Меню

Психология-жесты рук пальцев

Жесты руками и их значение

Психологи утверждают, что жесты могут сказать об эмоциях человека даже больше, чем его слова, потому что телодвижения мы, чаще всего, совершаем неосознанно, на автомате, подчиняясь внутренним ощущениям, и не всегда можем их контролировать. Поэтому полезно знать, что означают жесты, например, рук, чтобы понять, насколько искренен ваш собеседник, открыт, спокоен или взволнован и т.п.

Что означают жесты кистей рук и ладоней?

Руки человека почти всегда находятся на виду. И на них в ситуации общения всегда обращают много внимания. Если вашего оппонента обуревают сильные эмоции, то его ладони и кисти вряд ли будут находиться в покое, скорее всего, он будет что-то крутить в руках, что-то поглаживать, трогать вещи, свою одежду, волосы и т.п. Важно знать, о чем говорят жесты рук, чтобы правильно трактовать поведение своего собеседника, ориентируясь не только на слова.

Самый первый жест, который может многое сказать о человеке – это приветственное рукопожатие. Если он властная натура – будет протягивать руку первым, повернув ее ладонью вниз. Желая выказать особое уважение и даже подобострастие, люди протягивают руку, обращенную вниз ребром. Уступчивый, неконфликтный и несколько застенчивый оппонент, скорее всего, подаст вам руку, повернутую ребром вверх. У неуверенного в себе, слабохарактерного человека, рука будет напряженной и прямой, а рукопожатие слабым.

Другие жесты руками и их значение:

  • человек часто разводит руки в стороны и демонстрирует ладони – он искренен и открыт для общения;
  • скрещенные руки и ладони, наоборот, говорят о настороженности и не готовности к контакту;
  • сложенные друг на друга ладони говорят о завышенном самомнении оппонента;
  • руки в карманах, особенно если человек при этом сидит, — знак агрессии и раздражительности;
  • руки находятся в движении, человек постоянно гладит ладонями волосы, трогает лицо и т.п. – он пытается солгать;
  • человек прикрывает рукой рот – не согласен с вами, но не решается возразить;
  • прямые, прижатые друг к другу ладони – признак целеустремленного и жесткого в общении человека;
  • ладони лежат на краю стола – оппонент рассчитывает получить от вас поддержку;
  • полусогнутые кисти – собеседник не хочет конфликта, готов на любые компромиссы в общении;
  • одна рука придерживает запястье другой – человек не уверен в своих действиях и словах, но пытается взять себя в руки.

Самые распространенные жесты пальцев рук и их значение

Существуют так называемые международные жесты, которые хорошо понимают люди из разных стран мира. И нередко используют их для преодоления языкового барьера. Хотя все же, следует с осторожностью использовать некоторые жесты пальцами рук, привычные для европейцев, например, в мусульманских и некоторых других странах. Ведь здесь они могут трактоваться как неприличные.

Так все известный знак «ОК» — сложенные колечком большой и указательный пальцы – обычно является выражением одобрения. Но в Бразилии и арабских странах он означает намек на интимные отношения и считается оскорбительным. В Японии же этот жест следует понимать как вопрос «Сколько стоит?».

Значение других жестов пальцами:

  • сцепленные в «замок» пальцы – выражение молчаливого несогласия с вашими словами, даже если человек при этом улыбается, будьте уверены, что отклонит ваше предложение;
  • пальцы, сжатые в кулак, — признак сдерживаемой агрессии, ваш оппонент, скорее всего, вот-вот взорвется;
  • соединенные кончики пальцев, образующие шалаш – признак уверенности собеседника в себе, он испытывает чувство превосходства, а ваши слова вызывают у него снисходительную улыбку.

Жесты рук и их значение

Мимика и жестикуляция очень точно отражают эмоциональное состояние человека. Так точно, что даже опытные актеры не всегда могут удачно согласовать фальшивое слово и достоверный жест или искреннее выражение лица – они неизбежно «переигрывают» либо «недоигрывают». Именно поэтому маленькие дети с их обостренной интуицией хорошо «считывают» жесты рук и их значение, безошибочно распознавая рассогласование слов и движения тела.

А взрослые? Неужели они уже никогда не сумеют читать между строк? Видеть истинное лицо врага и друга?

К счастью, утраченное с возрастом можно наверстать специальным обучением или, что гораздо проще, почерпнуть полезные сведения из этой статьи!

Почему именно руки?

Нет для человека более коварного предателя, чем его руки!

Практически каждый с возрастом учится управлять выражением своего лица. Действительно, укротить дергающиеся мускулы и придать лицу выражение притворного равнодушия никому не составит большого труда. Сколько таких холодных масок с разглаженными у рта складками, стиснутыми зубами, скрывающими тревогу глазами или, напротив, скривившимися в вымученной улыбке губами мы встретим за день? Но именно это повышенное внимание к «укрощению» лица заставляет забыть о руках, которые напоказ выставляют чувства, скрываемые за напускным спокойствием и наигранной улыбкой. Стоит встретить на пути того, кто знает, что означают жесты рук, и самое сокровенное будет бесстыдно им прочитано.

Хотите узнать чужие замыслы и секреты, а свои оставить при себе? Тогда вам просто необходимо узнать о повадках и привычках этих незаменимых «конечностей», живущих своей собственной, до конца не изведанной жизнью.

Распространенные жесты

Чтобы оперативно и правильно составить представление о новом знакомом, чтобы понять, с кем имеешь дело, можно использовать данные научных наблюдений о жестах рук и их значении. Руки сидящего за столом человека могут нам о многом рассказать.

  • Все пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу. Человек настойчиво и беспощадно добивается достижения своей цели. Ему чужда сентиментальность! Если пальцы расслаблены, то негативные качества проявляются не всегда, а периодами.
  • Руки как бы держатся за край стола – пальцы лежат на столе, а запястье свисает вниз. Человек, в принципе, способен на смелый поступок, но он робкий и застенчивый, поэтому с радостью принимает помощь других.
  • Пальцы свободно лежат друг на друге «полувеером», причем большой своим кончиком лежит поверх указательного. Хозяин рук очень коммуникабельный и в полной мере проявляет свои индивидуальные черты только «на людях», то есть при поддержке со стороны.
  • Кисть как будто обхватывает мячик – пальцы полусогнуты и не прилегают плотно друг к другу, большой находится на достаточно большом расстоянии от указательного. Человек чуткий, впечатлительный, внимательный. Он не любит конфликтов и легко поддается влиянию.
  • Пальцы сжаты в кулак, большой лежит поверх указательного.Владелец рук умеет владеть собой и скрывать свои истинные чувства. С ним трудно наладить контакт, но если он станет другом, то никогда не предаст и не выдаст чужую тайну.
  • Пальцы сжаты в кулак, большой палец «спрятан» под остальными.Человек трусливый, скрытный и равнодушный. Чужие судьбы и проблемы его не интересуют, а, соответственно, друзей у него мало.

Значение жестов рук зависит от позы человека

Не только положение пальцев, но и вся поза человека, а именно, наклон головы и туловища, более полно расскажут всю правду о нем. Руки, конечно, главное, но не единственное, что указывает на определенный тип поведения. Вот несколько самых распространенных поз, которые ярко демонстрируют настроение и скрытые намерения.

  • Человек сидит прямо, не напрягаясь, согнутые в локтях руки выставлены перед собой, пальцы широко расставлены. Вся его поза говорит о том, что он готов к беседе и достижению взаимопонимания.
  • Голова сидящего человека слегка наклонена в сторону, руки лежат на коленях, пальцы широко расставлены, причем подушечки пальцев правой и левой руки соприкасаются (большой с большим, указательный с указательным и т.д.). Человек вполне компетентен, он хорошо разбирается в теме беседы, внимательно слушает и анализирует то, что говорят другие.
  • Редко встречающийся жест руки за спиной. Сидящий человек нечасто принимает такую позу в беседе, поэтому она должна насторожить. Он не хочет вникать в суть разговора и только делает вид, что слушает, а сам целиком занят своими мыслями.
  • Человек подался всем телом вперед, одна рука лежит на колене, вторая вытянута вперед, пальцы собраны вместе, указательный выставлен, как при указывающем на предмет жесте. Это прямая агрессия, когда человек хочет поймать собеседника на слове, обличить его во лжи.
  • Туловище откинуто назад, руки спрятаны под мышками. Вопреки сложившемуся мнению, принимая такую позу, человек не выражает уверенность, а старается ее продемонстрировать. В отличие от этой позы жест руки в карманах обозначает скрытность, а отнюдь не нерешительность.

Регулярное наблюдение за собой и своими собеседниками позволит заметно развить способности «угадывания» настроения, что, в свою очередь, сделает общение более продуктивным и приятным.

Руки многое могут рассказать о человеке. Рукой мы почесываем в затылке и потираем подбородок, можем держать руки за спиной или скрестить их на груди. Это самые типичные движения, свойственные любому из нас. Мы часто совершаем их бессознательно, но они многое говорят о наших личных качествах, чертах характера и желаниях. Вот анализ некоторых из них.

Протянутая рука. Во многих странах типичной формой приветствия знакомого человека является рукопожатие. В западной культуре этот жест используется также на переговорах, когда, наконец, бывает достигнуто соглашение или подписывается контракт. Но тем не менее европейцам свойственно держать дистанцию в отношениях друг с другом, поэтому, даже пожимая руку другому человеку, они держатся от него на некотором расстоянии.

В странах, где между членами семьи мужского пола не принято обниматься или целоваться, можно часто увидеть, как братья или отец с сыном приветствуют друг друга пожатием руки. Участие рук в ритуале приветствия — обычай, пришедший из далекой древности, так как с незапамятных времен люди показывали открытые ладони в знак того, что они не вооружены, а также проявляя дружественные и честные намерения. Римляне, к примеру, прикладывали руку к груди, а североамериканские индейцы поднимали руки вверх. В наше время берберы, например, прощаясь, подают руку, а потом прикладывают ее к груди, словно говоря, что уходящий человек остается у них в сердце.

Само по себе рукопожатие несет немало информации. Если оно у человека крепкое, то это указывает на его твердые намерения или сильный характер, в то время как вялое или слабое рукопожатие говорит об обратном. Тем не менее следует иметь в виду, что люди, для которых кисти рук являются орудием труда, — скажем, музыканты или хирурги, — могут пожать вам руку бережно и с осторожностью. Поэтому никогда не следует делать поспешные выводы.

Сцепленные за спиной руки. Многие люди ходят, заложив руки за спину. Такая поза очень характерна для политиков и вообще для людей, занимающих ответственные посты. Если человек заложил руки за спину, перехватив одну другой, это говорит о том, что он, видимо, ощущает некоторое превосходство над остальными, а также что он уверен в себе, своей жизненной позиции и в своем особом положении в обществе. Этот жест выражает высокое доверие к собеседнику: очевидно, что тело человека с заведенными назад руками открыто и уязвимо, а стало быть, он чувствует себя в безопасности и не ожидает никакого нападения.

Читайте так же:  Болит изгиб локтя

Как правило, в подобном случае он стоит или ходит с поднятой головой, слегка выпятив грудь. Однако если одной из заложенных за спину рук человек держит другую руку не за пальцы, а за запястье либо еще выше, ближе к локтю, то это уже является признаком фрустрации, говорит об отсутствии у него контроля над ситуацией или о попытке как-то приободрить себя. Чем сильнее сжимает одна рука кисть или локоть другой руки, тем выше внутреннее напряжение человека и тем больше степень его неуверенности в себе; чем большую робость ощущает человек, тем дальше его руки заведены за спину. Но в обычной ситуации он принимает такую позу, когда стоит или ходит, при этом он часто почесывает в затылке, то и дело поправляет галстук или ворот рубашки. Речь здесь, как правило, идет о плохом настроении человека.

Убирая руки из поля зрения своего собеседника, человек пытается скрыть состояние озабоченности, стресса, душевное волнение или фрустрацию.

Руки, скрещенные на груди. Сложенные на груди руки обычно указывают на то, что индивидуум чем-то обеспокоен или погружен в собственные мысли. Руки в таком положении могут являться также своего рода защитным барьером, который мы бессознательно ставим, чтобы никто и ничто не могло проникнуть в наше сердце. Исследования в области человеческого поведения показывают: если женщина сидит, скрестив руки на груди, это означает, что находящийся рядом субъект ей совсем не симпатичен.

Руки, опущенные вдоль тела. Если при опущенных вдоль тела руках стоящий или сидящий человек держит спину прямо, это свидетельствует о том, что он спокоен и уверен в себе. Тем не менее, когда у него не только опущены руки, но и поникли плечи, это может быть признаком огорчения, скуки или депрессии.

Поднятые руки. Это типичный жест одержавших победу спортсменов. Однако в зависимости от обстоятельств он может иметь и другие значения. Например, жертва поднимет вверх руки, как бы говоря «сдаюсь!», если ей угрожают пистолетом или каким-то другим оружием. Поднятые вверх, но одновременно разведенные в стороны руки могут истолковываться также как распростертое объятие и восприниматься как знак приветствия или расположения к собеседнику. Размахивающего руками человека лучше видно на расстоянии. Так что если мы хотим привлечь чье-то внимание, попросить кого-то о помощи или просто поприветствовать, то тоже поднимем одну или обе руки.

