Меню

Презентация профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Оглавление:

Презентация к уроку (младшая группа) на тему:
Рекомендации родителям, презентация (профилактика речевых нарушений для детей раннего возраста)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы.

Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва.

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период Анализ современных материалов по проблеме речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптацио.

Профилактика речевых нарушений у детей.Развитие и становление речи детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, потом начинает говорить первые слова, потом предложе.

Профилактика речевых нарушений и оказание ранней логопедической помощи детям в условиях группы кратковременного пребывания Учитель – логопед Кафеева Д.М. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемipk74.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Профилактика речевых нарушений и оказание ранней логопедической помощи детям в условиях группы кратковременного пребывания Учитель – логопед Кафеева Д.М.» — Транскрипт:

1 Профилактика речевых нарушений и оказание ранней логопедической помощи детям в условиях группы кратковременного пребывания Учитель – логопед Кафеева Д.М.

2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Раннее детство – сензитивный период для физического, психического и личностного развития ребенка. Овладение речью в этот период перестраивает ВПФ, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. Потери, допущенные в это время, невосполнимы в полной мере в последующей жизни!

3 В МДОУ ЦРР ДС 31 функционирует группа кратковременного пребывания (ГКП) для детей раннего возраста (от 1 года 2 мес. (от 1 года 2 мес. до 2 лет) до 2 лет) Цель ГКП – ранняя диагностика отклонений в речевом развитии ребенка ребенка и оказание помощи детям данного возраста.

4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКП РЕГЛАМЕНТИРУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ: Приказ об организации в ДОУ ГКП; Приказ об организации в ДОУ ГКП; Заявление в СЭС на открытие группы; Заявление в СЭС на открытие группы; Разрешение СЭС на открытие группы; Разрешение СЭС на открытие группы; Положение о ГКП. Положение о ГКП.

5 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГКП Ежедневно с до Ежедневно с до занятия по 10 минут в день; 2 занятия по 10 минут в день; Занятия со всеми специалистами ДОУ; Занятия со всеми специалистами ДОУ; Оказывается медицинская оздоровительная помощь; Оказывается медицинская оздоровительная помощь; 1 раз в неделю – 1 раз в неделю – посещение бассейна; Все занятия Все занятияпроводятся в присутствии родителей

6 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГКП Привлечение родителей к пропедевтике речевых отклонений с целью оказания им консультационной и практической помощи в организации «питательно» среды для развития ребенка; Привлечение родителей к пропедевтике речевых отклонений с целью оказания им консультационной и практической помощи в организации «питательно» среды для развития ребенка; Своевременное выявление «группы риска» речевых девиаций; Своевременное выявление «группы риска» речевых девиаций; Создание предметно-развивающей среды для организации деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми; Создание предметно-развивающей среды для организации деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми; Формирование вербальных форм общения ребенка через обогащение сенсомоторного опыта; Формирование вербальных форм общения ребенка через обогащение сенсомоторного опыта; Обеспечение успешной адаптации к детскому саду, в социуме; Обеспечение успешной адаптации к детскому саду, в социуме; Оказание практической помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей. Оказание практической помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей.

7 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ГКП Консультативно-рекомендательная. Консультативно-рекомендательная. Лекционно-просветительская. Лекционно-просветительская. Конференции для родителей, организация «круглых столов», детских утренников и развлечений. Конференции для родителей, организация «круглых столов», детских утренников и развлечений. Семинары-практикумы для родителей. Семинары-практикумы для родителей. Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с обязательным присутствием родителей (Обогащение сенсомоторного опыта, как основы формирования речи (дид.игра «Паровоз, повторение звукоподражаний «Как плачет кукла»); Развитие активного словаря и грамматического строя речи; Развитие мелкой моторики и т.д.) Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с обязательным присутствием родителей (Обогащение сенсомоторного опыта, как основы формирования речи (дид.игра «Паровоз, повторение звукоподражаний «Как плачет кукла»); Развитие активного словаря и грамматического строя речи; Развитие мелкой моторики и т.д.)

8 В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация сенсомоторных функций, нормализации речевого развития в значительной степени! степени! Практика показала, Практика показала, что дети и родители, посещавшие ГКП, подготовлены к поступлению в ДОУ

Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Астахова В.И., воспитатель Волкова О.А., — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемБорис Черкасов

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Астахова В.И., воспитатель Волкова О.А.,». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Астахова В.И., воспитатель Волкова О.А., воспитатель МДОУ 79 Московской области

2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Раннее детство – сенситивный период для физического, психического и личностного развития ребенка. Овладение речью в этот период перестраивает высшие психические функции, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. Потери, допущенные в это время, невосполнимы в полной мере в последующей жизни!

3 Система работы по профилактике речевых нарушений Игры, направленные на развитие мелкой моторики «Вы скачите зайчики..» «Этот пальчик дедушка..»

4 Система работы по профилактике речевых нарушений Кинезиологические упражнения «Вот ладошка, вот кулак..» «Моя пила у-у- звенит. »

5 Система работы по профилактике речевых нарушений Игры и упражнения на развитие слухового внимания, фонематического восприятия «Барабан зазвучал, серый зайка убежал» «Погремушка..»

6 Система работы по профилактике речевых нарушений. Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи «На листики подуем..» «Я подую на перо, пусть летит оно в окно. »

7 Система работы по профилактике речевых нарушений Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат артикуляционная игра «Язычок и его домик» Упражнение «Лошадка»

8 Система работы по профилактике речевых нарушений Упражнения на развитие общей моторики «Загони мяч в ворота»«Ванька-встанька»

9 Система работы по профилактике речевых нарушений Игры и упражнения для развития речевых навыков «Петушок.петушок..» «Серый волк в густом лесу..»

10 Взаимодействие с семьями воспитанников

11 Выставка игр и пособий по развитию речи

12 Информация для родителей Темы: «Развитие речевого дыхания», «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем», «Развитие речи ребенка второго года жизни», «Как разговорить молчуна?» «Тра-ля-ля для язычка», «Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста»

13 Своевременное оказание помощи детям раннего возраста имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями

Презентация на тему:
Презентация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста». Подготовил: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №119» Флуднева Оксана Владимировна

Читайте так же:  Дети в дворянских семьях

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде!

Методики развития речи Артикуляционная гимнастика Су-Джок терапия Дыхательная гимнастика Пальчиковые и жестовые игры

Пальчиковые и жестовые игры Направлены на развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Су-Джок терапия Это одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически-активные точки кистей и стопы. В переводе с корейского Су — кисть, Джок — стопа. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, развитие силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Дыхательная гимнастика это гимнастика, направленная на увеличение объёма дыхания и нормализации его ритма.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с детьми! Видео

Презентация к уроку по логопедии (средняя группа) на тему:
Профилактика речевых нарушений у детей в детском саду

В материале представлены варианты игр для профилактики речевых нарушений у детей в детском саду

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Профилактика и рекомендации Развитие лексического строя речи Знакомство с новым материалом и обогащение словаря по лексическим темам. Наблюдение, выделение у предметов составных частей, их сравнение. Игры: «Подбери признак», «Скажи наоборот», «Дополни предложение», «Кто больше?» «Отгадай загадку»

Развитие грамматического строя речи Развитие функций словоизменения и словообразования Игры: «Большой-маленький», «Назови ласково», «Один-много», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «У кого какой детеныш?», «Чей хвост?», «Из чего сделано?», «Где находится?», «Кто что сделал?»

Развитие связной речи Учить детей правильно строить фразу, отвечать полным предложением, составлять рассказы. Игры: мнемотаблицы, схемы, картинный материал

Развитие фонематических процессов и просодических компонентов Заучивание стихотворений, развитие чувства ритма, темпа, развитие дыхания, силы голоса. Игры: «Тихо-громко», «Быстро-медленно», «Повтори как я», и игры на развитие дыхания

(продолжение слайда) развитие дыхания

Развитие мелкой и общей моторики Использование двигательной активности во время физминуток, пальчиковых игр, и игр на координацию речи с движением Картотеки игр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы.

Содержание работы по профилактике тяжёлых речевых нарушениё в условиях детского сада у детей 3-4 лет.

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период Анализ современных материалов по проблеме речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптацио.

В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана программа речевого развития, предназначенная для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл.

В нашем учреждении воспитание детей осуществляется в тесном сотрудничестве семьи. Так как на семью, и на дошкольное учреждение ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.Нек.

Своевременная диагностика нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования с.

quot;Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ&quot.

Консультация для педагогов на тему: «Профилактика речевых нарушений у дошкольников –«Будем с ручками дружить!»» — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛидия Сусанина

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Консультация для педагогов на тему: «Профилактика речевых нарушений у дошкольников –«Будем с ручками дружить!»»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Консультация для педагогов на тему: «Профилактика речевых нарушений у дошкольников –«Будем с ручками дружить!»»

2 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский

3 Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

4 Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

5 Развивает внимание, память, мышление, воображение; Снимает тревожность; Повышает работоспособность головного мозга. Пальчиковый театр Помогает развивать речь; Способствует овладению навыками мелкой моторики;

6 Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук. Функциональные застежки, игры-шнуровки.

10 Узоры из резинок, шерстяных ниток

11 Перетирание пуговиц между ладонями; Пересыпание из ладошки в ладошку; Выкладывание изображения по контуру; Поиск больших, квадратных, гладких и пр. пуговиц; Пересыпание пуговиц в прорезь в банке. Игры с пуговицами

12 Игры с прищепками Прикрепление прищепок по длине, краю предмета; Развешивание разноцветных платочков после стирки; Массаж пальчиков;

14 Нанизывание крупных бусин на леску; Перетирание, перекатывание между ладонями; Вдавливание в пластилин. Игры с крупными бусинами

15 Игра «Горячие бусины»

16 Игра «Выложи бусами по контуру»

17 Игры с пробками от бутылок Выкладывание пробками изображения по контуру; Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах; Выстраивание башни; Нанизывание бусами;

18 Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы. Игры с вкладышами, конструктором, развивающие игры

19 Погружение рук в песок; Просеивание между ладонями, пальцами; Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей; Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы; Перебираем, пересыпаем, рисуем; Выкладывание по шаблону, трафарету Игры с пеком, с крупами, сухие бассейны

25 Рисование пальчиками, всей ладошкой; оттиск печатками; Лепка из пластилина, глины, соленого теста; Украшение вылепленных работ природным материалом, пуговицами, бусинами,… Приклеивание готовых форм, фигур; обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами. Рисование Лепка Аппликация

26 Плетение косичек, ковриков

27 Игра «Собери гусеницу»

34 Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

35 Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей студии на ток-шоу “Домашний логопед”. Тема нашей передачи “Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста”. В гостях у нас родители средних и старших групп. А это наши помощники – дети логопедических групп Артем и Арина, которые будут сегодня нам помогать вести эту передачу.

В нашу студию поступило много вопросов от вас, уважаемые родители, в которых вы нас спрашиваете, почему у ваших детей появились те или иные речевые нарушения и как их преодолеть в домашних условиях. На эти и другие интересующие вас вопросы мы все вместе сегодня постараемся ответить.

Прежде всего, давайте поговорим о причинах речевых нарушений и их видах.

Основными причинами речевых нарушений являются:

    ухудшение экологической обстановки;
  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи:4 слайд

  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • фонетические и фонематические нарушения (ФиФН);
  • дислалия;
  • дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент);
  • заикание и др.

Светлана Анатольевна, мы с вами знаем, что распространёнными видами нарушений являются ФФНР и ОНР. Расскажите нашим гостям об этих нарушениях.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Читайте так же:  Ребенок спит сидя на полу

ОНР — общее недоразвитие речи — это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Почему нужно обращать внимание на эти нарушения? Дело в том, что оба этих речевых нарушения являются серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

Как правило, детей с общим недоразвитие речи и фонетико-фонематическим недоразвитием логопед набирает в логопедическую группу.

Наталья Сергеевна, расскажите нашим родителям, на что же нужно обратить внимание, для того, чтобы снизить риск тех речевых нарушений, о которых мы только что говорили?

Профилактика непосредственно речевых нарушений складывается в основном из таких компонентов:

1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов (долечивание ушных заболеваний, ранее протезирование зубов, своевременное подрезание короткой уздечки и многое другое);

2) забота o правильном речевом развитии ребенка,включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий (как можно больше разговаривать с ребенком и поощрять словесные ответы, работа над постепенным исправлением неправильной речи ребенка, занятия танцами, пением, развитее мелкой моторики и т.п.).

Речевое развитие ребенка предполагает умение понимать и пользоваться родным языком. Для этого должны быть сформирована моторная сфера, развиты высшие психические функции, развиты фонематический слух и восприятие, должен быть богатый словарь и осознание состава слова, сформированы грамматические категории, развиты коммуникативные умения, связная речь.

Остановимся подробнее на правильном формировании некоторых компонентов речевого развитияс целью профилактики речевых нарушений. И о первом из них -о развитии моторной сферы.

Формирование моторной сферы предполагает развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой ручной моторики. Для развития органов артикуляционного аппарата используют упражнения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика позволяет в первую очередь языку выполнять точные, целенаправленные движения. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика позволяет формировать правильное звукопроизношение.

Артикуляционную гимнастику в начальный период лучше проводить перед зеркалом в течение 5-7 минут в виде сказки.

В возрасте 5-7 лет артикуляционная гимнастика позволяет преодолеть сложившиеся нарушения. Не огорчайтесь, если артикуляционная гимнастика у вашего ребенка не получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и все у вас получится.

В нашу студию поступил вопрос о том, что же нужно делать для постановки звука “Р”. В первую очередь нужно заниматься артикуляционной гимнастикой. В качестве примера давайте вместе, Ариной и Артемом попробуем выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые нужны для постановки звуков “Р” и “Ш”. Правда, их недостаточно, нужны еще несколько основных, но о них мы с вами поговорим в частном порядке.

(Выполняются упражнения “Чашечка” и “Лошадка”)

Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о логоритмике, как одном из составляющих развития моторной сферы.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

  • Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи развивается координация, общая и мелкая моторика, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
  • Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
  • В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Давайте все встанем и под музыку попробуем выполнить простое, малоподвижное, но очень любимое всеми детьми небольшое логоритмическое упражнение “Моль”. Помощники помогайте нам. (Выполняется логоритмика “Моль” под музыку) (Рисунок 1)

Одним из видов логоритмики, который позволяет развивать мелкую моторику является пальчиковые игры.

— Светлана Анатольевна, расскажите нам о влиянии пальчиковых игр на умственное развитие ребенка. (10 слайд)

  • Простые движения рук помогают убрать напряжение губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. (11 cлайд)
  • Тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
  • В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. (12 слайд). Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры и упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста.
  • Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, выкладывание предметов из карандашей, пуговиц, спичек, счетных палочек.
  • Давайте попробуем выполнить две небольшие пальчиковые гимнастики. (Выполняется гимнастика “Улитка” и “Теремок”).

    Тычет рожками улитка

    (Правая рука: большой палец придерживает средний и безымянный, указательный палец и мизинец – прямые.)

    Заперта в саду калитка

    (тычет “рожками” в ладонь левой руки)

    Отвори скорей калитку

    (левая рука “открывает” калитку)

    Пропусти домой улитку

    (правая рука “проползает”)

    На поляне теремок (сложить ладони “домиком”),
    Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в “замок”),
    Из трубы идет дымок (сделать “колечки” из пальцев),
    Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить),
    Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами),
    Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

    Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

    В коре головного мозга речевая, моторная и слуховая зоны находятся в непосредственной близости, поэтому одним из важнейших условий формирования правильной речи является развитие фонематического слуха и восприятия.

    Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

    Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», «дом-том», “бочка-почка”.

    Родители часто жалуются — у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

    Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: “Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?” К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.

    В нашу студию поступил от вас, уважаемые родители, вопрос о том, как научить ребенка различать в речи звуки С и Ш. Прежде всего необходимо развивать у ребенка фонематический слух, в частности научить различать эти звуки на слух. В этом вам помогут специальные упражнения.

    Непосредственно на дифференциацию звуков С-Ш подойдет игра “Найди картинки, в которых есть заданный звук” (в какой домик поселим картинки со звуком С, в какой со звуком Ш) и т.п. (14 слайд). “Найди место звука в слове”: определить, где “прячется” звук в слове (начало, середина или конец).

    Развитие фонематического слуха и восприятия является мерой профилактики, необходимой для успешного овладения фонетическим анализом в старшем дошкольном возрасте, так как дети должны уметь не только услышать в слове тот или иной звук, но и точно определить его место в слове, дать ему характеристику, четко соотносить звук с соответствующей буквой. В свою очередь фонетический анализ, является мерой профилактики дизграфии и дезлексии в школьном возрасте.

    Существует три этапа овладения фонетическим анализом:

  • Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
  • На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, середина, конец.
  • На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
      • красный обозначает гласный звук,
      • синий твердый согласный,
      • зеленый – мягкий согласный.

    Чтобы помочь своему ребенку правильно развить фонематическое восприятие, родитель должен хорошо владеть фонематическим анализом слова. Сейчас, я попрошу кого-то из родителей помочь нам, кто хочет провести звуковой анализ слов?

    Сразу хотим оговориться, что данные задания первое время будут трудны для ваших детей. Мы хотим показать, к чему надо стремиться в работе над развитием фонематического слуха и восприятия к моменту поступления в школу. Еще нам будет помогать наша помощница Арина.

    Читайте так же:  Раннее развитие ребенка от 1 года до 2-х лет

    На слайде вы видите картинки. Арина проведет разбор слова …. (ЗИМА), Ольга Ивановна … (УЛИТКА)

    Давайте проверим, правильно ли справились с заданием наши помощники. Теперь вы знаете, как научить ребенка слышать звуки и проводить звуковой разбор слов.

    Еще немаловажным компонентом в развитии речи детей является умение грамматически правильно оформить предложение и владеть другими лексико-грамматиескими категориями.

    Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

    Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

    Наталья Сергеевна, продемонстрируйте на практике, какие упражнения можно использовать для развития грамматического строя речи и лексико-грамматических категорий в домашних условиях.

    Давайте поиграем в игру “Исправь деформированное предложение” или “Предложение рассыпалось”. Сейчас наш помощник Артём и вы, уважаемые родители, попробуете выполнить задание этой игры. Вам необходимо составить предложения из слов, которые рассыпались. Преступаем к заданию. Какие у вас получились предложения, давайте проверим? (22 слайд). Еще с одним заданием успешно справились наши гости.

    Я хочу предложить вам еще одно задание – игру “Один – много”. Нужно правильно называть предметы во множественном числе. На слайде картинки, которые вам надо назвать поочередно. Я называю существительное в единственном числе, я вы существительное во множественном числе.

    Светлана Анатольевна, мы с вами, ежегодно обследуя детей при наборе в логопедическую группу, сталкиваемся с тем, что связная речь большинства детей в возрасте 4-5 лет оказывается малоразвитой или совсем не развитой. Расскажите нашим гостям, что же представляет собой связная речь, почему уровень ее развития у современных дошкольников вызывает серьезные опасения и как же нужно ее развивать?

    Под связной речью принято понимать состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

    Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, умением полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст.

    К сожалению, современные дошкольники мало знают сказок и других произведений художественной литературы, затрудняются правильно и последовательно их пересказать. Такие нарушения связаны в первую и основную очередь с ограниченным общением взрослых с ребёнком; с незнанием русского фольклора, сказок других произведений; недостаточным развитием пересказа, умением рассуждать.

    Художественная литература является отличным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на развитие ребенка, помогает формировать готовность к учению.

    Произведения художественной литературы помогают ребенку открывать и понимать жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствуют речевому развитию, дают образцы правильного литературного языка. Чем чаще ребенок слышит произведения художественной литературы, тем грамотней его речь.

    Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте можно сформировать у ребенка только в процессе ознакомления с художественными произведениями.

    Низкий уровень развития связной речи оказывается серьезной проблемой как в устных ответах детей, требующих умения рассуждать, пересказывать, так и в письменных при написании сочинений и изложений.

    Вы видите основные направления в профилактике развития связной речи.

  • Чтение с детьми русских народных сказок.
  • Сюжетно-ролевое обыгрывание сказок.
  • Разыгрывание мини-театров в домашних условиях.
  • Заучивание стихов с интонационной выразительностью.
  • Составление связного текста по картинке.
  • Пересказ небольшого текста.
  • Связный рассказ истории из своей жизни.
  • Умение рассуждать на заданную тему.
  • Сейчас дети старшей логопедической группы покажут вам инсценировку сказки “Курочка Ряба”.

    В домашних условиях вы легко можете превратить постое чтение сказки в увлекательный театр, в котором ребенок с удовольствием примет участие, как в подготовке атрибутов, так и разыгрывании. Все дети любят быть артистами. Главное, чтобы у взрослого было желание. Персонажей для сказки можно делать из чего угодно (показываются образцы).

    Уважаемые родители и гости, хотелось бы подвести итог ток-шоу. К сожалению сейчас очень много факторов, которые способствуют появлению нарушения речи у детей. Это сказывается не только на речи ребенка, но и на развитии ребенка в целом. Только вы, родители, имеющие непосредственно близкий контакт с ребенком, сами или с помощью специалистов можете преодолеть все трудности, встречающиеся на пути у ребенка. Проявляя терпение и внимательное отношение к трудностям ребенка, помогая ему в борьбе с ними, развивая ребенка всесторонне, вы обязательно добьетесь успеха. Если у вас возникли какие-либо вопросы, на которые вы не знаете ответа или на которые вы сегодня не услышали ответа, подходите к нам на консультацию. Мы рады видеть вас и всегда придем к вам на помощь.

    Презентация к уроку по логопедии на тему:
    Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста в условиях логопедического кабинета лечебно-профилактического учреждения

    Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребёнка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста в условиях логопедического кабинета лечебно-профилактического учреждения КРИПК и ПРО Факультет профессиональной переподготовки Группа «Логопедия» Иванькова Елена Юрьевна

    Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речевое развитие – важное средство связи между ребёнком и окружающим миром.

    Объект исследования — процесс речевого развития у детей раннего возраста и профилактика его нарушений.

    Предмет исследования — содержание и методы профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста.

    Цель исследования — разработка методических рекомендаций по выявлению и предупреждению факторов риска нарушений речи у детей раннего возраста.

    Задачи: провести теоретический анализ литературных источников по проблеме речевого развития детей; провести изучение факторов, влияющих на речевое развитие; разработать и систематизировать комплекс мероприятий по профилактике и преодолению речевых нарушений.

    База исследования — исследование проводилось в условиях логопедического кабинета Филиала детской поликлиники МУЗ ЦГБ г. Междуреченска Кемеровской области

    Основные принципы обследования детей раннего возраста: Принцип системного подхода. Принцип комплексности обследования. Принцип соотнесения расстройств речевой моторики с общими двигательными нарушениями. Обследование в рамках ведущей (игровой) деятельности. Важность оценки общих психических реакций ребёнка, его интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

    Обследование проводилось по следующим этапам: первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста; особенности орально — моторного развития; особенности звуко– и речеобразования.

    Цели коррекционного воздействия: Расширение понимания речи. Формирование активного словаря.

    Задачи: 1. Активизация подражательной речевой деятельности; 2. Расширение объёма понимания речи; 3. Обучение построению и использованию в речи повелительного двухсловного предложения; 4. Обучение использованию двусоставного предложения; 5. Построение предложений из 3-5 слов.

    Этапы логопедической коррекции: I этап. Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней. II этап. Первые формы слов. III этап. Двусоставное предложение. IV этап. Предложения из нескольких слов. .

    Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребёнка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако.

    Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з.

    Рабочая программа по преодолению фонетических, фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Цель программы: Реализ.

    Нарушения речи у школьников связаны с разными причи­нами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

    Рабочая программа учителя-логопеда общеобразовательного учреждения.

    Профилактикой нарушения речи должны заниматься еще в дошкольных образовательных учреждениях, особенно с детьми с речевыми нарушениями. Осуществляя работу по различным направлениям: развитие словаря. з.

    ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол.