Меню

Презентация на тему близорукость и дальнозоркость физика

Оглавление:

Дальнозоркость и близорукость — беда современного человечества! — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАнгелина Могилевская

Похожие презентации

Презентация на тему: » Дальнозоркость и близорукость — беда современного человечества!» — Транскрипт:

1 Дальнозоркость и близорукость — беда современного человечества!

2 Дальнозоркость плохо видят близко расположенные предметы Близорукость нечетко видят удаленные предметы

3 Дальнозоркость лучи фокусируются за сетчаткой укорочено глазное яблоко уплощенный хрусталик Близорукость Лучи фокусируются не достигая сетчатки удлиненное глазное яблоко сильно выпуклый хрусталик

4 Очки Хирургические операции Контактные линзы Зрительная гимнастика

5 рациональное питание с использованием продуктов богатых лютеином (салат, капуста, фасоль) и витамином А здоровый образ жизни без вредных привычек гимнастика для глаз

Презентация на тему «Близорукость и дальнозоркость»

Презентация для школьников по биологии и физике в формате powerpoint на тему «Близорукость и дальнозоркость». Содержит информацию об этих двух типах дефектов зрения. В презентации описаны симптомы и физиологические причины заболевания.

Автор: МБОУ лицей №1 г. Волжский 2013. Агашина Екатерина 8г класс . Учитель Крученок Э.Н.

Фрагменты из презентации

Близорукость и дальнозоркость

Тут представлена картинка с тем, как выглядит операция по восстановлению зрения.

Близорукость

Близорукость (миопия) — это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него — плохо. Близорукость весьма распространена, она встречается как у детей, так и у взрослых. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают близорукостью.

  • Изображение: преломление лучей света в здоровом глазу.
  • Изображение: преломление лучей света при близорукости.

При близорукости лучи света собираются в фокус перед сетчаткой, и изображение получается нерезким, размытым. Это может происходить по двум причинам:

  • роговица и хрусталик слишком сильно преломляют лучи света;
  • глаз при своем росте чрезмерно удлиняется, и сетчатка удаляется от нормально расположенного фокуса. Нормальная длина глаза взрослого человека — 23–24 мм, а при близорукости она может достигать 30 мм и более.

Симптомы близорукости

Как правило, близорукость развивается уже в детском возрасте и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удаленные предметы. При попытке рассмотреть удаленные предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза.

Дальнозоркость

Дальнозоркость (гиперметропия) — это нарушение зрения, при котором человек плохо видит предметы, расположенные как вблизи, так и удаленные от него. Дальнозоркость весьма распространена, она встречается и у детей, и у взрослых.

  • Изображение: преломление лучей света в здоровом глазу
  • Изображение: преломление лучей света при дальнозоркости

Изображение будет четким, если роговица и хрусталик преломляют лучи таким образом, что фокус, то есть точка соединения лучей, находится на сетчатке. Так бывает в норме, когда люди хорошо видят вдаль. При дальнозоркости лучи собираются за сетчаткой и изображение получается нерезким, размытым.

Это может быть следствием двух причин:

  • если роговица и хрусталик преломляют лучи с недостаточной силой;
  • если глаз маленький и его длина не достигает нормального размера. Нормальная длина глаза взрослого человека составляет 23-24 мм, при дальнозоркости она меньше 23 мм.

Симптомы дальнозоркости

В молодом возрасте (в среднем — до 40 лет) люди, страдающие дальнозоркостью, могут компенсировать недостатки своего зрения напряжением аккомодационной мышцы, но со временем и при высоких степенях дальнозоркости эта мышца уже не справляется с нагрузкой, и появляется необходимость пользоваться очками или контактными линзами.

Для исправления светопреломления в дальнозорком глазу используют плюсовые стекла. Дальнозорким людям нужны, по крайней мере, две пары очков: одни — для дали, другие, с более сильными стеклами — для близи. Но, даже если несмотря на частое использование очков, дальнозоркие люди часто жалуются на быструю утомляемость при зрительной нагрузке, головные боли.

Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемnagaibak-school.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.» — Транскрипт:

1 Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

2 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Цели урока: Рассказать об устройстве глаза. Характеризовать изображение предмета на сетчатке, объяснять недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Знать какие линзы исправляют дефекты зрения. Пояснять термины: аккомодация глаза, иллюзии зрения, расстояние наилучшего зрения, поле зрения.

3 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Глаз – орган зрения животных и человека. Глаз иногда называют живым фотоаппаратом, так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата, но она значительно сложнее. Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и определять его место в пространстве, следить за перемещениями. Более 95% информации человек получает с помощью зрения.

4 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Устройство глаза. 1– склера 2 -роговица 3 -радужная оболочка 4- хрусталик 6 -сетчатка 7 -зрительный нерв 5 -мышца

5 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Проведите аналогию в устройстве фотоаппарата и глаза. Линза Диафрагма Фотопленка Настройка на резкость Сетчатка Хрусталик Аккомодация Зрачок

6 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Преломление света в оптической системе глаза. А В А* В* Какое изображение получается на сетчатке глаза?

7 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Нормальный глаз Близорукий глаз Дальнозоркий глаз

8 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Исправление дефектов зрения.

9 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Иллюзии зрения

10 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Иллюзии зрения

11 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Иллюзии зрения

12 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К

13 Поле зрения человека.

14 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Поле зрения лошади

15 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Проверь себя. Как называется прозрачная часть склеры? 1.ЗрачокЗрачок 2.РоговицаРоговица 3.ХрусталикХрусталик 4.Радужная оболочкаРадужная оболочка

16 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Какое изображение получается на сетчатке глаза? 1.Уменьшенное, прямое.Уменьшенное, прямое. 2.Увеличенное, прямое.Увеличенное, прямое. 3.Увеличенное, обратное.Увеличенное, обратное. 4.Уменьшенное, обратное.Уменьшенное, обратное.

17 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Чему равно расстояние наилучшего зрения для нормального глаза? 1.25 см.25 см см35 см 3.40 см.40 см см.20 см.

18 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Как можно исправить близорукость? 1.Ношением очков с рассеивающими линзами.Ношением очков с рассеивающими линзами. 2.Ношением очков с собирающими линзами.Ношением очков с собирающими линзами.

19 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Врач-окулист выписал очки, оптическая сила которых ( + 2 дптр), это означает, что пациент: 1.Близорукий.Близорукий. 2.Дальнозоркий.Дальнозоркий.

20 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Обратно.2- вопрос3- вопрос4- вопрос 5- вопрос

21 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Назад

22 МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ. Исебаев Ф. К Автор: Исебаев Фархат.

Презентация по физике на тему «Глаз и зрение» (8 класс)

Столичный учебный центр
г. Москва

Курс повышения квалификации

Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС

Курс повышения квалификации

Дошкольное образование: Методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум. У. Блейк

Ход луча при нормальном зрении: Нормальное зрение В обычном глазу фокусное расстояние роговицы равно примерно 23,5 мм и именно на этом расстоянии от неё располагается сетчатка. Такой человек видит чёткое изображение предмета.

Ход луча при близорукости: Близорукость При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.

Ход луча при дальнозоркости: Дальнозоркость При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения. Различают врожденную и возрастную дальнозоркость.

Восприятие близко расположенных предметов дальнозоркими (слева) и близорукими (справа) людьми без корригирующих очков дальнозоркие близорукие

Читайте так же:  Как носить очки при миопии

Аккомодация – способность хрусталика изменять с помощью мышц кривизну своей поверхности. Ближний предел аккомодации – 10 -15см от глаза. Расстояние наилучшего видения (без напряжения) для нормального глаза – 25см. Дальний предел аккомодации – бесконечно удаленная точка. Схематическое представление механизма аккомодации сверху — фокусировка на близкие предметы; снизу — фокусировка вдаль.

Давайте повторим! Назовите основные элементы строения глаза. Чем является хрусталик с точки зрения физики? Где получается изображение и каким оно является? Где получается изображение при близорукости и как исправляется этот дефект зрения? Где получается изображение при дальнозоркости и как исправляется этот дефект зрения? Как вы понимаете слова У.Блейка Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Спасибо за внимание!

  • Волкова Наталья Васильевна
  • 2532
  • 21.05.2016

Номер материала: ДБ-092769

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 21.05.2016
  • 643
  • 21.05.2016
  • 315
  • 21.05.2016
  • 676
  • 20.05.2016
  • 438
  • 20.05.2016
  • 2433
  • 20.05.2016
  • 417
  • 20.05.2016
  • 287

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация к уроку по физике (8 класс) по теме:
Урок по оптике

Презентация «зрение и его дефекты» и план урока

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель физики МБОУ «СОШ № 31 Белореченского района района Арямова Элина Владимировна. Зрение и его дефекты

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

По строению глаз похож на фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек: наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой.

Зрачок — отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза. Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

Близорукость Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» — удлиняется, — и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).

