Меню

Развитие логико-математических способностей дошкольников

Оглавление:

Программа по развитию логико-математических способностей детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности

Условия реализации программы подразумевают наличие:

– развивающей предметно-пространственной среды;
– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями;
– специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
– литературы по детской педагогике и психологии;
– новейших научных разработок в данной области;
– временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
– возрастного принципа формирования группы;
– учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

– собственного информационного стенда, рекламы;
– литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы;
– новых научных разработок по данной теме;
– разработок бесед и консультаций с родителями;
– папки – презентации данной программы;
– подробных разработок на каждое занятие;
– набор необходимых игр и игровых материалов.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  6. Применение здоровье сберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Цель: развитие логико-математических способностей детей посредствам математических игр, задач и упражнений.

Воспитание у детей умения:

– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
– строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
– находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем;
– активно включаться в коллективную игру;
– помогать сверстнику в случае необходимости;
– свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 4–6 лет.

  1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
    Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
  2. Логические блоки Дьнеша”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
  3. “Палочки Кюизенера”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
  4. “Художественно-творческая деятельность”.
    Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).
  5. “Опыты и исследовательская деятельность”.
    Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
  6. “Математические праздники и викторины”.

Занятия проводятся со всеми детьми 4–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей-10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.

– Говорить негромко (не кричать);
– ходить спокойно (не бегать);
– помнить для чего мы собрались;
– смело показывать свои способности;
– заботиться друг о друге (не обижать);
– помогать друг другу (не смеяться);
– внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

Первый год обучения

– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Второй год обучения:

– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
– выделяют пространственные и временные отношения;
– владеют делением целого на части, определяют зависимости;
– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
– владеют приемами кодирования и декодирования информации;
– знают графические изображения всех цифр;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Учебно-тематический план работы по блокам.

Консультация на тему:
«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Читайте так же:  Почему опухает яйцо у ребенка

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.
Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико — математические игры и упражнения.

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

Поэтому целью моей работы стало развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.
Поэтому, первоначально, при подборе и проведении логико-математических игр ставила перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);
• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;
• составлена картотека логико-математических игр;
• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.
При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша проводились в режимных моментах. Задачи, поставленные игрой, требовали сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизировались и принимали произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, старалась давать четкие указания, объяснения. Направляла игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряла их успехи, создавала условия для проявления самостоятельности.
Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции.
Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п.
В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевали различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».
Комплект логических блоков давал возможность осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем, они овладевали умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине).
Игры с палочками Кюизенера проводились так же в системе, они служили для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяло развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогало детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации. В дальнейшем согласились и принили участие в приобретении дидактических пособий (игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша на каждого ребенка).
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Кубики Зайцева», «Игры Никитина».
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

Список использованной литературы

  1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1985.
  3. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  4. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж. «Учитель», 2006.
  5. Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. — М.: «Просвещение», 1991.
  6. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль «Академия развития», 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галкина Людмила Николаевна

В статье рассматриваются положения, связанные с развитием математических способностей детей дошкольного возраста . Особенности развития математических способностей у детей в процессе конструирования. Современные аспекты развития математических способностей детей в процессе логико-математических игр .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Галкина Людмила Николаевна,

The development of mathematical abilities of preschool age children

The article discusses the provisions related to the development of mathematical abilities of preschool children , features of development of mathematical abilities of children in the design process and modern aspects of development of mathematical abilities of children in the process of logical-mathematical games .

Текст научной работы на тему «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Сведения об авторах: Ветхова Марина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин,

естественно-технологический факультет, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Шарипова эльвира Фоатовна,

кандидат педагогических наук,, доцент, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин, естественно-технологический факультет, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Vetkhova Marina Yuryevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Technology and Psycho-Pedagogical Disciplines, Sciences and Engineering Faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Sharipova Elvira Foatovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Technology and Psycho-Pedagogical Disciplines, Sciences and Engineering Faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 372 ББК 74.102.13

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИх СПОСОБНОСТЕй

у детей дошкольного ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются положения, связанные с развитием математических способностей детей дошкольного возраста. Особенности развития математических способностей у детей в процессе конструирования. Современные аспекты развития математических способностей детей в процессе логико-математических игр.

Ключевые слова: математические способности детей дошкольного возраста, математическое развитие, логико-математические игры, развитие математических способностей в деятельности конструирования.

THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES OF PRESCHOOL AGE children

The article discusses the provisions related to the development of mathematical abilities of preschool children, features of development of mathematical abilities of children in the design process and modern aspects of development of mathematical abilities of children in the process of logical-mathematical games.

Key words: mathematical abilities of preschool children, mathematical development, logical-mathematical games, the development of mathematical abilities in activities of designing.

Читайте так же:  Средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования направлена на развитие способностей каждого ребёнка, связана с воспитанием личности, готовой к жизни в высокотехнологичном обществе, способной использовать инновационные технологии на протяжении всей жизни. Решение поставленных задач во многом определяется уровнем развития математических способностей. В этой связи математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию математических способностей. Опираясь на исследования А.Н. Колмаго-рова, В.В. Давыдова, Н.В. Виноградовой, А.В. Белошистой, под «математическими способностями» мы понимаем специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка, такие как гибкость мышления (умение варьировать способы решения, умение находить новые способы решения), глубина мышления (умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, умение видеть их взаимосвязи с другими фактами и явлениями), целенаправленность мышления (способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком), логическая строгость и алгорит-мичность мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить недостаточное освещение проблемы математического образования с позиции развития математических способностей у детей дошкольного возраста. Однако в работах известного итальянского педагога М. Монтессори отмечается, что человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. По ее мнению, каждый человек от природы наделен математическими способностями, важно вовремя эти способности «разбудить». Математические способности рассматривались ею как способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точности, оцениванию и сравнению, аргументации и суждению.

Особое внимание развитию математических способностей уделяется в работах А.В. Белошистой. Автор рассматривает проблему математического образования с позиции развивающего обучения, личностно-деятельностного преемственного подходов к построению образовательного процесса в ДОО. А.В. Белошистая считает, что итогом математической подготовки ребенка является не столько накопление математических представлений и умений, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются ведущими для дальнейшего успешного усвоения математического содержания в школе (развитие основных логических структур, развитие мелкой моторики рук) [1].

В психологических исследованиях Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, П.Я. Голь-перина и др. математические способности связаны с познавательными способностями, которые, в свою очередь, включают в себя сенсорные и интеллектуальные способности. Сенсорные способности обуславливают непосредственное восприятие окружающего мира с помощью восприятия, а интеллектуальные способности — обуславливают осмысление окружающего мира посредством мышления. Именно интеллектуальные способности способствуют развитию мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ, синтез, аналогия, и являются необходимыми для развития математического мышления. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка.

В процессе познания внешнего мира ребенок постоянно опирается на свои познавательные способности, обращает внимание на такие характеристики, как форма, размер, пространственное расположение, количество окружающих объектов. Иными словами, воспринимает мир «математическими глазами». Перечисленные характеристики относятся к математическому содержанию, которое в наибольшей степени способствует развитию познавательных спо-

собностей (сенсорных и интеллектуальных).

На протяжении многих лет ведется поиск содержания, методов, средств, технологий для развития математических способностей детей. Об этом свидетельствуют исследования М. Монтессори, Ф. Фребеля, З. Дьенеша, Л.А. Венгера, А.В. Белошистой и многие других, которые обосновали использование геометрического материала в качестве универсального средства для развития математических способностей детей. По мнению ученых, необходимость использования геометрического материала (фигуры, тела) позволяет опираться на сенсорные способности, которые способствуют развитию у детей математических способностей. В процессе организации работы с геометрическим материалом дети экспериментируют, раскладывают и прикладывают геометрические фигуры друг к другу в игровых ситуациях, что позволяет поэтапно формировать умственные действия. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что развитию математических способностей детей в большей степени способствуют те виды деятельности, которые непосредственно связаны с геометрическим материалом, прежде всего — конструирование.

На наш взгляд, конструирование имеет большое значение в дошкольном образовании и является познавательной деятельностью, в результате которой происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок осваивает практические умения, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Конструирование рассматривается нами как деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые конструкции по образцу, по условиям и по собственному замыслу. В процессе конструирования у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать в группы однородные предметов по их признакам, находить в них различия в зависимости

от практического использования [3].

Самым распространенным видом конструирования являются игры со строительным материалом.

Анализ исследований в области влияния игр со строительным материалом на математическое развитие представлен в работах Ф. Фребеля, Л.К. Шлегер, Е.И.Тихеевой, З.А. Михайловой В.Г. Нечаевой, 3.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой. Основной особенностью игр со строительным материалом является то, что они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности [2].

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски, призмы и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это позволяет детям с меньшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. В процессе сборки и разборки различных конструкций из большого, но ограниченного числа деталей развиваются конструкторские навыки, пространственное воображение, восприятие цвета, комбинаторика, тактильное восприятие и цепкость пальцев, творческое мышление и аналитические способности [4].

Самым распространенным видом конструирования является конструирование с помощью строительных наборов. Они состоят из кубиков, конусов, цилиндров, арок, брусков разного размера и цвета. Такие наборы используются для строительства отдельных деталей, домов, видов транспорта с учетом количественных, пространственных отношений, величины и формы построек.

