Меню

Развитие речи детей с синдромом дауна

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Айжан Жайлаубай
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель характерен для разных стран, климатических зон и социальных слоев. Он не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Наличие лишней хромосомы определяет ряд особенностей в интеллектуальном и физическом развитии человека с синдромом Дауна. «Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Трудности в освоении речи у детей связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.

Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.

У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л. Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.

Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.

Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

— проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна. Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

— низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

— более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

— распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Особенности смешанные, анатомо-физиологические:

— увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

— гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам, относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:

— дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

Читайте так же:  Кишечный кандидоз у ребенка

— апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни, но мне кажется, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи. Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей. При планировании материала нужно учитывать, что для его усвоения требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями.

Лексический и грамматический материал повторяется не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в разнообразных видах деятельности.

Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение разделов развития речи.

Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.

В начале занятий можно использовать ещё один приём – дидактическая игра в соответствии с лексической темой, которая стимулирует речевую деятельность детей. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, развивает память, улучшает качество произносимых слов.

В заключительную часть занятия вводятся развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое эхо», «Умное эхо», «Тренировка памяти» и др.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство соперничества, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап.

Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна» Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Сказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речи Приходя в мир, ребёнок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Игры и упражнения по формированию КГН для индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна В моей группе есть ребенок с Синдромом Дауна. Для индивидуальной работы с ним были подобраны игры и упражнения по КГН. Надеюсь, кому-то.

Развитие речи детей раннего возраста посредством реализации направления «Художественно-эстетическое развитие» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться говорить….

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Семинар-практикум в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей» ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ» Чумакова Елена Станиславовна Вступительное слово Значение речи в жизни людей огромно. Речь.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?


Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна? Вопрос, волнующий многих родителей. В данной статье вы сможете найти исчерпывающий ответ.

Предлагаемые рекомендации и упражнения позволят подготовить почву для развития навыков разговорной речи. Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком понемногу с самого рождения, делая это на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов. Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т.е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормальных детей, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры), который распространяется и на речевой аппарат; другая — обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см), разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т.п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Лучше всего начинать с самого рождения и продолжать в различных формах, пока ребёнок не научится говорить. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Первоначально младенец хлопает по ним. Это нормальная реакция, которую нельзя пресекать. Показывание указательным пальцем — это результат более продвинутого развития. Главная цель — побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета — развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт. Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой), порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать, и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т.п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

Читайте так же:  Как заболеть ангиной за 5 минут в домашних условиях

Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.

Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных

заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция — открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития у младенцев подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку), посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.

Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха» — руки с размахом поднимаются вверх, «аху» — хлопок руками по бедрам, «ахай» — хлопок руками, «ахо» — сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к». Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т.д. Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка. Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на «м»; говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т.д.; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук «н» с зажатым носом; при выдыхании переходить от «п» к «т». Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Печенье?» и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.

Развитие речи детей с синдромом Дауна

Столичный учебный центр
г. Москва

» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

На первое место выходит задач регулирующая и коммуникативные функции, является «каналом развития образовательной деятельности и обеспечивает формирования общеучебных, трудовых навыков, социализация и успешная интеграция выпускника с отклонениями в умственном и физическом развитии в современном обществе. Но социальная адаптация невозможна без речевого общения поскольку речь, выполняя когнитивнуюедствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми. Поэтому на учителя – логопеда возлагается очень ответственная задача.

Речевой профиль детей ребёнка синдромом Дауна характеризуется задержкой в накоплении словаря, понимания слов у них опережает произнесение, у большинства детей речь неразборчива, сильно искажено звукопроизношение, возникают серьёзные проблемы на всех уровнях речевого развития – от планирования до артикуляции и фонетики.

Цель логопедической работы:

— создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речи ребёнка с синдромом Дауна в условиях домашнего обучения, с целью успешной адаптации его в социуме.

Задачи в работе учителя-логопеда:

— формирование понятийного словаря;

— развитие слухового восприятия и внимания;

— формирование произносительных умений и навыков;

— развитие органов артикуляционного аппарата;

— развитие зрительного восприятия и памяти;

— развитие и совершенствование мелкой моторики рук;

Читайте так же:  Хронический трихомониаз схема лечения

— коррекция слоговой структуры слова;

— формирование навыков звукового анализа и синтеза;

— развитие навыков связной речи;

В своей практической работе я выделяю следующие этапы логопедического воздействия:

1. Базовая диагностика

2. Медико – психолого — педагогический консилиум

3. Разработка и внедрение индивидуального логопедического маршрута

4. Анализ динамики речевого развития

1 этап. Базовая диагностика

— выявить уровень речевого развития, характер особенностей эмоционально — личностной и познавательной сферы, психолого-педагогические возможности ребенка в обучении.

Данный этап самый важный, поскольку задачи коррекционно- логопедической работы могут быть правильно определены на основе диагностики и оценки ближайшего прогноза речевого развития, который определяется исходя из понятия зоны ближайшего развития. При логопедическом обследовании ребёнка с синдромом Дауна в полной мере должен использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными речевыми функциями, и к каким последствиям такие «взаимоотношения» могут привести.

2 этап. Медико — психолого — педагогический консилиум.

— выявление успешности пройденного пути развития и обозначение направлений дальнейшей работы по усвоению учебного материала.

Этот этап включает в себя обмен информацией, полученной в результате обследования психолога, дефектолога, логопеда, врача — психиатра. Заполняется индивидуальная карта сопровождения ребёнка с синдромом Дауна, обеспечивающая передачу информации о ребёнке в системе преемственности (начальное звено — старшее звено), и определяются направления работы каждого специалиста.

3 этап. Разработка и реализация индивидуального логопедического маршрута.

С учётом выявленных речевых нарушений, я выстраиваю индивидуальный логопедический маршрут для каждого ребёнка с синдромом Дауна по трём направлениям (блокам):

1 блок «Звуковичок»;

2 блок «Я познаю мир»;

3 блок «Пишем и читаем». В основу этих блоков положен принцип индивидуального подхода, поскольку только при его реализации можно добиться оптимальных результатов у данной категории детей и достичь максимальной реализации имеющихся у них потенциальных возможностей.

— развитие фонетико — фонематической стороны речи и слухового

— формированразвитие речевого внимания и зрительной памяти;

Основная работа здесь ведётся по развитию органов артикуляционного ие навыков правильного произношения;

— аппарата, идёт усвоение гласных и согласных звуков, развивается умение различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Начинается коррекция звукопроизношения со звуков, которые у ребёнка сохранны. Сначала эти звуки произносятся в открытых слогах, затем из данных слогов составляются слова и затем предложения из 2 — 3 слов. Далее идет работа над сложными звуками, которые вводятся в словах, так как ребёнку с синдромом Дауна тяжело произносить звук изолированно.

Компоненты индивидуального логопедического занятия , которые используются с учетом плана работы учителя-логопеда с конкретным ребенком:

1. Мотивационная установка.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Упражнения на развитие фонематического слуха.

5. Проговаривание сохранных слогов и слов, составление предложений.

6. Вызывание звука в открытых слогах и словах.

7. Закрепление произношения звука

б) в предложениях

8. Упражнения на развитие высших психических функций.

— развитие понимания устной речи;

— уточнение и расширение словарного запаса;

— формирование умений составлять короткие рассказы

по картинке, серии картин;

— формирование диалогической формы общения;

Занятия на данном этапе направлены на формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с синдромом Дауна.

Критерием перехода к данному блоку служит готовность ребёнка строить связное предложение.

— накопление и обогащение словарного запаса;

— обучение составлению рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок с опорой на вопросы;

— пересказ коротких сказок;

Компоненты индивидуального логопедического занятия.

1. Мотивационная установка.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа над составлением словосочетаний (прил. + сущест., сущест. + глагол).

5. Работа над составлением рассказа (по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок).

6. Работа над стихотворением.

7. Упражнения на развитие высших психических функций.

3 блок «Пишем и читаем».

— формирование умения соотносить звук и букву;

— обучение чтению и письму;

— формирование практических навыков словообразования

Совершенствование грамматического строя речи у ребёнка с синдромом Дауна должно осуществляться постоянно, поскольку это необходимо для развития звуковой стороны речи и накопления словаря.

Компоненты логопедического занятия.

1. Мотивационная установка.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Задания на согласование слов в предложении.

5. Задания на обучение послоговому чтению.

6. Упражнения на развитие высших психических функций.

Наполняемость каждого занятия зависит от индивидуальных особенностей речевого развития каждого ребёнка с синдромом Дауна на данном этапе.

