Меню

Развитие умений самооценки

Развитие способности к самооценки как условие для формирования компетенции деятельности

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования. Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Для решения заявленной задачи учителю необходимо сделать процесс обучения увлекательным и развивающим. Пока урок математики не вызывает потребности к знаниям, пока ребенок не умеет определять границы своего знания (и незнания), а значит, ставить учебные задачи, пока он не поймет, что обнаруженный способ действия дает возможность двигаться вперед, занятия по математике не могут считаться результативными.

Учителю необходимо суметь развернуть перед младшими школьниками алгоритм обнаружения, постановки и решения учебной задачи, алгоритм, делающий изучение математики осмысленным.

Очевидно, что овладеть таким алгоритмом можно только при условии постоянного анализа собственных действий. Поэтому формирование критичности, рефлексивности и способности к самоконтролю и самооценки в ходе решения конкретных задач становится одним из главных ориентиров в работе учителя. Методические материалы, подобранные учителем на урок, позволяют конструировать во время урока различные ситуации, направленные на развитие способности контролировать свои действия, т.е. правильность следования алгоритму, и оценивать полученный результат. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно ставить и решать учебные задачи.

Одной из главных задач для достижения этой цели является формирование умения обнаруживать причину своей ошибки. Это умение предполагает анализ того, на каком именно этапе решения учебной задачи была допущена ошибка. Фактически задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, т.е. обнаруживать те действия, которые не были совершены при решении учебной задачи или были совершены неверно, т.е. проводить рефлексию собственных действий, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1. Сущность, основные функции самооценки и самоконтроля

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика.

Режим обучения обеспечивается не только в условиях внешней мотивационной деятельности.

Организация обучения на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке. Это не означает, что ученик сам себе выставляет балл, да еще заносит его в журнал или в дневник. Для понимания механизма саморегуляции необходимо, прежде всего, разобраться в терминологии: развести понятия: “контроль”, “оценка”, “отметка”.

Контроль – процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедура, обеспечивающая обратную связь.

Самоконтроль – самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение.

Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.

Основные функции самооценки:

— констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

— мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

— проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

2. Процедура введения самооценки и самоконтроля в педагогический процесс.

Большую роль в усвоении школьниками знаний играют учебные действия самоконтроля и самооценки, Самоконтроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Самоконтроль позволяет обучающемуся, менее операциональный состав действий, выявить связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому самоконтроль обеспечивает нужную полноту операционального состава действий и правильность их выполнения. Выполнение действий самоконтроля и самооценки предполагает, что обучающийся обращает внимание на содержание собственных действий, рассмотрение их оснований с точки зрения требуемого задачей результата. Такое рассмотрение детьми оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием их построения и изменения.

Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умением решать задачи, принятым нормам и образцам, на выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, а также на сформированность приемов взаимоконтроля и потребности в самоконтроле.

Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами, — конкретно – данными или существующими в сознании.

По мере усвоения любого учебного действия, которое начинается с того момента, как выделен образец действия, обучающийся многократно возвращается к образу, сопоставляет с ним свои действия, анализирует их, корректирует как сами действия, так и представления о них. Образец же, с которым школьник сопоставляет совершаемые им действия, может быть представлен как во внешнем, так и во внутреннем плане: в данном случае это может быть памятка, содержащая запись последовательности действий при решении текстовых задач, или запечатленный памятью образ действий учителя.

Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой учебных действий является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.

В работе по формированию действий самоконтроля у младших школьников следует придерживаться принципа преемственности в обучении.

Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют задания в игровой форме: “Сделай как у меня”, “Сделай так же”, “Сложи такую же фигуру”, “Подбери подходящий по форме”, “Найди различия” и другие, способствующие развитию устойчивости, концентрации внимания, на сравниваемых предметах, развитию произвольности их деятельности и формированию самоконтроля. Такая игровая практика полезна и младшим школьникам в целях отработки действий самоконтроля во внешнем плане.

Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащихся своих действий.

Развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценки, что поможет исключить взаимонепонимания между учителем и обучающимся.

Особое внимание уделяется работе по воспитанию у обучающихся реалистического уровня притязаний, навыкам самоконтроля.

Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель.

Процедура самооценки включает в себя:

1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

3. Приемы самоконтроля.

Задача 1. (3 класс)

Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа?

После самостоятельного решения задачи ученик получает контрольную карточку с записью полного решения задачи:

Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом. В случае если не совпадает с образцом, ученик еще раз возвращается к условию задачи, анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях.

Обучающиеся, затрудняющиеся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе с условием получают карточку, на которой записана схема решения задачи:

Такой образец помогает ученику спланировать последовательность своих действий, способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий.

Задача 2 (3 класс)

В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов в вазе?

Вместе с задачей ученик получает карточку, на которой записано 2 варианта решения, одно из которых неверно:

Для выбора правильного решения ученику необходимо провести анализ предложенных вариантов решения в плане установления соответствия арифметических действий характеру отношений между данными задачи.

Задача 3 (1 класс)

Читайте так же:  Как расстаться с парнем по телефону

Девочка купила 8 конфет, а мальчик 5 таких же конфет. Какой из вопросов можно поставить к условию задачи?

1. Сколько всего конфет купили дети?

2. На сколько больше конфет купил мальчик, чем девочка?

3. Сколько стоит 1 конфета?

Задание на выбор правильного вопроса к условию способствуют формированию самоконтроля на этапе анализа условий задачи.

Задача 4 (2 класс)

1) В вазе 10 роз, во второй вазе на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?

2) В двух вазах 10 роз. В первой вазе 4 розы. Сколько роз во второй вазе?

Статья по технологии по теме:
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ

Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении. Именно поэтому одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребёнком образовательного процесса как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из важнейших путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.

Предварительный просмотр:

АВГУСТ 2000 Г. СШ № 16

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ

САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ

Образовательный процесс должен быть направлен на согласование двух разнонаправленных источников знаний: обучения и учения.

Обучение задаётся учителем в виде законов, правил, приёмов действий, поведения, обязательных для всех.

Учение – есть особая индивидуальная деятельность ученика по овладению социокультурными нормами познания. Оно опирается, прежде всего, на субъективный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и в процессе индивидуальной жизнедеятельности, источники и условия которой у каждого свои. Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении. Именно поэтому одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребёнком образовательного процесса как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из важнейших путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.

Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения. При этом могут быть выделены два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль.

При аффективном самоконтроле человек акцентирует внимание на своих эмоциональных процессах и побуждениях (чувствах, желаниях).

Предметом когнитивного самоконтроля являются собственные представления и мысли.

Поэтому проектирование работы учителя должно быть направлено на формирование у школьников специальных навыков самоконтроля. Такая работа начинается, как только ребята приступают к изучению предмета. Вначале у девочек невысокий уровень самоконтроля, т.к. у них слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Следовательно, побуждение их к самоконтролю важно вводить на всех этапах самостоятельной работы. Прежде всего, учащихся надо обучить предварительному самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания. Он необходим для того, чтобы убедиться в верном понимании учебной задачи, требований учителя. Ученику необходимо подсказать чего он должен достичь по окончании работы (образец эталон, пример оформления лабораторной или практической работы), предупредить наиболее встречающиеся ошибки (верно-неверно, примеры – так не надо)

На исполнительском этапе самостоятельной деятельности следует поощрять и провоцировать текущий самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются промежуточный контроль в технологических и инструкционных картах типа: проверьте ширину шва, расстояние между строчками, аккуратность влажно-тепловой обработки и т.д.

На заключительный самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определённого вида деятельности, после самостоятельной работы. Например:

Критерии оценки качества выполнения стачного шва:

— расстояние от среза до строчки стачивания 10-15 мм. 2балла

— ровность строчки стачивания + 1 мм. 2балла

— качество строчки (равномерность натяжения нитей, 2балла

пропуски, обрыв нитей)

— качество в.т.о. 1балл

— наличие и качество закрепок 1балл

Пример второй: даётся тест для контроля знаний, затем самопроверка своих ответов по таблице учителя.

Любой вид деятельности на уроке можно использовать для обучения детей самоконтролю, самооценке и самоанализу. Убедимся в этом на нескольких примерах.

Рефлексия в конце урока, темы, выполнения творческой работы.

— какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

— при изучении материала ты помогал другим или помогали тебе?

-что вызвало наибольшую трудность?

— как ты оцениваешь полученные сегодня знания? И т.д.

2. При презентации творческих заданий, творческих проектов используется «лестница успеха», ученики располагают свои работы на лестнице трёх уровней, затем в процессе взаимного рецензирования и соотнесения личных результатов с результатами группы помогает формировать адекватную самооценку, т.е. изделие может подняться или опуститься по лестнице успеха.

3. Ещё одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки, как развивающей функции (умение сотрудничать друг с другом, контролировать свои действия, оценивать достигнутый результат деятельности). Для этих целей из числа наиболее подготовленных учеников выделяются консультанты, мастера, помощники.

Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает, как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то наиболее важное значение имеет формирование у школьников контрольно-оценочных способностей. Обучая школьников самостоятельному оцениванию, необходимо познакомить их с многообразием функций оценки:

— определение актуального уровня знаний и его соответствие учебным требованиям,

— непосредственная информация о личном успехе в данной ситуации (сравнение с собой вчерашним, а не с общим успехом),

— выбор оптимального пути решения поставленной задачи.

Учителю следует стремиться к постепенному формированию у учеников потребности и привычки к самоконтролю, самооценке. Самооценка, как мнение о себе, выступает в качестве своеобразной точки отсчёта, ориентируясь на которую человек воспринимает и оценивает всё то, что происходит вокруг него. Кроме этого, способность к самооценке опирается на потребность ребёнка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат.

Из опыта работы.

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа – дело ни одного дня. Это кропотливая работа, которую необходимо начинать уже в 5 классе. Задача учителя на данный момент – не пр.

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка.

Статья о формировании навыков самоконтроля и самооценки.

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Младший школьный возраст является важным возрастным этапом в формировании самооценки. Именно в этот период ученик впервые включается в социально значимую деятельность, в широкие контексты общения, процесс самопознания.