Дальнозоркость У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).

Коррекция близорукости и дальнозоркости Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

Предварительный просмотр:

Тема урока: Близорукость и дальнозоркость. Очки. 8 класс.

  1. Подведение итогов темы «Оптические явления».
  2. Выяснить понимание учащимися темы «Глаз как сложная оптическая система».
  3. Познакомить учащихся с дефектами зрения «близорукость» и «дальнозоркость», причинами их возникновения и способами исправления.
  1. Организационный момент 1 мин.
  2. Активизация опорных знаний 8 мин.
  3. Сообщение темы урока 18 мин.
  4. Закрепление 5 мин.
  5. Применение знаний, умений, навыков 10 мин.
  6. Итог урока 1 мин
  7. Домашнее задание 2 мин.

оборудование: экран, проекционный аппарат, дидактический материал (карточки), электронная таблица, интерактивная программа «очки».

  1. Орг. момент. (1 мин) Здравствуйте, ребята. Важнейшим из органов чувств человека является зрение. Через него человек получает 90% информации. Но бывает так, что зрение портится, глаза заболевают, и чтобы знать как помочь человеку, необходимо понимать природу и механизм видения.
  2. АОЗ. (8 мин) Проверка решения домашних задач.

а) № 1378 (сб. задач п/р Лукашика)

Дано: СИ: Решение:

F 1 =0,8 м 0,8 м. D= D 1 = =1,25 дптр.

F 2 = 250 cм 2,5 м D 2 = =0,4 дптр.

F 3 = 200мм 0,2 м D 3 = = 5дптр.

D 1 =? D 2 =? D 3 =? Ответ: 1,25 дптр; 0,4дптр, 5 дптр.

б) Найти построением оптический центр линзы, её фокусы. Определить тип линзы.

Построение: 1 Соединить S и S 1 . Точка пересечения с линзой – центр линзы.

2 Провести прямую перпендикулярную линзе –главная оптическая ось линзы. 3 Из точки S – прямую, параллельную главной оптической оси, преломить и соединить с S 1 . Преломленный луч пересечет ось в точке фокуса. 3 Так как лучи сошлись, значит линза собирающая.

Вопросы для проверки домашнего задания:

  1. Какова природа света? (Электромагнитная)
  2. Чему равна скорость света в вакууме? (300.тыс км/ч)
  3. Почему луч прожектора в тумане виден хорошо, а в ясную погоду хуже? (потому, на частичках воды он рассеивается)
  4. Можно ли с помощью льда развести огонь? (Да. Если лед прозрачен, сделать двояковыпуклую линзу и в её фокусе расположить бумагу).

Карточки для индивидуального задания.

  1. Определить на ощупь вид линзы.
  2. Как называется приспосабливаемость хрусталика видеть как на далеком расстоянии, так и на близком?
  3. Девочка стоит в 50 см. от зеркала. На каком расстоянии она видит свое отражение?
  1. Определить на ощупь вид линзы.
  2. Какие части глаза составляют его оптическую систему?
  3. Расстояние наилучшего зрения человека составляет 40 см. На каком расстоянии от зеркала ему нужно находиться, чтобы лучше рассмотреть своё изображение?

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Как устроен глаз человека? (по таблице)
  2. Какие части глаза образуют его оптическую систему?
  3. Охарактеризовать изображение, полученное на сетчатке глаза.
  4. Почему же человек видит изображение не перевернутым?
  5. У всех ли живых существ наблюдается такая приспосабливаемость мозга?
  6. Почему при переводе взгляда с близкого расстояния на удаленное мы продолжаем видеть его четкий образ?
  7. Чему равно расстояние наилучшего зрения?
  8. Каково преимущество зрения двумя глазами?
  9. Может ли видеть человек-невидимка? (нет, т.к. хрусталик и воздух будут иметь одну плотность и свет преломляться не будет).

3 Сообщение темы урока (18мин)

Видеофильм «Линзы» (из фильмотеки)

учитель: О чем напомнил фильм?

1 Какие виды линз мы знаем? (собирающие, рассеивающие)

2 в какие оптические приборы входят линзы? (телескоп, фотоаппарат…

Сбой в работе оптической системы глаза приводит к различным заболеваниям. Самые распространенные дефекты это близорукость и дальнозоркость.

  1. Слайд 2. По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.
  2. Слайд 3 По строению глаз похож на фотокамеру.

Стенка его состоит из трёх оболочек:

наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы);

Читайте так же:  Чем вылечить хламидийный конъюнктивит

сосудистой – с радужкой;

  1. Слайд 4 Зрачок — отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза

Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза.

Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» — удлиняется, — и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость). Дефект развивается обычно в школьные годы из за продолжительного чтения и недостаточной освещенности. (В Японии 50% близоруких из за иероглифов)

У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).Обычно наблюдается у младенцев и стариков.

  1. Слайд 7 Коррекция близорукости и дальнозоркости.

Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали.

Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение.

Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

  1. Слайд 11 Куриная слепота

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

Близорукость и дальнозоркость компенсируется очками, главной деталью которых являются линзы. Близорукость – рассеивающими, дальнозоркость – собирающими. Первые очки изобретены в конце XVIII века во Франции.

4 Закрепление (5 мин)

  1. Где получается изображение при близорукости? (перед сетчаткой)
  2. Причины близорукости? (избыточная оптическая сила глаза, удлинение оси глаза)
  3. Какие линзы компенсируют близорукость? (рассеивающие Д- )
  4. Где получается изображение при дальнозоркости? (за сетчаткой)
  5. Причины дальнозоркости? (недостаточная оптическая сила хрусталика, уменьшение длины оси глаза).
  6. Какие линзы компенсируют дальнозоркость? (собирающие Д+)
  7. Почему в учебнике не приводится фокусное расстояние глаза? (хрусталик постоянно изменяет кривизну, поэтому не имеет постоянного фокуса)

5 Применение ЗУН (10мин)

  1. Угол между зеркалом и падающим лучом равен 30 0 . Найти угол отражения луча.
  1. Какая из точек 1, 2, 3 будет отражением точки S в зеркале?
  1. Как пройдет луч, преломившись в призме?
  1. Какая среда оптически более плотная?
  1. Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25 м/с. С какой скоростью она движется к своему изображению?
  1. В солнечный день длина тени дома на земле равна 30 м, а от отвесно поставленной палки высотой 1,5 м длина тени равна 2м. Какова высота дома? Ответ: (22,5 м)
  2. Имеются 2 линзы: собирающая с F 1 = 20 см и рассеивающая с

D= -8дптр. Чему равна оптическая сила системы линз?

Презентация к уроку (физика, 8 класс) на тему:
Зрение

Презентация к уроку по теме «Зрение». Можно использовать при объяснении нового материала и на факультативных занятиях.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель физики МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского района Саратовской области» Дзюрич Елена Алексеевна Зрение

Зрение Строение глаза Свойства глаза Дефекты зрения Оптические обманы Зрение у животных

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

По статистике, женщины плачут в четыре раза чаще мужчин, но это связано не с мужественностью или женственностью, а с содержанием гормона пролактина, который отвечает за выработку грудного молока и слёз. Знаете ли вы, что…

Знаете ли вы, что… В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слёзную жидкость в специальные сосуды и использовали для лечения ран.

По строению глаз похож на фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек: наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой.

Зрачок — отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза. Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.

Свойства глаза Сетчатка Палочки (чувстви- тельны к яркости) Колбочки (чувстви- тельны к c вету) Слепое пятно (место выхода зрительного нерва , свет в этой области невидим) Жёлтое пятно (место напротив зрачка с наибольшей плотностью зрительных клеток, место наивысшей остроты зрения)

Острота зрения – способность различать мелкие предметы. Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии. Адаптация – рефлекторное приспособление глаза к изменению яркости Цвет радужки — зависимость от количества пигмента меланина. Инерционность – среднее время сохранения светового ощущения. Цветоощущение – способность различать цвета. Бинокулярность зрения – способность воспринимать глубину пространства (стереоэффект).

Дефекты зрения Близорукость и дальнозоркость Астигматизм Косоглазие Дальтонизм Куриная слепота

Близорукость Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» — удлиняется, — и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).

Дальнозоркость У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).

Коррекция близорукости и дальнозоркости Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).

Оптические обманы «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что, когда мы видим, то бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Так что правильнее было бы говорить не об «обманах зрения», а об «обманах суждения».

Зрение у животных У самого большого в мире животного (голубого кита) – самые большие глаза: величиной с футбольный мяч, около 23 см в поперечнике. У орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км. А знаете ли вы, что…

У хищников – объёмное стереоскопическое зрение, глаза широко расставлены в одной плоскости. Это помогает оценивать расстояние до добычи. У травоядных – панорамное зрение, глаза расположены по бокам головы, из-за этого поле зрения намного шире, но изображение плоское, не стереоскопическое.

Некоторые животные (например, кошки) ночью видят лучше, чем днём. Внутри их глаза имеется большое количество клеток, способных улавливать свет. Кроме того, в них есть «светящийся коврик» — дополнительный слой клеток, отражающих даже самый слабый луч и посылающих их на сетчатку. Поэтому кошачьи глаза ночью светятся.

Чтобы видеть ночью, кобра снабжена специальной системой: между глазами и ноздрями у неё есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, т. е. тепловые лучи. Поэтому кобра в состоянии обнаружить жертву, излучающую тепло.

У насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных фасеточные глаза. В них нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости к такому глазу неприменимы.

Литература Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1и 2. – М., 1994. Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001. http :// www.yandex.ru

Читайте так же:  Вылез ячмень на глазу что делать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я человек увлекающийся. Недавно увлеклась созданием мультимедийных презентаций и их использованием в проектной, учебной и внеурочной деятельности. Начинала, как водится, с презентаций иллюстративных.

Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения.

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред.

Аннотация к уроку биологии в 8 классе по теме «Глаз как орган зрения и оптическая система»учителя биологии МБ ОУ Арзинской СОШБурденкова Александра Михайловича.Данный урок являетс.

В ходе занятия учащиеся узнают правила ухода за глазами и как сохранить зрение.Повторят правила личной гигиены.Закрепят знания о гигиене зрения.Мы различаем окружающие нас предметы по форм.

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.

В коррекционной школе VII вида обучающиеся привлекаются к самостоятельной работе на компьютере (подготовка реферата, создание презентации по изучаемой теме, построение графиков в графическом редакторе.

Интегрированный урок-дискуссия «физика + биология» по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки». 7-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (524,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация с изображениями строения глаза, схем хода световых лучей в тонкой линзе, лабораторный набор L-микро «Волновая оптика», модели фотоаппаратов.

Материалы: «Живая физика» – ЭОР, раздаточный дидактический материал.

Цели:

  • Познавательные: изучить строение глаза человека, выяснить, почему человек видит, узнать, какие дефекты глаза бывают и как они устраняются.
  • Практические: применять знания о свойствах линз. Прививать умение исследовать наблюдаемые явления, применять их на практике.
  • Воспитательные: учить заботиться о качестве собственного зрения.

Задачи:

  • Развивающая:
    • развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);
    • развитие познавательного интереса к предметам;
    • развитие психических процессов (внимания, памяти); развитие речи;
  • Воспитательная:
    • сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью;
    • развитие коммуникативных умений: слушать других; проверить и помочь (в парах); организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы).

План урока.

I. Повторение. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала.

  1. Что представляет собой глаз человека?
  2. Как человек видит?
  3. Дефекты зрения. Способы исправления зрения.
  4. Оптические приборы.
  5. Оптические иллюзии.

III. Самостоятельная работа на применение формул «оптическая сила линзы», «формула тонкой линзы». Проверка работ.

IV. Домашнее задание. Подготовить сообщение о работе микроскопа, телескопа, кодоскопа (по желанию). Решить задачи: А.В.Бунчук. Задачник . №№8.13, 8,14, 8,15 (задачи на «3»), 8.24, 8.23, 8.27 (задачи на «4»), 8.28-8.30 (задачи на «5»)

I. Повторение. Проверка знаний

(Слайд 1,2)

– Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать строение глаз человека, выясним, почему мы видим, узнаем, какие бывают дефекты глаза, и как они устраняются.

(Слайд 3)

С целью повторения пройденного, а также проверки глубины усвоения знаний учащихся, в начале урока целесообразно провести фронтальный опрос по изученным темам:

  • Что такое линза? Каковы ее свойства?
  • Какую линзу называют собирающей? Рассеивающей?
  • Что называется главной оптической осью линзы?
  • Какую точку называют фокусом линзы?
  • Что такое фокусное расстояние линзы?
  • Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?
  • Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение?

II. Изучение нового материала

1) Глаз иногда по праву называют живым фотоаппаратом, так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата. Что же представляет собой глаз человека? (Показ изображения глаза с диска «Живая физика». Запустить видео с рассказом о строении глаза). Глазное яблоко имеет диаметр примерно 25 мм. Роговица имеет форму сферической чашечки диаметром около 12 мм и толщиной 1 мм. Радиус кривизны ее в среднем 8 мм. Показатель преломления 1,38.
В центре радужной оболочки имеется отверстие – зрачок, размер которого при помощи мышечных волокон, управляемых из центральной нервной системы, может меняться. Зрачок меняется от 2-3 мм при ярком освещении до 6-8 мм при слабом. Таким образом, регулируется количество света проходящего внутрь глаза.
Непосредственно позади зрачка находится хрусталик, прозрачное упругое тело.
Хрусталик близок к двояковыпуклой линзе. Диаметр его 8-10 мм. Радиус кривизны передней поверхности в среднем 10 мм, а заднем 6 мм. Показатель преломления вещества хрусталика 1,44.
Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза.
Глазное дно покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой), которая прилегает к сосудистой оболочке. Сетчатая оболочка имеет толщину около 0,5 мм и состоит из нескольких слоев, содержащих волокна зрительного нерва. Сетчатка состоит из палочек и колбочек и нервных клеток, от которых возбуждение идет в головной мозг. Общее число колбочек» 7*106, палочек » 100*106. колбочки сосредоточены в центральной части сетчатки, в желтом пятне, особенно в его центральной ямке. Палочки расположены главным образом в периферических частях сетчатки.
Палочки имеют высокую светочувствительность, но не обеспечивают различие цветов.

(Слайд 4)

2) Аккомодация – способность глаза видеть как на близком, так и на далеком расстоянии. Только благодаря аккомодации глаза изображение предметов получается на сетчатке глаза.
Предел аккомодации глаза наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Подвиньте страницу учебника на расстояние 12 см, что вы наблюдаете? Расстояние наилучшего зрения (отодвигайте страницу от глаз), при котором детали предметов можно рассматривать без напряжения для нормального глаза, — 25 см. Это следует учитывать, когда пишите, читаете, шьете и т. д.

(Слайд 5) Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Дети:

  • видим большее пространство, т. е. увеличиваем поле зрения;
  • зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе, а который дальше от нас. (Дело в том, что на сетчатке левого и правого глаза получаются разные изображения, мы как бы видим предметы справа и слева. И чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно создает впечатление разницы в расстоянии, хотя изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами, мы видим предметы не плоскими, а объемными.);

3) глаз называется нормальным, если он в ненапряженном расстоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.
Но есть недостатки глаза – близорукость или дальнозоркость. (Показ видеоролика с диска «Открытая физика»)

(Слайд 6)

Ответьте на вопросы:

  • Каково расстояние наилучшего зрения у близорукого человека и дальнозоркого? (Меньше 25 см и больше 25 см соответственно)
  • Какие очки следует применять для устранения этих недостатков зрения? (Для близорукого человека нужно уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Поэтому используют рассеивающую линзу. Для дальнохоркого человека – увеличить. Поэтому используют собирающую линзу)

ПОКАЗ ОПЫТА С ПОМОЩЬЮ ОПТИЧЕСКОГО НАБОРА ИЗ ЛАБОРАТОРИИ L-МИКРО, создающий модель процедуры подбора очков на приеме у окулиста.

4) Оптические приборы. Демонстрация приборов: различные виды фотоаппаратов, кодоскоп. Один из учеников делает небольшое сообщение о принципе работы фотоаппарата. (Слайд 15)

5) Оптические иллюзии. Демонстрация изображений на слайдах. (Слайд 7)

III. Самостоятельная работа

(Слайд 10)

Повторим:

  • единица измерения оптической силы линзы? (дптр)
  • формулу для расчета оптической силы линзы: ;
  • Формулу тонкой линзы:
  • Преобразуем ее:

(Слайд 11)

  • Чем отличаются друг от друга линзы, оптическая сила одной из которых равна =1,5 дптр, а другой – 1,5 дптр?
  • У одной линзы фокусное расстояние 10 см, а у другой – 0,2 см. Какая из них обладает большей оптической силой?
  • Изображение предмета, поставленного на расстоянии 40 см от двояковыпуклой линзы, получилось действительным и увеличенным – 60 см. Каково фокусное расстояние линзы?
  • найти оптическую силу и фокусное расстояние двояковыпуклой линзы, если изображение предмета, помещенного в 15 см от линзы, получается на расстоянии 30 см от нее.

(Слайд 12)

Проверим задания 1, 2, 3.

(Слайд 13)

Проверим задания 4 (развернутое решение задачи)

(Слайд 14)

IV. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение о работе микроскопа, телескопа, кодоскопа (по желанию)
  2. Решить задачи: А.В.Бунчук. Задачник.

8.13, 8,14, 8,15 (задачи на «3»),
8.24, 8.23, 8.27 (задачи на «4»),
8.28-8.30 (задачи на «5»)