Меню

Правовая самооценка

Правовое сознание и его функции

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Понятие правового сознания

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) существующий мир. Правое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания (по аналогии правовая норма есть одна из разновидностей социальных норм).

Как и другие формы общественного сознания (мораль, наука, религия), правовое сознание отражает окружающую человека действительность, в нашем случае — в сфере права, т. е правовую действительность. Такое отражение осуществляется в формах юридических знаний и их опенках.

Для правого сознания характерны следующие признаки:

  • оно является одной из форм общественного сознания;
  • состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям;
  • обращено не только к настоящему, но и к прошлому и будущему;
  • ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, выступает своеобразным «внутренним» посылом для выбора и принятия юридически значимого поведения.

Таким образом, правое сознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям и в целом к праву — действовавшему, действующему и желаемому.

Структура правого сознания

В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов:

  • правовая идеология — это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.);
  • правовая психология — это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.

В разработке первого компонента правосознания — правовой идеологии принимают участие ученые, политики, которые при создании соответствующих теорий, концепций о праве должны объективно оценивать реальность, учитывать политическую расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы как большинства, так и меньшинства населения. С учетом этого правовая идеология может обосновать и оценить существовавшие, существующие и вновь возникающие правоотношения и другие правовые явления.

Правовая психология является непосредственным отражением культуры, обычаев, традиций наций, народностей, различных социальных слоев общества. Через правовую психологию реализуется самооценка личности, т. е умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Функции правосознания

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

Познавательная функция (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция — состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

Виды правосознания

Правосознание классифицируется по различным критериям:

по уровню осмысления правовых явлений:

  • обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;
  • профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов;
  • научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию — правовая идеология;

Метод самооценки системы качества управления

Вопрос повышения конкурентоспособности предприятий особенно актуален для России сегодня. Для решения данной задачи высшим руководством любой организации необходимо создание эффективной системы менеджмента, ориентированной на достижение стратегических целей, результатом которой являются, рост прибыли, рентабельности, оборота средств, повышение удовлетворенности и лояльности потребителей. С этой целью применяются разнообразные методы и подходы, обеспечивающие непрерывное улучшение и совершенствование деятельности компании, в том числе метод самооценки, который базируется на всестороннем, систематическом, регулярном самоанализе подразделениями своей деятельности и достигнутых результатов в соответствии с поставленными целями и критериями.

Широко распространенные и признанные в мире премии в области качества, такие как японская Премия Деминга, американская Премия Болдриджа, Европейская премия, премия Правительства РФ, премия СНГ и др., основаны на методах: самооценки деятельности компаний, изучения передовых предприятий и ориентации на лучшие достижения (оценки уровня конкурентоспособности) с целью определения целей и направлений по совершенствованию деятельности. Предложенные премиями по качеству критерии позволяют любому предприятию и в любой сфере деятельности наметить направления своего развития для достижения более эффективного производства и получения более качественной и конкурентоспособной продукции.

Полученная аналитическая информация, основанная на процессной модели системы менеджмента компании, применяется с целью принятия обоснованных решений о дальнейших направлениях развития деятельности подразделений и предприятия в целом. Осуществление такой самооценки позволяет проследить динамику улучшений и способствует построению компании, функционирующую в соответствии с принципами постоянного совершенствования. А своевременная корректировка выявленных слабых сторон деятельности поможет предотвратить снижение значимости сильных сторон организации, сохранить и повысить ее конкурентоспособность. Результаты самооценки становятся механизмом постоянного внутреннего улучшения системы качества управления предприятием и служат исходными данными для стратегического планирования улучшений.

Таким образом, разработка эффективной системы мониторинга работы подразделений, основанной на самооценке крайне актуальна для каждого предприятия.

Для реализации поставленной задачи и получения объективного и своевременного анализа результатов фактического состояния всех направлений деятельности компании, в том числе и по совершенствованию, в начале 2009 г. отделом системы менеджмента качества на предприятии N разработан механизм проведения ежегодной диагностической самооценки (критический самоанализ) вместе с бенчмаркингом (сравнение с другими). Разработана модель самооценки 10 заводов компании N, которая охватывает всю «цепочку», формирующую процесс осуществления стратегии и целей (системы организации, процессы, достижение целей (результаты)). Модель самооценки заводов компании N представлена на рис.1

Рисунок 1. Модель самооценки системы качества управления компании N

Также разработана методика оценивания показателей функционирования процессов заводов путем сбора данных на основе результатов с определением балльной оценки для каждого критерия за предыдущий период. Для оценки были выбраны процессы и к каждому процессу определены показатели. В общей сложности оценивались 16 процессов и 52 к ним показателя (вида анализа) На рисунке 2 представлена модель процессов заводов компании N и виды анализов их функционирования на основе самооценки подразделений завода.


Увеличить
Рисунок 2. Модель процессов заводов

В методике подробным образом описаны входы, выходы, расчет бальной оценки для каждого показателя, предусмотрена графа для общей бальной оценки по каждому показателю для ежегодной накопительной статистики с целью обеспечения наглядности улучшения/ухудшения функционирования процессов. Бальная оценка разработана c учетом количества цехов на каждом заводе. Подсчет баллов обеспечивает надежную основу для формирования количественных показателей деятельности заводов с точки зрения модели управления качеством. Формирование единого мнения в рамках компании обеспечивает основу для обсуждения и решения проблем, стоящих перед компанией, и обеспечивает активное участие главных действующих лиц — директоров заводов. Для анализа функционирования процессов заводов предприятия N на основе самооценки применен метод «сигнальной шкалы значимости», в которой были использованы 4 цвета:

1. зеленый — 5 баллов (процесс стабилен, соответствует всем нормативам);

2. желтый — от 4,99 до 4 баллов (процесс стабилен, хорошие результаты, наблюдаются тенденции улучшения, требуется разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий с целью достижения соответствия нормативам);

3. оранжевый — от 3,99 до 3 баллов (процесс не стабилен, но наблюдаются тенденции улучшения, требуется разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий с целью достижения соответствия нормативам);

4. красный — от 2,99 до 0 (процесс нестабилен, систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые, требуется безотлагательная разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий с целью достижения соответствия нормативам).

В дальнейшем, показатели могут меняться/добавляться в зависимости от выбора приоритетных направлений деятельности подразделений при самооценке подразделений. С целью обеспечения справедливого подхода к самооценке разработана единая форма заполнения для каждого показателя.

Читайте так же:  Разница возраста пугачева галкин

Преимущество применения данной методики анализа подразделений на основе самооценки заключается в том, что она:

— проста для понимания;

— легка при использовании;

— требует привлечения минимальных ресурсов;

— обеспечивает выходные данные для улучшения функционирования системы менеджмента качества подразделений и предприятия в целом.

Разработанная методика самооценки является инструментом улучшения и совершенствования, который был принят на предприятии N с целью систематического использования год за годом в качестве неотъемлемой части цикла Деминга.

На основе экспертных опросов была определена весомость для каждого процесса заводов. По значимости весомости 16 процессов — сгруппированы в 4 группы. По каждой группе процессов проведена балльная оценка, при которой подсчитано: среднее значение балла по процессу по заводам, % выполнения процесса, % отклонения от идеального значения, итоговая балльная оценка по заводам, % отклонения от идеального значения, оценка функционирования системы качества управления компании N.

Результаты функционирования процессов заводов компании N представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты функционирования процессов заводов

Результаты анализа функционирования групп процессов А-D заводов компании N представлены на диаграмме 1 , анализируя которую можно сделать следующие выводы:

— итоговый средний показатель функционирования всех групп процессов составляет: 86,56% выполнения от 100 max возможных; 4,32 баллов от 5 max возможных; отклонение от идеального значения составило 0,68%;

— одинаковое количество баллов набрали группы процессов С и D. Их показатели составили: 91,8% выполнения от 100 max возможных; 4,59 баллов, 0,41% составило отклонение от идеального значения.

— наименьшие средние баллы получили группы процессов А и В. Их показатели составили по группе процессов А: 79,4% выполнения от 100% max; 3,97 балла от 5 max возможных, 1,03% отклонения от идеального значения и по группе В: 86,0%; 4,3 балла; 0,7% соответственно.

Проанализируем группы процессов А и В, набравшие наименьшее количество баллов. Достигнутый уровень данных показателей процессов группы А составил 3,97 балла от максимально возможного (5 баллов). Среднее значение по показателям процессов группы А распределилось следующим образом:

1. Б3 Производить продукцию — 4,36 балла;

2. О7 Удовлетворенность потребителей (количество жалоб) — 2,85 балла

3. П1 Управлять производственной средой — 4,17 балла;

4. О14 Разрабатывать корректирующие и предупреждающие действия — 4,5 баллов.

Достигнутый уровень данных показателей процессов группы В составил 4,3 балла от максимально возможного (5 баллов). Среднее значение по показателям процессов группы В распределилось следующим образом:

1. О11 Мониторинг и измерение процессов — 3,2 балла;

2. П2 Управлять инфраструктурой — 4,77 баллов;

3. Б.1 (У)* Проектировать и разрабатывать — 5 баллов;

4. О13 Совершенствование системы качества управления — 4,23 балла.

Исходя из анализа функционирования по группам процессов (табл. 1), можно увидеть процессы, получившие наименьшее количество баллов из: группы А «О7. Удовлетворенность потребителей» — 2,85 балла (57%) и группы В «О11. Измерение и мониторинг процессов» — 3,2 балла. На диаграммах 2 и 3 представлен достигнутый уровень оцениваемых процессов в сравнении с максимально возможными уровнями, уровнем заводов в компании N.

Из всех проанализированных групп процессов можно сделать вывод, что процесс О7 «Удовлетворенность потребителей» оценивается самым низким баллом. Т.к. данный процесс оценивался только по одному показателю — количество рекламаций и жалоб, который непосредственно касается заводов компании N, то можно сделать вывод, что полученная оценка является субъективной. Бальная оценка за показатель складывалась: наличие 1 случая рекламации или жалобы минус 0,5 балла от 5 max. Таким образом, окончательная оценка рассчитывалась следующим образом: 5 — 0,5*1 случаев.

По сравнению с 2007 г. жалобы потребителей снизились на 15,2% в 2008 г. Без рекламаций и жалоб отработали заводы: 1,5,7,8.

Анализ выполнения процесса О11. «Измерение и мониторинг процессов» складывался из двух показателей: анализа нарушений технологического режима по вине завода и анализа коэффициента нарушаемости технологического процесса за 2008 г. и составил 64%. Наилучший результат показали заводы: 6,7,8,9. На заводах:1, 3, 4 произошло значительное снижение нарушений технологического режима по сравнению с 2007 г.

По результатам проведенной оценки делается заключение о степени результативности СМК по заводам согласно таблице по формуле х*100/5, где х — итоговая бальная оценка по заводу. Полученная оценка функционирования СМК по заводам и компании N в целом представлена в таблице 2.

Таблица 2. Оценка функционирования процессов СМК

Оценка функционирования процессов СМК

Ученые: строгая самооценка здоровья может его доконать

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Свежее научное исследование выявило удивительную связь между тем, что у людей в голове, и их здоровьем. Наши представления о собственной тренированности играют очень важную роль.

То, насколько здоровым вы себя чувствуете, определяется не только тем, сколько времени вы уделяете физическим нагрузкам и упражнениям, но и тем, сравниваете ли вы себя со своими знакомыми и друзьями.

Если вы уже поняли, что не справляетесь с тем графиком тренировок, которого в начале этого года сами себе обещали придерживаться, попытайтесь не зацикливаться на том, сколько упражнений вы были обязаны выполнить, но не сделали.

Ученые выяснили: если относиться чересчур серьезно к своей физической активности и постоянно думать, что ты недорабатываешь, то такими мыслями действительно можно превратить себя в не очень здорового человека.

В Стэнфордском университете (США) исследовали данные о смертности, относящиеся к 61 тысяче взрослых.

В течение 21 года собирались сведения о том, как люди упражняли свое тело и — главное — что они думали про то, как они выглядят на фоне своих сверстников. В рамках этого срока некоторые из наблюдаемых скончались от различных болезней.

Проанализировав разные факторы, которые могли влиять на здоровье участников исследования, ученые обнаружили нечто неожиданное.

Те люди, которые считали, что не упражняются столько же, сколько их знакомые сверстники, умирали в более молодом возрасте, чем те, кто думал, что упражняется больше — даже если реальный объем тренировок был одинаковым у тех и других.

Причем эффект сохранялся, даже когда ученые учитывали разное состояние здоровья участников и такие факторы как курение.

Конечно, занятия фитнесом, оздоровительные упражнения увеличивают ожидаемую продолжительность вашей жизни. Однако из этого исследования можно сделать вывод, что и наши представления о собственной тренированности тоже играют важную роль.

Автор исследования Октавия Зарт рассказала мне, что к этой теме ее подтолкнул личный опыт.

Когда она начала учебу в высшей школе в Калифорнии, она обнаружила, что окружена людьми, постоянно одетыми так, словно они либо собрались в спортзал или на пробежку, либо возвращаются оттуда.

Раньше, когда Октавия жила в Лондоне, она считала себя вполне спортивной девушкой — часто ездила на велосипеде, ходила в тренажерный зал, но тут она вдруг почувствовала, что явно уступает в тренированности своим однокурсникам.

Она подумала: а что если одни только мысли о том, что ты менее других тренируешь свое тело, влияют на твое здоровье? И она оказалась права.

Зарт обнаружила, что у людей, пессимистично воспринимающих свой уровень подготовки на фоне сверстников, риск смертности на 71% выше, чем у тех, кто относится к своим достижениям в фитнесе с оптимизмом.

На первый взгляд вывод Зарт может показаться удивительным, но существуют как минимум три возможных причины того, почему наши представления о чем-то — в данном случае об уровне своей тренированности — могут влиять на здоровье.

Первая — довольно простая: мысли о том, что мы тренируемся недостаточно, могут нас угнетать, ввергать в стресс.

Видя вокруг себя фанатов здорового образа жизни, постоянно читая об этом в соцсетях, вы невольно можете забеспокоиться, ваша тревога начнет нарастать и превратится в хронический стресс, разрушающий ваше здоровье.

Или всё дело в мотивации? Возможно, если вы уже и так считаете, что ведете физически активную жизнь, то это заставляет вас поддерживать реноме атлета и тренироваться еще больше?

Такая мысль вполне подкрепляется исследованием 2015 года, показавшим: если вы поверили в то, что физически подготовлены хуже, чем ваши знакомые и друзья, то крайне низка вероятность того, что год спустя вы вообще будете заниматься фитнесом.

Учитывая то, что мы знаем о так называемых групповых нормах (принятых в той или иной социальной группе правилах поведения и взаимоотношений) и о том, что большинство из нас обычно старается делать то, что делают другие, это особенно удивительно.

Но, может быть, достижения наших знакомых на ниве фитнеса обескураживают нас, и нам проще всё бросить, чем пытаться угнаться за другими.

Третья возможная причина того, что наши негативные мысли влияют на здоровье, — эффект, обратный плацебо.

Довольно давно установлено: вера человека в силу лекарства может усилить его действие в организме. Эффект, обратный плацебо, называют ноцебо: когда ожидания негативны, то и действие лекарства слабее.

Читайте так же:  Муж пытается уйти другой

Так что, возможно, те люди, которые занимались не меньше, чем их знакомые, но не сознавали этого, просто сами себя лишали преимуществ здорового образа жизни, который они на самом-то деле вели.

Возьмем для примера обслуживающий персонал гостиниц. На протяжении рабочего дня им приходится проходить по коридорам отеля довольно значительные расстояния, толкать тяжелые тележки с полотенцами, пылесосить в номерах, мыть ванные комнаты, менять постельное белье… Но они не воспринимают это как физические упражнения, показало исследование 2007 года.

Тогда Алия Крам, также исследователь из Стэнфорда, рассказала половине из участников исследования, как много они на самом деле упражняются и что это очень полезно для них.

Через месяц члены этой группы работников отелей сбросили вес, у них понизилось кровяное давление. Как только они стали рассматривать свою работу как возможность поупражняться, их физическое состояние улучшилось.

Возможно даже, они начали более энергично пылесосить. А может, просто дело в эффекте плацебо.

Всё это напомнило мне еще об одном исследовании — 2003 года, когда ученые пришли к выводу, что наши представления о собственном возрасте коррелируются с состоянием нашего здоровья и тем, каким оно будет в старости.

Тогда семи тысячам госслужащих был задан вопрос: когда именно, по их мнению, заканчивается средний возраст и начинается старость?

Ханна Купер и профессор сэр Майкл Мармот проанализировали, как ответы коррелируются с состоянием здоровья участников исследования, и обнаружили: те, кто назвал возрастом начала старости 60 лет или меньше, позже с большей долей вероятности сталкивались с серьезными болезнями сердца, чем те, кто указал возраст в 70 лет и старше.

Ответ на этот простой вопрос, заданный учеными, судя по всему, отражает представления людей о собственном здоровье.

Может быть, они называют 60 лет, поскольку ощущают себя старыми из-за проблем со здоровьем. А может, они чувствуют, что им осталось не так много, а раз так, то и заниматься своим здоровьем, упражняться ни к чему (что, со своей стороны, тоже в итоге влияет на их здоровье).

А может, они просто сильней, чем другие, переживают по поводу неизбежного наступления старости, это их беспокоит и, соответственно, оказывает влияние на здоровье.

Возможно, вы уже заметили, что эти три последних объяснения очень похожи на те, с помощью которых в первом исследовании про упражнения объяснялись механизмы того, как это работает.

Конечно, мы пока не можем ответить на все возникающие вопросы, но в этом явно что-то есть. Становится все яснее: наши представления о собственном здоровье очень важны.

И это ставит тех, кто настаивает на пользе интенсивных упражнений и здорового образа жизни, в не очень ловкое положение.

С одной стороны, это правда — упражнения полезны для здоровья. С другой — такие исследования, как то, о котором мы рассказали, предполагают: чем выше требования к себе, тем выше вероятность срыва.

И пока мы не разберемся, какой именно из этих механизмов обеспечивает наибольшую ожидаемую продолжительность жизни, наши рекомендации не будут работать.

Ну а я, между тем, постараюсь всегда позитивно оценивать то, что делаю, и по возможности избегать общения со знакомыми, бегающими марафоны.

Правовая информация. Эта статья содержит только общие сведения и не должна рассматриваться в качестве замены рекомендаций врача или иного специалиста в области здравоохранения. Би-би-си не несет ответственности за любой диагноз, поставленный читателем на основе материалов сайта. Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов, ссылки на которые присутствуют на этой странице, а также не рекомендует коммерческие продукты или услуги, упомянутые на этих сайтах. Если вас беспокоит состояние вашего здоровья, обратитесь к врачу.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Вред низкой самооценки для личности

Личность человека непрерывно развивается под воздействием различных факторов — установок семьи, отношений в школьном коллективе, успехов или неудач в личной и общественной жизни. Успешному развитию мешают 3 главных «врага» — лень, страх и низкая самооценка личности. Самооценка может понижаться как ситуативно, например, в результате какой-либо неудачи, так и постоянно. Стабильно низкая самооценка порождает неуверенность в себе и серьезно ухудшает качество жизни человека.

Признаки низкой самооценки личности

С проблемой низкой самооценки личности сегодня сталкивается довольно большое количество людей. Им всегда кажется, что кто-то из их окружения успешнее, талантливее, богаче. Неудовлетворенность собой и качеством собственной жизни усиливается при просмотре блогов в социальных сетях и способствует появлению деструктивных эмоций, оказывающих разрушительное воздействие на психику.

Для людей с низкой самооценкой особенно характерны нерешительность, недоверие к людям, подозрительность, неспособность адекватно воспринимать похвалу и радоваться жизни, постоянное сравнение себя с другими. Они часто анализируют слова, мимику и жесты других людей, пытаясь понять, как именно они способны выразить свою неприязнь. Личность с низкой самооценкой сожалеет о прошлом и испытывает тревогу по поводу будущего.

Люди, неспособные адекватно оценить собственные силы и умения, не умеют просить о помощи и считают себя недостойными поддержки со стороны других. Неудивительно, что они часто становятся жертвами манипуляторов и агрессоров. Постоянное сравнение себя с более успешными личностями приводит к тому, что человеку сложно общаться с другими. Люди с низкой самооценкой неспособны идти вперед, потому что их преследует страх неудачи. Поэтому они не достигают успехов в карьере и личной жизни.

Чувство собственной неполноценности — одно из самых вредных и опасных препятствий на пути развития человека. Вместе с постоянной неудовлетворенностью собой приходит необъяснимое чувство вины и страх неудач во всех жизненных сферах. Повысить стабильно низкую самооценку поможет комплекс психотерапевтических мероприятий.

Корни низкой самооценки из детства и подросткового возраста

Принято считать, что большинство комплексов, травм, страхов и фобий человек приобретает в детстве. Это утверждение не всегда верно. На протяжении всей жизни самооценка человека может падать, а может расти. Но устойчивое мнение о том, что родительская семья и система отношений внутри ее может стать причиной низкой самооценки, не лишено оснований.

Ребенок, чьи родители сами страдают от собственной неполноценности, с большой вероятностью будет считать себя недостойным похвалы или успеха. Если его детство проходит с ощущением, что он недостаточно хорош для самых близких людей — матери и отца, то он вырастет с ощущением собственной неполноценности или будет постоянно доказывать окружающим то, что он «хороший».

К сожалению, в некоторых семьях по-прежнему любят сравнивать своих детей с другими — более успешными в учебе, искусствах, спорте. Так родители оказывают детям «медвежью услугу»: ожидая, что ребенок будет использовать успешного сверстника в качестве образца для подражания, они могут не подозревать, что он может считать себя недостаточно хорошим, и его самооценка не будет расти.

Детство в семье с авторитарным стилем воспитания — еще один путь к низкой самооценке в будущем. Там, где взрослые не учитывают мнение ребенка, он может вырасти неуверенным в себе и во всем полагающимся на мнение окружающих. Он растет с ощущением, что от него ничего не зависит, и ему никогда не стать успешным, богатым и счастливым.

В подростковом возрасте причиной низкой самооценки может стать внешность. В поиске причин отсутствия друзей или внимания со стороны противоположного пола, подросток приходит к выводу, что его лицо или тело недостаточно красиво. Источником негативных эмоций может стать «не такая» форма носа, ушей, наличие прыщей или избыточный вес. Чувство собственной неполноценности у подростка усиливается в случаях, когда физические недостатки становятся причиной насмешек и травли со стороны одноклассников.

Повысить самооценку подростка поможет мероприятие по коррекции физического недостатка или новое увлечение, благодаря которому он сможет найти друзей и добиться успехов в общении с противоположным полом. Но самое главное для любого ребенка или подростка — это поддержка близких людей, которые помогают ему поверить с себя.

Как повысить самооценку и улучшить качество общения с людьми?

Людям с низкой самооценкой тяжело даются не только успехи в учебе или карьере, но и общение с другими людьми. Они легко становятся жертвами манипулирующих друзей или партнеров. Ощущение того, что они «недостаточно хороши» — благоприятная почва для развития токсичных отношений и других форм семейного насилия.

Низкая самооценка может стать причиной не только манипуляций со стороны друзей или партнеров, но и пренебрежительного отношения со стороны коллег или руководства. Человек с комплексом неполноценности не чувствует в себе достаточно сил, чтобы конкурировать с более успешными коллегами. А поскольку он не уверен в своей профессиональной компетентности, то и победы в конкурентной борьбе ждать не приходится.

Человек, который ценит себя слишком низко, привлекает в свою жизнь токсичных друзей и партнеров. Общение с окружающими не будет приносить ему радость, поэтому он будет страдать от непонимания, что с ним «не так». Часто люди сами не осознают, что причина — в их низкой самооценке.

Читайте так же:  Как первый раз общаться с девушкой

Поскольку низкая самооценка — одна из основных причин жизненных неудач, то повышать ее необходимо. Если она возникает ситуативно, под влиянием конкретных обстоятельств, то повысить ее помогут новые и более позитивные события. Но гораздо сложнее, если она пустила более глубокие корни и оказывает отрицательное воздействие на все стороны жизни человека. В некоторых случаях человеку может потребоваться помощь психотерапевта или посещение тренингов или семинаров.

Прежде всего, как бы ни было сложно, человеку необходимо перестать сравнивать себя с окружающими. Все люди разные, обладают разными талантами и способностями. Поэтому важно найти в себе положительные качества и развивать их. Также помогают повысить самооценку хобби и встречи с новыми людьми или некоторые изменения во внешности или стиле одежды.

Вряд ли следует слишком завышать самооценку, поскольку люди не тянутся к самодовольным или слишком принижающим себя. Но качество жизни человека, поверившего в себя и возможность добиваться успехов, существенно возрастает.

Психологи рассказали, в каком возрасте у детей формируется самооценка

Самооценка столь же выраженная, как и у взрослых, формируется у ребенка к пяти годам, утверждают психологи из Вашингтонского университета (США). Это особенно важно, так как в большинстве случаев самооценка относительно стабильна в течение жизни человека.

Провести это исследование стало возможным благодаря созданию специальной методики, позволяющей измерить уровень самооценки у детей, которые еще не умеют читать. Группа из 234 испытуемых, мальчиков и девочек, стала самой юной с точки зрения возраста из участвующих в подобных исследованиях.

В ходе эксперимента детям предложили соотнести то, что относится к ним, с оценкой «хорошо» или «плохо». У взрослых уровень самооценки проверяют подобным образом, однако в случае с детьми тест представлял собой некое подобие компьютерной игры.

Детям представили два набора незнакомых флагов, один из которых, по условиям эксперимента, был «их», а другой «не их». Также им показали, что при нажатии на определенные кнопки будут звучать либо положительные слова (веселый, счастливый, хороший, приятный), либо отрицательные (плохой, чокнутый, жалкий, противный).

Сначала младшие дошкольники должны были научиться сортировать флаги на «мои» и «не мои». А потом их просили с помощью нажатия нужной кнопки соотнести изображение флага с хорошей или плохой характеристикой. В ходе эксперимента дети чаще выбирали положительные характеристики для «своих» флагов.

Психологи также неявно проверяли, насколько дети осознают свою половую принадлежность и какую группу (своего пола или противоположного) предпочитают. Оказалось, что дети с высокой самооценкой и твердым пониманием своей половой принадлежности в большинстве случаев выбирали «свою» группу. При этом девочки по сравнению с мальчиками демонстрировали более высокий уровень осознания своего пола и более сильное предпочтение «своей» группы.

Между тем британские исследователи полагают, что на самооценку детей существенно влияет их образ жизни. Так, дети, проводящие слишком много времени перед экраном телевизора или монитора, имеют заниженную самооценку чаще, чем их активные сверстники.

Ученые выяснили, что уровень тестостерона у мужчин повышает самооценка

Как показало недавнее исследование ученых Кембриджского университета, для поднятия самооценки мужчине достаточно всего лишь верить в то, что он лучше других. Казалось бы, ничего неожиданного. Но теперь доказано, что именно эта уверенность повышает уровень тестостерона в организме и заставляет оценивать себя как более привлекательного сексуального партнера. Более того, это делает мужчин более настойчивыми в ухаживаниях.

Для эксперимента отобрали 40 добровольцев в возрасте 20–30 лет. Парней рассадили по гребным тренажерам, устроив им турнир на выбывание. Предварительно ученые измерили уровень тестостерона у добровольцев и раздали им анкеты для оценки собственной сексуальной привлекательности и уверенности в общении с женщинами.

Тренажеры участников были заранее настроены таким образом, что победителем стал не самый сильный из них, а выбранный случайным методом. После окончания турнира ученые еще раз измерили уровень тестостерона добровольцев и опять попросили их ответить на вопросы анкеты.

Выяснилось, что у так называемых победителей уровень мужского гормона вырос на 5%. Побежденные потеряли 8% от уровня, имевшегося у них до турнира. «Победители» оценивали свою сексуальную привлекательность на 8% выше, чем до «победы», и на 12% чаще были готовы к случайному сексу с незнакомой женщиной.

Ученые объясняют, что победа в состязании (особенно в том, где соревнуются с применением физической силы) заставляет мужчину выше оценивать себя как потенциального сексуального партнера. «Сила была самым необходимым качеством самца в первобытном обществе, — говорят они, — и оставалась таковым на протяжении веков. Неудивительно, что и современные мужчины выше ценят себя, если им сказали, что они сильнее других».

Пусть даже это показал всего лишь гребной тренажер.

Как поднять самооценку: советы прекрасному полу от психолога Марка Бартона

Ведущий проекта «Беременный папа» на канале «Ю» рассказал, из-за чего у женщин возникает низкая самооценка, и как с этим бороться.

Сегодня хочу рассказать о стержне женского сознания. О том, что определяет все существование прекрасной половины человечества. Речь пойдет о самооценке. Критерии, по которым женщины определяют уровень собственного восприятия индивидуальны. Для кого-то важны формы тела и размер губ, для других социальный статус, семейное положение или автомобиль. Список бесконечен и в рамках одной статьи, его не объять.

Для начала давайте разберемся, в какой момент времени в женское сознание проникают мысли о собственной неполноценности. Для этого я предлагаю отправиться в детство и вспомнить себя маленьких. Я думаю это будет полезно сделать и тем женщинам, которые воспитывают дочерей.

Итак, в семье любящих родителей подрастает девочка и ничего не подозревающие мама и папа, запускают механизм под названием «жертва». Да, именно так можно обозначить попытки родителей, привить девочке извращенное представление о себе и вырастить её с заниженной самооценкой.

  • Например, расстроенные или рассерженные родители кричат на девочку за провинность, а возможно просто так. Такое часто бывает.
  • Родитель громко кричит на ребенка и тот, пытается оправдаться, говоря также громко и получает в ответ: «ты на кого голос повышаешь» «а ну закрой свой рот» и так далее.
  • Папа или мама, взяли ремешок и давай девочку по попе лупить (не совершайте преступлений). Она кричит, а ей в ответ: «закрой рот». Потом ваши дочери бояться сказать слово, высказать недовольство, вызванное недостойным поведением своего мужа.

Чувства и желания:

  • Очень часто слышу от родителей: «я лучше знаю, что ей надо», я спрашиваю: «с чего вы это взяли»? и получаю ответ: «я так чувствую». Удивительно, как способность одного человека «чувствовать», блокирует реальные «чувства» их обладателя.
  • Мама приготовила завтрак, который девочка на отрез отказывается есть. Взрослая женщина, прибегая к изысканным приемам манипуляции, внушает дочке, что она просто обязана кушать то, чего не хочет. Ультиматумы, угрозы, хитрость влияния. Результат — взрослая девушка с низкой самооценкой, лишенная права выбора.

Личное пространство и границы:

  • Девочка растет в семье где есть родные и двоюродные братья и сестры. Всю зиму родители обещали дочери, что она поедет на море в детский лагерь и уже даже отложили на это деньги, как вдруг планы изменились и без веских причин.
  • К родителям приехали гости с ночевкой, мест недостаточно и девочка ложится спать в другом месте, а не в своей кроватке, так как ее место занимает более младший ребенок. Нарушение границ личного пространства, чревато катастрофой в отношениях с мужчинами.
  • Очень часто маленькие девочки будучи еще совсем малышками, начинают проявлять стеснение перед родителями, особенно перед папами, прикрывая какие-либо части тела. Подобное вы можете наблюдать на пляжах летом. Малышки в купальниках, как взрослые. И очень частые реплики родителей, родственников и друзей: «ты посмотри на неё, там еще прятать нечего» «ну чего мы там не видели». Вроде безобидные шутки, но как часто они стирают границы дозволенного в будущем.

Ваша самооценка низкая если вы:

  • Испытываете навязчивое желание угождать другим;
  • Вас преследует постоянное чувство вины за свои поступки и поведение;
  • Вам кажется, что вы все время кого-то обижаете своими действиями;
  • Вы зависите от мнения окружающих людей;
  • Вы критичны к своей внешности;
  • Боитесь быть инициатором разговора;
  • Позволяете ущемлять свои права;
  • Фанатично относитесь к диетам и калориям;
  • Вы уверены, что мир и люди несправедливы к вам;
  • Вы часто сравниваете себя с другими и выводы не в вашу пользу;
  • Все что вы выбираете для себя, носит ущемленный характер «я не достойна», «это слишком для меня», «я не заслуживаю»;

Что-то из перечисленного относите к себе? Вы обладательница низкой самооценки. Но как жить девушке, которая уже выросла и все кому не лень поучаствовали в понижении самооценки.