Меню

Ребенок ничего не хочет 14 лет

Почему мой ребенок ничем не интересуется?

Родители часто жалуются, что их дети, особенно в возрасте 11–15 лет, ничего не хотят делать, ни к чему не проявляют интереса. Пробуем разобраться, в чем причины такого поведения.

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, — жалуется мать 14-летней Екатерины. — Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора. «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит, — рассказывает она. — Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит». Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все свое общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи. «Представьте, что мотивация — не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а, скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности (например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый)», — предлагает Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не являются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь под собой множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

Свободное время

Иметь свободное время — это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время. Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это своему ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании. Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками — делать все, чего хочется в этот момент.

Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, даже шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым. В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе. Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

Рассеянность

Также возможно, что ваш ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной является отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде. У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз — «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

Отсутствие мотивации может также являться реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни они воспринимают гораздо серьезнее. Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если ваши бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все ваши попытки разжечь интерес хоть к чему-то. Конечно, если ваш ребенок проводит большое количество времени со своими товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.

«Родители и дети — жизнь в согласии»

Поддерживать дружеские отношения с взрослеющим ребенком поможет тренинг Елены Ларечиной — детского психолога и автора практического руководства для родителей «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка».

Как понять, какие мы родители

Стремясь следовать самым разным рецептам, желая поступать как можно правильнее, сегодня многие родители. очень сомневаются в себе. Психотерапевт Анн-Катрин Перно-Массон предлагает нам найти решение.

Почему мы не понимаем подростков?

Нашим детям нелегко пережить этот период между детством и зрелостью. Еще тяжелее родителям: в это время мы нередко воспринимаем подростков как инопланетян, относимся к ним настороженно и даже с опаской.

Подростки смотрят порно. Это опасно?

Просмотр порно нередко бывает первым шагом к «взрослой» сексуальности. Как это влияет на восприятие секса и отношений в дальнейшем?

Дочь 14 лет ничего не хочет

Я многодетная мама (почти 14 лет дочь сын 4 года и дочь 2,5)Проблема сейчас со старшей дочерью. В школе учиться более менее хотя может лучше, но помимо школы ничем не хочет заниматься только компьютер. Раньше всегда чем то занималась помимо школы, последние два года цирковая студия (была занята практически 6 дней в неделю)очень нравилось- студия закрылась и все она никуда не хочет. Все варианты которые я предлагала по осени отвергает сама ничем не интересуется и не ищет. В компьютере он лайн игры и общение в скайпе. Гулять не ходит сейчас вообще говорит холодно там и темно, предлагаю сходить вместе в театр один раз сходила и теперь категорически отказалась. Я понимаю что во многом сама виновата последние 4 года занималась младшими детьми и видимо мало уделала ей внимания, хотя старалась как могла. Но этого понимания мало я не знаю что делать чтобы наладить доверительные отношения и как то отвлечь ее от компа

Добрый день, klepusya!
Благодарю Вас за доверие, за то, что выбрали меня из большого количества психологов.
Для начала, как к Вам обращаться, по нику, или имя назовете, свое или вымышленное?
Где Вы живёте, в Санкт-Петербурге или в другой местности?
У Вас полная семья? Т.е. есть ли у детей папа? Принимает ли он участие в воспитании детей?
В каком классе учится ваша старшая дочь?
Какие отношения у нее в школе с одноклассниками и учителями?
Есть ли у нее друзья?
Что за игры ее интересуют?
С кем и о чем она общается в скайпе?
Есть ли у вас минуты близости, когда вы принадлежите только ей одной, и она не вынуждена делить вас с младшими детьми (например, перед сном, когда младшие уже спят, вы не лежите рядом, не шепчетесь с ней о своем, о девичьем или что-то подобное)?
Она доверяет вам свои тайны, секреты?
Как общается с вами — преимущественно спокойно или грубо?
Как относится к младшим братику и сестричке?

В общем, набросала вам уточняющие вопросы, чтобы, получив от вас ответы на них, у меня сложилась картинка, что с девочкой и как ей можно помочь. Или вам помочь наладить отношения с дочерью.
Как выберете время, отвечайте. А потом продолжим общение, хорошо?

Подросток ничего не хочет

Известную фразу «Хотеть не вредно, вредно не хотеть» можно сделать эпиграфом к этой статье. Именно проблема отсутствия стремления к чему-либо часто и является причиной конфликта отцов и детей.

Конечно, родителей главным образом тревожит нежелание ребенка учиться. Тема школьной успеваемости, безусловно, очень важна и действительно серьезна, поэтому требует отдельного разговора. В этой статье мы рассмотрим ситуацию, при которой подросток не хочет вообще ничего. На первый взгляд.

Мотивация деятельности

Интересная деталь: чем больше родитель хочет чего-то от ребенка, тем больше этот ребенок ничего не хочет. И получается, что родитель решает невыполнимую задачу: как найти какой-нибудь хитрый педагогический прием, чтобы заставить, принудить ребенка хоть что-нибудь делать. По поводу успешности этой задачи вспоминается пословица: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».

Чем сильнее вы давите, тем сильнее сопротивление. И задача как раз в том, чтобы не давить, а найти причину сопротивления и убрать ее.

Ошибка родителя в том, что хочет именно он, а не ребенок.

Вот он секрет! Не родитель говорит: «Хочу, чтобы он, ему (ей) это надо», а подросток говорит: «Я хочу, мне надо это». А ведь «хотеть» – это навык, который нужно сформировать. Хотя часто нужно просто не заглушить гиперопекой желание ребенка узнавать что-то новое.

Читайте так же:  Не могу простить парню измену

С юных лет ребенка необходимо учить слушать себя, свои желания, разбираться в том, что ему хорошо, что плохо. Поощрять и развивать любознательность, желание подражать взрослым, вовлекать их в совместную деятельность, развивать навыки самообслуживания.

Ведь действительно понятно отчаяние родителей, когда 13–15-летний «здоровый лоб» любого пола не может (не привык) за собой убрать грязную тарелку, не ухаживает за своей одеждой, у него нет никаких обязанностей по дому. И еще не желает учиться, ничем не интересуется и не имеет внятных желаний. Но ведь поначалу это все закладывается родителями. Не приучали к ответственности, не учили, не ставили границ, ограждали от всего (в том числе от домашних обязанностей), не давали хотеть и пробовать себя в разных делах. И вот теперь – закономерный итог: к подростковому возрасту дитя ничего не умеет и не хочет. Если запрещать, решать и отвечать за ребенка, то откуда у него возьмутся осознанные желания, умения и ответственность?

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Родительское знание о том, как лучше для моего ребенка, необходимо для годовалого ребенка, важно – с года до трех, с трех до семи – «временами отдыхает», с 7 до 12-13 – применяется в крайних случаях. А уже старше 13 лет – применяется, только если подросток сам обратился за помощью.

Почему мой ребенок ничего не хочет?

Задавая вопрос, почему мой ребенок ничего не хочет, спросите себя: «Что я делал не так? Может быть, у ребенка были какие-то желания и интересы, но мне они показались глупыми, пустыми или просто несвоевременными? Я запретил, и мой ребенок просто не захотел или не смог сопротивляться мне?»

Решая за ребенка, желая ему вроде бы только хорошего, вы мешаете ему развиваться! Спросите у ребенка, что он хочет, что думает по этому поводу, дайте возможность сделать что-то, даже если не получится, даже если, по вашему мнению, это неправильно. Пусть ошибется, пусть встретится с отрицательными последствиями своего действия или бездействия.

Только пробуя, учась, осознавая, человек познает себя, свои желания, возможности, сильные и слабые стороны.

Если вы контролировали ребенка с детства, отдавать контроль будет очень непросто. Не ждите, что все исправится быстро, за неделю. Вы к этому не привыкли, и подросток, дожив до 14, 15, 16, 17 лет не знает, как это – отвечать за себя.

Знание о том, как лучше для кого-то (даже если это собственный ребенок), – единственное знание, способное искалечить жизнь. Звучит жестко, но это правда! Не совершайте этой ошибки.

Если подросток не хочет учиться.

Как справиться с трудным подростком

Грубит, лжет, прогуливает школу, убегает из дома. Несносный подросток. Как с ним справиться?

. Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это их-то Антошка, который в младших классах занимался бальными танцами, а потом — футболом, хорошо учился, радовал маму и папу примерным поведением, будет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?! К сожалению, случилось именно так. Потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали устроить парня на работу, но это показалось ему скучным. Антон болтался целыми днями с друзьями, иногда у них ночевал, иногда куда-то уезжал. Ничем не занимался. И поражал безграничной необязательностью: чего ни попросишь, вроде, не отказывал, но не выполнял. Казалось, он не жил, а безвольно плыл по течению, как упавший в воду листок.

Иногда родителям звонили Антошкины друзья и жаловались, что он взял взаймы деньги и не возвращает. Родители возмущались, но долги сына раздавали. Однажды в день оформления квартирной сделки они всей семьей должны были прийти к нотариусу в заранее назначенное время, о чем сто раз родители напомнили сыну. И он действительно был дома, только на полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду, а вернулся. через два дня. Отец — красноречивый адвокат — не нашел слов, чтобы оценить поступок сына, а просто вытащил из брюк ремень и выдрал парня.

Что же заставляет подростков вести себя так, будто они с ума посходили?

Точка зрения эндокринолога

Такое поведение принято объяснять поиском своего места в обществе. Подростки хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их обязанности, да и не могут, потому что не готовы. Все это так. Но есть и другие причины — биохимические.

Любовь Самсонова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО Росздрава:

«Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, — дефицит йода. Им страдают 80-90% населения России — те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь, центральной нервной системы. Недостаточно гормонов — снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость — это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую.»

Что делать родителям?

Используйте йодированную соль. И обязательно давайте подростку йодид калия. Он должен получать не менее 200 мкг йода в сутки каждый день в течение всего полового созревания, то есть на протяжении 3-5 лет.

Точка зрения психиатра

Анатолий Северный, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов:

«У мальчика неустойчивый тип характера. Такие подростки зависимы, идут на поводу у окружения. Интересов, кроме как «потусоваться», у них нет.

К тому же парень явно переживает кризис мотивации — состояние, которое у подростков отмечается часто, но, к сожалению, мало изучено. Ребенок обычно хочет того, чего хотят и ждут от него родители. Ему важно получить одобрение мамы и папы. В подростковом возрасте эта мотивация сменяется собственной. Теперь он должен реализовать то, что хочет сам. Но если родительская мотивация уже отвергнута, а собственная еще не созрела, подростку ничего не хочется, он делает то, что делает его ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, живет «за компанию».

Что делать родителям? Ждать, пока у ребенка возникнет собственная мотивация. Но не сложа руки, а постоянно предоставляя ему возможность попробовать себя в каком-нибудь деле.

Cоветы психолога

Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:

  • Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.
  • Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем вам.
  • Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения.
  • Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком — именно вы, человек взрослый.
  • Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения». Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: «станет наркоманом», «пойдет на панель». Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.

Марина Кирина
Консультанты: Любовь Самсонова,
Анатолий Северный, Мария Радионова

Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию?

Что такое внешние и внутренние стимулы для подростка

На отсутствие мотивации у детей и подростков жалуются сегодня многие родители. Нежелание что-либо делать может быть связано с тем, что жизнь ребенка жестко расписана и не дает возможностей для самостоятельности. Еще одну причину отсутствия мотивации у подростков исследует психолог Марина Мелия — и объясняет родителям, как создать у детей внутренние стимулы.

Богатый наследник, умный, интеллигентный человек, специалист в сфере высоких технологий, получил MBA в престижной бизнес-школе. Тем не менее он постоянно переходил с одной работы на другую. Почему? В любой фирме время от времени возникают трудности, происходит что-то такое, с чем сотрудникам приходится мириться. Но если те, кто живет на зарплату, готовы были потерпеть, то их богатый коллега терпеть не хотел, открыто об этом заявлял и увольнялся.

Чтобы человек вел активную жизнь, ему нужны стимулы. Любопытно, что изначально этим словом (от лат. stimulus) называли острый металлический наконечник на шесте, которым погоняли буйвола или быка, запряженного в повозку.

Опираясь на различные психологические концепции и в большей степени на идеи Эриха Фромма, я рассказываю своим клиентам, что все стимулы можно разделить на три группы: простые внешние, сложные внешние и внутренние.

Простые внешние стимулы

Лучшая иллюстрация простых стимулов — это осел и морковка. Если перед носом осла на длинной палке повесить морковку, животное тут же начнет движение к «заветной цели». Это и есть отличительная особенность самых простых стимулов — реакция на них немедленная и почти автоматическая.

Все материальные стимулы — простые. Все примитивные развлечения — одноразовое чтиво, мыльные оперы, популярная музыка — из того же ряда. Не надо ничего обдумывать, прилагать усилия, проявлять терпение, ждать, волноваться в предвкушении. Это скорее реакция организма, а не личности.

Современное общество ориентировано почти исключительно на простые стимулы. Их воспроизводят радио и телевидение, кино и пресса. Реклама тоже построена на стимулировании такого рода желаний и потребностей. Механизм ее действия примитивен: простой стимул вызывает прямую реакцию. Фактически внешние стимулы делают человека пассивным объектом, заставляют «плясать под чужую дудку».

У простых стимулов очень короткий «срок годности». Они быстро теряют свою притягательность и перестают действовать. Чем проще стимул, тем чаще нужно его «интенсифицировать», активировать или заменять на новый. Этим и объясняется необходимость постоянной смены раздражителей.

Если наша жизнь — череда реакций на простые стимулы, пресыщение неизбежно. Неприятная правда состоит в том, что простые стимулы никогда и никого не могут удовлетворить. Нужно бежать дальше и получать больше. Рано или поздно человек подходит к черте, за которой следуют зависимости и саморазрушение.

Сложные внешние стимулы

Фромм называл эти стимулы «вдохновляющими», или «активирующими». Это тоже стимулы, которые действуют на нас извне, но они стимулируют определенную внутреннюю работу. Если книга, фильм, картина или какая-нибудь вещь подталкивают нас к тому, чтобы размышлять и действовать — это сложный внешний стимул.

Дальнейшие действия могут быть не связаны со стимулом напрямую. Например, посмотрев фильм о Терминаторе, один подросток ограничится покупкой плаката со Шварценеггером, а другой воодушевится и пойдет в «качалку». А спустя несколько лет не только преобразит свое тело, но и поступит в институт физкультуры, разработает собственную программу тренировок, станет востребованным тренером по фитнесу. Благодаря сложному внешнему стимулу он найдет увлечение и приложит немало усилий, чтобы сделать его делом своей жизни.

Сложные вдохновляющие стимулы отличаются от простых тем, что никогда не приедаются, поскольку вызывают творческую реакцию. Человек сам одухотворяет свой стимул, видит его каждый раз в новом свете, открывает в нем все новые и новые грани. Здесь нет места механическому одностороннему воздействию по типу «стимул → реакция». Чем сложнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и тем реже нуждается в переменах.

Эту разницу можно наблюдать в поведении детей. Фромм пишет: «До определенного возраста (где-то лет до пяти) дети настолько активны и продуктивны, что сами постоянно находят себе стимулы, сами их создают. Они могут сотворить целый мир из обрывков бумаги, кусочков дерева, мелких камешков, стульев и любых других предметов. Но уже в шесть лет, когда они попадают под жернова воспитательной мельницы, они начинают приспосабливаться, утрачивают свою непосредственность, становятся пассивными и нуждаются в таком стимулировании, которое позволяет им пассивно реагировать. Ребенку, например, хочется иметь какую-то сложную игрушку, он ее получает, но очень скоро она ему надоедает. Короче говоря, он поступает с игрушками так же, как это делают взрослые с автомашинами, одеждой и сексуальными партнерами».

Сложные же стимулы никогда не вызывают чувства пресыщения, их никогда не бывает «слишком много». Может наступить физическая усталость, но не апатия. Достигнув одной цели, мы сразу же ставим перед собой следующую.

Внутренние стимулы

Человек с богатой внутренней жизнью сам по себе активен и не нуждается во внешних стимулах, он сам ставит себе цели и задачи. Внутренние стимулы — это желание что-то узнавать, уметь, побеждать, быть, помогать, наконец, желание творить и преображать мир. Наша активность в этом случае не зависит от внешних обстоятельств, но направлена вовне.

К сожалению, человек не рождается с внутренними стимулами, они могут появиться только в процессе развития. И вообще не факт, что появятся. Родители могут указать нам путь, но пройти по нему каждый должен сам.

Читайте так же:  Как решиться расстаться с мужем

Ключ к организации нашей внутренней жизни — это конкретное дело, то, которое сегодня кажется нам самым актуальным. Быть активным — значит дать проявиться своим способностям, талантам, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый из нас. Это значит испытывать глубокий интерес, развиваться, страстно стремиться к чему-либо, отдавать.

Самое главное и самое трагическое последствие неограниченных финансовых возможностей — отсутствие у детей внутренних стимулов и, как следствие, мотивации достижения. Причина в том, что их рано «подсаживают» на внешние материальные стимулы, превращают в пассивные объекты простых раздражителей. Они инфантильны, не способны ничего создавать сами, они привыкли только потреблять, а потому полностью зависят от родителей.

Пресыщение внешними стимулами происходит очень быстро, поэтому детям из богатых семей, как никому другому, важно сформировать стимулы, способные порождать внутреннюю активность, и научиться ставить перед собой нематериальные цели. То есть продуктивно использовать свой потенциал. Именно внутренние стимулы отличают сильную, развитую личность от простого «потребителя».

Как создавать мотивацию для детей

Мотивация достижения, которая может быть прекрасно развита у родителей, легко вытесняется у детей мотивацией потребления, если специально об этом не подумать. Поэтому наша задача — помочь ребенку «захотеть» что-то сделать самому: например, смастерить своими руками подарок бабушке на день рождения, выучить еще один иностранный язык, создать с друзьями музыкальную группу, научиться нырять, играть в шахматы — список можно продолжить. Именно так родители могут задать сыну или дочери цели извне: они дадут импульс внутренней активности, которая станет хорошим противовесом пресыщенности, пустоте, апатии и полному непониманию, что делать и куда себя деть.

Если у ребенка нет стимула для игры, не надо упрекать его или советовать заняться «чем-нибудь». Лучше отложить свои дела, взять малыша за руку, пойти с ним в детскую, вместе выбрать занятие и не отходить от него до тех пор, пока мы не увидим, что он заинтересовался и готов продолжать самостоятельно.

Внутренняя мотивация не исключает внешней и наоборот. Ребенком помладше движут и собственные интересы, и желание получить одобрение взрослого. Внешняя мотивация переходит во внутреннюю по мере того, как дети усваивают ценности родителей, «сортируют» их, отбирают те, что им близки. Задача не в том, чтобы отучить детей ценить внешние стимулы, а в том, чтобы у них появились собственные желания. И тогда они «входят в поток», их увлекает, поглощает то, чем они занимаются.

Исследования показывают, что внутренне мотивированные дети не только лучше учатся, но, что важнее, получают больше позитивных эмоций от учебы, а значит с готовностью берутся за новые трудные задачи.

Однако для начала ребенку необходимо ощутить, что такое нематериальные цели. Поэтому важно, чтобы дети видели, что и у родителей есть какие-то стремления, кроме как купить очередной автомобиль, что бывают иные достижения, кроме солидного банковского счета и нового дома в престижном месте. Они должны прочувствовать, что значит испытывать удовлетворение от самого процесса учебы, работы, решения творческих задач.

Надо больше рассказывать детям о наших целях, увлекать их, говорить о том, что нам действительно интересно. Вспомним, когда мы чего-то очень хотели (например, совершить восхождение на Эльбрус или запустить новый проект), что́ мы для этого делали и как радовались, когда у нас все получалось. Не будем лишать наших детей таких же ярких эмоций!

Купить эту книгу

Как вызвать интерес к учебе?

Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию ? На отсутствие мотивации у детей и подростков жалуются сегодня многие родители. Еще одну причину отсутствия мотивации у подростков исследует психолог Марина Мелия — и объясняет родителям.

Спецы по мотивации, подкиньте советов, плиз

Специалисты по мотивации «ОТ» — в смысле, мотивации от того, чтоб не было плохо — как себя замотивировать? Есть задача, дело, невыполненность которого довольно сильно поганит жизнь. Дело довольно большое, делегировать, скинуть его на кого-то не могу, только сама.

Что делать с женственным подростком?

Что делать с женственным подростком ?. . затрудняюсь выбрать раздел. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию ?

Еще о 1580.

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ.

поговорить

Не знаю как помочь

Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию ? Мотивация к учебе. Очень буду благодарна за советы мамам таких подростков, которые не хотят учиться (ну совсем), но которых мамы убеждают, или заставляют, или упрашивают — и результат положительный.

Автор, вот я во всей этой ситуации вижу исключительно ваши ошибки. Вы к своему ребенку относитесь как ко взрослому и ждёте от него взрослых поступков, а он еще дитё. Подростки в наше время и сейчас — огромная разница. В 15 лет могут вполне себе быть мозги 8-9летнего ребенка.
Что значит «предмет неинтересный»? На фига вы вообще с ним, двоечником, об интересе разговариваете? Это с ботаниками-отличниками можно об «интересно-неинтересно» поговорить, обсудить, потому как у них могут быть весьма интересные мысли, что действительно стоило бы учить посерьезнее, что можно опустить и прочее. А какой смысл рассуждать об «неинтересно» с ленивым ребенком? Его задача выбрать предметы/профиль/направление и дальше учить то, что выбрал. Даже если неинтересно.
Вы вот когда свой унитаз моете, прямо тащитесь от процесса? Вот вам это так интересно? Но, тем не менее, вы это делаете, потому как надо, никто за вас его не вымоет. Или у вас домработница? Ну хорошо, что она есть. Тогда подумайте, а вот она, работая у вас, тоже прётся от процесса помывки вашего унитаза? Едва ли, но она выполняет свою работу.
Поэтому для вашего сына физика-математика — это такая же работа сейчас. Он сам выбрал этот профиль. Есть дети, которым это интересно. Искренне. Таким учиться легче. А если не интересно, то это не повод забивать на эти предметы. Поэтому опять же, повторюсь, что вопросы «интересно-неинтересно» имеет смысл задавать, когда от их ответа что-то зависит. А если не зависит.

Далее. Удивила ваша школа, точнее окружение ребенка. Мой учится просто в хорошей провинциальной школе. Не входящей ни в какие рейтинги по стране. Просто хорошая школа. Физмат. Да, уровень у нас ниже московских физматов, но, тем не менее, отборы в Сириус, победы на олимпиадах даже 1 уровня периодически бывают у детей. Так вот, если бы такой ребенок оказался в нашем классе, его зачморили бы сами одноклассники. Что, такой дебил/идиот/недоразвитый (знаете, как сейчас дети выражаются), что не в состоянии учиться на 4-5 (ну или с несколькими тройками, учителя разные бывают)? Из класса уходили дети, которые не тянули. Их не выгоняли, но им самим некомфортно было. Если дитё не тянет, ну не дано, то это один вопрос. Тогда и нечего идти на физмат. А если здоров, но ленив, то. Простите, но так бы за спиной и обсуждали — дебил и т.д.

Ну и еще такой момент. Вы пока, возможно, о нем не задумывались, но он тоже может возникнуть. Представьте себе девочку, которая заинтересуется вашим мальчиком. А теперь представьте себе реакцию родителей этой девочки. Конечно, в наше время родителей не сильно слушают, но и родители сделают все, чтобы рядом с их принцессой был нормальный адекватный неленивый парень, а не двоечник, которому «неинтересно».

В общем, я вижу больше проблем у вас, взрослых, а не детей.

Не троль — взаимное уважение

Если ребенок ничего не хочет, то и ничего не получится, я «сову на глобус» натягиваю уже 1,5 года, практически безрезультатно- уровень знаний повысился слегка, но вот увлеченности предметом не появилось, все занятия по Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию ?

Как стимулировать подростка к учёбе?

Как стимулировать подростка к учёбе?. Психология, переходный возраст. Подростки. Как стимулировать подростка к учёбе? Вчера было родительское собрание, 6 класс, ничего нового.

Про мотивацию

Про мотивацию. Отношения с родителями. Непопулярно о мотивации. Почему ребенок не учится. Заметки для родителей и учителей, а также взрослых работников и их взрослых.

мотивация учиться!

мотивация учиться!. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены.

Что ждет человека, который не хочет учиться? Совсем.

Совсем.. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Дело в том, что он совсем ничего не хочет делать. «не учится,не слушается,пьет,курит,где б пту какое найти » — это и при контроле получиться может.

3-й класс? А подросток здесь причём?

Отпустите ребенкa . всё еще 1000 раз переменится . особенно его отношение к учебе./

6,5 лет нет мотивации

6,5 лет нет мотивации. Нестандартная (?) ситуация. Детская психология. Сейчас уперлись в чтение, ситуация аналогичная, ему не интересно, у него нет внутренней мотивации — он делать ничего не будет, вообще, ни под каким соусом.

Ищу курсы для подростка по мотивации собственного Я

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Как сформировать мотивацию?

Как сформировать мотивацию ?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Как сформировать мотивацию ? Имеется девочка, второй класс. Учится в частной школе, классы маленькие.Способная, но.

Отдых, подросток и родители

Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового Отдых, подросток и родители. Столкнулась с проблемой. Мы очень любим ездить, путешествовать. Сейчас планируем тур в Азию, но сын ехать не хочет. Так обидно, там столько интересного!

Мотивация к учебе

Мотивация к учебе. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Мотивация к учебе. Очень буду благодарна за советы мамам таких подростков, которые не.

как мотивировать похудеть?

Мой хорошо похудел за лето. Мотивируется тем, что любимые штаны перестали застегиваться. Занялся собой, теперь любимые штаны уже сваливаются. 🙂

А вообще отличная мотивация — что будут дразниить в школе. 🙂 Моему это нафиг не надо. Лучше помучается и похудеет, чем все время жрать, а потом терпеть от одноклассников смешки и тычки.

Подросток совсем перестал учится

Подросток совсем перестал учится. Психология, переходный возраст. Подростки. Ничем не объясняет свое поведение с утра отправляется не доходит до дверей и возвращается НАДО прямо заявить, что после армии как хочет, так и будет колупаться и вас это не колышет.

Мотивация к учебе

Мотивация к учебе. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Мотивация к учебе. Помогите, пожалуйста, убедить ребенка (мальчишка 10 лет) в необходимости учебы в школе.

Как подростка заставить учиться?

Как подростка заставить учиться?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Ничего не хочет. Все предметы запущены на одном уровне — тройки. ну если вопрос в математике, то тогда надо подумать (увы, найти время) как показать влияние математики на.

Подросток не хочет учиться — что делать?

Бороться методом кнута и пряника, заставлять сидеть над учебниками, контролировать процесс — или пустить все на самотек?

Поделиться:

Поскольку я работаю в детской поликлинике, ко мне часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной для их обращения к психологу является успеваемость чада. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»

Реальные проблемы школьной успеваемости (ребенок или подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д.) меркнут по сравнению с этим ведущим и откровенно экзистенциальным посылом. Особенно это, разумеется, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но учителя, судя по всему, массово поддерживают это странноватое родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего снаружи не меняя) и он — р-раз! — и захочет учиться!

И приходят, и просят: «Ну скажите хоть вы ему, что надо учиться! А то он (она) уже ни нас, ни учителей не слушает!»

«А меня, незнакомую тетку, послушает, что ли?!» — бормочу я себе под нос и с долей неуверенности спрашиваю вслух: «А может, если он не хочет учиться, тому есть какая-то причина?»

«Да они все сейчас такие!» — в сердцах отвечают родители и ссылаются на компьютер, телевизор и масскультуру, которые якобы отвратили их чадо от романов Достоевского, экономической географии и решения дифференциальных уравнений. Мне смешно.

Призванное к ответу чадо сидит на банкетке в кабинете, шаркает ногами по ковру, крутит в пальцах что попадется и подтверждает, что да, учиться ему не хочется совершенно. Уже давно. А может, и никогда не хотелось, просто оно боялось, что родители и учителя будут ругаться. Точно оно уже не помнит.

Читайте так же:  Если мужчина моложе на 10 лет психология

— Но что же нам с ним теперь делать? — восклицают обескураженные родители. – Ведь без образования-то никуда.

И мне уже не смешно.

Скажу сразу: несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у меня так и не появилось никакого внятного алгоритма его решения.

Каждый раз я пытаюсь исходить из индивидуальной ситуации и иногда достигаю поистине вершин оригинальности. Например, один пятиклассник с гипердинамическим синдромом по моей рекомендации учил уроки, катаясь на велосипеде, другой читал учебники, только вися вниз головой на турнике. Два десятиклассника под моим руководством сочиняли роман-фэнтези в виде учебника истории (по образцу учебника географии от Сельмы Лагерлёф). А одна девочка ушла из престижной гимназии (которую безбожно прогуливала) в медицинское училище и стала там круглой отличницей.

Но многим помочь так и не удается — моего творческого запала и инициативы родителей попросту не хватает, чтобы преодолеть инерцию «нехотения» данного конкретного ребенка.

И потому меня не покидают сомнения: если проблемы «не хотящих учиться» чад у сотен семей так похожи, так, может быть, существует и какое-то «правильное» решение этой задачи? Ведь любой обучавшийся математике знает: иногда можно подобрать корни уравнения, опираясь на интуицию. Но лучше все-таки знать, как его решить. И в идеале иметь обоснование, почему именно этот способ решения является самым эффективным.

Так что же все-таки делать?

В общем-то вариантов не так уж много.

1. Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом чадо повзрослеет, разберется что к чему и еще будет нам благодарно за то, что не обращали внимания на его капризы.

2. Ничего не бывает просто так. У «нехотения» всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут нужное, и интерес ребенка к учебе не восстановится.

3. Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили правила синтаксиса, химию галогенов или решение квадратных неравенств. Школьное образование — это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.

Какой из трех вариантов представляется вам самым разумным и почему?

А может быть, вы хотели бы предложить четвертый (пятый, шестой) вариант, поделиться своим родительским опытом?

Переходный возраст: расплата за детские обиды

Катерина Мурашова:
Больше, чем личность

Правила для родителей подростков

С моей точки зрения, ребенка нельзя заставлять, его надо активно заинтересовать, замотивировать чем-то, что ему интересно. Нелюбовь к учебе у детей периодически возникает, это нормально, они скачут от возраста к возрасту.

К учебе их надо привлекать разными способами. Что именно делать — очень индивидуально и зависит от интересов и привязанностей ребенка. У моих сыновей еще не пропадал интерес к учебе, но если пропадет, то будем делать акцент на том, чем они увлекаются и использовать это в качестве сладкой морковки.

Эту реплику поддерживают:

Конечно же, нужно исходить из психотипа ребенка. И важен возраст. Объясню почему. В какой-то период авторитет родителя важен и значим. А в какой-то период, особенно в переходный, когда дети становятся немного сумасшедшими, авторитет родителя падает, и, может, было бы интереснее знакомить его (не говоря ему об этом), с каким-то интересным человеком-психологом, чтобы тот путем игры включал его волевую инициативу.

А путь принуждения, репрессивный путь, самый слабый. Мы знаем примеры того, как родители заставляли человека в детстве играть на скрипке или на другом музыкальном инструменте, и человек выучился и стал серьезными музыкантом. Но это скорее исключение, и мы не знаем, какое с психологической точки зрения это на него произвело впечатление. Может, он в музыке чувствует себя свободно, он профессионал и творец, а в жизни стал маньяком.

Что касается моих дочерей, то старшая сразу заинтересовалась профессией, которую выбрала (она закончила четвертый курс Щукинского училища), и все это у нее было органично.

А вот о младшей дочери, которой сейчас 16 лет и которая пока только определяется… не могу сказать, что доволен своими успехами. Процесс идет нелегкий. Я не то чтобы борюсь с ней, я изощряюсь и хитрю… Надеюсь, без ущерба для психики.

Эту реплику поддерживают:

А как именно, по-Вашему, нужно учитывать психотип ребенка? Давить на слабых и внушаемых и договариваться с сильными и демонстративными? Прямо наоборот? Безусловно верная идея о том, что все не желающие учиться дети разные, все-таки не снимает проблему алгоритма.

Эту реплику поддерживают:

Трудно быть подростком. Гормональный всплеск. Пик самоидентификации. Максим, я заглянула в Ваш Profile и, кажется, нашла причину проблемы. «Я перфекционист, стремлюсь к идеальному», — пишете Вы. И для зрелого человека такая позиция может быть сложной. Для подростка ( а Ваша младшая дочь, скорее всего, разделяет ее, как это ни покажется Вам странным) — если не получается на 5 с плюсом, то пусть лучше никак. Ситуация усложняется и тем, что и у старшей сестры и, по-видимому, у мамы «все органично».

Расскажите ей, что и у Вас не все получалось в ее возрасте, да и теперь многое дается с трудом. Говорите с ней, доверяйте ей — я уверена, Вы будете гордиться своей дочерью, ее время придет. В моей практике было много таких примеров.

Эту реплику поддерживают:

Эх, трудно быть родителем

Не хотят современные дети учиться.Дочке старшей 12 лет почти. Стараюсь особо не давить, сама разберется. Какой смысл ругать за плохую оценку? Не все отличники потом смогли реализоваться в жизни, и не все двоечники плохо закончили. Правда однажды не выдержала и предложила дочке бросить школу и выйти замуж. Какой смысл ходить туде, где не интересно.Чего время зря тратить. Объяснила, что есть варианты — замуж в 12 лет берут в Индии и на Кавказе (за нескоько дней до этого она интересовалась во сколько лет можно выйти замуж) или можно пойти работать(выбор правда невелик будет). Как ни странно подействовало — она стала учиться лучше. Решила, что в школу ходить лучше, чем замуж в Индию:-) Я всегда страюсь предлагать ребенку выбор, т.к. принятое самостоятельно решение гораздо эффективнее, чем навязанное.

Эту реплику поддерживают:

А мне ближе 2-ой вариант

Может где-то и бывают дети, понимающие сразу ценность образования, но это точно не мой дядя Федор. А вся его учеба (у нас первый класс), понятное дело нужна мне, а ему так.. чтоб маме было приятно. Поэтому мама и должна париться со школой- выбирать чтобы было интересно, несовково, с огоньком.Но мы договорились, что образование в конечном счете ему тоже пригодится: без него нельзя построить вожделенную машину времени. Только не могу найти пока объяснения для чего будущему изобретателю учить стихи про осень и прочие сезоны.

Эту реплику поддерживают:

Для первого класса — совершенно нормально. Первая мотивация учебы — «быть хорошим». Для мамы, для Марьи Петровны и т.д. Исчезает где-то лет в 10. Взрослая мотивация — «я должен это неинтересное выучить, чтобы потом. » появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 — провал, возможны только «промежуточные мотивации», что-то вроде морковки или клочка сена, который извозчики вешали своим лошадям перед мордой. Поэтому вопрос был слегка провокационный, так как правильный ответ: стратегии должны меняться в соответствии с возрастной психологией. 🙂

Эту реплику поддерживают:

подтверждаю — заставлять не только неполезно, но и НЕВОЗМОЖНО. В нашем случаеБ по крайней мере. Результат в лучшем случае нулевой. «помогать «делать уроки бросила класее в четвертом — когда поняла, что могу убить просто. «давай, ща быстро все сделаем и пойдешь гулять». и Начинается — мне ничего не задано. мне задано, но не я записал в тетради. я ее забыл в школе (вариант — в дневнике, дневник собрали) я позвоню. а он тоже не знает. а его нет дома. а я забыл учебник. а у меня нет ручки. ой ручка упала. я не пониаб задания. как это. я все равно не понимаю. На это уходили часы — я не преувеличиваю. К вечеру я настолько озверевала, что просто боялась потерять контроль над собой. Не сделаешь — не пойдешь (не получишь, не кпим и пр.) ну и пожалуйста.

По подобным же причинам я отказалась от репетиторов.

подходов и типов школ поменяли штук пять. Сначала была самая обычная, потом — крутая, потом — творческая. заканчиваем в варианте «для раздолбаев» -Школа с традиционными устоями, где принято вытягивать и не ставить двоек в четверти и тем более году.

Мотивация к учебе пропала еще в перволм классе. «Ты говорила будет сложно, но интересно, а там несложно и скучно.» Комментарий училки «Ваня живет на луне. «

Самым страшным ударом оказалась «крутая» гимназия — понесло меня, от большого ума. хотела как лучше. Школа действительно хорошая — театр, футбол, газета школьная. и учеба по серьезке. тетрадь забыл — два. вместо зеленой ручки карандаш — два. оформил неправильно — два. ну и так далее. я расчитывала, что его все это дисциплинирует, а доп. занятия — любимый футбол, к примеру — будут мотивировать, покажут, как можно жить интересно. а вышло так, что в шестом классе по половине предметов светили пары в году и ему просто стало все равно — защита такая. Видимо, с нашей психикой такой прессинг просто невозможно было вынести. поставили тройки только на том условии, что я забираю документы.

При всем при том, он эту школу до сих пор иногда вспоминает — а помнишь, какая там футбольная секция была. мы с немцами играли. вообще, та школа самая крутая была.

Следующий вариант наоборот отличался либеральностью. У нас крышу снесло просто — «у нас в лицее все можно». нп самом деле-то конечно не совсем так. самочуствие — получше. но результаты те же. несмотря на платную основу обучения, я не вылезала из школы, постоянно выслушивала морали и наставления. так же — пересдачи, осенние переэкзаменовки и пр. единственное — был там кружок литературный, куда он ходил не без удовольствия.

в девятом классе, имея «хвост «на осень из двух предметов, я забрала документы и оттуда. Честно скажу — сдали нервы и материальные возможости. Сказала — все, пойдешь в школу «на районе». Но все-таки подобрала районную, но хорошую. Тест туда он провалил. Но они согласились его взять в слабый класс по прописке.

Но тут он «за компанию» с приятелем пошел сдать тест еще в одно заведение — и . вдруг прошел. При чем два раза ходил. С первого раза тоже не вышло. Сначала был доволен, вроде и школа ему нравилась, и дети. Нно быстро стало все на свои места — пятерок ни одной, несколько четверок, остальные трояки, учителя жалуются, друзей нет. Инициативы, амбиций, желания что-либо делать — ноль.

Хуже всего — и увлечений нет. Раньше довольно неплохо писал, особенно пока ходил в тот литературный кружок. Но сейчас и это растерял. Читаю сочинения — убожество чистой воды.

Подсказала про школу юного журналиста (практически за руку отвела) . Вроде же он говорил, что ему это нравится. Прошлый год весь он там числился. вместо трех раз в неделю ходил один, да и то, по-моему, больше прогуливал. «Ещще не хватало субботу на это тратить. У меня выходной».

Спрашиваю — что тебе нравится-то, что ты хочешь. После отбрехиваний — ну. фотография. случайно познакомилась с фотографом, у него студия В нашем доме. Он согласился посмотреть его фотографии. Дал ему рекомендации, упражнения поделать — все, на этом интерес к фотографии закончился.

Через 3 дня идет в 11 класс. Настроение у нас такое «у меня после школы еще год до армии. Можно и погулять.» Двумя вещами он занимается самозабвенно — смотреть футбол или баскетбол (именно смотреть, не играть) и слушать/качать из интернета музыку. строго направления РЭП.

Что будет ровно через год. я уже даже устала думать. Свою возможность повлиять на ситуацию осознаю как нулевую. И так — у него все всегда хорошо, я одна переживаю. Сил больше переживать нету — все равно толку нуль от этих переживаний.

Если присутствующие здесь психологу могут сказать пару слов в утешение — буду благодарна.