Меню

Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников

Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.

Продумывая организацию работы с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста, целесообразно использовать приемы проблемного обучения, обеспечивающие:

– развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, установление зависимостей, игры и упражнения на развитие логического мышления;
– игры и упражнения, позволяющие поддерживать внимание и интерес детей к происходящему и сделать их активными участниками поисковой деятельности.

Использование приёмов проблемного обучения позволяют нам самое простое занятие превратить в интересное действие, в ходе которого могут быть решены задачи разностороннего развития ребёнка и обеспеченна интеграция между образовательными областями.

Задачи развития познавательных функций детей при такой постановке вопроса, становятся первостепенными.

Данное занятие, являющееся составной частью большой темы «Весна», носит характер совместной поисковой деятельности детей младшей группы.

«Путешествие к дедушке Лесовичку»

Цель занятия: стимулирование познавательной активности в процессе восприятия природы.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о жизни диких животных весной.
  • Развивать навыки классификации животных по признаку среды обитания.
  • Развивать у детей зрительное и слуховое внимание в процессе восприятия окружающей природы, учить замечать происходящие изменения.
  • Развивать диалогический компонент речи в процессе обсуждений.
  • Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки описательного характера.
  • Развивать воображение, входить в воображаемую ситуацию и принимать в ней активное участие.
  • Активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных, обозначающих состояние природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Закреплять умение работать вместе, сообща.

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в волшебный лес в гости к дедушке Лесовичку. А по дороге мы увидим много интересного и поможем тем, кто будет нуждаться в нашей помощи. Но прежде чем мы отправимся в лес, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: А, как вы узнали что весна? Может сейчас ещё зима?

Дети высказывают свои предположения и доводы.

Воспитатель: А, что дарит нам весеннюю улыбку?

Дети: Солнце

Воспитатель: Так давайте улыбнемся, друг другу, а что бы солнце стало греть ещё больше, мы с вами добавим ему лучиков.

(Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.)

Воспитатель: Посмотрите, вот какое чудесное солнышко у нас получилось. А раз солнышко стало греть теплее, что происходит со снегом?

Дети: Снег тает.

Воспитатель: А, раз снег тает, что появляется?

Дети: Лужи

Воспитатель: Без чего нам не пройти по лесу?

Дети: Без резиновых сапог.

Воспитатель: Правильно, иначе мы намочим ноги. Чтобы этого не произошло, давайте представим, что надеваем все резиновые сапоги. Они у нас не простые, а волшебные. Как только мы их наденем, так сразу окажемся в весеннем лесу. Ну что, все готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в лес. Тропинка в лесу очень узкая, старайтесь делать небольшие шаги. (Дети идут друг за другом по тропинке. Включить запись звуков природы)

Воспитатель: Прислушайтесь, как журчит ручей и поют птицы.

Дети идут «по лесу», слушают пение птиц и звуки леса.

Воспитатель: Дети, дедушка в гости нас пригласил, но забыл указать дорожку к себе. Давайте у кого-нибудь спросим! Посмотрите, здесь кто-то прячется под кустом. А чтобы узнать кто там, нам с вами надо загадку отгадать.

«Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку»

Дети: Это заяц!

Заяц: Здравствуйте, ребята, куда путь держите?

Дети: К дедушке Лесовичку! В волшебный лес.

Воспитатель: Что-то ты Зайчик такой грустный?

Заяц: Бегать по лесу совсем не могу. Меня и волк и лиса сразу замечают.

Воспитатель: Дети, как помочь Зайчику, что ему посоветовать?

Дети: Поменять белую шубку на серую.

Воспитатель меняет незаметно за декорацией ёлки белого зайца на серого.

Воспитатель: Как вы думаете, теперь зайчику будет легче жить. Давайте проверим, (помещает зайца на темный фон) Да, действительно его уже не так видно.

Заяц: Спасибо вам деть за помощь.

Воспитатель: Зайчик, зайчик, расскажи. Зайчик, зайчик, покажи, как найти дорожку к дедушке Лесовичку?

Заяц: Идите вон до того дерева. Кого там встретите, тот вам дорожку и укажет.

Дети: Спасибо, зайка.

Воспитатель: Как же нам подойти к дереву, когда впереди течёт речка? Как нам её перейти не знаю! Давайте подумаем.

Дети: Надо построить мостик. (Строят мостик из дощечек конструктора, комментируя свои действия в выборе элементов конструктора, переходят по нему через «речку» друг за другом).

Подходят к «берлоге».

Воспитатель: А что же это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под неё и обнаруживают игрушечного медведя.

Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка, разбудим его и расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

Воспитатель и дети:

Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.

Воспитатель: Медведь зашевелился (Выходит из берлоги).

Медведь: Здравствуйте, дети

Дети: Здравствуй Миша!

Воспитатель:

Мишка косолапый
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

Медведь: А вон дедушка сам к вам навстречу идёт.

