Меню

Психическое развитие детей подготовительной группы

НОД в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Занятие по речевому развитию на тему «Звуки «в, в’ «. Буквы «В, в»

Тема занятия, называемая детям. Путешествие в страну звуков и букв. Звуки “в, в’”. Буквы “В, в”.”

Составила: учитель – дефектолог МБДОУ “Детский сад № 14 “Василёк” г. Рубцовска Алтайского края, Митина Вера Борисовна.

Образовательная область – речевое развитие

Пояснительная записка.

Во время совместной образовательной деятельности дети в игровой форме знакомятся со звуками “в, в’”. При организации использовались разнообразные формы работы, что способствует поддержанию интереса и повышению работоспособности на протяжении всей деятельности: традиционно деятельность начинается с работы с календарем, упражнения по сопряжённой гимнастике, физкульминутка “Вентилятор” под музыкальное сопровождение из м/ф “Фиксики”, дидактические игры и упражнения “Составь поезд”, “Назови первый звук”, “Разноцветные машины”, “Имена детей”, “Вот и буква”, “Прочитай предложение”, “Угадай слов”, “Найди — где звук?”, психологическое упражнение “Дом настроения”.

Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида № 14 “Василёк” г. Рубцовск, проведённое согласно АООП.

Цель: создание условий для самостоятельного выделения звуков “в, в’”, знакомства с буквами “В, в”

Коррекционно-обучающие:

  • совершенствовать умение выделять звук голосом, давать ему характеристику, определять мягкость – твёрдость данного звука в словах, его место в слове;
  • познакомить с буквами В, в;
  • упражнять в дифференциации звуков “С – Ш”;
  • упражнять в правильном употреблении предлога “В” с существительными в предложном падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука “р”;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие через игры и упражнения “Угадай слов”, “Составь поезд”, “Назови первый звук”, “Разноцветные машины”, “Имена детей”, “Вот и буква”.
  • развивать память через запоминание слов со звуками “В, В’”, которые встретятся в предложении;
  • развивать внимание, логическое мышление через дидактические игры;
  • развивать моторику через обводку трафарета буквы “В”.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Формы организации совместной деятельности: путешествие в страну букв и звуков

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации: ИКТ, игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.

Предварительная работа: выполнение физкультминутки “Вентилятор”, разучивание упражнений на настрой перед работой.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация “В стране букв и звуков (в)” (Приложение 1), пособие “Календарь”, зеркала, трафареты буквы В, д/ игра “Составь поезд”, д/ игра “Разноцветные машины”, индивидуальные листы, цветные карандаши, пособие “Дом настроения”.

Индивидуальная работа:

  • Доминика – быть сдержанной, уметь выслушивать ответы других детей;
  • Вадим – учить работать в общем темпе;
  • Тимофей – работать над дифференциацией согласных звуков по мягкости – твёрдости;

Этапы проведения совместной деятельности

Консультация (подготовительная группа) по теме:
Психологические особенности детей 6-7 лет

консультация «Психологические особенности детей 6-7 лет»

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития.

Психологические особенности детей в 6-7 лет: поведение, формирование личности, развитие

Для дошкольного старшего возраста(6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы,развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.

Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение,внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи.

В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка,которая зависит от осознания того,насколько успешна его деятельность,насколько успешны его сверстники,как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах семье, среди сверстников и т.д.

Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.

Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве,уже не в силах полностью удовлетворить его.

Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции,которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей подготовительной группы

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время цроизвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Консультация (подготовительная группа) на тему:
«Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста о возрастных особенностях психического развития ребенка.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и другие.

. У детей старшего дошкольного возраста растет не только стремление к самостоятельности, но и желание участвовать в жизни взрослых. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.

Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и другие.

Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту, сопровождается нормативным кризисом. Называется он – кризис 6-7 лет. Развитие ребенка происходит неравномерно, спокойные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов. Каждый новый этап развития начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят все дети соответствующего возраста.

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках.

Читайте так же:  Температура у 8-ми месячного ребенка

Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5 — 5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой «захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри”. Его поведение понятно и легко «читается” окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал».

Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас как будто подменили», капризничает, голос повышает, дерзит, «кривляется» и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки». Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

Рекомендации родителям «Как общаться с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет»

1.Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.

2. Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.

3. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.

4. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.

5. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

6. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

7. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
8. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

9. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

10.Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет — это возраст почемучек.

11. Любознательность ребенка, в этом возрасте не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
12. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на своем мнении.

13. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. В противном случае то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки или дедушки и тогда все усилия пойдут насмарку.

14. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

15. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности.

Наши дети — это наша старость.Правильное воспитание — это наша счастливая старость,Плохое воспитание — это наше будущее горе,Это наши слезы,Это наша вина перед другими людьми.А.С. Макаренко.

Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл.

Консультация (подготовительная группа) по теме:
Возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет)

В материале расрываются психологические возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет), в том числе дается понятие психологической готовности к школьному обучению и рекомендации родителям о том, как успешно подготовить ребенка к школе.

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Читайте так же:  Защита детей и семьи города москвы

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Психологические особенности детей подготовительной группы

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

(6 – 7 лет)

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возник-новение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста

Основная цель книги — помочь воспитателю расширить и углубить свои знания о дошкольниках и предложить конкретные способы психолого-педагогической оценки каждого ребенка. Так же в книге приводиться «карта развития», позволяющая воспитателю всесторонне отслеживать развитие ребенка в любой возрастной группе детского сада и правильно организовывать обучение, что способствует нормальному психологическому развитию, так как психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.

Для оценки уровня психического развития ребенка воспитатели пользуются специальными методами сбора информации, одним из которых является наблюдение. Наблюдение за ребенком проводится в разных условиях. Однако у воспитателя могут возникнуть затрудненья с интерпретацией детских проявления в различных видах деятельности. Без четкой схемы можно запутаться.

В книге предложены схемы, по которым воспитатель сможет проследить проявления каждого ребенка. В конце книги предоставлены карты развития, в которых заносятся данные о ребенке. Содержание карт развития соответствует содержанию представленных в книге разделов. Регулярное наблюдения за детьми и за каждым ребенком в отдельности позволят воспитателю заполнить индивидуальные карты развития на всех детей группы. Такая карта помогает выявить у ребенка продвижение в овладении способами разных умственных действий, достижения успехов в речевом развитии и тд.

Авторы книги заостряют внимание на том, что нельзя получить полное представление о ребенке, ограничиваясь только данными его изучения в детском саду. Необходимо ознакомиться так же с условиями воспитания и поведения в семье.

Основные характеристики развития детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой — память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника — значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. В области мышления основным выступает овладение ребенком действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с замещения. Простое замещение предметов в игре выступает в начале большого пути к использования различных символов и знаков, пониманию истинного значения слов.

Аналогичные памяти показатели определяют и развития внимания. Кроме усиления таких качеств внимания, как его устойчивость, объем, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребенка ко все более направленному сосредоточению.

Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью — в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Развитие воображения, его культурная форма, характеризуется продуктивностью. Образы воображения характеризуются символичностью, замещением. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития. В развитии речи можно выделить самые разные компоненты. Для характеристики речевого развития ребенка были выделены такие показатели освоения речевой культуры, как уровень овладения фонетикой и грамматикой.

Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми.

Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. В этой сфере имеется две стороны. Первая, овладение двигательными навыками, уровень которого чрезвычайно важен для определения общего развития ребенка. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч-это показатели не только его физических достижений, но и уровня общего развития. Но есть так же и вторая сторона развития, экспрессивная. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними..

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения. Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию.

Уровень ролевой игры характеризуют по следующим показателям:

а) что для ребенка является центральным содержанием роли

б) наличие в игре роли и характер ее осуществления

в) логика последовательности игровых действий

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа) – I уровень.

а) Отдельные игровые действия, носящие условный характер.

б) Роли осуществляются фактически, но не называются.

в) Сюжет-цепочка из двух действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Дети 4-5 лет ( средняя группа) I I уровень.

а) Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер.

б) Роль называется; дети могут по ходу игры роль.

в) Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий; дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Дети 5-6 лет (старшая группа) I I I уровень.

а) Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей.

б) Роли распределяются до начала игры; дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры.

в) Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа) IV уровень.

а) Отображение в игровых действиях отношений между людьми; техника игровых действий условна.

б) Не только роли, он и замысел игры проговариваются детьми до ее начала.

в) Сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Рисунки предметны, схематичны; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Рисунки предметны; появляется детализация; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; появляются элементы сюжета; замысел опережает изображение.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; есть сюжет; замысел опережает изображение; появляются элементы композиции.

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Ребенок выкладывает и наклеивает элементы декоративного узора и предметного схематического изображения, состоящего из 2-3 основных частей, используя круг, квадрат, треугольник.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Овладевает техникой работы с ножницами; составляет изображения предметов с незначительными деталями; складывает узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, треугольнике.

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Овладевает обобщенным способом вырезывания: составляет предметную, сюжетную, декоративную аппликации.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Осваивает новые приемы вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз. И силуэтное вырезывание; составляет декоративные узоры на различных формах, пейзажные и сюжетные аппликации.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Ребенок конструирует из строительного материала по образцу и собственному замыслу 5-8 элементарных конструкций из 2-3 частей, передающие только основные составляющие объектов.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Ребенок конструирует из строительного и природного материала, бумаги по образцу, схеме, собственному замыслу. Из строительного материала выполняет 8-10 несложных конструкций, передавая не только схематическую форму, но и детали.

Дети 5-6 лет (старшая группа).

У детей формируются обобщенные способы действия и обобщенные представления конструируемых ими объектах. Из строительного материала дети создают различные конструкции с учетом зависимости строения объекта от практического назначения.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Ребенок конструирует по схеме, фотографиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делает игрушки. Из природного материала- фигуры людей, животных. Из деталей конструкторов — не сложные детали.

Развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Ребенок может пройти по гимнастической скамейки; ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками(3-4 раза); перекладывает мелкие предметы.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Ребенок перешагивает через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на высоте 20 см от пола; подбирает и ловит мяч двумя руками(3-4 раза подряд); нанизывает бусинки на леску.

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Ребенок может пройти по скамейки, перешагивая набивные мячи, отбивает мяч о землю одной рукой 4-5 раз; продевает шнурок в ботинок и может завязать.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Ребенок бегает, преодолевает препятствия; подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком(5-7 раз); может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же руки.

Умственное развитие и развитие речи.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Знание названия 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из трех предметов разной величены « самый большой, маленький»» по просьбе взрослого может запомнить 2-3 слова; не отвлекаясь занимается чем-нибудь в течении хотя бы 5 минут.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Может выбрать из нескольких одну карточку по название цвета, формы; по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4-5 деталей; по просьбе взрослого может запомнить до 5 названий предметов; занимается чем-либо в течении 15-20 минут, не отвлекаясь.

Читайте так же:  Можно ли давать детям настойку прополиса на спирту

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Расставляет по величине 7-10 предметов одинаковой формы; на простом плане комнаты может показать стол за котором сидит; действует по правилу; по просьбе взрослого может запомнить 5-6 названий предметов.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Расставляет по величине более 10 предметов одинаковой формы; использует схему в ориентировки пространственной ситуации; распределяет предметы по группам на основе ненаглядного признака (одежда, обувь); может самостоятельно сочинить историю оп теме; использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции.

Развитие представлений об окружающем.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа), Дети 4-5 лет (средняя группа), Дети 5-6 лет (старшая группа), Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Ребенок сам может получить новую информацию, те стал задавать вопросы, экспериментирует; достаточно успешно овладевает полученной информацией от взрослого об окружающем (природа, общество, рукотворный мир и тд).

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Может отвечать на простые вопросы взрослого; согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и тд.; занимается звукоподражательными упражнениями, возможны дефекты звукопроизношения; свойственна диалогическая речь.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Ребенок может отвечает на вопросы по содержанию; правильно произносят все звуки (исключение свистящие, шипящие); может сам составить рассказ по картинке; употребляет все части речи, словотворчество.

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Правильно произносят все звуки; грамотно использует все части речи; использует обобщающие слова, синонимы, антонимы; хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и может пересказать сказку.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

У ребенка хорошо развита диалогическая речь, свободно пользуется интонациями; правильно произносят все звуки; грамотно использует все части речи, строят сложные предложения; использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия.

Общение со сверстниками.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Вначале — игра рядом. К концу способны привлечь другого ребенка к игре. Проявляет интерес к действиям других детей, может им подрожать. Еще не распределяют роли.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Вступает в ролевое взаимодействие с детьми. Появляется ролевое общение.

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Возрастает изобретательность и устойчивость взаимодействия, может сотрудничать. Попытки совместного распределения ролей.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Изобретательно и устойчиво взаимодействует с детьми. Во взаимодействиях ориентируется на нормы и правила. Внимателен к собеседнику.

Усвоение социальных норм и правил.

Дети 3-4 года (вторая младшая группа).

Реагирует, и ориентируются на просьбы и требования взрослого; ребенок замечает, что не все дети выполняют требования взрослого.

Дети 4-5 лет (средняя группа).

Может уже сам убрать игрушки, выполнить элементарные бытовые требования; ребенок замечает, что не все дети выполняют требования принятые нормами и правилами.

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами; отстаивает усвоенные нормы и правила перед сверстниками и взрослыми.

В конце книги авторы фокусируют внимание на одаренных детях, которые отличаются, от выше описанных, более высоким уровнем развития способностей, сопровождающихся также значительной познавательной деятельностью.

Аннотацию выполнила студентка Тихонова Д.В.

Оглавление

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВИДЫ ДЕТСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

Дети 3 — 4 лет. (вторая младшая группа) — I уровень

Дети 4-5 лет (средняя группа) — II уровень

Дети 5-6 лет (старшая группа) — III уровень

Дети 6-7 лет (подготов. группа) — IV уровень

Показатели сюжетно-ролевой игры

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4-5 лет (средняя группа)

Дети 5 — 6 лет (старшая группа)

Дети 6 — 7 лет (подготовительная группа)

Показатели развития изобразительной деятельности (на материале рисования)

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4 — 5 лет (средняя группа)

Дети 5 — 6 лет (старшая группа)

Дети 6 — 7 лет (подготовительная группа)

Показатели развития аппликации3

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4 — 5 лет (средняя группа)

Дети 5 — 6 лет (старшая группа)

Дети 6 — 7 лет (подготовительная группа)

Показатели развития конструктивной деятельности

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ В НЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4-5 лет (средняя группа)

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Показатели развития моторики

Проявление эмоциональных состояний в движении

Описание особенностей проявления эмоциональной сферы ребенка в движении

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Показатели умственного развития

Развитие представлений об окружающем

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4-5 лет (средняя группа)

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Дети 6 — 7 лет (подготовительная группа)

Дети 3 — 4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4-5 лет (средняя группа)

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Показатели речевого развития

Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4-5 лет (средняя группа)

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Дети 6—7 лет (подготовительная группа)

Показатели взаимодействия и общения со сверстниками

Усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Дети 4-5 лет (средняя группа)

Дети 5 — 6 лет (старшая группа)

Дети 6 — 7 лет (подготовительная группа)

Показатели усвоения социальных норм и правил

ПРИЛОЖЕНИЕ. Карты развития детей дошкольного возраста

Карта развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)

Карта развития детей 4 — 5 лет (средняя группа)

Карта развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Карта развития детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Предисловие

Эта книга написана для воспитателей детских дошкольных учреждении. Основная ее цель — помочь воспитателю расширить и углубить свои знания о детях и предложить ему конкретные способы психолого-педагогической оценки каждого ребенка.

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе. Каким образом воспитатель открывает для себя мир ребенка-дошкольника? Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторым нравится их общество, других возмущает детская неуправляемость, у кого-то есть любимчики, кто-то предпочитает заниматься с одним, а играть с другими. Но по-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не значит, что этих воздействий нет. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности психического развития ребенка во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические качества и свойства личности, т.е. психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.

Чтобы характеристика ребенка была точной, следует учитывать условия его жизни или, точнее, те воздействия среды, которые либо способствовали развитию, либо тормозили его. Л.С. Выготский писал о том, что обучение ведет за собой развитие, создает «зону ближайшего развития», которая определяется как область потенциальных возможностей ребенка или «расстояние» между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он делает при помо­щи взрослого, в сотрудничестве с ним. Правильно построенное обучение непрерывно создает эту зону и таким образом открывает пути психическому развитию ребенка. При неблагоприятных ус­ловиях обучения зона может оказаться суженной или вовсе исчерпанной, что, естественно, приведет к замедлению развития.

Определить с первого взгляда, отстает ребенок (и в какой именно области) или его развитие соответствует возрастной норме, невозможно. Воспитателю для этого необходимо уметь пользо­ваться специальными методами сбора информации о каждом ребенке. Одним из основных методов сбора информации о детях является наблюдение. Наряду с ним можно использовать несложные эксперименты, изучать результаты деятельности детей (рисунки, аппликации, тетради и т.д.), проводить беседы. Собирать информацию сразу о нескольких детях не следует. Чтобы достичь хороших результатов, необходимо на некоторое время сосредоточить внимание на одном ребенке. При этом нужно последовательно оценивать разные стороны его развития. Перед началом сбора информации следует четко сформулировать цель, т.е. определить, какие именно детские проявления будут фиксироваться. Невозможно просто смотреть или просто беседовать с ребенком и записывать все подряд. Так, первоначально можно, например, понять интересы ребенка, потом особенности его взаимоотношений с другими детьми, далее уровень развития его мышления, особенности внимания и т.д.

Есть в психологии метод временных срезов, который позволяет регулярно вести наблюдение по заранее намеченным временным отрезкам, в рамках которых предусмотрены собственно наблюдения (беседа, несложный эксперимент), запись и перерывы. Временные промежутки делятся с учетом конкретных обстоятельств (занятости воспитателя, его опыта, скорости записей, продолжительности той или иной деятельности ребенка, зависящей как от возрастных, так и от индивидуальных его особенностей).

Наблюдение за ребенком проводится в разных условиях: в свободной деятельности, на занятиях, на прогулке, при выполнении режимных моментов. При необходимости следует пользоваться экспериментальными приемами (организация подвижных, сюжетных, дидактических игр, отдельные поручения ребенку и т.д.).

Записывая свои наблюдения, воспитатель, во-первых, выбирает такие выражения, которые позволяют показать записи родителям ребенка. Во-вторых, он должен избегать оценочных суждений — не «наклеивать ярлык» на ребенка, а объективно описывать факты его достижений и неудач как в деятельности, так и в поведении, соблюдая правило: отделять действительные проявления ребенка от собственного истолкования. И последнее. В описаниях не должно быть прожектов, а лишь конкретные меры, которые были или будут предприняты по отношению к ребенку.

Понятно, что воспитатели осмысливают информацию о ребенке в зависимости от своих знаний, опыта, уверенности в личной профессиональной компетентности и т.д. Процесс осмысления информации является камнем преткновения не только для воспитате­ля; психологи, родители, педиатры и другие специалисты «детства» постоянно сталкиваются с подобными трудностями. Поэтому воспитателю, чтобы продолжать свою работу, необходимы их поддержка и одобрение коллег. Эффективной помощью могут стать совместные обсуждения, сопоставление своих записей с записями напарников.

Однако у воспитателей могут оставаться трудности и сомнения, касающиеся интерпретации детских проявлений как на занятиях, так и в свободной деятельности. Без четкой схемы можно запутаться в выборе того, что стоит записывать.

В книге описаны основные направления, по которым воспитатель сможет проследить проявления каждого ребенка. В конце книги представлены карты развития, в которые заносятся данные о ребенке. Содержание карт развития соответствует содержанию представленных в книге разделов: сюжетно-ролевая игра, рисование, аппликация, конструирование, развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний, умственное развитие, развитие представлений об окружающем, развитие речи, развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками, усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте.

Регулярные наблюдения за детьми и за каждым ребенком в отдельности позволят воспитателю заполнить индивидуальные карты развития на всех детей группы. Такая карта помогает выявить у ребенка продвижения в овладении способами разных умственных действий, усвоение правил и норм поведения, расширении знаний, достижении успехов в речевом развитии и т.д. Есть два пути оценки информации, которую дает карта развития. Можно сравнивать нынешний уровень развития ребенка со средними для его возраста данными. Так обычно делают психологи, используя тесты. В тестах существуют нормы, т.е. средние показатели для детей определенного возраста. Это значит, что результат ребенка сопоставляется с тем, что осваивает большинство его сверстников. Такое сравнение позволяет установить, отстает ли ребенок в определенном направлении, находится на среднем уровне или хорошо развит. Другая возможность интерпретировать информацию о ребенке — сравнение ее с результатами, показанными им в более раннем возрасте. Эти способы сравнения не исключают друг друга.

Однако в любом случае важно ясно представлять себе возрастные особенности дошкольников, чтобы оценивать ребенка в соответствии с тем, чего следует ожидать в каждом возрасте. При этом если данные о ребенке выявляют несоответствие его уровня развития некоторым средним возрастным возможностям, необходимо рассмотреть те конкретные условия, в которых воспитывался ребенок.

Карты развития, представленные в книге, состоят из пунктов, расположенных в том порядке, в котором ребенок определенного возраста должен использовать соответствующие способы умственных действий, навыков (знаний), или находиться на соответствующей ступени развития игровой, конструктивной, изобразительной деятельности, или овладевать теми или иными движениями и т.д. Если способ, действие, умение и т.д. сформированы, в карте ставят галочку, если данные неопределенные — вопросительный знак. Если были предприняты специальные меры (индивидуальная работа, иной вариант объяснения, другой способ подачи материала и т.п.), а результат оказался ниже возрастной нормы, ставится флажок. Флажок следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях.

Представленные в книге карты развития не должны рассматриваться как заключение или «диагноз» ребенка. Это всего лишь способ «сфотографировать» дошкольника в определенный момент развития для того, чтобы сравнить эту «фотографию» со следующими «снимками» того же ребенка.

Взяв за меру начальные результаты ребенка, можно определить, насколько он продвинулся. Однако, если уровень развития ребенка был высоким с самого начала, общая картина будет иной, чем в том случае, когда ребенок отставал. При отставании уровень развития типичнее для ребенка более младшего возраста, несмотря на достигнутые успехи. Некоторые случаи отставания в развитии находятся в компетенции специалистов.

Может случиться, что воспитатель, ведущий наблюдения на протяжении года, заполнивший карту развития ребенка, использовавший разные способы коррекционно-обучающих воздействий, к концу года (не раньше) решил направить ребенка к специалисту. В этом случае он должен согласовать свое мнение с родителями ребенка (постараться в корректной форме убедить родителей в необходимости такой консультации). Кроме того, следует знать, к кому из специалистов направить ребенка. При соматических недостатках (сниженный слух, зрение, заболевания опорно-двигательного аппарата) лучше показать ребенка сразу нескольким специалистам: соответствующим врачам (дефектологу, психологу, невропатологу), при речевом отставании — логопеду и психологу; при общем умственном отставании — психологу и дефектологу; при трудностях в поведении — психологу. В компетенцию воспитателя детского сада не входит направление ребенка к психоневрологу или психиатру.

В заключение следует отметить то, что знает каждый воспитатель: нельзя получить достаточно полное представление о ребенке, ограничиваясь только данными его изучения в детском саду. Необходимо также ознакомиться с условиями воспитания и особенностями поведения в семье.