Меню

Развитие и воспитание ребенка 1 год

Оглавление:

От года до двух: основные этапы развития и взросления ребенка

На что обратить внимание в развитии ребенка в 1 год жизни и последующие месяцы. У малюток до 2 лет происходит накапливание словаря, освоение горшечных.

12 месяцев родители с нетерпением и удивлением наблюдали, как быстро меняется их малыш. Развитие ребенка в 1 год и последующие месяцы уже не будет таким стремительным, но все же взрослым необходимо знать, какие навыки должен приобрести малыш, и на что обратить внимание в его воспитании.

Год и 1 месяц

Возможно ваш ребенок еще недостаточно освоил новый способ передвижения – хождение, делает это неуверенно, переваливаясь с боку на бок, как медведь. Но открывающиеся перед ним новые горизонты неопознанного и неисследованного, позволяют малышу еще активнее изучать окружающий мир, чем приносит немало хлопот родным. Залезая за чем-нибудь интересным на стол или подоконник, кроха не в состоянии слезть обратно, поэтому должна быть постоянно под присмотром.

Многие родители недооценивают речевые способности своего малыша, принимая во внимание только его активный словарь, который пока довольно скуп: мама, ляля, дай — около 10 сочетаний из простых слогов. На самом деле у малюток до двух лет происходит накапливание пассивного словаря. К примеру, ребенок после года уже вполне понимает простейшие просьбы: дай шарик, принеси кубик.

Что еще умеет дитя в 13 месяцев:

  • толкает, тянет за собой игрушки;
  • интересуется предметами обихода, понимает их предназначение;
  • ищет общения с другими малышами;
  • экспериментирует со своим голосом (повышает, понижает интонацию, издает новые звуки).

Год и 2 месяца

После 13 месяцев детям все больше приедается компания мамы и папы, поэтому старайтесь чаще гулять с ребенком в таких местах, где много других ребят: песочницах, парках, игровых центрах.

Достижения малыша в год и 2 месяца: отличает голоса родных от чужих ему людей, хорошо ходит без родительской поддержки, имитирует звуки некоторых животных, просит помощи у родителей жестами и «своими» словами.

Обогащение словарного запаса заметно, после того как малыш начинает выполнять много новых просьб родных: подойди, покажи где…, принеси.

Чадо проявляет чувства к близким и любимым игрушкам: может обнять, поцеловать, пожалеть.

У родителей все больше появляется вопросов по воспитанию, ведь растущее желание ребенка к самовыражению выливается в капризы и истерики. Если на все предложения взрослых, дитя постоянно отвечает твердое «неть», возможно вы сами переборщили с запретами.

На вопросительные «Ы?» крохи старайтесь подробно объяснять и рассказывать: что такое, зачем нужно, и почему опасно.

Год и 3 месяца

После 15-го месяца жизни у малыша заметно растет стремление к самостоятельности. Не пресекайте его. Запаситесь терпением, сменной одеждой, едой и позвольте ребенку самому есть и пить.

То же касается и остальных дел, которые под силу крохе. Не торопитесь на помощь, если знаете, что малыш пытается достать закатившуюся игрушку или подвинуть свой стульчик. Просто будьте рядом.

Чем порадует родителей чадо в 15 месяцев:

  • подражает действиям взрослых: кашляет, чихает, стучит по клавиатуре,
  • листает книжки, «разговаривает по телефону»;
  • умеет играть в «ладушки», прощаться ручкой;
  • во время ходьбы несет или толкает предмет;
  • «проверяет» маму с папой, нарушая запреты.

Год 4 месяца

Многие родители могут заметить неприятные перемены в поведении ребенка – капризность и переменчивое настроение. Постарайтесь отвлекать малыша, предоставьте возможности для «насыщения» его сенсорных чувств, не ограничивайте в познании окружающего мира.

Что делает кроха в год и 4 месяца: балуется, становясь на пальчики во время ходьбы, кружится; ругается, если нарушается привычный ему порядок, например, после того как что-то переставляют или убирают; начинает играть в простейшие сюжетные игры (кормит, укладывает спать любимые игрушки); может отказаться от еды, не пробует новые продукты.

До двух лет ребенку нужно освоить горшечные премудрости, после года и 4 месяцев наступает лучшее время для знакомства с этим важным предметом. Если отложить процесс приучения, крошка может привыкнуть к тому, что можно ходить в штанишки.

Год и 5 месяцев

Если после года в словаре вашего чада было около 10 слов, теперь их количество быстро растет. Это касается большинства детей, но и родителям, ребенок которых пока не говорит, не стоит переживать. До трех лет развитие речи происходит по индивидуальному графику.

Из новых навыков к 17 месяцам у детей появляются следующие: ходят по кругу, умеют бегать; шагают по ступенькам; складывают несколько кубиков; показывают обиду; умеют манипулировать ложкой; залезают в труднодоступные места при помощи подставок (например, табурета); знают некоторые части тела.

К этому возрасту ребенок способен к простейшей систематизации знакомых предметов. Например, по вашей просьбе соберет только мячи.

Год и 6 месяцев

Дитя полутора лет заметно отличается от годовасика. Это уже довольно самостоятельный человечек, который вполне освоил действия со столовыми приборами; выполняет некоторые гигиенические процедуры (причесывается, чистит зубки, моет ручки, вытирается); подолгу играет сам; знает, где и что находится в его жилище; хорошо передвигается, огибая преграды.

Все это дает малышу почувствовать свою значимость. Но ему также важно знать, что и вы его воспринимаете как взрослого. Учитывайте это в своем воспитании, поддерживайте ребенка, хвалите за выполнение поручений, уважайте его личность.

Речевые способности также нужно развивать. Говорите правильным, красивым языком. Не переходите на его упрощенные словечки типа «би-би», «ав-ав», которых, кстати, вместо 10, их уже более 40 в арсенале ребенка.

Дети полутора лет в состоянии различить несколько цветов, узнают простейшие геометрические формы, понимают, как собрать в нужной последовательности 2-3 колечка пирамидки.


  • Год и 7 месяцев

    После полутора лет малютка учится игнорировать некоторые запреты. Он прекрасно понимает, что нельзя, когда хватит, но сознательно продолжает свои действия.

    Воспитание малыша может осложниться еще и тем, что у взрослых пока не всегда получается разобраться, чего он хочет. Это заканчивается вспышками гнева и отработанным громким плачем.

    Родителям можно только пожелать набраться терпения и учиться предупреждать подобное поведение. Не допускайте переутомления и перевозбуждения крохи, избегайте «спорных» ситуаций, чаще выражайте свою любовь.

    Из умственных навыков появляется умение различать формы, размеры, цвета. Приходит понимание, что многие действия ведут за собой последствия, например, дитя зажмуривается, кидая на пол предмет.

    Год и 8 месяцев

    После 20 месяцев дети все больше принимают участие в жизни родителей. В этом возрасте их вполне можно приобщить к процессу приготовления обеда, сервировке стола, и даже уборке дома. Скорее всего, после этого домашних хлопот только прибавится, но совсем скоро малыш станет настоящим помощником.

    Иногда кажется, что процесс воспитания зашел в тупик, ведь у ребенка появилось категоричное «нет», которое сложно побороть. Не переживайте, это временно, в конце концов, всегда можно договориться, ведь взрослые пока еще хитрее маленького бунтаря.

    После полутора лет дети все больше интересуются своими сверстниками, теперь они не просто стоят рядом, а принимают непосредственное участие в совместных играх.

    Год и 9 месяцев

    Неуёмной энергии малышей 21 месяца жизни можно только позавидовать. Они без конца бегают, прыгают, залезают на спинки диванов и скатываются с них, не могут и 10 минут усидеть на месте. Дети точно знают и помнят, где находятся сладости, а где оставленные вчера игрушки.

    Если с ребенком достаточно занимались, он без труда разбирается в фигурах, цветах, размерах, обожает рисовать, лепить, умеет собирать крупную мозаику, играет со шнуровками. До двух лет эти навыки будут только совершенствоваться.

    Становятся увереннее и манипуляции с ложкой, теперь даже жидкая пища попадает в рот с минимальными потерями.

    Год и 10 месяцев

    Год и 10 – возраст, когда милые припухлости и складочки крошки совсем исчезают. Теперь малыш выше и стройнее, чем был еще до полутора лет. Становятся совершеннее волевые способности – в год и 10 ребенок может «отложить» свой плач, чтобы выслушать родителя.

    Возникающие желания малютки бывают просто невыполнимыми, что вызывает бурную реакцию с его стороны. Поэтому не забывайте, правильное воспитание исключает физические наказания, лучше учитесь договариваться с детьми.

    В год и 10 детки уже начинают разбирать игрушки, а значит, нужно следить, чтобы мелкие детали не попали в ротик.

    Год и 11 месяцев

    Координация движений ребеночка все более совершенна. В год и 10-11 месяцев он умеет прыгать на одной ноге, идти задом наперед, танцевать, повторять движения за взрослым, шагать по ступенькам, опираясь на одну ножку.

    За месяц до 2 лет многие детки уже сами одеваются. Предметы взрослого обихода часто предпочтительнее для них, чем игрушки.

    Уделяйте внимание воспитанию в ребенке социальных навыков: пресекайте драчливость, учите делиться.

    Многие ребята этого возраста оперируют уже около 200 слов, складывают небольшие предложения.

    Двигательные навыки к этому возрасту обычно «выравниваются», прибавляется умение ходить по перекладине, пролезать через обруч.

    Если количество произносимых ребенком слов обычно очень индивидуально и не поддается нормам до 3 лет, то с пониманием речи взрослых у малышей обычно все в порядке. Старайтесь следить за тем, что говорите в присутствии ребенка, ведь ваша речь для него сейчас эталон.

    Воспитание детей – наука сложная, требующая подчас всех сил и возможностей. Но они бывают маленькими лишь раз, поэтому не упустите ни одной важной минуты.

    Психология воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

    Рождаясь, дети приходят в наш мир абсолютно чистыми и открытыми ко всему новому. И от нас с вами зависит, то какими они вырастут: щедрыми или скупыми, завистливыми или самодостаточными, нежными или грубыми.

    Ученые так и не пришли к единому мнению, что же в большей степени влияет на формирование личности человека: биологические факторы (задатки) или социальные (общественные установки). Конечно, у каждого новорождённого уже существуют свои особенности темперамента, способности и наклонности, переданные им предками.

    Но с течением жизни, под влиянием социума к ним прибавляются дополнительные черты характера. Именно совокупность наследственности и воспитания делают столь неповторимыми и яркими индивидуальности.

    Самый большой скачок в развитие дети совершают с 0 до 3 лет. Если в возрастном периоде от рождения до года родителям необходимо заботиться о полноценном физическом развитии малыша, то с 1 до 2 лет важно уделить внимание становлению речи и формированию гармоничной картины мира.

    Методы и задачи воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

    К своему первому дню рождения малыш пробует ходить, может говорить пару слов. Успехи просто феноменальны, но самое интересное ждет впереди. Неожиданно ваша крошка стала капризничать, настойчиво требовать то что еще не под силу.

    Не стоит пугаться и отчаиваться. Это наступил кризис одного года, в литературе у него много названий: «Я сам», «период непослушания». Суть заключается в одном: ваш малыш как бы «опьянен» своими потрясающими достижениями, ему кажется, что он может больше.

    Поэтому он сосредоточенно стучит по компьютерной клавиатуре, размазывает мамину помаду по стене, тянется к кипящей кастрюле и наотрез отказываться одеваться. Сложный этап для родителей.

    Но важный для перехода на следующую ступень психического взросления. Основной задачей становится перевод необузданной разрушающей энергии в созидательную и мирную.

    Опасным стремлениям найдите адекватную замену. В этом нелегком деле вам может послужить помощью чувство юмора, творческий подход и умение играть.

    Физическое и психологическое воспитания ребенка секреты

    Основной вид деятельности у карапузов в год, в 2 и в 3 – это игра. С помощью незатейливых потешек, стишков, накопленных многими поколениями, вы существенно облегчите себе жизнь. Сейчас еще ребенок не может самостоятельно организовать интересное развлечение.

    Читайте так же:  План работы с семьями детей инвалидов

    Он может длительно рассматривать предметы, осуществлять простые манипуляции. Покажите ему все возможности игрушек. Как куколка может ходить, машинка перевозить товары, лягушка прыгать. Вместе лечите «больного» мишку, варите обед для зайчика.

    Не забывайте внимательно следить за забавами. Это будет вам уроком. В детской игре отражается понятия о мире, о семье. Наблюдение позволит вам вовремя скорректировать или устранить негативные установки или представления.

    Правильное воспитание ребенка — как правильно воспитывать детей

    В каждой культуре свои мнения о методах и стилях воспитания. Но есть один общий момент. Это любовь. Принятие своего чада таким, какой он есть. Дарите им столь необходимое внимание, заботу, ласку. От года до двух малыш совсем еще маленький, связь с родителями, особенно с мамой крепкая и нерушимая.

    Даже увлёкшись каким-либо делом, ваша кровинка всегда старается держать в поле зрения маму или папу. Отвечайте им тем же. Оказывая поддержку, сопереживание вы наделяете своего карапуза уверенностью и смелостью.

    Любить и исполнять все капризы – вещи разные. Не путайте. Если у вас мальчик от поцелуев, объятий и других выражений своих чувств он не станет менее мужественным в будущем. А при их нехватке, вероятно, будет закомплексованным, раздражительным и нерешительным.

    Что подтверждается научными наблюдениями за детьми, которые воспитывались в детских домах.

    Как воспитать ребенка в год рекомендации

    Прожив с вами целый год, младенец многому обучается. Теперь это уже не тот грудничок, который подолгу спал, ел, а потом опять засыпал. Сейчас ему нужно больше свободы, но с вами расставаться он тоже не собирается.

    Этот этап не зря называют «юбочным», малышок всегда стремиться быть рядом, все повторять. Удивительно как много он успевает. Попала в руки расческа – пытается расчесаться, стуча ей по голове. Ухватил папин телефон – подносит к уху. Взял пульт и направляет в телевизор.

    Они копируют буквально все, считают поведение взрослых эталонным. Есть старая добрая истина — воспитание ребенка начинается с себя. Понаблюдайте за собой. Как вы ведете себя когда что-либо не получается? А когда приходите домой уставшими с работы? Будьте с собой честны, это ваш ребенок.

    Если в его поведении вас что-то расстраивает, помните что это вы его наградили. Необходимо отметить, что тут говориться о детях без медицински обусловленных отклонений в поведении.

    Воспитание ребенка в 2 года

    У двухлетнего уже больше всего получается. В репертуаре запас слов, которыми он может с вами изъясняться.

    Движения более ориентированные и уверенные. Самое время приучать самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры, убирать за собой игрушки, аккуратно кушать.

    Надевать на себя одежду. В это время часто дети начинают посещать в детский сад. Заблаговременно постарайтесь привить ему все эти навыки, тогда он себя в детском коллективе будет чувствовать спокойнее.

    Особенности воспитания

    Особенности развития и воспитания детей 1 года жизни по гендерному признаку практически не различаются. Но вот у двухлетних различия должны быть. Воспитывать мальчика двух лет важно сильным, мужественным, но не за счет отчуждения чувств.

    Вы должны показывать свое любящее и заботливое отношение: разговаривать, целовать, гладить. К двум годам мальчики очень активны, часто набивают синяки и шишки, но это не повод ограничивать физическую подготовку.

    Воспитание девочки двух лет ориентированно на развитие творческих способностей. Им более важна эстетическая сторона.

    Делайте ей комплементы, только искренне, без фальши.

    Ошибки в воспитании

    • Несогласованность действий окружающих. Один запрещает, другой это же поощряет. Ребенку и так сложно усвоит кучу правил и норм поведения. Не создавайте сами дополнительные препятствия.
    • Обвинение и угрозы. Безусловно, нужны границы дозволенного, но при их нарушении не стоит чрезмерно сильно запугивать ребенка. Вы ведь хотите вырастить уверенного в себе инициативного гражданина.
    • Перепады настроения. Наше настроение не должно влиять на общение с ребенком. Контролируйте себя. Не срывайте на них свою злость и раздражение. Ваши требования должны быть всегда одинаковы.
    • Необоснованные запреты. Есть вещи которые нельзя делать малышам, есть даже опасные. Но ваше чадо должно четко знать почему нельзя. Незнание последствий толкает нас на эксперименты.
    • Гиперопека. Дайте малышу свободу. В любом возрасте есть вещи, которые они могут делать сами. Подарите себе свободное время, стимулируете их инициативу.
    • Недостаток времени. Детям очень важно не только наше присутствие, но и общение, взаимодействие. То что вы, приходя с работы, вместе смотрите телевизор, ничего не значит.

    Разговаривайте, рассказывайте о себе, спрашивайте как у него прошел день, во что он играл, что нового узнал.

    Календарь развития ребенка: 1 год

    До 12 месяцев ребенок находится в тесной эмоциональной связи с мамой и воспринимает себя как ее часть. А в год он становится более автономным, его личность начинает формироваться. В этот период у ребенка происходит первый внутренний конфликт: с одной стороны, он привык к тому, что мама всегда находится с ним рядом и исполняет все его желания, но в то же время ему хочется самостоятельности. Когда у него что-то не получается, он может начать капризничать, плакать и злиться. Родителям необходимо поддерживать малыша в его развитии, грамотно корректируя его поведение.

    Что умеет ребенок в 1 год?

    Годовалый малыш способен:

    • произносить самостоятельно легкие слова и имитировать звуки;
    • ходить без поддержки;
    • откусывать и жевать твердую пищу;
    • собирать пирамиду, строить несколько фигур из кубиков;
    • делать лепешки, катать колбаски из пластичного материала;
    • комментировать то, чем занят;
    • пользоваться чашкой и ложкой.

    Ребенок в один год имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия. Он по-разному ведет себя с разными людьми и проявляет самостоятельность в выборе и действиях, а также активно выражает эмоции, в том числе негативные.

    Развитие ребенка в 1 год: 7 принципов

    Я-родитель предлагает молодым мамам и папам семь нехитрых советов для того, чтобы ваш малыш быстро развивался и легко преодолел «порог одного года».

    1. Поощряйте знакомство с окружающим миром

    На годовалый возраст приходится пик познавательной активности малыша, поэтому родителям стоит поощрять желание крохи знакомиться с окружающим миром. Очень часто дети в этом возрасте совершенно не интересуются игрушками, а проявляют интерес к бытовым предметам, которыми пользуются взрослые. Так что если ваш ребенок увлеченно вертит в руках крышку от кастрюли или пробует открыть дверцу стиральной машинки, стоит дать ему возможность изучить новый объект и попробовать его «в деле»! Конечно, это не касается розеток и других опасных предметов для здоровья малыша.

    2. Уважайте самостоятельный выбор

    Пусть кроха попробует сам, без вашей помощи, выбрать игрушки, которые хочет взять с собой на прогулку, надеть ботинок или шапку, решить, какую кашу он будет есть на завтрак. Такие простые действия дадут ребенку понять, что вы уважаете его самостоятельность и считаетесь с его мнением. Если у малыша не получается какое-то действие, и он начинает капризничать и плакать – не стоит все делать вместо него: помогите ему советом. Если ребенок никак не может собрать пирамидку из колец разного диаметра, разложите перед ним кольца в нужном порядке, но собрать саму пирамидку пусть малыш попробует сам.

    3. Вместе развивайтесь физически

    Ближе к 12 месяцам ребенок активно ползает, умеет заползать под препятствие, смело карабкается по наклонной поверхности, легко залезает на кресло или диван, может стоять без поддержки взрослого и делает свои первые самостоятельные шаги.

    В год уже можно начинать делать первую зарядку: дети стараются подражать движениям взрослых. Повторение самых простых упражнений за мамой и папой принесет малышу множество веселых и увлекательных минут, а молодые мамы могут совместить приятное с полезным – «скинуть» пару килограммов!

    4. Учите пользоваться столовыми приборами

    Годовалый малыш способен пользоваться столовыми приборами за столом. Некоторые дети в возрасте года уже умеют накалывать небольшие кусочки пищи на вилку.

    5. Учите новым словам и счету

    К годовалому возрасту ребенок уже может произносить несколько слов. Чаще всего это имитирующие, облегченные слова, состоящие из простых повторяющихся звуков: ба-ба, ма-ма и т.д.

    Дети этого возраста различают имена близких людей и названия определенных предметов. Они охотно выполняют просьбы взрослых показать им мячик, кубик, стульчик или плюшевого медведя. Ребенок всегда смотрит в сторону человека, которого назвали по имени, или предмета, о котором говорят. Поэтому если вы будете вслух называть новые предметы, которые попадают в поле зрения малыша, ваш кроха быстро выучит новые слова и научится ассоциировать их с определенными объектами.

    Научить годовалого ребенка считать невозможно, однако малыш в этом возрасте вполне может запомнить значение слова «два». Раскладывайте перед крохой парные вещи – носки, перчатки, одинаковые мячики и говорите «два». Очень скоро ребенок поймет, о чем идет речь, и подражая вам, будет сам соединять вещи по парам.

    6. Не отвлекайте его от занятий

    Малыш в год понимает значения слов «можно» и «нельзя», и когда ему что-то не разрешают, он будет всеми способами показывать свое недовольство.

    Не стоит заставлять годовалого ребенка заниматься тем, чем ему не хочется. Не предлагайте крохе взять карандаши и порисовать, если он увлеченно катает по полу мячик или строит пирамиду из кубиков. Помните, что дети в этом возрасте предпочитают быть самостоятельными, поэтому попытки принудить их к нежеланным действиям вызовут лишь негативные эмоции и капризы.

    7. Запаситесь терпением

    Детские психологи отмечают, что в годовалом возрасте дети начинают увлеченно наблюдать за окружающими людьми и стремятся подражать их поведению. Они уже понимают, что с разными людьми нужно общаться по-разному, и активно используют это в своих повадках. Ребенок намного сдержаннее ведет себя в присутствии посторонних людей, а вот наедине с мамой или папой намного чаще позволяет себе капризничать. Такое поведение объясняется тем, что малыш проверяет родителей «на прочность»: готова ли мама любить его вне зависимости от того, как он себя ведет?

    Самое главное для маленького ребенка – это любовь близких, и в первую очередь, мамы. Как бы ни капризничал малыш, объясняйте ему: вам не нравится не он сам, а его поведение в этот момент. И тогда вы с удивлением обнаружите, что кризис одного года вас счастливо миновал.

    Развитие и воспитание ребенка 1 год

    Воспитание ребенка 2 лет

    Возраст ребенка от 1 до 2 лет считается одним из наиболее интересных и неповторимых периодов. Известно, что ребенок растет неравномерно: например, с года до двух он прибавляет в росте до 10 см, а вот уже на следующем году жизни — только 7–8 см. К 2 годам малыш становится заметно крепче, однако этому возрасту присущи некоторые особенности, требующие серьезного внимания родителей.

    К трехлетию — в три этапа

    Прежде чем достигнуть 3-летия, малыш проходит три этапа своей жизни. Каждому родителю необходимо знать об этом, так как понимание особенностей каждого из периодов — это путь к пониманию собственного ребенка.

    Этап 1-й: от 1 до 1,5 лет. В это время малыш начинает самостоятельно ходить и говорить, а значит, расширяется поле его деятельности. Маленькие ножки успевают повсюду, маленькие ручки залезают в шкафы и столы, ребенок часто падает, иногда ударяется о твердые предметы, об углы, набивает первые в своей жизни шишки. Этого не удалось избежать еще ни одному здоровому ребенку.

    Этап 2-й: от 1,5 до 2 лет. Ребенок продолжает заниматься исследованием всего, что находится вокруг. В этом возрасте можно заметить проявление основных черт характера маленького человечка.

    Эта 3-й: от 2 до 3 лет. В это время происходит наиболее активное развитие ребенка 2 лет в интеллектуальном отношении.

    Развитие ребенка 2 лет: накопление словарного запаса

    Как только малышу исполняется год, родители начинают слышать от него все новые слова. Конечно, большинство звуков ребенку выговаривать еще сложно, и все же в общих чертах его речь становится понятной. В это время происходит активное запоминание и накопление слов. Малыш может долгое время не повторять однажды сказанное слово, но он его не забудет: сочетание звуков надежно отложилось в памяти. Чтобы помочь ребенку быстрее запоминать новые слова, почаще разговаривайте с ним, читайте стихи, проговаривайте вслух свои и его действия, объясняйте, как называется тот или иной предмет. Необходимо уяснить всю важность этого периода: именно сейчас закладывается основа умственного развития ребенка, на которую в дальнейшем, как на леску, нанижутся все остальные знания, получаемые человеком на протяжении всей жизни. Возможно, вам покажется, что малыш слишком плохо выговаривает слова, но не спешите огорчаться: он еще такой маленький! Зато он отлично понимает, что вы ему говорите, и если вы попросите его совершить простое действие (закрыть дверь, принести ложку, положить на стол карандаш) — он с готовностью выполнит вашу просьбу.

    Читайте так же:  Воспаление печени симптомы у детей

    Воспитание ребенка 2 лет: познание окружающего мира

    Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), — просто заранее уберите их в недоступные для его рук и глаз места.

    Посвятите какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет ориентироваться в домашних вещах!

    Малыш проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!» должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом шагу.

    Занимаясь воспитанием ребенка 2 лет, вы начинаете замечать, что ему вполне достаточно уже одного «тихого часа» в день — после обеда. Все остальное время посвящено познанию окружающего пространства и, конечно, играм. Игрушками для малыша служат часто не столько зайчики, куклы и машинки, сколько предметы, с точки зрения взрослых, совершенно непригодные для игры: тарелки, газеты, молоток, целлофановые пакеты, пуговицы. Постарайтесь сдержаться и не отбирать у ребенка новые «игрушки», лучше понаблюдайте за тем, чтобы он не проглотил пуговицу или не стукнул молотком по пальчикам. Все это — развитие новых навыков и умений.

    В этом возрасте все без исключения дети много падают. И те родители, которые немедленно бросаются им на помощь, допускают ошибку: задача малыша — научиться самостоятельно падать и вставать. Не волнуйтесь, эти падения не грозят ничем серьезнее шишек и синяков: ведь у малышей очень пластичные косточки, которые практически не боятся переломов в этом возрасте. Каждое падение и последующее вставание — прекрасная тренировка для мышечной системы и вестибулярного аппарата. Более того, для правильного развития ребенка 2 лет частые падения просто необходимы: малыш учится ориентироваться в пространстве, поддерживать равновесие.

    Не спешите поднимать своего маленького сына или дочку. Сдержитесь и понаблюдайте: кряхтя, ребенок успешно поднимается сам, хватаясь за тумбочку, кресло, диван. Такой опыт учит малыша справляться с трудностями, а ведь их на жизненном пути таится немало, и вы не сможете оберегать ребенка от всего. Пусть учится!

    Как научить ребенка есть самостоятельно?

    Большинство детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на кухне и стирать детские вещи, путь каша оказывается не столько во рту, сколько на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а ваш малыш научится есть самостоятельно.

    А вот с чем надо бороться — так это с дурной привычкой ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять ребенку, что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он сразу поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два, баловство прекратится.

    Выбираем игрушки: для каждого возроста — свои!

    Для правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие возрасту игрушки. Понятно, что в полтора – два года вряд ли малыша увлечет сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так, как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и зайцы, игрушечная посуда, мячики и т. п.

    Обычно дети, достигшие полутора – двух лет, уже могут самостоятельно снимать свою одежду. Не спешите им помогать: пусть привыкают делать это сами. А вот с одеванием несколько труднее. Что ж, придется набраться терпения. Главное, когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.

    Иногда может случиться небольшой каприз: кроха отказывается надевать колготки, кофточку или носки. Не нужно ругаться и кричать, просто отвлеките ребенка чем-нибудь: расскажите ему новый стишок, спросите, с какой игрушкой он хочет идти гулять, пообещайте, что на прогулке поиграете с ним в прятки — а пока он вас внимательно слушает, наденьте то, что нужно.

    Как бы вы ни старались, все предметы в доме от малыша 1,5–2 лет спрятать не удастся. Ребенок в этом возрасте очень подвижен, что вполне естественно. Что же делать? Ругать, наказывать, отнимать? Ни в коем случае! Просто заранее уберите из его поля зрения все то, что действительно нельзя: опасные, бьющиеся и хрупкие предметы, документы, деньги и т. д. Если вы опасаетесь, что ребенок доберется до отцовских бумаг — спрячьте их в ящик стола и заприте его. Если не хотите, чтобы он повредил ваше любимое платье — уберите его «с глаз долой». Еще один выход — загородить подступы к письменному столу креслом или диванчиком, который станет для маленького шалуна непреодолимым препятствием. Все остальное оставьте малышу для исследований. Пусть рассматривает содержимое шкафов, ящиков и тумбочек, даже если все из них вскоре окажется на полу — не беда, соберете, зато ребенок провел время с пользой. Кстати, собирая все, что вытащил малыш, вы можете наконец-то навести порядок в тех ящиках, куда уже давно собирались добраться, но не было времени. Вот и получится двойная польза. Разбирая и складывая, можно попутно объяснять малышу, как называется та или иная вещица.

    Разговариваем вместе с малышом

    Как уже было сказано, годовалый ребенок начинает потихоньку выговаривать первые слова. Когда же возраст малыша подходит к полутора годам, это умение совершенствуется, и родители уже могут слышать первые связные предложения. Причем чем чаще и больше родители разговаривают с ребенком, тем быстрее их чадо научится произносить фразы и тем лучше будут построены фразы.

    Распространенная ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова, очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы, сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка — встречать каждую сказанную ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.

    Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

    Если все же вам кажется, что для своего возраста малыш разговаривает не очень хорошо или не выговаривает некоторые буквы, посоветуйтесь с логопедом. В любом случае специалист даст вам полезные практические рекомендации.

    Подвижный ребенок — это норма!

    Между 1,5 и 2 годами наступает время, которое приносит родителям много беспокойства. В этот период ребенок становится настоящим непоседой: за ним не угонишься, он успевает за несколько минут разворошить все вещи в шкафу, разбросать игрушки, разбить тарелку, десяток раз упасть и подняться. Не нужно его постоянно ругать и шлепать! Это приведет к развитию комплекса постоянной вины. А ведь ваш малыш совсем не виноват: он так устроен, что ему нужно обязательно везде залезть и все изучить.

    Если же ребенок притих, не бегает, не шалит, а почему-то сидит на одном месте, скорее пощупайте его лоб и померяйте температуру: это признак того, что малыш либо устал и хочет спать, либо приболел.

    Ребенку исполнилось два года!

    Наступило время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать этот мир — он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с игрушками — неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект, пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед сном, за игрой и уборкой комнаты.

    Еще один важный момент в воспитании ребенка 2 лет: обеспечьте малышу общество таких же, как он, карапузов. Если ребенок посещает ясли — общество ему подобных он и так имеет. Если же малыш «домашний» — познакомьте его с детьми во дворе, на детской площадке, почаще ходите с ним в гости или приглашайте к себе подруг с детьми. Ваши усилия не пропадут даром: речевое развитие пойдет семимильными шагами.

    В два года ребенок уже уверенно ходит и бегает. При этом часто страдает, спотыкаясь или налетая на разные предметы, мебель, стены. Малышу пока еще сложно координировать свои движения. Помогите ему снизить опасность травматизма. Уберите из комнаты лишние предметы, создайте простор. Ходите на прогулки, причем не по магазинам, а на стадион, на полянку или лужайку, в парк или сквер — одним словом, туда, где можно вволю побегать, а если даже упадешь, то на траву или на землю, и будет не очень больно.

    Привлекайте малыша к «взрослым» занятиям, чтобы он мог получить определенные навыки. Если вы заняты чисткой картошки — пусть подает вам клубни, а очищенные бросает в воду; убираете квартиру — предложите ему навести порядок «на своей территории»; стираете — малыш тоже может прополоскать в теплой водичке платочек или маечку.

    Никогда не отказывайтесь отвечать на вопросы ребенка, отговариваясь занятостью или усталостью. Так вы приучите малыша или молчать, или искать ответы у других людей. Не ленитесь объяснять, что такое телефон, куда летят птицы, как называется жучок, а как — дерево, для чего нужен снег и почему трава зеленая. Идя на прогулку, не останавливайтесь поболтать с каждой встреченной соседкой, а все свое внимание устремите на ребенка. Каждое «почему» и «зачем» ребенка должно получить надлежащее объяснение, даже если родителям для этого придется залезть в энциклопедию или в Интернет. Иногда вопросы могут озадачить маму с папой — что ж, подумайте, как лучше на них ответить, но не обманывайте и не оставляйте их без ответа.

    Не забывайте, что кроха копирует ваше поведение и ваш разговор. Если вы услышали от него «плохие слова» — вспомните, не мог ли он услышать их от вас в минуту гнева. Это нелегко, но необходимо: постоянно держите себя в руках, не «срывайтесь», не позволяйте себе оскорблять малыша, обзывать его, в сердцах говорить обидные вещи. Понятно, что каждый из нас может устать, нам свойственно иногда раздражаться, сердиться, даже злиться. Контролируйте себя в любой ситуации! Не позволяйте себе распускаться и безобразно кричать на малыша. Лучше разговаривайте с ним обо всем на свете. В 2,5 года ребенок обычно знает уже 300 слов, ваша задача — закрепить и развить его знания. Так вы пополните его словарный запас, а ребенок подрастет и будет с благодарностью и любовью вспоминать интересные беседы с мамой и папой.

    Читайте так же:  Панкреатин 25 ед инструкция по применению детям

    Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

    Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.

    Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.

    Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

    В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

    Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

    Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.

    В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

    Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

    Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

    Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.

    Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.

    Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.

    Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.

    Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.

    Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.

    Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.

    Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

    В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.

    Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.

    Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.

    Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.

    Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.

    К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.

    Что должен уметь ребенок в этом возрасте

    Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.

    Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.

    В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.

    В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.

    Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.

    С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.

    Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.

    К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.

    В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.

    Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.

    Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста

    Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.

    Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.

    Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.

    Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.

    Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.

    Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет

    В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.

    Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.

    Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.

    Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.

    В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.

    Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.

    Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.

    Вместо заключения

    Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.

    Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.