Меню

Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка

Влияние родительской семьи на успеваемость студентов

Дата публикации: 21.05.2016 2016-05-21

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Татусь К. Ю., Кузьмина С. В. Влияние родительской семьи на успеваемость студентов // Молодой ученый. — 2016. — №9.4. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/archive/113/29344/ (дата обращения: 13.02.2019).

В настоящее время в современной России идут серьезные изменения семейной структуры, сходные с западными тенденциями. Сюда можно отнести проживание детей в неполных семьях (с одним из родителей); в семьях, где детей воспитывают бабушки и дедушки, при наличии родителей; растет число сводных семей и др. [3]. По переписи населения в 2010 г. семьи с обоими родителями составляли 69% всех семей с детьми до 18лет, материнские семьи — 26%, отцовские- 5%, причем данных о числе сводных семей не предоставлялось. Перспективы развития института семьи и родительства многие российские и зарубежные ученые рассматривают сквозь призму двух концепций — кризиса (упадка) и модернизации (пластичности) семьи [4]. Основной вопрос, который интересует социологов в этом контексте: как процесс трансформации брака влияет на благополучие детей [1].

В повседневной жизни, среди людей, профессионально связанных с детьми (воспитатели, учителя, преподаватели, полицейские, врачи и др.), в России до сих порраспространен стереотип, согласно которому детям из неполных семей свойственно больше проблем по сравнению с детьми из полных семей. Данный стереотип активно подпитывается средствами массовой информации и негативно сказывается на успешности развития личности ребенка из ненормативных и многодетных семей, где материальное неблагополучие приравнивается к неблагополучию в целом, что становится практической проблемой [2].

В рамках поставленной проблемы авторы провели социологическое исследование цель которого выявить динамику успеваемости студентов в различных типах родительских семей. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

  1. Определить тип родительской семьи студентов;
  2. Изучить влияние социально — психологического климата в семье на успеваемость;
  3. Проанализировать влияние семейного бюджета на качество образования. Объектом исследования выступали 64 студента филиала ВГУЭС г. Артема, 1-3курсов, в возрасте 18-20лет, всех направлений подготовки.

Практически все студенты (96%) обучаются на бюджете, лишь 4% обучаются на платной основе.Исследование показало, что 30% респондентов являются единственным ребенком в семье, 46% имеютбрата/сестру и 24% проживают в многодетных семьях.

Рис.1- Количество детей в родительских семьях студентов филиала ВГУЭС.

При этом следует отметить, что успеваемость студентов из малодетных семей значительно выше, чем многодетных. Так на отлично и хорошо обучаются 62% студентов из малодетных семей против 30% из многодетных семей; на хорошо и удовлетворительно- 31%(60%); учатся с задолженностями по предметам – 7% (10%). Студенты из многодетных семейсчитают, что в их семьях присутствуют внешние факторы, отвлекающие от учебы (помощь родителям по хозяйству, в уходе за младшими членами семьи, необходимость подработки и т.д.). Большая часть наших студентов (58%) проживают с родителями, 14% – живут с ближайшими родственниками и 8% проживают самостоятельно.

Рис. 2 Местожительство студентов филиала ВГУЭС.

Если говорить о бюджете семьи, то большинство студентов (60%) измалообеспеченных семей, при чем на хорошо и удовлетворительно обучается 85%, на отлично 5% и учатся с долгами – 10%. При этом 30% студентов имеют временную работу и помогают родителям материально, 65% — не работают и 5% -работают постоянно. Среди работающих студентов 43% сессии сдают в срок и 57% — обучаются с задолженностями.

Изучая отношения в семье, 44% студентов назвали их благополучными, 26% считают,что они проживают в нормальных, устойчивых семьях, 14% говорят о том, что в семьях бывают проблемы(отсутствие жилья, или продолжительная болезнь одного из родителей,отсутствие средств на содержание семьи и др.). Конфликты, как правило, присутствуют во всех семьях, но явно выражены они в семьях 16% опрошенных студентов.

Рис. 3 Качество отношений в семье студентов филиала ВГУЭС

Немаловажную роль в успеваемости студентов играет контроль со стороны родителей. По мнению студентов — 38% родителей интересуются успехами своих детей; 36%студентов считают, что их родители никак не участвуют в процессе обучения и26%затрудняются ответить на этот вопрос.

Рис. 4 Анализ проявления родительского интереса за успеваемостью студента.

При этом 30% студентов считают, что родители помогают им в учебном процессе; 12%, студентов утверждают, что помощь происходит иногда; и 48% — учатся без помощиродителей.

Исследование показало, что 52% студентов, находящихся под контролем родителей обучаются на хорошо и отлично; 30% на хорошо и удовлетворительно и 18% учатся на удовлетворительно и с долгами.

В заключении можно сделать вывод что, большинство студентов (58%) живет с родителями и не работает (65%), а значит, зависит от родителей. Большая часть студентов(70%) проживает в благополучных и устойчивых семьях. Во многих семьях (52%) родителипроявляют интерес и помогают в учебном процессе своим детям, что дает свои результаты.

Роль семьи в воспитании подрстающего поколения

В комплексе главных задач, поставленных перед образовательной и профессиональной школой, является дальнейшее развитие педагогического единства действий в воспитании подрастающего поколения школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.

Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.

Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей — это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи.

Видимо, нет необходимости специально доказывать, что расторжение брака, как и семейная война, которая часто предшествует разводу, больше всего отражается на детях.

Дети тяжело переживают распад семьи, тем более, что они очень часто не могут разобраться во взаимоотношениях родителей. Уход из семьи отца или матери сам по себе оставляет глубокий след в психологии “брошенного” ребёнка. Конечно, далеко не всегда он в состоянии понять истинное значение происшедшего. Ещё меньше он способен сделать из этого правильные выводы, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить своё отношение к ним, свою линию поведения.

Реакция ребёнка на распад брака может быть самой различной. На эту реакцию могут оказать влияние возраст ребёнка, его характер, обстоятельства семейной жизни и отношения ребёнка с родителями. В некоторых случаях уход из семьи одного из родителей воспринимается ребёнком как трагедия. В других случаях он реагирует на это сравнительно спокойно. Подчас развод воспринимается ребёнком как избавление от нравственных и физических страданий. Девочка-восьмиклассница пишет письмо в газету “Смена”: “Вот уже несколько лет жить в нашей семье стало просто невозможно. Отец пьёт, ругается, бьёт маму. Какие у нас бывают скандалы, это описать невозможно. Отец бьёт мать чем попало: бутылками, кулаками, ногами. В доме всё переломано – двери, мебель. Года три отец совершенно ничего мне не покупает, попрекает едой и по-всяческому меня оскорбляет. Что же нам делать, мне и маленькой сестрёнке, она перешла в четвёртый класс?”

Вряд ли эти дети воспримут развод, как трагедию, скорее наоборот.

Следует ещё раз подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье.

Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.

Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются , переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.

“Зачем клад, когда в семье лад” — говорят в народе.

И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.

“Тяжело передать словами то особенно светлое чувство, когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда. До глубокой старости остаются у нас какие-то задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли”, — писал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский.

Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: “Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными”. Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами.

Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.

Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п.

В нашем городе тысячи семей, где родители хорошо понимают проблему воспитания, добросовестно относятся к воспитанию своих детей и помогают в этом школе.

Материнское и отцовское воспитание. Их нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.

Читайте так же:  Меню 7 месячного ребенка на грудном вскармливании на каждый день

Около 300 учащихся нашей Культурологической многопрофильной гимназии на вопросы: “На кого в семье ты хочешь быть похожим?” и “Кто в семье самый близкий тебе человек?” ответили: “на маму” – 58% девочек, 30% мальчиков. А “на маму, как самого близкого человека” указали 73% девочек и 63% мальчиков.

Накануне 8 марта 2005 года среди своих третьеклассников я провела анкету такого содержания:

“Если бы ты попал в беду и тебе нужно было бы посоветоваться с кем-нибудь из взрослых, кого бы ты выбрал?”. Большинство учащихся ответили: “Конечно, маму”.

“Если бы ты выбрал маму, то почему именно её?” — “Потому что мама самый добрый и душевный человек…”, “Мама умная и опытная…”, “Мама хоть и поругает, но и пожалеет”, “Мама даст самый хороший совет, она знает меня лучше, чем кто-либо другой”.

“Если бы ты мог всё, что бы ты сделал для мамы?” — “Я сделала бы так, чтобы мама всегда была здоровой и молодой, … самой счастливой и юной…, чтобы у неё не было неудач”.

Чтобы дочь стала Человеком, надо самой матери быть образцом для неё. Если мать не берёт в руки книгу, научить читать ребёнка трудно, так же как невозможно воспитать трудолюбие, если домашняя работа в семье выполняется кое-как.

Как складываются отношения отцов и детей? Существует несколько типов таких отношений. Первый – мужчина полностью и сознательно отстраняется от воспитания детей, он убеждён, что это дело матери. Ему достаточно быть хорошим работником. Часто сами же отцы потом и страдают от холодности детей, от неумения понять их сложный мир.

Другой тип отца – тип деспотический. Отец-деспот стремится к непререкаемому авторитету у детей, держит их в страхе, отдаёт беспрекословные распоряжения. Ребёнок у такого отца с раннего детства растёт в атмосфере окриков, муштры. Результат оказывается противоположным. Дети боятся такого отца, не уважают.

Третий тип – отец много сил отдаёт ребёнку, но необходимой требовательности не проявляет, не вырабатывает в сыне чувство долга. Ребёнок чувствует, что ему во всём дают поблажку, растёт баловнем.

В “Родительской педагогике” В.А.Сухомлинский писал: “Воспитывает, конечно, семья в целом, её общий дух, культура человеческих отношений. Но кто создаёт этот дух, эту культуру? Конечно же, отцы, так как без отцовской мудрости нет воспитывающей силы семьи. Родительская мудрость становится духовным достоянием детей; семейные отношения, построенные на гражданском долге, ответственности, мудрой любви и требовательной мудрости отца и матери, сами становятся огромной воспитательной силой. Но эта сила идёт от отцов, у них корень и источник”.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ.

В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

Содержание семейного воспитания определяется целью воспитания и осуществляется повседневно в привычных для ребёнка естественных условиях.

Успехи учебной деятельности школьников во многом зависят от правильной организации их самостоятельной домашней работы, целесообразного режима.

Физическое воспитание учащихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, влияющих на укрепление здоровья, на общее физическое развитие детского организма. К числу таких условий относятся рациональное питание, гигиена быта, одежды.

Руководя трудовым воспитанием детей в семье, родители опираются на известные педагогические требования к его организации: начинать трудовое воспитание как можно раньше; подбирать трудовые задания детям в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; беседовать с детьми о профессиях, рассказывать о своём трудовом пути.

Родители воспитывают у детей высокие нравственные качества, любовь к Родине, трудолюбие, честность и правдивость, простоту и скромность, чуткость и внимание, культуру поведения.

Эстетическое воспитание заключается в приобщении детей к прекрасному в жизни, труде, искусстве. Первые эстетические чувства возникают у детей очень рано, в процессе знакомства с яркими игрушками, народными сказками, музыкальными произведениями. Позже восприятие прекрасного обогащается посещением музеев, кино, театров. Постепенно на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления и понятия.

В условиях семьи большую роль играет эстетика быта: комната, в которой живёт ребёнок, вещи, окружающие его, одежда. Вся эта внешняя обстановка должна быть простой, удобной, гигиеничной, способствующей развитию художественного вкуса, созданию хорошего настроения. Удобные и простые по форме вещи, репродукции картин известных художников украшают помещение. Скромная, опрятная, изящная одежда приучает к аккуратности и критическому отношению ко всему ультрамодному и безвкусному.

В воспитательной работе с детьми родители пользуются разнообразными методами. Среди них основными являются: приучение, упражнения, убеждение, участие в деятельности, поощрение. Все эти методы применяются и в работе педагогов. Однако их использование в семье приобретает особый характер, определяемый специфичностью условий семейной жизни, своеобразием взаимоотношений родителей и детей, степенью овладения родителями педагогическими знаниями и умениями.

Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. В нём нередки ошибки, болезненно отражающиеся на жизни семьи. За исключением крайних случаев, граничащих с патологией (алкоголизм родителей, распад семьи), главной причиной неудач семейного воспитания является слабость педагогических позиций старших.

В одних случаях – это чрезмерный авторитаризм семейного воспитания, лишающий ребёнка самостоятельной линии поведения, когда отсутствует вера в силы и возможности самого ребёнка.

Другая крайность семейного воспитания, приводящая к серьёзным осложнениям, связана с изнеженностью, избалованностью детей, вытекающей из слепой, всепрощающей любви родителей к ребёнку. Будучи сами трудолюбивыми, испытав немало трудностей на своём пути, такие родители стремятся уберечь ребёнка от невзгод и лишений, создают ему приятную жизнь без труда, потакая его слабостям, идя на поводу не только его желаний, но и прихотей, воспитывая себялюбца и эгоиста.

Иной вид ошибок в семейном воспитании обусловлен отсутствием единой и определённой линии со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек и дедушек). Суровость и требовательность одних снимается всепрощающей любовью других. В этих условиях растёт приспособленец, лицемер, использующий сложившиеся отношения старших родственников.

Полная безответственность родителей в воспитании ребёнка также одна из причин неудач семьи. Опасен по своим последствиям этот нейтрализм, который выражен в формуле: “Наша забота, чтобы ребёнок, был сыт и одет, а воспитанием пусть занимается школа”. Если отец и мать проявляют равнодушие к учебным делам сына или дочери, к их внутреннему миру, это неизбежно повлечёт стремление ребёнка заполнить образовавшийся “духовный вакуум” вне дома с помощью случайных, сомнительных знакомств.

Довольно распространено стремление молодых родителей переложить свои заботы на плечи старшего поколения. Участие старших родственников в воспитании детей бывает и необходимым и полезным, но не компенсирует воспитательных влияний, особой роли матери и отца. Утрата постоянных контактов между родителями и сыном или дочерью обедняет жизнь ребёнка и может ещё больше отдалить его от самых близких людей.

Утвердиться родительскому авторитету мешают недостатки семейного воспитания. Чрезмерная материнская любовь, также как и её отсутствие, может ослеплять, делать несчастной не только мать, но и ребёнка. Самая трудная профессия – быть матерью. Любовь матери должна быть разумной, нежной и требовательной. Не случайно в народе говорят: “Что легче пуха? Сердце матери. Что твёрже камня? Сердце матери”.

“Любить детей нужно мудро, — говорил В.А. Сухомлинский, – не по-куриному. Ребёнок, воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает слов “нельзя”, “можно”, “нужно”. Он не знает своего долга перед родителями, не хочет трудиться. Ребёнку кажется, что он приносит радость родителям уже тем, что живёт на свете”.

В.А. Сухомлинский рекомендовал внедрять в семейную педагогику десять этических “нельзя”: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его”.

Таковы основы родительского авторитета.

Главным в семейном воспитании является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, поведение, родительский университет.

Вот, что пишет о своей семье ученица нашей гимназии Громова Маша: “Я учусь в 4 классе. Семья у нас маленькая и очень дружная. Мой отец – рабочий, мать – служащая. Мы вместе трудимся, вместе отдыхаем, каждый вечер после рабочего дня мы убираем квартиру, готовим ужин, рассказываем друг другу о прошедшем дне. А сколько удовольствия доставляют нам наши выходные дни. План каждого воскресенья составляем заранее. Мы ходим на концерты, в театр, иногда ездим в лес. Часто мы приглашаем пойти с нами и моих школьных товарищей. У каждого из членов семьи есть любимое занятие: отец занимается фотографией, мать увлекается рисованием, а я стихами”.

Не правда ли девочку можно назвать счастливой? А задача всех взрослых – сделать так, чтобы с такой вот любовью и гордостью о своей семье мог говорить каждый ребёнок.

В одном из журналов я прочитала о Юре Бойко, который говорит о своей матери “я её ненавижу”. Семья Юриных родителей распалась. Как в большинстве подобных случаев, больше всех пострадал ребёнок. У родителей новые семьи, а Юра воспитывается у бабушки. Мальчик по два – три года не видит матери, не слышит её голоса, лишён самого дорогого – отцовской поддержки и материнской ласки. Бабушка смотрит за внуком, любит его, но она совершенно не требовательна, не строга. Юра стал пропускать уроки, просить деньги у прохожих на улице. И вот приезжает мама. Начинаются пьянки на глазах у сына. А потом это страшное “ненавижу”.

Здесь надо строго спросить с родителей, потребовать от них выполнения святого родительского долга, а к ребёнку отнестись участливо и чутко, с теплотой и заботой, которых он лишён в семье.

В.А. Сухомлинский с пристрастием обращался к родителям: “Какая бы ни была у Вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа — воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящего отца не заменит никто”.

ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.

А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.

Родительский всеобуч начинается с подготовительной группы. Как учитель будущего первого класса я заранее знакомлюсь с родителями, говорю о тех первичных знаниях, умениях и навыках, о том развитии, которое требует от учеников обучение в первом классе. От того, как пройдёт первое занятие педагогического всеобуча, во многом зависит успех следующих встреч.

Читайте так же:  Влияние современных технологий на развитие ребенка

Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. И я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником.

Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. На них мы обсуждаем актуальные проблемы учебно–воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры. Живой интерес вызывали диспуты на тему: “Какой должна быть хорошая семья”, “Отец и мать — первые воспитатели”, “Семейное счастье — в чём оно?”

Помимо моих и родительских выступлений на занятиях организую встречи с врачами, психологами, юристами, с интересными и заслуженными людьми. Занятия строю так, чтобы в них активное участие принимали сами родители, чтобы между лектором и слушателями постоянно осуществлялась обратная связь, с помощью вопросов вовлекаю всех в активное обсуждение рассматриваемой темы.

В классе устраиваем выставки книг, журналов на педагогические темы, выставки художественного творчества, проводим читательские конференции.

На базе нашего класса организованы научный клуб “Эрудит”, театральная группа “Дружба”, хореографический ансамбль “Радуга”. Их плодотворной работе помогают родители учащихся.

Родители учащихся нашего класса принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях.

В нашей гимназии уже несколько лет работает университет для родителей, в котором занятия проводятся систематически раз в месяц. В нём развёрнута широкая пропаганда педагогической культуры среди родителей, которая способствует более тесной связи семьи и школы.

Гимназия и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.

Многие достижения, успехи я теперь связываю с тем, что нам удалось, умело организовать родительский всеобуч. Учащиеся стали отличаться уровнем воспитанности и культурой поведения в общественных местах, гимназии.

Подведение итогов работы показывает, что занятия слушателей педагогического всеобуча действительно стали уроками семейного воспитания.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания.

Индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.

Человек нашей эпохи должен уметь связать знания и практические умения с желанием и способностью вести активную общественно полезную деятельность. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка

Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
тогда чувство собственного достоинства
уступает место чувству вины.
Дороти Нолт
Американская писательница и консультант по семейным вопросам (1924 – 2005)

3 слайд. Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

4 слайд. Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

5 слайд. Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков, — это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого — безразличие и обман. В основе настоящего или истинного принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка это признание его значительности в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

6 слайд. Признание — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание — это еще в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его.

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они знают интересы собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха. Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее: 4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий.

7 слайд. Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность.

Однажды один из моих учеников так выразился о родительской доступности: “Я живу со своими родителями в разных измерениях, и поэтому мы не находим времени друг для друга”. Только имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

8 слайд. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. При перечислении своих личностных качеств многие учащиеся ставят ответственность и обязательность на последнее и предпоследнее место.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку “нет”. Родители должны помнить, что умение говорить “нет” — это обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.

9 слайд. Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Читайте так же:  Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Основные виды родительского авторитета и их характеристика

Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.

9 слайд. Важным условием воспитания является родительский авторитет— влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые классный руководитель должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

10 слайд. Авторитет любви

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям.

В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

11 слайд. Авторитет родительского положения

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок.

Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

12 слайд. Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт. Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

13 слайд. Авторитет подкупа

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются. Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают.

14 слайд. Авторитет назидания

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.

Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

15 слайд. Авторитет подавления

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно, но авторитет необходим в семье.

16 слайд. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

17 слайд. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Наконец, сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом. Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. 18 слайд. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели.

Детские заповеди от Дороти Лоу Нолт для мам, пап, бабушек и дедушек

  • Кроме еды и одежды мне нужно душевное тепло, сердечность и Ваша любовь.
  • Говорите со мной сердцем и Вашими руками, потому что слова не всегда не всегда мне понятны.
  • Не применяйте ко мне силу. Это приучит меня к мысли, что с позиции силы можно все решить. Я быстрее откликнусь, если меня просто повести за собой.
  • Не давайте лишних обещаний, потому что Вы не можете их выполнить. Я могу утратить доверие к Вам.
  • Не акцентируйте внимание на моих “плохих привычках”. Это меня будет только побуждать продолжать делать то же самое.
  • Не делайте замечаний в присутствии людей. Я больше и лучше пойму все, если Вы спокойно поговорите со мной с глазу на глаз, наедине.
  • Сделайте так, чтобы я почувствовал свою значимость и потребность, свое место в планах нашей семьи.
  • Сделайте так, чтобы я никогда не боялся утратить Вашу любовь.
  • Помогите мне понять разницу между добром и злом.
  • Поддерживайте и поощряйте меня к труду, даже тогда, когда я еще делаю сотни ошибок.
  • Не наказывайте меня за неудачи, сама неудача уже является наказанием для меня. Мягко критикуйте и оценивайте, но не меня, а мои поступки.
  • И Вы никогда не должны забывать, что ребенок учиться делать те вещи, которым вы его учите!
  • Если дети живут с враждебностью, они учатся биться.
  • Если дети живут со страхом, они учатся бояться.
  • Если дети живут с насмешкой, они учатся быть боязливыми.
  • Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.
  • Если дети живут с поощрением, они учатся доверию.
  • Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.
  • Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми.
  • Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.
  • Если дети живут в доброте и вежливости, они учатся уважать.
  • Если дети живут дружелюбности, они учатся понимать, что мир прекрасен.