Меню

Развитие интереса к рисованию у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…

Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.

Нетрадиционное рисование – Искусство изображать не основываясь на традиции.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;
  • развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
  • побуждать ребенка экспериментировать;
  • поощрять и поддерживать творческие находки;
  • обогащать и расширять художественный опыт детей.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:

  • Рисование пальчиком;
  • Рисование ладошкой;
  • Оттиск печатками из картофеля;
  • Поролоновые рисунки;
  • Рисование крупой;
  • Рисование солью;
  • Рисование бумагой;
  • Рисование ватными палочками;
  • Рисование пластиковыми бутылками и пробками;
  • Рисование стеклянными шариками.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых знакомили родителей с видами нетрадиционного рисования.

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?

Литература

  1. И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений» ТЦ Сфера,2007-144 с.
  2. Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
  3. Р. Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»
  4. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.:КАРО, 2008. – 96с.
  5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М., 2010
  6. Т. С. Акуненок «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010 – №18
  7. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72 с.
  8. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду» – М. 2007г.
  9. Терещук М. Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет, журнал Воспитатель ДОУ 2010 №8

Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

первой квалификационной категории

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. Интерес к изобразительной деятельности создаётся при наличии положительных эмоций у детей, определённых педагогических условий, обогащения содержания и методов обучения, различных форм организаций занятий. Интерес играет большую роль в обучении дошкольников изобразительной деятельности, способствует развитию специальных художественных способностей. Из этого следует, что формирование его будет способствовать повышению эффективности обучения детей рисованию, лепке, аппликации.

Исходя из выше сказанного темой моей работы стало «Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Занимаясь изобразительным искусством, нетрадиционными техниками рисования, ребенок овладевает практическими навыками художника и дизайнера, осуществляет творческие замыслы, расширяет кругозор, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, творческое мышление.

Чаще всего интерес дошкольника неустойчив, или же определенная его устойчивость к тематике, материалу характеризующийся поверхностным содержанием, устоявшимися шаблонами в изображении знакомых предметов. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Из наблюдений я увидела, что большинство детей не проявляет интереса к изобразительной деятельности, не знает как и чем можно рисовать.

Свою работы я начала с изучения литературы.

Исследованиями проблем детского творчества, теориями изображения различными материалами занимались такие специалисты Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Я. Шибанова, Р. Г. Казакова, Т. В. Слепцова.

Достаточно подробно изучив теорию, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческих способностей, воображения, а также овладению навыками изобразительной деятельности у детей.

В связи с этим мною была определена цель работы:

развитие устойчивого интереса и способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, создание условий для их творческого самовыражения

и поставлены задачи: (они перед вами на экране)

  1. Вызвать интерес у детей к рисованию используя нетрадиционную технику .

2 . Развивать детское творчество и творческое воображение .

3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

4. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.

5. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности, конечно, требует участия взрослого, особенно если речь идет об освоении нетрадиционных приемов рисования. Призвание педагога — помогать ребенку открывать мир, а это значит, зная особенности детского мышления, не только вооружать его знаниями, умениями, навыками, но и максимально раскрывать творческий потенциал, учить видеть волшебное в самом обыденном.

В основе ведущей идеи моей работы лежит «Создание условий для творческого самовыражения ребенка дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, когда дети учатся не только самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, но и понимают значимость своей работы, испытывают радость и удовольствие от творчества.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы и техники: ОНИ ПЕРЕД ВАМИ

ñ рисование песком;

ñ рисование мыльными пузырями;

ñ рисование мятой бумагой;

ñ кляксография с трубочкой;

ñ печать по трафарету;

ñ монотипия предметная;

ñ кляксография обычная;

ñ пластилинография и др.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование картофелем, тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком состоит в следующем: дети рисуют простым карандашом контур; затем делают тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Читайте так же:  Рефлексия в младшем школьном возрасте

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки.

Первый способ – симметричное сложение листа пополам. Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

РИСОВАНИЕ РЕБРОМ КАРТОНА.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона. Ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

1. Введение нетрадиционных способов рисования в непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

3. Создание творческих игр.

4. Создание картотеки способов нетрадиционного рисования.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. В ходе работы я использовала разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, предоставляла возможность выбора. Создавались ситуации, где дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Работа проводилась в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками.

Особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. При организации занятий, выборе материала и темы, учитывались индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно) .

Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы, когда в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте.

В модели организации непосредственно образовательной деятельности нашей группы предусмотрено два занятия по художественному творчеству, где на одном мы изучаем и закрепляем навыки рисования, а на другом мы знакомимся либо с нетрадиционной техникой рисования, либо декоративно-прикладным искусством. Таким образом, непосредственная образовательная деятельность с использованием нетрадиционных техник проводится один раз в две недели.

Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель, кисти тонкие и толстые, картон белый и цветной, различные по толщине нитки и веревочки, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, одноразовые вилки, поролоновые штампы, свечи, листья, ватные палочки, перья, кусочки ткани, тычки, трубочки для коктейля и т. д.).

В группе регулярно оформляется выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать свои успехи в творческой деятельности. При работе с нетрадиционными техниками дети пользуются схемами последовательного выполнения работы. Весь материал находится в свободном доступе. В режиме самостоятельной деятельности. используется чаще всего вечером.

Свою работу я строила в тесном взаимодействии с семьями воспитанников:

ü Беседы с родителями.

ü Консультации для родителей.

ü Оформление тематических стендов.

ü Открытые занятия, семинары-практикумы

ü Библиотека для родителей

Мною были систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей.

Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др. (которые могут используются – в утренний отрезок времени, фрагментами на занятиях, в совместной деятельности вечером, или когда бывает свободная минутка). Также мною был составлен альбом со способами нетрадиционного рисования.

Входе своей работы я заметила, что большинство детей проявляет повышенный интерес к нетрадиционным способам рисования. Для более широкого изучения нетрадиционных способов рисования я создала в группе кружок «Волшебная шкатулочка» Цель кружка:

Использование различных техник рисования способствовало развитию поставленных задач: дети перестали бояться рисовать «неправильно», придумывают и изображают свой замысел, фантазируют. Ребята с удовольствием сочетают изобразительные материалы и приемы их использования.

Деятельность, построенная на системной, комплексной работе с использованием нетрадиционных техник рисования, повлияла на развитие интереса к изобразительному творчеству повысился, что наблюдалось в повседневной деятельности дошкольников.

Опыт своей работы я представляла на открытых занятиях, педагогическом совет МАДОУ, мной были подготовлены консультации для родителей и педагогов, которые опубликованы на сайте МАДОУ №332 «Березка».

Статья по рисованию на тему:
Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности (рисования) в развитии детей дошкольного возраста

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Предварительный просмотр:

Место работы: МБДОУ

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский РБ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЯ) В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ибрагимова Наиля Лаиковна

Актуальность. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство.

В связи с вышесказанным было выбрано следующее направление работы « Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста »

Цель работы – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формировать уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Для развития творчества и систематизации знаний воспитанников я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы

3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

6. Сформировать у детей технические навыки рисования.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Читайте так же:  Лечение простуды при первых симптомах у ребенка

Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А.Флериной, Н. П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников я изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Новизна заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях :

— от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

— от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

— от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

— от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

— от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Мои воспитанники имеют возможность самостоятельного выбора изобразительного материала. Весь материал как для традиционных техник рисования, так и для нетрадиционных находится в доступном для детей месте – «уголке детского творчества». Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес и к изобразительной и деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Интерес у детей появляется еще и потому, что занятия преимущественно проводятся комбинированными. Сначала мы рисуем фон будущего рисунка, затем какие-то прорисовки делаем карандашом или кисточкой, завершаем рисунок нетрадиционным способом. Готовим рамки для уже готовых работ. Результат такой работы радует и детей, и меня.

Опыт моей работы с дошкольниками по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности доказывает эффективность этой методики. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

• внимания, образного и логического мышления, памяти, воображения,

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности,

эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля;

Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование ( в основу которой легла педагогическая диагностика Т.С.Комаровой) по 4 критериям:

• оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;

• оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес);

• оценка продуктов деятельности (рисунки, работы по аппликации);

• оценка творческого воображения.

Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень

развития художественно-творческих способностей у детей старшей группы за 2 учебных года. Результаты диагностики показали: в начале учебного 54,5% детей –уровень ниже среднего, 45,5%-средний уровень. В конце учебного года показатели значительно улучшились – только у пяти воспитанников уровень ниже среднего – 22,7%, 68,2%-средний уровень, 9,1 – уровень выше среднего. В начале учебного года (второй год обучения) показатели остались примерно такие же, как и в конце предыдущего года. В середине учебного года уровень ниже среднего у 1 ребенка (4,6%), средний уровень — 72,7%, 22,7% — уровень выше среднего. Работы детей стали более выразительные, оригинальные. Ребята проявляют большой интерес к рисованию нетрадиционными способами. У них повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка — радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями . Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно- эстетического воспитания (например, «Нетрадиционные техники рисования», «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка», «Волшебная нить» и др.). Организовала мастер-классы для родителей «Космос» (техника: рисование мыльными пузырями), «Необычные цветы» (техника: монотипия), «Снеговик» (техника: примакивание, солевой фон), «Фантазия» (рисование манной крупой).

Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.

И родители наших воспитанников становятся активными участниками различных конкурсов, выставок («Зимняя сказка», «Удивительное рядом», «Краски осени» и др.), где как раз и демонстрируют умелое использование нетрадиционных материалов и техник. Позитивным является и тот факт, что эти работы для выставок родители готовят вместе со своими детьми.

Подготовила и провела консультацию для педагогов «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми», семинар-практикум «Рисуем красками», мастер-класс «Осенний лес» (техника: монотипия пейзажная).

Анализируя проделанную работу по данному направлению, могу с уверенностью сказать, что поставленные задачи решены полностью. В будущем планирую внедрять в работу нетрадиционные приемы аппликации и лепки.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Ведь в конце концов самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их друг с другом, придумывая новые.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Л.И. Божович подчеркивает, что благотворное влияние на продуктивность деятельности делает интерес особо ценным в педагогическом отношении. Интерес – это средство развития познавательных процессов дошкольников. Он положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте [3, с.43]. Э.А.Баранова считает, что «если дети оценивают предлагае­мое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности, поскольку становится неважным, незначимым для них» [1, с.24].

Интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию). В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ лепка входит в образовательную область «Художественное творчество». Содержание этой области направлено на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества.

Исходя из общего определения интереса как направленности личности на какую-либо деятельность, потребность в этой деятельности и положительное эмоциональное к ней отношение, под интересом дошкольника к лепке понимается сознательная устремленность ребенка к лепке, которая характеризуется такими показателями, как устойчивость, осознанность и активность.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность детей, в процессе которой они создают элементарную скульптуру, используя глину или пластилин. Лепка – увлекательное занятие для детей. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток», «шариков». Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых – облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям [4, с.6]. Овладение лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности.

Читайте так же:  Виды воображения у детей дошкольного возраста

Развитие интереса у дошкольников к лепке, по мнению В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой, – это целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем – к элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс лепки [5, с.226]. Развить интерес старших дошкольников к лепке возможно только при руководящей роли взрослого, в совместной деятельности детей и взрослых.

Все это определило цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития интереса к лепке у старших дошкольников.

Задачи исследования конкретизировали цель и были направлены на:

— изучение литературы и состояния изучаемой проблемы в практике работы дошкольных учреждений;

— выявление уровней развития интереса к лепке у старших дошкольников;

— разработка и апробация технологии развития интереса к лепке у старших дошкольников.

Анализ литературы показал, что условиями развития интереса к лепке являются сенсорная основа: активное обследование предмета перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного (сенсорного) опыта детей, наличие творческих заданий, руководство со стороны взрослого – использование словесных и наглядных методов обучения лепке. Старшие дошкольники овладеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Овладение техникой лепки способствует достижению цели и получения результата деятельности, что приводит к удовлетворению, которое получают дети от лепки, а значит и развивается интерес старших дошкольников к лепке.

При развитии интереса к лепке в работе со старшими дошкольниками используетсясловесные, наглядные, игровые, практические, творческие методы и приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания, которые возбуждают положительное отношение к лепке и служат средствами развития интереса детей.

Во всех проанализированных нами образовательных программах ДОУ («От рождения до школы», «Детство», «Радуга») ставятся определенные задачи обучения лепке старших дошкольников, среди которых имеется задача развития интереса к лепке, указываются основные методические приемы обучения лепке. Однако в программах и методических указаниях к ним нет разработанных технологий развития интереса дошкольников к лепке.

Эксперимент по изучению уровней развития интереса к лепке у детей старшего дошкольного возраста проводился на базе МБДОУ – Детский сад комбинированного вида № 29 «Ёлочка» г. Нижневартовск. В эксперименте принимали участие 40 детей старших групп (разделенные на экспериментальную и контрольную группы), 10 воспитателей этого детского сада и 20 родителей воспитанников.

На основе степени выраженности интереса у дошкольников, которая появляется в его активности (М.Ф. Беляев [2]), устойчивости (В.И. Логинова и П.Г.Саморукова [5]), осознанности (Г.Н. Щукина [6]) нами были определены критерии и показатели развития интереса к лепке у старших дошкольников (таблица 1).

Критерии и показатели развития интереса к лепке у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Выбор деятельности, связанной с лепкой из всех видов деятельности.

Стремление наблюдать, длительно рассматривать поделки, выполненные лепкой из разных материалов, выявлять их свойства и особенности.

Ребенок мотивирует свой выбор деятельности, связанной с лепкой, проявляет положительное к ней отношение.

Активное участие по собственной инициативе в деятельности, связанной с лепкой, частое, продолжительное занятие лепкой.

Стремление вылепить поделку до конца.

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни развития интереса детей старшего дошкольного возраста к лепке (таблица 2).

Характеристика уровни развития интереса к лепке у старших дошкольников

Уровень развития интереса

Характеристика уровня

Высокий уровень – 3 балла

Из всех других видов деятельности ребенок постоянно осуществляет выбор деятельности, связанной с лепкой. У него постоянно проявляется стремление наблюдать, длительно рассматривать поделки лепки, выявлять их свойства и особенности и положительное к ним отношение. Осмысленно мотивирует свой выбор деятельности, связанной с лепкой, проявляет стремление вылепить поделку до конца. У ребенка фиксируется активное участие по собственной инициативе в деятельности, связанной с лепкой.

Средний уровень – 2 балла

Выбор деятельности, связанной с лепкой ребенок осуществляет ситуативно и не всегда выбирает эту деятельность из других видов деятельности. Также он не всегда проявляет стремление наблюдать, длительно рассматривать вылепленные поделки, выявлять их свойства и особенности. Обычно быстро переключается с деятельности, связанной с лепкой, на другую деятельность. Проявляет положительное отношение к лепке, но не всегда может мотивировать свой выбор деятельности, связанной с ней. Не всегда по собственной инициативе принимает участие в лепке. Не всегда доделывает поделку до конца.

Низкий уровень – 1 балл

Ребенок совсем не выбирает деятельность, связанную с лепкой в качестве интересной для него самого, а предпочитает заниматься другими видами деятельности. Нет положительного отношения к лепке, не наблюдается стремления длительно рассматривать вылепленные поделки, выявлять их свойства и особенности. Не может мотивировать свой выбор лепки среди других видов деятельности. Не проявляет активности к участию в деятельности, связанной с лепкой. Не доделывает поделку до конца.

Для определения уровня развития интереса к лепке у старших дошкольников использовались методы: наблюдение, беседа, диагностическое творческое задание.

Для оценки устойчивостиинтереса к лепке использовались наблюдение в уголке изобразительной деятельности и беседа. Цель наблюдения: определить, выбирает ли ребенок лепку из всех других видов деятельности, имеется ли у него положительное к ней отношение, наличие положительных эмоций.

Диагностическая беседа с ребенком проводилась по вопросам: 1.Есть ли у тебя дома материал для лепки? Какой? 2.Любишь ли лепить? Почему ты любишь лепить? 3.Дома кто-то тебе помогает лепить поделки? 4.Хранятся ли дома твои поделки на полочке, в шкафу?

Для оценки осознанности интереса к лепке каждому ребенку показывалась выставка вылепленных воспитателями, другими детьми поделок и проводились наблюдение и беседа. Цель наблюдения: выявить стремление ребенка наблюдать, длительно рассматривать вылепленные поделки, задавать вопросы, направленные на получение знаний об особенностях техники лепки, материалов для лепки. Фиксируется время, в течение которого ребенок рассматривает выставку, вопросы, которые он задает, желание узнать что-то новое для себя по лепке.

Цель беседы: определить, мотивирует ли ребенок свой выбор деятельности, связанной с лепкой. Вопросы беседы: 1.Какие из поделок тебе больше всего нравятся? Почему? 2.Что изображают эти поделки? 3.Из каких материалов сделаны эти поделки? 4.Хотел(а) бы ты научиться делать такие же поделки? 5.Для чего бы ты хотел(а) научиться лепить?

Для оценки активности интереса к лепке давалось творческое задание изготовить поделку по собственному замыслу. Цели: выявить активность ребенка и оценить стремление доделать поделку до конца.

По сумме набранных баллов все старшие дошкольники были разделены на 3 группы: с высоким уровнем развития интереса к лепке – 8-9 баллов; со средним уровнем – 5-7 балл; с низким уровнем – 4 балла и меньше.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что старшие дошкольники имели низкий уровень развития интереса к лепке. В экспериментальной группе этот уровень имели 72,2% (13 детей), в контрольной группе – 63,6% (14 детей). Высокий уровень не обнаружен ни у кого из детей. Средний уровень имеется у 27,8% (5 детей) экспериментальной группы и у 36,4% (8 детей) контрольной группы. Это означает, что у детей недостаточно развиты устойчивость интереса, связанная с выбором лепки как самого интересного для ребенка вида деятельности среди других видов деятельности, осознанности интереса, т.е. отсутствие мотивов лепки и проявлением положительного отношения к ней, активность интереса, которая проявляется в активном участии по собственной инициативе ребенка в деятельности, связанной с лепкой и стремлением доделать поделку до конца.

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, говорят о необходимости применения специально разработанной педагогической технологии по развитию интереса к лепке у старших дошкольников.

Технология, разработанная и апробаванная нами в экспериментальной группе детей, имела цель: развить интерес к лепке у старших дошкольников.

Технология включает три тематических блока: 1-ый блок «Что за чудо – пластилин (знакомство с материалом)!», 2-ой блок «Рисуем пластилином (сюжетная лепка в технике пластилинографии и тестопластики)», 3-ий блок «Декоративная лепка».

Развитие интереса к лепке у старших дошкольников по нашей технологии проводится в 3 этапа, которые реализуются последовательно: педагогическая работа с детьми на первом этапе направлена на развитие устойчивости интереса к лепке на основе расширения и обогащения представлений и знаний детей о лепке; закрепление приемов и способов лепки. На втором этапе усилия воспитателей направлены на развитие осознанности интереса клепке за счет овладения нетрадиционными техниками лепки (пластилинопластики, тестопластики, рельефной лепки). На третьем этапе организуется самостоятельная творческая деятельность детей по декоративной лепке, цель которой – развитие активности интереса к лепке. На всех этапах работы по технологии отрабатывались приемы и способы лепки.

Средствами развития интереса дошкольников к лепке служат образцы поделок, иллюстрации, фотографии. Воспитателями специально организуется предметно-развивающая среда в группе детского сада: уголок изобразительной деятельности; альбомы с иллюстрациями, фотографиями, схемами для лепки; постоянно действующие выставки поделок лепки взрослых и детей.

Особенностью реализованной нами технологии является тесное сотрудничество с родителями детей. Главная задача педагога, работающего по разработанной нами технологии, – убеждать, просвещать и настраивать родителей на развитие интереса детей к лепке, информировать родителей о методах и способах приобщения ребёнка к художественному творчеству, лепке. Для родителей воспитанников старших групп был проведен семинар-практикум на тему «Домашняя мастерская (лепка)», цель которого – учить родителей развивать интерес к лепке у старших дошкольников.

Результаты экспериментальной работы показали эффективность разработанной технологии: 83,3% (15 чел.) детей экспериментальной группы продемонстрировали положительную динамику развития интереса к лепке по всем его показателям (устойчивости, осознанности и активности), в контрольной группе, где технология не применялась, такой динамики не обнаружено.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1.Технологияразвития интереса к лепке у старших дошкольников действительно эффективна, благодаря тому, что под интересом мы понимали устойчивую активность, которая характеризуются общей сознательной устремленностью ребенка к лепке как интересной для него деятельности, эмоционально насыщенной и влияющей на повышение продуктивности лепки.

2. Для развития интереса старших дошкольников к лепке используются адекватные содержанию методы: словесные (беседа, объяснение, рассказ воспитателя); наглядные (наблюдения, показ технологии лепки, рассматривание иллюстраций, фотографий); игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты, отгадывание загадок, игра-путешествие); частично-поисковые и исследовательские (экспериментирование, моделирование, конструирование).

Список литературы

Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьни­ков и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.

Беляев, М.Ф. Психология интереса [Текст] / М.Ф. Беляев. – Иркутск, 1957. – 194 с.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Владос, 2007. – 347 с.

Доронова, Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 203 с.

Дошкольная педагогика [Текст]; под ред. В.И. Логиновой и П.Г.Саморуковой. – М.: Владос, 2003. – 359 с.

Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1999. – 263 с.