Меню

Развитие теории физического воспитания ребёнка

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения., проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.

Изучить научно методическую литературу по теме исследования.

Дать характеристику средствам и методам физического воспитания детям дошкольного возраста.

Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных ниже понятий.

Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопленных в процессе общественно исторической практики.

К материальным ценностям относятся: спортивные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны и др.), инвентарь, (специальная одежда, обувь и др.). К духовным ценностям принадлежат: наука, произведения искусства. Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучением движением, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий. Таким образом, физическое воспитания — это наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека в течение индивидуальной жизни. Физическая подготовка — прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Физическая подготовленность — это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств. Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека.

При обучении движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела. Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и силу этого более результативным. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до семи лет)

Физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. В соответствие с этим теория физического воспитания детей раннего возраста познает общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всею воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности. Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков.

Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста, познавая закономерности развития ребенка, выделяя и обосновывая все самое существенное, содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе национального воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности. И, как уже было выше сказано, физическое воспитания является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, т. к. организованные физкультурные занятия в яслях, детских садиках и семьях улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста осуществляется единая цель — подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности. Также, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно — волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста.

Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются:

укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

-формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

формирований широкого круга игровых действий;

развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

-содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

Таким образом, главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма

Кенеман А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1978. — 272с.

Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. — М., 1981.-160с.

Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М., 2000. — 480с.

Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. — М ., 1991.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М., 1986.

Основные понятия теории физического воспитания

Столичный учебный центр
г. Москва

Основные понятия теории физического воспитания

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность — уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка — профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения — движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность — движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

2. Развитие теории ВФ ребенка.

ТФВ изучает цель, задачи, принципы, формы, средства ФВ; показывает связь ФВ с другими науками, другими видами воспитания (умственное, нравственное); раскрывает принципы и методы обучения физ.упражнениям; уделяет внимание формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, различных форм планирования, различных форм занятий; выявляет специфику ФВ детей дошкольного, школьного, подросткового и т.д. возраста и пожилых людей.

Связь ТФВ с другими науками

ТФВ связана с естественными, общественными и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.). ЕН составляют естественнонаучную основу ТФВ. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Биомеханика позволяет изучить технику физ.упр., оценивать качества их выполнения, намечать методы исправления ошибок и достижения наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Биохимия – науки, изучающая химические процессы в организме человека, в частности в мышцах под влиянием физ.упр. позволяя совершенствовать методику их проведения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические особенности человека, что способствует правильному подбору методов и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Вывод: ТФВ тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

Читайте так же:  План работы с семьями детей инвалидов

Из истории развития ТФВ

До 1917 г. физ.упр. занимались привилегированные слои общества. Для осуществления ФВ использовалась зарубежная система (Сокольская гимнастика, немецкий турнеп, шведская гимнастика и др.). отечественная система физ.образован. была разработана Петром Федоровичем Лесгафтом. Однако поддержки правительства не пользовалась. После 1917 г. организовываются самодеятельные кружки. 1923 г. создается высший совет физкультуры. 1929 г. – определены теоретические организационные методики и научно-исследовательский институт физической культуры, который способствовал совершенствованию ФВ. В разработанной системе ФВДДВ участвовали группы ученых и методистов. Вопросами занимались Е.Г. Леви-гориневская, М.Н. Конторович, А.И.Быкова, Н.А. Медлов, Л.И. Михайлова. 1950-1960 гг.. Быкова, Леви-Гориневская, Хухлоева и др. проводили исследования обучения детей физ.упр. методике проведения подвижных игр. 1960 г. организован НИИ дошкольного воспитания. Его сотрудники М.И. Кистяковская, Асокина, Тимофеева и др. разработали новую программу ФВ в детском саду «Пособие для воспитателя». В настоящее время вопросами ФВ занимается Шебеко, Глазырина, Шишкина.

Научные основы ФВДДВ

ТФВДДВ – наука об общих закономерностях ФВ ребенка. методической основой теории является учение К.Д. Ушинского, П.Ф. Лезгафта, Гориневского, Аркина.

ТФВДДВ имеет общий предмет изучения с общей теорией ФВ, вместе с тем специализируется на изучении закономерностей физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до 7 лет). А значит, теория познает общественные закономерности управлением развития ребенка в процессе воспитания и обучения. Изучение особенно каждого возрастного периода, обобщение научных данных и практический опыт определяют задачи ФВ, раскрывают их сущность, определяют наиболее действенные ср-ва и методы целесообразной формы организации всего процесса ФВ. Важной задачей ФВДДВ является формирование здорового, крепкого, закаленного жизнерадостного и инициативного ребенка, хорошо владеющего собственными движениями, любящего физ.упр., самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и активной творческой деятельности в последующие годы. На основании результатов научных исследований ТФВДДВ учитывает психофизические возможности детей раннего и дошкольного возраста.

3. Методы исследования в теории физического воспитания.

Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.

В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук — ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности — секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.

В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.

Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка се результатов.

Анкета как метод исследования

В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов.

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.

4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

5. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

Теория и практика физического воспитания детей в семье Атаев Абдулла Кадырович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Атаев Абдулла Кадырович. Теория и практика физического воспитания детей в семье : ил РГБ ОД 71:85-13/14

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЙ ДЕТЕЙ 18

Классики марксизма-ленинизма о физической культуре и физическом воспитании 18

Читайте так же:  Можно ли давать детям настойку прополиса на спирту

Проблема физического воспитания детей в семье, в трудах педагогов прошлого и в современной педагогической науке 28

Роль семьи в йизическом воспитании детей и его особенности на современном этапе 52

ГЛАВА П. УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 7?

2.1. Региональные особенности Узбекистана и их
влияние на развитие физической культуры и

2.2. Факторы, определяющие содержание и формы
физического воспитания детей в семье. 97

ГЛАВА Ш. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ КАК
СРЕДСТВО ИХ ТРУДОВОГО, НРАВСТВЕННОГО И
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 113

Связь между всеми сторонами коммунистического воспитания как необходимое условие его эффективности 113

Связь физического воспитания с трудовым 117

Связь физического воспитания с нравственным 127

3.4. Связь физического воспитания с эстетическим 148

ЖВА 1У. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 157

задачи физического воспитания детей в семье 157

Структура системы физического воспитания детей

стр.
в семье 163

4.3. Содержание основных компонентов системы и условия

проведения физического воспитания детей в семье. 168

а/ Режим дня и его значение в жизни семьи 168

б/ Роль общей и личной гигиены 177

в/ Здоровый быт семьи 179

г/ Основные вопросы закаливания 180

д/ Узбекская семейная «тропа здоровья» 192

е/ Комплексы ежедневной гигиенической гимнастики 202

ж/ Общеразвивающие упражнения 231

з/ Подвижные игры 235

и/ Туризм и семейные походы 240

к/ Роль спорта в физическом воспитании детей 244

л/ Роль и значение национальных видов спорта в физиче
ском воспитании детей в семье 248

м/ Место и роль теоретической подготовки 252

н/ Повышение педагогической культуры родителей 255

о/ Спортивный инвентарь и снаряды для занятий физиче
скими упражнениями в семье 258

4.4. Методика определения физической подготовлен
ности и физического развития детей в семье 258

Задачи методики 258

Требования к приборам 259

Методика определения быстроты действий 261

Методика определения ловкости 262

Методика определения силы и скоростно-силовых способностей детей 262

5. Методика оценки гибкости 264

?. Методика оценки устойчивого равновесия 264

Методика определения выносливости 265

Оценка физического развития детей 265

ГЛАВА У. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И Ма ОБСУЖДЕНИЕ 268

5.1. Определение критериев воспитанности, развития детей

и организация педагогического эксперимента 268

Предварительный педагогический эксперимент и его результаты 276

Поисковый педагогический эксперимент и его результаты 277

Основной педагогический эксперимент и его результаты 283

Констатирующий эксперимент в семьях курашистов 297

Результаты физической подготовленности детей по тестам, определяющим сдвиги в развитии основных двигательных качеств, до и после завершения педагогического эксперимента 299

Введение к работе

Актуальность проблемы. Важнейшей социальной задачей общества развитого социализма на современном этапе является воспитание человека, гармонически сочетающего в себе нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство. В решении этой исторической задачи важная роль принадлежит физическому воспитанию подрастающих поколений, ибо оно обеспечивает им здоровье, гармоническое развитие и физическое совершенство. Здоровье будущих строителей коммунизма является величайшей социальной ценностью: от него зависят успехи коммунистического строительства, демографическое воспроизводство здоровых будущих поколений. Кроме того, правильное физическое воспитание детей способствует их нравственному и эстетическому развитию, появлению у них трудовых навыков, формированию высокой гражданской позиции. Все это обусловливает необходимость глубокого, всестороннего решения проблемы физического воспитания детей на современном этапе. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось: «Забота о здоровье детей неотделима от развития физической культуры и спорта. Московская Олимпиада наглядно показала замечательные достижения советских спортсменов. Однако нас всегда интересовали не только спортивные вершины, а прежде всего массовость физкультуры и спорта. Успехи в этом деле очевидны. Но все же для большинства людей спорт остается пока лишь зрелищем. Такое положение надо исправлять. Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения и особенно детей» /29, с.61/.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» намечены конкретные задачи в области физического воспитания:

«Всемерно развивать и совершенствовать организацию отдыха и лечения родителей с детьми . Активно развивать массовую физкультуру и спорт, способствовать более широкому внедрению их в повсед-

невный быт советских людей. Усилить физкультурную и спортивную работу среди детей и молодежи. Эффективнее использовать спортивные сооружения» /29, с.183/. Это указание партии выдвигает перед педагогической наукой ряд серьезных задач, требующих творческого поиска и нестандартных решений различных аспектов физического вое питания.

На основе глубокого анализа состояния физической культуры и спорта в стране ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли в сентябре 1981 года постановление «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», в котором разработаны конкретные меры по дальнейшему совершенствованию физического воспитания детей и молодежи, приобщению широких народных масс к физкультурному движению. В частности, в постановлении отмечается необходимость научных исследований по проблемам массовости физической культуры и внедрения в практику результатов исследований /29, с.183/.

Это постановление обусловливает острую актуальность проблемы физического воспитания детей в семье, ибо ее успешное решение является одним из путей повышения массовости физкультуры и спорта. Семья, являясь первичной ячейкой общества, имеет поистине неисчерпаемые возможности для воспитания. Здесь дети проводят не только значительную часть времени, но и получают первые в своей жизни уроки, учатся человеческому общению, воспринимают понятия о добре и зле. Влияние семьи на формирование характера, нравственности,гражданственное ти совершенно бесспорно и доказано теорией и практикой, самой жизнью. Велика роль семьи и в физическом развитии детей. В сущности именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. И это налагает на родителей величайшую нравственную ответственность за физическое развитие и здоровье детей, будущих граждан, от которых зависит будущее нашего общества.

Тем не менее многочисленные исследования и практика работы

преподавателей физкулыурк в школе свидетельствуют о том, что многие родители еще не осознали важного значения физического воспитания детей в семье и своего нравственного долга в этом вопросе. Многие дети растут слабыми, мало двигаются и почти не бывают на воздухе, имеют излишний вес. Это еще раз подтверждает необходимость создания системы физического воспитания детей в семье.

Единство усилий семьи, школы, общественности — неотъемлемое условие эффективности советской системы воспитания.

Это положение является одним из основных для научных исследований в области педагогических наук.

Вице-президент АПН СССР Хрипкова А.Г. /1974/ указывает, что воспитание детей — дело чрезвычайно ответственное, и успех его во многом зависит от того, насколько согласованно будут работать все звенья — школа, семья, общественность. Оказать в этой согласованной работе содействие, помощь — одна из основных задач представителей педагогической науки.

Анализ литературы показывает, что изучению вопросов содержания, форм и методов физического воспитания детей, студентов и взрослых посвящено огромное количество научных работ /Н.Г.Озолин, В.П.Филин, М.В.Антропова, К.Х.Грантынь, Г.Ф.Шитикова, З.И.Кузнецова, Л.Е.Любомирский и многие др./. Что же касается проблемы физического воспитания детей в семье, то она до сих пор остается недостаточно изученной.

Имеющиеся литературные источники /Е.И.Янкелевич, И.М.Яблонов-ский, В.Г.Яковлев, И.А.Крячко, 1973; Б.В.Сермеев, В.Р.Николаев, 1979 и др./ посвящены лишь отдельным вопросам физического воспитания детей в семье.

В частности, авторы в своих работах описывают различные формы занятий физическими упражнениями детей в семье /утренняя гимнастика, физкультминутки, игры, спортивные соревнования и др./.

Недостаточно изученными’ остаются содержание, формы и методы физического воспитания, различные режимы двигательной активности детей, объем и интенсивность физических нагрузок, особенности при’ менения средств и методов физического воспитания детей в семье с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физического развития и др. Все эти вопросы нуждаются в экспериментальном обосновании и совершенствовании.

Необходимым условием нормального развития ребенка является преемственность физического воспитания детей в семье и школе. Однако этой проблеме до сих пор не уделялось внимание, не изучалось влияние различных по содержанию форм двигательной активности детей на формирование их способностей, физическое развитие, работоспособность и достижение физического совершенства.

Совершенствование содержания, форм и методов физического воспитания молодежи в процессе учебных занятий в школе и в семье будет способствовать гармоническому развитию подрастающего поколения, укреплению его здоровья, всестороннему физическому развитию, подготовке к труду и защите Родины. Заботиться о воспитании детей, готовить их к общественнополезному труду, растить достойными членами социалистического общества обязывает родителей новая Конституция СССР.

Физическое воспитание является одной из важных сторон коммунистического воспитания, так как оно связано с формированием нравственного и гражданского облика человека.

Научно доказано, что дети ежедневно должны заниматься не менее чем полтора-два часа физическими упражнениями, играми или спортом. Однако проведенные нами наблюдения показывают, что даже в городской местности при наличии ДЮСШ и ДСШ к спорту привлечено от 20 до 25% школьников. Что касается детей в сельской местности, то тут дело обстоит гораздо хуже.

Двух занятий в неделю, предусмотренных школьной программой, совершенно недостаточно, чтобы обеспечить необходимую двигательную активность и должное физическое развитие детей. Замечено, что у школьников 13-14 лет ухудшаются некоторые показатели физической подготовленности, координация, точность и быстрота движений, скорость ответной реакции и подвижность в суставах, результаты в беге на короткие и длинные дистанции, в прыжках в длину и высоту и др. /3.И.Кузнецова, В.П.Филин, Б.В.Сермеев/. Это относится к тем юношам и девушкам, которые не посещают спортивные секции, не утруждают себя физическими упражнениями в домашних условиях.

В семьях, где родители, озабоченные здоровьем своих детей, стараются создать все условия, чтобы дети занимались спортом, отмечается хороший моральный климат, младшие стараются помогать старшим в домашнем труде, растут веселыми и жизнерадостными, во многих отношениях превосходят своих сверстников.

Имеются факты достижения высоких спортивных результатов в условиях многодетной семьи. В качестве примера можно назвать семью Юсуповых из Узбекской ССР Бухарской области Каракульского района, где в одной семье выросли 7 мастеров спорта СССР по борьбе самбо, а тренером является их отец — Юсупов Турсунбобо. Но, к сожалению, таких семей у нас пока еще мало.

На наш взгляд, одной из важных форм в деле охраны здоровья детей и подростков, развития как массовости, так и мастерства в спорте» является хорошая организация физического воспитания в семье.

В последнее время умственная нагрузка, получаемая в школе, резко возросла, а физическая осталась на прежнем уровне. Это приводит к ухудшению двигательного режима, а следовательно, создает неблагоприятные условия для физического развития. Вот почему следует уделять больше внимания физическому воспитанию в семье, в домашней обстановке и по месту жительства.

Читайте так же:  Почему дети часто болеют психосоматика

Основной причиной весьма слабой постановки физического воспитания детей в семье или его полного отсутствия является неразработанность этой проблемы в педагогике, неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания, непонимание ими его роли в развитии детей и укреплении их здоровья. Несмотря на наличие литературы по физическому воспитанию детей в семье, состояние этой проблемы в практике, в жизни вызывает вполне обоснованную тревогу, ибо физическим воспитанием родители либо вовсе не занимаются, либо ведут его эпизодически и неправильно.

В то же время в практике семейного физического воспитания накоплен некоторый положительный опыт, который нуждается в научном обобщении и практическом использовании. Существующие работы по физическому воспитанию детей в семье предназначены для родителей и содержат ценные советы и рекомендации. Но в них не учитываются условия современной жизни, связанные с научно-техническим прогрессом и интенсивным процессом акселерации детей,не отражены особенности физического воспитания детей в городских и сельских, в мало-детных и многодетных семьях. Все обстоятельства, изложенные выше, обуславливают актуальность проблемы физического воспитания детей в семье. Она обостряется еще и отсутствием монографического научного исследования, основанного на данных педагогического эксперимента.

Обьектом исследования мы избрали процесс физического воспитания детей школьного возраста, т.е. от 7 до 17 лет, в семье. Выбор именно этого возрастного диапазона обусловлен целым рядом причин. Во-первых, мы стремились ограничить объект исследования,исключив дошкольный период, что позволяет более глубоко и всесторонне изучить избранный объект, тогда как дошкольный возраст имеет свою специфику и требует специальных,глубоких исследований. Общий для всех школьников режим /посещение школы, чередование умственных и физических нагрузок/ позволяет рассматривать этот возраст как це-

лостный обьект физического воспитания.

Во-вторых, школьный возраст представляет интерес также и потому, что включает несколько возрастных групп: младшие, средние и старшие школьники. Следовательно, школьный возраст включает в себя три периода развития человека: детство, отрочество, юность. Каждый из этих периодов имеет специфические не только физиологические, психические и физические, но и мировоззренческие, нравственные особенности. Это вызывает необходимость дифференцировать подход к физическому воспитанию с учетом половозрастных особенностей школьников.

В-третьих, дети школьного возраста представляют собой интенсивно развивающуюся возрастную группу. Происходит бурное физическое, нравственное, духовное, интеллектуальное развитие, становление личности как категории социальной. В сущности, школьник формируется как существо биологическое и социальное, школа и семья поставляют обществу граждан. Исключительно важно для общества вырастить и воспитать физически и морально здоровых людей, полноценных строителей коммунизма.

Все это обусловило научный интерес к школьному возрасту и к проблеме физического воспитания детей именно этого возраста.

Однако в нашем исследовании по просьбе многодетных родителей мы предлагаем также комплекс имитационных упражнений для детей дошкольного возраста, который может послужитъг как родителям, так и воспитателям детских садов.

Гипотеза. Предполагалось, что разработка различных форм, содержания и методов физического воспитания детей в семье будет способствовать укреплению здоровья, обеспечению высокого уровня физического развития и физической подготовленности молодого поколения, подготовке их к трудовой и оборонной деятельности.

Направленность исследования выражается в следующих положениях:

Специальная педагогическая система, внедренная в практику физического воспитания детей в семье, будет способствовать физическому совершенствованию детей, укреплению их здоровья.

Связь физического воспитания с трудовым, нравственным и эстетическим повысит эффективность коммунистического воспитания, обеспечит комплексность воспитательного воздействия на детей.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также этнографических и географических условий при разработке системы физического воспитания в семье повысит ее педагогическую эффективность.

Систематическое, непрерывное повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания явится одним из важнейших факторов совершенствования физического воспитания детей, будет способствовать его дальнейшему распространению и повышению массовости.

Цеди исследования. Целью исследования является разработка и экспериментальное обоснование системы физического воспитания детей в семье, применение которой будет способствовать физическому и нравственному развитию детей, укреплению их здоровья, повышению массовости физической культуры и спорта, а также определению содержания, форм и методов физического воспитания детей при различных режимах двигательной активности в условиях семьи.

Изучить особенности физического воспитания детей в семье в условиях Узбекистана с учетом влияния социально-экономических, этнографических, климатических условий и раскрыть взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами коммунистического воспитания.

Исследовать фактическое состояние физического воспитания детей в семьях Узбекистана, выявить роль семьи и влияние различ-

ных форм занятий физическими упражнениями на физическую подготовку и развитие детей школьного возраста.

Разработать систему физических упражнений для занятий с детьми в домашних условиях и экспериментально обосновать ее содержание, формы и методы проведения в городских и сельских /мадодет-ных и многодетных/ семьях.

Выявить место, значение национальных видов спорта и игр и их влияние на физическое воспитание детей в семье.

Разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы физического воспитания детей в семье и пути внедрения ее в быт семьи.

Методологическая основа и источниковедческая база. Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам коммунистического воспитания и гармонического развития личности, а также основные положения марксистско-ленинской теории познания. Кроме того, методологической основой послужили для нас материалы съездов КПСС, постановления партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания и развития физической культуры и спорта.

Источниковедческой базой являются научные работы по педагогике, психологии, социологии, физиологии, теории и методике физического воспитания, а также по проблеме физического воспитания детей в семье.

Методы исследования. Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

Анализ и обобщение литературных источников, программно-методических документов и материалов Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и Уз.ССР, а также Министерства просвещения Уз.ССР.

Анкетирование, интервьюирование родителей, учителей школ, преподавателей вузов, студентов, учащихся, воспитателей детских садов и руководителей ЖЭКов по формам 1, 1а, 2, 3, 4, 5 /см. приложение № 4-Ю/.

Педагогический эксперимент /предварительный, поисковый, основной и констатирующий/.

Оценка физического развития и физической подготовленности детей по контрольным тестам.

Лекции, беседы, консультации, инструктаж для родителей, учителей физвоспитания по вопросам воспитания детей в семье и обеспечение родителей учебными и методическими пособиями /изданными автором/.

Педагогические и социологические исследования состояния физического воспитания детей в городских и сельских /малодетных и многодетных/ семьях.

Математическая обработка материалов исследования.

Научная новизна исследования. В работе впервые предпринимается попытка научно обосновать содержание, формы и методы занятий физическими упражнениями применительно к различным условиям физического воспитания детей в семье /в условиях городской и сельской местности, при различных режимах двигательной активности и др./.

Впервые показано влияние различных форм физического воспитания в семье на формирование двигательных способностей и физическое развитие для тех детей, которые имеют двухразовые занятия в школах по физическому воспитанию, для тех, кто занимается различными видами спорта и кто систематически занимается физическими упражнениями в домашних условиях.

Определены объемы физических нагрузок для самостоятельных занятий детей в семье с учетом пола, возраста и физической подготовленности.

Экспериментально обоснована система физических упражнений для занятий детей в условиях семьи.

На основе материалов исследования разработаны педагогические основы физического воспитания детей в семье и рекомендации в этой области.

Принципиально новой является система физического воспитания детей в семье, разработанная в диссертации. Впервые исследовано влияние региональных особенностей Узбекистана на развитие физической культуры и спорта, определены общие закономерности этого процесса, намечены перспективы развития некоторых видов спорта, которые слабо развиты в республике.

Впервые поставлен вопрос о создании такой комплексной системы физической культуры, которая без ущерба для здоровья должна выработать у детей естественный механизм безболезненной адаптации к высоким температурам, способность выполнять физические нагрузки в этих условиях. Определены объективные и субъективные факторы, влияющие на структуру физической культуры и спорта в том или ином географическом регионе. В диссертации освещены народные формы физического воспитания детей, в частности, национальный вид спорта -борьба кураш. Определены факторы развития физического воспитания детей в семье, обоснована положительная роль многодетности как одного из факторов эффективности этого процесса. Принципиально новыми являются некоторые формы и методы связи физического воспитания с нравственным, трудовым и эстетическим в условиях семьи.

По-новому определены особенности физического воспитания детей в семье, дано определение режиму дня, расширена его структура, в основу которой положены виды деятельности, разработаны некоторые новые принципы составления режима. В диссертации определены теоретические вопросы физического воспитания детей в семье, которые впервые введены в научный оборот и практику воспитания. По-новому ставится проблема выбора вида спорта для детей — пред-

лагается использовать этот»выбор для коррегирования недостатков физического развития и активизации потенциальных возможностей организма.

В диссертации разработаны пути повышения педагогических знаний родителей по вопросам физического воспитания детей, приводятся содержание и методика обучения национальной борьбе кураш в семье.

Разработаны структура и методика проведения широкого педагогического эксперимента по физическому воспитанию детей в семье, а также критерии, отражающие результаты эксперимента.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследований позволят более эффективно осуществлять управление физическим воспитанием, совершенствовать содержание, формы и методы физического воспитания детей в семье, что будет содействовать укреплению здоровья, повышению у учащихся интереса к физической культуре и спорту, приобщению их к систематическим занятиям физическими упражнениями, подготовке молодого поколения к труду и защите Родины.

Разработанные на основе проведенных исследований практические рекомендации и апробированная в практике система физического воспитания детей в семье будут способствовать улучшению здоровья и физических данных подрастающего поколения, позволят более эффективно под руководством учителя или родителей осуществлять процесс физического воспитания учащихся в школе и семье.

Предлагаемую экспериментально обоснованную систему физического воспитания, можно применять в широкой практике семейного воспитания детей в любой республике. Педагогические основы физического воспитания детей в семье могут использоваться преподавателями вузов при чтении курса теории и методики физического воспитания, а также преподавателями общеобразовательной школы при организации физического воспитания детей в семье. Материалы диссертации пред-

ставляют интерес для лекторов, проводящих работу среди родителей. Диссертация в дальнейшем послужит основой для создания пособия для родителей по физическому воспитанию детей в семье.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации отражены в 70 опубликованных работах авюра общим объемом НО печатных листов.

Экспериментальная система физического воспитания детей в семье, после подведения итогов исследования, была внедрена в 1000 семей Бухарской, Навоинской и Самаркандской областей и дала положительные результаты.

Кроме того, автор систематически выступал с беседами и лекциями о физическом воспитании детей в семье по линии общества «Знание», а также на радио и по телевидению Уз.ССР, что имело воспитательное значение как для родителей, так и для молодежи.