Меню

Правила хорошей самооценки

Оглавление:

Как повысить самооценку

Самооценка формируется в раннем детстве. Можем ли мы как-то повлиять на нее сейчас, по прошествии стольких лет? Психолог Юлия Панфилова приводит несколько доступных и эффективных упражнений для укрепления самооценки.

«Я всю жизнь пытаюсь добежать до недостижимого горизонта», — рассказывает моя клиентка, 28-летняя Татьяна. У нее ухоженная внешность, спортивная фигура, стильная одежда, университетский красный диплом и хорошая работа. Но при этом нет ощущения, что она чего-либо достигла в жизни, как будто ее опыт и достижения не имеют никакой ценности. Она несчастлива в отношениях с мужчинами, но чувствует себя бессильной что-либо изменить.

«Родители требовали, чтоб я соответствовала идеалу, но у меня ничего не получалось, — продолжает Татьяна. — Я старалась изо всех сил, чтоб не разочаровать их, но даже если я все делала, как они говорили, все равно я где-то не дотягивала, что-то упускала, мне указывали на недостатки… А мне так хотелось услышать похвалу!»

В результате заниженная самооценка — постоянный спутник Татьяны. Взрослая и успешная женщина чувствует себя в жизни неуверенно и неустойчиво.

Нашу самооценку создают родители

Первый источник самооценки — безусловная любовь матери или отца, того, кто становится для нас главной фигурой в детстве. Мы хороши в глазах этого старшего человека безотносительно наших заслуг или достижений, просто потому, что мы — это мы.

Второй источник — реакция старших на наши достижения. Ребенок показывает свой рисунок, читает выученный наизусть стишок, приносит первые отметки из школы — и в ответ слышит похвалу, одобрительные возгласы или просто встречает восхищенный взгляд мамы, папы и других взрослых. При этом он наполняется ощущением самоценности и самоуважения.

Моя неповторимость

У каждого из нас есть свой набор личностных качеств, индивидуальный опыт, знания. Каждый воспринимает мир своим, особенным способом. Все это вместе создает уникальный образец поведения, нашу неповторимую личность.

Чтобы заметить свою неповторимость и порадоваться ей, вспомните и запишите все, что вам в себе нравится, начиная от черт внешности (серые или карие глаза, высокий рост или, наоборот, миниатюрность) и продолжая чертами характера («я хорошо отношусь к людям» или «я много читаю»).

Если вы подумали о чем-то, что вам в себе не по вкусу, просто не записывайте это. Сосредоточьтесь только на том, что вы считаете хорошим. Регулярно пополняйте свой список, открывая в себе новые положительные свойства.

Что же произошло с моей клиенткой Татьяной? В детстве родители — вполне вероятно, из лучших побуждений — не разрешали ей «хвастаться», боялись перехвалить, подталкивали к новым достижениям, но словно бы не замечали того, что уже получилось. И ей не удавалось почувствовать, что старшие ценят ее достижения, гордятся ею. Татьяне казалось, что она лишь разочаровывает своих родителей. И вот парадокс — став старше, она и сама начала относиться к тому, что она делает, точно так же, как в детстве к этому относились ее родители: никакие успехи не приносят ей радости.

Что чувствует человек с заниженной или хрупкой самооценкой?

В первую очередь — обиду, боль за то, что он не получил поддержки от тех, от кого она ему была особенно нужна. Во-вторых, страх, что его еще больше ранят. Человеку с крайне заниженной самооценкой не хочется вылезать из своей «раковины». Ему кажется, что другие могут еще больше задеть его, он уходит от общения и погружается в себя. В-третьих — злость на себя за то, что он не может достичь чего-либо, а даже достигнув, не получает от этого внутреннего вознаграждения и не чувствует, что действительно чего-то добился.

Следствие таких переживаний — ощущение бессилия и неудовлетворенность, депрессия и нервные срывы. К счастью, выход есть — самооценку можно повысить.

Как научиться ценить себя

Если наша самооценка зависит от того, как относились к нам родители, то что мы можем сделать сегодня, когда мы уже не дети? Вряд ли есть смысл что-то требовать от родителей. Зато мы в состоянии понять, что именно было когда-то нами недополучено, и можем стать «хорошим родителем» сами для себя.

10-балльная шкала

Это отличный инструмент для наблюдения за своим состоянием при работе над самооценкой. Начертите на бумаге вертикальную шкалу, где нижняя точка — 0, а верхняя — 10. Перед выполнением каждого упражнения прислушайтесь к своему состоянию: на сколько баллов вы себя ощущаете? Отметьте свое состояние точкой или галочкой напротив соответствующей отметки на шкале. Выполнив одну из предложенных практик, оцените свое состояние вновь и поставьте новую отметку.

С помощью такой шкалы можно понять, какая из практик оказалось для вас наиболее эффективным способом повышения самооценки. Фиксируйте изменения в отношении к себе при помощи шкалы и другими способами: например, ведя дневниковые записи. Хвалите себя как можно больше. Через какое-то время — через две недели, месяц или два — вы увидите, что ваша самооценка меняется, а также почувствуете перемены в общении с другими людьми.

«Мне стало легче разговаривать с другими людьми, приятнее рассказывать о себе и интересней узнавать что-то о них, — рассказывала Татьяна спустя три месяца после того, как она начала вести свой «Дневник самооценки», — и я заметила, что сейчас, когда мужчина делает мне комплимент, я просто благодарю и радуюсь, и к этой радости больше не примешивается никакой неловкости, как бывало прежде».

Когда мы меняем свой взгляд на самих себя, одновременно мы начинаем по-другому видеть окружающее. Так что приготовьтесь: после того, как вы начнете применять практики повышения самооценки, многое вокруг вас изменится к лучшему.

Я предлагаю на выбор три практики — как я предложила Татьяне и другим своим клиентам, — и вы можете попробовать их и выбрать ту, которая вам больше понравится, либо использовать все три.

1. Награда. Чтобы вернуть позитивное отношение к себе и своим достижениям, можно обратиться к схеме «действие–результат–награда». Лучше начинать с самых простых вещей: сделал важный звонок по работе или договорился о чем-либо — похвалил себя или поощрил. Наградой может быть что угодно, начиная от вкусной конфеты и заканчивая просмотром интересного фильма.

Главное — поощрить себя, чтобы почувствовать радость и гордость за достижение. Важно регулярно, несколько раз в день хвалить и награждать себя за поступки и выполненные дела. Это как заново чему-то учиться: ребенок не за один день формирует самооценку или начинает ходить, поэтому не стоит ожидать фантастического изменения самооценки за несколько дней. А вот месяц-другой такой практики приносит заметные изменения в самоощущении.

2. Медитация. Раз в день делайте следующую медитацию: сядьте на стул, положите руки на колени, расслабьтесь и почувствуйте, как ваши ноги упираются в пол. Представьте, что в голове у вас находятся все те знания, которые вы накопили за время обучения, все прочитанные книги, все дипломы и сертификаты.

В левую руку «положите» всех тех, кто вас поддерживает, — это могут быть как реальные близкие и друзья, так и авторитетные для вас люди: мастера, писатели, ученые. В правую руку «соберите» все то, что вы умеете хорошо делать, возможно, даже лучше других. Прочувствуйте, как вас наполняет удовольствие от всего, чем вы владеете, от ваших знаний и умений, и уверенность от поддержки тех, кого вы цените и уважаете.

Поддерживайте это ощущение в течение нескольких минут. Если вам захочется соединить руки или приложить их к сердцу, сделайте это. Затем можно потянуться и идти дальше заниматься своими делами.

Мои достижения

Это дополнительное упражнение, которое можно назвать «Собери свою самооценку». Оно заключается в том, чтобы собрать все свои достижения, как маленькие кусочки паззла, в одну большую красивую картину.

3. Обратная связь. В течение недели собирайте обратную связь от друзей и близких людей о том, что в вас замечательного. Для этого просто задайте им вопрос: «Что тебе во мне нравится?»

Что касается практики обратной связи, то она часто вызывает вопросы и даже опасения: «А вдруг надо мной будут смеяться?»

Я расскажу о своем личном опыте. Мне было интересно увидеть, как будут реагировать на этот вопрос друзья, и понаблюдать за своими чувствами, за тем, как их слова повлияют на мою собственную самооценку. Я опросила пять человек. Никто из них не посмеялся и не покрутил пальцем у виска, все пятеро были рады рассказать мне о моих достоинствах.

Например, им нравится, что я не перестаю учиться, что я пунктуальна и редко опаздываю, что я естественна в общении, что я умею смягчать конфликтные ситуации, что у меня интересное хобби (я занимаюсь гимнастикой на воздушных полотнах и даже недавно повесила их у себя дома).

Читайте так же:  Нет друзей и ни с кем не общаюсь

Мне было очень приятно выслушать все комплименты! Еще одно наблюдение: после того как кто-то рассказывал мне о том, что ему во мне нравится, возрастала моя симпатия к этому человеку. Так что эта практика для повышения самооценки имеет приятный побочный эффект — она улучшает отношения с другими.

После общения с каждым из собеседников на тему моих достоинств я чувствовала прилив энергии, моя самооценка выросла как минимум пункта на три по десятибалльной шкале, и сразу захотелось куда-то бежать и что-то делать.

Юлия Панфилова — психолог, специалист по эмоционально-образной терапии.

4 упражнения, чтобы повысить самооценку

Череда неудач на работе или в личной жизни может выбить нас из колеи, заставить сомневаться в себе. В такие моменты легко поддаться настроению и впасть в уныние. Вернуть веру в себя можно, лишь восстановив прежнюю ясность ума, считает психолог Фредерик Фанже. Он же рассказывает, как повысить самооценку.

Самооценка в семье

Самооценка играет ключевую роль в личностном и профессиональном становлении человека, от нее зависит, как будут строиться его отношения с окружающими. Психотерапевт Кристоф Андре (Сhristophe André) — о четырех способах повысить низкую самооценку, сформированную в семье.

Уровень самооценки

Уровень самооценки — самооценка бывает высокой, средней и низкой.

Заниженная или завышенная самооценка — это про другое, не про уровень, а про адекватность самооценки. Средняя самооценка может быть как завышенной (у быдла), так и заниженной (у интеллигента).

Высокая самооценка

Когда говорят о высокой самооценке, почти всегда имеют в виду высокую самооценку личностную (а не конкретно-ситуативную). Обычно высокая самооценка сопровождает успешных людей – и отражая их реальные достижения, и помогая им в новых успехах. См.→

Низкая самооценка

Низкая самооценка может быть как адекватной, так и заниженной самооценкой.

Человек с низкой личностной самооценкой, как правило, менее успешен, излишне консервативен, так как боится перемен и не способен к адаптации в быстро меняющихся условиях реальности. Смотри Низкая самооценка

Самооценка и уверенность

Высокая самооценка — практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка — практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе. Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения. Смотри Самооценка и уверенность

Тесты, измеряющие самооценку

  • Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. См.→

Правила хорошей самооценки

«Если не начнешь свой путь, то уж, наверняка никуда и не попадешь».
Зиг Зиглар

В чем причина заниженной самооценки? Почему огромное количество людей не верит в себя? Как получается, что в детстве мы все рождаемся как чистый лист, но с возрастом кто-то устремляется вперед с верой в себя, а кто-то безнадежно отстает, принимая отставание как должное? И на самом ли деле они отстают безнадежно? Как повысить самооценку, добавить уверенности в себе и встать в один ряд с успешными и счастливыми людьми?

У меня для тебя две новости – хорошая и хорошая. Начну с хорошей — низкая самооценка это всего лишь временное явление. Как только ты возьмешься за ее изменение всерьез, она начнет повышаться на глазах. И ты даже не заметишь, как станешь в один ряд с теми, на кого еще совсем недавно смотрел с завистью. И уже другие будут завидовать тебе, и брать с тебя пример.

Вторая хорошая новость – сегодня ты узнаешь семь эффективных шагов, как повысить самооценку. И с их помощью сможешь изменить себя за достаточно короткое время, и поднять уверенность в себе на существенную высоту. Все будет зависеть от твоего желания и регулярности выполнения предложенных действий. Но сначала нужно понять главное – откуда вообще берется низкая самооценка.

Есть три основных причины появления низкой самооценки.

Первая – насмешки окружающих. В основном это происходит в детстве, когда над тобой могли насмехаться, если подворачивалась такая оказия. И что самое обидное – часто это были твои друзья или подруги. Детская неосознанная неделикатность в этом вопросе явление нередкое, а слышать насмешки от друзей – очень серьезный удар по самомнению.

Вторая – преувеличенные заявления. Вот пара ярких примеров. Мальчик сломал подаренную ему машинку в первый же вечер. И вот он уже слышит от папы: «Какой же ты неловкий! Вечно ты все ломаешь! Ничего нельзя тебе нормального купить!». Девочка одевается в школу, и торопящаяся на работу мама нет-нет да и скажет: «Никогда не можешь быстро одеться! Постоянно опаздываешь! И почему ты не можешь одеться аккуратно? Вечно что-то торчит!». «Вечно», «постоянно» и «никогда» — это как раз те самые преувеличения, которые способны уронить самооценку ниже плинтуса.

Третья причина – тенденция разовую неудачу проецировать на все остальные свои действия. Особенно, если они сравниваются с результатами более успешных людей. При этом не берется в расчет то, что может быть скрыто от глаз и не лежит на поверхности. Например то, что многие успешные люди в прошлом также терпели неудачу за неудачей. И что именно это помогло им подняться высоко.

Так или иначе, каждый успешный человек хоть раз, но сталкивался в своей жизни с одной из этих трех причин. А может, и со всеми тремя. И если, несмотря на это, он все равно стал успешным – значит, и ты сможешь это сделать. Неважно, какая самооценка у тебя сейчас. Я дам тебе семь золотых правил, семь шагов к уверенности в себе, с помощью которых ты гарантированно добьешься успеха. Главное – регулярно их применять.

Вот эти семь шагов:

Шаг первый – Займись косметическим ремонтом своей внешности. Давно подмечено, что на психологические установки сильно влияют физические ощущения. Поставь и выполни небольшие спортивные цели – уменьши талию на пару сантиметров, пробеги определенное количество километров. Смени прическу, имидж. Если ты девушка – поэкспериментируй с новой помадой, тенями. Новая внешность – новый человек – новая самооценка.

Шаг второй – Начни читать автобиографии великих и успешных людей. Ты поразишься, сколько сходства с собой и с твоими жизненными ситуациями ты найдешь в этих страницах. Пример людей, которые очень часто вопреки всему добились успеха, здорово замотивирует тебя и будет поддерживать в тебе эту искру мотивации.

Шаг третий – Разбей поставленные перед собой цели на много мелких подцелей. Страх перед неудачей может очень сильно помешать в достижении цели, если она большая и очень важная для тебя. Если же цель разбита на несколько этапов – выполнить ее по частям гораздо проще. В том числе и психологически. Как говориться, слона надо есть по частям.

Шаг четвертый – Начни чаще улыбаться. Низкая самооценка приводит к депрессии и заполняет жизнь негативом. Улыбка напротив, озаряет жизнь, делает ее ярче и позитивнее. Улыбка разбудит в тебе хорошее настроение и оптимизм. А оптимизм вообще одно из самых лучших средств для поднятия уверенности в себе.

Шаг пятый — Делай добрые дела. Что-то конкретное для кого-то другого. Здесь есть сразу два важных момента. Во-первых, если ты делаешь что-то хорошее для другого, чувство, которое ты при этом испытываешь, не сравнится ни с чем и будет наполнять тебя внутренней силой. Во вторых, высокая оценка тебя в глазах других людей неизбежно приведет и к повышению твоей самооценки.

Шаг шестой – Начни вести свой дневник успеха. Каждый день записывай в него все свои достижения. Периодически просматривай и перечитывай его. Этот простой шаг обладает поистине удивительным свойством – каждый раз, напоминая себе о своих победах, ты становишься более уверенным для новых достижений.

Шаг седьмой – Сделай ревизию своего окружения. Я уже писал ранее, что мы среднее арифметическое пяти людей, с кем общаемся чаще всего. Сведи к минимуму общение с теми, кто в жизни видит лишь негативные моменты и начни чаще общаться с теми, на кого хочешь равняться. Мы очень многое усваиваем из образа мышления и качеств тех, кто нас окружает. Хочешь повысить самооценку – общайся с уверенными в себе людьми как можно чаще.

Что ж, я рассказал тебе о семи шагах к уверенности в себе. Они не требуют ни больших вложений, ни огромных героических усилий. Но при этом их эффективность уже не раз была доказана многими людьми, взявшими эти правила на вооружение. Теперь дело за тобой. Выпиши их на листок бумаги, повесь так, чтобы он всегда был перед глазами, и за дело! И ты даже не заметишь, как быстро ты изменишься и перейдешь на следующий уровень!

Почему важно иметь высокую самооценку

Дата публикации 03 июня 2016 . Опубликовано в Характер

Для комфортного существования в нашем непростом мире и для благоприятного взаимодействия с окружающим социумом очень важно чувствовать внутренний положительный тонус и быть уверенным в себе. Адекватное самомнение, знание того, кто мы есть и чего стоим – те вещи, которых многим людям на сегодняшний день не хватает, а согласно статистике психологические курсы по повышению самооценки попадают в ряд самых популярных.

Читайте так же:  Влияние успеваемости на самооценку младшего школьника

Под словом «самооценка» понимают то мнение, те убеждения, которые есть у человека о самом себе – к какому типу личности он себя относит, на что способен, какие есть положительные и отрицательные стороны и как все это может отразиться на будущем.

И все-таки, почему же именно так важно быть с высокой самооценкой?

Во-первых, жизнь от этого будет только легче и светлее. Когда человек уверен в себе, нравится сам себе, все остальные вещи вокруг становятся проще. При этом перестаешь преувеличивать проблемы, делая из мухи слона. Самоуверенный человек не станет излишне угнетать и корить себя за простые ошибки или недостижение идеальных стандартов.

Во-вторых, уверенность в своих силах поспособствует укреплению внутренней стабильности. Когда больше любишь себя, нет необходимости горячо и с нетерпением бороться за утверждение и внимание сторонних людей. Внутренний мир и личная жизнь становятся менее зависимы от того, что могут высказать или подумать другие люди.

В-третьих, уменьшается внутренняя самоборьба. Многие люди являются худшими врагами сами себе. Однако, повышая и удерживая свою самооценку на положенном уровне, начинаешь ощущать себя намного более достойным лучшего в жизни и, следовательно, с гораздо большей мотивацией стремишься к достижению этого. А при получении желаемого становишься менее склонен к самоукору и самоуничтожению.

В-четвертых, становишься более расположенным и привлекательным в каких-либо отношениях с окружающими. С хорошей самооценкой и перечисленными выше преимуществами удается более устойчиво переживать трудные времена. Находиться в таких ситуациях с уверенным в себе человеком гораздо проще, что делает последнего очень привлекательным в любых отношениях – и дружеских, и рабочих, и семейных.

И, в-пятых, человек становится счастливее, что является результатом достижения всего вышеупомянутого.

Преимущества ясны и вполне очевидны.

Какие же основные шаги для повышения самомнения необходимо предпринять?

Прекратить излишнюю и постоянную внутреннюю самокритику. Один из способов достижения этого – научиться останавливать ее запрещающими словами по типу «Хватит, это не информативно и дело не поправит!», «Стоп, об этом нету смысла думать!» и т.д.

Использовать наиболее здоровые и действенные способы мотивации, а именно: почаще напоминать себе о пользе ожидаемых от выполнения задачи результатов и чаще фокусироваться на выполнении того, что действительно нравится.

Выделять каждый день двухминутные перерывы, чтобы осмыслить те вещи и поступки, которые стоит в себе ценить.

Делать правильные вещи, в правильности которых абсолютно уверен. Например, перестать откладывать посещение спортзала «до завтра», а пойти туда прямо сейчас.

Обрабатывать ошибки и неудачи наиболее положительным способом.

Быть добрее к другим людям.

Пробовать что-то новое.

Перестать сравнивать себе и то, что имеешь, с жизнями других людей.

Проводить время больше с позитивными поддерживающими людьми, а не с депрессивными и «разрушительными».

И, напоследок, нужно всегда помнить о тех плюсах, которые дает в жизни правильная самооценка. Необходимо ясно представлять, какие именно вещи в жизни помогают чувствовать себя лучше, комфортнее. Уметь гордиться своими достижениями и не давать содеянным ошибкам перекрыть все положительные ожидания.

Взрастить уверенность. Шесть правил для повышения самооценки

Для поддержания нормальных взаимоотношений с другими людьми очень важна адекватная самооценка. Но оценивать себя правильно получается не у всех: многие люди склонны обесценивать себя, недооценивать важность своей работы или своего вклада в общее дело

О том, как повысить свою самооценку, рассказывает психолог, бизнес-тренер и семейный системный арт-терапевт Ольга Заводилина.

Несколько слов о позитивной психологии

В последнее время становится всё более популярной позитивная психология. Один из её постулатов говорит о том, что в нашей жизни многое зависит от того, что мы думаем и что говорим. Многие люди зачастую не задумываются или не придают значения своим словам, а иногда просто в шутку или от переизбытка эмоций называют себя бездельниками, лентяями или неудачниками. Но психологи знают, что даже такой шутливый и безобидный на первый взгляд посыл может негативно отразиться на самооценке человека и привести к целому ряду психологических проблем.

Если человек называет себя бездельником, если он не ценит свой труд или недооценивает важность своей работы, то не следует удивляться тому, что окружающие тоже перестают адекватно оценивать его усилия и начинают относиться к нему с некоторым пренебрежением. В результате у человека появляются обиды, раздражение и чувство неудовлетворённости, которое может привести к стрессу, профессиональному выгоранию или даже депрессии.

Есть и ещё одна проблема: привычка недооценивать себя, значимость своей работы и важность достигнутых результатов зачастую бывает неосознанной, поэтому человек её просто не замечает. Привычка обесценивать себя начинает формироваться у него ещё в детстве и сохраняется надолго, и во взрослой жизни он недооценивает себя уже автоматически и даже не замечает того, что это ему неприятно. При этом человек становится нерешительным, чересчур самокритичным, недоверчивым, подозрительным или придирчивым. Он остро нуждается в одобрении окружающих и стремится к самоутверждению, но при этом часто вступает в конфликты с окружающими и тем самым вызывает ещё большее неодобрение с их стороны.

Повысить самооценку и оценить по достоинству значимость своей работы помогут следующие правила.

Правило первое: исключите из своего лексикона все негативные определения по отношению к себе.

Никогда не называйте себя бездельником или неудачником и не говорите «мне всегда во всём не везёт». Это неправда! И никогда не принижайте значимость своей работы. Помните: ваша самооценка существенно влияет на то, как вас воспринимают и ценят окружающие.

Правило второе: составляйте список дел на каждый день, а в конце дня подводите итоги.

Список дел позволит вам не только лучше планировать своё рабочее время, но и лучше оценить объём работы, который вы выполняете за день. За каждое выполненное дело ставьте себе плюс. В конце дня посмотрите, всё ли вам удалось сделать и нужно ли что-то перенести на следующий день. Если вы будете каждый день видеть то, что вам удаётся сделать, это будет положительно влиять на вашу самооценку.

Правило третье: начните распределять свои дела.

Если вы регулярно замечаете, что ваш рабочий день получается перегруженным, а к концу дня часть намеченного так и остаётся невыполненным и переносится на следующий день, не спешите себя ругать: подумайте, как вы можете перераспределить свои дела и какие задачи вы можете перепоручить другим людям. Постарайтесь проанализировать, насколько эффективно вы используете своё рабочее время – это поможет вам более точно расставлять приоритеты в выполнении поставленных задач, больше успевать и лучше контролировать свои возможности. Рациональный подход к рабочему времени положительно повлияет на вашу самооценку.

Правило четвёртое: начните себя хвалить.

Очень важно поощрять себя за проделанную работу или полученные результаты. Хвалите себя даже за то, что, на ваш взгляд, является абсолютно нормальным или естественным. Вы вовремя сдали отчёт? Отработали сверхурочно? Успешно прошли переподготовку? Помогли коллеге? Испекли пирог к семейному торжеству? Так похвалите себя за это и скажите себе, что вы молодец!

Правило пятое: прекратите сравнивать себя с другими.

Сравнение себя с другими – одна из самых опасных привычек, которые разрушительно влияют на самооценку людей, потому что чаще всего такое сравнение бывает не в пользу самого человека. Как бы вы ни старались, всегда найдётся человек, который в чём-то будет успешнее, удачливее или лучше вас. Привычка сравнивать себя с другими не приносит ничего, кроме огорчения и неуверенности в себе. Начните радоваться собственным удачам и достижениям, пусть даже, на ваш взгляд, незначительным, и вы начнёте ценить себя намного выше. Такой подход положительно повлияет на вашу самооценку.

Правило шестое: не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой.

Повышение самооценки – задача непростая, и не всем удаётся решить её самостоятельно. Если вы поняли, что, несмотря на все ваши усилия, поднять самооценку собственными силами не получается, обратитесь за консультацией к психологу. Поддержка специалиста поможет решить эту проблему максимально быстро и эффективно.

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

Что выбрать — поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Читайте так же:  Как вести себя с мужчиной козерогом женщине рыбе

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе