Меню

Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью

Навыки самообслуживания у умственно отсталых детей

Главная > Реферат >Педагогика

РАЗДЕЛ I САМООБСЛУЖИВАНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с

нарушениями интеллекта. 6

1.2. Особенности формирования навыков самообслуживания

умственно отсталых детей. 13

1.3. Методы формирования навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью. 18

Выводы по 1 разделу. 21

ГЛАВА ІІ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ

САМООБСЛУЖИВАНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Анализ сформированности навыка самообслуживания

у детей вспомогательной школы. 22

2.2. Методические рекомендации формирования навыков

самообслуживания у умственно отсталых детей. 25

Выводы по 2 разделу. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 32

В программе «Образование (Украина ХХI века)», в Национальной программе «Дети Украины» разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с психофизическими недостатками развития. Один из таких типов учреждений — вспомогательная школа, учебно-воспитательная работа в которой строится с учетом психофизических особенностей развития детей и ориентирована на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду. Это достигается путем привлечения детей к общественно-полезной, профессиональной и продуктивной деятельности, которые являются составными компонентами системы их трудового обучения и воспитания. Особое место в этой системе отводится самообслуживанию, связанному с повседневной жизнедеятельностью учащихся, к которому они привлекаются независимо от возраста и направлений профессиональной подготовки. В процессе самообслуживания не только формируются, но и совершенствуются, проверяются нравственные убеждения, развивается сознательность, накапливается опыт, обогащаются нравственные чувства, эмоционально-волевая сфера учеников. Правильная организация самообслуживающей деятельности создает фундамент, на котором строится система трудового воспитания. Самообслуживание — это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни. Этим в основном объясняется повышенное внимание ученых-дефектологов к поискам механизмов эффективного использования предметной-практической деятельности в решении общих и специальных задач, стоящих перед вспомогательной школой.

Психологические особенности формирования навыков и умений трудовой деятельности вообще и самообслуживания частности исследовались В. Карвялис, Г. Мерсияновой, С. Мирским, Н. Павловой. Проведенные ими специальные исследования показали, что большинство учащихся вспомогательных школ испытывают значительные затруднений при самостоятельной ориентировки в задании, планирование будущих действий, проверки правильности собственной работы и требуют постоянного контроля и регуляции действий со стороны учителя.

Указанные трудности обусловлены стойкими нарушениями высших форм познавательной деятельности учащихся, которая характеризуется значительными своеобразием (Е. Ковалева, Н. Стадненко). Выполняя действия, ученики редко соотносят их в целях, не сравнивают достигнутые результаты с образцом (И. Еременко, Г. Мерсиянова, Б. Пинский), при появлении затруднений не проявляют волевых усилий для их преодоления (В. Бондарь, Г. Дульнев и др.)

Недоразвитие или нарушение указанных процессов затрудняет формирование мыслительных умений и практических навыков и их применение на практике. Кроме того, нарушения умственного и физического развития, всех сфер сторон личности ребенка могут быть различными по степени и форме. Все это затрудняет формирование навыков самообслуживания у данной категории детей, вызывает необходимость проведения специальных исследований, направленных на разработку содержания, методов и коррекционных средств воспитательной работы во вспомогательной школе (И. Еременко, А. Лурия, В. Синев).

Объект исследования — самообслуживание детей вспомогательной школы.

Предмет исследования — особенности самообслуживающей деятельности детей, средства психолого-педагогической коррекции недостатков их психофизического развития, направленные на формирование навыков самообслуживания.

Цель исследования — обосновать методически целесообразные средства формирования навыков самообслуживания у учащихся с ограниченными умственными возможностями в условиях специальной организации их практической деятельности.

— изучить организацию самообслуживания во вспомогательной школе;

— выявить особенности формирования навыков самообслуживания у учащихся вспомогательной школы;

— изучить уровень сформированности навыков самообслуживания детей вспомогательной школы.

РАЗДЕЛ I САМООБСЛУЖИВАНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта

Основной контингент учащихся вспомогательной школы составляют умственно отсталые дети, страдающие олигофренией в степени дебильности.

«Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга» [20, c. 11] .

Главным симптомом умственной отсталости является недоразвитие познавательной деятельности вследствие низкой способности к мышлению — процессам обобщения и отвлечения. Для умственной отсталости характерно: поверхностный характер, замедленность, инертность, некритичность и стереотипность мышления, недоразвитие речи.

