Меню

Примеры жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности

Оглавление:

Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и со­ци­аль­ный опыт, под­твер­ди­те спра­вед­ли­вость высказывания

Ответ или решение 1

Самооценка предполагает, что человек может составить представление о своих индивидуальных и личностных качествах и в зависимости от этого ставить жизненные цели, иметь какие-либо притязания и стремления. Самооценка зависит не только от него самого, но и от ближайшего окружения, индивид учитывает мнения родных, друзей, знакомых.

1. Если самооценка завышена, человек может сильно разочароваться в жизни. Например, девушка из небогатой семьи, из маленького городка едет в Москву поступать в престижный вуз. Она уверена, что раз учителя в школе ее хвалят, то она сразу туда поступит. Но на бюджетное отделение мест очень мало, а учиться платно нет возможности. В итоге она не достигла своей цели.

2. Когда самооценка занижена, человеку тоже трудно. Например, девушка считает себя непривлекательной, глупой и боится из-за этого устраивать личную жизнь. Ее комплексы становятся причиной одиночества.

3. Самооценка может быть адекватной, но человеку нужно разобраться в своих способностях и интересах. Например, молодой человек поступил в технический вуз, а через год понял, что ему там неинтересно и трудно. Ему больше подходит институт физкультуры.

Примеры жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности

Добавлено (2010-01-10, 10:03 Am)
———————————————
19-е все таки 3, я этот вопрос в прошл году в тестах видела.

Добавлено (2010-01-10, 11:40 Am)
———————————————
Karri, ronr2010, 5-е ответ 4. Не всегда прогресс культуры-это вытеснение классического авангардным. 11-е- ответ 2. 8 задание -ответ 4. Социализация дает социальный опыт, а воспитание — часть социализации:прививает культурные нормы, бытовые правила поведения, ценности и идеалы. Тут сбивает фраза «формы организованного и стихийного воздействия общества»-это определение как раз воспитания, но думаю, что ключевая фраза: «дает СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ».

Добавлено (2010-01-10, 11:48 Am)
———————————————
Cuddy, ,а где часть С?
Всему, что дается, есть своя тайная цена.

ЕГЭ 2010:
Русский язык [78] Математика [85] История [78] Обществознание [90]

Добавлено (2010-01-10, 11:59 Am)
———————————————
Народ, надо темы по обществу объединить как то. А то тут 2, да в помогаем друг другу. Скачу, как сайгак то туда, то обратно.
Всему, что дается, есть своя тайная цена.

ЕГЭ 2010:
Русский язык [78] Математика [85] История [78] Обществознание [90]

Добавлено (2010-01-10, 12:09 Pm)
———————————————
У меня ж опыт какой! Приходиться в каждом уч году вариантов 100-200 прорешивать. Поэтому я часть А и В на автопилоте решаю минут за 7, максимум-11(засекала).
Всему, что дается, есть своя тайная цена.

ЕГЭ 2010:
Русский язык [78] Математика [85] История [78] Обществознание [90]

Добавлено (2010-01-10, 12:23 Pm)
———————————————
ВОТ У МЕНЯ С 2003 ГОДА И ОБРАЗОВАЛИСЬ ЗАЛЕЖИ ВАРИАНТОВ.

Добавлено (2010-01-10, 12:25 Pm)
———————————————
Еще на ЕГЭ в этом году помогала-есть реальных 2 КИМа.Часть А мне скучно делать, мне бы кто С реальных накидал, детей готовить надо да и самой интересно.
Всему, что дается, есть своя тайная цена.

С1. Какие две составляющие сознания называет автор?
С2.Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.
С3.Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.
С4.Опираясь на знания обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.

С5. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

С7.Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт, приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний.
Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл выбранного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С8.1. Философия. «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)
С8.2. Социальная «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем»
психология. (Аристотель)
С8.3. Экономика « Без развития нет предпринимательской прибыли, без
последней нет развития». (Й. Шумпетер)
С8.4.Социология «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». (С. Паркинсон)

С8.5. Политология «Нет, политика – это не грязная игра. Просто иногда натыкаешься на нечестных игроков». (Р. Хайлайнд)

С8.6. Правоведение. «Кто не знает закона, тот не знает и греха» (В.Даль)

Готовимся к ЕГЭ

Данный материал может использоваться для подготовке к ЕГЭ по курсу обществознания для учащихся 10 классов.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ»

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

На темпы роста и со­зре­ва­ния ока­зы­ва­ют вли­я­ние образ жизнй фор­ми­ру­ю­ще­го­ся че­ло­ве­ка, спо­со­бы де­я­тель­но­сти — иг­ро­вой, спор­тив­ной, учеб­ной, — тру­до­вое и об­ще­ствен­ное по­ве­де­ние, ги­ги­е­ни­че­ские усло­вия ре­жи­ма жизни, пи­та­ния, сна и бодр­ство­ва­ния, тесно свя­зан­ные со ста­ту­сом лич­но­сти, на­ли­чие или от­сут­ствие стрес­со­ров, глав­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся кон­фликт­ные си­ту­а­ции и т. д. Все эти фак­то­ры имеют зна­че­ние не толь­ко сами по себе как мо­мен­ты ста­нов­ле­ния лич­но­сти субъ­ек­та, но и как силы, воз­дей­ству­ю­щие на ор­га­ни­че­ское раз­ви­тие че­ло­ве­ка в опре­де­лен­ные мо­мен­ты его он­то­ге­не­за. В ка­че­стве де­тер­ми­нан­тов этого раз­ви­тия они иг­ра­ют роль сти­му­ля­то­ров (спо­соб­ству­ю­щих про­цес­сам роста и со­зре­ва­ния) или, на­о­бо­рот, стрес­со­ров и де­прес­со­ров (за­дер­жи­ва­ю­щих, даже из­вра­ща­ю­щих эти про­цес­сы), а в ряде слу­ча­ев — ка­та­ли­за­то­ров (уско­ря­ю­щих дей­ствие дру­гих фак­то­ров, в том числе и фи­зи­ко-хи­ми­че­ских, на эти про­цес­сы)

Весь­ма важ­ным на­прав­ле­ни­ем вли­я­ния жиз­нен­но­го пути (био­гра­фии) че­ло­ве­ка на его он­то­ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию яв­ля­ет­ся все воз­рас­та­ю­щая ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция этой эво­лю­ции. Дело в том, что воз­раст­ная из­мен­чи­вость все более опо­сре­ду­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ной из­мен­чи­во­стью. Зна­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-ти­пи­че­ских осо­бен­но­стей че­ло­ве­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся в сред­ние и позд­ние фазы че­ло­ве­че­ской жизни. Ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти, спе­ци­аль­ные спо­соб­но­сти и уро­вень общей ода­рен­но­сти вли­я­ют на то или иное на­прав­ле­ние раз­ви­тия жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и на его свой­ства (жиз­не­спо­соб­ность, ра­бо­то­спо­соб­ность, тру­до­спо­соб­ность). По­сто­ян­ная ум­ствен­ная де­я­тель­ность, вы­со­кая со­ци­аль­ная ак­тив­ность, труд и твор­че­ство — фак­то­ры, про­ти­во­сто­я­щие ин­во­лю­ци­он­ным про­цес­сам, ре­гу­ли­ру­ю­щие ход ор­га­ни­че­ско­го раз­ви­тия.

Б. Г. Ана­ньев. Че­ло­век как пред­мет по­зна­ния

С1 Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

С2. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.

С3. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.

С4. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

С6. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Понятие и механизм рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

«Са­мо­со­зна­ние — не толь­ко по­зна­ние себя, но и из­вест­ное от­но­ше­ние к себе: к своим ка­че­ствам и со­сто­я­ни­ям , воз­мож­но­стям, фи­зи­че­ским и ду­хов­ным силам, то есть са­мо­оцен­ка.

Че­ло­век как лич­ность — са­мо­оце­ни­ва­ю­щее су­ще­ство. Без са­мо­оцен­ки труд­но или даже не­воз­мож­но са­мо­опре­де­лить­ся в жизни. Вер­ная са­мо­оцен­ка пред­по­ла­га­ет кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к себе, по­сто­ян­ное при­ме­ри­ва­ние своих воз­мож­но­стей к предъ­яв­ля­е­мым жиз­нью тре­бо­ва­ни­ям, уме­ние са­мо­сто­я­тель­но ста­вить перед собой осу­ще­стви­мые цели, стро­го оце­ни­вать те­че­ние своей мысли и ее ре­зуль­та­ты, под­вер­гать тща­тель­ной про­вер­ке вы­дви­га­е­мые до­гад­ки, вдум­чи­во взве­ши­вать все до­во­ды «за» и «про­тив», от­ка­зы­вать­ся от не­оправ­дав­ших­ся ги­по­тез и вер­сий

Вер­ная са­мо­оцен­ка под­дер­жи­ва­ет до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка и дает ему нрав­ствен­ное удо­вле­тво­ре­ние. Адек­ват­ное или не­адек­ват­ное от­но­ше­ние к себе ведет либо к гар­мо­нич­но­сти духа, обес­пе­чи­ва­ю­щей ра­зум­ную уве­рен­ность в себе, либо к по­сто­ян­но­му кон­флик­ту, порой до­во­дя­ще­му че­ло­ве­ка до нев­ро­ти­че­ско­го со­сто­я­ния. Мак­си­маль­но адек­ват­ное от­но­ше­ние к себе — выс­ший уро­вень са­мо­оцен­ки».

С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.

С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.

С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономика и её роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­зна­ние и де­я­тель­ность

Как и ак­тив­ность жи­вот­ных, де­я­тель­ность пред­став­ля­ет собой ин­фор­ма­ци­он­но на­прав­лен­ный про­цесс, пред­по­ла­га­ю­щий спо­соб­ность ори­ен­ти­ро­вать­ся в среде — вос­при­ни­мать зна­чи­мые со­об­ще­ния, пе­ре­ра­ба­ты­вать их в ко­манд­ные коды по­ве­де­ния, ко­то­рые вы­зы­ва­ют, на­прав­ля­ют и кон­тро­ли­ру­ют фи­зи­че­скую ре­ак­цию си­сте­мы.

Ин­фор­ма­ци­он­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся со­зна­ни­ем, ко­то­рое пред­став­ля­ет собой выс­шую форму раз­ви­тия пси­хи­ки жи­вот­ных, об­ла­да­ю­щих нерв­ной си­сте­мой, спо­соб­ных ощу­щать, вос­при­ни­мать и пред­став­лять окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность.

Со­зна­ние че­ло­ве­ка ос­но­ва­но на спо­соб­но­сти к сло­вес­но-ло­ги­че­ско­му, «вер­баль­но­му» мыш­ле­нию, ко­то­рая над­стра­и­ва­ет­ся над си­сте­мой услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов по­ве­де­ния и за­вер­ша­ет собой про­стей­шие формы «про­ло­ги­че­ско­го» — на­гляд­но-дей­ствен­но­го и на­гляд­но-об­раз­но­го мыш­ле­ния.

. Любой «став­ший» че­ло­век в от­ли­чие от жи­вот­но­го об­ла­да­ет не­ко­то­рым ми­ни­му­мом аб­стракт­но­го мыш­ле­ния, поз­во­ля­ю­ще­го ему отоб­ра­жать среду путем ло­ги­че­ских мо­де­лей, иде­аль­ных об­ра­зов дей­ствий, от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ных, не­за­ви­си­мых от сию­ми­нут­ных по­ве­ден­че­ских си­ту­а­ций.

Ре­зуль­та­том по­доб­ной ра­бо­ты со­зна­ния ока­зы­ва­ет­ся на­ли­чие в че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти осо­бо­го рода целей, от­лич­ных от объ­ек­тив­ных целей адап­тив­ной де­я­тель­но­сти жи­вот­ных. Речь идет о со­зна­тель­ных целях де­я­тель­но­сти, свя­зан­ных со спо­соб­но­стью че­ло­ве­ка ана­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию, т. е. рас­кры­вать не­яв­ные, не под­да­ю­щи­е­ся «жи­во­му на­блю­де­нию» при­чин­но-след­ствен­ные связи ее зна­чи­мых ком­по­нен­тов. Эта спо­соб­ность поз­во­ля­ет людям за­ра­нее пред­ви­деть ре­зуль­та­ты своей де­я­тель­но­сти, пла­ни­ро­вать их, т. е. про­ду­мы­вать наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ные в дан­ных усло­ви­ях спо­со­бы их до­сти­же­ния.

С1. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

Читайте так же:  Какие бывают виды самооценки

С2. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

С3. Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

С4. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

С6. Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рациональное поведение потребителя». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Об­ра­зо­ва­ние в об­ще­стве

Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго.

Пер­вой из ко­рен­ных пе­ре­мен стала де­мо­кра­ти­че­ская ре­во­лю­ция. Как видно на при­ме­ре Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции конца XVIII в., она была вы­зва­на рас­ту­щим стрем­ле­ни­ем не­а­ри­сто­кра­ти­че­ских клас­сов. участ­во­вать в по­ли­ти­че­ских делах. В ответ на это тре­бо­ва­ние были пре­жде всего рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния: ведь новые ак­те­ры на по­ли­ти­че­ской сцене не долж­ны пред­став­лять «не­ве­же­ствен­ные на­род­ные массы». По­это­му в 30-е гг. XIX в. ре­фор­ма­то­ров об­ра­зо­ва­ния в США вол­но­ва­ла про­бле­ма по­вы­ше­ния гра­мот­но­сти бу­ду­щих из­би­ра­те­лей, их осве­дом­лен­ность в со­ци­аль­ных во­про­сах и спо­соб­ность при­ни­мать ра­зум­ное ре­ше­ние при го­ло­со­ва­нии. Идеал об­ще­ства рав­ных воз­мож­но­стей пред­став­ля­ет собой дру­гой ас­пект де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции. Рав­ные со­ци­аль­ные воз­мож­но­сти стали почти си­но­ни­мом рав­ных воз­мож­но­стей по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния.

Важ­ней­шим со­бы­ти­ем. стала про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция. Раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти в ши­ро­ких мас­шта­бах по­тре­бо­ва­ло рас­ши­ре­ния си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния для под­го­тов­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бот­ни­ков, ко­то­рые могли бы вы­пол­нять новые, более слож­ные виды де­я­тель­но­сти. В стра­нах, кон­ку­ри­ру­ю­щих между собой в борь­бе за ми­ро­вой рынок, быст­ро осо­зна­ли, что пре­вос­ход­ство в про­мыш­лен­ном раз­ви­тии тесно свя­за­но с более вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния.

Важ­ная пе­ре­ме­на. была свя­за­на с раз­ви­ти­ем са­мо­го ин­сти­ту­та об­ра­зо­ва­ния. Когда со­ци­аль­ный ин­сти­тут укреп­ля­ет свое по­ло­же­ние, его члены обыч­но об­ра­зу­ют груп­пу, объ­еди­нен­ную об­щи­ми за­кон­ны­ми ин­те­ре­са­ми, и предъ­яв­ля­ют тре­бо­ва­ния к об­ще­ству — на­при­мер, от­но­си­тель­но под­дер­жа­ния сво­е­го пре­сти­жа или ма­те­ри­аль­ной под­держ­ки со сто­ро­ны го­су­дар­ства. [К тому же] аме­ри­кан­цы все­гда были склон­ны ве­рить: чем выше уро­вень их об­ра­зо­ва­ния, тем боль­ше ве­ро­ят­ность до­бить­ся успе­ха в жизни.

С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.

С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

С4. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

С6. Слово «общество» используется для обозначения всех существующих и существовавших социально- исторических организмов вместе взятых, а также конкретных социально – исторических образований (стран) и тех или иных организаций. Приведите по два примера использования понятия «общество» в каждом из этих трёх значений (обществознание Лазебникова скачено дома)

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек в системе экономических отношений». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Примеры жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности

Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям , возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».

Сознание и самосознание

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть даны описания таких ситуаций, например:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).

Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.

Вариант 2. Часть 2. Задание 24. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Помогите с примерами.

Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный
опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без
самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в
жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.

«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью
требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые
цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать
все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез
и версий
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему
нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение
к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную
уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему
человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».
А.Г. Спиркин.
Сознание и самосознание

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание»

Данный материал может быть использован на практическом занятии по обществознанию, проведённому в виде дискуссии. Поднимаемые вопросы разноплановые и предполагают аргументирование собственной позиции.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание»»

Тема занятия: Самовосприятие. Формирование образа «Я». Самооценка. Самоисповедь и самопознание.

образовательные: систематизация информации, относящейся к познавательной деятельности человека ;

-развивающие: развитие умений анализировать, сопоставлять факты, приводить примеры;

-воспитательные: формирование социальной культуры и активной личностной позиции.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Формы и методы контроля и уровня сформированности компетенций: тематический, интегрированный контроль.

Уровень освоения – репродуктивный.

Тип занятия: практическое занятие

Вид занятия: дискуссия

Методы обучения: словесный, оценочный, дискуссионный, аналитический.

Методы контроля ЗУН: комбинированный письменный и устный опрос.

Междисциплинарные связи: социальная психология, основы социологии и политологии, история.

КМО: инструкционные карты.

Литература и другие информационные источники:

Издательство и год издания

Человек и общество: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений

М.: Просвещение, 2000

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1 Инструкция: используя список из 38 слов, обозначающих отдельные качества личности, составьте ряд «Идеал» из 10 качеств личности, которые ранжируйте (распределите) по следующему принципу – от самых ценных в ЧЕЛОВЕКЕ до наименее значимых. Затем из 10 качеств ряда «Идеал» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наиболее характерные ДЛЯ ВАС, а потом наименее характерные.

Список слов: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, упрямство, уступчивость, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

Я знаю, другие знают (арена)

Я знаю, другие не знают (видимость)

Я не знаю, другие знают (слепое пятно)

Я не знаю, другие не знают (неизвестное)

3. Прочитайте текст и выполните задания.

«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духов­ным силам, то есть самооценка.

Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание сво­их возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоя­тельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невро­тического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».

АТ.Спиркин. Сознание и самосознание

1) Какие две составляющие самосознания называет автор? 2) Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка?

3) Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния. 4) Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самооп­ределения личности

4. Проанализируйте стихотворение.

Я знаю, есть на все ответ;
Я знаю, где черно, где красно;
Я знаю, что где на обед;
Я знаю, лжем мы ежечасно;
Я знаю, хищна волчья стая;
Я знаю, жалобы напрасны;
Я знаю все, себя не зная.

(Франсуа Вийон — французский поэт)

5. Проанализируйте советы Чарли Чаплина: 1) Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца. 2) Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска. 3) Ищите в себе положительное и демонстрируйте его. 4) Не будьте самонадеянными и не бойтесь задавать вопросы. 5) Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них. 6) Не упускайте мгновения удачи. 7) Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот. 8) Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед. 9) Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху. 10) Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.

Читайте так же:  Если мужчина изменил психология

11) Любите людей, и они ответят вам тем же.

6. Определить особенности своего духовного мира, закончив следующие предложения:

1) Я часто думаю о . 2) Мне хотелось бы чтобы . 3) Больше всего я боюсь . 4) Я очень люблю . 5) Когда-нибудь я буду .

6) Мне страшно, что . 7) Я ненавижу, когда . 8) Мне не хватает . 9) Я радуюсь, если . 10) Я плачу, если . 11) Больше всего я мечтаю о . 12) Никто не должен . 13) Я никогда не…

Из сериала «Богиня прайм-тайма». В разговоре с женой журналист Бахрушин сказал: «Когда дело доходит до жизни и смерти, кто думает про мораль?!» Вы согласны или не согласны с этим утверждением и почему?

Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

Что такое совесть? Какую роль совесть играет в жизни человека?

Прав ли автор этого утверждения: «Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше»?

Как Вы оцениваете тезис «Цель оправдывает средства». — Ответ аргументируйте.

Как Вы считаете: доброта — редкое или обычное явление?

Что нужно для того, чтобы быть счастливым?

Смертен человек или бессмертен? Или он в чем-то смертен и в чем-то бессмертен?

8. Составить план своей идеальной жизни.

Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и со­ци­аль­ный опыт, под­твер­ди­те спра­вед­ли­вость высказывания : «Без са­мо­оцен­ки труд­но или даже не­воз­мож­но са­мо­опре­де­лить­ся в жизни». Про­ил­лю­стри­руй­те на при­ме­ре любых трех жиз­нен­ных си­ту­а­ций важ­ность са­мо­оцен­ки для са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти.

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

sashkabarca

Могут быть таковы:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);
2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);
3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);
4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).
5) Выбор своего имиджа и внешнего вида(Люди уверенные в себе всегда в толпе выделяются по своему отдельному стилю)

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

В.В. Белоусова Профессиональное самоопределение личности в пространстве современного бизнеса

В.В. Белоусова Профессиональное самоопределение личности в пространстве современного бизнеса

Проблема профессионального самоопределения личности вызывала и продолжает вызывать широкий интерес как научного, так и делового сообщества. И это далеко не случайно. Профессиональное становление и развитие человека, возможность наиболее полной профессиональной самореализации неотрывно связаны с профессиональным самоопределением. Профессиональное самоопределение является одним из значимых факторов профессиональной успешности. Современная ситуация в обществе, развитие новых социально-экономических отношений привносят свои особенности в процесс профессионального самоопределения. На сегодняшний день большинство направлений профессиональной деятельности осуществляется в рамках бизнес-структур.

Бизнес – это сложное явление, которое может описываться многопланово. С психологической точки зрения это сложная системно-организованная деятельность, в которой принимают участие представители самых разных профессий [Иванова, Михайлова, Штроо, 2007]. Активная представленность и постоянный рост и развитие бизнес-структур на рынке труда формирует пространство профессионального самоопределения личности – пространство современного бизнеса. При этом бизнес – это динамичная, активно развивающаяся система, диктующая свои условия в мире профессий, изменяющая его. В ситуации появления новых видов профессиональной деятельности, изменения существующих профессий, а также в условиях высоких требований, предъявляемых бизнес-средой к уровню профессиональной успешности, особенно остро как в теоретическом, так и в практическом плане встают вопросы профессионального самоопределения личности.

Профессиональное самоопределение – понятие, достаточно часто используемое в современном научном языке. При этом его трактовка, содержательное наполнение разнятся в зависимости от подхода и взгляда на проблему. Так, Е.А. Климов определяет профессиональное самоопределение как «деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда». Прежде всего это образы желаемого будущего, особенности осознания себя и своего места в системе деловых межлюдских отношений [Климов, 1996, с. 74]. В данном определении отражается как активно-деятельностный, так и временной компоненты профессионального самоопределения. Кроме этого, Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения – гностический и практический. При этом на гностическом уровне в процессе профессионального самоопределения происходит перестройка сознания и самосознания, а на практическом – реальные изменения социального статуса человека [Климов, 1983].

Основной акцент на ценностно-смысловой стороне процесса профессионального самоопределения делает Н.С. Пряжников. Он указывает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [Пряжников, 1996, с. 16]. В более поздней своей работе Н.С. Пряжников еще ярче подчеркивает смысловую сторону профессионального самоопределения. Так, профессиональное самоопределение понимается им как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [Пряжников, 2001, с. 330].

Одним из основных пунктов расхождения взглядов на профессиональное самоопределение является вопрос о временных границах данного понятия, который, в свою очередь, отражает его объем, содержание и широту. Достаточно часто профессиональное самоопределение связывается с этапом выбора профессии и ограничивается им. Так, например, А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер полагают, что «самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе и способностей, и соотнесение их с требованиями профессии, следует называть профессиональным самоопределением» [Кухарчук, Ценципер, 1976, с. 7]. При данном подходе к рассмотрению профессионального самоопределения само это понятие очень часто редуцируется и обозначает процесс принятия решения о выборе профессии или даже сам акт выбора. Такая узкая трактовка профессионального самоопределения нередко способствует терминологической путанице и в последнее время находит все меньше сторонников.

С целью избежать недостатков данного подхода ряд ученых [Сафин, 1986; Обоносов, 1998 и др.], говоря о профессиональном самоопределении, расширяют границы данного понятия и включают в рассмотрение не только этап выбора профессии, но и последующее профессиональное обучение. Так, В.Ф. Сафин утверждает, что профессиональное самоопределение как термин «отображает процесс поиска и приобретения профессии. Финалом его служит начало трудовой деятельности…» [Сафин, 1986, с. 19]. Еще большая временная протяженность процесса профессионального самоопределения подчеркивается Е.А. Климовым [1996]. В своих работах он неоднократно подчеркивает, что профессиональное самоопределение – это не однократное деяние, а длительный многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах.

В своих взглядах Е.А. Климов не одинок. По утверждению многих авторов, профессиональное самоопределение протекает на протяжении практически всей жизни, способствуя развитию личности [Литвинова, 1992; Маркова, 1996; Климов, 1996; Кузнецов, 2000; Борисова, 1995 и др.]. Так, Е.Ю. Литвинова [1992] отмечает, что профессиональное самоопределение не является одиночным фактором выбора, не совершается один раз и пожизненно, а предполагает «разворачивание» личности в аспекте профессиональной деятельности. Ту же мысль высказывает и А.К. Маркова – «профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение всей жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов» [Маркова, 1996, с. 59]. Е.М. Борисова [1995] рассматривает профессиональное самоопределение как длительный, динамичный процесс, охватывающий значительную часть жизненного пути индивида, имеющий выраженные этапы. Каждый из этапов характеризуется качественно-своеобразной структурой основных психологических составляющих. К таким составляющим профессионального самоопределения относятся профессиональные способности, профессиональная мотивация, свойства темперамента и межличностные отношения.

Однако значительное расширение границ понятия профессионального самоопределения привносит и новые трудности в его изучение. Глубоко и полностью охватить весь процесс профессионального самоопределения становится практически нереально. Один из способов преодолеть данное затруднение, на наш взгляд, состоит в том, что бы подходить к рассмотрению профессионального самоопределения как длительного процесса, обращая при этом особое внимание на определенный период. Исходя из данного представления, рассматривая профессиональное самоопределение как длительный жизненный процесс, мы акцентируем свое внимание на этапе определения профессионального жизненного пути в юношеском возрасте. Важно отметить, что профессиональное самоопределение затрагивает не только процесс первичного выбора профессии в школе, но и продолжается дальше на этапе профессионального обучения.

Именно в юношеском возрасте профессиональное самоопределение выступает на первый план, формируя основу личностного развития. Перед каждым без исключения школьником встает вопрос выбора профессии, выбора жизненного пути. Как указывает Е.А. Климов, «профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всей системы возможных «самоопределений» подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина» [Климов, 1996, с. 14]. Выбор профессии в юношеском возрасте является первым большим шагом на пути профессионального самоопределения личности и именно поэтому его значимость сложно переоценить. В этот период происходит формирование позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Проблема выбора профессии становится аффективным центром жизненной ситуации старших школьников [Божович, 1986]. При этом «преодоление момента выбора превращается в механизм формирования профессионального опыта» [Стрелков,

1999, с. 125]. М.Р. Гинзбург [1994] также отмечает важную роль выбора будущей профессии в юношеском возрасте, который фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции, что делает смысловое будущее определенным.

Вообще, на вопросе соотношения выбора профессии и профессионального самоопределения необходимо остановиться особо. С одной стороны, активно-деятельностный компонент самоопределения базируется на совершаемых человеком выборах. Следовательно, выбор профессии является составляющей профессионального самоопределения. С другой стороны, выбор профессии происходит в процессе самоопределения личности, на основе его ценностно-смыслового компонента. Соответственно можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение подготавливает выбор профессии, при этом развиваясь на его основе.

Профессиональное самоопределение в подходах зарубежных авторов не выделяется как самостоятельное понятие, а рассматривается в общем контексте существующих теорий развития карьеры. Так в рамках карьерного консультирования наряду с другими вопросами анализируется проблема выбора профессии, поиска наиболее подходящего вида деятельности. Характерной особенностью психодинамических теорий (У Мозер, Е. Бордин, А. Роу, Р. Хоппок, М. Боуен и др.) является акцентирование особого внимания на значении бессознательной мотивации, различных форм потребностей, от витальных инстинктов до комплексных психодинамических механизмов, в процессе выбора профессии и дальнейшем профессиональном пути. Теория А. Роу [Roe, 1956] достаточно четко характеризует данное направление. По мнению А. Роу, в результате взаимодействия родителей с детьми происходит формирование потребностей, определяющих профессиональный выбор. Содержание потребностей обусловлено прежде всего ранней атмосферой родительского дома и типом детско-родительских отношений, которые через удовлетворение или фрустрацию первичных потребностей формируют индивидуальную потребностную структуру. Бессознательное побуждение, сформированное в раннем детстве, способствует выбору такой карьеры, в которой эти потребности могут быть выражены и удовлетворены. Такие параметры взаимодействия родителей с детьми, как эмоциональное приятие/неприятие, наличие/отсутствие контроля и стимулирование/нестимулирование активности ребенка, соответственно определяют тип ориентации профессиональных интересов: индивидная/ предметная, защитная/незащитная, на других/на себя. Однако дальнейшие эмпирические исследования не подтвердили основные положения данной теории [Гледдинг, 2002; Кондаков, Сухарев, 1989].

Читайте так же:  Самооценка дошкольников дипломная работа

В теориях развития (Э. Гинзберг, Д. Сьюпер и др.) также уделяется внимание профессиональному выбору, который рассматривается как одна из стадий профессионального развития. По мнению Э. Гинзберга, профессиональный выбор – это длительный, продолжающийся более десяти лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений. Этот процесс необратим, так как более ранние решения ограничивают дальнейшие возможности. Заканчивается профессиональный выбор компромиссом между внешними (престиж) и внутренними (индивидуальные особенности и т. п.) факторами. Профессиональное развитие – последовательность качественно специфических фаз, где разделительным критерием выступают содержание и форма перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания. Ход профессионализации подростков определяется решением ими таких проблем, как испробование своих способностей, обдумывание своей временной перспективы, поиски адекватной формы удовлетворения личных потребностей и интересов. При этом решение данных проблем обусловлено в первую очередь способностью ребенка идентифицировать себя с образцом представителя конкретной профессии [Кондаков, Сухарев, 1989].

Основываясь на работах предшественников – Ш. Бюлер, Э. Гинзберга и др., – Д. Сьюпер [1957] разработал ступенчатую модель профессионального развития. По мнению автора, профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз, при этом особенности профессионального развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т. д. Важнейшим детерминантом профессионального пути являются представления человека о себе. Профессиональное развитие состоит в сущности в развитии и реализации «Я-концепции». Развивая идею «конгруэнтности Я-концепции и профессии», Д. Сьюпер отмечает, что профессиональным развитием можно управлять как через формирование интересов и способностей, так и через влияние на «Я-концепцию».

Человек неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия [Kidd, 1984]. Соответственно удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональной деятельности. Д. Сьюпер [1957, 1971] выделил пять стадий профессионального развития: стадию пробуждения (от рождения до 14 лет), стадию исследования (от 15 до 24 лет), стадию консолидации (от 25 до 44 лет), стадию сохранения стабильности (от 45 до 64 лет) и стадию спада (с 65 лет). Каждая из стадий характеризуется определенной задачей развития. На стадии пробуждения происходит формирование «Я-концепции», развитие представлений о себе как личности, а также происходит первое знакомство со сферой профессиональной деятельности. Данная стадия делится на несколько периодов: фантазии (от 4 до 10 лет), интересов (от 11 до 12 лет), способностей (от 13 до 14 лет). Основной задачей стадии исследования является формирование профессиональных планов на основе более глубокого изучения особенностей профессий, выполнения пробных ролей. Выделяются пробный период (от 15 до 17 лет), переходный (18–21), период апробации (18–21). Стадия консолидации характеризуется укреплением профессиональной позиции и подразделяется на два периода – стабилизации (25–30 лет) и продвижения (31–44 года). На стадии сохранения стабильности основной задачей является поддержание достигнутого положения, осознание своих ограничений. Стадия спада характеризуется постепенным снижением профессиональной активности вплоть до ее полного прекращения, что приводит к необходимости освоения новых ролей.

Концепция возрастных стадий карьеры Д. Сьюпера на сегодняшний день является одной из самых популярных за рубежом теорий профессионального развития. Так, А. Анастази отмечает: «многие новые инструменты встроены в комплексные программы исследования карьеры, являющиеся логическим продолжением взглядов Д. Сьюпера на профессиональный цикл человека и подхода Дж. Голланда к выбору профессии» [Анастази, Урбина, 2001, с. 441]. В основе концепции, разработанной Дж. Голландом, лежит попытка объединить теорию выбора профессии с теорией личности. Дж. Голланд вводит термин «профессиональный тип личности» и отмечает, что каждый человек может быть отнесен к одному из шести профессиональных типов – реалистическому, исследовательскому, артистическому, социальному, предпринимательскому, конвенциональному – или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. В основе выделения «профессиональных типов» лежит предположение о наличии групп людей, обладающих сходными профессиональными и личностными признаками [Holland, 1966; Басимов, 1998; Воробьев и др., 1994].

Дж. Голланд отмечает существование относительно устойчивого эмоционального ядра, связанного с развитием интересов, склонностей и способностей личности. Интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, думает и действует. В этом отношении теория Голланда близка концепции Е.А. Климова, в которой выделяется пять сфер профессиональной деятельности по предметному содержанию и при этом отмечается, что на основе природных данных, определяющих интересы и склонности, формируется профессиональная направленность на профессии определенной сферы, связанные с наиболее положительными аффективными переживаниями.

В свете проблемы профессионального самоопределения понятие профессиональной направленности требует более подробного рассмотрения. Направленность, по-разному раскрываемая в работах классиков отечественной психологии С.Л. Рубинштейна («динамическая тенденция»), А.Н. Леонтьева («смыслообразующий мотив»), Л.И. Божович («система устойчиво доминирующих мотивов») и др., выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

В содержательном плане понятия «интерес» и «склонность» четко разводятся – «от интереса как специфической направленности на тот или иной предмет отчленяется склонность как направленность на соответствующую деятельность» [Рубинштейн, 2000, с. 414]. Склонности и интересы человека, связанные с областью профессиональной деятельности, характеризуют профессиональную направленность личности. Профессиональная направленность имеет непосредственную связь с профессиональным самоопределением личности. Профессиональную направленность определяют как «сложную черту личности, отличающуюся не только положительным отношением к определенным профессиям, но и активным желанием трудиться в той или иной профессии» [Иовайша, 1983, c. 66], а также как сложное психологическое явление, характеризующее психологическую готовность субъекта к выбору направления его будущей профессиональной деятельности. Профессиональную направленность можно рассматривать как «отражение в психологической структуре личности существенных сторон и особенностей профессиональной деятельности» [Основы…, 1991, с. 114]. Соответственно можно предположить, что чем больше сближаются профессиональная направленность и сфера профессиональной деятельности, тем более эффективно проходит процесс профессионального самоопределения.

При рассмотрении проблемы практических подходов к исследованию самоопределения рядом авторов отмечается, что «самоопределение является достаточно сложным, многоаспектным и неопределенным во времени процессом, и его непосредственное экспериментальное исследование практически невозможно» [Семенов, Репецкий, 1999, с. 32]. Одним из способов преодоления данной трудности, по мнению авторов, является редукция наиболее важных аспектов самоопределения к более определенным психологическим концептам и феноменам. По нашему мнению, наиболее ярко современные тенденции профессионального самоопределения отражаются при рассмотрении факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение каждого конкретного человека – индивидуально, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяется влиянием многочисленных факторов. Причем данное влияние может приводить как к позитивным, так и к негативным результатам. Е.А. Климов [1996] рассматривает восемь основных факторов, которые необходимо учитывать при выборе профессии и которые, безусловно, влияют в целом на процесс профессионального самоопределения. К таким факторам относятся: позиция старших, позиция сверстников, позиция учителей, личный профессиональный план, способности и умения, склонности, уровень притязаний, информированность о мире профессий. Еще более обширный перечень факторов выбора профессии предлагает С.А. Боровикова [1991]. Она относит к таким факторам интересы (познавательные, профессиональные), склонности, способности, темперамент, характер, самооценку, уровень подготовки, состояние здоровья, информированность о мире профессий, социальные факторы (окружение, домашние условия, образование родителей, сценарии воспитания).

Е.М. Борисова [1995] подчеркивает важную роль способностей, мотивации, свойств темперамента и межличностных отношений в формировании направления и особенностей протекания процесса профессионального самоопределения. Являясь главными структурными составляющими профессионального самоопределения, они интегрируются в качественно-своеобразные иерархические структуры на разных этапах овладения профессией. Признавая влияние всех вышеперечисленных факторов, РМ. Шаминов [1997] акцентирует внимание на уровне личной зрелости как одном из ведущих факторов адекватного выбора профессии. Проведенное им исследование показало наличие зависимости между уровнем личностной зрелости и адекватностью профессионального самоопределения. При этом уровень личной зрелости формируется такими свойствами, как ответственность, самостоятельность, способность адекватно оценить свои качества.

Представляют интерес и результаты исследований С.И. Вершинина [1996]. Автором выделяются две группы факторов, влияющих на профессиональный выбор: внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы. К внешним факторам относятся: престиж профессии на рынке труда; семейные традиции, пример родителей; ожидания референтной для процесса самоопределения группы; профиль трудового обучения; опыт трудовой деятельности; занятия по интересам (клубы, кружки); влияние учителей, уроки. В свою очередь внутренние факторы включают в себя: профессиональные интересы; профессиональные возможности; самооценку интересов и возможностей; ведущие мотивы; профессиональные идеалы. Факторы, выделяемые разными авторами, при их объединении составляют достаточно большой перечень, при этом они зачастую разноплановы, что значительно затрудняет их анализ и классификацию. Кроме того, зачастую бывает сложно определить основание для выделения именно данных факторов конкретным автором. Достаточно давно назрела объективная необходимость в создании общей модели.

По нашему мнению, на процесс профессионального самоопределения оказывают непосредственное влияние три большие группы факторов, и еще одна группа влияет опосредованно. Необходимо отметить, что название этих групп во многом условно и не является жестким и однозначным, а скорее отражает некоторую общую специфику объединенных факторов (рис. 1).

Рис. 1. Схема соотношения факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение

Опираясь на представления С.Л. Рубинштейна о триединстве в структуре личности – «чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек (это его способности и дарования), наконец, что есть он сам, т. е. что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере» [Рубинштейн,

2000, с. 510], можно выделить и структурировать группу факторов, условно названную нами личностные особенности.

Группа факторов, названная «представления о себе», включает представления человека о своих возможностях и особенностях – темпераменте, характере, способностях, знаниях, умениях и навыках, а также физических возможностях и здоровье. Представления человека о себе, его «образ Я» включены в структуру самосознания человека.

В группу социальных факторов нами были отнесены мода, престиж, а также школа (влияние учителей и оценочной системы), референтная группа (друзья, сверстники) и семья (родители, родственники). Во многих приведенных выше работах отмечается влияние социального окружения на профессиональное самоопределение личности. Однако если исключить из рассмотрения случаи выбора профессии по указанию родителей (что, по сути, и не имеет никакого отношения к профессиональному самоопределению), то становится заметным, что прямого влияния данные факторы на процесс профессионального самоопределения не оказывают. При этом социальные факторы оказывают значительное влияние на процесс формирования профессиональных представлений и представлений человека о себе, тем самым опосредованно влияя на сам процесс самоопределения.

Немаловажную роль в процессе профессионального самоопределения играют представления о мире профессий. Существующие у человека представления далеко не всегда могут адекватно и полностью отражать реальность. Выбор, основанный на таких представлениях, в большинстве случаев оказывается ошибочным, что приводит к трудностям в профессиональном самоопределении. Именно данная проблема характерна для юношеского возраста, «от характера образа, от его качественной специфики во многом зависит профессиональное самоопределение молодого человека» [Обоносов, 1998, с. 37]. Информацию о профессиях школьники заимствуют в основном из внешних источников – от родственников, знакомых, друзей, из средств массовой информации. Характерной для юношеского возраста является и ориентация на «внешнюю» сторону профессии [Лукина, 2004]. Соответственно говорить о полноте и точности представлений очень сложно. Успешность профессионального самоопределения во многом зависит не только от представлений о самой профессии, но и от представления о тех качествах, которые являются важными для успешного осуществления той или иной деятельности.