Меню

Ребенок аутист плохо спит

Вопрос-ответ. Как улучшить сон у маленького ребенка с аутизмом?

Нарушения сна — распространенная проблема при аутизме, которая влияет на поведение ребенка в течение всего дня

У большинства родителей есть негативный опыт с ребенком, который никак не заснет, часто просыпается посредине ночи и/или спит лишь пару часов каждую ночь. Временные трудности со сном «ожидаются» на определенной стадии развития ребенка. Нарушения сна, которые продолжаются и не уменьшаются со временем, негативно влияют на ребенка, родителей и на всех членов семьи. Похоже, что у детей с расстройствами аутистического спектра такие нарушения сна встречаются гораздо чаще и проявляются с большей интенсивностью, чем у детей с типичным развитием.

Существует несколько факторов, на которые нужно обратить внимание, чтобы поддержать нормальный режим сна. Во-первых, необходимо проверить ребенка на скрытые медицинские проблемы, которые могут влиять на сон. Подумайте о проверке на аллергию или непереносимость различных пищевых продуктов и веществ в окружающей среде, пищеварительные нарушения и эпилепсию. Все эти проблемы часто встречаются у людей с аутизмом. Также нарушения сна могут быть побочным эффектом лекарственных препаратов, которые принимает ребенок, и этот вариант тоже нужно учитывать.

Нарушения сна

Необходимо исключить у вашего ребенка те нарушения сна, которые часто встречаются среди населения в целом. Апноэ во сне — это расстройство, которое может повлиять на любого человека в любом возрасте. При этом расстройстве человек прекращает дышать на несколько секунд из-за обструкции дыхательных путей во время сна. Наиболее распространенная причина апноэ — это увеличенные миндалины или аденоиды. Заболевания верхних дыхательных путей и/или аллергии также могут способствовать развитию апноэ во сне. Помимо задержек дыхания симптомы апноэ во сне у детей включают: храп, дыхание через рот, беспокойный сон, потливость, просыпания по ночам и/или частый кашель или затрудненное дыхание во сне.

Необходимо обследовать ребенка на другие нарушения сна, если это уместно, включая ночные ужасы (пробуждение на фазе глубокого сна в состоянии крайнего страха и спутанного сознания) и неполные пробуждения. Эти нарушения часто называют парасомниями. Парасомния — это расстройство, вызванное «частичным пробуждениям», что вызывает необычное поведение во время сна. Дети с нарушениями сенсорного восприятия часто испытывают сложности с засыпанием и пробуждениями ночью. Консультация и обследование у специалиста по сенсорной интеграции может помочь определить проблемы с расслаблением и возбуждением нервной системы и выработать стратегии для решения этих проблем.

Исключив медицинские проблемы, нужно рассмотреть другие факторы, влияющие на сон и выработать стратегии, которые влияют на них. К таким факторам относятся: факторы окружающей среды, расписание перед сном и последовательное приучение ко сну. Каждый из этих подходов обсуждается ниже.

Факторы окружающей среды

После анализа окружающей среды во время сна вашего ребенка, вы можете решить провести какие-то адаптации и модификации, которые помогут ребенку лучше расслабляться во время сна.

Подумайте о том, может ли ребенку быть слишком жарко или слишком холодно. Следите за температурой воздуха, оцените одеяло и одежду для сна у ребенка и решите, какая комбинация является для него оптимальной. Помните о том, что ваш ребенок может воспринимать температуру совсем не так, как вы. Попробуйте определить, какую температуру воздуха ребенок предпочитает, и при какой температуре ему наиболее комфортно в течение дня, и на основе этого принимайте решения об оптимальной температуре ночью.

Подумайте о том, может ли тактильная чувствительность влиять на способность вашего ребенка ко сну. Некоторые виды ткани могут расслаблять или тонизировать ребенка. Обратите внимание на ткань постельного белья и пижамы. Ребенку может нравиться или не нравиться, чтобы его ступни были закрыты пижамой или носками. У некоторых детей возникают проблемы с тем, насколько одежда прилегает к телу, либо с тем, насколько она эластична. Кроме того, для ребенка с аутизмом может быть важно, чтобы одеяло оптимально давило на кожу.

Подумайте о шумах в окружающей среде и о том, как они влияют на вашего ребенка. Когда ваш ребенок пытается расслабиться и заснуть, небольшие шумы, которые он слышит, могут оказаться невыносимыми, потому что ребенок не может от них отвлечься. Такие шумы, как вода в кране или почесывание собаки могут никак не влиять на вас или других членов семьи, но они могут мешать заснуть ребенку с расстройством аутистического спектра. Могут ли какие-то звуки в доме быть связаны со сном вашего ребенка? Иногда в таких случаях ребенку проще заснуть под постоянный и успокаивающий шум, заглушающий другие звуки в комнате — освежитель воздуха, вентилятор, телевизор или тихую музыку.

Кроме того, ребенку могут мешать зрительные стимулы. Ребенок боится темноты? Некоторые дети с аутизмом предпочитают темные места во время дня, но все может быть иначе на кровати в темной комнате. Уличные фонари, луна или фары машин, светящие в комнату с произвольными интервалами, могут помешать ребенку спать. Очень важно, чтобы ребенок спал в комнате, которая все время одинаково темная или светлая, в зависимости от потребностей вашего ребенка.

Расписание перед сном и аутизм

Расписание и ритуалы перед сном важны для сна практически любого ребенка, но они приобретают чрезвычайную значимость для детей с аутизмом. Вашему ребенку очень важно всегда ложиться в одно и то же время. Выберите разумное время для укладывания в постель, такое, на котором вы сможете настаивать в любых условиях.

Детям с аутизмом важно знать, что происходит, и что случится потом. Создайте расписание перед сном, которое сможет обеспечить им предсказуемость, комфорт и знакомые ощущения. Такое понимание и структуру может обеспечить визуальное расписание для времени перед сном. Визуальное расписание также может служить напоминанием и обеспечивать стабильность для всех других членов семьи.

Хорошее расписание перед сном должно включать только те занятия, которые помогают ребенку расслабиться, успокоиться и подготовиться ко сну. Например, мытье в ванной может быть связано с очень сильной сенсорной стимуляцией или пугать ребенка. В этом случае не нужно включать ванну в расписание на вечер, лучше мыть ребенка в другое время. С другой стороны, если есть упражнения по сенсорной интеграции, которые расслабляют вашего ребенка, то нужно запланировать их как часть расписания перед сном.

Расписание перед сном должно оставаться неизменным каждый день, и оно должно включать приятные и расслабляющие занятия, которые соответствуют индивидуальным потребностям и интересам вашего ребенка. Реалистичное расписание перед сном должно состоять из 4-6 пунктов, и не должно занимать весь вечер.

Занятия, которые можно сделать вечерним ритуалом и частью визуального расписания перед сном, могут включать: чтение вслух или просмотр одной и той же книги или сказки каждый вечер, сказать «спокойной ночи» любимым игрушкам или предметам, умывание, прием ванной, надевание пижамы, чистка зубов, выпить стакан воды, спеть любимую песенку, помолиться, слушать любимую и спокойную музыку, обнять и поцеловать членов семьи и/или выполнить расслабляющие упражнения сенсорной интеграции.

В те дни, когда вы находитесь вне дома или возвращаетесь домой очень поздно, все равно очень важно следовать расписанию и ритуалам перед сном. Можете сократить каждый шаг, но следовать расписанию важно, чтобы уменьшить раздражение ребенка из-за произошедших перемен. Даже в совершенно новой среде привычная рутина может иметь успокаивающее воздействие. Когда же вы вернетесь домой, расписание перед сном сохранит свою эффективность, хотя перемены в обстановке могут потребовать адаптации в течение одного вечера или более, в зависимости от того, как долго ребенок жил вне дома.

Приучение ко сну и аутизм

После того, как вы разобрались с возможными медицинскими проблемами, факторами окружающей среды и расписанием перед сном, остается самый сложный аспект в установлении хорошего ночного сна: как научить ребенка спать всю ночь. Существуют различные версии приучения ко сну, о которых вы могли читать. Самый простой способ — после того, как вы выполнили расписание перед сном, а ваш ребенок улегся в кровати, покиньте комнату, не говоря лишних слов, и не пытайтесь прикасаться к ребенку.

Если ребенок расстроен или очевидно, что он не спит, подождите несколько минут, а потом вернитесь в комнату, чтобы проверить, как он. Проверка означает, что вы ненадолго заходите в комнату (не дольше, чем на минуту, лучше меньше), прикасаетесь, делаете массаж, может быть, скажите «дай пять» или обнимите ребенка, если он хорошо реагирует на такие действия. Потом мягко, но твердо скажите: «Все хорошо, сейчас время спать, с тобой все хорошо» или что-то похожее, а затем выйдите из комнаты до следующей проверки или до тех пор, пока ребенок не заснет.

Последовательное применение этой техники тяжелее для родителей, чем для ребенка. Первые несколько вечеров на нее может уходить до двух часов. Очень важно знать, что в первые дни поведение ребенка может ухудшиться, прежде чем оно станет лучше. Это нормальный способ со стороны ребенка проверить новый порядок и попытаться вернуть более привычную рутину. Для детей постарше, которые действительно могут быть не уставшими, когда приходит подходящее время сна, рутиной может стать простое нахождение в кровати или в тихой комнате. В этих ситуациях все равно могут подействовать методы приучения ко сну. Можно использовать специальные ворота или другой барьер на двери спальни, чтобы напомнить ребенку, что сейчас время сна, и он должен оставаться в своей комнате.

Если ребенок старшего возраста никогда не спит всю ночь, вы сами можете страдать от серьезной нехватки сна. Обратитесь за помощью к врачу или психологу. Можно поспрашивать у других родителей, не знают ли они хорошего специалиста, который может помочь. Кроме того, если в режиме сна вашего ребенка наблюдается регресс, то может быть необходима консультация специалистов. Опять же, лучше всего начинать с медицинского обследования. Иногда, если были исключены другие медицинские проблемы, проблемы сна можно попытаться решить с помощью временного приема лекарственных препаратов. При приеме лекарств очень важно одновременно работать над расписанием перед сном и ритуалами, которые соответствуют особенностям вашего ребенка.

Мелатонин, сон и аутизм

Некоторые ученые в области аутизма провели предварительные исследования кратковременного применения пищевой добавки, продаваемой без рецепта — мелатонина. Этот препарат помогает стабилизировать режим сна и обеспечивает нормальный сон у некоторых детей, помогая им быстрее заснуть. Немногочисленные исследования, которые существуют на данный момент, тем не менее, предупреждают, что иногда мелатонин перестает действовать, и обычно он не помогает тем, кто часто просыпается в течение ночи. Кроме того, до сих пор неизвестны последствия длительного приема мелатонина. Некоторые родители также считают, что витаминные добавки помогают их детям лучше спать.

Очень часто дети с аутизмом с трудом засыпают, спят лишь пару часов или часто просыпаются ночью. Такие особенности сна легко возникают, но изменить их очень трудно. Одна из проблем, о которой еще не говорилось в этой статье — это привычка спать вместе с ребенком. Такая привычка может появиться, когда нарушения сна у ребенка влияют не только на него самого, но и на родителей и остальную семью.

Если ребенок привык спать с родителями и/или в родительской постели, то необходимы те же шаги, что и описанные выше, а только потребуется дополнительная поддержка при оценке факторов окружающей среды и выработки расписания перед сном. Например, при переходе ко сну в собственной кровати можно дать ребенку подушку из кровати родителей или другие предметы, принадлежащие родителям, чтобы облегчить такой переход. Частью расписания перед сном должно стать привыкание к новой кровати. Кроме того, привыкание к новой комнате или кровати может стать частью расписания в течение дня, за несколько дней или даже недель до того, как ребенок начнет ложиться спать в новой постели.

Однако главный совет — не создавайте никаких привычек, если потом от них придется отказываться.

Обследование на медицинские проблемы, анализ факторов окружающей среды, а затем планирование и последовательное выполнение расписания перед сном, а также приучение ко сну могут повысить качество жизни всей семьи. Потребуется время, чтобы ребенок привык к новому режиму сна, особенно если речь идет о давней проблеме. Очень часто семье рекомендуется сделать приучение ко сну главным приоритетом до тех пор, пока новый режим сна не закрепится. И это того стоит.

Проблемы сна при аутизме

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ АУТИСТОВ ТРУДНОСТИ СО СНОМ

Трудности со сном возникают даже у вполне здоровых детей. Спровоцировать нарушение могут банальные причины: духота в спальне, аллергия, острый ринит, энурез и т.д. А дети с диагнозом аутизм чаще других подвержены нарушениям ночного отдыха. По статистике, то или иное расстройство сна имеет каждый второй такой ребёнок. Врачи нашли этому научное объяснение. У детей аутистов нарушена функциональность части головного мозга, отвечающего за фазы сна. Согласно некоторым исследованиям, стадия быстрого сна у аутистов гораздо короче либо вообще отсутствует. В результате, такие дети ежедневно испытывают трудности с засыпанием и просыпанием.

Тревожный сон у ребёнка аутиста – большая проблема для семьи. Близкие люди вынуждены приспосабливаться к особому ритму жизни. И это может негативно сказываться на общей атмосфере в доме. Из-за постоянных проблем со сном у детей аутистов часто развиваются более серьёзные расстройства: ночное апноэ, сомнамбулизм (лунатизм) и др.

КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ

Причины, вызывающие расстройство сна у детей, зачастую имеют психологический или неврологический характер. К примеру, тревожный сон у ребёнка при гиперактивности – довольно распространённое явление. Малыш выматывается физически, при этом получает слишком много информации. В результате усложняется процесс засыпания, в течение ночи ребёнок спит тревожным сном, может наблюдаться подёргивание конечностей.

Ребёнок аутист может элементарно не понимать, почему ему нужно ложиться спать, если он не испытывает такой потребности в данный момент времени. При этом он не может долго уснуть, а утром ему сложно проснуться.

Ночной энурез также является причиной для расстройства сна. Сильные позывы в туалет или непроизвольное мочеиспускание могут разбудить ребёнка. А по возвращении в кровать часто оказывается, что малышу трудно повторно заснуть. Он будет нервничать, расстраиваться, пребывать в стрессовом состоянии.