В последнее время не менее востребованными являются конструкторы ЛЕГО. С их помощью происходит закрепление и развитие представлений о разных видах счёта, сравнении чисел, составе чис-

ла из единиц, геометрических фигурах и телах, а также об ориентировке в пространстве, измерительной деятельности с применением сериации, классификации, группировки по признакам формы, величины. Большое значение имеет конструирование с помощью фигурок-вкладышей (пластиковые, деревянные или мягкие фигурки), которые позволяют вкладывать одну фигуру в другую, подбирать и соединять вместе правильные по форме и по размерам фигуры, тем самым развивая пространственное воображение, так как необходимо еще до сборки представить то, как должна выглядеть объемная фигура, что получится после сборки [4].

В целом деятельность конструирования является наиболее эффективным средством развития сенсорных и интеллектуальных способностей, что обеспечивает развитие математических способностей.

Однако для полноценного развития математических способностей этого недостаточно. Возникает необходимость в подборе адекватной возрасту детей технологии развития математических способностей, непосредственно связанной с развитием мыслительных операций, таких как абстрагирование, анализ, сравнение, обобщение, сериация и классификация, сохранение.

Выбор технологи развития математических способностей у детей зависит от того, что подлежит освоению и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка.

Анализ исследований Ж. Пиаже, Г. Дональдсона, А.А. Столяра, З.А. Михайловой, Л.А. Венгера, О.В. Дьяченко, З. Дьенеша, Д. Кюизенера и др. позволил нам выделить в качестве основной проблемно-игровую технологию. Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск способа достижения результата на основе самостоятельного размышления. Проблемно-игровая технология направлена на развитие познавательных способностей детей в математической деятельности. Реализация проблемно-игровой технологии осуществляется че-

рез внедрение в работу с детьми математических игр рассмотренных в работах А.А. Столяра, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. Данные авторы обращали внимание на то, что задания и игры должны иметь целевую направленность на развитие мыслительных операций, познавательных процессов, которые способствуют развитию математического мышления, математических способностей.

В работах З.А. Михайловой, Е.А. Носовой раскрыта система работы по развитию математических способностей с помощью занимательного математического материала. Актуализирована возможность повышения познавательной детской активности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки, развития в игровой деятельности.

Так, Е.А. Носова разработала игры и упражнения, способствующие развитию математических способностей:

• игры на выявление свойств окружающих предметов (цвета, формы, размера, толщины);

• игры, направленные на освоение детьми сравнения — сопоставления разных свойств; классификации — разделение множества на группы по какому-либо признаку с учетом выделенного признака; обобщения — оформление в словесной форме результатов процесса сравнения или как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов; сериации — упорядочение возрастающих и убывающих рядов; анализа — выделение свойств объекта, выделение объекта или группы объектов по определенному признаку; синтеза — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое; сохранения — изменение одних свойств объектов (например, формы), при которых другие их свойства (например, количество) остаются неизменными;

• овладение логическими действиями и мыслительными операциями в игровой деятельности [2].

Основой проблемно-игровой технологии являются логико-математические игры. Особенностью является то, что логико-математические игры специаль-

Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Наталья Яманаева
Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста и проблема психологической готовности к обучению в школе.

Что такое готовность к школе? В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе лучше обучать ребенка? Справится ли он со школьной программой? Как эффективно подготовить ребенка к школе?

Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Их озабоченность понятна, так как переход от дошкольного детства к школьному – это не только изменение образа жизни ребенка, но и серьёзный психологический перелом в его сознании, связанный с формированием новых психологических свойств и способностей. От этого зависит успеваемость ученика, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной жизни.

Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимые для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения, которые указаны в ряде позиций в нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Чтобы школьник не испытывал трудности с первых уроков, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом, так как в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в школе.

Читайте так же:  Акт об отсутствии участия в воспитании ребенка в течение 6 месяцев

Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы развития логико-математического мышления во всей системе образования.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, развивать способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Результаты исследований Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. А. Михайловой показали, что специально разработанная система обучения позволяют сформировать у старших дошкольников уровень мышления, соответствующий школьному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию логического мышления, так как в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Наблюдая за детьми своей группы на непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарно математическому представлению, обратила внимание, что некоторые не могут правильно логически мыслить, рассуждать, делать выводы, отвечающее современным требованиям.

Поэтому работая со своими детьми со средней группы, начала работать по теме «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста».

Считаю, что эта тема актуальна тем, что оно необходимо для успешного обучения в школе и в дальнейшей жизни воспитанников.

Исходя из этого, можно сформировать следующую гипотезу: в том, что проведенная работа будет эффективно: если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарно-математических представлений, но и в повседневной деятельности детей используя игровые методы, новые технологии, компьютер.

Научная новизна: заключается в создании модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме логико-математического развития логических умений и способностей в соответствии с современными требованиями; психологическая подготовка детей к школе.

Поставила перед собой цели и задачи.

1. способствовать формированию и развитию логико-математических способностей у старших дошкольников;

2. психологически подготовить и повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

1. развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;

2. развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

3. способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в следующих направлениях:

1. Развивающая предметно-пространственная среда.

Считаю, что одним из определяющих факторов успешного логико-математического развития является предметно – развивающая среда. Поэтому прежде чем начать работу, начала с организации предметно – развивающей среды. В моей группе имеется «Математический уголок», в котором расположены следующие материалы:

• разнообразные дидактические игры: настольно-печатные (обучающие и развивающие) шашки, шахматы;

• занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики, конструкторы, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. ;

• книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Правильно организованная среда, помогает мне обеспечивать всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию эмоциональной положительной атмосферы в группе.

2. Работа с детьми.

Разработала и реализовала проект, направленный на повышение логико-математического развития у детей старшего дошкольного возраста. Сам проект осуществлялся в течение 2013-2016 учебного года с средней до подготовительной группы.

Составила перспективный план кружковой работы по логико-математическому развитию детей, «Математические ступеньки». Кружок проводится 1 раз в неделю. Непосредственно образовательная деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Изучила новинки литературы по обучению и воспитанию детей, использовала современные технологии – интернет, сайты дошкольного образования.

В своей работе применяла разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные занятия. А также разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.

Использовала в работе с детьми: тетради с проверочными заданиями, тесты. С тестами мне легко и удобно работать, и для детей занятия превращаются в веселую и увлекательную игру. Ребята справлялись с заданиями, которые были предложены в тетрадях.

Одним из видов занимательного материала являются логические задачи и упражнения. Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения последовательно мыслить, обобщать, изображать предметы по признакам, находить отличия, продолжить ряд или найти недостающую фигуру в ряду. Для решения этих задач мы изготовили такие игры, как «Подбери фигуру», «Заштопай одеяло», «Что рядом?», «Чья лента длиннее?» и др.

Любимыми играми у ребят являются такие игры, как «Танграмм», игра-головоломка «Колумбово яйцо», которые развивают творчество, фантазию, пространственное представление, смекалку и воображение.

И, конечно, всегда нужно проводить индивидуальную работу с детьми. Ведь, как было уже отмечено, каждый ребенок воспринимает и усваивает логико-математический материал по-своему. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Есть в группе у меня одаренные дети. Например, была составлена индивидуальная программа для Казанцевой Валерии «Маленький математик-вундеркинд», которая затем участвовала в республиканском конкурсе «Умники и умницы».

3. Работа с коллегами.

• Показала открытое непосредственно образовательную деятельность в дошкольном учреждение: «Счет до 4. Число и цифра 4.».

• Защитила свой проект на районном уровне по теме: «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста».

4. Работа с родителями.

Неоценимое значение в логико-математическом развитии детей имеет взаимосвязь с родителями. Если эта работа будет проводиться в содружестве с семьей, то данная работа даст хороших результатов. Одна из главных задач в работе с родителями по данной теме – это сформировать у них самих интерес к таким играм и занятиям. Для этого были проведены:

родительские собрания — «Логико-математическое развитие детей в дошкольном возрасте», «Подготовка детей к школе», родительское собрание вместе с детьми — «Как помочь Буратино», консультации — «Учим детей логически мыслить», совместный проект — «Для чего нужна математика?».

Многие родители прислушивались к советам и рекомендациям.

С помощью родителей приобретены настольные игры, рабочие тетради способствующих логико-математическому развитию детей.

Анализ работы с дошкольниками показал, что дети овладели логическими операциями, научились самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя искать и находить способы решения практических и познавательных задач, научились мыслить более ясно и четко, стали более внимательными – все это, вместе взятое, пригодится моим воспитанникам для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе, а значит и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

Уверена, что вся проведенная работа поможет моим детям достичь хороших результатов, а так же, хочется верить, что дети все знания и умения пронесут через всю свою жизнь.

• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

• Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. – Ярославль, 2001 г.

• Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2./Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2012, 224 с.

• Корепанова М. В., Козлова С. А. Моя математика. – М.: Баласс, 2008.

• Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М.:Центр педаг. образ., 2015.

• Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарий занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.

• Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия/ Л. В. Колесова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз — ступенька, два – ступенька…Математика для детей 5-6 лет.

• Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи.

• Тесты. Готов ли ребенок к школе. Память, логика, внимание. 6-7 лет.

• Папка дошкольника: «Пропись-раскраска», «Знакомимся с клеточками».

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста Во многих странах мира используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Формирование логико-математической компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе игр по методике З. Дьенеша Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники.

Формирование психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования Введение Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Описание педагогического опыта «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Математика обладает уникальным развивающим.

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Евдокимова Светлана Николаевна Тема: «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного.

Интеллектуальное развитие детей с помощью логико-математических игр «Игра -это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учёба, математика для них – труд, математика.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Слайд 1 «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры» Слайд 2 Известный.