Руки, стискивающие одна другую. Этот жест, производимый собеседником во время разговора, может означать его скрытое напряжение или ярость. Вероятно, он пребывает в состоянии крайнего раздражения и делает над собой усилие, чтобы не взорваться. Если при этом человек сидит, то, возможно, он еще и скрестит ноги под стулом.

Руки, сжатые в кулаки. Этот жест выражает ярость или угрозу. В подобной ситуации весьма уместно присмотреться, не побелели ли у собеседника костяшки пальцев. Важно также обратить внимание на то, где именно держит он сжатые в кулаки руки: если человек при этом сидит, то, возможно, он положит их на стол; если стоит, то, вероятнее всего, опустит достаточно низко. Согласно результатам последних исследований, высота, на которой человек держит сжатые кисти рук, имеет прямую связь со степенью его фрустрации: чем выше находится кулак, тем острее неприязнь к собеседнику.

Относительно сжатых кулаков исследователи пришли и к другим неожиданным выводам. Так, например, обнаружили, что женщины очень редко прибегают к этому жесту во время разговора, из чего следует, что, по крайней мере, в качестве бессознательного действия он более свойственен мужчинам. Кроме того, выяснилось, что люди, сидящие на деловых встречах, сжав руки, редко заключают выгодные сделки, потому что их потенциальные компаньоны не всегда хотят заниматься бизнесом с теми, кто не держит на виду открытых ладоней: на подсознательном уровне это воспринимается как отсутствие порядочности или нечестность.

Заламывание рук. Трактовка данного телесного знака сходна с той, которая дается рукам, сжатым в кулаки. Заламывание рук обычно указывает на то, что человек пребывает в состоянии напряжения и тревоги, беспокойно ждет чего-то и ощущает надвигающуюся опасность. Постукивание пальцами или костяшками пальцев по столу.
Этот жест, как правило, тоже является признаком стресса, фрустрации или тревоги. Он может также указывать на скуку или подозрительное отношение к словам собеседника. Часто этот жест выражает нетерпение человека, желающего сменить тему разговора, а то и вообще поскорее закончить общение.

Руки, сложенные как при молитве. Человек, который использует этот жест, всеми силами старается убедить в чем-то своего собеседника или же хочет особо подчеркнуть что-то весьма важное в своей речи.

Потирать ладони рук. Этот жест является очевидным признаком удовлетворения тем, что уже произошло или должно произойти. Здесь бывает важна интенсивность, с которой производится само действие, потому что от этого зависит трактовка намерений человека, потирающего руки. Например, когда торговому агенту на самом деле небезразлично удовлетворение запросов клиента, в разговоре с ним он станет потирать руки быстро и энергично; если же он просто старается «подсластить пилюлю», то его движения будут более медлительными.

Подпирать рукой щеку или подбородок. Такое движение говорит о том, что собеседник анализирует все «за» и «против» и пытается сформулировать собственное мнение по обсуждаемому вопросу. Это классическая поза, в которой сидит «Мыслитель» французского скульптора Родена.

Трогать нос, потирать или поглаживать его. Подобные действия человека являются явным признаком его неуверенности в себе. Он чувствует себя неуютно в окружающей его обстановке и, кроме того, настроен негативно по отношению к происходящему. Если этот жест производит говорящий что-то человек, есть вероятность, что он пытается обмануть собеседника, хотя подтверждение догадке необходимо искать в других телесных знаках. Может и так случиться, что у человека просто зачесался нос. Как правило, тот, кто говорит неправду, не только прикасается к носу или потирает его, но и избегает встречаться глазами с собеседником, пытаясь дистанцироваться от него или опасаясь оказаться с ним лицом к лицу.

Если в ответ на слишком энергичные уговоры ретивого продавца человек потирает свой нос, это чаще всего означает его скептическое отношение к услышанному.

Потирать ухо или касаться мочки уха. Подобные действия человек совершает, когда обсуждаемая тема не слишком волнует его и он либо не желает вникать в нее, либо хочет забыть услышанное. Но иногда в такой деликатной форме он намекает, что ему есть что сказать и что он только и ждет удобного момента, чтобы включиться в разговор. Доказано, что за минуту человек может произнести около семисот слов, так что когда людям приходится долго ждать своей очереди, они часто прибегают к этому жесту, а иногда даже поднимают руку, изъявляя таким образом желание вставить свое слово.

Почесывать различные части тела. Это может быть признаком того, что человек лжет или что-то скрывает, а также означать сомнения или неуверенность в себе. Хотя, не исключена возможность, что у него и впрямь где-то зачесалось!

Почесывать шею сбоку одним или двумя пальцами. Если подобные действия совершает говорящий, можно не сомневаться, что он неискренен или не слишком уверен в правоте своих слов. Этот жест бывает характерен для оратора, который на публичном выступлении произносит речь, написанную кем-то другим. В свою очередь, если шею почесывает слушатель, возможно, он подозревает другого человека во лжи или же еще не сформировал определенного отношения к услышанному. По результатам некоторых исследований, в подобных ситуациях человек повторяет этот жест в среднем пятикратно.

Тереть или опускать глаза и недоверчиво приподнимать брови. Это типичные жесты, свидетельствующие о неискренности и возможном обмане. Человек опускает глаза, чтобы избежать визуального контакта и не выдать себя. Тем не менее, если ваш собеседник просто потер глаз, не отводя взгляда, то это, как правило, означает просто сомнение.

Ослабить ворот рубашки. Этот жест указывает на то, что человек испытывает раздражение и крайнюю степень фрустрации. Он может также свидетельствовать о том, что говорящий сообщает неправду. У некоторых людей, когда они лгут, начинается что-то вроде зуда в области шеи и на лице, и, чтобы избавиться от этого ощущения, они делают попытку ослабить контакт с одеждой, оттягивая воротник. Наблюдая у кого-нибудь подобные жесты, следует учитывать температуру в помещении и прочие факторы такого же рода, потому что очень часто человек ослабляет ворот рубашки просто оттого, что ему жарко.

Приложить руку к груди. Многие люди прибегают к этому жесту, когда чувствуют недоверие со стороны собеседника и необходимость доказывать собственное чистосердечие и порядочность. В таких случаях они инстинктивно подносят руку к сердцу, чтобы подчеркнуть искренность своих слов.

Направлять указательный палец на человека или на группу людей. Это командный жест, являющийся проявлением авторитарности. Согласно правилам хорошего тона использовать его не следует, за исключением тех случаев, когда нужно указать собеседнику направление движения и взгляда. Люди довольно часто прибегают к этому жесту в перепалках, например, при дорожно-транспортном происшествии, когда два водителя спорят, кто прав, кто виноват. Пальцем тыкают также, отчитывая детей. Возможно, именно поэтому многие из нас чувствуют себя не в своей тарелке, когда чей-то палец указывает в нашу сторону: подсознательно мы ощущаем себя в роли провинившегося ребенка, а для взрослого человека это довольно унизительно.

Держать руки в карманах. Эта поза больше свойственна мужчинам и часто говорит о состоянии некоторой нервозности, в которой находится субъект, а также о том, что ему необходимо как-то разрядиться.

Стоять подбоченясь. Про эту позу еще говорят — «упереть руки в боки». Она отражает состояние некоторой агрессивности человека и передает его определенную угрозу окружающим. Она показывает, что человек готов к действию, особенно в ситуации, в которой он чувствует себя неуютно. Женщинам свойственно стоять подбоченясь, делая таким образом акцент на формах собственного тела: в подобном случае поза приобретает подчеркнуто чувственный характер.

Так же, существуют нюансы, зачастую ускользающие от внимания неподготовленного человека, которые тем не менее были выявлены исследователями в результате наблюдения за множеством людей.

Так, говоря о будущем, человек жестикулирует обычно правой рукой; а если в отдельных случаях он использует левую руку, то его движения направлены в правую сторону. По всей очевидности, будущее ассоциируется у людей с направлением движения направо или вперед. И наоборот, когда люди говорят о прошлом, нетрудно заметить, что они указывают налево или назад. В то же время, если речь идет о происходящем в настоящий момент, жесты человека ориентированы на то, что находится прямо перед ним. Скорость жестикуляции тут значения не имеет, однако может рассказать многое относительно степени возбуждения, удовлетворенности или скованности человека в ходе беседы.

Приведенный выше список далеко не исчерпывающий. Есть множество других распространенных жестов, однако невозможно учесть все движения рук и комбинации с их участием.

Каждый раз, когда человек сознательно или инстинктивно сопровождает свои слова каким-либо жестом, он тем самым передает параллельное послание, которое иногда совпадает по смыслу с тем, что он выразил словами, а иногда нет. Когда мы оказываемся перед необходимостью разобраться в происходящем, вынести суждение о ком-то или успешно решить определенную задачу, умение истолковывать смысл наиболее распространенных телодвижений приобретает исключительную важность.

Читайте так же:  К чему снятся пятна на руках

Взгляды и жесты. Невербалика

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза». К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Читайте так же:  Иногда болит левая рука

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.