С точки зрения психологии самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности личности человека. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и результате учебной деятельности. Ученики с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу с целью исправления ошибок. Они заранее уверены в отрицательном результате. Ученики с завышенной самооценкой, убежденные в безошибочности своей деятельности, также не проверяют работу, стремятся быстрее сдать её учителю.

Процедура самооценки, выполняемой школьником, может состояться только в том случае, если её предусматривает и педагогически организует учитель, который разрабатывает для каждого конкретного случая чёткие эталоны оценивания, создаёт необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов, поддерживает учащихся при составлении ими собственной программы на следующий этап деятельности с учётом полученных результатов.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Оценочные действия, осуществляемые на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают учащимся возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель должен регулярно задавать вопросы: «Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?» Дети охотно отвечают на них, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения (иногда сами, а иногда с помощью учителя).

Для формирования у младших школьников самооценки можно выделить следующие приёмы:

«Волшебные линеечки» – оценочные шкалы (отрезка), которые дети чертят рядом с работой и ставят крестик: вверху, если работа выполнена полностью, внизу – если работа не соответствует критерию. Критерии оценивания могут быть разными: правильность, аккуратность, старательность и др. Учитель рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя её.

«Лесенка» (работа ведется аналогично предыдущему приему).

«Зашифрованный рисунок». На листочках словарные слова (транскрипции). Во время словарного диктанта ученик закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

«Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определённой буквы.

«Разноцветные поправки». Суть приёма состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Работы собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другим цветом. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.

Читайте так же:  Как увести парня если у него есть девушка

«Карточка успеха». Ученики на листочках ставят «+» разного цвета: зелёный (справился с заданием), жёлтый (справился, но требовалась помощь), красный (не справился с заданием). Заданий может быть несколько. В конце урока учитель говорит: «Встаньте те, у кого все «+» зелёные.

«Цветная оценка». Внизу работы ученик рисует два круга. Оценив свою работу, он закрашивает один круг, другой круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

«Кто сможет?» учитель даёт задание, например, составить предложение по предложенной схеме, и спрашивает: «Кто сможет?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руки. Один у доски, остальные на месте. Коллективная проверка. Ученик отвечает на вопрос: «Ты справился с заданием?» Так происходит сравнение уровня притязаний учащихся с их возможностями.

«Обоснованный отказ» позволяет развивать умение обнаруживать границу своих знаний, а также умение обнаруживать задания с недостающими данными в условии.

«Взаимооценка» предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре. Другой вариант взаимооценки: сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывая свою оценку, указывает на недостатки.

Выделение средств развития самооценки может быть проведено лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимосвязью. Можно использовать массу других приёмов самооценки: шифровки, цепочки, раскраски, кроссворды, пазлы, упражнения на восстановление оригинала и др. В таких заданиях предлагается эталон, с которым происходит сравнение выполненного действия.

Таким образом, описанные приёмы развития навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребёнка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации.

Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Просмотр содержимого документа
«Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.»

Булавинцева Елена Александровна

учитель начальных классов,

Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

А. Н. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Так что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения.

Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Формирование адекватной самооценки — важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего — ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно — помочь ребенку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.

Процесс формирования самоконтроля младшего школьника зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники на начальном этапе могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Вторые, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи, тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Самооценка школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности.

Поощряемые и подбадриваемые учителем, дети с низкой самооценкой постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

умение перед началом работы спланировать ее;

умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;

умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;

умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Данные показатели формируются у каждого ученика индивидуально.

Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает еѐ со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребѐнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неѐ совершенно другими глазами, он начинает еѐ видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Читайте так же:  Девушки перестают со мной общаться

Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке мы обсуждаем чему они научатся, и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока я показываю учащимся, насколько достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.

Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Инструменты (методики) формирующие оценивание:

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1.Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

-красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

— жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

— зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

2. Светофор, другой вариант той же методики, даѐт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

«Солнышко улыбается» — Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.

«Солнышко серьезное» — Я СТАРАЛСЯ.

«Тяжелые тучи» — Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.

— позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).

5. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (диагностическая методика)

6. «Карточка самовнушения»

«Красный цвет» — цвет активности;

«Белый цвет» — цвет успеха;

«Синий цвет» – цвет стойкости, силы воли.

Я считаю, что данную методику эффективнее использовать в конце урока.

Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещѐ один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.

7.Линеечки, пятиуровневая шкала

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.

8. Методика «Радуга»

Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.

9.Методика «Древо творчества».

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».

9. Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников может использоваться методика Н.Г. Лускановой .

Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке или в начале и конце недели.

С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах.

12. «Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием. Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках. Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

— осознанное восприятие учащимися учебного материала,

— понимание границ своих знаний;

— в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

— уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

-умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я»;

— повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

Также, я хочу предложить вашему вниманию результаты диагностики уровня самооценки учащихся моего класса. Для исследования самооценки первоклассников я использовала экспериментальную процедуру, предложенную французским психиатром Де Греефе. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки.