Меню

Ребенок совсем не хочет есть в 10 лет

нет аппетита

Проверьтесь у гастроэнтеролога. Мезим, как ниже советовали, не стоит. Он все же для иных целей.Так и поджелудочную подсадить недолго-такие вещи пить без врача.

а вот мотилиум вам могут порекомендовать, если кишечная моторика плохая.А при пониженном аппетите так оно и бывает.Но это тоже с врачом.
ну еще полынью поят и есть добавки, повышающие аппетит.

Моя старшая тоже не ела,когда маленькая была. Вообще.Нам анорексию ставили .Обычню, не нервную, а как отстуствие аппетита.Чего-то пили, делали процедуры, таскала с собой еду, кормила маленькими порциями между делом..

В 13 лет она впервые сказал, что хочет есть и с тех пор не закрывала рот .Сейчас ей 20,она ест, как рота солдат.На завтрак может съесть 8 глазирвоанных сырков к чаю после еды.Еда у нее отдельная ценность.
От ее тарелок женихи падают в обмороки.
Но весит она 50 кг при росте 180. 06.11.2008 19:05:14, =СветА™=

мои такое точно не станут есть. бабушка им как раз заготавливает нарезанные овощи-фрукты. так и стоят, чернеют, тухнут целый день. а мелкие печеньки у нас и так не залеживаются, к сожалению. «если мед есть, то его сразу нет»(с)

нет, моим подавай только минуту назад очищенное и лучше целиком, не кусочками. 06.11.2008 15:26:02, ALora

SOS! Ребенок ничего не ест! Что делать?!

Последовательно выясняем причины и спасаем ситуацию

Школа Профессиональных Родителей

«Давай еще ложечку и все! А теперь ложечку за папу, теперь за маму, а теперь за бабушку…»

Многим родителям знакома эта история — уговорить своего ребенка поесть.

Меня часто спрашивают, что делать, если ребенок не ест, и, если честно, это один из самых простых и сложных вопросов одновременно.

Нет, с ребенком все как раз просто — обычно нужно, чтобы он просто проголодался. А вот с родителями настоящая проблема — им трудно пережить, если они не накормят ребенка. Вот, к примеру, что говорит мама годовалой дочери: «Мы сначала не кормили ее насильно. Думаете, мне не жалко своего ребенка, когда он плачет? До шести месяцев она ела, когда хотела, потом отказалась от еды. Я вытерпела сутки (КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА — Я ВЫТЕРПЕЛА СУТКИ!), потом накормила насильно, потому что не могу смотреть на своего ребенка без слез. Кожа и кости, видны все ребра, позвоночник!» Слушая эту маму, с трудом удержалась, чтобы не спросить ее: «А как она должна выглядеть в 6 месяцев? Заплывшей жиром?». Дети бывают разными — пухленькими и худенькими. Мои, например, рождались худенькими, сын таким и рос, а когда младшая дочь набрала в первый месяц 1700 г только на грудном вскармливании, я не на шутку испугалась, потому что со старшим ничего подобного не было — добавлял «положенные» 700 г в месяц и все.

Он не голоден?!

Самая простая и очевидная причина, по которой ребенок не ест, — он просто не голоден. Мы так стараемся накормить детей, что они даже не знают, что такое чувство голода. Когда-то я стала свидетельницей того, как моя приятельница насильно кормила своего 8-месячного сына творогом — Иван рыдал, но глотал, на все мои вопросы, зачем она это делает, Наталья отвечала: «Мне так спокойнее». Просто вдумайтесь! Спокойнее от чего? От того, что у него будет полный желудок, но при этом он рыдает и она совершает над ним насилие?!

Что же делать?

Дать возможность ребенку проголодаться!

Для этого нужно:

1) убрать из зоны досягаемости ребенка любого возраста все перекусы: печенья, фрукты, соки, компоты, сладкие чаи, конфеты, бутерброды и т. д. — все, что содержит калории и может перебивать аппетит;

2) предлагать ребенку покушать и быть готовым, что он откажется;

3) оставаться спокойным и доброжелательным ;

4) дождаться, когда у ребенка появится чувство голода, и он сам попросит еду или согласиться на ваше предложение!

В этой ситуации самое трудное удержать себя в руках, чтобы не поддаваться панике и не начать кормить ребенка, когда вы думаете, что он проголодался, а не тогда, когда он действительно захочет есть. Дети, никогда не испытывавшие чувства голода, даже не могут его идентифицировать , поэтому у них может уйти на осознание чуть больше времени, чем есть у вас терпения.

Если ребенок ничего не будет есть 1 или 2 дня — он не умрет. С ним все будет хорошо! Как только он поймет, что голоден, он сам придет к вам и попросит кушать.

Ему больно!

Когда моему сыну Назару было около 2 лет, мы отдыхали в Крыму. По дороге на море, вероятно в поезде, он подхватил стоматит — это такие маленькие, но очень болезненные язвочки во рту. Глотать и жевать еду было очень больно, и поэтому целых 6 дней Назар ничего не ел, только пил воду. Инфекция ушла на четвертый день после специальной обработки и лечения, но еще два дня мой сын просто боялся кушать. Зная, что он больше всего любит пельмени и картофель фри, мы с мужем отвели его в любимое кафе и взяли оба блюда, а еще мороженое, торт — все, что могло ему понравиться. Сначала сын отказывался есть — мы не уговаривали, просто сказали, что проголодались и решили покушать, а ему не обязательно, если он не хочет. Ели пельмени и наблюдали за сыном: сначала он просто сидел, потом расплакался и только потом, спустя, наверное, минут 40, осторожно съел пельмень. Затем еще и еще… Мы были счастливы — теперь главное было не перекормить, потому что у Назара проснулся аппетит и он убедился, что боль ушла!

Когда ребенок болеет, организм не воспринимает еду — все его силы уходят на то, чтобы бороться с источником болезни, и мозг просто не посылает сигналы о голоде. Именно поэтому ребенок не хочет кушать. Но как только малыш начинает поправляться, мозг тут же отправляет сигнал: пора кушать!

Еда — это зло?!

В силу разных причин мы, взрослые, иногда тоже не хотим есть: неприятности на работе, жарко, заняты чем-то интересным, просто еще не проголодались… Но почему-то уверены, что дети просто-таки обязаны всегда кушать с аппетитом! И поэтому готовы часами уговаривать ребенка поесть, а если не помогают уговоры, начинаем развлекать — мультики, говорящие куклы, пляшущие родственники… Не помогают и угрозы — не пойдешь гулять, не куплю игрушку, не будешь смотреть любимый мультик, не встанешь из-за стола, пока не съешь… Как-то я так просидела в своем детстве целый день над тарелкой борща и к вечеру уже была голодна, но так и не попросила кушать, потому что где-то внутри понимала, что если съем — проиграю и придется есть всегда.

Мы сами приучаем детей к тому, что еда — это скучно, что это насилие, что это зло…

Что делать? Просто понять, что у ребенка, как и у нас, может быть множество причин, по которым он не хочет кушать в данный момент, и быть готовым покормить, когда у него появится аппетит. Это так просто — взять с собой на прогулку бутылку с молоком, йогурт, пюре, фрукты или даже термос с любимым супом и покормить ребенка быстро и легко, когда он проголодается, прямо на улице! Благо, цивилизация обеспечивает нам для этого все возможности: мокрые салфетки, посуда, термосы…

Как отдать его в садик, если он ничего не ест?

До похода в детский сад мой сын Назар никогда не сталкивался с тем, чтобы его заставляли кушать. Еще в 2 месяца, будучи на искусственном вскармливании, ел только 4 раза в сутки, а не 8, и любую попытку накормить фонтаном выдавал обратно. Благо, что я смекнула, что это его способ сигнализировать о сытости. Когда он пошел в детский сад, одной из главных моих просьб к воспитателям была не заставлять его кушать ни при каких обстоятельствах. Первые несколько недель они сокрушались и говорили, что кроме хлеба и компота он ничего не ел, затем с удивлением и восторгом стали рассказывать, что Назар лучше всех ест супы и каши. Еще бы, ведь супы и каши — любимые блюда моего сына, и когда он привык к новой обстановке, людям, детям и распорядку дня, с удовольствием стал есть то, что любил кушать и дома!

Без паники! Спокойствие, только спокойствие!

Это главный девиз мамы и близких родственников, когда ребенок вдруг перестал есть! У одной моей знакомой 2-месячная дочка вдруг перестала брать грудь! В течение 1,5 суток Катя несколько раз созванивалась со специалистами по грудному вскармливанию и, стараясь оставаться спокойной, выполняла их инструкции. Только на второй день ее дочь согласилась выпить чуть-чуть молока из чайной ложки, затем больше, но чтобы не отучить таким образом от грудного вскармливания, Катя снова и снова прикладывала малышку к груди, и если что-то не получалось, снова звонила специалистам по грудному вскармливанию. Юная мама смогла не поддаться панике, найти в себе силы не слушать “полезных” советов родственников и друзей и найти поддержку в лице специалистов. Сейчас ее малышке почти год и это чудесное создание с удовольствием пьет мамино молоко и не знает, что такое отсутствие аппетита.

Вкусно? Не факт!

Еще одной причиной, почему ребенок не хочет есть, — ему просто не нравится вкус блюда или его внешний вид. Нам иногда бывает трудно смириться с тем, что наши дети “нос воротят” от еды. Но это факт — у нас с детьми могут быть разные вкусовые пристрастия. Наберитесь терпения, поймите, что нравится вашему ребенку больше всего, и готовьте эти блюда так часто, как он захочет. Скорее всего, через какое-то время, вкус макарон с сыром приестся и ваше любимое чадо попросит чего-то другого. А еще лучше — привлекайте ребенка к готовке с самого раннего возраста: даже годовалый ребенок с удовольствием разобьет яйцо для яичницы! А есть блюдо, приготовленное своими руками, намного интереснее и вкуснее! В интернете полно вкусных и простых в приготовлении рецептов для детей — выбирайте вместе и готовьте вместе.

Особое внимание уделите тому, как можно украсить блюдо, “оживить его”, ведь для дошкольника все игра, даже еда!

И самое главное: наблюдайте за своим ребенком. Если он весел, бодр и здоров, аппетит рано или поздно обязательно даст о себе знать, а вы получите возможность накормить своего малыша, привив таким образом здоровую привычку кушать только тогда, когда голоден.

Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей

Что делать с перекусами, торчащими ребрами и лишним весом

Плохой аппетит у ребенка летом — скорее исключение, чем правило, ведь движение и свежий воздух делают свое дело. Однако в жару дети действительно могут есть меньше обычного. Так ли важно следить за количеством съеденного, рассказывает врач-педиатр с 40-летним опытом Юрий Иванович Староверов.

Причина первая: ем что хочу

С утра в клинике раздается телефонный звонок. Тревожный женский голос сообщает: «Мой мальчик отказывается есть. И это уже не первый раз. Что делать?». Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.

А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.

Многие возражают: «Так ведь он так не будет есть и целый день». Ничего страшного. Природа создала человека таким образом, что он вполне безболезненно может обходиться без еды (но не без питья) несколько дней. Ну, до этого дело, как правило, не доходит, при условии, конечно, что у мамы с бабушкой хватит терпения. А не хватит, ну что же, это ваш ребенок.

Формирование у ребенка пищевых навыков в значительной степени зависит от примера взрослых. Трудно требовать от малыша вдумчивого поглощения пищи, если папа обычно «на ходу» перекусывает бутербродами, а семья никогда не собирается за обеденным столом.

Причина вторая: перекусы

Другой распространенный вариант ложно пониженного аппетита связан с перекусыванием между едой. Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему предлагают бутерброд, еще через час он съедает йогурт, а в обед снова не хочет есть. Или школьник возвращается домой, когда взрослые еще на работе. Он достает из холодильника и съедает кусок колбасы. Возвращается мама, предлагает ему поесть, а у него нет аппетита.

Если вы хотите, чтобы у ребенка был аппетит, не следует подкармливать его между приемами пищи.

Причина третья: индивидуальное развитие

Как известно, дети очень разные, и потребности их в пище тоже различны. Один ребенок неугомонный, носится как волчок, бесконечно прыгает, везде лезет. Другой — спокойный, малоподвижный, предпочитает тихие игры, любит слушать, когда ему читают книжки. Первый, как правило, худенький независимо от того, чего и сколько съедает, — все сгорает в его энергетической топке. Второй обычно хорошо упитан, хотя может съедать и меньше первого. Потребности детей в пище в значительной мере зависят от затрат на физические нагрузки, рост, теплопродукцию, борьбу с инфекциями. На улице похолодало — ребенок стал лучше есть; ускоряется рост в периоде полового созревания — улучшается аппетит; побегал на улице — «нагулял аппетит».

Наряду с различиями в энергетических потребностях у каждого ребенка свои возможности пищеварения (расщепления и всасывания пищи), своя интенсивность обмена веществ. И в зависимости от этого потребность в пище у детей одного возраста также может существенно различаться.

Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, упитанность, своевременность появления у него новых навыков.

Зачастую обращаются к врачу не потому, что ребенок плохо ест, а в связи с тем, что: «Кормлю его, кормлю, а у него все равно ребра торчат». И порой чрезвычайно трудно убедить маму (а особенно бабушку), что так и должно быть, что это нормально.

А должно так быть потому, что дети растут неравномерно. До 3 лет продолжается так называемый «период первой полноты», когда прибавки веса несколько опережают темпы роста. А вот после 3–4 лет начинается период вытягивания (так называемый «полуростовой скачок роста»). Ребенок ускоряется в росте, и складывается впечатление, что он худеет. И в первый класс большинство детей идет худенькими, стройными.

«Большинство, но далеко не все» — скажете вы, и будете правы. Да, действительно, дети кроме всего прочего различаются между собой и особенностями телосложения. Одни узенькие с удлиненной цилиндрической грудной клеткой, с длинными руками и ногами и с малым количеством жировой ткани — астеники. Другие с широкой грудной клеткой, крепким костяком, хорошо развитой мускулатурой и склонностью к повышенному жироотложению. И то и другое совершенно нормально. Но отчего такие различия? Может быть, дело в питании? Все гораздо проще. Посмотрите на себя в зеркало. Ребенок похож на вас не только цветом глаз и формой ушей, но и особенностями телосложения.

Читайте так же:  Какая женщина нравится мужчине стрельцу

Причина четвертая: нагрузки

Вам, конечно, приходилось наблюдать за детьми. Дома, на улице они способны часами бегать, прыгать, скакать, кувыркаться. Ребенок по природе своей — сгусток энергии, требующей выхода. По мере расхода этой энергии возникает потребность в ее пополнении, то есть появляется аппетит. Чрезвычайно редко (даже не припомню) жалуются на отсутствие аппетита дети, систематически занимающиеся спортом.

В нашей клинике была обследована довольно большая группа девочек-пловчих и девочек-гимнасток. У нас проводилось профилактическое обследование нахимовцев и кадетов. Плохого аппетита не замечено ни у кого. И дело не в том, что их у себя плохо кормят. Просто у них у всех высокий уровень физических нагрузок.

Высокие энергозатраты — и у ребенка нет проблем с аппетитом.

Возможно, что в приведенном примере также имеет значение феномен «коллективного питания». Еще в старые времена зажиточные люди, имеющие малохольных отпрысков, имели обыкновение приглашать на обед детей из бедных семей. Оказывается, хороший аппетит заразителен. И в наше время, когда ребенок питается в коллективе и когда знает, что то, что не съест он, с удовольствием съедят его товарищи, это действует на его аппетит весьма возбуждающе.

А вот родные полного мальчика жалуются на отсутствие у него аппетита. Оказывается, от физкультуры он освобожден по какому-то надуманному предлогу, после школы дополнительно занимается иностранным языком, в музыкальной школе играет на скрипке, вечером — за компьютер. Обычный современный ребенок! Чему же здесь удивляться? Да у него и при пониженном аппетите сохраняется избыточный вес.

Чем же здесь можно помочь? Придется ломать весь сложившийся уклад семейной жизни. Недостаточно дать своему отпрыску полезный совет. Тут нужен личный пример. Придется утром выходить с ним на пробежку, днем играть с ним в футбол, зимой кататься на лыжах, летом — на велосипеде, возить его в бассейн, ходить в походы. Либо — признать свою родительскую несостоятельность и оставить все как есть.

Причина пятая: кормление через силу

Ну конечно, вызвать аппетит насильно нельзя, а вот заставить есть своего ребенка безо всякого аппетита возможно. И многие идут именно этим путем. Часто можно услышать: «Ну вот, сразу заставить! Мы своего ребенка не заставляем, мы его уговариваем». Действительно, каких только уловок не изобретают домочадцы, чтобы насытить любимое чадо.

Конечно, запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков.

Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний.

Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз — синдром привычных рвот.

Пища для ребенка значит очень многое — это его рост, его развитие, его энергия и его здоровье. Но понижение аппетита у ребенка — это вовсе не трагедия. Конечно, это может быть одним из симптомов какого-то заболевания, но чаще таков результат погрешностей питания.

ребенок ничего не ест, уже не знаю что и готовить?

rebenku 2,5 goda.vesit okolo 12 kg!nichego ne est!chem i kak kormit?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Блужин Владимир Вячеславович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Леонова Светлана Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бажажина Светлана Владимировна

Психолог, Коуч. Специалист с сайта b17.ru

Щетинина Галина Александровна

Психолог, Онкопсихолог. Специалист с сайта b17.ru

Кедрин Андрей Викторович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Истомина Инга Михайловна

Психолог, Инициационный специалист. Специалист с сайта b17.ru

Воробьева Юлия Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Нечипоренко Ирина Павловна

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Филиппова

Психолог, Сексолог. Специалист с сайта b17.ru

[3100314291] – 11 декабря 2008 г., 10:24

Не ест. А чем он перекусывает у Вас? Конфеты, печенья в доме есть? Какие напитки Вы предлагаете? Вот опишите , например, вчерашний день с самого утра. Что предложили на завтрак. И тд тп Как Вы пищу готовите, пару рецептов огласите.

[134943040] – 11 декабря 2008 г., 10:24

Поищите тему «Ненавижу своего ребенка». Там мне много дельных советов девочки дали.

[1548432165] – 11 декабря 2008 г., 10:29

Мой ребенок чень плохо ел примерно в таком же возрасте оказалось, что у него были лямблии

[196510695] – 11 декабря 2008 г., 11:07

если исключить глистов и болезни, то надо просто вкусно готовить. в большинстве своем дети любят картофельное пюре, с солью и сливочным маслом на молоке. сосиски, макароны. мелко-порезанное тушеное мясо. мои с удовольствием едят вкусненькую манную кашу(но это на любителя, многие не любят)

[976231696] – 11 декабря 2008 г., 11:16

Моя ела только рис и макароны, вот и извращалась-суп с рисом или макаронами( всё остальное блендером разбабахано), тефтельки в пыль и смешаны с рисом. блендер вам в помощь

[2063] – 11 декабря 2008 г., 11:17

Мне тоже кажется проблема надуманной. Не ест — и не надо! Ребенок не будет сам себя морить голодом. Но как справедливо заметил Гость 2, надо выяснить, чем он у вас перекусывает. Если он постоянно таскает печенья, конфеты, чипсы и прочую ***, ясное дело, что есть он нормальную еду не будет. А если он ВООБЩЕ ничего не ест и не просит, то, может, к врачу сводить.
Кстати о готовке. Неоднократно убеждалась, что детям надо готовить чем проще, тем лучше. Каких-то кулинарных изысков они не оценят, а в большинстве случаев даже пробовать откажутся.

[36104509] – 11 декабря 2008 г., 11:19

я в детстве тоже ничего не ела, мама говорит. И ничего. Жива, здорова. Ходите с дитем побольше гулять. После прогулки проголодается и хоть немного, но поест. не переживайте.

[2011886792] – 11 декабря 2008 г., 11:48

Согласна с Крысой. Чем больше под ребенка подстраиваешья — тем больше он капризничает. Вон у соседки дошло до абсурда — 5 лет парню, а есть шоколад, суп с фрикадельками и звездочками (причем чео-то там быть не должно, а что-то обязательно), белый хлеб с маслом и кукурузу из банки, пьет чай с молоком и кока-колу. и — все. Вот и пляшут все вокруг него, чем бы его накормить.

[2926562835] – 11 декабря 2008 г., 11:50

Как же мне повезло (наверно). Мои (оба) едят все что не приколочено, а если приколочено- оторвут и съедят. Ни дочка, ни сын никогда не отказываются попробовать что-то новенькое. Есть у нас, конечно, и запретные продукты-типа колы, пепси, чипсов и т.п., эти продукты мы не покупаем никогда.
А по теме.. моему сыну 3 года, он весит 14 кг..Правда он у меня «моторчик с пропеллером». Я не поняла, почему Автор так беспокоится, в 2,5 года-12 кг :вес вполне нормальный. я согласна с ГОстем ╧1 и 2- сделайте перерыв между приемом пищи и запретите перекусы. и обязательно проверьтесь на лямблии.

[1310205111] – 11 декабря 2008 г., 11:54

а у меня ребенок перестал есть в этом возрасте, оказалось- зуб болел, был множественный пульпит (сразу несколько зубов)
когда залечили, стал есть еще как!

[104087176] – 11 декабря 2008 г., 12:58

вес в пределах нормы, у моей троюродной сестры в 3,5 года дочь весила 12 кг,нормальный ребенок, узкий только, так у нее мать и старшая сестра такие же

[4094706173] – 11 декабря 2008 г., 16:28

мой врач говорит в таком случае: еше ни один здоровий ребенок не умер перед полной тарелкой. И он прав. Моя однажди летом за день сьела 1/4 груши. И все. Зато била как всегда весела, бесилась, бегала и играла. Чтож бивает. Она тоже весит 12, 5 кг в 2 года. Кстати, никаких перекусов, кусков, конф ет, шоколада и соков не даем.

[3166540195] – 11 декабря 2008 г., 23:58

srazu sproshu chto takoe lyamblii?i kak oni po anglijski zvuchat?nu naprimer,vchera pila nemnogo yablochnogo soka,moloko.za ves’ den bylo s’edeno-lozhek 5 ovsyanki na moloke,3 dolki yabloka,2 frikadelki.pol banochki yogurta,chetvert ogurca.i vse!manku ne ljubit.vodu ne p’et.

[2011886792] – 12 декабря 2008 г., 00:28

Автор, нормально ест Ваш реюенок, что Вы паникуете? Он же не слон, а двухлений ребенок.
Лямбии — Giardia lamblia, но у Вашего ребенка все врпорядке и ест он нормально, он просто не в состоянии съесть столько, сколько взрослый.

[306206850] – 12 декабря 2008 г., 12:36

12 кг мало
моя дочка в 4 мес 7 500 весит
правда она длинная- 67 см

[2425681434] – 12 декабря 2008 г., 20:53

ну и моя плохо есть))
а что хорошего в толстых детях?? идет мамаша извените корова и рядом теленок идет. ляжки друг об друга труца.а потом бегают по врачам: отдышка, диабет и ожирение.
ребенок ест столько сколько ему необходимо. остальное восполнит когда посчитает нужным.

[1488934243] – 12 декабря 2008 г., 21:47

а мне кажется,нормально это для ребенка, все то. что автор прописал. Я сама то бывает это за целый день съедаю и ничего! Прямо готовы, чтобы ребенок как слоненок кушал. Нормальный здоровый ребенок. Хотя я не доктор.

Похожие темы

[3367740008] – 15 декабря 2008 г., 12:14

12 кг в 2,5 года — это очень даже нормально, моя дажа пухляшка с таким весом. Рост какой? Если выше 92-94, то худая, но ребенок не останется голодным — сам попросит есть. А то что Вы описали, что она съела — так мои порой и меньше едят. Не накручивайте себя! Я вот все переживаю, что мои толстые.

[3390475415] – 15 декабря 2008 г., 17:40

у меня вопрос ребенку 1 год чем его кормить? что варить

[571479707] – 15 декабря 2008 г., 19:15

я в детстве тоже очень плохо ела. и только определенные продукты. картошку, например. как пошла в школу есть стала лучше, а лет в 10 эта проблема отпала сама собой.

[731046938] – 16 декабря 2008 г., 01:54

Автор, вам тут правильно говорят, не такой уж и худой ваш ребенок. Моя в 2,2 весит, наверное, 11 кг, давно не взвешивали, веселая и подвижная. Раньше я тоже очень переживала, что она плохо ела, а пошла в ясли, там все съедает за компанию, и дома дело живее пошло. Манку, кстати, она правильно не любит, от нее один вред, как выянилось, кальций из-за нее, что ли, хуже усваивается. А соки фруктовые — это практически еда, они калорийные.

[2480722737] – 16 декабря 2008 г., 16:17

Ели ребенок здоров, то ничего страшного нет в том, что ребенок плохо ест, значит ему достаточно той малой порции. Правильно пишут вам, лучше больше с ребенком гуляйте на свежем воздухе.

[2941525837] – 17 декабря 2008 г., 11:52

Какой стул у ребенка и есть ли рвота?

[327321856] – 17 января 2009 г., 23:57

моей дочке 2,5 года весит 10 кг, может чуть больше, рост около 86 см, кушает тоже не очень, я и сама не толстая, но на нее без слез трудно смотреть, уж очень худенькая

[3075187715] – 11 февраля 2009 г., 21:51

Тема не новая. 1 год 11 мес ребёнку, очень плохо кушает где то с года и 2 мес. Что такое лямблии и чем они грозят? Обязательно сдавать анализ чтобы узнать есть они или нет? Чем можно покормить ещё, кроме каш, супа, творога и картошки?

[3562815931] – 17 мая 2009 г., 18:22

МОЕМУ СЫНУ 3ГОДА НИЧЕВО НИ ЕСТ ДАЖЕ НА ВКУС ПОПРОБОВАТЪ БАИТСА ЖИВЕТ НА МОЛОКЕ И КАШЕ ВЕДЪ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ И БОЛЕЗНЬ КАКАЯ

[3765170810] – 3 июля 2009 г., 16:06

Все тут такие умные. не будет морить голодом себя ребенок и т.п. а болезни психики вы затрагивали? Аутистам например свойственно такое плохое питание, выборочность. Если его голодом начать морить это может закончится больницей. Умные все. советуют. блин.

[2416049533] – 3 июля 2009 г., 16:08

вам нужно к гастроэнтерологу, когда ребенок отказывается от еды, это может быть заболеванием желчного, желудка или поджелудочной

[2416049533] – 3 июля 2009 г., 16:10

мой сын ел только пюре и каши. оказалось-заболевание желчного. желчь забрасывалась в желудок и тд. вылечили-стал есть мясо и рыбу. Обратитесь не на форум. а к врачу, пройдите полноценное обследование ( развернутая биохимия, узи желчного с нагрузкой, узи печень-желчный. рентген желудка с контрастом)

[2416049533] – 3 июля 2009 г., 16:11

и анализ на ферменты

[1152635569] – 6 июля 2009 г., 22:05

Моему ребенку 3,5 года,вес 13 кг.Я не считаю что он худой,как и не считаю худым вашего ребенка,автор. Он этот вес из воздуха набрал? Или вы только через 2,5 года решили что он плохо ест? Моя сверковь искренне считает что ребенок должен есть каждые 3 часа.Причем это касается не младенца,а к примеру ее старшего внука,которому 8 лет.Она готова кормить его с ложки,неважно что он уже давится и тоже очень сокрушается что мальчик худенький.В нем кстати 23 кг.

[546792072] – 18 августа 2009 г., 23:26

Ой девочки, у меня тоже такой же. Родился в 35 недель весом 3 и ростом 50. В год были 9 и 75 см. Щас в год и 9 весили 11 и 85 см.
Проблема веса была сразу выявлена в 8 мес гастрорефлюкс но лечения не проводили. Ждали пере роста. Вроде дождались щас рвоты до 1-2 раз в месяц сократились. Больше от истерик я думаю они чем от вы брасов. А в 8 лет 23 кг может и норма но у меня старший в 6 при росте 115 так весит даже на 1-2 кг побольше. Упитанный но не толстый плечи широкие и грудная и ножки пухлые. Он всегда был плотненьким. А младший тоже задохликом не выглядит ,ребер не видно. Я когда кушать перестает даю апелак они же просто витамины помогает. И врач одобрительно к этому относится. можно простые витамины давать чтоб восполнять голодание.

[2026284995] – 8 сентября 2009 г., 19:01

моему 2,5 лет но он весит 11.5 но и тоже не худой далеко. Простов меня пошел, кость легкая.

[2681747544] – 20 декабря 2009 г., 00:19

Глупоости пишешь,как можно разбаловать ребёнка в 1,5,спасибо что ты не испытала такое,

[4226724624] – 9 февраля 2010 г., 04:30

Надо приучить к чему-то перед едой, мы приучили к рыбьему жиру Золотая рыбка. Сьедает пол чайной ложки и потом обедает. не съест апетита нет!

[4226724624] – 10 февраля 2010 г., 05:32

А мой малыш, не очень любит рыбий жир! Отговаривается, хитрит, убегает, ну делает все что бы его не есть(. Может не такой даем? Подскажите где Вы брали, может и мы попробуем. Моему сыну уже 6 лет. Вашему я так поняла поменьше будет? Если так то попробуем, если нет то еще поищем, может кто то еще что то подскажет.
p.s. Я просто подумала если до 5-7 лет рыбий жир есть нормально, то это либо золотой ребенок, либо продукция хорошая!

[2615771] – 25 февраля 2010 г., 17:34

Мы тоже, то кушали так хорошо, а последнии дни ваще ничего не есть, только на тити сидит, врач сказада у нас зубки лезут поэтому и аппетита нет!

[3688490130] – 16 апреля 2010 г., 19:43

devochki,ya schitayu,chto rebenka ne nado kormit nasilno

!!Moemu 4 goda,on ne est myaso,ribu

Читайте так же:  Внешний локус самооценки

[1784686418] – 16 июня 2010 г., 13:07

Автор как я Вас понимаю. У меня такая же проблема , ребенку 2 года ,вообще ничего не ест целый день кроме своего любимого кефира..Раньше хоть пюре ела и манку , а сейчас уже 3 недели полностью отказывается от еды. И заметьте -никаких перекусов , они ей не нужны ,она просто напросто ничего вообще не хочет. Обращалась к нашему педиатру и делали УЗИ брюшной полости ,на УЗИ сказали ,что застой желчи и нужно попить желчегонное , но уже пьем 3 недельки и результат 0 , нам наша педиатр еще назначила сиропчик для аппетита Апитол. но и он не помогает ((((Не знаю ,что уже делать , я в панике. А тем ,кто прикалывается — не дай Бог такого никогда.

[4223414193] – 6 июля 2010 г., 11:44

У меня такая проблема со старшим сыном,ему 8 лет,вроде не сильно худой,но в еде привередлив,но я его уже не заставляю,захочет поест. Но он плохо влияет на младшую дочку,ей 3 года,она ест все когда брата рядом нет. А если они сидят за столом вместе и сын скажет «фу» то и она откажется от еды. Приходится кормить их в разное время. Вместе они едят если это любимое блюдо обоих. Например они любят вареники с картошкой политые сметаной. А про нагуляный аппетит на свежем воздухе — нам не помогает,сын хоть пол дня будет гулять на улице но не проголодается, воды попьет и все.

[4107574208] – 21 июля 2010 г., 22:15

Да понимаю вас девочки! Мне проблемы голода знакомы не по наслышке. Сейчас нам 2,10 вес 12,8. Вроде не худенькая но и не толстенькая. Да и вообще дело ведь не в том как ребенок выглядит. Моя ест только макароны с сыром изо дня в день. Это очень тяжело.Иногда я вечером плачу(нервы не выдерживают)Я хорошая хозяйка у меня все дети едят(посторонние). И вообще при чем тут:» надо вкусно готовить» некоторые пишут. Прямо дурь какая то. Просто люди до того далеки от ПРОБЛЕМЫ что я вообще не понимаю что они сюда пришли да еще и советы дают » не кормить» глупые.
Мы вот собираемся в дет.сад скоро вообще не знаю что будет?
Завтра к педиатру пойдем посмотрим что она скажет.

[4107574208] – 21 июля 2010 г., 22:18

Кстати ! На завтрак моя может съесть сырник один или блинчик один.

[342201] – 28 июля 2010 г., 15:49

моему сынульке 1 год 4 месяца, очень мало кушает. но у нас 8 зубчиков сразу лезут все клыки и коренные. может из за этого?и понос бывает.температура 37 или 37,1.

[377308317] – 21 января 2011 г., 17:04

И моя (2,4) ничего не ест! 2 клыка лезет. Утром съела 1,5 мишки барни, чай попила, и 2 ложки ее любимых макарон (с маслом и с яичком) еле впихнула. Всё. Похудела на 2 кг уже(( Но зубы. Кошмар какой-то. Она 2 недели практически ничего не ест. Если до этого полную глубокую взрослую тарелку супа могла съесть и еще попросить, то сейчас 2-3 ложки в день и всё.
Настя, радуйтесь, что при таком раскладе температура 37, у нас когда 4 лезло — 39 и выше поднималась. Я не спала ни днями, ни ночами, караулила температуру, только успевай сбивать. Только замотаю в пеленку, моченую в воде с уксусом — 30 секунд и пеленка СУХАЯ. И так 4 суток. Не «может из за этого?», а естественно из-за этого. ЭТО 8 ЗУБОВ, Вы себе можете представить эту адскую боль. Мажьте гелями, давайте прорезыватели охлажденные, чтобы быстрее зубки проклюнулись, и опять мажьте гелями, постоянно! А лучше чуть чуть чесноком намажьте десны, только ЧУТЬ-ЧУТЬ, не сожгите слизистую, ребенку легче будет.

[1369166469] – 21 сентября 2011 г., 23:38

у меня дочка уже 5 месяцев не ест даже 2 ложки в день. Пьет тоже мало. Худеет. На что анализы сдать, ей полтора года?

[3841797605] – 18 ноября 2011 г., 02:27

моему сыну 2.3весит14кг тоже плохо кушает.он не худой благодаря меня. я развлекаю его каждый раз перед едой все даю в руки что дома нахожу чтоб ротик открыл пока он играется я его кормлю. А я похудела вся на нервах. Зато у нас детки такие хорошиеееееееееее

Новое на форуме

[2928148396] – 21 ноября 2011 г., 19:12

А мой малыш всегда ел отлично. в год и 10 мы весили 16300. Недавно заболели, вирус какой-то был, но уже выздоровел, только чуть-чуть кашель остался, а вот аппетит не вернулся. Уже неделю считай ничего не ест. Пил молоко постоянно, вместо еды, пока болел. Пробую ему уже второй день не давать молока, чтобы он к кашкам, супчикам и мясу вернулся. А он бастует, ни в какую. Переживаю, похудел. Уже 15800 весит. Требует только бутерброды. Такого раньше не было никогда. Сейчас пойдем гулять, может после улицы поест наконец-то. Я прямо в растерянности.

Я кушать не хочу…

Процесс поиска и поглощения пищи — основа существования всего живого. Какой биологический вид ни возьми — и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на принципиальную возможность добывать себе пропитание.
Нет еды — и птицы улетают в теплые страны, а медведи укладываются спать. Нет еды — меньше рождается детенышей. Нет еды — нет жизни. Самые черные страницы в истории человечества, самые страшные времена ассоциируются с голодом. Страх остаться без пищи — подсознательный, инстинктивный. Наесться самому и накормить потомство — что может быть важнее!
Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает — это подлинный бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей.
Качественный и количественный состав еды, предназначенной для вскармливания отпрысков, определяется материальным благосостоянием семьи (и в этом принципиальная особенность человека как биологического вида). Неудивительно, что избыток продуктов питания вообще и наличие продуктов редких, дорогих и недоступных другим в частности, рассматривается в качестве мерила родительской любви. Еще раз подчеркнем — это восприятие, как правило, неосознанное, подсознательное. Когда наш ребенок охотно ест добытую еду, когда эта еда вкусная, разнообразная и качественная — нам хорошо. Когда еды нет или мало, когда выбор продуктов невелик — нам плохо.
Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, — первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Стремление это очень часто не подвластно законам логики и здравого смысла, но инстинкт требует накормить детеныша! Накормить любой ценой! А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, провоцирует внутренний надлом и страстное желание немедленно, срочно, любой ценой ребенка спасать. Ибо так жить нельзя: с таким трудом добытая еда оказывается невостребованной, а ведь он должен расти, как же так можно, словом, так жить нельзя.

Не хочет или не может?

Это первый и важнейший вопрос. И не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть это одно, а невозможность есть — это принципиально иная ситуация, а родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно.
Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит есть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды.
Описанное может быть обусловлено:

проблемами с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь, маленькая дырка в соске;

проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: молочница и другие варианты стоматита, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);

проблемами в кишечнике: у грудных детей совсем нередкой является ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;

нарушением дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;

вкусом еды: соленая, кислая, горькая и т. п. — кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил, индивидуальная непереносимость конкретного продукта — трудно ведь отрицать, что есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;

физическими характеристиками пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.

Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно.
Если действительно хочет, но не может — это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратиться за медицинской помощью.

Может! Но не хочет!

Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие саму возможность есть, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет! И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды?
Для начала следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как аппетит.
Классические определения:
Аппетитжелание есть, позыв к еде <Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, М.: Русский язык, 1984>.
Аппетит (лат. appetitio — сильное стремление, желание) — приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи <Энциклопедический словарь медицинских терминов, М.: Советская энциклопедия, 1982>.
С учетом этих определений понятно, что субъективные желания и ощущения, к коим понятие «аппетит», безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности — от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.
Теперь, когда с терминологией разобрались, можно и к вопросу вернуться, поскольку, вопрошая: «почему же все-таки дитя отказывается от вкусной, полезной и необходимой еды?», мы можем иметь в виду не только полную потерю аппетита, но и его снижение.

Почему? Потому, что заболел.

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам — болезнь. И это действительно так. Ибо снижение аппетита — типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений.
Для начала рассмотрим болезни острые, т. е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте речь чаще всего идет об острых инфекционных, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем (!) большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными действиями, и следовательно, доказавшими свою правильность в ходе естественного отбора.
А какое действие в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.
На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды. Но это только на первый взгляд.
Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции — активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых — сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.
Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни, даже термин специальный для этого существует -«кишечный синдром». Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя.
Печень — важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень — активный участник синтеза иммуноглобулинов — тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень — мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита — важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.
Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка — абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм — тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.
С болезнями хроническими, длительными — ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция — если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то это отражается не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно.
Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

главным критерием частоты и объема кормления является аппетит;

попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело — понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача — выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием «снижение аппетита». И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т. е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ему выздороветь — скорее наоборот.
Совершенно особый случай — отказ от еды, обусловленный не телесными, а душевными расстройствами: когда девочка-подросток начинает бороться с полнотой и превращает эту борьбу в смысл своей жизни, когда отказ от еды является, наряду с другими расстройствами общения и поведения, одним из симптомов явной психической болезни. Понятно, что в такой ситуации все приведенные выше рассуждения касательно печени и кишечника теряют значение. Но и здесь алгоритм родительской помощи состоит не в том, чтобы любой ценой накормить, а в том, что с помощью специалиста (детского психолога, врача-психиатра) устранить истинную причину болезни.

От чего зависит аппетит?

Больной ребенок отказывается от еды. Такое положение вещей хоть и горестно для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что болезнь виновата. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного «болезненного» опыта: «Я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу».
Совершенно другие мысли посещают любящих родителей в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита тоже нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение — есть все-таки болезнь, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т. е. нормальную, естественную основу.
Для того чтобы это понять, следует знать и учитывать факторы, способные оказывать влияние на выраженность аппетита. Рассмотрим эти факторы поподробнее.
1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить, основываясь на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена — мало.
По большому счету, имеет ведь значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого «усвоенного». Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия: один автомобиль «съедает» 20 л бензина на 100 км пути, а другой, в тех же условиях, — только 5 л.
2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте, гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят, да и то в кепке.
Существуют и сезонные закономерности: зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом — активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно — чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

Читайте так же:  Как поднять самооценку женщине после развода
Образ жизни

Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты — это однозначно в компетенции родителей.
Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела: чем теплее и комфортнее, чем больше одежды — тем меньше энергозатраты, хуже аппетит.
Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим — основные элементы, характеризующие такое общеизвестное понятие, как «образ жизни». Вполне очевидно, что и потребление пищи находится в этом списке, а взаимосвязь составляющих очень велика.
Давайте со стороны и, по возможности, объективно посмотрим на классическую, в рамках нашего бытия, ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев, семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно — на шубку, носочки и обогреватель средства всегда находятся. Ребенок посещает детский сад или школу, тщательное выполнение уроков всячески контролируется, и времени на занятия не жалко. Не редкость — дополнительные нагрузки в виде, опять-таки, занятий (иностранный язык, музыкальная школа, развивающие игры и т. п.). А в свободное от учебы время мы играем на компьютере или смотрим телевизор.
Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей!
Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, ибо в самый ответственный период жизни — когда растут и формируются внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, — так вот, именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Это не столько проблема родителей, сколько проблема общества в целом: вся система школьного обучения — это система противопоставления интеллекта и здоровья. А популярные в дошкольном возрасте развивающие игры сплошь и рядом — перекладывание кубиков в замкнутом пространстве в окружении ковров и мягких игрушек.
Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, — осуществить коррекцию образа жизни, дабы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе — это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.

Классические ошибки

Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий со стороны родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у него аппетита. И, уподобив себя страусам, пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив его «любой ценой», и апеллируют к нормам.

Поиск болезней

Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях. И снижение аппетита — лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, — совершенно нереальна.
Тем не менее, осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен «ненормальностями» системы воспитания, очень сложно — это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой. Вместо просмотра очередной мелодрамы прогуляться перед сном. Провести выходной не на диване, а на природе.
Это очень (!) непросто. Этим и заниматься не очень хочется.
Это не с нами что-то не так, это с ним беда.
К врачу.
— Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвал.
— Так, может, он не голодный?
— Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит НИКОГДА! Он наверняка болен. Очень болен!
Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что:

не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником (заложником) родителей в очень благодарном (!) процессе поиска болезней;

указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;

при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой хвори очень мала;

всегда могут помочь анализы и обследования.

Это вылечиться сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, — элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой — позволяющие расставить точки над i, обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
Проще всего сдать анализ кала — в нем обитает множество самых разнообразных бактерий (около 400 видов), количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей медицинской наукой нормы, и тогда мы узнаем, что у дитя «страшный дисбактериоз». Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк — чем не болезнь! Если сделать УЗИ печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей. Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.
А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно, — аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т. д. и т. п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей — сколько угодно. Да и как им не быть — малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

Кормление «любой ценой»

Кормление «любой ценой» — самый распространенный способ решения проблем с аппетитом; родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача — сломить сопротивление не желающего есть ребенка, а тактические приемы — весьма и весьма разнообразны.
Превратить процесс еды в процесс игры: ложка — автомобиль, а рот — гараж, у-у-у-у, поехали.
Отвлечь — чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки.
Пообещать награду за пустую тарелку — прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк.
Пригрозить — вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь — и т. д. во множестве вариантов.
Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит — это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник — вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно — значительная часть без аппетита съеденного толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг — система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита. Как тут не вспомнить, что каких-нибудь 100 лет назад, когда ни УЗИ, ни дисбактериоз никому не были ведомы, главным лекарством для лечения большинства проблем с животом вообще и с аппетитом в частности было слабительное — касторовое масло. Знаменитая касторка прекрасно очищала кишечник и, разумеется, улучшала аппетит (сяду на горшок — съем пирожок).

Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия «нормы». Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться пять раз в сутки, а у нас четыре с трудом получается. ». «На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал». И все перечисленное — реальные поводы для переживаний и суеты.
Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья вполне очевидны — физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да-да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка.
Еще один аспект — народные (ментальные) представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса — вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы «Какой он у вас худенький» или «Вы что, его не кормите?!» способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию «несчастного» младенца.

Избирательный аппетит

Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты — их он ест с аппетитом, от других — отказывается.
На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные — такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток пренепременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.
Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого, трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия.
Ребенок может отказаться от еды, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается.
Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют — дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет.
Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами.
Если вы, именно вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение — не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения — состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
Еще одна проблема — когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки — только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.
Частный случай избирательного аппетита — еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать вкусности (конфетки, печенье, шоколадки, апельсинки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой — в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита — реальная проблема, то следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

Отказ ребенка от еды ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь — человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.
Это взрослые дяди и тети превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед, ужин. И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным.
Главный закон — количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона — аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней.
Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить еду в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.
Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом — это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным потребностям этого детеныша.
И это будет хорошо.