Меню

Принцип эмоциональности в обучении

Принцип эмоциональности

Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение происходит легко, быстро и приятно. Если ученик берется за книгу без настроения, как за тяжкий, обременительный труд, ожидать от него высокой эффективности невозможно. Вот почему учению предшествует положительный настрой как ожидание приятного события. Без положительного отношения обучение теряет едва ли не половину своей силы. Учить того, кто к этому не расположен, – пустое занятие. Учить ребенка, в которого уже вселились страх, ненависть, отвращение, – значит пытаться насильственно внедрить в его душу высокие истины. Такое знание непрочно и большей частью не приносит никакой пользы. Поэтому следует заботиться о привлекательности школы, учебы, знаний. Это вселит уверенность в душу ребенка, поддержит его первые самостоятельные шаги, а школьную жизнь заполнит такой феерией захватывающих действий и ситуаций, что в его памяти она надолго сохранится как праздник. Следуя принципу эмоциональности обучения, учитель будет:

• при подготовке каждого урока продумывать способы вызова и поддержки положительных эмоций учеников. Чем скучнее и труднее предстоящая работа, чем суше и абстрактнее учебный материал, тем больше возможностей для положительных эмоций постарается придумать педагог;

• входить в класс с приветливой улыбкой, шутить, ободрять учеников, поддерживать здоровый юмор;

• придерживаться только демократического стиля общения;

• постоянно выказывать живой интерес к ученикам и их делам;

• спокойно, без окрика, грубых слов рассматривать любой конфликт;

• использовать юмор для выхода из безнадежных и трудных ситуаций;

• учить ярко, образно, весело, наполняя обучение игрой, состязаниями, конкурсами, соревнованиями;

• постоянно помнить, что мышление младшего школьника неотделимо от его чувств и переживаний: эмоциональная насыщенность учебно-воспитательного процесса – требование, выдвинутое законами развития детского мышления;

• от эпизодических эмоциональных ситуаций переходить к постоянно текущим на положительном эмоциональном фоне делам;

• использовать эмоциональную насыщенность учебного материала, методов обучения, форм организации познавательного труда;

• эмоционально готовить учеников к усвоению нового материала;

• проводить уроки в оптимальном темпе, исключить плохую организацию работы, однообразные методы и приемы обучения;

• уделять внимание настроениям и переживаниям детей;

• заботиться о том, чтобы дети пережили чувство успеха, порадовались достигнутым результатам;

• закреплять чувство удовлетворения, пережитое от хорошо выполненной работы;

• следить за эмоциональностью, образностью, выразительностью, красотой и чистотой своей речи;

• вызывать всплеск положительных эмоций учеников необычными способами оформления учебных заданий;

• использовать приемы, повышающие эмоциональность обучения, например: изложение нового материала устами героев сказок, использование игрушечного реквизита, чтение текста в окошке «волшебного телевизора» и т.д.;

• использовать самодельные книжки для выполнения специальных упражнений; задания с юмористическим подтекстом – «А как наоборот?»; задачи от сказочных персонажей; ребусы, кроссворды, викторины и т.п.;

• проводить уроки, внеклассные занятия на природе;

• использовать музыку для создания благоприятного эмоционального фона во время уроков, внеклассных занятий. Не забудет и о чарующей силе народной песни.

Следует предостеречь педагогов от излишней эксплуатации детских эмоций. Нельзя превращать учебу в текущее на эмоциональном фоне развлечение. Чрезмерная яркость красок, избыток педагогических действий, искусственное привлечение наглядности, не относящихся к содержанию работы на уроках, отрицательно сказываются на качестве обучения. К сожалению, широко практикуются «показушные» уроки, на которых ребенок забывает от изумления закрыть рот, но которые ничего не дают ни уму, ни сердцу. Цветочки, грибочки, кружочки, листочки, медведи, зайцы, Мальвины, Буратины заполнили классы, вытеснив мысль и познавательный труд. Заметим, что в старой российской школе всякая наглядность исчезала уже во втором классе; никакие средства искусственного стимулирования учебы не допускались.

176.212.184.57 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Принцип эмоциональности обучения и воспитания

Без эмоций нет, да и не может быть человеческого познания истины. Эмоции – равноправная составляющая процесса познания, такая же, как логическое мышление. Эмоциональный интеллект не менее мощный, чем другие интеллекты, а у многих людей еще и ведущий. Силу эмоционального интеллекта мы уже рассмотрели. Вывод можно сделать такой: если мы хотим учить и воспитывать качественно, следует нагружать оба полушария мозга и максимально использовать эмоциональный интеллект. На эмоциях зиждутся потребности, которые играют исключительно важную роль в обучении и воспитании. Принцип эмоциональности реализуется путем выполнения следующих правил.

  • 1. Как можно чаще ободряйте учеников на начальном этапе обучения.
  • 2. Постоянно напоминайте ученикам, что их ценность не зависит от успеваемости.
  • 3. Исследуйте воспитанника, которому вы хотите помочь раскрыться в полную силу.
  • 4. Скажите воспитаннику, что вы обратили внимание на его поступок.
  • 5. Сообщите воспитаннику, что вы ожидаете от него в будущем.
  • 6. Установите с учеником эмоциональную близость, умело используя физический контакт.
  • 7. Умейте целенаправленно использовать каждую представившуюся возможность.
  • 8. Выражайте свои ожидания творчески, но тщательно подбирайте слова.
  • 9. Беседуя с воспитанником, смотрите ему в глаза.
  • 10. Будьте уверены в своих ожиданиях.
  • 11. При изложении фактов используйте иллюстрации.
  • 12. Чтобы факты произвели большее впечатление на учеников, прибегайте к элементам драматического искусства.
  • 13. Облачайте факты в музыку.
  • 14. Обобщайте факты при помощи графиков и таблиц.
  • 15. Помните, что потребность мотивирует учащихся настолько, насколько она ими переживается.
  • 16. Перед изучением нового материала демонстрируйте ученикам их потребность в нем. Учитывайте при этом особенности аудитории и сопутствующие обстоятельства.
  • 17. На пути осознания потребностей могут существовать препятствия, над которыми учитель не властен, например внешние факторы, такие как температура, и внутренние факторы, скажем, переживания. Устраняйте отрицательные, вызывайте положительные факторы.
  • 18. Помочь ученикам осознать свои потребности – лучший способ усилить их мотивацию.
  • 19. Опишите потребность, предоставляя ученикам фактическую информацию.
  • 20. Рассказывайте истории.
  • 21. Усиливайте потребность, мастерски преподнося информацию.
  • 22. Стимулируйте потребность при помощи музыки.
  • 23. Демонстрируйте потребность при помощи схем и диаграмм.
  • 24. Выражайте потребность символически, при помощи иллюстраций.
  • 25. Контролируйте уровень эмоций: не следует возбуждать очень сильных эмоций. Слезы, истерика, гомерический хохот никогда не присутствуют в обучении и воспитании, а вот легкое волнение, переживание, интерес, обостренное внимание – именно то, что нужно.

Урок 2. Основные принципы дидактики

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Читайте так же:  Свекровь перестала общаться

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опты учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Читайте так же:  Эмоциональность стеническая

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Принцип эмоциональности

Без эмоций нет и не может быть человеческого познания истины. Эмоции – равноправная составляющая процесса познания, такая же, как и логическое мышление. Эмоциональный интеллект не менее мощный, чем другие интеллекты, а у многих людей ведущий. Силу эмоционального интеллекта мы уже рассмотрели. Вывод: если мы хотим учить и воспитывать качественно, следует нагружать оба полушария мозга и максимально использовать эмоциональный интеллект. На эмоциях зиждутся потребности, которые играют исключительно важную роль в обучении и воспитании.

Принцип эмоциональности реализуется путем выполнения таких правил.

  • 1. Как можно чаще ободряйте учеников на начальном этапе обучения.
  • 2. Постоянно напоминайте ученикам, что их ценность не зависит от успеваемости.
  • 3. Исследуйте воспитанника, которому вы хотите помочь «расцвести».
  • 4. Сообщите воспитаннику, что вы обратили внимание на его поступок.
  • 5. Скажите воспитаннику, что вы ожидаете от него в будущем.
  • 6. Установите с учеником эмоциональную близость, умело используя физический контакт.
  • 7. Умейте целенаправленно использовать предоставляющиеся возможности.
  • 8. Выражайте свои ожидания творчески. Тщательно подбирайте слова.
  • 9. Смотрите собеседнику в глаза.
  • 10. Будьте уверены в своих ожиданиях.
  • 11. При изложении фактов пользуйтесь иллюстрациями.
  • 12. Излагайте факты в форме историй.
  • 13. Чтобы факты произвели большее впечатление на учеников, используйте элементы драматического искусства.
  • 14. Облачайте факты в музыку.
  • 15. Обобщайте факты при помощи графиков и таблиц.
  • 16. Потребность мотивирует учащихся настолько, насколько она ими переживается.
  • 17. Перед изучением нового материала надо демонстрировать ученикам их потребность в нем.
  • 18. При демонстрации потребности нужно учитывать особенности аудитории и сопутствующие обстоятельства.
  • 19. На пути осознания потребностей могут существовать препятствия, над которыми учитель не властен, в частности, внешние факторы, например, температура, и внутренние, например, переживания. Устраняйте отрицательные, вызывайте положительные.
  • 20. Помочь ученикам осознать свои потребности – лучший способ усилить их мотивацию.
  • 21. Опишите потребность, предоставляя ученикам фактическую информацию.
  • 22. Рассказывайте истории.
  • 23. Усиливайте потребность, мастерски преподнося информацию.
  • 24. Стимулируйте потребность при помощи музыки.
  • 25. Демонстрируйте потребность при помощи схем и диаграмм.
  • 26. Выражайте потребность символически – при помощи иллюстраций
  • 27. Контролируйте уровень эмоций. Не следует возбуждать очень сильные эмоции. Слезы, истерика, гомерический хохот никогда не присутствуют в обучении и воспитании, а легкое волнение, переживание, интерес, обостренное внимание – это именно то, что нужно.

Принцип доступности

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой.

В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

  • 1. Не забывайте наставление Я. А. Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
  • 2. Помните, что когда приступают к изучению какого-либо предмета, ум школьника должен быть к этому приготовлен.
  • 3. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
  • 4. Обучая, учитывайте возрастные особенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
  • 5. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы школьников с одинаковой обучаемостью.
  • 6. Соразмеряйте трудности мышления со способностями ученика. Учите рассуждать, а не заучивать готовые выводы.
  • 7. Не оскорбляйте ученика недоверием в его способностях, лучше авансируйте его, вселите уверенность в завтрашних успехах.
  • 8. Считается, что успех учения равен произведению старательности на способности. Спросите учеников: чему будет равен успех, если старательность равна нулю.
  • 9. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.
  • 10. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, ученики отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, которые они сами для себя выбирают и устанавливают, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их.
  • 11. Используйте новейшие достижения теоретической педагогики: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщенные – с помощью шагов увеличенных.
  • 12. Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.
  • 13. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении – средних и слабых.
  • 14. Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
  • 15. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
  • 16. Наиболее трудными для понимания и усвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний; для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.
  • 17. Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
  • 18. Не принимайте мимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, используйте его как начало познания.
  • 19. Доступность, так же как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
  • 20. Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено самими учащимися.
  • 21. При первичном ознакомлении изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики поняли главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, расширяющие, углубляющие и уточняющие изученное.
  • 22. Реализуя принцип доступности, главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
  • 23. Доступность не означает легкость. Функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся но самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний; помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будничная деятельность по организации доступного обучения.
  • 24. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, снижаем барьер доступности обучения.
Читайте так же:  Ведет себя влюбленный мужчина весы

Принцип эмоциональности — конспект

Основывается он на том, что в процессе познавательной деятельности у учащихся (студентов) возникает определенное эмоциональное состояние, чувства, которые могут способствовать или мешать успешному усвоению знаний. Способствуют активизации процесса познавательной деятельности живой, образный изложение учебного материала; оптимистическая совершенство и логичность представления информации, использование интересных примеров, применение наглядности и компьютерной техники; чувство выполненного долга, язык, отношение учителя к ученикам, его внешний вид и др..

Принципы обучения, отражая существенные аспекты процесса обучения, является основой для формулирования правил обучения, которые конкретизируют принципы, подчиняются им и способствуют их реализации. Например, принцип доступности дополняется правилами «от простого — к сложному», «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому». Принципы обучения тесно взаимосвязаны, обуславливают друг друга. Ни один из них не может быть использован без учета других. Поэтому в процессе обучения необходимо руководствоваться всеми принципами.

Учет в процессе обучения его закономерностей, соблюдение принципов и правил позволяет определять его оптимальное содержание, подбирать и применять эффективные организационные формы и методы его реализации, что обеспечивает успешное усвоение знаний и необходимый воспитательное воздействие.

Принцип эмоциональности в обучении

Этот принцип подразумевает формирование у учащихся интереса к знаниям

Он направлен на развитие внутренних мотивов учения на основе сотворчества и сотрудничества учителя и учащихся

Требования принципа эмоциональности:

воспитывать у детей чувство радости от успеха в учебе;

— средствами обучения формировать у учащихся чувство удивления;

— развивать эмоциональное (заинтересовано) отношение к процессу и способов получения знаний;

— формировать у каждого ученика умение владеть своими настроениями, контролировать свои эмоции

Среди основных путей реализации его требований являются: доброжелательный тон общения, уважение к личности ребенка, оптимистический настрой, использование занимательных дидактически целесообразных примеров, поддержка в веры в собственные возможности.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

Он направлен на поиск возможностей гармоничного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения, их взаимного дополнения, то есть использование в коллективных формах элементов самостоятельной узнавали ной деятельности учащихся. Этот принцип современная дидактическая теория связывает с личностно индивидуальной ориентацией обучения, определению индивидуальной траектории развития учения, выбором уровня и методов овладение содержанием учебных программ, адаптацией учащихся с особенностями информационных и компьютерных технологий обученияя.

Этот принцип выдвигает следующие требования:

— учитывать уровень умственного развития учащегося;

— осуществлять анализ опыта учащихся;

— изучать мотивы учения школьников;

— оказывать индивидуальную помощь учащимся в обучении;

— учитывать уровень познавательной и практической самостоятельности ученика;

— учитывать уровень волевого развития ученика;

— объединять в дифференцированные подгруппы учащихся, имеющих одинаковые учебные возможности;

— корректировать содержание и формы обучения, оказывать помощь учащимся без существенного снижение сложности содержания учебного материала;

— исследовать индивидуальную систему деятельности ученика

Принцип связи теории с практикой

Этот принцип направлен на то, чтобы процесс обучения побуждал учеников использовать знания для изучения окружающего мира. Он требует подкрепления теоретического материала примерами и ситуациями из реал льного жизни, изучение не только современных научных теорий, но и определение перспектив развития науки. Научные знания, отраженные в содержании учебного материала, должны быть цельными, а не расчлененным и на факты, идеи, теории. Определяющую роль в построении обучения должны играть научные теории, а не практика время для того, чтобы научная теория не стала абстрактной, ее необходимо строить на осн ове накопленного учащимися опыта, развивая йогйого.

Требования этого принципа следующие: — показывать связь развития науки и практических потребностей личности;

— использовать окружающую действительность как источник знаний и сферу применения теории;

— использовать связь школы и производства;

— целесообразно применять проблемно-поисковые и исследовательские задачи;

— сочетать умственную деятельность с практической;

— развивать и переносить успехи учащихся с одного вида деятельности на другие;

— использовать связь обучения с жизнью как стимул для самообразования

Дидактические принципы образуют определенную систему, реализующих гуманистическую направленность обучения, ориентацию на воспитательные и развивающие цели, систему моделирования и прогнозирования педагогического процесса. Част то принципы обучения внутренне противоречивы время реализация каждого принципа тесно связана с реализацией других: научность и систематичность — с доступностью; доступность — с наглядностью т.п.. Это свидетельствует об их взаимосвязи и взаимодополняемости. Эффективность обучения и педагогической деятельности зависит от учета основных требований системы дидактических принципеипів.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая