Меню

Ребенок не хочет учиться Как его заставить

Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?

Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь, родитель, уверенный в успехе своего ребенка.

Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?

Обратите внимание на следующие два момента:

1) не было ли ссоры одноклассниками;

2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.

Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы – это тоже необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа: «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны – любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу. В беседе не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:

— А он мне как врежет! Ни за что! Просто так!
— Ты растерялся — не понял за что так с тобой. «Просто так» — тебе казалось…
— Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
— Ты пытался себя защитить…

В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.

Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?

Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а возможно, и продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?), придумывайте – используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия (особенно для вас) – тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание – залог успеха. Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.

А что делать, если учебный материал сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?

Эта ситуация сложнее – восстанавливать всегда труднее, чем строить с нуля. Горы учебного материала, который предстоит заново освоить, слишком велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на вновь изучаемые (биология, химия, история) и «легкие» (технология, МХК) предметы. И помните – необходимо ваше живое участие. Без вас ребенок с запущенным учебным материалом вряд ли начнет учиться сам.

Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит – даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т.е. повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким местом является школа.

Кстати, тестирование показывает, что довольно часто подросток с запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции «ум» (в его понимании сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников, однако по позиции «способности» — выше. Такая самооценка является ресурсной – ваш ребенок правильно видит, что он способный и талантливый. Сложность в том, что ему хочется сразу, без усилий, в мгновение ока стать таким же «умным», т.е. знающим, как и его сверстники. В этой ситуации родитель должен а) вместе с ребенком составить пошаговый план действий (задача – что делаю – какой получаю результат); б) подтягивать только один выбранный ребенком предмет; в) оказывать помощь и контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже незначительный, успех ребенка. Здесь родителю потребуется все его мужество, силы, терпение – конечно, продвижение может быть медленным, также могут быть срывы, неудачи.

Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?). Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей …

Почему ребенок не хочет учиться

Успеваемость ребенка в школе обусловлена высокой мотивацией к обучению. Благодаря здоровой мотивации он настойчиво работает над поставленными задачами, упорно идет к намеченной цели. Если грамотно сформировать у школьника желание учиться, в будущем его ждет обязательный успех.

Не важно, вашему ребенку 9, 10, 14 или 12 лет. Ребенок заранее не уверен в том, получиться ли у него выполнить то или иное задание, однако если он успешно справляется с ним, то у него возникает приятное ощущение успеха. В результате чего появляется мотивация к дальнейшему обучению. Если в ответ на его успехи и старания со стороны взрослых отсутствует должная похвала и поддержка, завышаются требования, — желание получать новые знания пропадает. То же самое происходит, если успех ребенка предсказуем, в этом случае сформировать мотивацию к обучению становится невозможным, заинтересуйте ребенка. Вина в этом лежит на ошибках воспитания, которые в свое время допустили родители.

Причины почему ребенок не хочет учиться в школе:

  1. Ребенок обгоняет в интеллектуальном развитии своих сверстников, и родители отдают его в школу раньше срока, — в результате выясняется, что он еще не подготовлен психологически к школьному обучению.
  2. Дома ребенок должен заниматься не только любимыми делами, но и выполнением обязательных учебных заданий.
  3. Если ребенок не посещал садик, то, скорее всего, у него возникнут проблемы в отношениях с одноклассниками. В большинстве случаев он попадает под чужое влияние, не умеет отстаивать свое мнение.
  4. Причиной неорганизованности и попустительского отношения к учебе становится отсутствие распорядка дня.
  5. Если ребенок растет в неблагополучной семейной обстановке, он привык жить в непрерывном эмоциональном напряжении и своих переживаниях. Чаще всего он никак не реагирует на неуспеваемость в школе.
  6. Серьезные ошибки воспитания — гиперопека, рукоприкладство, моральные унижения, ребенок капризничает.
  7. Слишком завышенные требования со стороны взрослых без учета истинных способностей ребенка.