Медведь: До свидания ребята.

Дети: До свидания Мишка

Появляется Лесовичок (охает)

Лесовичок: Молодцы ребята, что пришли. Без вашей помощи мне одному в лесу не справиться. Стар я стал. Всё у меня в лесу перепуталось. Все звери и дикие и домашние в лесу оказались. Помогите мне с бедой справиться

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с дедушкой наведем порядок в волшебном лесу (Классификация картинок диких и домашних животных на коворолине). Дидактическая игра. «Каждой зверюшке своя избушка»

Лесовичок: Спасибо ребята, что помогли мне. А вы точно знаете, почему одних животных называют дикими, а других домашними?

Дети: Дикие звери живут в лесу и сами заботятся о себе, а о домашних животных заботиться человек.

Лесовичок: Да, вижу вы не только добрые ребята, но ещё и умные. Нынче в лесу было много снега. А как стало солнышко весенние греть, стало много воды. У бедных мышат норку затопило, прятаться от лисы им теперь негде. Как им помочь? Может быть, вы знаете?

Воспитатель: Давайте подумаем, как маленьким мышатам можно помочь. (В небольшом тазике, на горке-камушке, сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика, каждый в своё ведёрко).

Лесовичок: Ай, да молодцы. Какие вы хорошие помощники добрые и дружные. Я буду рад вас видеть у себя в лесу. А сейчас мне пора возвращаться в лес. До свидания.

Воспитатель: Ребята и нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам быстрей вернуться назад, что нам нужно для этого сделать? Снять волшебные резиновые сапоги. Вот мы и вернулись из леса. Давайте ребята возьмёмся за ручки и встанем в кружок. Ребята вам понравилось со мной путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: И мне с вами понравилось. Вы были заботливыми и внимательными, и очень воспитанными. В лесу и зайца встретили, и загадки отгадали и закличкой мишку разбудили, помогли дедушке Лесовичку порядок в лесу навести, животных по домам отправить. А самое главное мышатам помогли. А вечером, мы начнем с вами делать картину, про наше волшебное путешествие!

Литература:

  1. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для вос­питателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  2. Масленникова, О.М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Маслен­никова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
  3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал Для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 С.
  4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.
  5. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод, пособие для вос­питателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002. – 112 с.: ил
  6. Мариничева О.В., Елкина Н.В.Учим детей наблюдать и рассказывать. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Ака­демия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2001. – 192 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»).

Datalife Engine Demo

В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.

Продумывая организацию работы с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста, целесообразно использовать приемы проблемного обучения, обеспечивающие:

– развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, установление зависимостей, игры и упражнения на развитие логического мышления;
– игры и упражнения, позволяющие поддерживать внимание и интерес детей к происходящему и сделать их активными участниками поисковой деятельности.

Использование приёмов проблемного обучения позволяют нам самое простое занятие превратить в интересное действие, в ходе которого могут быть решены задачи разностороннего развития ребёнка и обеспеченна интеграция между образовательными областями.

Читайте так же:  Развитие личности ребенка в процессе воспитания в школе

Задачи развития познавательных функций детей при такой постановке вопроса, становятся первостепенными.

Данное занятие, являющееся составной частью большой темы «Весна», носит характер совместной поисковой деятельности детей младшей группы.

«Путешествие к дедушке Лесовичку»

Цель занятия: стимулирование познавательной активности в процессе восприятия природы.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о жизни диких животных весной.
  • Развивать навыки классификации животных по признаку среды обитания.
  • Развивать у детей зрительное и слуховое внимание в процессе восприятия окружающей природы, учить замечать происходящие изменения.
  • Развивать диалогический компонент речи в процессе обсуждений.
  • Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки описательного характера.
  • Развивать воображение, входить в воображаемую ситуацию и принимать в ней активное участие.
  • Активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных, обозначающих состояние природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Закреплять умение работать вместе, сообща.

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в волшебный лес в гости к дедушке Лесовичку. А по дороге мы увидим много интересного и поможем тем, кто будет нуждаться в нашей помощи. Но прежде чем мы отправимся в лес, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: А, как вы узнали что весна? Может сейчас ещё зима?

Дети высказывают свои предположения и доводы.

Воспитатель: А, что дарит нам весеннюю улыбку?

Дети: Солнце

Воспитатель: Так давайте улыбнемся, друг другу, а что бы солнце стало греть ещё больше, мы с вами добавим ему лучиков.

(Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.)

Воспитатель: Посмотрите, вот какое чудесное солнышко у нас получилось. А раз солнышко стало греть теплее, что происходит со снегом?

Дети: Снег тает.

Воспитатель: А, раз снег тает, что появляется?

Дети: Лужи

Воспитатель: Без чего нам не пройти по лесу?

Дети: Без резиновых сапог.

Воспитатель: Правильно, иначе мы намочим ноги. Чтобы этого не произошло, давайте представим, что надеваем все резиновые сапоги. Они у нас не простые, а волшебные. Как только мы их наденем, так сразу окажемся в весеннем лесу. Ну что, все готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в лес. Тропинка в лесу очень узкая, старайтесь делать небольшие шаги. (Дети идут друг за другом по тропинке. Включить запись звуков природы)

Воспитатель: Прислушайтесь, как журчит ручей и поют птицы.

Дети идут «по лесу», слушают пение птиц и звуки леса.

Воспитатель: Дети, дедушка в гости нас пригласил, но забыл указать дорожку к себе. Давайте у кого-нибудь спросим! Посмотрите, здесь кто-то прячется под кустом. А чтобы узнать кто там, нам с вами надо загадку отгадать.

«Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку»

Дети: Это заяц!

Заяц: Здравствуйте, ребята, куда путь держите?

Дети: К дедушке Лесовичку! В волшебный лес.

Воспитатель: Что-то ты Зайчик такой грустный?

Заяц: Бегать по лесу совсем не могу. Меня и волк и лиса сразу замечают.

Воспитатель: Дети, как помочь Зайчику, что ему посоветовать?

Дети: Поменять белую шубку на серую.

Воспитатель меняет незаметно за декорацией ёлки белого зайца на серого.

Воспитатель: Как вы думаете, теперь зайчику будет легче жить. Давайте проверим, (помещает зайца на темный фон) Да, действительно его уже не так видно.

Заяц: Спасибо вам деть за помощь.

Воспитатель: Зайчик, зайчик, расскажи. Зайчик, зайчик, покажи, как найти дорожку к дедушке Лесовичку?

Заяц: Идите вон до того дерева. Кого там встретите, тот вам дорожку и укажет.

Дети: Спасибо, зайка.

Воспитатель: Как же нам подойти к дереву, когда впереди течёт речка? Как нам её перейти не знаю! Давайте подумаем.

Дети: Надо построить мостик. (Строят мостик из дощечек конструктора, комментируя свои действия в выборе элементов конструктора, переходят по нему через «речку» друг за другом).

Подходят к «берлоге».

Воспитатель: А что же это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под неё и обнаруживают игрушечного медведя.

Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка, разбудим его и расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

Воспитатель и дети:

Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.

Воспитатель: Медведь зашевелился (Выходит из берлоги).

Медведь: Здравствуйте, дети

Дети: Здравствуй Миша!

Воспитатель:

Мишка косолапый
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

Медведь: А вон дедушка сам к вам навстречу идёт.

Медведь: До свидания ребята.

Дети: До свидания Мишка

Появляется Лесовичок (охает)

Лесовичок: Молодцы ребята, что пришли. Без вашей помощи мне одному в лесу не справиться. Стар я стал. Всё у меня в лесу перепуталось. Все звери и дикие и домашние в лесу оказались. Помогите мне с бедой справиться

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с дедушкой наведем порядок в волшебном лесу (Классификация картинок диких и домашних животных на коворолине). Дидактическая игра. «Каждой зверюшке своя избушка»

Лесовичок: Спасибо ребята, что помогли мне. А вы точно знаете, почему одних животных называют дикими, а других домашними?

Дети: Дикие звери живут в лесу и сами заботятся о себе, а о домашних животных заботиться человек.

Лесовичок: Да, вижу вы не только добрые ребята, но ещё и умные. Нынче в лесу было много снега. А как стало солнышко весенние греть, стало много воды. У бедных мышат норку затопило, прятаться от лисы им теперь негде. Как им помочь? Может быть, вы знаете?

Воспитатель: Давайте подумаем, как маленьким мышатам можно помочь. (В небольшом тазике, на горке-камушке, сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика, каждый в своё ведёрко).

Лесовичок: Ай, да молодцы. Какие вы хорошие помощники добрые и дружные. Я буду рад вас видеть у себя в лесу. А сейчас мне пора возвращаться в лес. До свидания.

Воспитатель: Ребята и нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам быстрей вернуться назад, что нам нужно для этого сделать? Снять волшебные резиновые сапоги. Вот мы и вернулись из леса. Давайте ребята возьмёмся за ручки и встанем в кружок. Ребята вам понравилось со мной путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: И мне с вами понравилось. Вы были заботливыми и внимательными, и очень воспитанными. В лесу и зайца встретили, и загадки отгадали и закличкой мишку разбудили, помогли дедушке Лесовичку порядок в лесу навести, животных по домам отправить. А самое главное мышатам помогли. А вечером, мы начнем с вами делать картину, про наше волшебное путешествие!

Литература:

  1. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для вос­питателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  2. Масленникова, О.М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Маслен­никова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
  3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал Для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 С.
  4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.
  5. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод, пособие для вос­питателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002. – 112 с.: ил
  6. Мариничева О.В., Елкина Н.В.Учим детей наблюдать и рассказывать. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Ака­демия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2001. – 192 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»).

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия-игры по ознакомлению с окружающим «В гостях у осени» (старший дошкольный возраст)
«Витамины нам нужны»
Работа с дошкольниками
Конспект занятия по валеологии для детей старшей группы по теме: «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»
Конспект вечера развлечений для детей старшего дошкольного возраста ««Ложечка точеная, ручка золоченая» или путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения во второй младшей группе
| приемы | прием на работу | активизации | активизация деятельности | познавательной | познавательная деятельность | активности | деловая активность | детей | дитя | младшего | младшая группа | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста Детский сад

Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧЕНИЕ – СУЩНОСТНАЯ СТОРОНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка.

При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л. С. Выготский ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Развивая этот тезис, ученый выделил два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития. Оно двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще не подверглись воздействию. Поэтому обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Читайте так же:  Коньюктивита у детей симптомы

Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития.

Благодаря концепции психического развития Л. С. Выготского педагогика обогатилась представлением о том, что психика социальна по происхождению, что обучение и развитие – взаимосвязанные и обусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения стала пониматься как пробуждение в ребенке процессов развития. Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход».

Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. В связи с этим в дидактике в 60–е гг. XX в. появился специальный термин «развивающее обучение». Он предполагает, что в ходе обучения, помимо формирования знаний и специальных умений, надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников.

Правда, надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств вследствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, усиление творческих элементов в учебной деятельности.

В работах, посвященных теме развивающего обучения (Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин и др.), выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, обеспечить осознание учащимися своих действий.

Вместе с тем развитие нельзя свести к формированию мышления. Как указано выше, оно должно охватить все сферы личности. И поэтому современная дидактика ищет пути расширения развивающего влияния обучения. Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения. Но интенсивность, разносторонность, широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализовываться образование и воспитание.

Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

– репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

– ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

– планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

– учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

– высокая умственная активность и самостоятельность детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

При рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.

В педагогическом процессе детского сада используются специальные картины – предметные и сюжетные (например, «Времена года» – авт. С. А. Веретеникова, картины Левитана, Шишкина и др.). Дошкольники с легкостью узнают своих любимых сказочных персонажей в сюжетах картин Васнецова («Аленушка», «Иван Царевич…» и др.).

Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с доступным детям познавательным содержанием – основные требования, предъявляемые к картинам, используемым в обучении дошкольников. Кроме того, метод рассматривания картин позволяет дать дошкольникам первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности. Можно обратить внимание детей на то, что в изобразительном искусстве (графике, живописи) в наши дни постепенно устанавливаются новые стандарты, особенности современного стиля, условности изображения, подчас необычные, но своеобразные и яркие. Разглядывая понравившуюся картину, ребенок учится видеть перспективу, замечать пропорции, контраст цвета и тени, глубину изображения.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: ДЕМОНСТРАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ, КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОФИЛЬМОВ, СПЕКТАКЛЕЙ в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение знаний детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов:

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

– предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

– после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

– через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

– после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно—педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли в театр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Читайте так же:  Нарушения в психическом развитии человека ребенка

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно—действенной, наглядно—образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника – игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

УПРАЖНЕНИЕ – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

ИГРОВОЙ МЕТОД предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

1. Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

2. Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

3. Чтение художественных произведений детям.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме.

Формы различаются по:

– количественному составу обучающихся;

– характеру взаимодействия между учащим и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

– способам деятельности (методам и приемам);

– удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно—воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения:

ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ И ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

– на занятии идет освоение детьми определенного объема знаний, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания»;

– они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

– они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием – в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

– развитие элементарных математических представлений;

– изобразительная деятельность и конструирование;

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно—познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Программа каждого занятия предусматривает:

– определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

– объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

– объем навыков и умений, нужных для учебно—познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

– формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Занятие проводится со всеми детьми фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей.

Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей. Необходимо использовать наглядные и практические методы обучения на занятиях, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. При организации занятия предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним.

Внутренняя логика и структура занятий представлены в его основных частях:

Основные дидактические задачи, которые ставятся и разрешаются воспитателем в начале занятия:

– вызвать интерес к содержанию занятия;

– собрать внимание детей;

– раскрыть перед детьми учебную задачу.

Ход занятия должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей. Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется различными методами:

– направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

– направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений.

При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно—проблемного характера, привлечением личного опыта детей.

Самостоятельная деятельность детей организуется на занятиях в целях закрепления знаний, отработки навыков и умений. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

В конце занятия формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими детьми, побуждает их к эмоциональной оценке занятия. В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных детей.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В соответствии с этим важным методом, используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно организуется по ее ходу.

Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах. Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д.

В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.