Форма взаимодействия учителя – логопеда и ребёнка с синдромом Дауна: индивидуальные занятия продолжительностью 30 минут. И самое главное, чтобы ребёнок почувствовал успех, чтобы ему захотелось общаться, поэтому обучение должно проходить на таком уровне, на котором ребёнок может достичь этого успеха.

Обучение на занятиях осуществляется с помощью разных приёмов, применяемых в соответствии с решаемыми задачами. Целесообразно на занятиях использовать наряду с традиционными приёмами и методами работы современные логопедические технологии:

1. Использование компьютерных игр, программ на разных этапах речевого развития учащихся.

На занятиях с успехом используются коррекционно-развивающие

логопедические программы «Учимся с Гарфилдом», логопедические

2. Лего — конструктор.

Это прекрасный дидактический материал при работе над звуко-буквенным анализом слов.

3. Материалы Монтессори – педагогики, суджок-терапия.

Активно используются в работе по развитию мелкой моторики,

тактильных ощущений и восприятий графического образа букв и др.

4. Различные музыкальные инструменты (бубен, гитара, барабан и т.д.)

Для развития слухового восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики и др.

5. Кукольный театр.

Прекрасно способствует закреплению поставленных звуков, введению их в речь, формированию диалогической речи и т.д.

6. Совместное изготовление с ребёнком тематических книжек.

Данный прием помогает учителю-логопеду сделать интересной работу по накоплению и обогащению словаря ребенка.

Результаты работы по развитию речи детей с синдромом Дауна можно увидеть в процессе наблюдения за ними в учебной и внеурочной деятельности. Работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя успешным на уроках в своей школе: понимал учителя и одноклассников, мог давать ответы на вопросы, выполнять задания вместе со всеми учащимися, но с учетом его индивидуальных возможностей. Необходима работа в тесном контакте с учителями, чтобы знать учебные успехи каждого своего учащегося. На методических объединениях обсуждается и выстраивается индивидуальная образовательная траекторию для детей с синдромом Дауна, анализируется результат их достижений. У учащихся 4-7 классов формируется послоговое чтение, осмысленное списывание с текста, они могут составить короткий рассказ по картинкам, но самое важное они, как и остальные учащиеся активно участвуют в учебном процессе.

Общешкольные праздники — также возможность для детей продемонстрировать свои успехи и таланты. Ребенок всегда уверен, что получит поддержку, одобрение, восхищение зрителей, и только мы,

педагоги школы-интерната хорошо знаем, каким трудом дается каждое сказанное слово.

Мы верим, что и в дальнейшем у наших особых детей все получится. Они приобретают в школе — интернате учебные, трудовые навыки, которые обязательно пригодятся им после окончания школы.

1.Ромена Августова. Говори! Ты это можешь;

2.Маленькие ступеньки (Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; 8 частей);

3.Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга;

4.Лариса Зимина. Солнечные дети с синдромом Дауна;

5.Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком;

Синдром Дауна (Под редакцией Ю. И. Барашнева);

6.Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна;

7.Каролина Филпс. Мама, почему у меня синдром Дауна?;

9.Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком;

10.Валентина Ласлоцки. Мой маленький Будда;

11.С. Голышев. Мой сын — даун;

12.1Патриция С. Уиндерс. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна;

13.1Марианна Бруни. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна;

14.1Т. П. Медведева Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна;

15.П. Л. Жиянова Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна;

16.П. Л. Жиянова. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна;

17.Кэрол Тингей-Михаэлис. Дети с недостатками развития;

18.1Даунсайд Ап (Серия книг Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна);

19.Либби Кумин. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи;

20.П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. Малыш с синдромом Дауна;

21.С. Бакли и Дж. Бёрд. Удовлетворение образовательных потребностей детей с синдромом Дауна;

22.Дж. Баркер Перевод К.Я. Кравченко. Пение и музыка как средства развития речи у детей с синдромом Дауна;

23.Л.В. Лобода; ред. Е.В. Пол. Логоритмика для детей с синдромом Дауна;

24.Дж. Е. Медлен Перевод К.Я. Кравченко. Наблюдение за весом детей с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста;

25.Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память (По материалам Сэнди Олтон);

26.Рождение ребенка с синдромом Дауна (Брошюра для сотрудников родовспомогательных учреждений);

27.П.Л. Жиянова. Семейно-центрированная модель ранней помощи;

28.Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей (Под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап);

29.Уильям Серз и Марта Серз. Ваш ребенок