Видео: «Детский психолог о том почему ребенок не хочет делать домашнее задание»:

Как заставить ребенка учиться. Советы

  • На смотря на парадокс, но в первую очередь чтобы заставить ребенка учиться не нужно его заставлять. Но несмотря на самостоятельность ребенка, непременно контролируйте его процесс обучения в школе. Принимайте участие в подготовке домашних заданий, проверяя выполненную ребенком работу.
  • Чтобы ребенок хорошо учился в школе старайтесь наладить контакт с педагогами в школе, всегда будьте осведомленными в требованиях, предъявляемых учителями учащимся. С помощью этих требований вы всегда сможете верно оценить работу, выполненную вашим ребенком. Так как ваша похвала для него важнее отметки педагога.
  • Если в семье благополучная обстановка, ребенок получает достаточно любви и внимания, — как правило, у него сформирована высокая мотивация к учебе. Безразличие со стороны родителей, строжайший контроль и наказания заметно снижают мотивацию ребенка к обучению, — в этом случае, он скорее будет направлять все свои силы на избежание неудач, а не на процесс получения знаний.
  • Если ваш ребенок отличается сниженной самооценкой и неуверенностью, значит ему требуется больше похвалы и помощи. Если же самооценка, напротив, завышена, — отмечайте недостатки ребенка, вместе разбирайте возникшие ошибки.
  • Доверие, забота, поддержка и любовь родителей помогают детям в достижении их поставленных задач и целей.

Если вы все делаете верно и не понимаете почему ребенок не хочет учиться, детский психолог обязательно поможет вашему ребенку.

10 важных правил, как мотивировать ребенка к учебе

Как мотивировать ребенка, который не хочет учиться, читайте советы психолога в нашем материале.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

Анастасия Пономаренко
психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

Родителям частенько приходится применять силу, наказывать, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

Правила успешной мотивации ребенка к учебе

Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

Читайте так же:  Почему ребенок не хочет в школу

Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

Нравится химия — купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в музыкальную школу. Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что — нет.

Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

После прочтения книги обсудите ее. Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже — закон социальной психологии.

Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок.

Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания — это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если в отношении вашего ребенка началась травля — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

Узнайте также про ребят в классе.

Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся — издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться — он и так самый умный.

Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки.

И не сравнивайте успехи ребенка с братьями — сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» — разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

Запомните: умный, одаренный ребенок не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

Процесс мотивации ребенка к учебе — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни — так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового — это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

Последние новости:

Беременность и роды

От рождения и до года

От 1 до 6 лет

От 9 до 16 лет

Полезные ссылки

или
войти с помощью:

или
войти с помощью:

СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

Как заставить ребенка учиться

Мы уже обсуждали варианты «приобщения» детей и подростков к учебе. Сегодня я хочу рассказать о частном случае успешного решения этой проблемы

Поделиться:

— Мы дома уже исчерпали все резервы, поэтому решили обратиться к специалисту, — энергично сказала мать и рубанула воздух ребром ладони. — Скажите, как мы можем заставить его учиться?

Я оглядела рослого и крепкого на вид мальчишку лет десяти, внешне очень похожего на мать, и пожала плечами:

— Заставить? Да никак не можете. Есть такая поговорка: лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить. Это правда.

— Что же нам делать? — мать опустила руки на колени и понурилась. — Его выгонят из школы…

— Сами виноваты: разбаловали, — вступила в разговор молчавшая до сих пор бабушка. — Часто болел, жалели, все было можно. Я дочери говорила: с самого начала драть надо было за непослушание как сидорову козу, и все было бы в порядке. Мы в деревне в школу за три километра каждый день бегали, и никто нас не подгонял, взрослые засветло на ферму, а мы — печь растопи, воды принеси…

— Погодите, погодите… — вполне «домостроевская», хотя и выросшая в советской деревне бабушка явно уводила наш разговор от темы. — Давайте вернемся к Жене. Обстоятельства сложились так, что ему не надо по утрам топить печь и носить воду…

— Вот! — бабушка подняла крючковатый палец, видимо, услышав в моих словах поддержку своей позиции.

— Дайте мне Женину медицинскую карту и расскажите все с самого начала, — попросила я мать. — Особенно про первый год жизни ребенка. Вы тогда высыпались?