Читайте так же:  Почему дети часто болеют психосоматика

Ночное апноэ у детей – более серьёзное нарушение. Во время сна у ребёнка происходит остановка дыхания. Это может длиться несколько секунд и повторяться много раз за ночь. Внимательным родителям несложно обнаружить проблему. Ребёнок перестаёт дышать, затем через 5-10 секунд следует глубокий вдох с характерным звуком, как при храпе, после чего дыхание восстанавливается. Ночное апноэ может иметь тяжёлые последствия. Развивается кислородное голодание мозга, что приводит к неврологическим расстройствам, может замедлиться умственное и речевое развитие, повышаться давление, возникать перебои сердечного ритма. У младенцев до года апноэ может вызвать синдром внезапной смерти.

Сомнамбулизм (или лунатизм) у ребёнка в возрасте от 5 до 10 лет некоторые специалисты считают вполне нормальным. Но за диагнозом сомнамбулизм всегда кроется психологическое или физиологическое отклонение. Например, ребёнок может начать ходить во сне после стресса, испытав сильную потерю. Диагноз сомнамбулизм у детей подросткового возраста может вызывать опасение врачей. Особенно, если появились такие признаки, как потирание ладоней, передёргивание тела, резкий подъем с кровати, частое сглатывание слюны. При сомнамбулизме у ребёнка это могут оказаться симптомы эпилепсии, судорог и др. патологий. Такое состояние требует тщательного неврологического обследования.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК СПИТ ТРЕВОЖНЫМ СНОМ

Задача родителей обеспечить малышу спокойный сон. Необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо, не испытывает боли, дискомфорта. Нельзя перегружать ребёнка перед сном, исключите просмотр телевизора, мультфильмов на ночь. Если малыш жалуется на ночные страхи – нужно установить ночник в детской спальне.

В вечернее время следует вместе с детским гастроэнтерологом исключить из рациона ребёнка жирные блюда, высокоаллергенные, кофеинсодержащие продукты и продукты, вызывающие повышенное газообразование.

К детям аутистам требуется особый подход. Необходимо установить и всегда строго придерживаться распорядка дня. Готовить ко сну ребёнка аутиста нужно в одно и то же время, соблюдая традиционный ритуал (например, попить воды – почистить зубы – сходить в туалет – лечь в кровать). Безопасность и контроль – важные критерии для особых детей и привычный ежедневный моцион будет вызывать у них спокойствие.

КАК ЛЕЧИТЬ РАССТРОЙСТВО СНА У ДЕТЕЙ

Тревожный сон, храп, апноэ, сомнамбулизм у ребёнка – состояния, требующие обязательного обследования у невролога и должно корректироваться как можно раньше. Для того, чтобы устранить расстройство сна у ребёнка – необходимо найти и устранить причину. Современные методы исследования, применяемые в НИИ Дети Индиго, позволяют быстро и точно установить правильный диагноз и назначить адекватное лечение.

Не стоит полагаться на лекарственные препараты, подавляющие нервную систему. Длительный приём таких медикаментов с раннего возраста может пагубно отразиться на психическом и физическом здоровье ребёнка в будущем.

В НИИ Дети Индиго для лечения различных нарушений сна применяют прогрессивные, абсолютно безболезненные и безопасные методики, позволяющие постепенно нормализовать фазы сна и улучшить ночной отдых у ребёнка.

Обсуждения

Сон детей, страдающих аутизмом

41 сообщение

Феномен сна интересует психологов еще со времен З. Фрейда. Однако сон детей, страдающих аутизмом, до сих пор исследован не был. Психологи долго не могли ответить на многие вопросы, касающиеся особенностей сна таких детей, например, действительно ли дети — аутисты спят меньше своих здоровых сверстников? Тяжело ли родителям уложить спать ребенка — аутиста? Отличается ли сон детей — аутистов чем-либо от сна других детей? Ответы на эти вопросы решили найти американские психологи A.Schreck и A.Mulick, занимающиеся изучением особенностей таких детей. Они исследовали как здоровых детей и детей — аутистов от 5 до 12 лет, так и их родителей. Причем в исследовании принимало участие около 170 детей!

Подведя итоги исследования, психологи заявляют: в целом, дети — аутисты спят столько же, сколько и остальные дети. Это касается как дневного сна, так и ночного. Однако, качественно сон детей, страдающих аутизмом, сильно отличается от сна здоровых сверстников. Такой вывод психологи сделали, проанализировав описание сна детей — аутистов их родителями, часто сообщавшими о том, что их дети плохо спят. Причем дети различных возрастов испытывали схожие трудности со сном.

Итак, сон детей — аутистов отличается рядом особенностей. Первая и самая важная особенность состоит в том, что ночью сон таких детей часто прерывается плачем или даже криком. Причем ребенок, как правило, плачет, не просыпаясь, а утром не помнит, что было ночью. Во-вторых, ночью такие дети боятся громких звуков и шумов и часто просят, чтобы свет в комнате горел, пока они засыпают. В третьих, после пробуждения их движения, реакции и речь замедленны, им как будто бы нужно больше времени, чтобы проснуться. Помимо этого, детям — аутистам труднее заснуть в чужой постели, и им очень важно, чтобы комната, в которой они спят, была уютной.

Психологи считают, что знание особенностей сна детей, страдающих аутизмом, поможет их родителям избежать многих трудностей, связанных с этой проблемой.

У нас все было, но в раннем возрасте. Слава Богу, теперь состояние ребенка подходит под описание синдрома Аспергера. Где то к 7 с половиной лет, он перестал просыпаться по ночам. Теперь у него своя кровать. Единственное что тебуется от меня, это лежать рядом, пока малыш не уснет, а перед этим обязательный просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Вообще множество ритуалов, которые следует соблюдать для сохранения спокойствия. Тогда он менее тревожен и реже плачет. А с недавних пор я заметила что он смеется во сне. И это вселяет надежду, хотя бывают периоды регрессии.

Как решить проблему сна у аутичного ребенка: подсказки родителям.

Многие аутичные дети испытывают трудности со сном. Однако некоторые проблемы могут быть решены при правильном использовании родителями приведенных ниже стратегий по улучшению сна, которые подходят для детей любого возраста, включая подростков.

При применении данных стратегий нужно учитывать особенности жизни семьи, начинать с небольших изменений, со временем расширяя их круг, и оставаться терпеливыми и последовательными.

Нормотипичному ребенку школьного возраста, как правило, необходимо 10-11 часов сна. Однако, многие аутичные дети требуют меньшей его продолжительности, о чем нужно помнить, укладывая аутичного ребенка «спать пораньше», ведь от этого процесс засыпания может только усложниться.

Обеспечьте комфортные условия сна.

Где бы ребенок ни спал, у него должно быть собственное пространство для сна ночью. Это может быть половина кровати или его собственная кровать, главное требование к которой – одна и та же кровать каждую ночь. Спальня должна быть не слишком жаркой и не слишком холодной, тихой и умеренно темной. Аутичные дети могут быть чувствительны к малейшему шуму, будь то звук вентилятора или воды в кране. Также они могут иметь специфическую реакцию на ткань постельного белья и пижамы. Убедитесь, что эти факторы приняты вами во внимание.

Установите регулярное расписание сна и деятельности перед сном.

Стабильный рутинный распорядок вечера непосредственно перед сном успокоит вашего ребенка. В это время избегайте просмотра телевизора, видеоигр, громкой музыки, яркого света, бега, прыжков. Деятельность ребенка перед сном должна проходить в его тихой спальне, занимать не более 60 минут (обычно – от 15 до 30 минут) и успокаивать ребенка, а не стимулировать. К примеру, если вы замечаете, что купание больше стимулирует малыша, чем успокаивает, эту процедуру следует сместить на более ранее время вечером. Наглядное расписание в виде картинок с изображением порядка действий каждый вечер перед сном может помочь как ребенку, так и взрослому соблюдать точный и постоянный порядок действий ежедневно.

Выберите точное время, когда ребенок ложиться спать. Это время должно оставаться постоянным 7 дней в неделю и удобным для вас. У некоторых детей по вечерам за час до сна открывается «второе дыхание». Если вашему ребенку требуется более часа, чтобы уснуть, попробуйте перенести время сна на полчаса или час вперед. В конце дня старайтесь избегать его кормления тяжелой пищей, но немного сыра, фруктов или крекеров перед сном могут помочь вашему ребенку уснуть скорее.

Будите своего ребенка в одно и то же время утром, не позволяя ему «досыпать», если он уснул накануне вечером позже обычного. Чем стабильнее будет режим подъема по утрам, тем лучше будет сон.

Научите ребенка засыпать в одиночестве.

Взрослые и дети просыпаются несколько раз каждую ночь, чтобы проверить условия окружающей среды во время сна, затем немедленно засыпают. Если ваш ребенок не засыпает в одиночестве по вечерам, для него будет очень трудно уснуть без вас и ночью.

Начните с сидения рядом с ним на кровати. Затем пересядьте на стул, оставаясь все также близко к кровати. Затем постепенно ставьте стул все дальше от кровати и ближе к двери в комнату до тех пор, пока не окажетесь за ее пределами и вне визуального контакта с ребенком. Если ребенок по какой-то причине не спит, вы можете ненадолго зайти к нему в комнату и успокоить его, однако используйте ограниченный вербальный и зрительный контакт.

Для детей постарше может действовать система обмена. Вечером ребенку выдается карточка, дающая право на получение одного визита родителей, одного стакана воды, одного поцелуя или одних объятий. Объясните подростку, что карточка может быть использована только 1 раз за всю ночь, и после обмена остается у родителей. На следующий день она выдается снова. За неиспользование карточки ночью утром ребенок поощряется, или же получает стикер, определенное количество которых дает право на получение особенного подарка или похода в любимый развлекательный центр.

Аутизм. Как он есть и как его нет.

Размышлизмы… Аутизм, в последнее время, всё больше и больше становится известен. Всё чаще дети получают запись в карточке-аутичные черты. Всё больше и больше продается и производится препаратов для подавления, снижения активности, успокоения. Всё чаще делают себе имя, до этого, совершенно неизвестные «специалисты», которые, якобы, всё знают и всё могут. Всё в большую бездну падают дети.

Ребёнок родился. Это, поистине, великое событие! Давайте вернемся немного назад, в наше детство. Малыш плачет-на животик ему кладется бережно подогретая пелёночка, делается массажик, он засыпает на теплом животе у мамы или папы. Малыш растет, капризничает-его отвлекают, пусть небольшим, но таким ярким, миром игрушек-погремушек, хлопают в ладоши, танцуют и поют. Сейчас… Сейчас, почему то, большинство не понимает-кто такие дети)) Для большинства они-замечательные, чудесные куколки. Которые должны умильно спать, во время кушать, ну и, желательно-не плакать! А ещё-научиться писать на горшок не позднее полугода, говорить в год и вообще-не мешать… Именно такое мнение создается у меня, когда я слышу-«Совсем не высыпаемся! Какой то кошмар! Наверное с ним что то не в порядке, надо пойти к врачу, пусть выпишет что-нибудь успокоительное!» Успокоительное? Кому? Малышу до года? Но они идут… И, что самое страшное, врач выписывает! Абсолютно здоровому малышу! «Ой, да оно же безопасное-банальный глицин! Зато станет спокойнее» Ребёнок не должен быть спокойным! Он должен пищать, кричать и требовать к себе внимания! Но это никого не волнует. Волновать начнет лишь позже, когда чудесному малышу, вдруг, поставят зрр. Или, еще интересней-«Он мало говорит! Пожалуй надо его стимульнуть!» Стимульни! Больше говори с ним, оторвись от интернета, выключи мультики, больше гуляй! Ага, счас! Это сложно… Поэтому-совершенно здоровому малышу, дается пантокальцин, пантогам, когитум. Никому не нужны обычные дети! Все растят гениев! И плевать, что можно навредить, ведь реклама, подруги и интернет говорят, что это-безопасно!

Что уж говорить о детках со сложностями… О тех, кому поставлен диагноз аутизм… Всё! Для них дорога в детство навсегда закрыта! Для примера-есть у меня знакомая, а у неё двое замечательных мальчишек-близнецы. Один из них в группе «норма», а второй аутёнок. Перед школой обязательная комиссия у психиатра. Мама жалуется-«Как он будет учиться-я не знаю! Шило в одном месте! На месте больше получаса не сидит, капризничает, в магазины хоть вообще не заходи-купи то, купи это! С детьми дерется, книги рвет» Ну-с, ваши мысли? Большая часть читающих, наверняка, подумали, что мама описывает поведение аутичного сынишки. А вот и нет! В ответ врач говорит, что это нормальное поведение ребенка. Запомните-нормальное. И в школе он станет усидчивей, а то, что он дерется с детьми-проблема воспитания, объясняйте. Ситуация же в магазинах-избалованность. Та же мама, через несколько дней, приводит на приём второго мальчика. Жалобы те же, НО! Врач пускается в долгий рассказ о трудностях аутизма, о том, что им сложно себя контролировать и… Назначает психотропный препарат, который должен подавить «истеричность, агрессию и гиперактивность»! Здорово… Что имеем-для нормально развивающегося ребенка, такое поведение-норма и проблемы в воспитании, для аутичного-проблема. Мама у мальчишек хорошая и, естественно, никаким препаратом ребенка не пичкает. Но это-редкость… Большинство же, с самого начала, начинает подавлять нормальную активность ребенка! Делают его «удобным», удобным для себя, для воспитателей, для учителей, для окружающих. У меня только один вопрос-зачем? Оглянитесь! Посмотрите на детей на детской площадке-они кричат, толкаются, дерутся! Они не хотят заходить домой и устраивают истерику! Они требуют купить им что то в магазине, а часто-всё, что есть в магазине и, не получая этого, падают на пол, бьют маму, выкидывают всё из тележки. И это-нормально. Они-дети! Это необходимо для их развития. Детям нужно прыгать, кричать, ломать и чинить(пусть и неправильно), нужно драться. И еще, навеяно одним из постов-не только аутичные детки портят обои, размазывают какашки по дорогому ковру и новому пледу… Дорогие мамы деток с аутизмом и ач-остановитесь, подумайте! Да, есть препараты, которые нужны, которые помогают, но их нужно тщательно подбирать, чтобы не задавить то, что нужно. Не лишайте своих детей детства! Не делайте их «удобными», ведь они-всего лишь дети… Они хотят такое же детство, как и все, а не быть спокойными! И еще кое что… Бывает, что самых тяжелых детей удается вырвать из пучины, помочь им, поставить их на ступень нормы, а бывает, что нормальные дети получают тяжелую умственную отсталость, потому что родители где то накосячили. Всё в наших руках!

Аутизм и сон: помощь вашему ребёнку

Всем детям приходится учиться спать в течение всей ночи. Однако для детей с аутизмом это может быть трудный (и порою кажется, что невозможный) процесс. Это, в свою очередь, может оказать значительное негативное влияние на всю семью. В данном руководстве объясняется, что может быть причиной нарушения сна у вашего ребёнка, и что вы можете сделать, чтобы обеспечить спокойную ночь, как ребёнку, так и себе.

Читайте так же:  Что делать если 7 месячный ребенок не какает

Помочь ребёнку преодолеть нарушение сна – далеко не простая задача. Большинство экспертов рекомендуют в таких случаях обратиться за советом и поддержкой к кому-то, кто не является членом семьи. Идеальным кандидатом является специалист по нарушениям сна, это может быть детский психиатр или педиатр. Тем не менее, получить направление к подходящему специалисту очень трудно. Для начала вам стоит поговорить с лечащим врачом или социальным работником, или обратиться в местный центр семьи или раннего развития.

Также бывает полезно связаться с воспитателями или учителями ребёнка, чтобы удостовериться, что они знают о существующих проблемах и могут оказать адекватную поддержку ребёнку. Они могут помочь в ведении дневника сна, и вы можете уточнять у них насколько сонным или активным был ребёнок в течение дня.

Как можно определить нарушение сна?

К году большинство детей должны спать в течение ночи. Если после этого возраста ваш ребёнок регулярно не может заснуть или нормально спит некоторое время, а потом резко просыпается, то это является нарушением сна. Важно осознавать, что непродолжительные нарушения сна у детей часто встречаются после болезни, во время каникул, таких праздников как Рождество или в периоды острого стресса, например, школьных экзаменов или болезни близкого человека. После таких событий нормальный паттерн сна должен восстановиться у ребёнка в течение нескольких дней.

Также важно, чтобы ваши собственные ожидания были реалистичными: дети не могут рано ложиться и поздно вставать. Они не будут спать дольше определенного времени. Нет универсальной нормы того, как долго должен спать ваш ребёнок – потребность во сне является индивидуальной у каждого человека. В среднем, объем сна, в котором нуждается ребёнок за ночь, снижается на четверть часа за год до шестнадцати лет. Таким образом, если пятилетний ребёнок нуждается в одиннадцати часах сна за ночь, то 16-летний ребёнок выспится за восемь с половиной часов. Однако это не жесткие цифры, и возможно, что какой-то 16-летний ребёнок нуждается в 10 часах сна в сутки, а какому-то пятилетнему ребёнку достаточно и семи часов.

Если вы подозреваете нарушение сна у своего ребёнка, и хотите определить уровень проблемы, то первым шагом может стать ведение дневника сна.

Зачем вести дневник сна?

Дневники сна полезны по нескольким причинам.

— Они могут помочь установить необычный паттерн сна. В примере, приведенном ниже, Джо спит по семь часов в день, но также он спит, когда приходит из школы, что потом мешает ему заснуть ночью. Если с течением времени это станет стабильным паттерном, то родители могут подумать о том, как стимулировать его после возвращения из школы. К тому времени он может начать больше спать ночью и меньше в течение дня. Также из дневника очевидно, что ему труднее всего заснуть после того, как он проводит время с бабушкой. Это предполагает, что для Джо очень важны последовательность и рутина.

— Если вы решите пойти на изменения в рутине или модификацию поведения, чтобы помочь ребёнку лучше спать, то дневник сна поможет вам отследить, приносят ли эти действия стабильный результат, спорадический он или нет.

— Вы можете показать дневник сна специалистам, которые занимаются вашим ребёнком, в том числе учителям, врачам или социальным работникам, чтобы они лучше понимали, как паттерны сна ребёнка влияют на его поведение, на вас и вашу семью. Часто людям кажется, что вы преувеличиваете, когда говорите, что спите не больше двух часов за ночь, но вы можете показать им четкие записи по сну, и тогда они скорее прислушаются к вам.

— В некоторых заявках на льготы по инвалидности вы должны описать, как спит ваш ребёнок, и как часто вам нужно просыпаться ночью, чтобы помочь ему. Вы можете приложить копию дневника сна к своему заявлению.

— Некоторые дети с аутизмом способны пользоваться дневником сна как визуальным напоминанием о своих проблемах со сном. Можно использовать его для установления правил о том, когда нужно ложиться в постель и пытаться заснуть, например, дарить ребёнку золотую звезду за каждую ночь, когда он не встаёт с кровати, плюс небольшую награду, если ребёнок не вставал с кровати три ночи подряд.

Дневник сна не обязательно должен соответствовать приведенному здесь формату. Вы можете модифицировать приведенную ниже форму так, как вам удобнее. Если у вас нет времени записывать детали о рутинах ребёнка, то можно использовать таблицу на двадцать четыре часа и просто закрашивать всё время, когда ребёнок спит. Это легко продемонстрирует, сколько сна получает ребёнок.

Что вызывает нарушения сна?

Проблемы с укладыванием спать и пробуждением

Ответ зависит от индивидуального человека. К сожалению, похоже, что практически все дети с аутизмом без исключения страдают от нарушений в паттернах сна в те или иные периоды жизни. Проблемы со сном можно разделить на две основные группы: проблемы с укладыванием спать, когда ребёнку трудно лечь спать в нужное время, и проблемы с пробуждением, когда ребёнок часто просыпается посреди ночи. В этом разделе рассматриваются оба вида этих проблем.

Мы не знаем, почему дети с аутизмом так уязвимы перед нарушениями сна. Однако Донна Уилльямс, которая подробно описала свой опыт жизни с расстройством спектра аутизма, говорит в своей автобиографии о своем страхе заснуть:

«Сон – это небезопасное место. Сон – это место, где темнота съест тебя живьём. Сон – это место без цвета и света. В темноте ты не видишь собственного отражения. Ты не можешь позволить себе потеряться во сне. Сон просто придет и украдёт твой контроль над собой. Всё, что полностью лишает меня контроля над собой, не может быть моим другом», — Донна Уилльямс «Кто-то где-то».

«Я боялась засыпать, всегда боялась. Я засыпала с открытыми глазами, и это продолжалось годами. Наверное, это не казалось особенно нормальным. Скорее подходят прилагательные «навязчивый» и «преследуемый». Я боялась темноты, хотя обожала ранний рассвет и закат», — Донна Уильямс «Никто в нигде».

Эти описания являются субъективными и необязательно относятся к опыту каждого. Однако они предполагают, что у Донны было больше проблем с укладыванием спать, чем с пробуждением. Мы не знаем, от каких проблем наиболее часто страдают дети с аутизмом, хотя мы знаем детей, у которых есть проблемы и с тем, и с другим.

В случае Донны её страх неизвестного мешал ей спать, и это может быть верно для некоторых других детей с аутизмом. Для большинства детей с аутизмом это вряд ли будет единственным объяснением. Многие дети испытывают беспокойный сон в результате нескольких базовых причин.

Проблемы с пробуждением в некоторых случаях могут быть продолжением проблем с укладыванием спать. Например, ребёнок просыпается, чтобы пойти в туалет, но затем оказывается, что ему трудно снова заснуть. У маленьких детей проблемы с пробуждением могут указывать на то, что у них еще не развился взрослый паттерн сна. Младенцы просыпаются каждую пару часов для кормления, и этот паттерн может измениться далеко не сразу. У детей с аутизмом более старшего возраста это может быть проявлением беспокойного сна. Это может быть сильная тревожность – которая мешает детям глубоко заснуть – или острые кошмары.

Многие эксперты предлагают подходы для решения проблем с пробуждением, например, уменьшение времени у постели – когда вы проверяете, проснулся ли ребёнок, но тратите на это всё меньше времени, чтобы он или она не начинали привлекать таким образом ваше внимание. Однако мы предполагаем, что дети с аутизмом редко имеют такой мотив как привлечение внимания взрослого. Вместо этого проблемы с пробуждением могут потребовать стабильного утешения с вашей стороны и творческого подхода к потребностям вашего ребёнка.

Социальный смысл

Детям с аутизмом может быть трудно понять, почему и когда им надо спать. Проблемы с социальными знаками (обучение тому, что нужно делать и в каком порядке) очень часто встречаются при аутизме, и это может означать, что ваш ребёнок просто не видит связи между тем, что вся семья собирается ложиться спать, и своей собственной потребностью во сне.

Некоторым детям тяжело дается переход от сна в комнате родителей ко сну в собственной комнате. Это может быть связано с трудностями в отношении изменений, но также с тем, что ребёнку нужна внешняя поддержка в отношении времени укладывания спать и сна.

Мелатонин

Это гормон, который выделяется шишковидной железой, и, согласно исследованиям, регулирует паттерны сна у животных. Некоторые исследования показали, что прием пищевых добавок с мелатонином может помочь предотвратить нарушения сна после длительных путешествий. Некоторые считают, что у детей с аутизмом выделение мелатонина происходит иррегулярно, так что хотя мелатонин у них производится, он производится в неподходящее время суток.

В Великобритании препараты с мелатонином отпускаются только по рецепту врача. Для дальнейшей информации о применении мелатонина вам следует проконсультироваться со специалистом. Некоторые пищевые продукты богаты мелатонином, в том числе: овес, рис, сладкая кукуруза, томаты, сливы, бананы и бразильский орех. Однако до сих пор нет научных данных о том, может ли богатая мелатонином диета помочь детям лучше спать.

Слишком много информации

Дети с аутизмом могут иметь серьёзные проблемы с гиперчувствительностью к прикосновениям, визуальным стимулам или звукам. Это может как отвлекать их, так и вызывать стресс, что может делать процесс засыпания крайне сложным.

Аллергия и пищевая чувствительность

Возможно, что по сравнению со своими ровесниками дети с аутизмом могут быть более чувствительны к пищевым веществам, например, к сахару, кофеину и вкусовым добавкам, которые стимулируют нервную систему. Если ваш ребёнок часто ест сладкое или пьет напитки, содержащие кофеин, и другие пищевые вещества перед тем, как укладываться спать, то следует проверить, не может ли это мешать его сну.

Что мы можем сделать?

Удаление стимуляторов из диеты

Если вы уже ведете дневник сна, тогда у вас не будет проблем с тем, чтобы отследить этот аспект. Если это не так, тогда вам рекомендуется хотя бы записывать, когда ваш ребёнок спит, чтобы вы смогли достоверно определить возможные изменения.

Изменение рутины укладывания спать может вызвать большой стресс у ребёнка, и если он привык к определенным напиткам или закускам перед сном, то внезапная перемена на что-то другое может причинить больше вреда, чем пользы. Тем не менее, вы можете попробовать перейти на напитки без кофеина, заменить обычный шоколад на шоколад без сахара из магазина здорового питания, использовать растительные заменители шоколада и какао, перейти на напитки без сахара или заменить сахар в напитках на фруктозу или заменители сахара, что может помочь некоторым детям.

Или же вы можете попытаться осторожно уменьшать дозировку определенных пищевых продуктов в течение дней или недель, чтобы ребёнок потреблял всё меньше и меньше сахара и кофеина в целом, не забирая у него привычные продукты. Например, предложите ему одно печенье вместо двух, положите половину ложки сахара вместо одной в чай, смешайте напитки с кофеином и без него. Это также постепенно уменьшит привычку вашего ребёнка к сладкому вкусу, что поможет улучшить оральную гигиену.

Некоторые люди выступают за радикальные изменения в диете ребёнка, например, полное исключение сахара и кофеина. Мы бы скорее рекомендовали это только в том случае, если вы уже пробовали умеренный подход. Мы бы предложили вам посетить диетолога, прежде чем идти на крупные изменения в диете, чтобы гарантировать, что ваш ребёнок продолжит получать сбалансированное питание.

Использование техник релаксации

Нам всем бывает трудно заснуть, если мы слишком переволновались перед тем, как ложиться в постель. Если в жизни многое происходит, или наши эмоции находятся на пике, то укладывание спать станет сложным и для нас. Дети с аутизмом зачастую неспособны артикулировать свою потребность сбросить напряжение и расслабиться. Кроме того, когда они укладываются спать, они могут испытывать большую тревожность и замешательство.

Техники релаксации можно начать с самых элементарных приемов, которые не помешают привычному ходу семейной жизни. Ниже приведены примеры таких техник:

— Добавление нескольких капель лавандового масла в ванну ребёнка. Было показано, что это может оказать успокоительное воздействие.

— Массаж ребёнка. Прямой контакт с кожей может быть дискомфортным для некоторых детей с аутизмом, но некоторые виды массажа, например, шиатцу, можно проводить через одежду. Осторожный массаж стоп, рук или головы в подходящей обстановке может помочь ребёнку успокоиться перед укладыванием в постель.

— Час тихого времени перед укладыванием ребёнка спать может выполнять сразу две функции. Тихое и спокойное занятие, возможно, с участием вас или брата или сестры ребёнка, поможет ребёнку снять напряжение и также становится важным социальным знаком. Если всё в доме становятся тихими и расслабленными, то ребёнок получает стабильное послание о том, что пришло время спать, которое пропадает, если дом остается шумным и полным жизни, а от ребёнка ожидают сна. Очевидно, что введение тихого периода проще на словах, чем на деле, но можно начать с малого: например, выключить телевизор и компьютер на час. Должно пройти какое-то время, прежде чем это станет рутиной, но если вам это удастся, то эффект не замедлит себя ждать. Также стоит ввести это тихое время в ежедневный распорядок дня, чтобы ребёнок знал, чего ожидать, и привык к подобной рутине.

— Многие эксперты предупреждают, что формальные техники релаксации могут оказать обратный эффект на людей с аутизмом, вызывая у них стресс, а не расслабление. Некоторые люди выступают за физические упражнения как способ снять напряжение, и эта идея может иметь некоторые преимущества. Физическая усталость ребёнка – это хороший способ гарантировать, что он заснет! Многие дети с аутизмом наслаждаются физической активностью и очень подвижными играми, и хотя кажется, что это противоречит тому, что написано выше о тихом часе в конце дня, некоторым детям может помочь именно такой подход. Вам лучше знать, под какую группу подпадает ваш ребёнок.

— Некоторые родители обнаружили, что средства для формальной релаксации, например, музыка и упражнения (например, йога) очень полезны для их детей. Эти средства широко доступны, и вы сами сможете судить, на что лучше реагирует ваш ребёнок.

Читайте так же:  Лечение медикаментозных отравлений у детей

— Некоторые родители сообщают, что им помогла установка ночников в спальне ребёнка.

— Возможно, стоит ввести в распорядок дня время, когда вы садитесь с ребёнком в запланированное время и обсуждаете его день или то, что его волнует. Иногда даже полезно завести «тетрадь беспокойств» или дневник, который будет лежать рядом с кроватью, чтобы ребёнок мог записывать или рисовать в нем свои любые страхи и беспокойства. Затем их нужно обсудить до того, как ложиться спать. Или же у ребёнка может быть коробка беспокойств, чтобы он записывал все свои беспокойства и запирал их в коробку.

Установление рутины

Дети с аутизмом очень хорошо реагируют на жесткую рутину и структуру, потому что она позволяет им почувствовать безопасность и контроль. Хотя соблюдение рутины может раздражать в течение дня, если установить режим, который соответствует потребностям вашей семьи и помогает вашему ребёнку почувствовать себя спокойнее, может быть крайне полезно. Чтобы сделать это максимально эффективно, нужно тщательно проанализировать режим, которому следует ваша семья на данный момент. Следует принять во внимание следующее:

— Возможно ли ужинать в одно и то же время каждый вечер?

— Вы уже это делаете?

— Это происходит поздно вечером или довольно рано?

— Возможно ли, чтобы ребёнок с аутизмом принимал ванну в одно и то же время каждый вечер?

— Есть ли в режиме вашего ребёнка что-то, что можно делать только дома? Это может быть игра на шведской стенке или собственное пространство для тайм-аута по вечерам.

В конечном итоге, рутина должна быть максимально простой, но с заложенной в ней возможностью для гибкости. Это значит, что если вы уедете, если уедет ребёнок, то основной режим всё равно можно сохранить. Вы можете попробовать что-то вроде:

— 19.00: тихое время

— 19.15: напиток и кусочек фрукта

— 20.25: почистить зубы

— 20.30: время ложиться спать/сон

В конце концов, какой бы режим вы не выбрали, это должно быть что-то комфортное для всей вашей семьи. Изменение паттерна сна ребёнка может занять несколько недель. Лучше всего презентовать ребёнку новый распорядок визуально, используя список дел с указанием времени, чтобы ребёнок всегда мог понять, чего ожидать, включая подъём утром. Если необходимо изменить рутину, то это также надо объяснить визуально. Возможно, что расписание вашего ребёнка нужно сделать более детальным, чтобы ребёнок с абсолютной точностью знал, что когда нужно ложиться спать, то нужно — задернуть шторы, залезть под одеяло, выключить свет, лечь, накрыть себя одеялом.

Возможно, стоит выделить отдельное время, чтобы подготовить ребёнка к следующему дню и его расписанию. Это может включать сбор портфеля в школу или составление подробного списка/расписания того, что нужно сделать в течение завтрашнего дня.

Как сделать сон более комфортным

Сон в описании Донны Уилльямс звучит как что-то крайне дискомфортное. Если таков опыт вашего ребёнка, то неудивительно, если он выглядит взволнованным, когда приходит время ложиться спать. Однако можно работать над страхами ребёнка, чтобы помочь ему.

Некоторые дети очень чувствительны к свету, поэтому даже очень тусклый свет не даст им заснуть. Можно использовать очень толстые шторы, которые заблокируют максимум света в комнате ребёнка.

Аналогично, некоторые родители обнаружили, что их дети могут проснуться даже от незначительного шума ночью. Помимо общих советов, вроде толстого ковра в комнате и плотного закрывания дверей, некоторые родители пробуют более специфический подход. Одна семья обнаружила, что когда их ребёнок с аутизмом ложится в постель, то она просыпается от звука одежды, когда люди переодеваются в соседней комнате. Чтобы решить эту проблему они отодвинули ее кровать к другой стене комнаты и построили полки и шкафы у стены между двумя комнатами, чтобы они блокировали шум. Иногда даже звука включенного компьютера достаточно, чтобы помешать сну. Можно использовать беруши или музыкальные наушники, чтобы блокировать шум, если ребёнку комфортно носить их.

Чувствительность к прикосновениям чрезвычайно часто встречается при аутизме. Некоторые дети воспринимают определенные виды прикосновений как физическую боль. Темпл Грандин (женщина с аутизмом) описывает, что она была неспособна заснуть, если одна ее нога прикасалась к другой, и поэтому она всегда надевала штаны от пижамы, даже в самую жаркую погоду. Ярлыки на одежде для сна и некоторые виды ткани также могут вызывать дискомфорт. Некоторые дети хорошо реагируют на утяжеленное одеяло, которое можно сделать самостоятельно. Например, можно сшить лоскутное одеяло с кармашками, которые наполняются зерном вместо ваты. Давление одеяла может успокаивать и работать по такому же принципу, что и «сжимающая машина», которую изобрела Темпл Грандин, чтобы научиться переносить прикосновения.

Также стоит подумать, могут ли запахи в комнате, с улицы или соседних помещений повлиять на людей с обостренным обонянием.

Обстановку в комнате тоже нужно сделать максимально комфортной. Хотя некоторых детей успокаивает, если вокруг них много их вещей, других это может только отвлекать. Даже цвета комнаты или картины на стене могут беспокоить сон.

Объяснение сна

Как уже упоминалось выше, детям часто трудно понять потребность во сне. Ниже приведена социальная история (разработанная Кэрол Грей), предназначенная для объяснения сна. Пожалуйста, посмотрите дополнительную информацию по социальным историям и комиксам для дополнительных деталей. Визуальная поддержка, например, таблицы, может использоваться для объяснения сна, как и детские книги, содержащие биологическое обоснование потребности во сне.

Вот пример социальной истории Кэрол Грей (из книги «Мои социальные истории», 2002 год):

Что значит, когда люди говорят «Пора ложиться спать»?

Все люди спят. Большинство людей спят по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Они просыпаются каждое утро.

Я сплю в кровати. Обычно мама или папа говорит «Пора в кровать». Это значит, что нужно лечь в кровать и заснуть.

Лекарственные препараты

Медицинские вмешательства в норме считаются последним средством лечения нарушений сна у детей, поскольку они могут вызывать зависимость, и они не лечат исходную причину проблемы. Общее правило – лучше минимизировать применение препаратов ребёнком, но в некоторых случаях следует иметь под рукой мягкое седативное средство. Например, если вы отправляетесь в поездку и боитесь проблем со сменой часовых поясов, или вы боитесь, что из-за плохого сна сильно страдает общее здоровье ребёнка. Большинство врачей готовы назначить препараты в подобных обстоятельствах.

Некоторые родители также обнаружили, что если применять лекарства в тандеме с поведенческим подходом, то это может восстановить хороший паттерн сна. Такая комбинация критически важна, потому что без поведенческого вмешательства, как только ребёнок прекратит прием лекарства, он, скорее всего, вернется к старому паттерну сна.

Распространенные проблемы и возможные стратегии

Дэвид Брамбл – психиатр-консультант, который работает с организацией CAMHS и специализируется на психическом здоровье детей с нарушениями обучения. Он длительное время интересовался проблемами детей со сном и работал с детьми с аутизмом и их семьями. Он предполагает, что можно попробовать следующие стратегии при следующих проблемах со сном:

Дети, которые настаивают на присутствии родителей

1. Ложитесь рядом с ребёнком на кровать в течение трёх ночей

2. Ложитесь на матрас рядом с кроватью в течение трёх ночей

3. Перекладывайте матрас ближе к двери в течение трёх ночей

4. Садитесь на стул у двери в спальню при открытой двери в течение трёх ночей

5. Садитесь за дверью, но так, чтобы ребёнок мог вас видеть, в течение трёх ночей

6. Садитесь за дверью, но так, чтобы ребёнок не мог вас видеть, в течение трёх ночей

7. Садитесь за закрытой дверью в спальню в течение трёх ночей

Можно также использовать социальные истории, чтобы уверить вашего ребёнка в том, что он в безопасности, когда он спит, или когда он один в кровати.

Пробуждение ночью

Пробуждение по расписанию:

1. С помощью дневника сна посмотрите, когда ребёнок просыпается ночью

2. Поставьте будильник на 30 минут до этого

3. Разбудите ребёнка и позвольте ему обратно заснуть

4. Если ребёнок не засыпает, попробуйте следующей ночью разбудить его за 45 минут, и экспериментируйте, пока не найдете оптимальное время.

Чтобы ребёнок был сонным, когда приходит время спать

1. С помощью дневника сна посмотрите среднее количество часов сна за ночь

2. Подсчитайте 90% от этого времени, и сделайте это новым временем для сна (отложите время ложиться спать и/или пробуждение), однако никогда не ограничивайте сон меньше пяти часов

3. Если ребёнок лежит без сна, отведите его в другую комнату и займите чем-нибудь

4. Избегайте сна днем/чрезмерного сна на выходных

5. Через неделю начинайте увеличивать время сна в расписании на 15 минут за раз – продолжайте это, пока желательная схема сна не будет достигнута.

Ни одно из этих предложений не гарантирует успеха. Вы можете комбинировать некоторые из них, чтобы добиться максимальной эффективности. Наблюдение за сном ребёнка с помощью дневника сна, скорее всего, поможет вам лучше понять, что вызывает проблемы ребёнка со сном и выбрать наилучшее решение. Если вы воспользуетесь каким-либо предложением, то проблема может ухудшиться, прежде чем ситуация станет лучше. Тем не менее, важно последовательно придерживаться выбранного метода. Также важно награждать и хвалить ребёнка за улучшение сна ночью, чтобы обеспечить положительное подкрепление.

Высыпаться самим

Специалисты нередко предлагают спать тогда же, когда спит ребёнок. Однако любой человек, который заботится о ребёнке с нарушением сна, знает, насколько это тяжело в реальности. Мы не можем включать и выключать наш организм как лампочку. К тому моменту, когда вы, наконец, успокоите вашего ребёнка, чтобы лечь спать самим, вы можете оказаться слишком перевозбуждёнными, чтобы заснуть. Ваш ребёнок может засыпать в неудобное для вас время, и если в семье есть другие дети, то они могут потребовать вашего внимания, когда ребёнок с аутизмом заснет.

Очень важно проявлять настойчивость в вашей потребности во сне. Депривация сна – чрезвычайно опасное состояние (например, засыпание за рулем является причиной 20% дорожных аварий) и может негативно отразиться на вашем здоровье и психическом благополучии. Таким образом, полноценный ночной сон крайне важен, но иногда это проще сказать, чем сделать.

Обеспечение безопасности

Если комната вашего ребёнка безопасна, то это улучшит и ваш личный сон. Если вы заснете, зная, что ничто не повредит вашему ребёнку, если он проснется, то вы уже увеличили ваши шансы на то, что вас не побеспокоят.

В книге «Руководство по выживанию для родителей» Эрик Шоплер цитирует нескольких родителей, которые подошли к этому вопросу творчески. Один родитель установил двойную дверь на спальню ребёнка. Если вечером ребёнок ложился в кровать, но не спал, то родители оставляли верхнюю часть двери открытой, а нижнюю – закрытой.

Ребёнок оставался в комнате, но мог легко позвать родителей. А значит, родители могли расслабиться вечером, прежде чем идти в кровать, могли проверить ребёнка, не беспокоя его, и могли быстро среагировать в чрезвычайной ситуации.

Мой ребёнок спит слишком много

Если вы начнете вести дневник сна, то вы можете обнаружить, что ваш ребёнок не столько спит слишком много, сколько в неподходящее время, например, спит по утрам или не хочет вылезать из кровати на выходных. Тем не менее, вы также можете обнаружить, что ваш ребёнок действительно спит дольше, чем можно ожидать. Такое состояние называет гиперсомния.

Было крайне мало исследований причин гиперсомнии или того, как она может повлиять на детей с особыми потребностями. Медицинское лечение данного расстройство ограничивается стимуляторами, такими как Риталин, что не всегда эффективно. Мы рекомендуем поговорить с вашим врачом и попросить совета или направления к педиатру, у которого есть опыт работы с детьми аутичного спектра.

Тем не менее, в случае детей с аутизмом могут быть другие причины, по которым кажется, что они спят слишком много. Например, возможно, ребёнка трудно вытащить из кровати, но на самом деле он не спит. Возможно, кровать или спальня – это место, где ребёнок может расслабиться, или она вызывает приятные ассоциации. Всем нам временами не хочется вылезать из кровати. Тем не менее, детям с аутизмом может не хватать мотивации это сделать. Потенциальные подходы, которые вы можете использовать с таким ребёнком, похожи на подходы к детям, которые спят слишком мало:

— Постарайтесь сделать пробуждение максимально мягким и релаксирующим. Одна семья начала будить сына, посылая к нему в спальню кошку. Это означало, что сын будет вставать в хорошем настроении. Можно делать то же самое с любимой игрушкой ребёнка или куклами на руку.

— Попробуйте включать мягкую музыку, когда ваш ребёнок просыпается.

— Используйте завтрак или другую награду для мотивации.

— Каждый день придерживайтесь жесткой рутины.

Однако это неподходящие методы для детей старшего возраста и подростков, и у этих молодых людей с большой вероятностью могут быть мотивационные трудности по утрам. Возможно, особенно в случае высокофункционирующего аутизма, что они испытывают страх перед тем, что ждет их сегодня. С другой стороны, они могут страдать от депрессии, которая влияет на их мотивацию. Чрезмерный сон в этой возрастной группе может говорить о серьезных психологических проблемах, и нужно учесть эту возможность, а не просто списывать чрезмерный сон на лень. И снова, наблюдение за сном может помочь установить схемы, которые указывают на возможные проблемы.

Какие еще есть варианты?

Мы признаем, что многие предложенные подходы не подходят всем детям с аутизмом по различным причинам. Мы также признаем, что долговременное отсутствие сна может слишком плохо сказаться на родителях, чтобы эффективно внедрить программу модификации поведения, если они думают лишь о том, чтобы вернуться в кровать. По этой причине мы предложили бы постараться найти кого-нибудь для поддержки в этот период. Существует слишком мало специалистов, которые могут помочь родителям детей с аутизмом, у которых есть нарушения сна. Однако их можно попытаться найти через врача, социального работника или школу ребёнка.

Также вы можете обнаружить, что другие родители были в такой же ситуации и могут предложить вам собственные советы и опыт.