Меню

Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

Развитие личности в обучении

Главная > Реферат >Психология

1. Формирование отношения к учению, развитие познавательных интересов и формирование нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.

1.1. Формирование отношения к учению в младшем школьном возрасте.

1.2. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности.

2. Формирование отношения к учению, развитие качеств личности в среднем школьном возрасте.

2.1. Формирование отношения к учению в среднем школьном возрасте

2.2. Развитие качеств личности в среднем школьном возрасте.

3. Формирование отношения к учению, развитие качеств личности в старшем школьном возрасте.

3.1. Формирование отношения к учению в старшем школьном возрасте.

3.2. Развитие личности и самоопределение в старшем школьном возрасте.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека.

Личность — социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) — это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.

В отечественной психологии (К.К. Платонов) выделяются четыре подструктуры личности:

-биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;

-психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.;

-опыт: умения, навыки, знания, привычки;

-направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр. [4, с.120]

Из этого видно, что природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развиваются психические функции и собственно личностное начало. Как видно, разные учения выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства (дух, направленность, сверх — Я), однако объясняют их происхождение и природу по-разному.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

С мыслью о том, что личностью не рождаются, а становятся, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения значительно расходятся. Эти расхождения понимания движущих сил развития, в частности значение общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличие специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и др. [9, с.356]

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

— физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма);

— психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.);

— социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).[6, c.320]

Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. Они вновь и вновь будут повторяться, но каждый раз наполняясь новым содержанием. Их можно назвать фазами развития личности.

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

На нашем примере мы рассмотрим, как школа влияет на развитие личности ребенка. В целом влияние школы на развитие ребенка как личности эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени около 10 лет, от 6-7 до 16-17 лет. В определенный период в жизни ребенка, школа играет существенную роль в его личностном формировании. Это- младший и начало подросткового возраста — годы ускоренного развития способностей, а старший возраст- время, наиболее благоприятствующее развитию и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.

С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные предметы и дела.

Ведущую роль в психологическом развитии детей младшего школьника играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения- интимно- личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. [10, с. 36-37]

1. Формирование отношения к учению, развитие познавательных интересов и формирование нравственных качеств личности в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

1.1. Формирование отношения к учению, развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте, формирование у младшего школьника нравственных качеств личности.

Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте. Переход к школьному обучению и ново­му образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответст­вующую позицию, открывает для дальнейшего фор­мирования его личности.

Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к школьному обучению прихо­дит ребенок, и, во-вторых, от системы тех педагогических воздействий, которые он получает.

Дети приходят в школу с жела­нием учиться, узнавать новое, с интересом к самим зна­ниям. При этом интерес к знаниям у них тесно перепле­тен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключи­тельно добросовестное и прилежное отношение к делу. [5,c.205]

Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия и значи­тельно холоднее они относятся к тем видам работы, кото­рые им напоминают занятия дошкольного типа. Экспери­ментальные беседы с учащимися I—II классов пока­зывают, что они больше любят уроки чтения, письма, арифметики, чем уроки физкультуры, рукоделия, пения. Урок они предпочитают перемене, хотят сократить кани­кулы, огорчаются, если им не дают заданий на дом. В этом отношении к учению выражаются и познаватель­ные интересы детей и переживание ими социального зна­чения их учебного труда.

Социальный смысл учения отчетливо виден из отно­шения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Такое отношение к отметке в дальнейшем исчезает; его наличие свидетельствует, что первоначально социаль­ный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в ее результате, сколько в самом процессе учеб­ного труда. Это остатки еще неизжитого отношения ре­бенка к своей деятельности, которое было типично для него в дошкольном детстве.

Читайте так же:  Йод для 6 месячного ребенка

Экспериментальные исследования, проводившиеся М. Ф. Морозовым, показали что учащихся уже в I классе начинают привлекать знания, которые требуют известной интеллектуальной активности, умственного напряжения. Особенно привлекала детей все усложняющееся содержание учебных занятий. М. Ф. Морозов приводит данные, свидетельствующие том, с каким интересом учащиеся I класса переходят от палочек и элементов букв к написанию самой буквы и целого слова, как им хочется научиться писать правильно и красиво. Аналогичные наблюдения он сделал и на уроках чтения и на уроках арифметики. И здесь они проявляют исключительную активность и старание; особенно нравится детям, когда им дается новый материал и в такой форме, что он заставляет их думать.

Таким образом, данные этого исследования опровергают имеющееся до сих пор мнение, что интересы младших школьников возникают из занимательности и поддерживаются ею.

Оказывается, что подавляющее большинство школьников предпочитали всегда сложную и трудную задачу более легкой и про­стой. Интересно, что даже введение оценки работы учи­телем не изменило принципиально характера выбора за­даний. Обобщая приведенные в исследовании М. Ф. Морозо­ва наблюдения и эксперименты, можно утверждать, что учащиеся младшего школьного возраста интересуются всеми видами серьезной учебной работы, но предпочита­ют те из них, которые, являясь более сложными и труд­ными, требуют большого умственного напряжения, ак­тивизируют мысль учащихся, дают им новые знания и умения. И еще один факт удалось установить в излагаемом исследовании. К концу младшего школьного возраста у детей начинает возникать избирательный интерес к от­дельным учебным предметам. Причем у некоторых уча­щихся он приобретает характер относительно устойчиво­го интереса, выражающегося в том, что они по собствен­ной инициативе начинают читать научно-популярную литературу по этому предмету. Данные, полу­ченные в нашем исследовании мотивов учебной деятель­ности школьников, показывают, что перелом в отно­шении учащихся к учению происходит, примерно, с III класса. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школь­ными обязанностями, стремятся пропустить урок, их ста­рательность уменьшается, авторитет учителя падает.

Развитие личности ребенка путем творческого сотрудничества семьи и школы

Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей”. Естественно, что на состояние воспитанности учащихся и выпускников школ оказывает огромное влияние вся социокультурная ситуация в обществе. Она и порождает проблемы:

  • потеря национальных ценностных ориентиров;
  • социальное расслоение общества ;
  • размывание культурного слоя нации;
  • недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями.

Я считаю, что на современном уровне в качестве основных направлений содержания воспитательной работы определены:

  • организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
  • обеспечение нравственного, духовного интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
  • организация работы по нравственному патриотическому воспитанию;
  • развитие творческих способностей, инициативы детей и взрослых;
  • приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

От многолетней позиции “делай как все” происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Каждый ребенок, как личность должен иметь свои задачи, свою жизненную программу.

Главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы учеником не был в учебе — отличником или “серым” троечником – он индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Одним из самых существенных решений в рамках модернизации российского образования школы является сотрудничество семьи и школы, так как это два социальных института и от согласованности их действий зависит эффективность их процесса воспитания. В конвенции о правах ребенка говорится: “Ребенку для полного и гармонического развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания”. Но сегодня большинство родителей обеспокоены только материальным благосостоянием, поэтому возрастает дефицит общения родителей и детей. Недостаточно теплоты взаимодействий; уважения к старшим, к окружающим. Наших детей затягивает нынешняя действительность: алкоголизм, наркотики утрачивают свое значение такие слова, как дом, честь, патриотизм. И только на основе доверительных отношений с родителями можно вести совместную воспитательную работу. А общие дела, интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Такие проблемы, как детская преступность, наркомания не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни. Надежда Ивановна Мусихина убеждена, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую личность, учителю и родителям необходимо действовать сообща, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

При планировании работы учитываются не только особенности региона, народные традиции, школьный уклад, единство игровой и познавательной деятельности, но и семейные методы воспитания, образ жизни, материальное положение. Ведущая педагогическая идея опыта выступает в создании модели организации жизнедеятельности классного коллектива: целостной системы работы учителя начальных классов с детьми и родителями, взаимодействие ребенка, родителя и учителя не только в первые четыре года обучения, но и в последующие годы пребывания в школе; в формировании личности, имеющей высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения. Только такая личность сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности и быть готовой к трем главным ролям реальной жизни — гражданина, работника, семьянина. Опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: А.Н.Леонтьева (педагогика здравого смысла); Ш.А. Амонашвили (гуманно-личностная педагогика), С.Л.Рубинштейна (педагогика сотрудничества).

Учителем соблюдается последовательность в реализации опыта. Чтобы родители могли стать помощниками школы, подключиться к решению воспитательных задач, учитель оказывает психолого-педагогическую и методическую помощь. Организована работа с родителями:

Одной из наиболее продуктивных форм работы классного руководителя с родителями является родительское собрание, которое является школой повышения педагогической культуры родителей. Здесь формируется общественное мнение, родительский коллектив. Здесь идет совместное обсуждение и принятие решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Выбор темы собрания обусловлено закономерностями развития личности ученика, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, педагогической культурой родителей. При этом отражаются интересы большинства родителей. А начинается работа с изучения семей: посещения на дому, наблюдения, анкетирования, тестирования, индивидуальных и групповых бесед, анализа детских анкет, рассказов, рисунков о семье. Собрание-мастерская “Я люблю своего ребенка” – это моделирование личности ребенка. Предлагаю анкету -анализ, в центре которой рисунок – мальчика или девочки. Слева от фигуры родители пишут все доброе, положительное, что имеется в ребенке, т.е. убеждаются в достоинствах сына или дочери, признаются сами себе в том, чем богаты их дети, в чем их родительская заслуга, что надо беречь и укреплять. Справа — качества, которые хотели бы видеть родители в ребенке завтра, через год, через пять лет, через десять лет. Отбираются качества, названные родителями чаще других и формируются цели, задачи работы с учениками на классных часах, совместных с родителями мероприятиях. Затем делаются долговременные задачи воспитания.

На этом же собрании определяются приоритетные темы для совместной деятельности с учетом возрастных особенностей. Родители и учитель заполняют таблицу, с помощью которой выявляются наиболее значимые для них темы последующих собраний, совместных видов деятельности родителей, детей и учителя. Так составляется перспективный план работы. По мере необходимости вношу свои коррективы.

К каждой встрече с родителями готовлю мини-доклады, сообщения, изучает научно-методическую литературу, готовит советы психологов, составляет памятки для родителей. Применяются практикумы, нестандартные приемы – “шкатулка откровения” и “Дерево проблем”, “Конверт настроения” и “Конверт дружеских вопросов”, “Корзина чувств”.

Привлекаются активные родители к проведению собраний, готовятся сообщения с теми родителями, чей опыт является положительным примером. К таким собраниям можно отнести семейный совет “Садимся за уроки”, дискуссию “Развитие речи и общения детей”, круглый стол “Телевизор в жизни семьи и ребенка”. На встречах с родителями проводятся различные практикумы, беседы, дискуссии, анализ результатов анкетирования детей и родителей и их сравнение.

Следующее специально отведенное время для воспитательной работы в классной жизни — час общения родителей, детей и учителя. Общение предполагает взаимодействие между членами семьи, учащимися и учителем. Час общения имеет большую значимость, но требует и немало сил в его организации и длительную подготовку.

Атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, любви, уважения создана на часе общения “Родительский дом — начало начал” (2кл.) Затронут анализ анкеты для родителей. “Модель личности ребенка”, вытекающие из нее задачи. Дети знакомили своих родных с анкетой в рисунках “Моя семья в выходной день”. Папам предложено подумать, обсудить, что же надо изменить в распределении домашних дел в выходной день, как организовать совместный отдых.

Читайте так же:  Отпуск по уходу за ребенком не включается в стаж

Речь идет об ответственности мужа и жены за воспитание детей, за все, что происходит в семье. Детей и родителей ожидали подарки, сюрпризы, игры, минута откровения. В конечном итоге все ощутили взаимопонимание, любовь и дружбу.

Материал к часу общения “Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить (3 кл.) был создан на основе анализа предварительного анкетирования детей и родителей, классного часа “Когда мои друзья со мной”, мини-сочинений “Мой самый счастливый день”. “Считаете ли своих родных друзьями и почему”, рассказов о семье. Он включает психологические ситуации, ролевые игры. Вместе с родителями придумывали диалоги, подбирали и сочиняли сценки, стихи, советы детям и родителям, учили роли, выполняли рисунки. В ходе этого мероприятия провели минуту откровения “Цветик-семицветик”, практикум для родителей и детей, тестирование “Незаконченное предложение”. Семьи инсценировали ситуации из жизни, предлагая их для обсуждения: “Нет худа без добра”, “Разнообразие”, “Мне не хватает теплоты” и другие. Не обошлось и без игр, песен и юмора. И взрослые, и дети учились анализировать, думать, играть, учились общаться.

При подготовке часа общения “Твори добро” (4кл.) основная нагрузка легла на учащихся. Они ответили на вопросы анкет “Мой герой”, “Мои желания”, написали сочинения-размышления “Мой самый близкий человек”, “Письмо другу”, нарисовали рисунки “Три типа человеческой души”, “Гора жизни”, заготовили “ключики” и “сердечко”, выучили песни, стихи, сценки. Этому общению предшествовали классные часы “Как завоевать друзей”, “Золотые ключики к сердцам”. Цели ставятся более нравственные. Дети учатся рассуждать, анализировать, сравнивать, вести беседу о душевных качествах человека. Они приобщаются к урокам добра, милосердия, целеустремленности, формированию личных качеств.

Как своеобразный открытый урок, соревнование проведён час развития. Час развития подводит итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, на встречах и во время подготовки к нему, выявляются способности детей, их увлечения. Так на встрече “Папа, мама, я – читающая семья, дети с родителями демонстрируют знания в литературных жанрах. У воспитанников появляется интерес к чтению, желание знакомства с новыми книгами.

Час развития “Этикет” – это обобщение и дополнение знаний уроков речевой культуры, знакомство с уровнями общения: “королевский”, “наш”, “дружеский”, “лучше не надо”. Практикум “Уровни речевого этикета помогают в повседневной жизни правильно употреблять слова приветствия и прощания. Час развития – это поиск ответов на вопросы.

Проблема воспитания способности детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у ребят отмечу интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие возможности творческих проявлений детей. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления. “Конкурс интеллектуалов” способствует формированию и развитие творческих способностей, созданию поисковой атмосферы, познавательной активности. “Брейн-ринг” приобщает ребят к изучению русского языка, обучает работе в группах.

Здоровье детей – главная ценность. С целью потребности в здоровом образе жизни проведены собрание-обмен мышлениями “Физическое воспитание школьников”, спортивный конкурс “Папа, мама, я – спортивная семья”, классный час “За здоровый образ жизни”. В ходе мероприятий выявлено отношение к спорту детей и родителей, к соблюдению режима дня, поднят вопрос о значимости утренней гимнастики, посещение спортивных секций.

Нельзя не отметить такой вид совместной работы, как “Вечера общения и отдыха”. Здесь выявляются способности, расширяются знания учеников, создается атмосфера для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. “Деревенские посиделки” построены так, что их можно считать продолжением уроков чтения. Главная цель его воспитания интереса и уважения к национальному художественному наследию, устному народному творчеству. Родители и дети отгадывают загадки, исполняют шутливые диалоги, читают скороговорки, проводят игры, инсценируют народные сказки.

Вечер отдыха “Святки” ближе к урокам истории. Он знакомит с историей празднования Нового года в России, с понятием “святки” и рядом христианских обычаев, обрядов в нашей станице. Хозяева встречи — родители: хозяйка, хозяин, Дед Мороз и т.д. Они одаривают “колядников”, вступают с детьми в диалоги, поют рождественские песни “Святки” способствуют развитию артистических способностей, умению веселиться в кругу одноклассников, родительского коллектива.

Хочется отметить необычность “Чествования родителей отличников и хорошистов”. Это совместный праздник для детей, родителей и учителей. И подготовка к нему общая. Вручение благодарственных писем, торжественность сменяется “веселыми уроками”, открытым родительским собранием”, смешными сценками. На сцене герои “необычной школы”, “звезды эстрады”, “съемки фильма”, а среди них мамы, папы, бабушки.

А чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к учебной деятельности, следить за их интеллектуальным ростом, провожу день открытых дверей, открытые уроки. Родителям предоставляется возможность убедиться, в успехах детей. Наблюдая за детьми на уроках, родители видят, какую помощь необходимо оказать ребенку, на что обратить внимание. Уроки строю так, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки поняли, как многому мы научились, что дети учатся в школе не только писать, считать и читать, но и быть пытливыми, любознательными, внимательными, добрыми, отзывчивыми. Посещение открытых уроков убеждает их в том, что заинтересованный труд ребенка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик. Особенно частые гости взрослые на уроках и внеклассных мероприятиях по кубановедению.

Используются самые разнообразные средства воспитательного воздействия: учебные формы; мультимедиа технологии; музыкальные сопровождения, плакаты с высказываниями, выдающихся людей, пословицами и поговорками; выставки литературы для детей и родителей; иллюстрации, детские рисунки, схемы, поделки; фотовыставки, мини-сочинения и сочинения-размышления; семейные реликвии; портреты деятелей педагогики и литературы; благодарственные письма; минуты откровения; инсценировка ситуаций из жизни школы и семьи. Все эти приемы помогают ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, своей значимости и необходимости, вызывают чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться нравственных целей.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ И СВЕРСТНИКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение, но если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим предметам. Успех или не успех в ученье также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжает иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт. В школе подросток встречается с четкой развернутой системой моральных требований. Подросток сознательно подчиняет свои побуждения тем общим ценностям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.

По мере того, как расширяется круг общения ребенка, как в классе складывается коллектив сверстников, в котором уже распределены роли и обязанности, есть определенные требования к поведению его членов, по мере развития всего этого происходит накопление нравственного опыта ребенка.

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности , а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.

Большую роль в формировании личности играет учитель. Он является организатором жизни и деятельности учеников. Отбирая содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности по конкретным классам, учителю нужно достигнуть цели воспитания.

Учебная и внеучебная деятельность учащихся будет эффективной в воспитательном отношении тогда, когда психологический смысл формы ее организации имеет объединяющий характер, то есть для осуществления деятельности требуется объединить усилия членов коллектива. Особую роль в общении школьников приобретают дискуссионные моменты, которые максимально следует создавать и использовать как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и в нерегламентированных контактах педагогов с учениками, также побуждать ребят к обсуждению между собой наиболее острых проблем их жизни.

Читайте так же:  У ребенка язва на языке лечение

Важнейшее психологическое условие эффективности деятельности коллектива – это общественная направленность дел, особенно основных, ведущих. Например, при организации общественно-полезной деятельности учащихся большую роль играет такое средство, как поручения. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми и коллективными. Учитывая психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста, очевидно целесообразно часто использовать и групповые поручения.

Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группы, которые существуют в классе, объединять симпатизирующих друг другу и дружащих между собой ребят. Педагогу надо знать, учитывать и использовать особенности этих групп, их направленность, интересы, умения и т.д. Учет этих особенностей при распределении функций в организации и выполнении деятельности значительно повышает ее эффективность.

Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность, составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.

Общение, как канал управления, «предшествует» деятельности, в которую педагоги включают школьников: через общение дается определенная инструкция по организации деятельности и вносятся нормы отношения в процессе ее реализации. Общение, как канал управления, сопровождает деятельность школьников: через общение педагог корректирует способы ее организации и реализации, координирует усилия отдельных групп учащихся, коллектива в целом, корректирует отношения, которые складываются между участниками деятельности.

Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания. Но и не маловажное значение имеет, влияние сверстников на формирование личности ребенка от этого зависит, как будут складываться отношения между индивидуумом и обществом, так в конечном итоге и сложится жизнь человека, его отношение к окружающей действительности, его социальный статус.

Поэтому необходимо педагогу умело управлять сложившимися в коллективе отношениями, чтобы сформировать всесторонне развитую гармоническую личность.

Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально экономических условиях, условиях преобразования и реформ, в условиях кризиса в общественном сознании, вызванного необычным информационным бумом во всех областях жизни современного человека, что способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества.

В этих условиях борьбы за свое существование школа как никогда призвана не только давать образование, но и создавать условия для воспитания, развития и реализации личности. Школа в данной ситуации дает возможность в знакомой и предсказуемой среде высказать и выслушать то, что тревожит и интересует сегодняшнего школьника, а также скорректировать влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в этой системе.

Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей основу воспитательной системы нашей школы составляют общечеловеческие ценности, которые, став ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.

Воспитательная работа в школе по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу. Она не всегда носит добровольный характер. Определяющая роль в ее планировании принадлежит учителю. Внеклассные мероприятия можно рассматривать как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Велика роль внеклассной работы в организации свободного времени, в развитии познавательных интересов, творческих способностей учащихся и проведении индивидуальной работы с ними. В период обучения в школе формирование личности зависит от того, насколько полно учитываются ее персональные особенности, интересы и склонности, способности и дарования. Значительная часть работы с учащимися по их интересам приходится на внеурочное время.

Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.

По мнению Ю.Б.Зотова, внеурочная работа многоцелевая [1].

Целями внеклассной работы являются:

• расширение и углубление знаний, умений и навыков;

• стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

• всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Понятие «воспитание» в педагогическом значении на наш взгляд более точно было дано Поповой М.П.: Воспитание можно определить как социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры [2].

Доминирующим направлением работы воспитательной работы является помощь в самореализации личности ребенка, т.е. личностно ориентированная направленность воспитательной работы при условии доверия ребенка и его семьи к требованиям школы, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса [3].

Главной идеей школы является воспитание личности социально адаптированной, ответственной, готовой к самоактуализации и самореализации.

Генеральной целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного), что приводит к целостному развитию личности учащегося, создание условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя. Это способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе [4].

Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы задачи воспитательной деятельности:

Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.

Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию у них основам культуры и общения, умений построения межличностных отношений.

Способствовать формированию самосознания, осознания собственного «я», оказывать помощь ребенку в самоопределении и самореализации.

Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы.

Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Привлекать учащихся к здоровому образу жизни, способствовать формированию осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

Создавать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители принимают активное участие.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе. Общечеловеческие ценности, предложенные В.А. Караковским, являются системообразующими факторами воспитательной системы [5, 6].

Основываясь на них и исходя из задач была составлена модель личности выпускника. В центре самая яркая звезда нашего созвездия – выпускник, и качества семи основных направлений характеризующие достойную, социально адаптированную личность.

Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной системы.

Деление воспитательных мероприятий по направлениям достаточно условно. Решая задачи, к примеру, направления «Земля», мы затрагиваем вопросы направления «Знание» (интеллектуальные конкурсы, научные конференции и семинары по экологическому краеведению), «Труд» (экологические субботники), «Человек (влияние экологических проблем на здоровье человека) и т.п.

Т.е. все направления Человек, Культура, Труд, Земля, Знание, Семья, Отечество, тесно взаимосвязаны между собой и направлены на формирование цельной личности [6].

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

1. Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.

3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.

7. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых [7].

В настоящее время эффективно готовить молодежь к жизни может только школа воспитывающая. Хочется закончить словами Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения учащихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов – процесс длительный и непрерывный, т.к. требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы» [8].