Меню

Психология профессионального обучения и воспитания

Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как правило, при обосновании диф­ференциации психологических наук имплицитно подразумевается, что каждой научной психологиче­ской дисциплине соответствует учебный предмет.

Учебная дисциплина, как правило, изоморфна соответствующей отрасли науки и в то же время име­ет отличительные особенности. К ним относятся прикладной характер учебного предмета, дидактиче­екая обработка научного знания, построение содер­жания в соответствии с логикой учебно-профессио­нальной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся.

Существенное отличие имеется в целях науки и учебного предмета. Целью науки является получение объективно нового знания, раскрытие закономерно­стей, механизмов психических явлений. Цель учеб­ного предмета — усвоение систематизированных, ди­дактически обработанных знаний, развитие учеб­но-профессионального интеллекта и гуманистиче­ское воспитание личности.

Существенны также различия предметов науки и учебной дисциплины. Предмет психологической нау­ки — новые факты, закономерности и механизмы пси­хики. Учебный предмет представляет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация. Таким образом, учебный предмет — это дидактически адаптированная, цел сориентированная и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важной отличитель­ной характеристикой науки являются методы иссле­дования учебного предмета — система технологий учебно-познавательной деятельности.

Основываясь на рассмотренных выше положени­ях, в структуре психологии профессионального обра­зования можно выделить следующие компоненты:

основы психологии профессионального обра­зования: становление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и ме­тоды исследования психологии профобразования;

возрастные особенности субъектов профессио­нального образования: периодизация становления личности, возрастные особенности человека;

психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное образова­ние, последипломное образование, социально-про­фессиональное воспитание, образовательно ориен­тированная профессиография;

психология деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъ­ект профессионализации, личностно ориентирован­ное педагогическое общение.

Раскрытие этих подпроблем обусловливает необ­ходимость рассмотрения теоретических основ психо­логии профессионального образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция профессионального становления личности. Важной частью курса являются методы психодиагностики, а также проблемы профессионального роста специа­листов.

Общая цель психологии профессионального об­разования определяется ее предметом — изучением и описанием психологических особенностей, законо­мерностей и механизмов профессионального обуче­ния, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления. Декомпозиция этой цели позволяет определить задачи учебной дис­циплины и осуществляется на основе представлен­ной выше структуры психологии профобразования.

Таким образом, психология профессионального образования как междисциплинарная отрасль науч­ного знания тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психо­логией профессий, акмеологией и вместе с тем она является самостоятельной отраслью прикладной психологии, а также учебной дисциплиной. Их отли­чие прослеживается при сравнении целей, объектов, предметов и методов исследования и изучения (табл. 3).

Учитывая важность психологии для начального профессионального образования, целесообразно по­ставить вопрос о введении в специальность 020400 — «Психология специализации» и «Психология проф­образования» с присвоением выпускникам квалифи­кации «Психолог профессионального образования».

Области профессиональной деятельности выпуск­ников этой специализации: организация психоло­гической службы, психологическое обеспечение профессионально-образовательного процесса, соци­ально-психологическое сопровождение профессио­нального становления обучаемых, преподавание личностно ориентированных курсов и проведение практикумов по развитию профессионально важных качеств и способностей.

Основными видами деятельности психолога про­фессионального образования являются:

• преподавание профессионально ориентиро­ванных психологических дисциплин;

• организация психологической службы;

профессиональное консультирование обучае­мых;

психологическая профилактика отклоняюще­гося поведения;

диагностика профессиональной пригодности и профессионально важных качеств;

разработка профессиограмм специалистов;

мониторинг профессионального развития;

Таким образом, в настоящее время имеются пред­посылки для оформления психологии профессио­нального образования как отрасли прикладной пси­хологии, как учебной дисциплины и как специализа­ции, направленной на подготовку практических пси­хологов для системы начального профессионального образования.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Психология профессионального образования — комплексная учебная дисциплина, которая ставит своими задачами изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия. В настоящем курсе в качестве системообразующего фактора использованы основные закономерности межличностного взаимодействия, которые во многом определяют успешность процесса профессионального становления личности обучаемого и его последующей работы в коллективе. В начале курса рассматриваются основные положения социальной психологии, а затем делается попытка приложить их к проблеме организации взаимоотношений в учебном коллективе.

Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина

Цель психологии профессионального образования как науки – изучение психологических закономерностей, механизмов профессионального становления человека.

Цель психологии профессионального образования как учебной дисциплины – изучение особенностей профессионального обучения, воспитания и развития человека.

Методы психологии профессионального образования как науки: общепсихологические, педагогически ориентированные специальные методы исследования.

Методы психологии профессионального образования как учебной дисциплины – психодиагностические методы.

В рамках психологии профессионального образования как учебной дисциплины рассматриваются основы психологии профессионального образования: ее становление, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования; возрастные особенности субъектов профессионального образования: периодизация становления личности, возрастные особенности человека; психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное образование, последипломное образование, социально-профессиональное воспитание, образовательно-ориентированная профессиография; психология деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно-ориентированное педагогическое общение.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Психология профессионального образования

Понятие психологии профессионального образования

Психология профессионального образования – это достаточно новая отрасль в отечественной психологии.

Психология профессионального образования занимается изучением феноменологии становления человеческой личности, психологические закономерности в процессе профессионального обучения, развития и воспитания, особенности возрастного характера субъектов профессионального образования.

Профессиональное становление – это формообразование личности и адекватной деятельности. Темпы и направление данного процесса определяются биологическими, а также социальными факторами, активностью самого человека, важными событиями в жизни и профессиональными инцидентами.

Российская научная школа психологии профобразования

Э. Ф. Зеер — основатель российской научной школы, которая исследует процесс становления личности в профессионально-образовательной сфере, его психологические и педагогические составляющие. Уникальность данных исследований заключается в том, что профессиональное становление человека рассматривается системно и непрерывно от зарождения профессиональных намерений до завершения профессиональной деятельности, вместе с этим предлагается эффективная парадигма образования личностно развивающего. Результаты исследований Зеера стали базой таких учебных дисциплин как: психология профессионального образования, основы профориентологии, психология профессий, психология профессионального развития.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблемные образовательные ситуации

На разных ступенях становления личности в профессиональном плане возникают проблемные образовательные ситуации, обусловленные психологическими аспектами.

Основные этапы развития личности и проблемы профессионального образования:

  1. Период оптации в 14–16 лет. В данный период формируются профессиональные намерения, осуществляется выбор профессионально-образовательной сферы, поступление в учебные заведения или получение профподготовки. Проблемные образовательные ситуации формирующие профессиональные намерения в этот период: психолого-педагогические методики профессионального самоопределения; определение профессиональных интересов и способностей; организация курсов подготовки и конкурсных испытаний.
  2. Период профессионального образования и подготовки в 14–23 года. В этот возрастной промежуток происходит становление мотивов учебно-профессиональной направленности, приобретение социально-профессиональных умений, знаний и навыков, подготовка к трудоустройству и самостоятельной трудовой деятельности. Образовательные ситуации, способствующие профессиональному образованию и подготовке: психология профессиональной мотивации; профессиональное обучение ориентированное на развитие личности, воспитание и развитие; наблюдение за профессиональным становлением личности; формирование базовых компетентностей у обучаемых; психологическая помощь в нахождении своего места в профессиональном мире.
  3. Период профессиональной адаптация с 18 до 25 лет. В этот период приобретается опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, освоение социально-профессиональной роли и норм поведения в профессиональном коллективе. Проблемные образовательные ситуации, которые обеспечивают профессиональную адаптацию: профессиональная социализация, самоопределение на рабочем месте, супервизия, профессиональное совершенствование.
  4. Период профессионализации с 25 до 33 лет. Для данного периода характерны высококвалифицированное исполнение профессиональных обязанностей и индивидуального стиля работы. Проблемные образовательные ситуации, которые помогает этому процессу: постоянное повышение квалификации, обеспечение конкурентоспособности на профессиональном рынке за счет самообразования и саморазвития, развитие основных квалификаций, профессиональной мобильности.
  5. Период профессионального мастерства с 33 до 55 лет. Достижения вершин в профессии, самоутверждение в своем профессиональном сообществе, индивидуальный творческий трудовой стиль. Проблемные образовательные ситуации, помогающие росту профессионального мастерства: поддержание в актуальном состояниии профессионально-психологического потенциала, самоактуализация, а также сверхнормативной профессиональной активности, создание благоприятных условий для полной реализации в профессиональной деятельности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Предмет, объект и задачи психологии профессионального образования

Психология профессионального образования очень тесно связана с общей психологией, а также с педагогической и возрастной психологией, , акмеологией, но при этом она является отдельной отраслью прикладной психологии и учебной дисциплиной.

Читайте так же:  Расчет по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году

Объектом науки психологии профессионального образования является система профессионального образования и повышения квалификации. Объектом дисциплины — психология профессионального образования является индивид на различных стадиях онтогенеза.

Предметом научной психологии профессионального образования выступает профессионально-образовательный процесс. Предмет учебной дисциплины — психология профессионального образования — это профессиональное развитие человеческой личности.

Задачи психологии профессионального образования:

  • создание психологической концепции профессионального образования;
  • раскрытие основных закономерностей и механизмов профессионального становления личности;
  • прогнозирование в развитии профессионального образования;
  • психологические закономерности профессиональной деятельности и личности обучающихся.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Транскрипт

1 Высшее профессиональное образование БАКАЛАВРИАТ Э. Ф. ЗЕЕР ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНИК Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» 2-е издание, исправленное и дополненное

2 УДК 337:159(075.8) ББК 88.4я73 З-474 Рецензенты: академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Е.А.Климов; зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии Пермского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Б. А. Вяткин З-474 Зеер Э.Ф. Психология образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф.Зеер. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издатель ский центр «Академия», с. (Сер. Бакалавриат). ISBN Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» (квалификация «бакалавр»). Психология образования новая отрасль отечественной прикладной психологии. В учебнике представлены закономерности обучения, воспитания и развития личности, феноменология становления личности, описаны возрастные особенности субъектов образования. На основе обобщения работ отечественных и зарубежных ученых, а также исследований автора изложены основные психологические аспекты образования. Для студентов учреждений высшего образования. Может быть полезен аспирантам, слушателям курсов повышения психолого-педагогической квалификации, а также педагогам системы начального и среднего образования. УДК 337:159(075.8) ББК 88.4я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Зеер Э. Ф., 2013 Образовательно-издательский центр «Академия», 2013 Оформление. Издательский центр «Академия», 2013

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Психология образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов образования. Отечественная психология к настоящему времени располагает огромным объемом знаний по психологии образования, однако они рассредоточены по различным прикладным отраслям педагогики и психологии (профессиональная педагогика, акмеология, социальная психология, психология труда, возрастная и педагогическая психология). Психология профобразования комплексная учебная дисциплина. В качестве системообразующего фактора в данном учебнике рассматривается профессиональное становление личности. Поскольку становление в основном приходится на стадию взрослости, большое внимание в книге уделено обучению и развитию именно в этом возрастном периоде. Долгие годы в отечественной и зарубежной психологии к взрослости относились как к периоду «психической окаменелости» (Э. Клапаред) и утраты способности к обучению и развитию. Однако непрерывное (последипломное) профессиональное образование позволяет преодолеть психологические ограничения и пределы развития личности, способствует более полной самореализации и достижению вершин профессиональной зрелости. Естественно, что в учебнике этим процессам также уделено значительное внимание. В материалах, посвященных проблеме модернизации образования, в качестве одного из важных концептуальных положений обновления образования провозглашен компетентностный подход. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «компетентность/компетенция» выступает в качестве тематического ядра образования обучаемых, так как обладает интегративной природой, объединяет знаниевую, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. При этом авторы стратегии модернизации подчеркивают, что в понятие «компетентностный подход» заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). 3

