Меню

Ребенок не хочет оставаться в детском саду

Оглавление:

Ребенок не хочет спать в детском саду

Вопрос: Здравствуйте! Прошу совета у опытных мам и психолога! Ребенку (мальчик) 3 с половиной год. Три недели, как пошел в сад. Ходил с радостью до того момента, пока не стала оставлять на тихий час. Теперь со слезами идет в сад, в группу не заходит, прячется в шкафчик.

Воспитатель жалуется, что не спит и другим не дает, не слушается, убегает с прогулки, дерется. Воспитательница не знает что делать. Боюсь, как бы не попросили покинуть сад. Валерия

Отвечает Екатерина Зиновьева, психолог:

Здравствуйте, Валерия. Действительно, оставаться на тихий час – самое сложное для ребёнка в процессе адаптации к детскому саду. Похоже, ваш сын оказался пока не готов к этому.

Что же можно сделать, чтобы помочь вашему малышу:

  • Если вам позволяет ситуация, некоторое время не оставляйте его на дневной сон в саду.

Начните снова ходить на полдня. И обязательно расскажите ему и заверьте, что вы снова будете забирать его до сна, чтобы снизить его тревогу, появляющуюся в ожидании тихого часа.

  • Попробуйте поговорить с вашим сыном и узнать у него, что так не понравилось ему в детском саду.

Это может быть не только дневной сон. Возможно, воспитатель повысил на него голос или его обидел какой-то ребёнок. Попробуйте расследовать, в чём же дело, и объяснить ему ситуацию, успокоить его.

  • Его плохое поведение в саду лучше всего оставляйте без излишних комментариев.

Говорите ему о том, что вы понимаете, что его поведение вызвано тем, что ему не хочется и страшно оставаться в детском саду на целый день. Что вы верите, что его поведение придёт в норму, как только он привыкнет и перестанет бояться.

Одновременно с этим отмечайте и комментируйте те ситуации, когда он ведёт себя хорошо. «Мне очень понравилось, что ты был таким спокойным на прогулке, слушал воспитательницу, когда она что-то говорила, помог мальчику, сам разделся». Пусть даже этих моментов совсем немного, но если вы будете замечать их и радоваться им, их будет становиться все больше и больше.

  • Договоритесь с воспитательницей о единой линии поведения в отношении вашего сына.

Например, вы обе будете отмечать его достижения.

  • Попросите воспитательницу быть доброжелательной.

То есть доброжелательно встречать вашего сына, когда вы его приводите, здороваться с ним, приглашать в группу. Быть к нему внимательной и включать его в игру, в которой участвует воспитатель.

  • Акцентируйте внимание сына на том, что ему нравилось в садике.

Например, вспомните о том, как он подружился с мальчиком и играл с ним, как ему понравилась машинка и как воспитательница им читала книжку.

  • Готовьте сына заранее к тому, что он останется на дневной сон.

Расскажите ему о том, как он ляжет в садике в кроватку, поспит, а когда проснется, у него будет вкусный полдник и он сможет еще немного поиграть в игрушки.

  • Обязательно говорите ему, когда вы за ним придёте.

Например: «Я приду за тобой сразу, как ты поспишь/оденешься на прогулку».

Возможно, в вашем случае адаптация займет чуть больше времени, чем вы планировали, но я уверена, что при чутком и бережном отношении вашем и воспитателей, ваш малыш снова будет ходить в детский сад с удовольствием.

не хочет спать в детском саду :((

очень странная позиция воспитателей — позвонили забрать, потому что истерики спать другим детям мешают. Поэтому истерики будут продолжаться. Если Вы по каким-то причинам твердо решили ребенка на сон оставлять, то сообщаете о серьезности своих намерений и ребенку, и воспитателям.

Может так получиться, что пару раз будут истерики. Но если мама не прибежит взбаламошенная, вполне возможно, что всё прекратится. Если б мой ребенок закатил в саду истерику, а после этого я бы пришла — он бы орал целыми днями :((

Про жесткие кровати — ведите переговоры, что можно сделать. Подушек нет — это как? уточните, принесите в садик.

Дайте с собой специальную игрушку из дома «на сон» (мишке интересно, какие сны ему приснятся, в садике, давай отнесем и вы будете смотреть сны вместе — самое банальное).

Конфеты за сад — я лично противник. Ребенок однажды может сказать, что конфет ему не надо, он лучше дома побудет, и что Вы будете делать?

Имхо, главное Ваша уверенность в нужности процесса и желание достичь результата. А если Вы и сами мечетесь и не знаете, отставлять ли дочку спать в саду — так эта нервотрепка и будет продолжаться. 14.10.2009 21:25:22, Крохозябр

Ребенок не хочет оставаться в детском саду

Наверняка многие родители сталкивались с проблемой, когда их ребенок категорически отказывается идти в детский сад и остается там со слезами. Разумеется, ни одна мама не сможет чувствовать себя спокойно и комфортно, если она вышла из садика под звуки плача и криков своего малыша. Но в большинстве случаев подобных ситуаций можно избежать, если не игнорировать ребенка, а помочь ему справиться с проблемой.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Если ваш кроха только собирается в детский сад, очень важно правильно подготовить малыша. Примерно за месяц до предполагаемой даты начала посещения детского сада очень полезно будет сходить на экскурсию в детский сад. Ребенка наверняка заинтересуют другие детки, играющие в детском саду.

Расскажите малышу, что такое детский садик и поставьте его в известность, что очень скоро он сам пойдет в детский сад. Старайтесь, чтобы маршрут ваших прогулок пролегал мимо садиков и каждый раз напоминайте малышу об этом.

Думаю, рассказывать о том, что первые дни необходимо оставлять ребенка в саду всего на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания, не стоит. Это и так всем известно. Хотелось бы обратить внимание на один момент – многие психологи и воспитатели советуют маме уходить, когда ребенок отвлекся и не следит за мамой.

Однако подобное действие может привести к самому страшному – к потере доверия ребенка. И в последующем малыш, который будет опасаться, что вы в любой момент снова оставите его, будет повсюду ходить за вами, словно тень, опасаясь упустить из виду хоть на секунду.

Мой вам совет – прежде чем уйти – скажите об этом малышу и пообещайте, что вскоре вы вернетесь и заберете его домой. Конечно же, ребенок может поплакать, но эти слезы высохнут очень быстро, так как ребенок будет уверен, что мама обязательно вернется!

В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и «заторможенность» детей, как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Спокойное утро.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш . Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Читайте так же:  Самооценка учителя начальных классов на 1 категорию

· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Типичные ошибки родителей

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

· Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Если же ребенок, который ранее всегда с удовольствием ходил в садик, начинает плакать и отказываться вновь туда идти, родители должны насторожиться. Обратите внимание, что изменилось.

Возможно, ребенок стал позже ложиться спать и банально не высыпается? Либо же в садике поменялись воспитатели? А возможно, появился новый бойкий малыш, который обижает вашего ребенка?

Поговорите с воспитателями в детском саду. Возможно, стоит незаметно понаблюдать за детьми и воспитателем, например, на прогулке. Порой это может прояснить ситуацию. Обязательно поговорите с ребенком. Но не используйте никаких наводящих вопросов. Так, например, услышав вопрос о том, не обижает ли его воспитательница, может стать для ребенка соломинкой, за которую он уцепится в надежде, что ему разрешать не посещать детский сад.

Мне также очень часто помогает обыкновенная ролевая игра. Предложите ребенку поиграть в детский сад и внимательно понаблюдайте за его действиями и словами во время игры. Очень часто ребенок полно раскрывает имеющуюся проблему и тщательно обыгрывает её.

Немного терпения и ваша любовь обязательно помогут вам справиться с этой ситуацией. И детский сад будет приносить вам и вашему малышу лишь положительные эмоции.

Что делать, если ребёнок не хочет в детский садик? Решебник для родителей.

Каждый родитель, чьё чадо посещает детский сад, хотя бы однажды сталкивался с ситуацией, когда малыш не хочет идти в садик. Выражается это разной степенью недовольства: от лёгкого похныкивания до истерических рыданий. Как понять причины подобного негативного отношения к посещению детского сада? Как решить эту трудную задачу? Что делать родителям, если их чадо не хочет в сад?

Период адаптации

Начиная ходить в детский садик, малыши проходят период адаптации, привыкания к новым условиям. Отрываются от мамы с папой, от родных стен, знакомятся с новой обстановкой, новыми взрослыми людьми, своими сверстниками, учатся взаимодействию, общению, соблюдению чёткого режима дня. Такие кардинальные перемены в жизни маленького человечка не могут пройти бесследно для его эмоционального состояния. Отдельные представители «детского сословия» способны перестраиваться безболезненно, но это скорее исключения из правила. Психика ребёнка испытывает огромную нагрузку, с которой он пытается интуитивно справиться. Плач, истерики, плохое настроение, нарушения сна, возврат на предыдущую ступень развития. Малыш забывает, как пользоваться горшком, начинает говорить хуже. К счастью, после того, как кризис пережит, потерянные навыки возвращаются.
Период адаптации длится от 3-4 недель до 1 года. Если кроха не хочет в садик, плачет, заходя в группу, плач продолжается после ухода родителя ещё 10-15 минут, а потом успокаивается и весь день проходит спокойно, здесь беспокоиться не о чем. В случае, когда детка истошно рыдает в саду в отсутствие родителей на протяжении нескольких часов, весь день, подумайте, нужно ли такое привыкание?
Вот несколько вариантов решения этой проблемы:

  • Если правила сада позволяют, первые дней 10 одному из родителей лучше побыть в группе вместе со своим чадом, пока всё вокруг не станет привычным.
  • Увеличивайте время пребывания малыша в детском садике постепенно.
  • Можно дать с собой ребёнку какую-нибудь вещицу, которая напомнит ему о доме, о маме, поможет успокоиться. Например, очень маленькую мягкую игрушку, которую кроха положит в карман, а когда будет тоскливо, достанет её.
  • Может быть, ребёнку ещё рано ходить в садик? Сделайте небольшой перерыв в 2-4 недели, побудьте дома, потом попробуйте снова сходить. Если круглосуточные истерики продолжаются, обратитесь за помощью к психологу.
  • Рассмотрите другие варианты: кто-то из родственников может сидеть с ребёнком, няня, пока родители на работе.
  • Определите для себя приоритеты: важнее психическое здоровье, спокойствие своего чада, или работа мамы (или папы)? Может быть стоит продлить декретный отпуск, до той поры, пока кроха не достигнет того возраста, когда будет готов оторваться от мамы, чтобы играть со сверстниками.

Отношения в коллективе

Если ребёнок не хочет идти в садик, может быть, он боится других детей? Возможно, не сложились отношения с одним из ребят или со всеми детьми в группе. Малыша обижают в садике, естественно, туда не хочется. Как узнать, где именно кроется причина? Поговорить со своим чадом. Поиграть в детский сад, где кроха будет режиссёром, а в роли деток и воспитателя будут куклы и мягкие игрушки. Если вдруг мишка притесняет зайку, скорее всего, то же самое происходит с малышом в группе.
Комплекс мер, которые помогут справиться с этой задачей:

  • Поговорите с воспитателем, попросите уделить внимание этому вопросу, понаблюдать за детками.
  • Выясните, в чём причина разногласий между детьми.
  • Внешнее отличие от сверстников часто вызывает травлю его обладателя. Отличие можно устранить, превратить в достоинство. Малыш физически слаб, по сравнению с другими детками? Запишите его в спортивный кружок.
  • Прививайте ребёнку уверенность в себе, работайте над его самооценкой. Когда он чувствует любовь родителей, ему кажется, он любим всеми. Внушите малышу, что его торчащие ушки прекрасны.
  • Объясните крохе, его реакция на слова обидчика, выраженная слезами, только приносит удовольствие его сопернику. Подскажите ему фразу, которая поможет охладить пыл обидчика. Пусть ваше чадо равнодушно отвечает на очередные колкости: «Ну и что?»

Отношения с воспитателем

Воспитатель – едва ли не самый главный человек в детском саду для малыша. На целый день он заменяет ему родителей. Прежде чем вести своё чадо в сад впервые, необходимо познакомиться с ним. Что делать, если ребёнок не хочет оставаться в детском саду из-за воспитателя? Во-первых, нужно выяснить, действительно ли это является причиной. Поговорите с крохой. Используйте вышеупомянутую игру «в садик».
Чтобы избежать конфликтных ситуаций с воспитателем или найти выход из уже имеющихся неприятностей, действуйте следующим образом:

  • Постарайтесь поддерживать с педагогом доброжелательные отношения. Так, своё тёплое отношение к родителям воспитанника он будет переносить на малыша.
  • Побеседуйте с воспитателем. Постройте свой разговор без повышенных тонов и взаимных обвинений. Мягко намекните о жалобах крохи. Возможно это только его фантазии, а, может быть, и нет.
  • Поговорите с заведующей детским садом в том случае, когда будете уверены, что воспитатель – причина детских слёз. Если педагог систематически унижает кроху, позволяет себе поднять руку на детей, надо ставить вопрос о его профессиональной непригодности.
  • В случае, когда после всех предпринятых действий отношение воспитателя осталось прежним, смените группу или детский сад.

Проблемы в семье

Взаимоотношения мамы и папы очень сильно сказываются на детках, их мироощущении, самовосприятии. В разногласиях родителей, как ни странно, они винят только себя. В результате замыкаются, становятся застенчивыми. Это влияет на способность общения с другими детками не лучшим образом.
Как исключить факторы, влияющие на общительность? Памятка для мамы и папы.

  • Имейте мужество не посвящать своё чадо в семейные разборки. Все конфликты за закрытыми дверями.
  • Постарайтесь разрешить свои проблемы, как можно быстрее. Сделайте так, чтобы они не коснулись малыша.
  • Разговаривайте с детками, другими членами семьи спокойным, доброжелательным тоном.
  • При необходимости обратитесь за советом к психологу.

Нарушение режима дня

У ребёнка сложились замечательные отношения с воспитателем, другими детьми, в садике ему всё нравится. Но вдруг начинаются капризы по утрам, нежелание просыпаться. Вечером, возвратившись из детского садика, малыш закатывает истерики по сущим пустякам: пуговичка не расстегнулась, игрушка упала, ручки замарал и т.д.
Вот что можно сделать в данной ситуации:

  • Подумайте, не изменился ли распорядок дня? Если малыш стал позже ложиться, а вставать нужно, как прежде, так же рано, дневная усталость выливается в бесконечные капризы, истерики на ровном месте.
  • Составьте такой режим дня, при котором ребёнок будет иметь возможность высыпаться.
  • Часто подобные капризы начинаются с переходом на летнее время. Трудно объяснить малышу, что уже ночь и пора спать, когда за окном светло. С наступлением лета, лучше брать отпуск в детском саду. За целый год дети устают не меньше взрослых, вынужденных каждый будний день ходить на работу.

Когда ребёнок не хочет в садик, плачет надрывно, пускать такую ситуацию на самотёк нельзя. Нужно обязательно разобраться в причинах, постараться решить эту трудную задачу. Если самим решить её не получается, всегда можно обратиться за помощью психолога.

Предлагаем Вам посмотреть видео по теме и получить несколько советов психолога

Сон в детском саду

Юля, возможно я не права, но, зная своего ребенка (за пару раз привыкающего к определенным раскладам и потом уже с оч сильным трудом меняющего установки), я сразу чередовала дни, когда забирала до сна и после сна (у них еще и занятия после полдника есть тоже через день, подстраивалась и под них).
не знаю, читала ли ты, но моя в группе единственная не спала (и не ела :)), при попытках уложить просто полежать закатывала жуткие истерики, ее оставили в покое, она сама по себе тихонько играла.
ТТТЧНС уже 4 дня она СПИТ в саду. и ЕСТ!

Читайте так же:  Мужчина после расставания психология

теперь боремся с прогулками 🙂 вся группа с радостью идет гулять, моя орет «не хочу-не пойду-позвоните маме», и сидит в группе то с нянями, то с уборщицей, кароч кто свободен 🙂
вчера они ее первый раз смогли повести гулять, одевали ВТРОЁМ! как только одели и вывели на улицу- вся истерика заклнчилась, нормально гуляла

ты сама знаешь своего ребенка лучше, и если для себя ты твердо решила, что он будет ходить на полный день, то всеми силами и средствами подводи его к этому.

Ребёнок не хочет оставаться в садике

Добрый день! Пришло время первый раз отвести 3-хлетнего сына в садик. Первые два дня, б.м., прошли нормально. Сегодня, на 3-й день (правда, после Шаббата) ни в какую не соглашался идти. Пришлось жене отнести его в садик и плачущего отдать на руки воспитательнице. Никакие обещания подарков не помогли. Мы не уверены, что правильно сделали. Хотелось бы услышать рекомендации, как поступать дальше — завтра, послезавтра. Со старшими у нас тоже было не просто вначале (как, наверное, у большинства), но, во-первых, это было давно, во-вторых, не уверен, что мы тогда поступали правильно… С уважением, К.

Отвечает Ципора Харитан

Любой ребёнок, который должен оторваться от привычного и сменить среду, нервничает и боится. Родители могут ему помочь тем, что совершенно уверенно и спокойно поведут в садик и, тем самым, на бессловесном уровне, внушат ему: «Это место, подходящее для тебя, и не надо бояться». Если же родители сами нервничают — день оставляют дома, день ведут в садик, много успокаивают и показывают свою неуверенность в том, что делают, ребёнок ощущает, что это место ему не подходит. Поэтому Ваша жена повела себя правильно, когда отнесла его в сад, и думаю, что воспитательница могла бы вам сказать, что ребёнок быстро успокоился. Иначе она бы вам сказала, что у неё его слёзы отнимают чересчур много сил и энергии. Поэтому если ребёнок в течение недели-двух перестаёт плакать в садике, то, видимо, он дорос до группового обучения, а утренние слёзы должны произвести впечатление только на родителей (с его точки зрения). Если же ребёнок не перестаёт плакать в садике целыми днями, возможно, он ещё чересчур маленький, и тогда стоит подождать ещё несколько месяцев прежде, чем отправлять его в сад. Обычно дети мам, которые работают и у которых нет другого выхода, привыкают гораздо быстрее, чем дети матерей, которые остаются дома и колеблются: не эгоизм ли это — отправлять детей в сад.

Желаю ребёнку привыкнуть как можно быстрее и легче.

Адаптация в детском саду
Идем в детсад!

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Юлия Василькина
Психолог

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.

Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.

Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко,а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Читайте так же:  Муж пытается уйти другой

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.