— Да какое там! — махнула рукой мать. — Он то и дело просыпался и орал как резаный. Врачи говорили: зубки, животик… Потом, когда мы с мужем разбежались, все прошло. Стал спать хорошо. И сейчас так спит — в школу не добудиться, приходится водой брызгать…

Я нашла в карточке Жени интересующую меня запись невролога — ПЭП (перинатальная энцефалопатия, в нынешней классификации ее обозначают как ППЦНС — перинатальное поражение центральной нервной системы). Надо думать, что это произошло оттого, что ребенок родился крупным «головастиком» — больше четырех килограммов весом.

До школы все было неплохо. Женя ходил в ясли, потом в обычный детский сад. Там считался в меру драчливым и непоседливым, но воспитательницы его любили, потому что он всегда первым откликался на любую игру и был готов помочь — расставить стульчики, унести или принести коробки с игрушками. В школе проблемы начались с первого класса: учиться Жене не понравилось с самого начала.

— Пригрозишь, что телека вечером не будет — сядет за уроки уже под вечер и сделает тяп-ляп за пару минут, а чтобы постараться — такого вообще не было, — рассказывала мать.

На уроках Женя отвлекался, болтал, пускал бумажных голубей, пропускал все объяснения учительницы, а потом не мог выполнить задания. С одноклассниками то дрался, то дружил, но никогда не жаловался. А про школу однажды еще в первом классе сказал: неинтересно мне учиться, не буду я туда ходить. Мать отмахнулась от «этих глупостей» и приступила к ежедневной битве — усаживанию сына за уроки.

К третьему классу вопрос стоял острее некуда: у Жени были двойки за все контрольные по русскому и математике. Учительница, которая вначале говорила, что мальчик соображает вполне по возрасту, теперь настоятельно советовала: забирайте, он не усваивает программу, потому что попросту ничего не делает на уроках, я не могу его заставить, у меня еще 29 детей.

— Я учительницу понимаю: у нас он один, так мы тоже заставить не можем, — качает головой бабушка.

— Все пробовали? — спрашиваю я.

Читайте так же:  Как общаться с психологом парнем

— Все! — уверенно говорит мать. — Упрашивала. Плакала. Орала. Договоры составляли (это мне соседка посоветовала, она в книжке прочла). С ремнем рядом стояла. Компьютер на месяц выключала и телевизора лишала. К друзьям на двор не пускала. Ничего!

Быстренько тестирую Женю. Интеллект, как я и ожидала, в пределах нормы. Единственный «дефект» — истощаемость внимания.

— Вы все время пытались его чего-то лишить, — говорю я. — Теперь для разнообразия попробуем добавить. Но! При этом нужно убрать все, что уже было и доказало свою неэффективность…

— И тряпку? — внезапно встревает в разговор Женя.

— И тряпку, — твердо говорю я, не очень понимая, о чем идет речь, но индукционно, от мальчика, проникаясь ненавистью к этой самой тряпке. — Женя по-прежнему готов «расставлять стульчики и носить коробки»?

— Да, да, — кивает бабушка. — Если со мной в магазин, сумки принести, или пропылесосить, или с собакой погулять, или даже прибить чего — тут у нас с ним никаких ссор не бывает, он всегда готов!

«Черт побери, жил бы он в той бабкиной деревне — топил бы по утрам печь и бегал в ту же школу как миленький», — думаю я.

Пишу записку учительнице, ставлю печать.

— Делаете вместе какой-нибудь не глобальный ремонт в квартире, ездите в лес жарить сосиски (возьмите парочку Жениных одноклассников), идете в аквапарк… Что вы сами-то любите?

— Когда-то рисовать любила, ходила в художественную школу…

— Отлично! Значит, вместе придумываете и рисуете смешные комиксы про школу и нерадивого ученика Петю.

— И девочку еще, отличницу, и ихнюю собаку, — добавляет Женя. — И кота с помойки.

— Да-да, — киваю я. Мне уже хочется посмотреть получившуюся историю.

— А уроки-то? — тянет шею бабушка. — Уроки?!

— Уроки тяп-ляп делает сам Женя. Чего непонятно, спрашивает. Вы всегда на его стороне. Помогаете вовсю. Что-то (механическое) можно даже сделать за него. У него дефицит и истощаемость внимания. Не боритесь, например, за заполнение дневника или аккуратное оформление чего-то, сделайте это сами…

— Не сядет. Вы же будете вместе, а не против него. Он сейчас еще не понимает, зачем учиться тому, что неинтересно. Но он готов помочь вам в домашних делах и также охотно разделит с вами школьные задания, если вы признаете, что это ваше общее дело и вам оно сейчас нужно даже больше, чем ему. В дальнейшем, если все пойдет хорошо, ситуация изменится на противоположную…

Учительница, которой нужно было учить 30 детей, охотно загрузила Женю «общественными» делами. Он носил пособия, переставлял все те же стулья, строил класс перед входом в столовую и даже (по моему отдельному совету матери) обучился подавать учительнице пальто, когда они с классом ездили на экскурсии. Приключения хулигана Пети и отличницы Маши (и их собаки!) получали почти ежедневное продолжение. Женины друзья принимали участие в сочинении комиксов и с нетерпением ждали очередного выезда «на сосиски». Кухню и санузел покрасили и разрисовали звездочками и планетами потолок. Попутно Женя заинтересовался астрономией. Съездили «сосисочной компанией» в ночное путешествие с картой и лазерной указкой «искать созвездия». Уговорили учительницу, сходили классом в планетарий. Женя пришел в восторг и прямо там записался в кружок «Увлекательная наука».

Борьба «за уроки» прекратилась совсем. В Жениных тетрадках по-прежнему грязь и ужас, но задания он выполняет. Учительница иногда ставит ему даже четверки. По физкультуре, труду и рисованию у Жени твердые пятерки. Летом он очень хочет побывать в родной деревне бабушки.

Одежда нашего двора

Петербургский школьник создал профсоюз школьников. За это ему грозят отчислением и прокуратурой

«Мальчика никто не обижал». Чиновники прокомментировали давление на подростка, создавшего профсоюз школьников

Катерина, спасибо. У нас тут, в Америке, в последнее время много дебатов про засилье домашнего задания, и советы обычно родителям дают очень похожие на Ваши советы этой семье.

У меня один чисто технический вопрос. Вы уделили внимание диагнозу ПЭП или ППЦНС, но не описали как это связано по Вашему мнению с синдромом истощаемого внимания. Вы не могли бы прокомментировать этот момент?

Эту реплику поддерживают:

Мария, этот диагноз, как правило, подразумевает микроорганические поражения головного мозга, произошедшие перинатально. Разумеется, сразу начинается процесс «восстановления разрушенного народного хозяйства», функции пораженных участков постепенно разбирают резервные нервные клетки, и прогноз как правило хороший. Но все это время мозг работает как бы с двойной энергетической нагрузкой (норм.возрастное развитие + восстановление) и при добавлении еще какой-нибудь нагрузки (например, очень сильный раздражитель или надо делать то, что неинтересно) мы часто получаем что-то вроде «забастовки» мозгов, то есть ребенок попросту отвлекается, теряет концентрацию внимания и т.д. Ну и здесь же рядом СДВГ и менее известный гиподинамический синдром — слабость соответственно процессов торможения или возбуждения (в зависимости от того, за что по преимуществу отвечали структуры, которые были поражены перинатально). Где-то так, хотя на самом деле процесс конечно более многокомпонентный.

Эту реплику поддерживают:

Это очень интересно, спасибо. У нас по-моему не склонны ставить такие диагнозы (за исключением ДЦП естественно), но логика в том, что Вы говорите есть. Я обязательно поспрашиваю на эту тему у знакомых педиатров.

Эту реплику поддерживают:

Мария, так не в диагнозах же дело, есть дети с комплексом проблем, стало быть, должен быть комплекс реабилитационных мероприятий 🙂

Я слышала (врут, может?), что например во Франции избегают ставить диагноз шизофрении и «разбрасывают» это страдание по другим диагнозам. Но если так — что ж, шизофреники от этого куда-то деваются?

Эту реплику поддерживают:

Спасибо. Прямо хрестоматийно.

Эту реплику поддерживают:

Так и в хрестоматиях иногда важные вещи бывают.

А то все: авторское кино, авторское кино :)))

Ох, Катерина, вы ткнули прямо в мое больное место этой историей.

А если диагноза нет, а результат тот же?

И все уже сделано, максимальный результат, действительно «даже иногда четверки» — на лучшее надеяться бессмысленно, да?

Эту реплику поддерживают:

Ирина, тут главное не оценки в дневнике, а состояние самооценки ребенка и ваши с ним отношения. Если и там и там порядок, так чего же Вам еще «лучшее» — то? Пятерок охота? :))

Эту реплику поддерживают:

С одной стороны, да, не в учебе счастье, тем более — не в школьных пятерках

Но с другой стороны — ведь школьная программа рассчитана, мягко говоря, не на вундеркиндов. И если ребенок не в состоянии собраться настолько, чтоб ее осилить без постоянных провалов — не повод ли это опасаться за будущее?

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Повод. Опасайтесь, у этих детей действительно повышены социальные риски. Только не очень транслируйте свои опасения на ребенка (ибо они, увы! — имеют тенденции переходить в установки). Предупрежден, значит, вооружен. А усвоение школьной программы, как показатель. чего? Эдисон был решительно неуспешен. Эйнштейн из нижних середняков. Правда, Филипп Киркоров, я слышала, был отличником :)))

Усвоение школьной программы — как показатель, например, способности к восприятию, усвоению, систематизации и умения использовать информацию?

А про Энштейна-троечника и Киркорова-отличника мне всегда казалось некой расхожей спекуляцией, а вам не кажется? Т.е. ну да, было такое, но разве из этого что-то следует? Вроде бы не все троечники оказываются Энштейнами и даже не большинство.

Эту реплику поддерживают:

Не, не казалось. Мне это (Эйнштейн с Эдисоном) всегда казалось нормальной такой самозащитой детей и родителей от попыток социума императивно сообщить им, каким именно должен быть «нормальный» ребенок (zB усваивающим школьную программу). Хотя на самом деле важна именно самооценка и околоребеночный климат в семье. Потому что если с этим все складывается благополучно, то уже в средней школе у ребенка как правило появляются ЕГО увлечение, и вопрос общей успеваемости (если она достигает 3.5 в среднем) перестает быть таким острым.

Эту реплику поддерживают:

Катерина, вы пролили бальзам на мои истерзанные (собой, а также учителями) нервы )))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

как в конечном итоге договорились Макаренко и Сухомлинскиий рецепт исторически прост «Кнут и пряник» и все всегда будет хорошо — главное найти индивидуальный баланс между одним и другим.

Эту реплику поддерживают:

Катерина, спасибо! Меня вот мучает вопрос о функции мифической тряпки.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Татьяна, я не хочу об этом думать, я ее просто «отменила приказом сверху» :))

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова

Да уж, пожалуйста! Раз тряпка висит на мойке, она в третьем акте должна выстрелить!

Эту реплику поддерживают:

Лен, у этих детей в современных условиях (при установке на социальный успех и т.д.) так много всего на стенах висит, что моя скромная задача — научить родителей, как сделать так, чтобы к третьему акту (выход в самостоятельную жизнь) со стены (и с мойки) ВСЕ БЫЛО СНЯТО, И НИЧЕГО НЕ ВЫСТРЕЛИЛО. А тряпка — неприятная мелочь жизни :))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Катерина, а Вы как относитесь к тому, что многие современные перинатальные неврологи, а точнее Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины считают ПЭП несуществующей болезнью, а также к тому, что и в международной классификации болезней ее нет?

Читайте так же:  Отношения с мужчиной старше на 10 лет психология

Я просто как раз недавно со своим ребенком переобщалась с целой толпой разных неврологов. И наиболее именитые из них, с широкой практической базой, сказали мне, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии и диагнозом как таковым считаться не может.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Алена, да я собственно никак не отношусь — я же не медик по базовому образованию. Ко мне идут валом эти дети с этим (этими) диагнозами в карточках, поставленными естественно не мной. Еще до всех слов (лет 15 назад, начинающим психологом) я видела, что мамы часто предъявляют приблизительно одинаковые комплексы жалоб, и я могу с какого-то места рассказывать ей про ребенка сама и она будет только кивать: «да, да, и это, и это. А откуда вы знаете?!» У меня были и есть диагностические моменты (частью специально мною созданные), которые обычно позволяют после минуты-двух пребывания ребенка от 2х до 7лет в моем кабинете спросить мать: «так, что было в родах и что вас еще беспокоит, кроме гипердинамического синдрома?»

Я приблизительно представляю себе, что ей рассказать про «соломку», которую ей теперь придется много лет стелить. И какой мне толк с признаний или непризнаний диагноза какими-то ассоциациями? Если его в карточке не будет, ребенок-то с его проблемами и его семья останутся :))) А я же с семьей работаю, а не с диагнозом.

Эту реплику поддерживают:

Но откуда у Вас уверенность, что эти диагнозы взаимосвязаны?

Возможно, есть куча мам с такими же диагнозами и другими детьми, которые не приходят.

И наоборот дети с СДВГ без ПЭП.

Если почитать тех же перинатальных неврологов, то 90% детей на первом году жизни последние 15-20 лет в медкартах пишут ПЭП. Если это так, то неудивительно, что такие дети Вам часто встречаются, они всем часто встречаются.

Я не к тому, что подвергаю что-то сомнению.

Просто у меня самой совсем маленький ребенок, которого выписали с неидеальным неврологическим статусом. Правда потом консилиум разных неврологов при наблюдении ребенка в динамике диагноз опроверг и сказал, что мы пали жертвами неврологической гипердиагностики, что случается в нашей стране очень часто.

Но за это время я привыкла пристально к ребенку присматриваться, да и вообще в тему закопалась, поэтому мне интересна точка зрения практикующего психолога про связь этих явлений.

Эту реплику поддерживают:

Про 90 процентов — вранье, передергивают, чтобы подоходчивее получилось. Но действительно — ставят часто.

Уверенности у меня нет. Есть только многолетние наблюдения и опыт ведения таких семей.

СДВГ без перинатальных событий? Наверное, бывает, например, травматического генеза или как последствие перенесенного менингита. Или еще как-то. И что?

Если я вижу ребенка с неврологией, я сразу интересуюсь началом этой истории. Это ведь естественно? Если не находится ПЭП, ищем дальше, если не находится ничего, работаем наощупь.

Я, наверное, просто не очень поняла суть Вашего вопроса, Алена.

Эту реплику поддерживают:

Спасибо за ответ! Суть вопроса была — считаете, ли Вы, что ПЭП — это некий «приговор» ребенку или нет.

Мне кажется, я получила ответ.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

У меня как раз противоположная картина. Я за ребенком замечаю определенные вещи и с определенного момента они меня стали волновать, но врачи никакого конкретного диагноза не ставят и отклонения, которые замечаю я, объяснить не могут.

Отклонения эти настолько незначительны, что особенно они никого из мед работников не волнуют. Мол, само исправится. Или нет. Но точнее сказать не можем.

И меня эта недостаточная диагностика очень волнует. А вдруг есть что-то что мы могли бы делать все эти годы? Я согласна, что русские врачи сгущают краски и занимаются гипердиагностики, но американские по-моему слишком расслаблены.

Эту реплику поддерживают:

Мария, насколько я могу судить, российские врачи гипердиагностикой компенсируют гипо (в сравнении с американскими коллегами) лечение :)) Диагностировав этот самый ПЭП, они пропишут массаж, глицин и пантогам, диагностировав СДВГ, дадут родителям разумный совет соблюдать режим дня и отдать ребенка заниматься подвижным видом спорта. Предполагаю, что в Америке схема ведения таких случаев несколько иная. Если проблемы Вашего ребенка пограничны и малозаметны для медиков, может быть, Вам имеет смысл обратиться к местному психологу, чтобы он разработал для вашей семьи комплекс «соломки», которую Вы будете аккуратно стелить, просто на всякий случай?

Эту реплику поддерживают:

Катерина, я дальше пишу свое мнение, и могу быть неправа. Вы поэтому не обижайтесь, если вдруг увидите, что-то для себя обидное. Я без умысла. Просто дайте знать — я отдельно извинюсь перед Вами.

Американцев по-моему строго карают за экспериментаторство, а наших не карают совсем, поэтому они любят чего-нибудь продиагностировать интересное и с интересом для себя пролечить. Для саморазвития.

Меня волновало ровно тоже самое — не упустить время. Мне часто предлагали полечить тревожность и комплекс вины перед ребенком, в больничке полежать :)))

По моему мнению интуиция любящей матери не ошибается никогда. Как мне сказал священник, крестивший ребенка, каждая мать для своего ребенка — богоматерь, она знает о нем все, если достаточно мудра, чтобы прислушаться к своему внутреннему голосу и способна сделать его абсолютно любым человеком.

И на мой взгляд, любые сомнения и подозрения нужно прояснять до полного разъяснения и покоя, т.к. не уверена, что мать, подозревающая в ребенке «дефект», не окажет негативного влияния на его развитие.

Что меня возмущает больше всего, так это то, что принятие решений все врачи перекладывают на матерей, типа «я думаю, исходя из своего опыта вот так, но Вы сами примите решение», при этом большинство врачей резко против, если Вы предлагаете посоветоваться еще со специалистом N. Самое мягкое, что Вы услышите, это то, что у каждого врача своя тактика, обычно ставят ультиматум выбрать одного специалиста и на нем остановиться. При этом в честном тендере никто участвовать не хочет :))

Я поэтому в своем случае поступила также, как сделала бы на работе, просто как банальный менеджер среднего звена, сделала полу-тайный консилиум. Сначала в нем было 5 неврологов, 2 нейропсихолога, 2 педиатра, 1 дефектолог, 1 реабилитолог, детский неврологический центр в Чехии, детский неврологический центр в Германии, а также сообщество мам особых детей. Еще у меня есть имена специалистов в США и Израиле, а также хорошего вертебролога, которые пока отпали ввиду того, что сначала было все равно нельзя перевозить кроху на такие расстояния, а потом отпала необходимость, надеюсь совсем. И точку зрения каждой группы специалистов я обсуждала с остальными, а также с сообществом мам. Сначала это было очень трудоемкое занятие, но по ходу специалисты отсеялись, в итоге у нас сейчас 2 невролога, 1 педиатр, 1 остеопат и с дефектологом мы дружим, просто он нам не нужен по профилю, но иногда дает дельные советы по развитию ребенка.

Это просто ужас насколько детские неврология и психология неточные и нерегламентированные науки в принципе. У врачей кардинально противоположные точки зрения на один и тот же клинический симптом, вплоть до того, что один считает его вариантом нормы, а другой признаком патологии. Дозировки препаратов отличаются в разы! Подходы к детской психологии отличаются кардинально. И все главное точно знают, что чувствует вот этот младенец и как тебе надо с ним обращаться и его воспитывать 🙂

Насколько я смогла понять, есть 2 основные особенности педиатрии:

1) Детские неврология и психология по сути очень молодые науки, в которых регулярно меняются течения. Еще 30 лет назад детей все воспитывали по Споку, сейчас в моде гуманизм и натуральность, хотя вроде бы система Спока не дала нам толпу Гитлеров. То детей считали почти неодушевленными существами, которым нужно устанавливать четкие правила, то полноценными личностями, которые сами способны принимать решения.То ранняя социализация хороша, то плоха.

Что радует, несмотря на все это, человечество продолжает развиваться 🙂

2) Не бывает двух одинаковых детей. При этом дети очень быстро растут и меняются. Если взрослый в одном клиническом состоянии может годы находиться, то у ребенка этот период может занимать неделю и меньше. Поэтому грубо говоря попробовать все методы на одном ребенке в одном клиническом состоянии часто не представляется возможным.

У меня сложилось сугубо личное впечатление, что каждый отдельный детский врач ставит собственный эксперимент на детях. Один применяет одну и ту же тактику по отношению ко всем детям со схожими симптомами и делает свои собственные выводы. Другой — делает разные назначения и пытается понять что лучше.

А мать в итоге должна каждый раз самостоятельно принимать решения хочет ли она отправить своего ребенка на эксперимент, результаты которого могут быть разными.

По опыту мам особых детей американцы любят через одного детям на основании наблюдения учителя ставить СДВГ и лечить риталином. Еще в штатах очень хорошая школа эпилептологии, одна из лучших в мире, но детей с двигательными нарушениями они возят в Европу (Чехия и Германия) и Россию. Лучшей школой детской психологии считаются мамами французская и американская.