4 Основными единицами обновления содержания образования в материалах, посвященных проблеме модернизации, полагаются компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц приведены в работах В.И.Байденко, А.А.Вербицкого, В.А.Кальней, Г.В.Мухаметзяновой, А.М.Новикова, В.В.Серикова, И.П. Смирнова, С.Е.Шишова, Г.П.Щедровицкого, А.В.Хуторского. Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов (В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, И.А.Зимней, Л. М.Митиной, Н.В.Кузьминой, В.Д.Шадрикова, П.М.Эрдниева, И.С. Якиманской), ориентированных на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. В предлагаемых ими развивающих моделях обучения представлены также содержание учебных материалов и технологии формирования этих обобщенных единиц обучения. По нашему мнению, реализация компетентностного подхода с опорой на международный опыт при игнорировании достижений отечественной педагогики и психологии не оправдана. Следует иметь в виду, что при научном обосновании интегральных конструктов образования авторы стратегии модернизации опирались на работы П. Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Определяя содержание данного учебника, автор ориентировался на смыслообразующие идеи модернизации образования: приоритет развития личности обучаемого; формирование новых профессионально-образовательных конструктов у обучаемых; внедрение в профессионально-образовательный процесс личностно развивающих технологий. Эти концептуальные положения определили следующую структуру книги. Р а з д е л I. Введение в психологию образования. Р а з д е л II. Феноменология становления личности. Р а з д е л III. Психология развивающего образования. Р а з д е л IV. Психология обучения, воспитания и развития. Р а з д е л V. Психология педагога профессиональной школы. При написании учебника автор учитывал современные требования к проектированию учебной информации: вариативность в подходе к учебно-познавательным возможностям обучающихся; 4

5 дифференциация учебного материала в зависимости от форм и уровня образования; визуализированная презентация учебного материала. Работая над текстом, автор опирался на исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам образования, а также проводил собственный анализ: рассматривая данные психологии с учетом конкретной практической деятельности. Ученые подходят к проблеме образования с разных позиций. Автор счел правильным не вдаваться в дискуссию по поводу разночтений в трактовке образования, а предложить свое понимание психологических особенностей и закономерностей этого вида образования. В учебнике, который органично дополняется практикумом по психологии образования 1, также отражены идеи и исследования педагогов и психологов Российского государственного профессионально-педагогического университета Н.С.Глуханюк, Д.П.Заводчикова, А.М.Павловой, Г.М.Романцева, Э. Э. Сыманюк, Е.В.Ткаченко, И.И.Хасановой, О.Н.Шахматовой. Автор выражает признательность своим уважаемым коллегам Е.А.Ушаковой и В.Э.Багиной за огромную помощь по подготовке книги к изданию. 1 См.: Зеер Э.Ф. Практикум по психологии образования / Э. Ф. Зеер, А.М.Павлова. М., 2008.

6 Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВАЯ ОТРАСЛЬ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Психологически обусловленные проблемы образования В современной психологической науке психология профобразования как самостоятельная отрасль не представлена, термин «психология образования» не применяется. Психологически обусловленные проблемы образования рассматриваются педагогической психологией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией. Назрела необходимость выделения новой отрасли прикладной психологии психологии образования. Обоснуем это положение. Рассмотрим психологически обусловленные проблемы образования. В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерывном процессе традиционно выделяют системы общего и образования. «Система образования включает подсистемы допрофессиональной трудовой подготовки школьников, начальной, средней, высшей профессиональной подготовки молодежи, а также последипломного образования специалистов. Особо следует подчеркнуть, что сегодня профессиональное образование определяется как процесс и результат становления и развития личности человека» 1. 1 Новиков А.М. Профессиональное образование России / А.М.Новиков. М., С

7 Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека период с начала формирования профессиональных намерений (14 17 лет) до завершения профессиональной жизни (55 60 лет). В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория данного процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами. Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании формировании образа личности, адекватного постоянного меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию труда и социально-эконо мическим условиям. Отсюда следует тесная взаимосвязь труда и образования. Под влиянием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей. На разных с т а диях становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации. На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональной деятельности. Проблемная образовательная ситуация заключается в обеспечении профессионально ориентированного обучения школьников, которое позволяло бы сделать психологически компетентный выбор профессии и ее получение в определенной профессионально-образовательной области. На стадии образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебно-профессиональной мотивации, самоопределения и формирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральная проблема на данной стадии формирование системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важных качеств и способностей. В связи с этим особое значение приобретают проектирование психологически обоснованного содержания обучения, личностно ориентированные технологии его реализации и мониторинг развития обучаемых. На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта са- 7

Читайте так же:  Мдоу центр развития ребенка детский сад

8 мостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Образовательно обусловленные проблемы формирование опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психологической проблемой на этой стадии является выработка первоначального опыта выполнения профессиональной деятельности. В отечественной психологии почти нет исследований по формированию первоначального опыта. Традиционно профессиональный опыт определяют как интеграцию знаний, умений и навыков. В процессе активного самостоятельного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивидуальных способов, приемов выполнения трудовых заданий, но также и развитие профессионально важных качеств и способностей 1. При этом имплицитно подразумевается, что опыт формируется сам собой в процессе овладения деятельностью. Вопрос о научении опыту не ставится. Сегодня большое значение придается супервизорству как профес сионально-образовательной технологии повышения компетентности и квалификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизорство нуждается в психологическом обеспечении и сопровождении. На стадии профессионализации высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом того, что современные социальные и производственные технологии весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходимость постоянного, непрерывного образования, именно образования, а не повышения квалификации в рамках уже освоенной профессии и сложившегося опыта. На стадии профессионализации происходит интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств в сложные структурные образования, обеспечивающие продуктивное выполнение соответствующей деятельности. Однако в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлением становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профессионализации, сдерживает дальнейший профессиональный рост специалиста. Очевидно, нужны особые, личностно ориентированные технологии 1 См.: Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д.Шадриков. М.,

9 профессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование. Достижение вершин мастерства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятельности. Актуализация профессиональнопсихологического потенциала, достижение вершин профессионализма возможны в процессе особых организационных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т.п.). Обобщим рассуждения о психологических проблемах становления личности (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что, по словам А. М. Новикова, предмет образования процесс и результат развития личности человека. Таблица 1. Проблемное поле психологии образования на разных стадиях становления личности Стадия становления Оптация (14 16 лет) Профессиональное образование и подготовка (14 23 года) Ситуация становления Формирование профессиональных намерений в учебно-профессиональной деятельности, выбор профессионально-образовательной области, поступление в профессиональное учебное заведение или получение профессиональной подготовки Формирование учебнопрофессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения типовых профессионально значимых задач и заданий, развитие готовности к самостоятельной трудовой деятельности и трудоустройству Психологически обусловленные образовательные проблемы Психолого-педагогические технологии самоопределения, диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей, организация подготовительных курсов, вступительных и конкурсных испытаний Психология учебно-профессиональной мотивации, образование, личностно ориентированное содержание и технологии обучения, воспитания и развития, мониторинг становления, психологическая подготовка к нахождению своего места в мире профессий 9

10 Стадия становления Профессиональная адаптация (18 25 лет) Профессионализация (25 33 года) Профессиональное мастерство (33 55 лет) Ситуация становления Приобретение опыта самостоятельного выполнения нормативно одобряемой профессиональной деятельности, освоение новой социально-профессиональной роли и норм поведения в коллективе Высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности и индивидуальный стиль ее реализации на основе сформированных ансамблей профессионально важных качеств и способностей Вершинные достижения в профессиональной деятельности, самоутверждение в профессиональном сообществе, творческий стиль выполнения труда Окончание табл. 1 Психологически обусловленные образовательные проблемы Обеспечение профессиональной социализации, профессиональное самоопределение на рабочем месте, супервизорство, формирование психологической системы деятельности (В.Д.Шадриков) и профессиональное совершенствование Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение конкурентоспособности путем самообразования и саморазвития, развитие ключевых квалификаций и профессиональной мобильности Всесторонняя актуализация профессионально-психологического потенциала, стимулирование самоактуализации и сверхнормативной профессиональной активности, создание условий для полной реализации себя в профессиональном труде Таким образом, все психологические проблемы образования объединяются вокруг целостного процесса становления личности. Очевидна целесообразность интеграции этих научных и практико-ориентированных проблем одной отраслью прикладной психологии. Предмет последней психологические особенности, законо- 10

11 мерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалификации и самообразования Место психологии профобразования в системе психологических наук В современной психологии отчетливо прослеживаются две тенденции: интеграция и дифференциация отраслей психологических наук. К. К. Платонов, анализируя классификации психологических наук, разработанные отечественными и зарубежными учеными, насчитывает около 100 психологических наук и их отраслей. Одна из устоявшихся междисциплинарных отраслей психологии педагогическая психология. Ее предмет психологические закономерности и механизмы образовательной деятельности. Из определения сущности педагогической психологии следует, что она призвана решать все психологические проблемы образования человека. Однако исследование общенаучной характеристики педагогической психологии показывает, что она ограничивается изучением воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Анализ учебников и учебных пособий по педагогической психологии свидетельствует, что ее объектом является «ребенок, подросток, юноша» (А. В. Петровский). Аналогично трактуют объект изучения Р.С. Немов, И.А.Зимняя. В. А. Якунин в качестве объекта педагогической психологии рассматривает личность студента. Таким образом, объектом изучения выступает личность обучаемых, возраст которых не превышает лет. Однако образование продолжается и за пределами этого возраста. Для обоснования правомерности выделения психологии образования в качестве самостоятельной отрасли прикладной психологии рассмотрим ее место в классификации психологических наук. Проанализируем варианты дифференциации психологических наук. В 1967 г. А.В.Петровский предложил структуру психологии, которая приведена в изданных в последующие годы учебниках и учебных пособиях 1. В качестве основания классификации отраслей психологии избраны психологические аспекты развития психики в деятельности. Основываясь на этом подходе, А.В.Петровский выделил три группы отраслей психологии: 1 См.: Философская энциклопедия. М., Т. 4. С. 427; Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1986; Введение в психологию / под ред. А.В.Петровского. М.,

12 изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, юридическая, военная психологии, психология спорта и торговли); исследующие психологические проблемы развития психики (возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология); изучающие психологические стороны отношений личности и общества (социальная психология). Особое место А. В. Петровский отводит общей психологии, изучающей наиболее общие закономерности, выявляемые психологией, методы исследования, которыми пользуется эта наука, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные понятия 1. Специально проблему классификации психологических наук исследовал К. К. Платонов. Анализируя различные подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме дифференциации психологических наук, он предлагает две группы условий классификации: внешние и внутренние условия развития психологической науки в целом. Внутренние условия дифференциации связаны с необходимостью более глубокого и разностороннего познания основного предмета психики. Внешние условия дифференциации обусловлены связью психологии с другими науками и обслуживаемыми ими отраслями практики. Основываясь на этих положениях, К. К. Платонов представляет дифференциацию психологических наук в виде дерева, корни которого философские проблемы психологии; ствол общая психология; наиболее мощные ответвления ствола психологические науки, изучающие закономерности и механизмы психики животных, человека и общественных психических явлений (зоопсихология, дифференциальная психология, социальная психология); другие ветви прикладные психологические науки (психология труда, педагогическая психология, психология спорта и др.) 2. Особо подчеркнем, что в числе прикладных отраслей психологии на стыке психологии труда и педагогической психологии К.К. Платонов выделил психологию профессионально-технического образования, предметом которой является, по его мнению, трудовое обучение и воспитание 3. 1 См.: Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. М., См.: Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К.Платонов. М., См.: Там же. 12

13 Основываясь на определении образования как процесса и результата становления личности, следует отметить, что в качестве логического основания выделения психологии профобразования в самостоятельную отрасль выступает принцип развития психики. Выше уже было показано, что психология профобразования обеспечивает, изучает профессиональное становление личности на разных стадиях. Предметом психологии образования являются психологические особенности, закономерности, механизмы обучения, воспитания и развития личности. В настоящее время в отечественном психологическом профессиоведении оформились несколько тесно взаимосвязанных научно-прикладных дисциплин, объектом изучения которых является профессиональное становление человека. Общность этих дисциплин обусловлена объектом изучения взаимодействие человека с профессией. К ним относятся профессиология, психология труда, профориентология, инженерная психология и др. Различия этих дисциплин лежат в плоскости предмета исследования. Предметом профессиологии является психологическая характеристика профессиональной деятельности человека: классификация профессий, профессиография, проектирование стандартов профессий и др. Психология труда область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда. Предметом профориентологии выступает профессиональное становление человека, периодизация и индивидуальные маршруты развития, кризисы, деструктивные изменения, стратегии и тактики развития. Инженерная психология отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия человека и технических устройств. К числу основных модулей психологии образования следует отнести профессиональное становление; профессию; квалификацию; профессиональное обучение, воспитание и развитие; технологии развития; мониторинг становления; повышение квалификации и профессиональный рост; психологию личности обучаемых и педагогов образования; деструктивные изменения специалистов и др. Ведущие базовые понятия раскрывают основные концептуальные положения. Ключевые понятия, характеризующие психологию образования, приведены в табл

Читайте так же:  Физическое воспитание детей с зпр дошкольного возраста

14 Таблица 2. Базовые ключевые понятия и основные концептуальные положения психологии профобразования Ведущие понятия Инновационность Квалификация Компетентность Мониторинг образования Профессиональная ориентация Профессиональное самоопределение Концептуальные положения Интегративная характеристика преобразования, трансформации системы и структуры, целей и задач, содержания и технологий, а также учебнопространственной среды, обеспечивающие получение качественно нового образовательного эффекта (результата) Готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований стандарта) Область, глубина и характер осведомленности работника относительно определенной профессиональной деятельности и поля, в котором он действует, интегрированные в способность к эффективной реализации в практической деятельности своей профессиональной квалификации и опыта Планомерное отслеживание результата профессионально-образовательного процесса и динамики развития обучаемых, внесение корректив в профессиональное образование Система психолого-педагогических, медицин ских и организационных мероприятий, помо гающих человеку, находящемуся в ситуации реализации своих профессиональных намере ний (оптации), обоснованно избрать профес сию (специальность) с учетом своих интересов и способностей, а также потребностей обще ства Самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможно стей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также на хождение смысла выполняемого труда в кон кретной социально-экономической ситуации 14

15 Окончание табл. 2 Ведущие понятия Профессиональное становление Профессия Профессиональнопедагогическое образование Профессиональная социализация Технология обучения Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) Концептуальные положения Развитие личности в процессе выбора профес сии, образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Целостный процесс становления имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Темп и траектория про фессионального становления вариативны и определяются тремя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими и технологическими Определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, умений, навыков и ка честв личности Формирование личности, способной к эффективной самореализации в сфере образования, осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, выполнению полного спектра профессиональнообразовательных функций Нахождение своего места в профессиональной стратификации, выработка менталитета, формирование ролевого поведе ния, профессиональная идентификация Обоснованная целенаправленность процессов обучения и становления личности специалиста, соответствующая определенным (международным, государственным или федеральным) стандартам образования Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Приведенные базисные понятия определяют психологическое поле профобразования и являются предпосылками выделения психологии образования. Таким образом, профессиональное становление личности порождает огромный комплекс психологически обусловленных об- 15

16 разовательных проблем. Очевидно, давно назрела необходимость объединения этих проблем одной отраслью прикладной психологии психологией образования Психология образования как наука и учебная дисциплина Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как правило, при обосновании дифференциации психологических наук имплицитно подразумевается, что каждой научной психологической дисциплине соответствует учебный предмет. Учебная дисциплина, как правило, изоморфна соответствующей отрасли науки и в то же время имеет отличительные особенности. К ним относятся прикладной характер учебного предмета, дидактическая обработка научного знания, построение содержания в соответствии с логикой учебно-профессиональной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся. Существенно отличаются цели науки и учебного предмета. Цель науки получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, развитие учебно- интеллекта и гуманистическое воспитание личности. Существенны также различия предметов науки и учебной дисциплины. Предмет психологической науки новые факты, закономерности и механизмы психики. Учебный предмет представляет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация. Таким образом, учебный предмет дидактически адаптированная, целе- и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важная отличительная характеристика науки методы исследования, а учебного предмета система технологий учебно-познавательной деятельности. Основываясь на рассмотренных выше положениях, в структуре психологии образования можно выделить следующие компоненты: основы психологии образования: становление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования психологии профобразования;

17 возрастные особенности субъектов образования: периодизация; психологические основы образования: личностно ориентированное, последипломное, социальнопрофессиональное воспитание, образовательно-ориентированная профессиография; психологию деятельности и личности педагога образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентированное педагогическое общение. Раскрытие этих подпроблем обусловливает необходимость рассмотреть теоретические основы психологии образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция становления личности. Важная часть курса методы психодиагностики, а также проблемы роста специалистов. Общая цель психологии образования определяется ее предметом психологическими особенностями, закономерностями и механизмами обучения, воспитания и развития личности в процессе ее становления. Декомпозиция этой цели позволяет определить задачи учебной дисциплины и осуществляется на основе представленной выше структуры психологии профобразования. Таким образом, психология образования как междисциплинарная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психологией профессий, акмеологией и вместе с тем она самостоятельная отрасль прикладной психологии, а также учебная дисциплина. Их отличие прослеживается при сравнении целей, объекта, предмета и методов исследования и изучения (табл. 3). Таблица 3. Особенности психологии образования Системообразующие факторы Цель Объект Психология профобразования как наука Психологические закономерности, механизмы, факты становления человека Система образования, подготовки и повышения квалификации Психология профобразования как учебная дисциплина Профессиональное обучение, воспитание и развитие человека Человек на ранних стадиях онтогенеза 17

18 Системообразующие факторы Предмет Методы Задачи Психология профобразования как наука Профессиональнообразовательный процесс Общепсихологические, педагогически ориентированные специальные методы исследования Построение психологической концепции образования Раскрытие механизмов и закономерностей становления личности Определение механизмов и закономерностей образования Прогнозирование развития образования Психологические закономерности деятельности и личности обучающего персонала Окончание табл. 3 Психология профобразования как учебная дисциплина Профессиональное развитие личности Психодиагностические методы Отбор содержания образования и проектирование учебных планов и программ Определение стратегии и тактики реализации учебной дисциплины Выбор адекватных психодиагностических средств Прогнозирование развития обучаемых Разработка системы управления профессиональным становлением личности Учитывая важность психологии для начального и среднего образования, целесообразно поставить вопрос о подготовке психологов образования. Области профессиональной деятельности выпускников этой специализации: организация психологической службы; психологическое обеспечение профессионально-образовательного процесса; социально-психологическое сопровождение становления обучаемых; преподавание личностно ориентированных курсов и проведение практикумов по развитию профессионально важных качеств и способностей. 18

19 Основные виды деятельности психолога образования: преподавание профессионально ориентированных психологических дисциплин; организация психологической службы; профессиональное консультирование обучаемых; психологическая профилактика отклоняющегося поведения; диагностика профессиональной пригодности и профессионально важных качеств; разработка профессиограмм специалистов; мониторинг развития; психологическое просвещение. Сегодня имеются все предпосылки для оформления психологии образования как отрасли прикладной психологии, как учебной дисциплины и как специализации, направленной на подготовку практических психологов для системы начального образования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Чем отличается предмет психологии образования от предмета педагогической психологии? 2. Охарактеризуйте основные актуальные проблемы современного образования. 3. Проанализируйте становление психологии образования и акмеологии. 4. Приведите аргументы выделения психологии образования из педагогической психологии. 5. Рассмотрите актуальные проблемы психологии образования учащихся профессиональных школ. 6. Разработайте глоссарий по теме «Психология образования». Дайте развернутое определение входящих в него терминов. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ 1. Проблемы психологии образования в зарубежной психологии. 2. Вклад отечественных психологов в становление психологии профобразования. 3. Вхождение России в Болонский процесс: перспективы развития образования. 19

20 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.; Воронеж, Зеер Э. Ф. Психология образования: схемы, таблицы, комментарии, упражнения / Э. Ф. Зеер, Н. Н. Гордеева. Екатеринбург, Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф.Зеер, А. М. Павлова, Н. О.Садовникова. М., Петровский А.В. Введение в психологию / А.В.Петровский. М., Смирнов И. П. Теория образования / И. П. Смирнов. М., 2006.