Меню

Психологический ситуации на самооценку

Особенности самооценки в жизнедеятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Гилязова Э.В.,

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки в жизнедеятельности студентов»

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Интерес ученых, философов К внутреннему миру ЛИЧНОСТИ К ее С1Ш0С01-иаиню обусловлен тем, что поведение человека соотносится с его представлением о самом себе (Я — концепция) п о том. каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, плеквлтностн самооценок, структуры и функций Я — концепции представляет поэтому не только теоретический. н

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Личностная самооценка

Личностная самооценка — то, как человек в целом оценивает себя и свое место среди окружающих: каков мой статус и какова моя компетентность по жизни как гарантия достаточного статуса. Личностная самооценка — самооценка человека себя в целом, в отличие от конкретно-ситуативных самооценок, которых может быть много разных, применительно к разным ситуациям.

Так, мужчина может очень высоко ценить себя в бизнесе, как предпринимателя и руководителя, и считать себя никем в личных отношениях (как отец не состоялся, как мужчина — импотент).

Виды личностной самооценки

Как и любая самооценка, личностная самооценка бывает адекватной, завышенной и заниженной. Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях; у других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи. См.→

Личностная самооценка в человеческой жизни

Тот, как человек оценивает себя и свое место среди окружающих, часто сильно влияет и на настроение человека, и на его поведение. Объективных критериев для самооценки нет, соответственно определение и формирование самооценки — процесс творческий, произвольный, и иногда проблемный. См.→

Личностная самооценка обычно внимательно отслеживается и оценивается окружающими: «много о себе мнит», «он себя недооценивает», «слишком о себе воображает», «не уверен в себе», «чересчур самоуверен»… Если самооценка слишком низкая, это обычно вызывает в других пренебрежение или сожаление, если слишком высокая — неприязнь.

Интерес к личностной самооценке себя проявляют чаще подростки, неуверенные в себе люди и любящие оказываться в центре внимания (истероиды). Люди, нацеленные на дела и заботящиеся об окружающих, личностной самооценкой обычно интересуются мало: они могут ее повышать и понижать, регулировать, для них это только инструмент, помогающий в решении жизненных задач.

Измерение личностной самооценки

В психологических тестах выбор ответов «Мне есть чему порадоваться, глядя на себя…», «…мне приятно, что на свете живет такой человек, как я…», « Мне не надо казаться или выглядеть кем-то в других глазах» — интерпретируется как характеризующие личность с высокой самооценкой.

Описание человека с высокой самооценкой есть почти точное определение личности, чувствующей свою компетентность. Это может быть выражено примерно такими формулами: «Я могу», «Я достоин», «Я справлюсь», «Это мне по плечу».

С другой стороны формулировки типа: «Я слабый», «Я не красивый», «Я не очень умный», «У меня нет никаких талантов» — выражающие низкую самооценку, соответствуют неуспешности.

Как формируется личностная самооценка

Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка. Если же ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». Однако чаще самооценка — не пассивный результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а выбор ребенка, с помощью которого он решает свои задачи. См.→

Как работать с личностной самооценкой

Правильно работать одновременно по двум направлениям: повышение самопринятия и требовательного самоуважения. А также вырабатывать внутреннюю уверенность в себе и навыки уверенного поведения. Где и как работать над уверенностью в себе, стоит задуматься. Человек, точно знающий, чего именно он хочет достичь и в каком направлении для этого двигаться, вполне может справиться с этой задачей самостоятельно. В противном случае лучше обратиться к специалистам. Выбор хорошего центра и квалифицированного специалиста — важный шаг на пути к желаемой цели. В России крупнейшим тренинговым центром является центр «Синтон​​​​​​​». «Тренинг уверенности. Праздник, который всегда с тобой» — тренинг, который направлен на создание уверенности в себе. Он позволяет поверить в свои силы и сделать уверенность фоном жизни.

10 способов повысить самооценку

10 верных способов повысить самооценку

  • 10 верных способов повысить самооценку (Начало)
  • Как узнать, какова ваша самооценка?
  • Где искать помощь?
  • Страница 4

В бытовой психологии под низкой самооценкой понимается плохое мнение о себе, суждение о себе, как о недостойном или неспособном на что-либо человеке.

В людском сознании низкая и высокая самооценка имеют ту же форму дуальности, что и идея о зле и добре, плохом и хорошем. Тогда как в действительности важно не то, насколько самооценка является высокой или низкой, а то, является ли она адекватной.

Высокая самооценка сама по себе — это не абсолютная ценность, если она не соответствует реальным обстоятельствам и/или субъективным возможностям личности.

Ситуативная самооценка может быть и низкой, если личность понимает об ограниченности, например, каких-либо своих способностей. Нет ни одного человека, который был бы компетентен во всем, поэтому давать себе в чем-то низкую оценку — это нормально.

Самое важное, что необходимо выяснить, работая с самооценкой, — это что именно вы оцениваете как низкое или высокое и как это отражается на вашей продуктивности, вашем отношении к себе и вашем образе жизни.

Поясню подробнее. Например, вы можете оценивать себя как неумелого шахматиста — значит, в шахматах ваша самооценка довольно низка. Вы можете считать это мелочью, не имеющей для вас принципиального значения, или, наоборот, очень важным аспектом, имеющим решающее значение для вашего отношения к себе.

Здесь как раз важна та самая адекватность. Если, несмотря на малую значимость области, в которой вы низко себя оцениваете, вы длительно тяжело переживаете свою некомпетентность, в то время как вроде бы так переживать не должны, то можно говорить об общем низком уровне оценки себя как личности.

  1. Из чего складывается ваша низкая самооценка?

Прежде всего, определите, в каких областях вы обладаете низкой самооценкой.

Как правило, это одна или две вполне конкретные области — например, отношения с другими людьми, отношения с противоположным полом или публичные выступления.

Постарайтесь еще больше обозначить эту область: в отношениях с какими людьми вы замечаете за собой низкую самооценку? В каких ситуациях это проявляется? И т. д.

  • Какими словами вы говорите себе о своей низкой самооценке?

Распространенной формой обращения к себе при низкой самооценке личности является обесценивание себя, принижение, ругань. Вместо того чтобы просто подосадовать, если плохо вышел квартальный отчет или не получился разговор с коллегой, и начать это исправлять, человек с низкой самооценкой принимается себя ругать.

Иногда это является очевидным для сознания, и вы можете явственно слышать свой внутренний монолог. В этом случае вам будет легче понять, за что же конкретно вы себя ругаете и чего от себя требуете.

Иногда это совсем не очевидно. Вы можете сильно расстроиться и чувствовать просто боль или отчаяние. В этом случае попробуйте «озвучить» свои чувства и понять, кем вы себя ощущаете, если у вас что-то не получается, как вы относитесь к себе, как вы называете себя в этот момент или как вы называете про себя других людей, которые похожи на вас.

  • Из чего состоит ваша самокритика?

В каждой фразе, которой мы ругаем себя, содержится 3 элемента. Первый элемент — это плохое поведение (состояние). Например, когда мы говорим себе: «Опять ты лишь бы что болтаешь», — плохим поведением будет неспособность смолчать, когда это необходимо (или неспособность вести разговор о том, о чем нужно).

Второй элемент — это хорошее поведение (состояние). В указанном примере хорошим поведением будет умение молчать, сдерживаться, когда необходимо (или умение вести беседу должным образом).

Таким образом, ругая себя, подчеркивая свою низость, мы всегда указываем себе на то, как себя вести нужно и как себя вести не нужно.

И есть еще один, третий элемент. Это та фигура, которая непосредственно ругает или критикует. Разумеется, сейчас критикуем себя мы сами. Однако критика — это усвоенный, интроецированный элемент обращения с собой, который ребенок перенимает у взрослых.

Изначально маленький человечек ругать и критиковать себя не умеет, он учится этому у взрослых, которые с ним рядом. С возрастом голоса взрослых в его голове сливаются будто бы в один его собственный голос, который распекает самого себя на все лады за все, что только можно.

Когда мы слышим чужой голос, мы можем отнестись к нему критично, поразмыслить, слушать его или нет. Но когда мы слышим свой собственный внутренний голос, у нас нет нужды ему не доверять, ведь это словно бы мы сами. Тем более что если от постороннего избавиться можно, то от себя самого — нет.

Эти три элемента отчасти напоминают знаменитую триаду Эрика Берна, известного психолога, автора книг «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди», — Ребенок, Взрослый, Родитель.

Где искать помощь?

Теперь давайте перейдем от теории к практике и посмотрим, как с самокритикой обстоят дела конкретно у вас, и сделаем для этого диагностическое и трансформационное упражнение.

  1. Как вы обычно себя ругаете? Какие слова, фразы, влияют на вашу самооценку, унижают ее? Запишите их.
  2. Рассмотрите внимательно каждую фразу. На какое плохое поведение она указывает? Какое хорошее поведение она предписывает?
  3. Вернитесь к плохому поведению, на которое указывает критикующая фраза. Попробуйте изобразить это поведение. Как вы обычно это делаете?
  4. Если бы критикующую фразу говорили не вы, то кто бы мог ее сказать, обращаясь к вам? Каков мог бы быть пол говорящего, возраст, внешность, социальный статус? Каким голосом, с какой интонацией он бы это сказал? Попробуйте изобразить, показать такого человека. Кого он вам напоминает?
Читайте так же:  Библия об отношении мужа и жену

Побудьте этим человеком некоторое время, поиграйте в него, покритикуйте, поуказывайте другим, как надо жить и как себя вести. В чем сила этого человека? В чем он прав? Почувствуйте, как меняются ваши телесные ощущения, эмоциональный фон. Что полезного для себя вы можете взять у этого человека? Что вам не нравится и не подходит?

  • Теперь вернитесь к хорошему поведению, на которое указывает критикующая фраза. Попробуйте изобразить это поведение. Проиграйте, изобразите желаемое поведение или состояние. Нравится ли оно вам?
  • Если хорошее поведение вам нравится, продолжайте действовать таким образом. Изучите его, найдите доступ к этому состоянию, выражая его голосом, движениями, телом, визуализируя его. Запомните это состояние.
  • Обратитесь из этого состояния к себе, демонстрирующей плохое поведение. Дайте себе совет, как вы можете избегать этого поведения, каким образом вы можете вести себя так, как вам хочется.
  • Обратитесь к критикующей фигуре. Спросите ее, что может вам помочь действовать так, как вам нравится. Попросите ее дать вам совет. Возможно, критикующей фигуре просто пора уже уйти.
  • Если хорошее поведение вам не нравится, решите для себя, как вы хотите на самом деле действовать, какое поведение вам бы подошло. Вспомните силу критикующей фигуры из 4 пункта. Используйте ее, чтобы поступать так, как вам хочется, заявить о своем праве поступать согласно своим желаниям и потребностям.
  • Если хорошее поведение вам не нравится, попробуйте сделать еще одну вещь. Осознайте, чем оно вам не нравится, и проговорите это вслух. Подумайте: может, в чем-то предписываемое поведение полезно? Возможно, в каких-то ситуациях оно вас выручало?

Теперь скажите, как вам хочется поступать, как вы считаете нужным поступать. Поищите ту форму поведения или действия, которая вам бы действительно нравилась, которая откликалась бы в вашей душе.

Измените критикующую фразу, которую произносит критикующая фигура полностью или частично. Например: «Я всегда говорю то, что считаю нужным». Критерием правильности новой фразы должно стать чувство радости, легкости или торжества.

Очень важно, чтобы вы нашли эту новую фразу, которая перекликалась бы с вашим собственным импульсом к действию и опиралась бы на ваше «хочу». Пробуйте разные варианты, ищите, пока не найдете, как вы хотите себя чувствовать, кем хотите быть и как действовать.

  1. На какие ресурсы вы можете опираться?

Низкая самооценка формируется годами, это не дело одной ситуации или одного события.

Помните фразу: «Если 100 раз сказать свинье, что она свинья, на 101 раз она захрюкает»? Точно так же формируется высокая самооценка. Поэтому если вы хотите поднять самооценку, настройтесь на долгую работу.

И запаситесь тем, что может вас вдохновлять и поддерживать, если будет трудно или если вы будете падать духом. Этот этап является обязательным в любой работе.

Выпишите на листок все свои:

— таланты,
— достоинства и сильные качества,
— достижения.

Запишите, что вас поддерживает в жизни, на что вы опираетесь, что помогает вам выдерживать трудности и не разрушаться от проблем.

Какие еще ресурсы, внутренние и внешние, есть в вашей жизни? Быть может, это кто-то из близких людей, кто был или есть в вашей жизни, кто вас любит и верит в вас.

Загляните в будущее на несколько лет вперед. Какой бы вам хотелось стать? Продумайте до мелочей этот образ: какая вы, как выглядите, кем и где работаете, с кем общаетесь, что и кто вас окружает, чем вы занимаетесь. Этот образ также является вашим ресурсом и может вдохновлять менять самооценку.

Выпишите на листок ваши слабые стороны (оскорбления использовать нельзя, нельзя писать «я глупая», так как это унижающая фраза) и переформулируйте их так, чтобы они превратились в ваши достоинства или стали направлением для развития. Например, «я долго думаю, что ответить» — «я всегда тщательно продумываю, что ответить».

Не забывайте обращаться к этому списку тогда, когда вам станет трудно, и вы обнаружите, что ваша самооценка падает или вы себя критикуете.

  • Используйте в работе над собой юмор

Смех обладает огромным целительным потенциалом и поднимает дух тогда, когда теряется надежда. Если в какой-то момент вы поймаете себя на привычной самокритике, смело прерывайте себя, так как самокритика вредна и разрушает самоуважение.

Для того чтобы прервать самокритику, начинайте мысленно проговаривать какой-нибудь веселый стишок — чем смешнее, тем лучше. Например, «Робин-Бобин-Барабек, скушал сорок человек» или «Эники-беники ели вареники».

Наша самооценка сильно связана с тем, как нас оценивают и воспринимают другие люди. Мы хотим быть хорошими для других потому, что хотим иметь хорошие отношения, так как от этого зависит здоровье, бизнес, счастье.

Однако при этом нужно знать, насколько мы хотим быть хорошими для других людей, не ущемляет ли это наши интересы. Очень часто, когда мы хотим быть хорошими для кого-то, мы перестаем быть собой.

Мы не обязаны быть хорошими для других людей, но мы можем быть для других хорошими в определенных пределах. И если кто-то вам говорит, что вы что-то делаете плохо, можно отвечать: «Да, я такая, это мой способ действия».

Самоубеждения в том, что вы красивая, умная, яркая, коммуникабельная и т. д. часто не оказывают нужного эффекта, так как для самооценки в действительности это совершенно не важно.

Самооценка низка не потому, что вы недостаточно умная или красивая, недостаточно хорошо танцуете танго или свободно изъясняетесь на французском языке. Самооценка низка потому, что вам кажется, что вас недостаточно любят и принимают.

Чтобы самооценка была адекватной и общее отношение к себе как к личности было высоким, важно знать и повторять себе, что у вас есть право существовать и быть принятой в этом мире, у вас есть право иметь различные потребности и удовлетворять их, право выражать себя и свою сущность, право выбирать, действовать и принадлежать к значимой для вас группе, право быть независимыми и в то же время получать помощь от других людей.

Как избавиться от чувства вины и низкой самооценки. Секреты психологии

Медицине давно знаком комплекс вины, который подсознательно возникает у многих людей и буквально лишает их собственной жизни. Они всегда кому- то обязаны и ставят интересы других во главу угла, забывая о своих. Мало того, чувство вины (подсознательное, неосознанное) вызывает столь же подсознательную рефлекторную реакцию наказания самого себя – еще большим самопожертвованием. Как разорвать этот порочный круг и стать более счастливым?

Александр был старшим сыном в семье из пятерых детей. Родители Александра всегда работали, и на его попечении в доме оставались младшие братья и сестры. Детство и отрочество прошли у него дома, между пеленок, сосок и игр с младшими детьми. Закончить полностью школу ему не удалось, семья нуждалась в деньгах, прокормить пятерых было сложно, поэтому он пошел учиться в профессиональное училище и сразу по окончании его устроился работать, по-прежнему уделяя много времени помощи своим родителям. Ему частенько хотелось погулять с друзьями, провести время на дискотеках, но родители всегда сурово напоминали ему о его обязанностях. Женился Александр неудачно – жена командовала им, пользовалась его желанием бескорыстно помочь во всем и откровенно им помыкала и смеялась над ним. Все это Александр терпеливо выносил, но однажды взорвался и ушел из дому.

Брак распался. Все последующие невесты Александра были словно бы на одно лицо с его первой женой – откровенно пользовались им и насмехались над ним, без всякого к нему уважения. Почему из раза в раз Александр повторял один и тот же штамп поведения? Потому что подсознательно он продолжал считать себя всем обязанным и испытывал чувство вины, если не жертвовал собой. Таковы были результаты строгого, жесткого воспитания и особенности его личности.

Когда человек подсознательно чувствует себя виноватым, у него возникают сомнения, неуверенность в себе, он считает себя недостойным радостей жизни. Ему кажется, что он не достоин не счастья, ни хорошего самочувствия и устраивает (неосознанно) эмоциональный бойкот самому себе и подсознательно ищет наказания. Хуже всего, что этот ужасный эффект вины точно также не осознается самим человеком.

Здесь нужна помощь специалистов в психологии или психотерапии. А подсказать человеку могут и должны его друзья и близкие ему люди.

В случае с Александром эмоциональное давление, которое оказывали на него женщины, их насмешки, их неуважительное отношение, оскорбления, вызывали у него чувство вины, а наказанием для него подсознательно была выбрана жизнь для этих женщин и выполнение всех их капризов.

Если Вы сами находитесь в такой ситуации или кто – то из Ваших друзей – проделайте следующие упражнения. Попробуйте закончить эти фразы. Сделайте это не менее трех раз и как можно быстрее, в спонтанной манере, не задумываясь.

— Я не могу простить себя за……………………………………….

— Я думаю, что никогда не смогу простить себя за…………….

После того, как на бумаге появятся конкретные причины, вызывающие чувство вины, нужно посмотреть на них не глазами обвинителя, а глазами защитника.

Если сделать некоторое усилие, то Вы сможете найти себе оправдание, простить себя и почувствовать облегчение. Единственную ценность, которую имеет здоровое чувство вины, в психологии считается ее позитивная функция мотивации к перемене ошибочного поведения. Избыточное и неадекватное чувство вины – разрушительно для человека. Идеальных людей не существует. Все совершают ошибки и на ошибках учатся. Любая ошибка, как говорят эксперты в психологии, может превратиться в успех, если сделать из нее правильные выводы. Для людей, периодически испытывающих подавляющее их чувство вины, нужно научиться понимать, что оно неадекватно и уметь прощать и любить самого себя.

Есть еще один очень важный аспект проблемы. В моральном плане вина возникает тогда, когда что-то сделано преднамеренно, а не случайно. Например, когда преднамеренно оскорбили, ударили, обворовали и т.п. Это еще один повод, чтобы перестать беспокоиться, неадекватно чувствовать вину, и начать жить более счастливо. Научитесь себя прощать!

Как поднимать себе самооценку

Здоровый человек ходит, не спотыкаясь, а если случайно споткнулся — быстро поправился. Душевно здоровый человек живет с высокой самооценкой, а если вдруг его самооценка упала — это случайность, он может быстро ее поправить. Кого-то этому научили родители, а многих обучил я в Университете практической психологии.

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку — не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности.

Читайте так же:  Мой парень не ревнивый

Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми. В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.

Второе: телесный корсет успешности. Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко — почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть вперед, а не в себя. Хотите позаботиться о себе — освойте этот навык, он дорогого стоит.

Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела.

Ей говорят, что она прекрасно справляется с работой. Ей говорят, что у нее роскошная фигура. Но она почему-то никому не верит. Знакома ситуация? Еще как! И наверняка наблюдалось на некоторых подругах и родственниках. или даже в зеркале. И иногда слышится «ну, кто меня полюбит такую?», «ну зачем я взялась за это дело, завалю же первый проект». Заниженная самооценка, самоедство и самокопание — типично женская особенность. И что самое забавное, что чаще всего она не имеет никаких серьезных оснований.

Есть ли у вас предположение, что отличает обладательниц низкой самооценки от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит, и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет — так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет — получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: «У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается». К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: «Ой, я без тебя не справлюсь. » Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок — привычку ощущать свою беспомощность.

Совсем тяжелый случай — если позиция Жертвы накладывается как раз на заниженную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих.

Что здесь делать, если всерьез? За исключением случаев явной депрессии, психотерапия тут неуместна: лечить тут нечего, тут нужно поставить на место мозги.

  • Если соберетесь делать это самостоятельно, посмотрите, как убирать позицию Жертвы и осваивать позицию Автора. Внимательно прочитайте Словарь Жертвы и больше так не говорите. Уберите оправдания и освойте упражнение «Ошибочка!».
  • Начинайте перестраивать себя на позитив: отзывайтесь об окружающих хорошо, учитесь говорить комплименты и начинайте их говорить. Это правда любопытно: когда вы будете хорошо говорить не о себе, а о других людях, об окружающих, подниматься будет самооценка ваша! Далее — осваивайте упражнение «Хорошо», это изменит всю вашу жизнь на всю вашу жизнь.
  • Начинайте следить за своей речью, не говорите о себе плохо даже в шутку. Сказать «Ошибочка, я хорошая!» — весело, а «Ой, какая же я дурочка!» — просто плохо. Шутки шутками, но если постоянно называть себя поросенком, рано или поздно захрюкаешь!
  • Если актуально, поработайте со своей неуверенностью, подкачайте себе ощущение уверенности — это бывает очень кстати. Снова полезно поработать с речью, уберите фразы «А вдруг не получится?», «Ну точно не получится. » и другие маркеры будущего неуспеха. Кстати, поработать самостоятельно — хорошо, сходить на хороший тренинг уверенности — еще лучше. Это средство практически безошибочное и помогающее надолго.

Психолог Павел Раков учит девушек самоуважению. Полезное умение!
скачать видео

Будете это делать — уже через месяц ваше общее состояние начнет явным образом улучшаться. Это действительно несложно, и результаты действительно приходят ко всем. Поставьте такую задачу — получите результат и вы.

Тем не менее, будьте готовы: при самом правильном внутреннем настрое когда-то у людей бывают ситуативные сбои. Практически у любого человека время от времени, пусть и ненадолго, опускаются руки, создается ощущение «ничего не получается», и такое состояние бьет по самооценке. Это ситуативно, все скоро поправится, но как поправить это быстрее? Что делать? Если в такое состояние попал ваш коллега или близкий человек, его достаточно когда-то отвлечь, когда-то поддержать, а еще лучше по возможности вовлечь в новое дело или другую ситуацию, где успешность вполне возможна.

А если это происходит у вас, можно ли себе помочь? Да, конечно. Такие возможности, как использование знаков превосходства и унижение окружающих (хвастовство, высмеивание, обвинения, критика), мы рекомендовать не будем: по крайней мере в долгосрочной перспективе это принесет вам только дополнительные проблемы. На самом деле, есть множество простых, разумных и вполне достойных способов повысить себе самооценку, перечислим только те, которые лежат на поверхности.

  • Может быть, для вас это — сделать то, что вы умеете делать классно: например, быстро сделать вкусный завтрак, красиво накрыть на стол, поесть с удовольствием, убрать со стола и помыть посуду и похвалить себя. Все, вау!
  • Практически безошибочно меняет настроение возможность сделать доброе дело: позвоните родителям, им это будет приятно!
  • Всегда приятно побеседовать с теми, кто вас знает и любит, кто искренне выполняет роль Золотого зеркальца, вслед за настроением повысится и самооценка.
  • Традиционный способ — напомнить себе о своих успехах, этому очень способствует Тетрадь успехов. Вы ее уже завели? Если нет, сядьте и начните писать. Если уже завели — откройте ее начните ее читать. Через 5 минут ваше настроение волшебным образом изменится в светлую и довольную сторону. Вам понравится!
  • Напишите свои сильные стороны, свои достоинства, что характеризует вас с лучшей стороны. Можно начинать с «Я отлично умею. » (перечислите десять пунктов), далее продолжите своими хорошими чертами характера (достаточно пять пунктов. Если напишите свои плохие черты — напишите и тут же с удовольствием зачеркните!) и завершите на выбор удачными моментами своей внешности (симпатичная фигура? приятные манеры?).
  • Далее. В начале 20 века почти половина Европы повторяла, как волшебные мантры, формулы самовнушения от французского аптекаря Эмиля Куэ: «Мои дела с каждым днем во всех отношениях становятся все лучше и лучше!» — отлично помогало повышению самооценки! Если ленитесь говорить так длинно, скажите коротко: «Я хороша!», для начала подойдет и это. А теперь сделайте все как следует: встаньте перед зеркалом, расправьте плечи, улыбнитесь и громко скажите полную формулу сами себе! И еще раз! И еще два раза! Потом — продолжайте бормотать эти формулы уже шепотом или про себя, делая любые другие дела — но с той же довольной и бодрой интонацией. Проверьте, эти формулы помогают и спустя столетия!
  • А теперь, если уже чувствуете силы, используйте самое мощное средство: начните вести себя бодро и уверенно. Сделайте это так, как играют свою роль актеры или актрисы, включите жизнерадостность и держите ее для начала хотя бы пять минут. Скорее всего, вам понравится, и вы продолжите эту игру в радость в течение всего дня.

Если сделать хотя бы три пункта из этих семи, своё настроение вы себе уверенно поправите. Если сделаете и поможет — напишите об этом внизу, в комментариях! Если нет — напишите тоже, тогда будем разбираться.

На самом деле, способов поднять свою самооценку — море, было бы желание. Если есть желание попрактиковать что-то ещё, ещё поискать то, что будет наилучшим образом помогать именно вам, вам в помощь целых две дельные статьи: «Повышатели настроения» и «7 простых способов: как быстро поднять самооценку».

Или поступайте в Университет практической психологии, где сможете гарантированно отработать несколько десятков самых эффективных упражнений.

Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации тема диссертации и автореферата по ВАК , Алексеева, Антонина Николаевна

Оглавление диссертации Алексеева, Антонина Николаевна

Глава I. Теоретические и методические предпосылки исследования

1.1. Основные направления изучения самооценки.

1.2. Конфликты и способы их разрешения

1.3. Гипотезы, цели, основные задачи исследования

1.4. Выбор и обоснование методов и методик

1.5. Объект исследования.

Глава П. Сравнительный анализ объективных характеристик изучаемых групп

2.1. Личностные характеристики полярных по социальной адекватности поведения выборок курсантов и правонарушителей

2.2. Особенности личности груш осужденных:.

2.2.1. совершивших изнасилование .бб

2.2.2. совершивших разбой

2.2.3. совершивших убийство

2.3. Сравнительный анализ особенностей личности групп осужденных, совершивших разные на-сильственные преступления против личности

Глава Ш. Сравнительный анализ субъективных характеристик изучаемых групп.

3.1. Сравнение самооценки курсантов и правонарушителей

3.2. Анализ самооценки групп: . П

3.2.1. осужденных за изнасилование . III

3.2.2. осужденных за разбой.ИЗ

3.2.3. осужденных за убийство

3.3. Самооценка и поведение осужденных.

3.3.1. Поведение осужденных в условиях учреждения социальноправовой реабилитации

3.3.2. Взаимосвязь интегративного показателя неадекватности самооценки и социальной неадекватности поведения осужденных

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации»

Высшая цель деятельности нашей партии — конкретная забота о конкретном человеке. В решениях ХХУ 1 съезда КПСС подчеркивается, что формирование нового человека является аважнейшей задачей социальной политики (I). Поставленная партией задача требует от советских ученых напряженного труда в области разработки условий и методов воспитания гармонически развитой личности.

В связи с проблемой воспитания всесторонне развитой личности возрастает актуальность исследований сознания и самосознания. Особый интерес приобретают вопросы, связанные с регу-ляторной функцией самосознания и самооценки и причинами ее нарушения, ибо адекватность самооценки является необходимым условим полноценного развития личности. Только адекватная самооценка, опосредованная деятельностью, поведением, общением, дает возможность личности выявлять степень соответствия своих психологических качеств и отношений к окружающему требованиям, которые ей предъявляет общество, с одной стороны, и требованиям, предъявляемым ею к самой себе — с другой.

Процесс развития самосознания включен в процесс развития самой личности, происходящей в системе общественных отношений. Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру.

Исследования самооценки отчественными и зарубежными учеными экспериментально подтверждают, что ей принадлежит огромная роль в развитии и формировании личности в детском, подростковом и юношеском возрасте. Специальные исследования самооценки взрослого человека встречаются редко. Чаще затрагиваются те или иные аспекты самооценки, связанные с основной изучаемой проблемой: успешности профессиональной деятельности, диагностики степени патологии развития и отклоняющегося поведения.

Читайте так же:  Что нравится мужчинам 30 лет

Научная новизна данной работы заключается в том, что:

1. В специальном исследовании самооценки и поведения получены экспериментальные данные (групповые и индивидуальные^доказывающие существование зависимости адекватности поведения от адекватности самооценки интегративных личностных свойств.

2. Объектом исследования в общем континууме граждан выбраны две группы, полярные по степени социальной адекватности поведения (степени соответствия поведения принятым в обществе моральным и правовым нормам). ‘

3. Дан структурный анализ объективных и субъективных свойств полярных по социальной адекватности поведения групп: уровневые характеристики изучаемых качеств, особенности их внутриструктурной связи и закономерности интеграции личностных свойств в целостную структуру.

4. Построена модель поведения правонарушителей в условиях учреждения социально-правовой реабилитации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Адекватность личности принятым в обществе моральным и правовым нормам поведения обнаруживает отчетливую связь с адекватностью ее субъективной оценки интегративных личностных свойств (самооценки).

2. Неадекватная самооценка интегративных свойств личности способствует неадекватности поведения, но не определяет склонности к противоправным деяниям.

3. Способность личности успешно разрешать конфликтные ситуации во многом определяется накопленным на ранних этапах

Заключение диссертации по теме «Общая психология, история психологии», Алексеева, Антонина Николаевна

В исследований получены формулы дискриминации, позволяющие по личностным свойствам представителей двух полярных (по степени социальной адекватности поведения) выборок правильно инден-тифицировать курсантов как курсантов по методике ММР 1 — в 100$ случаев, 16РГ — в 82%, правонарушителей как правонарушителей -по методике ММР 1 — в 99%, 16РР — в 93%. Уверенность в дискриминации основана на критерии Махана-Лобиса. На основе дискрими-нантного анализа рассчитаны формулы дискриминации. Формула дискриминации дает возможность рассчитать индивидуальный показатель уверенности дискриминации. Мы предполагаем, что в дальнейшем индивидуальный показатель уверенности в правильной идентификации можно будет использовать как средство диагностики латентной склонности к асоциальным поступкам. Эта гипотеза требует дальнейшей разработки. Но уже сейчас можно предположить, что этот показатель будет наиболее эффективен при психокоррек-ционной работе с лицами, проявляющими отклоняющиеся формы поведения.

Дискриминантный анализ данных, полученных в условиях учреждения социально-правовой реабилитации у правонарушителей с разной степенью социальной адекватности поведения по методике 16РР, позволяет выявить группу (СО), маскирующую свое поведение, трудно выявляемую в обычных условиях и наиболее опасную по характеру воздействия на остальных осужденных. Вероятность правильной идентификации — 74% (Табл. 4).

В результате проведенного исследования личностных сеойств правонарушителей, осужденных за насильственные преступления против личности (изнасилование, разбой и убийство) были получены данные, позволившие нам выделить три обобщенных типа правонарушителей.

Основным отличительным признаком первого типа является низкая социальная адаптированность, указывающая на внутреннюю конфт ликтность личности. Неадекватная самооценка служит ложным основанием, опираясь на которое личность строит свои взаимоотношения с окружающими. Неудивительно, поэтому, что оценка собственных поступков и действий, ожидаемая им от окружающих и действительная глубоко различны. Накопленный негативный опыт общения приводит к постоянному чувству неудовлетворенности собой и другими, обиды «на всех» и глубокой социальной интроверсии . Это проявляется в нарушении коммуникативных свойств личности: отсутствии способности к интуитивному пониманию окружающих и и проигрыванию их ролей, подозрительности, направленности на себя. Кроме того, у описываемой группы осужденных значительно повышены показатели психопатологических свойств личности, особенно склонности к ригидности аффекта.

К первому типу правонарушителей мы отнесли осужденных за убийство и изнасилование («одиночек»).

Второй тип более всего характеризует незрелость личности. Неадекватная самооценка делает личность уязвимой, подверженной неожиданным реакциям со стороны окружающих — ее «не понимают». Это приводит к поиску других путей самоотверждения: формируются группировки с асоцальной иногда стихийной направленностью. В их поведении наблюдается своеобразная «социальная регрессия»: деление общества на «мы» и «они». Подобное вычленение группировки «мы» и противопоставление ее окружающему социуму «они», ведет к стихийному повышению враждебности и снижению индивидуаль ной ответственности. В результате, личность, способная и на хороший и на дурной поступок, под влиянием неконтролируемых побуждений и направленности группы совершает преступление.

Характерными представителями второго типа правонарушителей в нашем исследовании были осужденные за групповое изнасилование («исполнители») и разбой («исполнители»).

Третий тип правонарушителей в нашей работе изучен слабо. Можно лишь отметить, что одна из причин асоциального поведения коренится в искаженной системе ценностных ориентаций на цели и ‘ средства жизнедеятельности. Им свойственны: повышенная забота о своем здоровье, властность, эмоциональная стабильность, уверенность в себе, практичность, отсутствие способности к сопереживанию и склонность к риску. Поведение представителей описываемого типа достаточно гибкое и адекватное ситуации, поэтому в данном случае, скорее всего, мы имеем дело с хорошо адаптированными, но сознательно антисоциально направленными людьми.

Третий тип правонарушителей составили организаторы разбойных нападений («лидеры»).

Опираясь на характерные особенности вышеназванных типов правонарушителей, мы могли бы рекомендовать при разработке мероприятий по профилактике рецидивов противоправного поведения в ИГУ обратить особое внимание на то, что:

— первый тип правонарушителей более всего нуждается в психотерапевтическом и психокоррекционном (иногда, медицинском) вмешательстве для повышения социальной адаптированноети личности

— длявторого типа наиболее актуальна воспитательная работа, направленная на выработку у осужденных способности в поведении ориентироваться на собственные критерии. Очевидно, эта нелегкая задача предполагает не просто создание у него четкого представления о моральных и правовых нормах поведения» но и их интериоризацию;

— комплекс карательно-воспитательных мер, применяемых к третьему типу правонарушителей, учитывая основные свойства их личности, по видимому, должен быть направлен на ломку у них Л/ существующих систем ценностных ориентаций.

На основании полученных материалов мы предполагаем, что самооценка у правонарушетелей была неадекватной до совершения преступления, но в меньшей степени.

Сам факт совершения преступления свидетельствует о социальной дезадаптации личности, так как «именно, благодаря достаточно выраженной пластичности основных показателей психической активности люди с развитием человеческой культуры научлились не только приспосабливаться к окружающим природным явлениям и изменять их в связи со своими нуждами, но и психилогически «подстраиваться» друг к другу, проявляя при необходимости взаимопонимание и уступчивость, сдерживая свои эмоциональные порывы, совершая те или иные поступки вопреки собственным эгоистическим тенденциям». (1 сД8).

Преступление, следственно-судебный процесс, осуждение и помещение в воспитательно-карающее учреждение — события, сопровождающиеся ярко выраженным социальным осуждением не только прес тупного акта, но и самой личности правонарушителя.

Это вызывает к действию механизм психологической защиты осужденного и направляет ее прежде всего на искажение криминальной ситуации: поведение жертвы представляется в высшей степени провоцирующим или угрожающим жизни правонарушителя, своим действиям приписываются более благородные мотивы, происшедшее объясняется роковым стечением обстоятельств.

Таким образом происходит дальнейшая деформация уже сформированной и деформированной самооценки. Об этом свидетельствует тот факт, что деформация самооценки осужденных подчинена определенной закономерности. Самооценка правонарушителей, совершивших разные виды преступлений, имеет определенные отличия, понять которые можно только в контексте общей характеристики осужденных и совершенного ими преступного акта. Искажения при самооценке правонарушителем личностных свойств имеют цель отрицать свою идентичность с образом «типичного» преступника.

Аналогичный факт был обнаружен коллективом психологвв, возглавляемым А.Р.Ратиновым (133, 194). Анализируя наиболее интенсивные признаки по каждой группе преступников, исследователи обратили внимание на то, что эти признаки образуют комплекс черт противоположных традиционному представлению об определенном типе преступника. В цитируемых исследованиях объективные оценки были получены путем опроса экспертов, в нашем — по результатам тестирования правонарушителей, но конечный результат оказался близким Совпадение результатов доказывает, что неадекватность самооценки правонарушителей носит защитный характер. Об этом же свидетельст вут выявленная в нашем исследования положительная значимая связь неадекватности самооценки правонарушителей и их неудовлетворительности собой.

На основании опыта работы со взрослыми осужденными в ИТУ мы может дать психологам, которые будут работать в этих учреждениях, несколько практических рекомендаций:

К исследованию лучше всего привлекать осужденных, проявивших желание принять в нем участие. Заинтересованность можно создать предварительной беседой с отрядом и обещанием впоследствии персонально рассказать принявшим участие в эксперименте об особенностях их личности.

Психологическое исследование должно сочетаться с психотерапевтическим воздействим, направленным на снижение внутренней напряженности и повышение самоуважения личности. Это снизит барьер между осужденным и психологом.

Обследование лучше проводить в небольших группах по 10-12 человек, в обстановке доверия и уважения. Любые попытки осужденных унижать или оскорблять друг друга следует корректно, но жестко пресекать.

Наиболее успешно работа проходит в условиях навязанного темпа предъявления информации. Можно сделать один-два перерыва (если методика трудоемкая, например, ММРУ), но потом продолжать опрос в заданном темпе. Это снижает действие психологической защиты испытуемого и повышает достоверность полученных данных.

Методики и процедура исследования не должны усугублять положение осужденного в отряде. Особенно тщательно следует проводить тесты на способность и сообразительность. Тесты, усугубляющие состояние подавленности, внутренней напряженности и др., обусловленные пребыванием в учреждении, вероятно, следует исключить. В нашем исследовании у осужденных чувство психологического дискофорта вызывал TAT.

Деятельность психолога ,в учреждении должна сочетаться также с психокоррекционной работой, направленной на повышение адекватности самооценки осужденных. Для коррекционной работы лучше всего использовать (относительно) социально , оАрШъ g-, Zö« navi/eâ&z, I/. QùqrmjUve, è^ÂxxviocVbùA âoeiciÙ

260. AvumUvm , Cfn ; XJO( Afe^o/ ÙM/f^ of Ps^o&fvsa тяу y ffity il,

261. Qh tnjitt ÇnA.ck Ñjü¿us¡*iej> . p QSÍ.244 ßo tteAl/i^ . Хсь^ъ АУ\О£^ *iä

265. Х^ оме! JJoíóOtkJUon, tec6r l/ObSdsbCi- CA¿ -CCigû London/247 ComnnJUßj.z. a (рСи&Соъ Cbnxiâz-^oi (ф иЫтеЛь &PUtit ттР’У^есЛк t Â^iZcOnaé Pacíalo-ftzal ГУ) емил,ъ«>&сЬ f /SS 56% SI.

266. CcoiuC H Hi^a-yt AaW сы^оС tAc SaU>cJ¿ ■ OvJ&t,д Л/. Y-, ‘в 6 Y.

267. Ю&СЫ^ёо’ыъН. micí ИапА -И. FtoflùeÂcÁl P%oé¿zm ¡p %ъч.250 Qü/iaé, fi. 4 ^ MurtcÁ*^1.6S» (Ш,

é¿é, of Р^сАоёоаи. ¡jo’ndoH, mi, 333p.

271. Kohtèhi ^p^ùdmcm ß.Ü Schiaß ^cœlûùbù,^eÁcu/íOut м (X jfUAñ&tc&n,ef

272. Mead Cr H. Млу\Ы, ClmJ ¿o&cvtcç /i/ y /S3\y260 £LoMie Caïfiùat Ошс! ¿ь^ъшс&п^шю^иа ¿ьvLvvCJucd^ claw! qr&up-i- (fn: № U y^ouUo^üL СЬуь^гал, -opnio/z p. QÏO.261 lZe¿yJv&bolêhiwleÂ^&A^ илхо! P^’fuM^nes

273. Щ\ Qê-U^a^é On ¿o¡€ Яеистг^ p SW.267 Wu &eß.C. ‘PAl X! OctUcalыга-^ (ф P-Vbtín^ub RjiaíoaM, 0/à-^хЬыль . LjîhcoÙI; Wi p3$£.268 w4Jàe /ЯС. IñZ ГХЯ^,^ F и3 Ыюхц clwoL ■ ОЫ. I .obfrttcu, р

274. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСЭДЕННЫХ, ОТБЫВШИХ В ИТУ РАЗНЫЙ СРОК

275. При сравнении средних обеих методик, полученных у правонарушителей трех групп и у курсантов получены достоверные различия по большинству факторов.

276. Посредством дискриминантного анализа по методике ММРС не удалось выявить закономерных изменений в группах с разным сроком пребывания в учреждении.

277. По методике 16 РР с высокой степенью вероятности дифференцируются лишь первая группа (пребывание до I года).

278. Остальные группы не разделяются, следовательно, в характере осужденного резкие изменения происходят в первый год пребывания в учреждении, после года значительных изменений уже не происходит

279. Таким образом, мы можем исследовать группу правонарушителей, находящихся в учреждении от двух до пяти лет, не учитывая индивидуальные изменения личности за этот период.