Меню

Проблема семейного воспитания детей в неполных семьях

Особенности воспитания и развития ребенка в неполной семье

Главная > Документ

Особенности воспитания и развития ребенка в неполной семье.

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, на протяжении всего периода детства, и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

К сожалению, статистика показывает, что последнее время увеличилось количество неполных семей, т.е. в семье воспитанием ребенка занимается один родитель.

Это может быть вызвано несколькими факторами, у каждой неполной семьи – своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, с внебрачным рождением ребенка. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать или отец, воспитывающие ребенка в неполной семье, не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.

Работая в «Центре социальной помощи семье и детям» педагогом-психологом, я часто сталкиваюсь с запросами одиноких родителей, связанных с вопросами воспитания детей. Вопросы самые разнообразные: как объяснить ребенку где его отец ; можно ли пожалеть ребенка, сразу после того как наказал; как сделать сына более смелым, и другие самые разнообразные вопросы.

В связи с тем, что неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или нескольких детей, то есть является по сути материнской, рассмотрим особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).

Ребенок из неполной семьи является наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивные межличностные взаимоотношения.

Сам факт, когда ребенок воспитывается одиноким родителем, не всегда способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него глубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделить повышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудности родители могут снизить до самой минимальной меры. Следовательно, в сложных современных условиях таким семьям требуется систематическая квалифицированная помощь.

Читайте так же:  Территориальный центр помощи семье и детям г вологда

1.Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей [Текст] / Т.С. Зубкова. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 95 с.

2. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. Педагогика: Учебник 6-е издание. – Минск, 2005. – 560 с.

3.Павленок П.Д. Теория, история и методы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2006. – 560 с.

Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется

В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна.

В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. В определении понятия «семья» я присоединилась к мнению одного из авторитетных социологов-семьеведов А.Г. Харчева, который определил семью как малую социальную группу и как социальный институт.

Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных.
Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей, то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» — не синонимы

Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями. © 2011
Актуальность эффективной социальной поддержки в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. От качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане. В этом вопросе роль социального работника очень велика и именно социальная поддержка позволяет детям и родителям в неполных семьях почувствовать себя полноценными членами общества.

Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы:

Материальная проблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная «кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены.

Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка.

Фризин Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог МБУ «Центр социальной помощи семье и детям»,

Участник Сегежской школы

«Счастливые родители, Прародители-Счастливые дети»

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

Отсутствие папы ребенок ощущает очень сильно, просто не всегда он выставляет все свои чувства напоказ. Уход отца ребенок часто понимает как отказ от себя, и этот комплекс может жить у него долгие годы, именно тогда начинаются проблемы воспитания в неполной семье покинутого одним из родителей малыша. Материальные трудности вынуждают женщину идти на работу с высокой оплатой труда, а значит и высокой занятостью, что уменьшает ее свободное время для воспитания ребенка. Часто в такой ситуации у него возникает чувство одиночества и покинутости, в том числе и матерью.

Первое время после развода отец обычно регулярно встречается с ребенком. Казалось бы, проблем воспитания ребенка в неполной семье быть не должно, ведь папа всегда рядом.

Для него это очередное волнение, потому как в случае, если папа относится к нему с любовью, то разделение семьи будет еще более непонятно и мучительно, к тому же может проснуться обида на маму и недоверие. В том случае, когда отец будет общаться сухо и на расстоянии, то у ребенка может появиться комплекс вины от нежелания общения с таким родителем. Ко всему этому между собой родители могут мстить друг другу, а это очень нарушает психологическое равновесие ребенка. Он может попытаться извлекать нездоровую выгоду из разногласий родителей, заставляя баловать себя из чувства вины обоих родителей.

Отношения в кругу друзей у ребенка могут часто ухудшаться из-за вопросов различного характера, сплетен и отсутствия желания ответа на вопросы об отце. Плохое настроение и переживания мамы также отражаются и на ребенке, в своем новом статусе ей гораздо сложнее продолжать воспитание ребенка на высоком уровне.

Что же можно посоветовать в такой ситуации, чтобы поддержать воспитание ребенка в неполной семье? В первую очередь нужно спокойно поговорить с ним по душам на равных, объяснить всю сложившуюся ситуацию, сделать это в простой и доступной форме, никого при этом не обвиняя. Рассказать, что такое случается, к сожалению, довольно часто, и что в конкретно вашем случае на самом деле будет лучше именно так. Нужно честно сказать ребенку, что это окончательное решение, уберегая его тем самым от ненужных волнений и надежд. Все более редкие со временем визиты отца постоянно будут возрождать чувство отвергнутости, к сожалению, это неизбежно. Чем младше ребенок в период разрыва, тем проще отцу расстаться с ним. Нужно постараться морально подготовить ребенка к уходу папы. Следует избегать постоянной зависимости ребенка от вас, нужно помогать становиться ему самостоятельным и взрослым, но поддерживая его при этом. Самая распространенная ошибка в такой ситуации – чрезмерная забота и контроль над сыном.

Часто можно встретить слова женщины: «Я пожертвовала всем и жила только для тебя!» Это опасная ошибка, которую допускают многие, в результате чего можно вырастить абсолютно неприспособленного к жизни, безинициативного, нерешительного мужчину, за которого все важные решения всегда принимала мать, ведь проблемы воспитания наложились на её несостоявшуюся личную жизнь.

Нужно посоветовать родителям, которые по каким-либо причинам приходят к разводу, чтобы они больше думали о дальнейших последствиях этого решения для детей. Разногласия между даже бывшими супругами можно при желании решать более доброжелательно и деликатно. Необязательно выставлять напоказ ненависть и неприязнь по отношению друг к другу. Отцу, покинувшему семью, естественно сложно продолжать воспитание ребенка. И если возникают обстоятельства, при которых он не может положительно влиять на свою прежнюю семью, то в таком случае будет более честно сделать так, чтобы она его забыла вовсе, но при этом материально помогать своим детям.

Состав семьи очень важный и значимый фактор. Если родители на самом деле искренне любят своих деток, то они будут стараться свои разногласия решать вовремя и не доводить дело до крайней стадии разрыва семьи. Тем самым они не поставят детей в самое сложное положение и будут совместно продолжать воспитание на должном уровне, показывая пример полноценной и дружной семьи. Теперь вы знаете, как избежать проблем воспитания ребенка в неполной семье и обеспечить малышу полноценную жизнь.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Секция: 7. Психология

XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Семья занимает ведущее место среди значимых для людей ценностей. Именно в семье формируется и развивается личность. Наиболее частыми причинами семейного неблагополучия являются: экономические, политические и проблемы в социальной сфере. Это негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Среди неблагополучных семей, самым распространенным видом является — неполная семья. Отсутствие полноценного образца отношений внутри семьи ведет к определенным психическим нарушениям, что может повлечь за собой ряд проблем.

Неполная семья — малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать — отец, отец — дети, дети — бабушки и дедушки [6].

Данной проблемой занимались такие российские специалисты, как: Карабанова О.А., Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е.М., так же следует отметить работы Сатир В., по ее мнению семья — это система, а поэтому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов, нереальные ожидания.

Неполная семья, как и любая другая, в первую очередь должна выполнять воспитательную функцию. Воспитание является одним из наиболее важных аспектов в системе семейных взаимоотношений. В неполной семье процесс воспитания часто нарушен, в связи с чем, у ребенка формируется чувство неполноценности [3].

Читайте так же:  Тестирование для детей дошкольного возраста

Эти семьи также называют «материнскими», а женщину, воспитывающую детей без отца — «одинокая мать».

На сегодняшний день неполные семьи — реальность, на которую трудно закрыть глаза, их количество имеет постоянную тенденцию к росту.

Основными причинами увеличения числа неполных семей являются:

  1. Рост количества разводов.

Развод — одна из наиболее частых причин появления неполных семей. В современное время развод стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. В отличие от прошлого, когда развод был запретным явлением, сегодня он стал массовым и характерным для многих современных государств. Но именно Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место в мире по данному показателю, после США, определенно опережая другие державы.

В связи с этим проблемы устойчивости брачно-семейных отношений, актуальны для многих российских семей.

  1. Рост количества рождаемости вне официально зарегистрированного брака.

Такая семья изначально является неполной, так как ребенок с первых дней своей жизни воспитывается одной матерью. Современная семья гласит о явном отказе от патриархальности. Большинство людей, не видит в семейном образе жизни значительной ценности, поэтому и живут в незарегистрированном браке [5]. Словарь русского языка Ожегова С.И., дает такое определение термина «внебрачный»: «внебрачный, относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок».

Намного чаще встречаются семьи с матерью и детьми, чем с отцом и детьми. Причина заключается в том, что количественный уровень смертности мужчин, выше, чем у женщин, соответственно вдов больше, чем вдовцов.

Вдовство — серьезное испытание, как для женщины, так и для мужчины.

Для детей, родитель-одиночка, часто единственный источник дохода в семье. «Мать-одиночка», берет на себя намного больше ответственности, чем мать из полной семьи, возлагая на себя функции обоих родителей (матери и отца).

Одинокой матери необходимо помнить, что следует, крайне внимательно относится к нравоучениям и наказаниям, так как мать является единственным источником социального научения ребенка. Необходимо стремиться к взаимному сближению с ребенком и следить, чтобы негативные оценки не превышали, в целом, похвалы [2].

В большинстве случаев в неполных семьях экономические проблемы носят психологический оттенок. Разумным считается, когда родители постепенно знакомят детей с финансовым положением своей семьи. Но порой, одинокие матери с раннего возраста пытаются донести своим детям о том, что, поскольку у них отсутствует отец, они многое позволить себе не в силах. Делать этого не стоит, так как ребенок не всегда может правильно понять данные причины, ограничивающие его желания, в свою очередь, это может привести к чувству неполноценности ребенка, его ограниченности перед другими детьми.

Также имеет место быть и противоположная сторона проблемы. Часто одинокая мать, считает своим прямым долгом дать ребенку все то, что имеют дети в полных семьях. Существует вероятность того, что с возрастом такие дети могут превратиться в подлинных тиранов. Они начинают надменно относиться к своим родителям, поскольку дети не приучены в чем-либо себе отказывать, и начинают требовать выполнения всех их капризов и желаний. Получив строгое «нет!», такие дети начинают чувствовать себя обделенными, а в худшем случае нелюбимыми. Все это приводит к глубоким внутрисемейным проблемам [4]. Чтобы миновать данные проблемы, наиболее эффективным будет, если одинокая мать сможет возмещать не только экономические недостатки, но и постарается обеспечить своего ребенка духовными ценностями, для осознания того, что материнская любовь главная ценность, финансово не измеряемая.

Существует ещё одна не менее важная трудность в воспитании детей из неполных (материнских) семей. Воспитание — нелегкое дело, требующее огромных духовных затрат. Часто, родители, как в неполных, так и в полных благополучных семьях, полагают, что они жертвуют своей жизнью ради детей и считают необходимым получать от них отдачу. Довольно часто это происходит в неполной (материнской) семье. Стараясь для своего ребенка, мать внушает ему о долге благодарности. Но не стоит забывать о том, что благодарность за заботу и любовь требовать нельзя. Данная благодарность — родительский долг. Каждая мать не должна забывать, что «ребенок — Божий дар». И иметь его огромное счастье, которое дано не каждому [4].

Одной из наиболее распространенных ошибок одинокой матери, считается её попытка заполнить всю свою жизнь ребенком. Но она должна понять, что однажды ребенок «вылетит из гнезда» и начнет самостоятельную жизнь. Найдет своё предназначение, создаст собственную семью. Есть такие матери, которые окружают ребенка своей гиперопекой, не дающей ему самостоятельно существовать и принимать решения. В таком случае ребенок настолько привязан к матери и родному дому, что не в силах его покинуть. Таким образом, избыточная забота и опека зачастую пагубно влияют на механизмы адаптации и социализации их детей в обществе.

Конструктивными действиями матери, столкнувшейся с какими-либо трудностями, являются поиск путей и решений, адекватных для выхода из сложившейся ситуации. Порой то, что кажется трудностями, не имеющими выхода, совсем таковыми не являются. И приложив немного терпения и усилий проблемы бесследно растворятся. Всем родителям будь то неполная или полная благополучная семья, важно и нужно знать, что нет какой-то одной верной методики воспитания, которой всем необходимо придерживаться. Успешное воспитание не зависит от полноты или неполноты семьи [1].

Следует отметить, что более полное определение понятия «неполная семья» включает в себя количественные и качественные показатели, которые нельзя рассматривать отдельно без взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Таким образом, неполная семья — это социальный объект института семьи, состоящий из одного родителя с одним или нескольким детьми и имеющий комплекс проблем, которые необходимо решать адресно, конкретно, индивидуально и своевременно с целью социализации семьи в современных условиях.

Воспитание детей в неполных семьях — это сложная, многогранная проблема, требующая всестороннего психолого-педагогического анализа причин и факторов её возникновения. Комплексный подход к ее решению позволит выявить специфику воспитания детей в неполных семьях, и, следовательно, разработать ценные рекомендации для родителей, воспитателей и педагогов.

Список литературы:

  1. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — С. 56—66.
  2. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. — 2005. — № 5. — С. 147—150.
  3. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, С. 15.
  4. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. — М., 2001. — № 11. — С. 108—118; 13—17.
  5. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, № 7. С. 95—96.
  6. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. № 2.

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

На современном этапе развития общества наблюдается увеличение количества семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Причинами выступают рост количества разводов, смерть родителя одного из родителей, с желанием матери родить и воспитать ребенка «для себя» и т.д. Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего ребенка.

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей [3, с. 235].

Cемейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Очень важно, у каждого ребенка должны быть и отец и мать.

В неполной семье важно то, как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и каким образом поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с ними. Выделяют следующие разновидности неполных семей:

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми. В связи с этим мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой возможности развития отклонений в развитии ребенка.

По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка — физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [2, с. 146].

Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и В.С. Собкина наиболее рапространенными стилями воспитания в неполных семьях являются:

— неустойчивый стиль воспитания,

— гипопротекция (либо полная безнадзорность, либо недостаток опеки и контроля за поведением детей),

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, должно быть оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Присутствие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Мы подобрали некоторые рекомендации родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

Читайте так же:  Лечение детей с зрр зпр

— говорите с ребенком и слушайте его;

— поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

— чаще хвалите, а не наказывайте — эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;

— помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу;

— развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами в вашем окружении [1].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

1. Ренн О. Три десятилетия исследования риска // Вопросы анализа риска. 1999, — № 1.

2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб.пособие для вузов / М.В Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.- 432 с.

3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для пед гов и род-лей / В.М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Неполной называют семью, в которой рядом с ребенком находится только один родитель – мать или отец. Мамы и папы, в одиночку воспитывающие ребенка, часто задаются непростыми вопросами. Не скажется ли отсутствие второго родителя на развитии малыша? Как помочь своему чаду стать гармоничной личностью при таких обстоятельствах? «Я родитель» уверяет, что неполная семья тоже может дать ребенку полноценное воспитание, главное – учитывать некоторые особенности.

Полоролевое воспитание

Как только дети впервые осознают свою половую принадлежность, они начинают осваивать важные особенности поведения: мальчики – мужские, девочки – женские. Естественно, стать настоящим джентльменом или леди им помогают примеры самых близких людей. В обычной семье дела так и обстоят: мальчики учатся мужскому поведению, смотря на своих отцов, а девочки воспитывают в себе женственность, наблюдая за своими матерями. Но что делать, если родитель у ребенка всего один, и он при этом противоположного пола?

Естественно, ни один человек не сможет полноценно выполнять в семье сразу две роли: и отца, и матери. Поэтому одиноким отцам очень трудно объяснить подрастающей дочери, каково это – быть женщиной. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда у матери-одиночки подрастает сын: женщина просто не может показать на личном примере, каким должно быть настоящее мужское поведение. Где же выход?

На самом деле недостающего члена семьи вполне может заменить родственник или друг семьи, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Для мальчика таким человеком может стать дедушка, дядя, старший брат, для девочки – бабушка, тетя, старшая или двоюродная сестра.

Главное, чтобы у человека, который заменяет недостающего родителя, хватало времени и желания на общение с ребенком.

Если у вас неполная семья, но при этом других родственников нет вообще или вы не поддерживаете с ними связь, попробуйте найти среди своего окружения такого человека, которому будет интересен ваш ребенок, и который с удовольствием будет посвящать ему часть своего времени. Это может быть лучший друг, подруга или коллега по работе. Если ваш ребенок будет проводить с этим человеком много времени, и по-настоящему подружится, то проблем с полоролевым воспитанием у него не возникнет.

Общение между родителем и ребенком

Немаловажную роль в правильном воспитании ребенка имеет удовлетворение его потребности в общении с матерью или отцом. Очень часто случается, что в неполных семьях единственный родитель взваливает на себя тяжкий груз забот на всех существующих фронтах, и, в итоге, на общение с ребенком у него совсем не остается времени. В такой ситуации ребенок чувствует себя заброшенным, ему не хватает общения с близким для него человеком, а его развитие начинает идти неправильно: появляются трудности с самооценкой, депрессии, замкнутость или демонстративное вызывающее поведение, которое как бы говорит родителю: «Ну, обрати же на меня внимание!».

Часто распространена и обратная ситуация, когда единственный родитель считает, что он обязан дать своему ребенку вдвое больше заботы, раз он оказался в положении «один за двоих» и буквально начинает душить чадо своей любовью. Переизбыток заботы не менее вреден для развития ребенка, чем ее недостаток, поэтому переходить эти грани не стоит.

Эмоциональные потребности

Эмоциональная составляющая играет важную роль для правильного развития ребенка. Именно через эмоции он познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. При этом получать полноценное эмоциональное общение ребенок вполне успешно может и в неполной семье. На самом деле ребенку не так уж много нужно для счастья: ему хочется чувствовать себя любимым, важным и значимым для своей семьи. Ему хочется, чтобы мама или папа им искренне гордились, интересовались его жизнью и всегда были готовы выслушать.

Поэтому не берите на себя непосильную ношу и не старайтесь жить так, как будто вы являетесь одновременно двумя людьми, ведь ребенку нужно всего лишь видеть своего родителя, пусть и единственного, счастливым, гармоничным и уверенным в себе.

Ребенку будет больно видеть перед собой замученную, постоянно раздраженную и усталую мать, которая работает на трех работах, чтобы обеспечить его самой лучшей едой, одеждой и игрушками. Гораздо важнее и приятнее для сына или дочки, если мама каждый день будет гулять по парку, читать на ночь сказки и с удовольствием слушать, что произошло сегодня с её любимым ребенком.

Социальное общение

В полной семье ребенок с самых первых дней жизни оказывается вовлеченным в общество. Он с момента своего рождения оказывается в маленьком социуме, в котором, помимо него самого, есть мать и отец. Это позволяет ребенку учиться общению между людьми, понимать различие во взглядах окружающих (особенно, когда принципы воспитания мамы и папы в чем-то расходятся), наблюдать за разной реакцией людей противоположного пола, за их взаимоотношениями, выстраивая тем самым определенную модель поведения в обществе.

В неполной семье ситуация принципиально другая. У ребенка есть только один родитель, и малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми. Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом. Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию.

Ищите вокруг примеры, на которых вы можете продемонстрировать ребенку различные положительные варианты взаимодействия одних людей с другими. Пусть ребенок наблюдает, как общаются бабушка с дедушкой, как искренне любят друг друга ваша подруга и ее муж. Отличным подспорьем в этом непростом деле могут стать книги и мультфильмы, герои которых создают правильную модель поведения — показывают, что такое настоящая дружба, привязанность, любовь, уважение. Все это поможет вашему ребенку вырасти полноценной личностью.

Ошибки матерей-одиночек

Очень часто в неполной семье, где ребенка воспитывает одна мать, возникает непреодолимая сложность в том, как научить ребенка правильно общаться с противоположным полом. Ситуация особенно усугубляется, когда отец ребенка оставил маму из-за другой женщины. Обида, крепко затаившаяся в женском сердце на всю жизнь, порой не дает возможности построить новые отношения. И в глубине души женщина начинает ненавидеть всех мужчин поголовно. Идущая на поводу у своих эмоций (злости, обиды, желания отомстить), такая мать может неосознанно вселить в сознание своей подрастающей дочери мысль о том, что абсолютно всем, без исключения, мужчинам нельзя верить.

Если женщина постоянно рассказывает ребенку гадости о его отце, а в подростковом возрасте убеждает дочь, что ни к чему хорошему отношения с мужчинами не приведут, велик шанс того, что повзрослевшая девочка так и не построит своего личного счастья. Она подсознательно будет избегать мужчин, бояться их, не доверять им, испытывать страх перед отношениями и копировать поведение своей матери.

Если вас бросил муж, не убеждайте себя в том, что и вашей дочери непременно встретится недостойный ее человек. Все ситуации разные, и то, что ваш брак закончился разводом, вовсе не означает, что и выбор вашей дочери будет неправильным. Дайте ей шанс самостоятельно пройти через период первой любви, построить отношения без постороннего вмешательства и научиться чему-то на собственных ошибках.

Принципиально другая ситуация возникает, когда в положении брошенной жены оказывается женщина, воспитывающая мальчика. Ее негативный настрой по отношению к ушедшему отцу может сформировать у ребенка ошибочный стереотип мужского поведения. Если мама постоянно рассказывает сыну, что его отец был плохим человеком, то ребенок начинает чувствовать себя ущербным – ведь в его жилах течет кровь «плохого» отца. Самооценка ребенка в таком случае падает, что приводит к психологическим проблемам, сложностям в общении с ровесниками и противоположным полом, затяжным депрессиям, к агрессивному и вызывающему поведению, которое особенно сильно обостряется в подростковом возрасте.

Если от вас ушел отец вашего ребенка – старайтесь держать себя в руках и помнить, что ваша ненависть к нему ни в коем случае не должна передаваться ребенку. Постарайтесь сформировать у него, если не положительный, то хотя бы нейтральный образ отца.

Ошибки отцов-одиночек

Самой главной трудностью, с которой сталкиваются одинокие отцы, является отсутствие физической связи между ними и ребенком. Когда женщина вынашивает ребенка в своем чреве и дарит ему возможность появиться на свет, между ними возникает крепкая подсознательная связь, которая особенно сильна в первые годы жизни. Именно к матери ребенок привязывается больше всего. Мужчина же чаще всего просто не чувствует этого особенного контакта.

Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них вырастают девочки, которых можно назвать «своим парнем», поскольку папы-одиночки не знают, как научить дочь женственности. Вместо этого дочка получает багаж знаний о том, как быть сильной, выносливой и самостоятельной.

Если вы в одиночку воспитываете дочь, не отказывайтесь от помощи и советов родственников и знакомых женского пола, особенно тех, у кого есть дети. Не стесняйтесь задавать им волнующие вас вопросы, ведь от того, как именно вы воспитаете своего ребенка, будет зависеть его дальнейшая жизнь и личное счастье.