Меню

Программа по музыкальному воспитанию для детей с овз

«Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Транскрипт

1 «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детского сада15» Кузякиной Т.И. г. Краснокамск 2016г.

2 По утверждению специалистов, дошкольный возраст — сенситивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционно-развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы увеличить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками. Проработав много лет музыкальным руководителем в дошкольном учреждении в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу поделиться опытом работы. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности. Среди проблем можно назвать: -непроизвольность движений; -боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми; -речевые нарушения или отсутствие речи; — замкнутость, неактивность детей; неустойчивые внимание и память у дошкольников.

3 Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит: не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству. Главное и самое важное на моих занятиях это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение музыкотерапия. Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она: помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших

4 мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство подражательность, которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии: психогимнастику тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах; логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой; систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии. Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее. ПСИХОГИМНАСТИКА Включая психогимнастику в работу с детьми, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для дошкольников, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц: -игры на развитие внимания: -игры на развитие памяти: -игры на преодоление двигательного автоматизма: -подвижные игры: -игры, способствующие успокоению и организации: -игры на выражение различных эмоций:

5 Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации. Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма. Занятия строятся согласно определенной последовательности: 1. ритмическая разминка; 2. упражнение на развитие внимания; 3. упражнение, регулирующее мышечный тонус; 4. упражнение на развитие чувства темпа и ритма; 5. упражнение для развития координации слова с движением; 6. слушание; 7. пение; 8. упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук; 9. упражнение для развития речевых и мимических движений; 10. игра; Ззаключительное упражнение на релаксацию, цель его успокоить детей, переключить их на развитие ловкости Продолжительность деятельности зависит от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Содержание деятельности соответствует комплексно-тематическому планированию, задачам логопедической коррекции в конкретной возрастной группе,а также с программными требованиями по музыкальному воспитанию, причем материал не выучивается заранее, упражнения могут выполняться по подражанию.

6 Музыкально-ритмические упражнения включает в себя упражнения для развития переключаемости, объема и распределения внимания ( игры «Запрещенное движение», «Передай флажок» и т.п.); Упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц, имитационные движения ( «Полоскание платочков», «Самолеты летят» и т.п.); движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды и пляски, отхлопывание, отстукивание ритмов, упражнения на восприятие ритмов (ритмические игры «Лягушки» (прыжки под удары бубна то медленно, то быстро), «Курочки» (прохлопывание ритмического рисунка стихотворения); упражнения с предметами, пляски, импровизации, упражнения на координацию речи. Для восприятия музыки подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможностей решения коррекционных программных задач. Упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. Интенсивнее — в начале года, к середине и концу их количество сокращается ( произнесение звукоряда из гласных, пение вокализов, произнесение междометий, выражающих эмоции человека: «Ах!», «Ох!» и т.п.). Для пения вначале берутся песни с короткими предложениями, а позднее с длинными, в медленном и среднем темпе. Обязательно учитываются содержание и диапазон мелодии. Упражнения для развития мелких движений пальцев рук. Подбираются игровые упражнения на развитие ловкости, точности, переключаемости, координации, силы тонких движений, формирования опыта выполнения действий с мелкими предметами (упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением или без него в соответствии с календарно-тематическим планированием). Упражнения для развития артикуляционной моторики и мимических движений применяются общепринятые артикуляционные упражнения. В занятия включаются разнообразные игры: игры на месте, малоподвижные и подвижные, сюжетные и несюжетные, игры-драматизации, хороводы. Приветствуется речевой материал в играх. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому приходится вносить коррективы в подбор музыкально-дидактических игр. В творческом музицировании мы используем мы используем беззвучные и звучащие музыкальные игрушки. Большой популярностью пользуется оркестр шумовых инструментов, его значимость в том, что он включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Читайте так же:  Почему ребенок выпускает грудь

7 Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием. Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут). При подготовке праздников и развлечений: Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал; Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения; Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время; Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об

8 окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению. Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных занятий в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков. Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Овчинникова Т.С.

В статье рассматриваются вопросы организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеразвивающие группы дошкольных организаций. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Предметом анализа выступает содержание образовательной программы в разделе «Музыка», специфика планирования, а так же условия ее реализации.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Овчинникова Т.С.,

The musical education of preschool children with disabilities in terms of inclusive education

In the article the questions of organization of musical education of preschool children with disabilities integrated in General groups of pre-school organizations. According to the requirements of Federal state educational standard of preschool education remedial works and inclusive education of children with special needs in groups of the compensating and combined orientation should take into account the peculiarities of development and specific educational needs of each category of children. The subject of analysis is the content of the educational program in section «Music», specificity of planning, and the conditions of its implementation.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Т. С. Овчинникова

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеразвивающие группы дошкольных организаций. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Предметом анализа выступает содержание образовательной программы в разделе «Музыка», специфика планирования, а так же условия ее реализации.

In the article the questions of organization of musical education of preschool children with disabilities integrated in General groups of pre-school organizations. According to the requirements of Federal state educational standard of preschool education remedial works and inclusive education of children with special needs in groups of the compensating and combined orientation should take into account the peculiarities of development and specific educational needs of each category of children. The subject of analysis is the content of the educational program in section «Music», specificity of planning, and the conditions of its implementation.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, адаптированная образовательная программа, образовательная область, музыкальное воспитание.

Key words: children with disabilities, Federal state educational standard, basic educational program, tailored educational program, an educational area, music education.

В связи с переходом дошкольного образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла актуальная необходимость в создании адаптированных программ для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и определении ее специфики содержания обучения и воспитания этих детей в группах общеразвивающей направленности. В соответствии с ФГОС ДО, образование детей осуществляется в пяти образовательных областях, одна из которых «Музыка» [2].

Целью основной образовательной программы (ООП), согласно ФГОС ДО, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка активного слушания

© Овчинникова Т.С., 2015

музыкальных произведений и инициация самостоятельной музыкальной активности. Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

— развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства;

— формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства;

— реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

Результатом освоения ООП программы в образовательной области «Музыка»

• сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

• умение передавать выразительные музыкальные образы;

• воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

• сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

• умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

• проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Музыка» органично проникает во все другие образовательные области и оказывает всестороннее гармоничное развитие детей (табл. 1).

Взаимодействие образовательных областей

Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие

Развитие физических качеств для музыкальноритмической деятельности Музыкальное сопровождение различных видов детской деятельности и двигательной активности. Обучение релаксации и саморегуляции на основе музыкотерапии Развитие дикции, артикуляции, выразительности пения. Обогащение и расширение словарного запаса для закрепления результатов восприятия музыки Развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности. Практическое овладение детьми нормами речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, Формирование этических и эстетических ценности в реализации различных видов музыкальной деятельности Расширение кругозора в области музыки; формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства(опера, балет, мюзикл, симфоническая, народная музыка, эстрада). Сенсорное развитие через активизацию музыкальной отзывчивости

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой, принципы построения которой для инклю-

зивного образования в группах общеразвивающей направленности заключаются в следующем:

• соответствии содержанию общеобразовательной программы;

• усвоении детьми программы на разном уровне их образовательных возможностей;

• коррекции и компенсации нарушенных функций в специально организованной музыкальной деятельности [3].

Состав детей с ОВЗ в инклюзивных группах комбинированного вида, как правило, неоднородный и полиморфный, что, в свою очередь, обуславливает сложность организации образовательного процесса, содержание которого направлено на реализацию следующих дидактических принципов коррекционной и общей педагогики.

Читайте так же:  Симптомы орв у детей

Согласно ФГОС ДО музыкальное воспитание осуществляется на основании следующих принципов общей педагогики:

— гуманизации — учет особенностей личности ребенка;

— сохранения уникальности и индивидуальности каждого ребенка;

— учета музыкальных интересов ребенка;

— свободы выбора, высказываний, самостоятельности;

— личностно-развивающего и гуманистического характера взаимоотношений взрослых и детей, поддержки и сотворчества;

— систематичности и последовательности;

— продуктивности (рисунок, танец, образ и т.д.);

— свободы эмоциональных проявлений.

Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоровьесберегающей педагогике:

— структурно-системный принцип, согласно которому дефект рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального одновременного воздействия на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент;

— принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;

— принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной психической недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение;

— принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы, независимо

от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров — ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы. Реализуя принцип концентризма, дефектолог и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях;

— цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому;

— принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному.

— принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация;

— принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (фонетического, лексического, грамматического), ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения;

— принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;

— принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства формирующейся личности, как сфера желаний и интересов, эмоци-

онально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка;

— принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудивизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.;

— принцип сознательности обеспечивается формированием чувства языка и языковых обобщений;

— принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.

Содержание адаптированной основной образовательной программы (АООП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.

Задачи раздела « Восприятие»

• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

• формирование музыкального вкуса;

• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи раздела «Пение»

• формирование у детей певческих умений и навыков;

• обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

• развитие музыкального слуха: различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Задачи раздела «Музыкально-ритмическое движение»

• развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

• развитие художественно-творческих способностей.

Задачи раздела «Музицирование»

• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

• развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;

• развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

Задачи раздела «Творчество»: песенное, музыкально-

игровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах

• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

При создании АООп необходимо решать не только общеразвивающие, но и в обязательном порядке коррекционные задачи:

• обогащать эмотивный словарь детей и учить их не только рефлексировать, но и учить вербально передавать свои чувства, настроения и переживания;

• учить детей просодическим навыкам речи, интонированию и голосоведению через элементарную певческую деятельность; развивать чувство ритма, серийность движений;

• учить выразительности движений и инициировать детей к самовыражению чрез создание музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;

• расширять опыт владения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);

Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих программах музыкального руководителя во всех разделах программы.

Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).

В группах для детей трех-четырех лет имеет особое значение взаимодействие коррекционного педагога, музыкального руководителя и воспитателей. Необходимо отметить, что при интеграции детей с выраженными нарушениями коррекционный педагог выступает в роли тьютора на занятии, поскольку у детей значительное отставание в познавательной и моторной деятельности. Коррекционный педагог помогает в: работе с неречевыми (музыкальными) звуками; формировании у детей сосредоточения на звуке; упражнениях на определение местонахождения источника звука; обучении сравнению контрастных и близких по звучанию музыкальных звуков, — не отвлекая при этом всех остальных детей группы.

Музыкальная, физкультурная и коррекционная НОД имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержания двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Для детей с ОВЗ в этом возрасте особое значение имеют упражнения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Эти упражнения целесообразно проводить в СОД с использованием музыки: в режимных моментах, гимнастиках, физкультурных и динамических паузах.

Музыкальное воспитание детей на старшего возраста направлено на формирование у них способности эмоционально, адекватно воспри-

нимать разную музыку, развитие слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового), привлечение их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Большое внимание в этом возрасте уделяется самостоятельной деятельности детей в центрах музыкальной активности: обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями. Согласно плану рабочей программы музыкальный руководитель ежемесячно обновляет музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе: добавляя аудио материал для слушания и рисования, новые дидактические игры, задания для музыкального творчества. Музыка, рекомендованная для прослушивания может, использоваться специалистами в НОД во время рисования, в словесных, подвижных, театрализованных играх. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком, звуком и словом и т. п.

Таким образом, организация обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в настоящее время представляет ряд нерешенных проблем.

На уровне содержания:

— не разработано содержание АООП в разделе «Музыка» для детей с сенсорными, интеллектуальными и двигательными нарушениями, учитывающее специфику развития этих категорий детей, позволяющее уравновесить образовательный и коррекционный компоненты образовательной программы в соответствии с адресными потребностями воспитанников;

Читайте так же:  Как врач определяет рахит у ребенка

— представляется невозможным обеспечить высокий уровень дифференцированного обучения при высокой наполняемости групп и разнородности контингента по степени выраженности нарушений и разнообразии их структуры.

На уровне образовательной среды:

— не обеспечена диверсификация, полифункциональность и трансформируемость центров музыкальной активности, в которых решалась бы задача инициации самовыражения и активизации творческой активности;

— не обеспечена идеологическая целостность образовательного процесса, способствующая решению коррекционных и общеобразовательных задач;

— отсутствует координация программ всех специалистов и понимания, что музыкальное воспитание это не только досуг и развлечение, а одно из эффективных способов воздействия, оптимизирующего образование;

На уровне кадрового обеспечения и коммуникативных отношений:

— в инклюзивных группах работают педагоги не имеющие специального образования, не владеющие коррекционными технологиями в сфере музыкального обучения и воспитания.

Решение этих задач, представленное в настоящей публикации, возможно при качественно новом подходе к организации музыкального воспитания в условиях инклюзивного образования. Оно заключается в определении специфики, содержания музыкального воспитания дошкольников с ОВЗ, составления рабочей программы с учетом двигательных, музыкальных и когнитивных возможностей детей с ОВЗ, включенных в группу со здоровыми детьми.

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08.2013 г.

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.

3. Об образовании в Российской федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для детей с ОВЗ

Столичный учебный центр
г. Москва

Рабочаа программа по предмету «Музыка и пение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599.

Организация-разработчик: МКОУ Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Разработчик: Т. В. Сураева.

на ШМО учителей предметников

Зам. Директора по УВР

Рабочая программа по музыке общеобразовательной специальной школы-интерната (8 вида) для детей с ограниченными возможностями, составлена на основе примерной программы под редакцией Воронковой В.В., а так же в соответствии с основными положениями и «Примерными программами» по музыке Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева, Е.Д.Критской, Л.В.Школяр.

Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки осознанного восприятия музыки.

— формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров

— формировать музыкально – эстетический словарь

— формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности

— совершенствовать певческие навыки

— развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально – исполнительские навыки

— корригировать эмоциональные и психофизические нарушения с помощью передовых психо-медико-педагогических технологий.

— корригировать отклонения в интеллектуальном развитии

— корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи

— помочь самовыражению через занятия музыкой

— способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения

— содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость

— активизировать творческие способности

РАЗДЕЛЫ : пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты (используются в комплексе)

Количество часов: 1 час в неделю 1ч.- 9 часов, 2ч.- 7 часов, 3 ч.- 11 часов, 4 ч.- 8 часов.

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1; Рабочая программа «Музыка и пение», как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида, разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, формирует вкусы, развивает представление о музыке, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направленная на коррекцию эмоционально- волевой сферы и познавательной деятельности. При отборе материала учитывались разные возможности и способности учащихся по усвоению музыкальных представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому программа предусматривает дифференцированный подход к учащимся в обучении. В основу данного варианта рабочей программы положено издание «Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.)

Но музыка, как известно, не является предметом, организуемым по строгим дидактическим принципам. Получение информации – не главная цель её преподавания. Поэтому учитель вправе, учитывая подготовку и специфику учащихся, может заменять музыкальные фрагменты и практическую часть программы. Уроки музыки проводятся в специально оборудованном кабинете. Материально- техническая база соответствует нормативным требованиям и позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом уровне.

Личностными результатами изучения курса являются:

— развитие музыкального слуха,

— развитие речи на основе практической деятельности;

— исправление недостатков познавательной деятельности,

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета «Музыка»;

— коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся данной школы;

— развитие эстетических представлений,

-понимания содержания песен на основе характера мелодии,

-эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных произведений;

— усвоение минимальных знаний по теории музыки:

Предметными результатами изучения курса являются: — в результате выполнения под руководством учителя практических видов деятельности

(интонирование мелодии, пение, слушание, игра на музыкальных инструментах); закладываются основы таких социально ценных, личностных и нравственных качеств, как уважение к культурному наследию, любознательность, чувство товарищества, ответственности, эстетическое восприятие действительности, любовь к прекрасному. Наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения. Получение первоначального опыта хорового пения, разностороннее культурно-эстетическое развитие, адаптация в обществе. Учащиеся специальных (коррекционных) школ, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально — эстетической культуры.

Изучение курса «Музыка» в школе обеспечивает функции:

— воспитания положительных качеств личности;

— разностороннего развития эстетической культуры школьников и адаптации в обществе.

Программа построена с соблюдением следующих принципов: — художественность и культуросообразность содержания;- коррекционная направленность обучения; — индивидуализация и дифференциация обучения; — оптимистическая перспектива обучения и воспитания; — комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

 Музыка – русский язык /за/ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.) закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

 Музыка – литература /умение излагать грамотным литературным текстом истории и жизнеописание творческих личностей, знание литературных произведений, связанных с музыкой, знание законов жанров/;

 Музыка – математика /точный отсчёт ритмических рисунков, логическое мышление при изучении форм произведения/;

 Музыка – география /знакомство с географическим расположением мест событий в музыкальном мире/;

 Музыка – история / умение соотнести исторические события с жизнью музыкального мира/;

 Музыка – ритмика /выполнение ритмических и танцевальных движений под музыку, знание танцевальных жанров/;

 Музыка – изобразительное искусство /знание изображений портретов композиторов, их авторов, а также умение зрительного восприятия музыки.

 Музыка – биология /знакомство с влиянием музыки на работу внутренних органов и организма в целом /;

 Музыка – трудовое обучение /выполнение практических заданий по изготовлению простых музыкальных инструментов /.

Количество часов на прохождение темы определяется учителем и зависит от состава класса и клинических диагнозов учащихся.

— беглый текущий опрос; —

самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

— музыкальные тесты, викторины;

Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия:

специальные музыкальные занятия,

введение музыки в режимные моменты учащихся, индивидуальные занятия.

Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвящённые календарным датам, постановка музыкально – литературных гостинных, конкурсы песен, смотры художественной самодеятельности, вечера, дискотеки, посещение концертов, спектаклей.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Главным требованием, предъявляемым к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно — развивающая направленность. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определённые ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Контроль уровня обучения Оценка по предмету «Искусство (музыка)» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно- двигательными проявлениями.

Знания и умения обучающихся по искусству (музыке) оцениваются:

 обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;

 чисто интонирует, самостоятельно исполняет выученные песни;

 легко справляется с ритмическими заданиями;

 понимает дирижёрские жесты учителя;

 умеет слушать музыку и верно высказывается о ней;

 обучающийся полностью овладел программным материалом, но при интонировании допускает неточности, затрудняется исполнять самостоятельно выученные песни;

 ритмические задания выполняет только по показу учителя;

 умеет слушать музыку, но не совсем верно высказывается о прослушанном;

 обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 не запоминает мелодию и слова песен;

 слушает музыку, но не умеет высказываться о прослушанном.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать: наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из про граммы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора. Жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, рома нс, серенада. Музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка. Современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.

Учащиеся должны уметь: исполнять вокально-хоровые упражнения, контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фоно грамм.

Календарно – тематическое планирование