Меню

Приёму общения ребенка в семье

Подготовка замещающих родителей к приему ребенка на воспитание в семью

Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях (социальные сироты). Наиболее оптимальным решением проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются такие формы устройства их на воспитание в семью, как усыновление, опека (попечительство), приемная и патронатная семьи.

Практика работы в детском доме показывает, что замещающие родители на этапе приёма ребёнка в семью сталкиваются с различными трудностями и нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи с привлечением соответствующих специалистов. Данную помощь и поддержку кандидаты в замещающие родители получают посредством посещения “Школы приёмных родителей”, организованной на базе детского дома.

Занятия в школе приемных родителей являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью.

Цель: оптимизация процессов становления и развития замещающих родителей.

Задачи:

  1. Оказывать полноценную (социально-правовую, психолого-педагогическую и др.) подготовку и поддержку кандидатам в будущие родители и замещающим семьям.
  2. Помочь будущим родителям оценить свои возможности и способности принятия ребёнка на воспитание в семью.
  3. Содействовать в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребёнка в замещающей семье.

Обучение и поддержку в школе приемных родителей ведут специалисты детского дома (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник) с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства, ПМПК и др., которые помимо ведения занятий осуществляют наблюдение, что важно для предварительной оценки семьи кандидата.

Полный курс для улучшения качества подготовки обучающихся в “Школе приемных родителей” состоит из:

1 курс ориентирован на будущих родителей, находящихся в стадии поиска ребенка и оформления документов. Основная задача этого курса: помочь подготовиться кандидатам в замещающие родители к приему ребенка и его успешной адаптации к новой семье. Кроме того, слушатели имеют возможность получить знания о том, как строить отношения с приемным ребенком на различных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как сблизиться с ребенком; как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения, а также узнать про типичные ошибки, ожидания и разочарования приемных родителей.

2 курс – для родителей, принявших ребенка на воспитание в семью. На курсе изучаются вопросы воспитания, взаимоотношений в семье, самоидентификация приемного ребенка, основные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители и способы из разрешения.

Основными принципами организации обучения в “Школе приёмных родителей” являются:

  • использование активных методов при проведении занятий. Занятия сочетают в себе различные формы и методы обучения, такие как лекции, практико-теоретические семинары, беседы, ролевые игры, элементы арт-терапии, анкетирование, тестирование, консультирование, релаксация, рефлексия и др.;
  • выполнение домашних заданий для всей семьи;
  • участие всех членов будущей замещающей семьи в работе “Школы приёмных родителей”. Необходимо чтобы все члены семьи принимали участие в подготовке к замещающей заботе. Прием ребенка ставит перед семьей новые задачи, требует существенной перестройки взаимоотношений. Семья также должна уметь справляться с последствиями психотравматического опыта у ребенка.

Тематический план занятий “Школы приёмных родителей” (I курс)

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Принять в семью ребенка — какого возраста?

В наш Детский Дом № 19 приходят люди, которые хотят взять ребенка из детского дома в свою семью и воспитывать его как родного. Наша задача – помочь им подготовиться к такому важному и ответственному изменению в жизни. Помимо всего прочего, в подготовку будущих патронатных воспитателей (такую квалификацию получает человек, в семье которого живет ребенок) входит ознакомление с азами возрастной психологии. Нужно многое знать о детях. И не менее важно оценить свои силы и возможности, чтобы принять правильное решение.

Эта статья предназначена преимущественно людям, собирающимся принять в семью ребенка, но не имеющим опыта воспитания собственных детей. Либо тем, чьи дети были маленькими уже так давно, что все начало забываться, детали стерлись из памяти, а тот период жизни, когда дети были маленькими, вспоминается в «розовой дымке». Те же, кто сейчас воспитывает своих детей, смогут еще раз задуматься о том, чем хорош и чем труден для взрослых каждый период жизни их детей.

Итак, дети – это люди в возрасте от 0 до 18 лет. Разумеется, новорожденный ребенок сильно отличается от, например, 17-летнего ребенка. Чтобы разобраться, как меняется ребенок за этот долгий восемнадцатилетний период, выделяют 6 основных периодов детства:

      • младенчество – до 1 года
      • раннее детство – до 3-х лет
      • дошкольное детство – от 3-х до 7 лет
      • младший и средний школьный возраст – от 7 до12 лет
      • подростковый возраст – 12-15 лет
      • юность – 15-18 лет

Дети-сироты (или социальные сироты) могут находиться в различных детских учреждениях. В зависимости от возраста детей эти учреждения подразделяются на Дома ребенка (или Дома малютки), где дети находятся до 3-х лет, и Детские дома, где живут дети от 3-х до 18 лет.

В нашем Детском Доме № 19 живут дети от 3 до 18 лет. Соответственно, наша задача – находить семьи для дошкольников (3-7 лет), младших и средних школьников (7-12 лет), подростков (12-15 лет) и юных воспитанников Детского Дома. Каждый из этих возрастов имеет свои преимущества и свои радостные для воспитателей стороны. Кроме того, каждый из возрастов имеет свои сложности и требует от воспитателей понимания, какие именно задачи будут входить в зону его (ее) ответственности.

Чтобы семьи смогли как следует подготовиться к принятию в семью ребенка определенного возраста, им необходимо очень хорошо представлять себе, какие трудности и какие радости несет с собой каждый возраст.

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)

Возраст, который на данном этапе развития общества пользуется в Детском Доме наибольшим «спросом». Иногда желание взять в семью «маленького» ребенка вызвано объективными причинами, например, собственные дети еще не очень большие. Иногда просто «хочется маленького». Иногда же отсутствие опыта воспитание детей и большое количество разнообразных страхов и опасений приводят к мысли, что с маленьким ребенком, наверное, будет «проще». Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.

Ребенка дошкольного возраста нужно очень многому научить. Он уже умеет говорить, но его речь продолжает развиваться, и от воспитателей во многом зависит, каким словарным запасом и культурой речи будет обладать этот человек. Его надо научить читать, и посвящать совместному чтению довольно много времени, а также научиться выбирать хорошие, подходящие по возрасту книжки. С ребенком этого возраста нужно много рисовать, лепить, мастерить и клеить из бумаги и других материалов.

Дети дошкольного возраста очень любят «помогать по дому» — во-первых, потому что им нравится подражать взрослым, а во-вторых, потому что им интересно делать что-то новенькое. Это их стремление «делать вместе с мамой (папой)» — стирать, готовить, вытирать пыль, чинить и т.д. — требует большого такта и терпения – ведь ребенок пока еще толком не умеет что-то делать. Он больше разольет, помнет, разобьет, сам выпачкается. Ему нельзя запретить «помогать» — ведь так вы отобьете у него охоту на будущее что-либо делать. Его надо постоянно и терпеливо учить – а ведь вам действительно в этот момент надо приготовить еду, сделать уборку, постирать, и что делать с малышом, который крутится под ногами и настойчиво требует к себе внимания?

Дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. Трехлетнему ребенку нужно находить новое занятие каждые 15-20 минут (это при условии, что занятие ему нравится). Ребенок 6-7 лет может заниматься чем-то одним до получаса. При этом ему необходимо участие взрослого в его занятиях. Для ребенка дошкольного возраста главное занятие в жизни – это игра. Игра – это и общение, и взаимодействие с миром, и способ самовыражения и организации собственного пространства. В игру вовлекаются по возможности все люди, находящиеся поблизости, и все предметы, до которых можно дотянуться. Ребенку дошкольного возраста нужно ВСЕ ваше внимание. Он говорит с вами, он задает вопросы вам, он играть хочет с вами. С ним нужно гулять два раза в день, некоторые дети в этом возрасте перестают спать днем. При этом детские сады не всегда «облегчают» жизнь. Во-первых, не каждого ребенка целесообразно отдавать в детский сад. Во-вторых, в детских садах дети часто болеют, и получается так – две недели ходит в детский сад, две недели сидит дома.

При ребенке дошкольного возраста нельзя много смотреть телевизор – иначе он будет смотреть его вместе с вами, а это ему вредно.

Ребенка этого возраста нужно терпеливо учить личной гигиене и опрятности. Необходимо научить его по возможности аккуратно есть и убирать за собой. Задача воспитателя – сделать так, чтобы ребенку самому доставляло удовольствие наводить порядок, быть чистым, самому умываться и одеваться по утрам.

В дошкольном возрасте у детей возникает много конфликтов. Они делят игрушки, причем не всегда мирным путем. Они обзываются и часто дерутся. Они повторяют ВСЕ слова, которые когда-либо слышали, и ВСЕ жесты, которые когда-либо видели. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что бывают «внутрисемейные» и «светские» разговоры, и выскажет любым людям все, что он слышал дома.

В любом случае, ребенок дошкольного возраста требует от воспитателя колоссального количества энергии, подвижности, активности, безграничного терпения и здорового оптимизма. Следует особо предостеречь тех, кто возлагает большие надежды на бабушек, — «Она же вырастила нас, своих детей, вырастит и еще одного». Конечно, опыт бабушки неоценим, но подумайте, что если вам сейчас уже за сорок, это значит, что когда бабушка совершала свой педагогический подвиг, она была на сорок! лет моложе. Она вам, конечно, поможет, но основная ответственность и основная нагрузка ляжет на вас.

Есть еще один вопрос, на котором следует остановиться особо. Иногда люди настаивают на младшем возрасте из соображений, что в этом возрасте ребенок «как чистый лист», у него отсутствуют воспоминания, а если они есть, то он очень быстро «все забудет». Во-первых, «чистых листов» не бывает. Даже родной новорожденный ребенок уже имеет свой характер и свои особенности, и может расти абсолютно не похожим на вас ни внешне, ни внутренне. Во-вторых, насколько быстро ребенок забудет то плохое, что было в его жизни, зависит не от возраста, а от отношений в новой семье, в том числе от степени уважения, с которой новая семья отнесется к его прошлому. Чем старательнее вы будете «стирать» прошлое ребенка из его памяти, тем упорнее он будет цепляться за самые мельчайшие крупицы своих воспоминаний, пусть даже самые плохие для него. Вам потребуется много терпения и известная степень самоотречения и доверия – ведь ребенок еще маленький, он не может в этом возрасте рассказать вам, что его мучает и пугает – вам нужно принять его со всеми его проявлениями, иногда не понимая, что именно с ним происходит.

Младший и средний школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Люди, которые приходят к нам в Детский Дом с запросом на «очень маленького» ребенка, зачастую с удовольствием принимают в семью ребенка школьного возраста. Это происходит потому, что они осознают, что ребенок-школьник, сохранив практически всю привлекательность «маленького», приобрел ряд преимуществ чуть более старшего, школьного, возраста. Давайте посмотрим, каким образом это возможно.

Ребенок семи-восьми-девяти лет – это на самом деле еще совсем маленький ребенок. Он очень нуждается в заботе и понимании взрослых, и на свете есть еще такое огромное количество вещей, которым его надо научить! Ребенок десяти-одиннадцати лет, конечно, ведет себя уже более самостоятельно, но на самом деле очень сильно хочет, чтобы его любили, чтобы он был кому-то нужен. Потребность в привязанности с возрастом не ослабевает, а напротив, усиливается. Ведь ребенок школьного возраста уже последовательно мыслит, осознает себя и свое место в мире. Не найдя своих «дорогих и близких», ребенок школьного возраста оказывается в опасности оценить себя самого как «плохого», «ненужного».

Ребенок школьного возраста уже, как правило, умеет учиться. Большая часть его дня занята и расписана по времени – ему надо быть в школе, потом нужно делать уроки. В этом возрасте дети часто начинают ходить в разные кружки или секции. Поэтому получается так, что взрослые в семье начинают располагать б ольшим количеством личного времени, чем это было с ребенком-дошкольником. С другой стороны, первые школьные годы предоставляют воспитателю возможность очень многое вложить в ребенка, помочь ему, открыть перед ним прекрасный мир знаний и найти в этом мире разные увлекательные вещи. Сколько книжек можно прочитать вместе! Сколько интересных историй взрослый может рассказать ребенку! Для ребенка школьного возраста, также как и для дошкольника, очень важно быть просто рядом со «своим» взрослым.

Те, кто мечтает подготовить ребенка к школе и повести его первый раз в первый класс, находят не меньше радости в том, чтобы подготовить его в следующий класс. Ведь ребенку в любом случае потребуется ваша помощь и поддержка со школой – с вами он пойдет уже в другую, новую школу, и как он будет волноваться! Как ему будет важно, чтобы вы были рядом с ним в этот ответственный и по особенному радостный момент его жизни! Ведь теперь он идет в школу не просто так, а его провожает его семья, все за него волнуются и радуются. А когда он вернется домой, будет кому рассказать о том, что было в школе, похвастаться, спросить совета, просто выразить свои чувства и впечатления.

Дети школьного возраста очень любят играть. Игры могут меняться, становиться более сложными – например, шашки и шахматы, лото. Дети этого возраста очень любят всякие переодевания и розыгрыши. Они могут достаточно долго времени проводить за каким-либо одним занятием – например, складывать паззл, вязать, рисовать, мастерить. В этом возрасте ребенок уже способен разделить ваши увлечения. Школьник с удовольствием ездит на дачу. Он (или она) обычно находит там друзей-сверстников, с которыми спокойно и безопасно может проводить время. С другой стороны, ребенку этого возраста уже вполне по силам помочь в огороде и по хозяйству. Школьник обычно с удовольствием сопровождает взрослых в их прогулках и поездках, может вместе со старшими членами семьи заниматься фотографией, спортом, кулинарией или садоводством.

Ребенок школьного возраста познает мир уже не так беспечно, как дошкольник. Он размышляет и анализирует, сомневается и пробует делать выводы. Ему так важно, чтобы рядом был кто-то старший, к кому и прижаться можно, приласкаться и подурачиться, и с которым можно спокойно и серьезно поговорить.

Читайте так же:  Что делать если 7 месячный ребенок не какает

В целом ребенок школьного возраста требует от воспитателя уже гораздо меньше физических сил. Идиллическая картинка, которую обычно приписывают дошкольному возрасту ребенка – вы сидите в своем любимом кресле и читаете ваш любимый журнал, а неподалеку возится ваш малыш – на самом деле становится реальностью с ребенком школьного возраста. Ему достаточно, что вы просто находитесь где-то поблизости. Необходимо отметить, что бабушки гораздо успешнее и с большей охотой присматривают за детьми именно этого возраста – здесь от них не требуется такого напряжения сил, как с совсем маленькими детьми.

Подростковый возраст (от 12 до 15 лет)

Часто к нам в Детский Дом приходят люди, которые хотят принять в свою семью именно подростка. Как правило, это достаточно зрелые люди, сохранившие в своей душе запас нежности и любви. Здраво оценивая свои силы и возможности, вспоминая себя в подростковом возрасте, эти люди хотят стать для взрослеющего ребенка другом, опорой и защитой, в которой ребенок-подросток так нуждается.

Иногда семьей для подростка становится человек, который до прихода к нам и не помышлял ни о чем подобном. А почему не помышлял – это нетрудно понять. Ведь даже когда газеты и телепрограммы говорят о детях из детских домов – почему-то речь всегда идет о маленьких детях. Общество как будто игнорирует тот факт, что дети – это ведь до восемнадцати лет, и все они – ДЕТИ! О подростках же из детских домов либо не упоминается вообще, либо в связи с «криминогенными» группами населения. Придя к нам, люди вдруг «узнают» о том, что есть такие дети. Эти дети-подростки ходят в школу и в спортивные секции, читают книжки, играют на компьютере. Только они живут в детском доме и очень тоскуют по любящей семье. Они хорошие и добрые, им так же сложно взрослеть, как домашним детям. Они переживают свои радости и огорчения, свои «взлеты и падения». Они очень скоро станут взрослыми, но за это время так много можно успеть! Каково же быть семьей подростка?

Ребенок подросткового возраста, как никто другой, нуждается в заботе и любви, в тепле и уюте домашнего очага, в стабильности и защите. Ребенок-подросток не так склонен выражать вслух свои добрые и нежные чувства, но в душе он жаждет принятия и понимания. Если ребенок почувствует, что его стремятся не столько «воспитать», сколько понять, он сам приложит немало усилий, чтобы контакт состоялся, и отношения сложились.

Как ни странно, преимущества принятия в семью именно подростка очевидны. Во-первых, именно этот возраст ребенка (и более старший, разумеется), позволит сохранить тот образ жизни, к которому вы привыкли. Совсем маленький ребенок буквально «взрывает» налаженную жизнь, ребенок постарше требует определенного изменения жизненных привычек. Ребенок-подросток может легко вписаться в жизнь взрослого человека, оставляя и себе, и своему близкому взрослому достаточно большое личное пространство.

Во-вторых, ребенок-подросток, даже выросший в детском доме, уже достаточно много умеет делать самостоятельно. Конечно, он далеко не все хочет делать, и как любой подросток, зачастую «отлынивает» от домашних дел. Но, проявив определенные упорство и настойчивость, вы, возможно, довольно скоро сможете поделить поровну домашние обязанности.

В-третьих, если вы найдете с подростком контакт и заслужите его доверие, вам будет интересно общаться, обсуждать разные темы. Ведь в жизни подростка происходит огромное количество событий, его эмоционально-духовная сфера бурно развивается и ему просто необходимо иметь кого-то, кто способен выслушать и понять его мятущуюся душу.

Необходимо отметить один существенный момент. Иногда люди, начав общаться с ребенком-подростком из детского дома, бывают разочарованы. Им кажется, что ребенок «равнодушный» и «меркантильный». Равнодушный – потому что он (или она) «не испытывает ко мне никаких чувств». Нужно очень хорошо понимать, что чувства не возникнут быстро, особенно у ребенка, который не привык их испытывать, или, более того, привык их прятать. Меркантильный – потому что хочет, чтобы ему что-нибудь купили. И опять-таки нужно хорошо понимать, что ребенок-подросток, будь он из детского дома или нет, в первую очередь хочет джинсы и плейер, а уж только потом духовного общения. И это нормально. Подростки – они такие.

Кроме того, конечно важна разница в возрасте. Если те, кто хочет принять в семью ребенка, сами находятся уже в достаточно зрелом возрасте, то нецелесообразно принимать маленького ребенка. Маленький ребенок – это долгосрочная ответственность, и может ли человек, которому под шестьдесят, быть уверенным, что на протяжении полутора десятков лет ни возраст, ни болезни, ни материальный фактор не станут помехой в выполнении взятых на себя обязательств? Не говоря уже о всех тех обстоятельствах, которые обсуждались в главе «Дошкольный возраст»? С подростком же это не станет такой проблемой, как могло бы стать с маленьким ребенком. Кроме того, такие преимущества зрелого возраста, как мудрость и терпимость, помогут вам находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

Разумеется, и более молодые люди хотят принять в свои семьи детей-подростков. Очень хорошо, когда удается выстроить отношения на основе дружбы, взаимопонимания и взаимной ответственности. При этом взрослый должен быть все же достаточно внутренне сильным и умеющим устанавливать границы поведения. Ведь подросток еще всего-навсего ребенок, он не справляется самостоятельно с очень многими жизненными ситуациями, именно поэтому он еще не взрослый, что ему нужны старшие, нужны границы, нужно, чтобы тем не менее его кто-то воспитывал.

В целом, можно сказать, что приняв ребенка-подростка в семью, вы обретете друга, собеседника, товарища. С другой стороны, ребенок обретет в вашем лице семью, в которой он так нуждается.

Юность (от 15 до 18 лет)

Когда речь заходит о юности, люди скорее начинают вспоминать себя в этом возрасте, чем примериваться к роли «родителя». Это очень понятно, ведь юноша, девушка старше 15 лет – уже почти что взрослые люди. Конечно, чтобы принять в семью ребенка этого возраста, в первую очередь важен мотив помощи, поддержки, руководства. Давайте посмотрим, какие же особенности характерны для этих «взрослых» детей.

Юношеский возраст более спокойный, чем подростковый. Основные бури позади, и юному человеку нужен скорее спокойный семейный тыл, согласие. Вместе вы можете подумать, где и чему ему лучше учиться. Все юные о чем-то мечтают. Иногда мечта кажется такой несбыточной, и юному человеку очень нужно, чтобы кто-то более опытный сказал: «Иди, дерзай, у тебя все получится, а я тебе помогу». А иногда наоборот, нужно мягко, но твердо спустить мечтателя с облаков на землю, и вместе поискать более реальный вариант будущей профессии.

Иногда бывает так, что юный воспитанник детского дома, в силу несчастных обстоятельств своей жизни, не полностью адаптирован к непростой городской среде, не очень уверенно ориентируется в социальных структурах и вообще в этой жизни. Ему могут быть непонятны самые простые вещи, к которым мы постепенно привыкаем с детства. Как пользоваться метро и троллейбусом, как найти нужный телефон или адрес, как устраиваться на работу и т.д. Вы даже представить себе не можете, какую важную роль в будущей взрослой жизни вашего воспитанника сыграет то, что он несколько лет просто пожил в семье. Ходил в магазин, готовил еду, старался рассчитать бюджет и сэкономить деньги. Платил за квартиру и телефон, получал и отправлял почту, отвечал на телефонные звонки. Все эти навыки, приобретенные в семье, сослужат ему в будущем добрую службу.

В юном возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привязанности в кругу семьи. Ему (или ей) очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений. К сожалению, воспитанники детских домов, испытывая острую, мучительную потребность хоть в каком-то подобии любви, зачастую совершают в юности нелепые и чреватые последствиями ошибки. С этой точки зрения, жизнь в семье, общение с понимающим взрослым станет для юного человека почвой под ногами и возможностью сделать разумный шаг во взрослую жизнь. Вы сможете поговорить о том, как складывалась семейная жизнь у ваших родственников и ваших предков, что было легко и радостно, а что трудно и требовало терпения; обсудить собственные планы вашего воспитанника относительно его будущей семьи. Решить вместе с ним, на какую поддержку от вас он сможет рассчитывать, а что будет его собственной ответственностью. Эти и другие такие же темы сблизят вас, упрочат доверие между вами, и помогут юному человеку адаптироваться к этой такой непростой взрослой жизни.

Юридически отношения с выпускником детского дома заканчиваются, когда ему исполняется 18 лет. В жизни происходит так, что дети, не добрав семейной любви, тепла и заботы в детстве, не спешат расстаться с принявшей их семьей. Да и в нашей российской культуре не принято, чтобы дети уходили из дома по достижении совершеннолетия. Поэтому дальнейшие ваши отношения будут складываться по взаимному согласию. Часто происходит так, что люди становятся по-настоящему родными, и ничто не мешает им оставаться родными всю оставшуюся жизнь.

Итак, мы рассмотрели четыре возраста, четыре возможности начала «новой жизни». Дети любого возраста могут обрадовать, а могут и огорчить, и воспитание никогда не было легким делом. В заключение можно только еще раз подчеркнуть такие мысли:

  • В Детском Доме живут дети всех возрастов, и все они очень хотят обрести семью!
  • Скорость формирования привязанности у детей не зависит от возраста. С одинаковым успехом и с шестилетним, и с четырнадцатилетним ребенком у вас могут достаточно быстро сложиться близкие, доверительные взаимоотношения.

3. Стереотип «чем неопытнее воспитатель, тем меньше должен быть ребенок» неверен. Неопытный воспитатель может наделать больше ошибок. Более старший ребенок, у которого уже есть определенный «запас прочности» и известная доля рассудительности, уже сам способен понять воспитателя, может простить его ошибки, сам готов делать определенные шаги к поиску и установлению взаимопонимания.

Новости Минпросвещения РФ

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

11 Февраля 2019

В стране прорабатывают новую форму устройства сирот.

05 Февраля 2019

Размер ежемесячных выплат семьям, у которых под опекой или попечительством находятся дети, необходимо установить на уровне равном или превышающем величину прожиточного минимума ребёнка в регионе. Соответствующий законопроект разработали член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов и член комитета по федеративному устройству Юрий Волков, передает RT.

04 Февраля 2019

Благотворительный фонд «Измени одну жизнь» запустил карту России со статистикой по усыновлению детей-сирот в регионах благодаря видеоанкетам.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

Приёмы конструктивного общения с детьми

Ирина Анатольевна Торопчина
Приёмы конструктивного общения с детьми

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий

Приёмы конструктивного общения с детьми

Торопчина Ирина Анатольевна

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Взрослому при общении с ребёнком важно быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребёнок их услышал. Так же взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребёнка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира ребёнка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.

Только в непосредственном общении можно научить ребёнка позитивному конструктивному общению, сотрудничеству, а именно наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.

Позитивное, эффективное общение с ребёнком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

• Говорит о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщении».

«Активно слушает» внутренний мир ребёнка, мир его чувств.

• Не оценивает личность ребёнка, а говорит о его нежелательных действиях.

В семье происходит первичная социализация ребёнка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения, как в семье, так и вне неё.

Родителям, в семье, необходимо установить единые правила, требования (границы дозволенного, предъявляемых к ребёнку.

Овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения»

«Я-высказывание» – это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

«Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей. «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-высказывания» взрослый часто использует угрозу или приказ. Это может вызвать сопротивление или протест. «Я-высказывание» – это сообщение о своих чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу. «Я-сообщение» имеет ещё некоторое значение. «Я-сообщение» – это способ регуляции собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционального-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план.

«Я-сообщение» – это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано к внутреннему «Я» ребёнка и устанавливает с ним контакт.

«Я-сообщение» сигналит о границах дозволенного в необходимой для ребёнка форме.

«Я-сообщение» – это способ передать ответственность за свои действия самому ребёнку. Ребёнок сам решает, что ему делать «в свете новой информации».

«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения.

«Я-сообщение» предполагает в общении с ребёнком позицию «на равных» вместо позиции «сверху»«Я-высказывание»:

– «Когда разговаривают во время объяснения мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне ещё сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».

Развитие навыков активного слушания

«Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» (Гиппенрейтер, 1988г.).

«Активное слушание» – это способ сообщить ребёнку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребёнком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь».

Читайте так же:  Можно ли давать яблоки детям до года

Родители, которые применяют «активное слушание» своих детей вместо поучений и наставлений («воспитания») отмечают, что ребёнок через какое-то время становится спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения (отказу, сопротивлению, мести, начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены взрослые замечают и за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать «отрицательные» чувства ребёнка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо. Родители перестают бороться со своим ребёнком, добиваясь подчинения.

«Активное слушание» помогает родителям видеть за внешним поведением ребёнка (не всегда гладким, желаемым) его скрытые стремления, желания, интересы.

Услышать чувство – это проявить сочувствие и, крайне, маловероятно, что сочувствие подтолкнет кого-либо к подчинению, мести, сопротивлению. Наоборот, в ответ на сочувствие мы переживаем благодарность, и готовность идти навстречу.

«Активное слушание», так же как и «Я-сообщение» делает удивительную вещь для ребёнка – он сам принимает решения, например «Активное слушание».

«Сегодня на занятии по математике я не поняла одно задание и сказала об этом воспитателю, а она мне ответила, что нужно быть внимательнее».

– «Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы воспитатель тебе помог. А она не помогла – это очень обидно»

Установление границ дозволенного

Что нужно и важно знать взрослым для установления границ

«Установление границ дозволенного процесс недемократичный»

Детям необходимо напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитарно. Правило могут обсуждаться в зависимости от возраста ребёнка, но никогда не должны приниматься путем голосования.

Четкие рамки допустимого поведения ребёнка должны базироваться на фундаменте сердечной близости. Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных отношений.

Установленные границы дозволенного должны соответствовать возрасту и не должны выступать в противоречие с потребностями ребёнка.

Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребёнка, вызывают его отрытый протест и сопротивление установленному правилу. Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребёнка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребёнком.

Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед. Реальные цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.

Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка.

Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребёнку невозможно их усвоить и привыкнуть к дисциплине.

Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения.

Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребёнку. Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения. При назначении тех или иных санкций родители должны позаботиться о главном: воспитывать в ребёнке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребёнку, но и себе самому.

1. Лютова, Е. Шпаргалка для взрослых / Е. Лютова, Г. Монина – СПб.: РЕЧЬ, 2004. – 136с.

2. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова – Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 2004. – 160с.

3. «Радости воспитания» (Как воспитывать детей без наказания). К. Кволс

Рефлексия педагога как способ продуктивного общения с детьми раннего возраста «Рефлексия педагога как способ продуктивного общения с детьми раннего возраста». Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы.

Способы неконфликтного общения родителей с детьми Круглый стол «Способы неконфликтного общения родителей с детьми». Участники: родители педагог-сихолог К воспитатель группы Цели:.

Игровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Использование вербального и конструктивного способов в изучении темы «Величины и их измерения» в начальных классах В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест. Необходимость исследовательской деятельности.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Аспекты педагогического общения воспитателя с детьми» Цель: познакомить с понятием «педагогическое общение». Раскрыть основные аспекты педагогического общения воспитателя с детьми: функции,.

Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной. Features of communication in preschool children of.

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром.

Развитие конструктивного взаимодействия с родителями — важнейшее условие обеспечения целостного развития личности Вашему вниманию представляется опыт работы по теме: Развитие конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников — важнейшее условие.

Совместная деятельность педагога с детьми «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» Цель деятельности: продолжать формирование умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи:.

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста» Ход тренинга «Я пришел из детства, как из страны.» А. де Сент-Экзюпери Упражнение – активатор 1. «Мистер почтальон». Наверняка в вашей.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Подготовка семей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи

Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Круг семей, обращающихся в Центр с просьбой об усыновлении, опеке, довольно широк: это представители различных регионов республики Коми, других регионов страны (Архангельская область, Башкирия, Санкт-Петербург). Различен статус семей: полные, неполные, бездетные — имеющие детей.
Следует отметить, что все кандидаты, особенно из сельских районов, очень волнуются при встрече. Поэтому специалист Центра начинает свою работу с того, что дает семье возможность освоиться, осмотреться, успокоиться, почувствовать себя более уверенно. Никогда нельзя предугадать, как будет проходить беседа, каждый раз это индивидуально и по времени и по содержанию. Но в одном психолог старается убедить сразу — супруги должны знать, что задача специалистов — не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении. Все вопросы будут решаться совместно, только на доверии.
В работе используются такие критерии и методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.
Строить беседу помогает карта первичной консультации кандидатов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, разработанная специалистами Центра. Она включает в себя несколько блоков, характеризующих семью с разных сторон — социальный (сведения о кандидатах, их условиях жизни), психодиагностический блок (использование тестов), рекомендации и выводы.
Естественно, во время встречи ничего не записывается, кроме первичных данных (Ф.И.О., возраст, адрес, телефон), чтобы получился живой, доверительный разговор.
Позднее, при повторной встрече, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (опека, патронатный воспитатель, приемный родитель), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.
Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству в органами опеки) и пр.
Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов усыновления. Для бездетных пар это удовлетворение естественной потребности — иметь ребенка, создать полноценную семью.
Возможно, это желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, самоутвердиться и изменить отношение с окружающими, изменить имущественное и жилищное положение (имущественный интерес), религиозная направленность и т.д.
Специалисты должен рассмотреть правильность мотивов решения. Иногда к приходят отчаявшиеся супруги, прошедшие не одну программу дорогостоящего лечения от бесплодия, решившиеся на искусственное оплодотворение и не получившие положительного эффекта. У таких пар заложено чувство неполноценности, прежде всего, они нуждаются в коррекции ложного чувства неполноценности, вины за себя. Затем необходимо принятие новой программы – программы усыновления. Мы убеждены, что наш путь прибавления семьи не самый плохой, а, возможно самый правильный для данной семьи.
Следует отметить наличие некой особенности, требующей изучения. Известны случаи, когда при усыновлении ребенка происходит внутренняя перестройка организма, всплеск физиологии, психики, если можно так сказать, – в семье появляется свой ребенок.
Когда обращаются семейные пары, имеющие детей, тем более необходимо выяснить мотивы их поступка. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательский, педагогический потенциал, желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного.
Опыт работы п
одсказывает, что если в семье есть дети, именно они помогают понять мотивы усыновления, а, возможно, вскрыть проблемы семьи. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии явного открытого горя, с неадекватными желаниями, поступками. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса. По истечении времени мы находим общий язык с супругами – в семью помещается ребенок противоположного пола. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. В этом случае смеем предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания. В последнее время чаще стал звучать как один из компонентов, а иногда, как и главный мотив – религиозный. Один, сам по себе, он не является правильным, но его можно рассматривать как дополнение к другим. В целом это направленность требует глубокого изучения и проработки.
Группа риска – одинокие женщины (мужчины). К сожалению, иной раз женщина – не чаша, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, попытка таким образом стать как все, не понимая, что надломленная жизнью женщина не сможет дать ребенку чувство любви и защищенности. В этой ситуации необходима коррекционная работа, направленная на изменение отношения женщины к самой себе и окружающим, наработки позитивного отношения к жизни.
Есть и сильные, уверенные в себе женщины, которые, создавая семью посредством ребенка, представляют этого самого ребенка, как некий недостающий элемент или компонент в композиции жизни. Статистика: за 5 лет работы в Центр обратились 65 одиноких женщин, в 31 случае они стали любящими, понимающими, познавшими счастье материнства мамами.

Правильно выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье.
В процессе работы с семьей необходимо учитывать ряд нюансов:

  • Семейный стаж (учет кризисных периодов семейной жизни).
  • Возраст кандидатов (предполагает определенный возраст ребенка)
  • Образовательный уровень (большое значение в вопросах воспитания ребенка играет общая осведомленность в вопросах педагогики, медицины, психологии)
  • Умение быстро перестраиваться
  • Желание самообразования
  • Информация о родительской семье (место, которое каждый из супругов занимает среди братьев и сестер, для прогноза предполагаемого стиля поведения с учетом факторов сегодняшнего социального окружения – составляется генограмма семьи, определяется комплементарность брака, кто в семье занимает лидирующие позиции)
  • Стиль воспитания в родительской семье.
  • Ценностные ориентации супругов и еще многое другое.

Большую информацию о взаимоотношениях в семье, т.е. гармоничности семейных отношений можно получить, наблюдая поведение супругов: кто первый зашел, начал разговор, как и куда сели супруги, жесты, мимика и т.д. В беседе с семьей психолог старается почувствовать их «изюминку», их интересы, тогда общение проходит намного легче и эффективнее.
Среди вопросов, задаваемых при встрече, есть вопрос об опыте воспитания детей. В случае, если есть сомнения в педагогических возможностях семьи, предлагается поработать с педагогическими ситуациями.
Имеются трудности с разрешением вопроса о тайне усыновления. Кандидатам известно, что тайна усыновления охраняется законом, т.е. биологические родители не должны знать, в какую семью усыновлен ребенок. Все так же понимают, что от соседей, родных, знакомых утаить это трудно. Со временем встает другой вопрос – говорить или не говорить ребенку о том, что он усыновлен? Нужно ли скрывать от ребенка правду о его происхождении?
В период подготовки усыновителей этот вопрос обязательно обсуждается с будущими родителями. Принимается во внимание мотивы усыновления, возраст ребенка, возраст родителей, место их проживания и многое другое. Одни не видят в этом никакой проблемы, говорят так: «Скрывать нет смысла. У нас поселок маленький, уже все знают, куда и зачем мы поехали». Другие категоричны: «Никто не должен знать. Ребенку ничего не скажем, зачем его травмировать». Третьи сомневаются в принятом решении, просят совета.
Принимая во внимания такие разные мнения, будем очень осторожны в суждениях на эту тему. Все зависит от решения родителей.

Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.
Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко отметим некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.

  • Возрастная психокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.
  • Психоккорекция нужна тогда, когда супруги приходят в состоянии не пережитого, острого горя. В большинстве случаях их желание не соответствует реальной действительности, они не осознают поспешности этого шага.
  • Одинокая женщина встает на учет с целью усыновления, например, двоих детей.

Позитивное отношении семьи к вопросу об усыновлении, желание исправить ситуацию, помогает совместно выработать тактику коррекционной работы. Здесь используются техники семейного консультирования. Коррекционной работа – это неоднократное проговаривание травмирующих ситуаций, реконструкция отношений, поведения, желаний, поддержка «я» в человеке (хочу, могу и сделаю). Стандартных решений в работе нет. Очень важен индивидуальный подход и творчество.

Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач:

  • Получение «психологического портрета» семьи.
  • Выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала».
  • Получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений.
  • Исключение отказа усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей.
  • Определение у супругов психопатологического профиля.

Анализируя информацию, можно получить ответы на вопросы:

    • Какой человек может взять на воспитание ребенка, будет ли он хорошим родителем.
    • Является ли эта семья конструктивной по отношению к ребенку, что она из себя представляет.
    • Воспитание ребенка — это цель, или средство личной реализации.
Читайте так же:  Почему ребенок блюет от кашля

Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.
Следующий момент, с которым приходится постоянно сталкиваться на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из детского дома. Большинство представляют розовеньких, пухленьких, улыбающихся грудничков, постарше – милых, с бантиками (галстучками) детей, обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.
Характерные, повторяющиеся ситуации при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д.
Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия.
Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим в программу подготовки к родительству, которая создана с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, включается разработка «Адаптация ребенка в приемной семье».
Тема «Яблоня от яблони» также часто волнует родителей. По научному – наследственный фактор. Необходимо правильно относиться к этой проблеме. Никто не отрицает, что наследственность есть, она обязана быть. Если рассматривать с философской точки зрения, вспомнить родословную не очень просто, еще не известно какая у большинства из нас наследственность. Важно спокойно принять тот факт, что наследственность (имеется в виду неблагополучная) останется нереализованной при положительном социальном окружении, если ребенок не будет испытывать частые эмоциональные стрессы и перегрузки. Многое зависит от того, кто рядом. В связи с этим, родителям предлагаются методические материалы на эту тему.
Обсуждаются медицинские проблемы детей. Не секрет, что в детских домах и домах ребенка здоровых детей практически нет. Надо быть готовыми при необходимости проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне происходит частичная компенсация нарушений психического и физического развития.
На весь процесс подготовки необходимо использовать несколько встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается. Учитывая удаленность некоторых районов республики, невозможность выезда на длительный период времени, нежелание руководителей отпускать работника, приходится решать вопросы не так последовательно и планомерно, как хотелось бы. В связи с этим специалисты Центра:
— поддерживают тесную связь со специалистами по охране прав детей, которые готовят пакет документов кандидатам, дают первичную информацию, посещают семью до и после помещения ребенка;
— консультируют приемных родителей по телефону;
— предлагают методички, педагогическую, психологическую, специальную литературу.

В случае успешного решения всех вопросов ведется беседа о конкретном ребенке (по анкете). Это характеристика, данные о биологических родителях, родственниках, здоровье ребенка, его местонахождении и т.д.
Акцентируется внимание кандидатов на то, что беседа будет продолжаться с руководителем учреждения, где находится ребенок, с психологом, медицинским работником, воспитателем, чтобы будущие родители имели полную информацию о ребенке.
Итогом работы является выдача направления на знакомство с конкретным ребенком – официального документа, на основании которого родители посещают детский дом и общаются с ребенком. Полагаю, что очень важно дать напутствие взволнованными супругам (попробуйте встать на их место) и обязательно пригласить после знакомства с ребенком встретиться еще раз – разобраться в тех вопросах, которые возникают после встречи.
Специалисты — психологи знают о том, что идеальных семей нет и, исходя из особенностей семьи, определения факторов обуславливающих потенциальные трудности усыновления (опеки), строят свою работу.

Многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок, отличается от родительского.
У детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют позитивного опыта проживания семьи. Наблюдается социокультурная депривация.
У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.
Испытывая трудности, семьи обращаются за психологической помощью уже после приема детей в семью. Проблемы случаются очень разные, поэтому перед тем, как устроить того или иного ребенка в семью, с родителями проводят дополнительные беседы. И все равно родители обращаются с просьбами о помощи, потому что бывают разные ситуации: отягощенная наследственность, дисгармоничность развития, нарушение познавательной и эмоциональной сферы, детская тревожность, вопросы выявления индивидуальных особенностей, темпераментальные особенности, выбор жизненного и профессионального пути, неврозы, неуспеваемость, трудности в обучении, поведенческие расстройства, трудности общения со взрослыми и со сверстниками, конфликтность, агрессивность, ранние сексуальные проблемы, задержка психического развития и т.д.

Можно отметить, что воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается (90%) нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.

Итак, ребенок, до вчерашнего дня «ничейный», обретает любящих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые зачастую не представляют себе, с каким трудностями им придется сталкиваться.
Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу – не напугать родителей, а научить правильно реагировать на ситуацию, быть готовыми к ней, постигать науку родительства. Зачастую ситуации и соответственно совет и рекомендации педагогов и психологов взяты из практического опыта приемных семей.

Знакомство с ребенком в детском доме
Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
Социальный педагог — наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.
Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.
Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.
Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.
После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.
Очное знакомство с ребенком
Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.
Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.
Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.
В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы говорят о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.
Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.
Кому нельзя отдавать детей
Наряду с требованиями Семейного кодекса к кандидатам на усыновление, патронатным воспитателям, опекунам, при их отборе, оценке учитываются многие факторы как объективные, так и субъективные. Конечно, в первую очередь важно, когда люди сами приходят с четкой целью усыновить или воспитывать сироту, при этом у них «правильная» мотивация.
Те, кто никогда не получит ребенка это люди, которые имеют собственные проблемы, которые классифицируются как объективные:
а) проблемы с алкоголем или наркотиками;
б) психическое нездоровье;
в) серьезные соматические заболевания, в соответствии с медицинской формой, утвержденной Министерством здравоохранения;
г) криминальное прошлое и настоящее;
д) отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки;
е) недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий);
ж) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом.

Также учитываются и субъективные критерии, к ним относятся следующие ограничения:
а) особенности личности и характера кандидата (ярко проявляющиеся: недостаточная гибкость, отсутствие рефлексии, агрессивность и другие личностные проблемы);
б) проблемы семьи (явные неудачи в воспитании собственных детей, серьезные проблемы в супружеских отношениях или в отношениях с другими, совместно живущими родственниками и т.д.);
в) неготовность к сотрудничеству со специалистами учреждения;
г) неопределенная, расплывчатая и негативная мотивация.

Сейчас во многих регионах России практически в каждом городе и при большинстве детских домой действуют центры по усыновлению, опеке и попечительства, во многих детских домах есть «Школы приемных родителей», куда пары, осознавшие необходимость иметь ребенка приходят несколько месяцев и готовятся стать полноценными родителями. Примеров этому великое множество. Пройдя обучение в таких центрах и школах, новоявленные родители становятся более подготовленными к трудностям и испытаниям, которые их ждут, сюда они всегда смогут прийти и проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, юристами.

Если вы решились взять ребенка в свою семью, будьте готовы предоставить в органы опеки следующие документы:
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ
1. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.
2. Краткая автобиография.
3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах.
4. Копия финансового лицевого счета.
5. Если жильё муниципальное — Выписка из домовой (поквартирной) книги. Если жильё приватизировано, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, обычно это Свидетельство о регистрации права собственности.
6. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №164/у-96).
8. Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.
9. При усыновлении ребенка одним из супругов — заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Согласие супруга может быть вписано в заявление усыновителя. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).
При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителю. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).
Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.
Суд при наличии оснований может потребовать предоставить иные документы.
Документы на ребенка, получаемые усыновителем:
Эти документы усыновителю передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания.
1. Свидетельство о рождении.
2. Медицинское заключение на ребёнка, оформляющегося на усыновление, форма 160/у
3. Справка о состоянии здоровья матери и течении родов.
4. Сведения о родителях, подтверждающие возможность усыновления. Это могут быть:
5. Заявление родителей ребёнка с выражением согласия на усыновление;
6. Решение суда о лишении родительских прав родителей, признании их недееспособными;
7. Копия свидетельства о смерти родителя или решение суда об объявлении умершим;
8. Справка о розыске родителей;
9. Акт о подкидывании;
10. Если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.
11. Заявление с выражением согласия на усыновление от ребенка, достигшего 10-ти лет.
12. Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.
13. Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.

По материалам отчетов педагога-психолога Республиканского центра усыновления и попечительства при МО и ВШ (Республики Коми) Большаковой Л.Н.

Новости Минпросвещения РФ

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.