, что может сама таскать. Поставили тарелку с завтраком, сами сели рядом съели своё, убирание все со стола. Так же с обедом/ужином. Ребенок голодным не будет.

[965868067] – 7 октября 2017 г., 22:38

Скажите у мамы нет настроения, меня никто не кормит с лодки. Не идите на поводу. Либо попробуйте, типо если поешь сама пойдем с тоьой кататься на карусели классной, аелючу мульт, ну что она очень любит и ее заинтересует..или просто уйдите, покричит да перестанет.

[3112097480] – 7 октября 2017 г., 22:40

Там кормят. Лучше в Мали или Чад. В бескормицу и пустыню.Там быстренько научится есть, ну или ее съедят

[2664434225] – 7 октября 2017 г., 22:41

Сажаем за стол ребенка голодного. Ставим перед ним тарелку и уходим. Пусть будет полчаса. Полчаса для ребенка огромное время. Если за полчаса не сведено. тарелку убираем и выводим из кухни до ужина , или что следующее. Кусочничать не даем. С ужином историю повторяем, если сразу не поняла. Если опять есть не будет то полностью съеденный завтрак вам обеспечен.
Истерики — не повод слушаться мама ребенка. Вы — слушаетесь,она вами командует, вам вообще самой не стыдно? Возвращайте авторитет.
В вашей абсурдной ситуации сложилось так что ребенок думает, что съеденный обед нужен маме, ей не нужен, а вот маме это важнее. Нужно убедить в обратном — перестаньте переживать, у нее тогда не будет точки для манипулирования вами.

[1354348194] – 7 октября 2017 г., 23:02

Сажаем за стол ребенка голодного. Ставим перед ним тарелку и уходим. Пусть будет полчаса. Полчаса для ребенка огромное время. Если за полчаса не сведено. тарелку убираем и выводим из кухни до ужина , или что следующее. Кусочничать не даем. С ужином историю повторяем, если сразу не поняла. Если опять есть не будет то полностью съеденный завтрак вам обеспечен.
Истерики — не повод слушаться мама ребенка. Вы — слушаетесь,она вами командует, вам вообще самой не стыдно? Возвращайте авторитет.
В вашей абсурдной ситуации сложилось так что ребенок думает, что съеденный обед нужен маме, ей не нужен, а вот маме это важнее. Нужно убедить в обратном — перестаньте переживать, у нее тогда не будет точки для манипулирования вами.

это что за садизм?

[1354348194] – 7 октября 2017 г., 23:05

с маленьким можно все в игровой форме.например,пусть она кормит вас,а вы ее.а потом пожалеть- ой,как жаль,что ты сама не кушаешь.ты пока бы ела,я бы тебе успела печенье испечь ( например)
у меня с маленькой дочкой всегда работал азарт.или например- кто из нас быстрее съест,тому конфетка!
а вообще,вспоминая прошлое. я б и коомила с ложкчки)
так быстро дети растут.

Читайте так же:  Брат жены по отношению к сестре мужа

[1082002730] – 8 октября 2017 г., 00:47

Я тоже за поставить тарелку и дать выбор ребенку.Думаю к ужину уже остепениться и будет за обе щеки трескать.

[2615302027] – 8 октября 2017 г., 09:31

ГостьСажаем за стол ребенка голодного. Ставим перед ним тарелку и уходим. Пусть будет полчаса. Полчаса для ребенка огромное время. Если за полчаса не сведено. тарелку убираем и выводим из кухни до ужина , или что следующее. Кусочничать не даем. С ужином историю повторяем, если сразу не поняла. Если опять есть не будет то полностью съеденный завтрак вам обеспечен.
Истерики — не повод слушаться мама ребенка. Вы — слушаетесь,она вами командует, вам вообще самой не стыдно? Возвращайте авторитет.
В вашей абсурдной ситуации сложилось так что ребенок думает, что съеденный обед нужен маме, ей не нужен, а вот маме это важнее. Нужно убедить в обратном — перестаньте переживать, у нее тогда не будет точки для манипулирования вами.
это что за садизм?

В чем садизм, простите? Или у вас слово «воспитание» ассоциируется с садизмом? Воспитание ребенка — это еще и правила, и запреты. Плоды всеобщей детской вседозволенности мы уже пожинаем — полнейшее разложение морали и культуры.

[73129915] – 8 октября 2017 г., 15:07

Можно попробовать сделать все в игровой форме, посадить кукол и кормить вначале их, а потом себя может покормит тоже)

[397132370] – 13 октября 2017 г., 11:40

Я тоже за игровую форму, например, ложку я тебе даю, ложку ты сама, и так постепенно увеличивать, две ложки сама, три и т.д.)

[397148826] – 29 октября 2017 г., 12:13

Вам правильно советуют игровую форму, мы так есть начали ещё до сада) Ещё и вкусняшками мотивировала (в конце обеда какой-нибудь детский сок вроде агуши или доброго для детей, конфетку или печеньку)

Учим ребенка пользоваться ложкой

Как научить ребенка пользоваться ложкой.

Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Протянуть руку к предмету и взять его — трудная задача для младенца первых месяцев жизни: у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого — на втором году жизни, а сформируются лишь в процессе воспитания и обучения.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность создать путем жестов — указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. — первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, он усиленно пользуется языком жеста. Мимика и жест — первый язык малютки, его первая «речь», обращенная к взрослому, дополняемая вокализациями, т. е. возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).

Первая двигательная функция руки — схватывание. Как и другие двигательные акты, оно сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона): новорожденный настолько плотно прижимает пальчики, что способен удерживать себя, ухватившись за пальцы взрослого. Этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы жизни. Вместо него вырабатывается так называемый «ладонный рефлекс»: ребенок накладывает на предмет все пальцы и прижимает его к ладони, при этом сами пальцы еще не точны в своих действиях. Рефлекс формируется исключительно в процессе взаимодействия со взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.

К началу девятого месяца ребенок начинает брать предмет пальцами. Он умеет захватывать предмет из любых положений. Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к концу года малыш уже выполняет три типа ручных пассажей: петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки, приближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем движется по его поверхности.

Если вы понаблюдаете за тем, как малыш берет в руки предметы, игрушки, то увидите совершенно самостоятельную, характерную именно для второго года линию освоения предметной деятельности.

Вначале он часто совершает промахи, движения руки неточны. Но постепенно они становятся все более координированными и четкими. Действия руки постепенно начинают как бы предвосхищать форму, величину и положение предмета в пространстве. Теперь рука, приближаясь к предмету, начинает приноравливаться к захвату и более точному действию.

Предлагаем родителям ознакомиться с динамикой развития умений руки ребенка конца первого и начала второго года жизни.

Итак, вначале рука ребенка словно связана, пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца к большому пальцу.

Примерно к 1 году 3 месяцам при схватывании начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени ребенок овладевает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.

Умение брать предметы тремя пальцами — большим, указательным и средним — формируется на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится большой палец. Более тонкие движения пальцев сформируются только к трем годам. Вот почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальцами, не может застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Поэтому развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными навыками самообслуживания (умывание, одевание, прием пищи и т. п.), и организуя специальные занятия с дидактическими игрушками — кольцами, пирамидками, бочатами, матрешками и т. п. Кроме того, малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев — шнуровки, занятия с пуговицами, крючочками, кнопками и т. п. Полезны пальчиковые, перчаточные игры, пальчиковый театр.

На втором году жизни ставится задача научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к полутора годам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Взрослый должен помочь малышу выстроить манипуляции с ложкой в орудийное действие. Рисунок этого действия должен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного показа.

Показ. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи.

Метод пассивных движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей руке. Не позволяя переворачивать ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении. Так складывается двигательный рисунок навыка приема пищи.

Метод подражания. Подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы трубочкой, имитирует втягивание ее содержимого. Малыш, подражая взрослому, снимает с ложки пищу.

Метод неоднократного повторения. Взрослый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение действиям приема пищи (техническая сторона) состоялось. С каждым приемом пищи умение будет оттачиваться. Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно организовать. Поэтому мама может докормить его, взяв другую ложку, при этом ребенок продолжает самостоятельно брать пищу своей ложкой.

Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций:

  • дает смысл действий с предметом;
  • организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
  • через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий.

Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребенка за столом. Для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, столы и стулья.

Малыша до 1 года 3 месяцев сажают в детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступнями о пол (ноги не зависают). Это важно для формирующейся осанки: опора на ноги позволяет выровнять спину и сохранить позу «над тарелкой» для аккуратного приема пищи. Ребенку повязывают нагрудник из непромокаемого материала, под который можно подложить один угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды.

Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с высокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками.

Имеет значение и сервировка стола. На стол стелят скатерть или красивую клеенку, ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки (ребенок будет сам вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит. Очень скоро он начнет узнавать свою тарелку, свою чашку, свою ложку. А они действительно должны быть только его — это требование гигиены раннего детства.

Едим сами! Первые навыки самостоятельной жизни

В жизни маленького человека однажды наступает момент, когда привычная бутылочка с соской уступает место «взрослым» столовым приборам – ложке, тарелке и чашке. Каждой маме хочется, чтобы малыш побыстрее научился есть самостоятельно и делал это аккуратно и правильно. И он обязательно научится, если мама ему немного поможет.

Дарья Павлова
Педагог

С чего начать?

С покупки необходимых аксессуаров. Обычная взрослая посуда не подходит для маленьких непосед, поэтому лучше подобрать малышу специальную детскую. Выбор в магазинах огромный, но хорошая посуда должна отвечать определенным требованиям.

Тарелочка сделана из небьющегося материала, ведь юный гурман обязательно попытается проверить ее на прочность, бросив на пол, или от души постучав ложкой. Пластик, специальная пищевая пластмасса – самые подходящие материалы. Веселые расцветки, или любимые мультяшные герои помогут малышу не скучать за обедом. Зная, что на дне тарелки его ждет Кот Леопольд, малыш точно доест кашу до конца. Размер первой тарелки не должен быть слишком большим, так как объем предполагаемой порции может напугать едока. Для неторопливых малышей существуют тарелки с подогревом. Под днище в специальную емкость заливается горячая вода, и пища не остывает дольше, чем в обычной тарелке. Активным и шаловливым можно купить мисочку на присоске. Она накрепко приклеивается к столу, и перевернуть ее вместе со всем содержимым практически невозможно. Для удобства и мамы и малыша на тарелке могут быть нескользящие ручки. Если дома есть соответствующая бытовая техника желательно чтобы тарелку можно было ставить в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине (обычно на обратной стороне посуды ставится специальный значок, разрешающий подогрев в микроволновой печи). Посуду с яркими рисунками, выполненными краской, в посудомоечной машине мыть нежелательно, так как от высокой температуры рисунок постепенно стирается.

Детская чашечка также должна быть сделана из небьющегося материала, легкая с нескользящей удобной ручкой, а лучше – двумя, с двух сторон. Переходить от бутылочки сразу к чашке малышу не всегда удобно, поэтому существуют детские поильники. На пластиковую чашечку надевается специальный колпачок с носиком, жидкость не прольется на стол, а попадет точно в ротик. Когда ребенок привыкнет к своей кружке, насадку с носиком можно снять. Для прогулок можно купить специальный поильник – непроливайку с крышечкой. Если малыш тяжело привыкает ко всему новому, приобретите ему специальный «тренировочный набор». К любимой бутылочке с соской докупаются ручки и крышечка-поильник. Для непосед существуют специальные чашки-непроливайки с тяжелым дном. Такую чашку малышу трудно перевернуть или бросить на пол.

Читайте так же:  Брошенная любовница женатого мужчины

Ложечки и вилочки малышу также нужны специальные. Небольшой размер и нескользящая удобная ручка обязательны. Приборы могут бытьплассмассовые, или металлические с пластиковой ручкой. Кстати, традиция наших дедушек и бабушек дарить серебряную ложечку на первый зубок тоже очень полезна. Серебро хорошо обеззараживает водичку и полость рта ребенка. Даже если до первых зубов еще далеко, водичку или смесь для докармливания тоже лучше давать с ложки. Зубчики у вилок должны быть неострые и закругленные, чтобы малыш не поранился. Детский ножик также должен быть неострым, с закругленным концом и удобной ручкой.

Отдельно скажем про такую необходимую вещь, как фартучки. Они могут быть сделаны из ткани с прослойкой клеенки, из легкого гнущегося пластика или аналогичного материала. Тканевых фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Но они мягкие и не мешают малышу. Пластиковые фартучки имеют внизу специальный кармашек, в него падает еда, которую малыш не донес до рта. Существуют также специальные фартучки с рукавами, в них чистым останется даже самый неаккуратный едок.

Осторожно, меламин!

Когда и как начинать?

С 6-7 месяцев (самого начала ввода прикорма) кормите ребенка в специальном детском высоком стульчике со съемным столиком. За ним малыш быстрее научиться есть сам. Сидя на своем месте, ребенок пробует брать пищу из тарелки руками. Это необходимый этап в усвоении культурного способа поглощения пищи, поэтому позвольте его юному гурману. Важно не пропустить момент, когда кроха сам потянется за ложкой, увидев ее у вас в руках. Обычно это случается в возрасте 10-12 месяцев.

Чем старше ребенок, тем сложнее заинтересовать малыша.

В 2 года может начаться период упрямства, и малыш не захочет есть самостоятельно. Поначалу кроха берет ложку в кулачок, пока ему так удобнее. Покажите малышу, как правильно ее держать, потренируйтесь. Но не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть держит ложку, как может. Позднее, когда пальчики станут более ловкими, малыш, глядя на папу с мамой, научится держать ложку как взрослые, а пока ему надо просто не промахнуться мимо рта. Для первых попыток есть самостоятельно лучше всего подходит густая пища – каши, пюре, творог. Давая малышу ложку первый раз, вложите ее в правую руку. В последствии следите, за тем, чтобы ребенок ел правой рукой, так как совсем маленькие детки часто пытаются есть обеими руками по очереди. Но если малыш упорно отказывается, и перекладывает ложку в левую руку, не заставляйте и не переучивайте его. Скорее всего, он левша и ему действительно так удобнее.

Первое время кушать самому получается плохо, до рта доходит не каждая ложка, поэтому в каше оказывается одежда, столик и пол вокруг. Не ругайте малыша, просто приведите его внешний вид в порядок и попросите есть аккуратнее. Разумеется, ему пока трудно это делать, но ваша задача сейчас — выработать у ребенка стремление к чистоте. Первое время держите руку малыша с ложкой в своей руке и покажите, как зачерпывать еду из тарелки и как донести ее до рта. Обязательно хвалите кроху за успехи и проявленную инициативу. Наберитесь терпения, теперь кормления будут занимать много времени, но с каждым разом получатся все будет лучше и лучше. И помните, что управляться с ложкой для малыша – тяжелая работа, поэтому если ребенок устал, не настаивайте и докормите его сами. Для ускорения процесса можно использовать две ложки. Одну малыш держит в ручке сам и пытается ею есть, второй его кормите вы.

В 1,5-2 года предложите малышу салфетку и покажите, как ею пользоваться. В первый раз остатки еды он, скорее всего, размажет по лицу, но постепенно освоит и этот предмет. Используйте обычные бумажные или заведите малышу персональную, из ткани с интересным рисунком. Рот следует вытирать по мере загрязнения. К полутора годам карапуз вполне способен успешно справляться с пюре и творогом, к двум — уже должен уметь есть жидкую пищу.

В 1,5-2 года можно предложить малышу детскую вилку. Обратите внимание ребенка на то, что вилкой пользуются по-другому, накалывают пищу. Предупредите, что она острая и можно пораниться. Освоение вилки пойдет значительно быстрее и проще, движения у малыша уже более точные. Чтобы малышу было интересно, разложите на тарелке нарезанные ломтики разноцветных фруктов и овощей и предложите съесть при помощи вилки сначала всё красное, потом зеленое, и т.д.

В 2,5-3 года дайте малышу неострый детский нож. Вначале объясните, зачем он нужен, покажите, как, придерживая пищу вилкой, резать ее ножом. Пусть сначала это будет мягкая котлетка, а не цельный кусок мяса. На этом этапе детский стол опять окажется измазанным, ведь из под ножа часто будут выскальзывать кусочки. Пусть карапуз не огорчается, напомните ему, как он учился есть ложкой, и заверьте в скором успехе.

Учимся пить

Менять бутылочку на поильник можно уже в 8-10 месяцев, как только малыш научиться самостоятельно его держать. Если с поильником ребенок успешно справляется, позднее можно попробовать снять носик и пить «совсем как взрослые». Налейте в чашечку совсем немного, буквально на один глоточек. Если жидкости будет много, малыш может захлебнуться, первый опыт окажется неудачным и знакомство с кружкой придется отложить. Предлагать ребенку чашку нужно тогда, когда он действительно хочет пить иначе он станет играть с новым предметом или не поймет, чего вы от него хотите. Помогите малышу правильно взять новый предмет в ручки, отрегулировать угол наклона. Обязательно похвалите ребенка за глоток, скажите, что он молодец и уже совсем большой, пьет, как взрослые.

Если ребенок не хочет есть сам?

Попробуем заинтересовать. Устраивайте семейные обеды. Глядя на самостоятельно кушающих взрослых, малышу захочется соответствовать. Если семья редко собирается за общим столом, можно использовать авторитет значимого для ребенка взрослого. Обычно это папа, старший брат: «Ты хоть раз видел, чтобы я папу с ложечки кормила? Нет. Хочешь быть таким же сильным как братик?»

Многие вещи дети начинают делать, глядя на сверстников. Если подросший малыш упорно отказывается брать в руки ложку, сходите в гости, или пригласите на обед его друзей, которые уже умеют кушать сами. Обратите внимание ребенка на приятеля: «Смотри, Витя сам ложечку держит». Но ни в коем случае не нужно стыдить малыша и сравнивать с другом, достаточно просто вскользь заметить такое полезное умение товарища по играм. А в следующий раз за обедом предложите крохе ложку, вспомнив приятеля. Еще один способ обучения – игра. Поиграйте с малышом в «экскаватор». Экскаватор-кроха должен собрать ложкой–ковшом всё картофельное пюре и переправить в рот. От мамы требуется немного фантазии и соответствующие комментарии для игры. («Большой-большой экскаватор зачерпывает ковшом пюре и аккуратно отправляет его в рот! Молодец, а я за тебя буду гудеть, пока ты жуешь!»).. Можно использовать тарелочку с интересным рисунком на дне и объяснить крохе, что под кашей злой волшебник спрятал, например, маленького поросенка, который сам не может освободиться и помочь ему может только малыш, если сам возьмет ложечку и скушает всю кашу.

Решение о том, что малыш будет есть самостоятельно должно поддерживаться всеми членами семьи. Если мама настаивает на самостоятельности, а бабушка «жалеет маленького» и кормит с ложечки, положительный результат будет достигнут не скоро. Также обучение не должно зависеть от настроения родителей. («Вчера ты кушал сам, а сегодня мы в гости опаздываем, поэтому давай я тебя быстренько накормлю»). Надо выработать определенную последовательность и поэтапность в обучении. Например, по началу ребенок сам ест только творог, когда с одним продуктом он уже справляется, добавляем более «сложное» по консистенции пюре, далее жидкую кашу, и, наконец, суп. Иногда малыш с аппетитом начинает кушать самостоятельно, но быстро устает. Не настаивайте, докормите его. По мере взросления доля самостоятельно съеденного в любом случае будет увеличиваться. Также можно сделать исключение из правил, если кроха болеет.

Правила за обедом

С самого начала следует приучать ребенка относиться к приему пищи с уважением, кушать аккуратно и соблюдать необходимые правила. Даже самым маленьким нужно мыть руки перед едой, а к двум годам малыш сам напомнит вам об этом. Еда – это полезный ритуал, он дает ребенку чувство стабильности и ощущение собственной значимости, ведь малыш точно знает последовательность действий и почти со всем справляется сам!

Если вы помогаете малышу, все свои действия сопровождайте словами: «Ручки под краном вымыли, Сашиным полотенцем вытерли, теперь идем на кухню. Саша садится за свой столик, а мама наливает в тарелочку половником борщ. Смотри, какой он красный! И, наверно, очень вкусный!» Иногда, немного поев, ребенок начинает разбрасывать еду, кидать ложки, выливать на стол содержимое чашек. Если малыш просто устал кушать самостоятельно, докормите его сами. Но попытки пошалить за обедом лучше пресечь сразу же, не надеясь, что так ребенок лучше покушает. И строгое «нельзя» здесь обязательно. «Еда – это серьезно, ее можно только кушать, а если ты хочешь что-нибудь побросать, то мы после обеда поиграем с тобой в мячик». Если предостережения не помогают, просто уберите тарелку, вытрите рот салфеткой, это будет означать, что обед закончен. «Картошечка обиделась на Сашу, за то, что он бросил ее на пол. А сладкое яблоко увидело, как ты себя плохо ведешь, и укатилось. Так что десерта сегодня не будет». После еды ребенок должен говорить «спасибо», не забывайте напоминать ему об этом.

Двухлетнего малыша можно уже попросить убрать за собой посуду в раковину. А протереть губкой столик сможет даже полуторагодовалый карапуз. Конечно, качество такой уборки далеко от идеала, но ваша задача сейчас – выработать хорошую привычку и научить ребенка аккуратности. И помните, что аппетит приходит во время еды. Красиво накрытый стол, симпатичная посуда, позитивный пример и поддержка взрослых – все это поможет ребенку научиться есть самостоятельно.