Ребенок-олигофрен не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Вместе с тем и предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Таким детям свойственно нарушение целенаправленности: непоследовательность рассуждений, «соскальзывание» с одного предмета на другой, слабость регулирующей функции мышления.

Также ощущения и восприятия умственно отсталых учащихся отличаются слабой дифференцированностью и замедленностью. Нарушены осмысленность, избирательность и точность восприятий; они бедны и поверхностны. Внимание ослаблено и неустойчиво. Представления отличаются нечеткостью, упрощенностью, часто бывают искаженными, легко уподобляются.

Нарушена память: узнавание, запоминание, воспроизведение. Ученик вспомогательной школы запоминает медленнее, а забывает воспринятый материал значительно быстрее нормального школьника.

Из-за недоразвития высших форм познавательной деятельности отрицательно сказывается на формировании речи. Степень недоразвития речи зависит в основном от тяжести дефекта. Затруднено понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. Запас слов ограничен. Речь бедна, нарушен ее грамматический строй. Пониженная речевая активность умственно отсталых детей ограничивает их коммуникативные возможности. В результате систематической коррекционной работы речь этих детей значительно улучшается. Письменная речь, являющаяся более сложной деятельностью, оказывает влияние на развитие устной речи.

Т.И.Пороцкая указывает, что для учеников вспомогательной школы характерно следующее: слабая ориентировка в задании, неумение планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для решения задачи, выполнения задания, неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности, отклонение от поставленной цели, подмена ее сходной, более легкой [22, c. 21].

Ученые при умственной отсталости наряду с недоразвитием познавательной деятельности указывают на недоразвитие и эмоционально-волевой сферы. Детям-олигофренам свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание.

При недоразвитие высших психических функций и свойств личности умственно отсталого ребенка сужает круг его отношений и связей. Сфера и масштаб их действия более ограничены и просты, менее интимны и разнообразны, чем у нормального школьника, и отличаются непосредственным характером.

Так же осложняется процесс образования межличностных и внутриколлективных связей из-за недоразвития таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям.

Умственно отсталые дети не умеют оценить ситуацию, адекватно и критически оценить свое поведение, неспособность отстоять свои убеждения.

Эмоционально-волевые качества оказывают огромное влияние на характер протекания мыслительных процессов. Многие особенности мыслительной деятельности у умственно отсталых детей можно понять только в связи с особенностями их эмоционально-волевой сферы [19, c.19].

Между тем в психике умственно отсталых детей существуют различия, обусловленные структурой дефекта и нарушениями познавательной деятельности.

М.С.Повзнер и К.С.Лебединская выделяют пять основных форм олигофрении, каждая из которых имеет свою патофизиологическую, клиническую и педагогическую характеристику.

К первой форме относится неосложненная олигофрения, для которой характерно недоразвитие наиболее сложных форм познавательной деятельности, обусловленное слабостью процессов отвлечения и обобщения. Эта форма не сопровождается грубым поражением в пределах того или иного анализатора и первичным поражением эмоционально-волевой сферы. Дети этой группы в основном уравновешенны, относительно работоспособны; их речь и моторика обычно грубо не нарушены [23, c 23].

Опираясь на положительные особенности этих детей, педагог направляет свои усилия на развитие их речи, мышления, используя систему коррекционно-методических рекомендаций для работы с основной массой учащихся вспомогательной школы.

Ко второй форме олигофрении относится олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов. При этой форме олигофрении недостаточность познавательной деятельности сочетается с явлениями психомоторной расторможенности и заторможенности.

Одни дети этой группы легко возбудимы, неуравновешенны, другие, наоборот, вялы, быстро истощаются. Работоспособность понижена. Ответы таких детей необдуманны, случайны. Особенно большие трудности возникают у них в процессе письма и счета; они пишут небрежно, пропускают буквы и цифры.

Для этой формы олигофрении характерно нарушение нормального взаимодействия, равновесия между тормозным и возбудительным процессами. В большинстве случаев коррекционно-воспитательная работа педагога направлена на организацию поведения этой группы учащихся. У возбудимых детей он стремится выработать тормозные реакции, заторможенных подбадривает, включает в коллективную деятельность.

При третьей форме олигофрении — олигофрении с психопатоподобными формами поведения — психическое недоразвитие сочетается с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расторможенности влечений. Дети, страдающие этой формой заболевания, часто эмоционально возбуждены, приподнятое настроение у них сменяется плаксивостью, подавленностью. Критическое отношение к себе и окружающим понижено. Они необидчивы, несамолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно; работоспособность понижена [23, c. 25].

Читайте так же:  Развитие ребенка в 2 года что умеет

От описанных выше форм четвертая форма олигофрении отличается нарушениями различных анализаторов. В этих случаях слабоумие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Отмечается недоразвитие общей моторики, недостаточная координированность движений губ и языка, недоразвитие речевых систем, нарушения двигательных анализаторов.

Методическая разработка на тему:
Доклад на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью»

Цель данной работы: » Разработка и реализация системы специальных коррекционных занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания для тетей с тяжелыми нарушениями интеллекта.»

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания “Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4”

Формирование навыков самообслуживания

у детей с умственной отсталостью

Составитель: Гарева Людмила Михайловна

Самообслуживание — обслуживание самого себя, удовлетворение своих потребностей нужд, потребностей собственными силами.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.

Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

А так же умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий .

У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.

В основе этой работы лежит пошаговые обучения навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том , что она позволяет более эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме , в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг ,которому нужно ребенка обучить. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление-любимая еда или питье, любимые занятия и т.д.). Также хорошо использовать способ многократного повторения одного и того же действия в определенной последовательности. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жестам, а затем к инструкции.

Очень эффективно использование в работе альтернативной коммуникации.

Общение и коммуникация является основным компонентом эмоционального развития детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой), познания ими окружающего мира.

Общение предполагает как передачу информации, так и передачу эмоционального состояния. Основой процесса общения является речь. Однако, у многих детей с интеллектуальными нарушениями есть задержка речи или полное ее отсутствие (в силу физиологических причин). Дети не могут пользоваться речью для общения. Важной составляющей процесса обучения и воспитания таких детей является система невербальных средств общения, т.е. система альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация выступает основным действенным средством развития коммуникативных навыков ребенка. Помогает ему не только в выстраивании отношений и общения с окружающими, но и является основным инструментом в процессе обучения и воспитания. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в том числе с доречевой коммуникации и включать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации. Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Коррекционная направленность альтернативной коммуникации обеспечивается через использование специальных методов, приемов и систем использования символов, которые направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта обучающихся. Методы, приемы и системы использования символов выбираются в зависимости от когнитивных, двигательных и психофизических возможностей ребенка.

Система альтернативной коммуникации предусматривает формирование логической цепи: первоначальное понятие «графический» или «предметный символ»- обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с графическими или предметными символами — самостоятельная ориентировка в системе символов.

Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, коммуникативные доски.

Используются графические символы (картиночные символы коммуникации (PECS), пиктограммы, рисунки, карточки со словами, фотографии; Предметные ( игрушки, предметы окружающего мира, модели).

Простая техника ( диктофоны, коммуникаторы ); Сложные технические приспособления ( планшетные компьютеры)

Методы формирования навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка.

Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции ( как в психическом, так и в личном плане ) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

Навыки самообслуживания ( умение одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, владеть навыками гигиены; умением чистить зубы , мыть руки и умываться, а так же владеть самыми простыми навыками коммуникации общения- умение здороваться и прощаться жестами) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

Таким образом методы формирования навыков самообслуживания представляют собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с нарушением интеллекта должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Рубрика: 7. Дефектология

Статья просмотрена: 2878 раз

Библиографическое описание:

Лузина О. В., Рыжова Е. А. Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 136-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/3010/ (дата обращения: 13.02.2019).

В настоящее время в нашей стране одним из приоритетных направлений в педагогике является оказание педагогических образовательных услуг любому ребенку нашего государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию.

В 90-е гг. в нашей стране в результате демократических перемен, реформ специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и декларации в области прав человека (в том числе прав ребёнка, прав инвалидов) произошли большие изменения в системе специальной помощи лицам с умственной отсталостью, что нашло отражение в статьях, внесённых в федеральные законы «Об образовании» (1991 г), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) и ряде других документов

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными нарушениями, что составляет примерно 5% от всей детской популяции. Количество детей с умственной отсталостью составляет примерно 2,5 %. Дети с глубокой умственной отсталостью составляют 20-25 % от всей численности детей с умственной отсталостью.

В ГКОУ СО «Краснотурьинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 6» обучение детей с глубокой умственной отсталостью осуществляется на протяжении 9 лет, с 2003 года. Обучение детей данной категории ведется как непосредственно в самом образовательном учреждении, так и домашних условиях по индивидуальной программе. В настоящее время, из общей численности обучающихся в ОУ, дети с глубокой умственной отсталостью составляют 35,6%.

В процессе обучения и воспитания детей выявлено недоразвитие или несформированность бытовых и санитарно-гигиенических умений и навыков.

Главное в работе с детьми с глубокой умственной отсталостью — практическая направленность всех занятий. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно.

Читайте так же:  Как правильно держать на руках 2 месячного ребенка

Значительное место в общей системе работы с детьми занимает обучение их бытовому труду. Очень часто родители считают своего ребенка не способным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная позиция.

Ребенок обязательно должен иметь в семье определенные обязанности, выполнять те или иные поручения. Например, уметь пользоваться мусоропроводом, доставать из почтового ящика газеты, журналы и т.д. Обязанности эти следует периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать некоторую способность к переключению в деятельности.

Практика работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта, показывает, что им доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В младшем возрасте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду. В старшем возрасте они в состоянии овладеть мытьем полов, стиркой и глажением мелкого белья и т.д.

Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать все, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно. Ребенку легче будет их усвоить. Иногда может оказаться, что ребенок еще не готов к выполнению данной работы, тогда на время от нее следует отказаться. Позднее можно попробовать снова обучить ребенка тому, что раньше он не мог усвоить. При обучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно. Еще раз подчеркнем: нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения к заданию — даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.

При организации педагогической деятельности с детьми с глубокой умственной отсталостью начать коррекционную работу как можно раньше, если по каким то причинам коррекционная работа не началась в дошкольном или младшем школьном возрасте, а лишь в подростковом, то коррекцию необходимо проводить в такой же последовательности как и с дошкольниками. При работе с подростками возникают трудности диагностического исследования и составление индивидуальной программы реабилитации, так как происходит наслоение недоразвитий и несформированности одних навыков на другие, одновременно с этим наблюдается скачкообразное развитие основных умений и навыков.

Для правильной организации обучения глубоко умственно отсталого подростка навыкам самообслуживания необходимо изучить, что подразумевается под данным понятием.

В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РСФСР» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищами, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей.

В «Дефектологическом словаре» под редакцией Т.А. Власовой самообслуживание – это первоначальная ступень трудового воспитания. Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с 1 года обучения и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места (1-2 кл.) дежурство по уборке классов, спальни, коридоров, столовой. Ребенка необходимо не только научить правильно выполнять все действия связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к самообслуживанию.

Л.В. Мардаков в «Словаре по специальной педагогике» и в «Понятийно-терминологическом словаре логопеда» под редакцией В.И. Селиверстова отмечается, что самообслуживание – это система ЗУНов, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личное вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам; первый этап трудового воспитания ребенка.

В «Дефектологическом словаре» под редакцией А.И. Дьячкова самообслуживание характеризуется как первоначальная степень трудового воспитания.

Простейшие навыки самообслуживания дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Как только ребенок начинает ходить, необходимо постепенно вырабатывать у него привычку самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки и т.д. В специальных школах преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсация отклонений развития аномальных детей начинаются с привития им первичных навыков самообслуживания. Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с первого года обучения, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке класса, спальни, коридора, столовой. Следует научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но данные действия должны перейти в привычку.

Для комплексного изучения у учащихся с глубокой умственной отсталостью навыков самообслуживания и бытовых умений разработана система анкетирования и мониторинга, которые наряду с наблюдением позволяют составить полную картину сформированности данных умений и навыков.

Для реализации целей и задач, направленных на формирование навыков самообслуживания и поведения в быту в ГКОУ СО «КСКОШИ№6» используется программа: Новоселова Н.А., Шмыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10 классы).- Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004,136 с., на базе которой, по результатам анкетирования составляется индивидуальная программа с учетом психофизических особенностей каждого ребенка.

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка, (возраст)________________________________________________________

Ф.И.О. (родителя, законного представителя)_____________________________________

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Самостоятельно ли ест ваш ребенок?

Ест самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощью взрослого; Не умеет есть самостоятельно.

2. Какими столовыми приборами умеет пользоваться?

Ложкой; Вилкой; Ножом.

3. Насколько активно включен в процесс употребления пищи?

Держит столовые приборы самостоятельно и кушает самостоятельно; Держит столовые приборы и кушает с помощью взрослого; Совсем не умеет держать столовые приборы и кушать самостоятельно.

4. Может самостоятельно нагревать пищу в микроволновой печи, плите?

Нагревает пищу самостоятельно, без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет пользоваться бытовыми приборами для разогрева пищи.

5. Может приготовить самостоятельно, что – либо из продуктов (например: бутерброд)?

Бутерброд; Яичницу; Салат; Не умеет приготавливать самостоятельно;

II .ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может одевать приготовленную одежду самостоятельно, соблюдая изнаночную и лицевую стороны?

Одевается без присмотра, соблюдая стороны; Одевается частично, либо с помощью взрослого; Не умеет одеваться самостоятельно.

2. Может раздеваться самостоятельно?

Раздевается самостоятельно без присмотра; Раздевается частично, либо с помощью взрослого; Не умеет раздеваться самостоятельно.

3.Может выбирать самостоятельно одежду по сезону?

Выбирает одежду самостоятельно без присмотра; Выбирает одежду частично, либо с помощью взрослого; Не умеет самостоятельно выбирать одежду по сезону.

4.Может ли взять одежду (из шкафа, с вешалки) и самостоятельно надеть ее?

Достает и надевает одежду самостоятельно; Частично (достает одежду самостоятельно, либо только надевает самостоятельно); Не умеет самостоятельно доставать и надевать одежду.

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может ли обувать приготовленную обувь, соблюдая правую и левую ногу?

Обувается без присмотра, не путая правую и левую ногу; Обувается частично, либо с помощью взрослого; Не умеет обуваться самостоятельно.

2.Может снимать обувь самостоятельно?

Снимает самостоятельно без присмотра; Снимает частично, либо с помощью взрослого; Не умеет снимать самостоятельно.

3.Может выбирать самостоятельно обувь по сезону?

Выбирает обувь самостоятельно без присмотра; Выбирает обувь частично, либо с помощью взрослого; Не умеет самостоятельно выбирать обувь по сезону.

IV .ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ.

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может самостоятельно ходить в туалет и подтирать себя?

Ходит самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет самостоятельно.

2.Может соблюдать правила личной гигиены после посещения туалета?

Соблюдает правила личной гигиены без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

3.Может чистить зубы?

Чистит зубы самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

4.Может самостоятельно приводить волосы в порядок?

Приводит волосы в порядок без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

5.Может самостоятельно мыться?

Моется самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

V .УХОД ЗА ЖИЛИЩЕМ И ПОВЕДЕНИЕ В НЕМ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Можете ли вы оставить своего ребенка одного дома?

Да, остается дома один без присмотра; Нет; Не всегда.

2.Может ли он пользоваться бытовыми электрическими приборами?

Пользуется самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет пользоваться самостоятельно;

3.Может ребенок пользоваться телефоном?

Пользуется самостоятельно; Не умеет; Не всегда.

4.Может в случаи необходимости связаться с экстренными службами?

Да, может самостоятельно; Только с мобильного телефона; Только с домашнего телефона; Не умеет вообще пользоваться телефоном.

5.Владеет самостоятельными навыками влажной уборки помещения?

Прибирается самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет прибираться самостоятельно.

6.Владеет самостоятельными навыками уборки своей постели?

Заправляет постель самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет заправлять постель самостоятельно.

Читайте так же:  Можно ли делать прививку при аллергии у ребенка

7.Владеет самостоятельными навыками уборки своего письменного стола?

Прибирает свое рабочее место самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет прибирать самостоятельно.

Анализ целесообразности использования данного анкетирования.

Для составления индивидуальной программы направленной на формирование навыков самообслуживания и поведения в быту несовершеннолетних с глубокой умственной отсталостью проводиться анкетирование родителей. Цель которого — получение первичной информации об уровне развития и сформированности навыков самообслуживания и поведения в быту. В дальнейшем проводится корректировка программы формирования и развития навыков самообслуживания под конкретного ребенка с учетов его индивидуальных психофизических особенностей.

Для отслеживания динамики в формировании и развитии навыков самообслуживания используются данные анкетирования родителей, анализ данных беседы с родителями и результаты наблюдения за активной деятельностью подростков. Данные мониторинга позволяют отследить уже сформированные ЗУНы и направить все коррекционное воздействие на формирование конкретных навыков самообслуживания. Критерии качественных характеристик, приобретенных знаний, умений и навыков отслеживаются в баллах:2 балла – сформировано; 1 балл – в стадии формирования; 0 баллов – навык, знание и умение отсутствует полностью.

В мониторинге отслеживаются такие умения и навыки:

Умения и навыки приема пищи; Умения и навыки одевания и раздевания; Умения и навыки связанные с обувью; Умения и навыки связанные с гигиеной тела; Умения и навыки ухода за жилищем и поведения в нем.

Основные требования к критериям по уровням овладения знаниями, умениями и навыками самообслуживания

Индивидуальный план самообразования на тему: «Формирование культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых детей дошкольного возраста» воспитателя Костицыной Надежды Ивановны на 2017 – 2018 учебный год

Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умении самостоятельно есть, одеваться, раздеваться и общегигиеническим навыкам)

Работа по формированию культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь для адаптации умственно — отсталых дошкольников в семье.

Цель темы самообразования: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической культуры у умственно — отсталых детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план самообразования на тему: «Формирование культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых детей дошкольного возраста» воспитателя Костицыной Надежды Ивановны на 2017 – 2018 учебный год»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №13 «Снежок» ЕМР РТ»

Индивидуальный план самообразования

«Формирование культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых детей дошкольного возраста»

Костицыной Надежды Ивановны

на 2017 – 2018 учебный год

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к социальной адаптации ребенка.

Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

Работа по формированию культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации умственно отсталых дошкольников в семье. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на близких этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять общий уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных культурно — гигиенических навыков.

Главное для детей с умственной отсталостью – это максимальное овладение культурно — гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.

Воспитание у дошкольников с умственной отсталостью навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Основные направления ДОУ: создание благоприятных условий в условиях реализации ФГОС ДО для успешного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, возрастными и всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической культуры у умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. развивать культурно-гигиенические навыки;

2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;

3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;

5. развивать навыки самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (одеваться (раздеваться) в определенной последовательности);

6. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

7. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

8. активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков самообслуживания и личной гигиены дома.

9. консультировать родителей по данной теме;

10. совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;

9. работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

внедрение проекта «Я сам»

использование Интернет — ресурсов;

пополнять развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО.

повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;

реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с умственной отсталостью;

разработка и проведение открытых просмотров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

доклады, выступления, консультации на муниципальных объединениях, участие в конкурсах с само обобщением опыта;

публикация материалов, авторских разработок и авторских методических материалов по теме самообразования;

овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей. Умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, и способствовать успешной социализации в будущем.

Ожидаемый результат у детей:

формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;

овладение культурно — гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;

дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;

правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);

пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;

правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания;

Предполагаемый результат для родителей:

повышение знаний для успешного развития детей;

получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;

укрепление связей между ДОУ и семьей.

личный пример работников детского сада, родителей;

обеспечение чистоты среды;

использование художественной литературы;

Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены и навыков самообслуживания, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН

Познавательное развитие: закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций: «Одежда», «Обувь», «Посуда».

Речевое развитие: приобщение к словесному искусству, через чтение художественной литературы.

Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности

Лепка: «Да здравствует мыло душистое», «Бублики для Кати», «Печенье к чаю»

Аппликация «Украсим расческу», «Оденем Куклу Машу», «Накроем стол для друзей», «Красивая чашечка для кукол». «Полотенце пушистое».

Рисование: «Угощения», «Печенье для друзей», «Бублики», «Любят наши детки вкусные конфетки», «Красивое полотенце для куклы». Работа с шаблонами

План работы по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания