Меню

Поручения ребенка в семье

Воспитываем трудолюбие (советы родителям)

Ошибочно, на мой взгляд, мнение тех родителей, которые отводят трудовому воспитанию детей одно из последних мест в системе подготовки к школе. Они хотят видеть в своем малыше готового вундеркинда, умеющего манипулировать многозначными числами, либо творческого ребенка, играющего на музыкальном инструменте с малых лет. К сожалению, родители забывают о том, что только в процессе умения и желания трудиться, заниматься, упражняться, учиться, можно достигнуть высоких целей в развитии и продвижении ребенка как личности. Только воспитанные в ребенке трудом заинтересованность и любознательность могут вырастить в нем Умницу или Умника.

Дети считают, что их родители знают и умеют все, поэтому в их руках направить действия малыша в нужное русло. Но не все родители знают, что в дошкольном возрасте ребенку посильны только четыре самостоятельные вида труда:

— самообслуживание (следить за своим внешним видом);

— бытовой труд (поддерживать порядок в своей комнате);

— труд в природе (уход за домашними животными и растениями);

— ручной труд (ремонт книг).

Советую познакомить детей с профессиями (начните с профессий мамы и папы), почитать литературу о труде взрослых. Велика роль и сюжетно-ролевых игр (в больницу, магазин, железную дорогу), дидактических игр (“Если нужно приготовить обед”).

Каких ошибок необходимо избегать родителям, приучая детей к труду?

1. Родители часто отстраняют детей от домашней работы, предпочитая все сделать самим. Объясняют они это тем, что ребенок работает медленно и не всегда хорошо справляется с полученным заданием.

2. В семье, где не налажен режим дня, снижаются и возможности трудового воспитания. Жизнь у ребенка протекает беспорядочно, он переутомляется, перевозбуждается, и ему уже не до выполнения трудовых поручений.

3. Труд должен быть в радость, а некоторые родители могут наказать и нашлепать ребенка, если он не хочет чего-то делать.

4. Надо учитывать, что ребенок не всегда готов выполнить трудовое задание, особенно если он занят какой-то интересной игрой. В таком случае может сложиться отрицательная реакция на предложение взрослого выполнить работу.

5. Некоторые родители не контролируют выполнение того или иного поручения, они не видят ни недостатков, ни успехов малыша. Это снижает воспитательное значение такого трудового поручения.

6. Часто родители устраняются от трудового воспитания своих детей, перекладывая это на детский сад. Они ошибаются. Педагогам трудно привить дошкольнику трудолюбие, если такая работа не ведется в семье.

Советы родителям о том, как дома приучать ребенка к труду:

1. Стремитесь привлекать малыша не только к личному самообслуживанию, но и к совместной работе со взрослыми по дому, которая идет на общую пользу всей семье.

2. Поощряйте самостоятельную и совместную деятельность детей.

3. Учитывайте здоровье ребенка, его самочувствие при выполнении трудового поручения.

Что же может делать ваш малыш дома?

— помыть посуду, вытереть ее, накрыть и убрать со стола;

— навести порядок на своем столе, протереть пыль;

— подмести пол в комнате, вместе со взрослым почистить ковры пылесосом;

— подмести дорожки на улице, очистить их от снега;

— включить стиральную машину в присутствии взрослого;

— помочь развешивать белье (мелкие вещи);

— гладить носовые платки;

— лепить пирожки, прокручивать через мясорубку вареное мясо, чистить ягоды, мыть фрукты (вместе со взрослым);

— помочь нести покупки из магазина;

— ухаживать за братьями и сестрами;

— заботиться о животных и растениях.

Необходимо помнить: для того, чтобы привить детям какую-то полезную привычку, в первую очередь, необходимо самим быть для них примером. А еще — полностью выполнять советы педагогов детского сада. Только вместе мы можем воспитать трудолюбивого человека.

Обязанности детей: что должен делать по дому ребенок в 7-9 лет

Какую работу по дому должен уметь выполнять ребенок 7-9 лет, и как научить его выполнять свои домашние обязанности, читайте в статье с комментариями психолога на UAUA.info.

Всем родителям хотелось бы, чтобы ребенок помогал им по дому, выполняя свои обязанности без напоминаний или криков. Как добиться понимания от 7-9 летнего школьника, какие дела ему можно поручить, и почему дети не любят бытовые заботы, мы сегодня расскажем.

Зачем нужно учить детей выполнять домашние обязанности

Для начала, давайте выясним, зачем взрослым так необходима детская помощь по дому.

Разумеется, вариант, когда измученная мама до работы убирает в квартире, вечером в гордом одиночестве готовит еду на всю семью, а ночью развешивает стирку или гладит вещи, неприемлем хотя бы с точки зрения справедливости.

С точки зрения педагогики и психологии посильная помощь родителям по дому формирует в ребенке ответственность, самостоятельность и отзывчивость.

Ребенок учится уважать чужой труд, в нем меньше проявляется подростковый эгоизм, он не чувствует себя гостем, которого, почти как хорошая прислуга обслуживают родители, и не требует от них такого поведения.

Дети, которые знают, из чего приготовить суп и как постирать собственное белье, вырастут самостоятельными взрослыми, способными построить партнерские отношения, а также им будет легче адаптироваться во время обучения в ВУЗе в другом городе, вдалеке от родителей.

Также не забывайте о том, что во взрослой жизни ребенку обязательно пригодится умение структурировать свои дела и находить время на обязанности по дому.

Что должен уметь делать ребенок по дому в 7-9 лет

С тем, что домашние заботы это не эксплуатация детского труда, а формирование важных черт человеческого характера мы определились, а значит, приступаем от теории к практике.

Определяем круг домашних обязанностей, которые ребенок 7-9 лет мог бы взять на себя:

  • убирать в квартире: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи (чистую одежду вешать в шкаф, а грязную относить в стиральную машину или корзину для грязного белья);
  • следить за состоянием своей обуви, мыть ее в случае необходимости, всегда ставить на место;
  • самостоятельно собирать портфель и отвечать за его содержимое;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
  • заботиться о домашнем питомце: мыть, кормить, вытирать лапы, менять содержимое лотков;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель;
  • накрывать на стол и протирать стол после приема пищи;
  • готовить элементарные блюда: бутерброды, салат, утреннюю кашу;
  • помогать родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук, почистить картошку, налить в кастрюлю и поставить на огонь воду для супа или макарон, сварить яйца;
  • рассортировать и постирать в стиральной машине одежду, развесить стирку (если дома есть невысокая напольная сушилка);
  • знать, какие именно вещи ему необходимо надеть в школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
  • помогать взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.

Если у вас есть дача или загородный дом, ребенок 7-9 лет легко может помочь вам:

  • граблями убрать прошлогодние листья,
  • станет вашим напарником в ручной распилке досок,
  • вместе со взрослым сможет выкопать или закопать яму,
  • самостоятельно полить грядки,
  • собрать созревшие фрукты и овощи с кустов.

Как научить ребенка выполнять обязанности по дому

Мы перечислили многое, что под силу ребенку в возрасте 7-9 лет, но это абсолютно не значит, что он должен выполнять все обязанности из приведенного списка, причем ежедневно, неукоснительно и на высшем уровне.

Шаг 1: Расскажите детям, что именно вам приходится делать по дому

Если ранее ваши маленькие домочадцы были освобождены от бытовых забот, то стоит устроить им небольшую «презентацию», рассказав о том, как много очень важных забот лежит на вас, и выполняются ежедневно.

Возможно, они будут даже удивлены, что все это необходимо делать, ведь зачастую, если мы с чем-то не сталкиваемся, то думаем, что это происходит само собой или вообще не размышляем на эту тему.

Также будьте готовы к тому, что перспектива «ползать по дому с тряпкой» или «стирать чье-то грязное белье» не вызовет у ребенка восторга, особенно если раньше он абсолютно был не причастен к домашним делам.

Шаг 2: Объясните детям, почему они должны принимать участие в домашних делах

Постарайтесь без криков и излишней эмоциональности, донести до детей «светлую мысль» о том, что поддержание дома в чистоте и порядке не святая обязанность мамы, а вклад каждого.

Ведь выполняя обязанности по дому, дети не просто помогают вам (они могут абсолютно не хотеть этого делать), а создают себе и всем членам вашей семьи уют и комфорт.

Шаг 3: распределите домашние обязанности между всеми членами семьи

Итак, вы презентовали детям все тяготы семейного быта, теперь совместными усилиями выберите те обязанности по дому, которые они смогут взять на себя и выполнять их ежедневно и постоянно.

Будьте готовы к детскому возмущению и негативу, воспринимайте их спокойно, сообщив, что понимаете их недовольство, однако с сегодняшнего дня в вашей семье новые правила и всем вам необходимо договориться об их выполнении.

Читайте так же:  Таблетки эхинацея можно ли детям

Важно, чтобы занятий не было слишком много, в таком случае дети рискуют не справиться с объемом работ, но и не было слишком мало, если задачей 8-ми летней девочки будет только 2-3 раза в неделю поливать цветы, никакого воспитательного эффекта это не возымеет.

Попробуйте ненавязчиво руководить процессом выбора, предварительно обдумав список и прикинув, кому из детей, что вы можете поручить с учетом их темперамента, учебной загрузки и дополнительных занятий.

Шаг 4: составьте для детей график обязанностей по дому

Чтобы дети были более мотивированы и понимали, что домашняя работа распределена между всеми членами семьи, стоит нарисовать большой график-расписание, в котором обозначить всю необходимую домашнюю работу с четким указанием того, кто именно и в какие дни отвечает за ее выполнение.

Если этот важный семейный документ будет висеть на видном месте, отлынивать от выполнения своих заданий каждому члену семьи станет гораздо сложнее.

Например, согласно расписанию в субботу на 16.00 у вас запланирована уборка. Значит, в графике напишите, что в это время папа пылесосит, сын вытирает пыль, выбивает коврики и покрывала, а дочь моет пол и организовывает смену полотенец для всей семьи.

Если задачи для каждого из членов семьи прозрачны, будьте готовы к тому что напоминать о них будете не только вы детям, но и они вам.

Шаг 5: Научите ребенка правильно и регулярно выполнять обязанности по дому, которые вы ему поручили

Задания по дому разобраны, и ваша семья готова начать новую жизнь. Теперь наступает самый ответственный момент: настойчиво, изо дня в день, вам придется формировать у детей новые привычки, повторять и напоминать, что то или иное дело теперь входит в их ежедневные обязанности, и только они отвечают за его выполнение.

Если ребенок столкнется с какими-то сложностями при выполнении задания, или сделает его недостаточно хорошо, постарайтесь не критиковать маленького «неумейку», а вместе с ним пройдите его обязанность от начала и до конца.

Казалось бы, что может быть проще, чем вытереть пыль или полить цветы, но и при выполнении этих заданий есть масса нюансов, с которыми ребенок был ранее не знаком.

Где висит тряпочка для пыли, и в каких именно местах эту пыль следует искать, какую мебель можно просто вытереть влажной тряпочкой, а для какой необходимы специальные средства, сколько раз в неделю и каким образом нужно поливать розу и как правильно опрыскивать фикус.

Даже если ребенок много раз видел весь процесс в вашем исполнении, стоит пройти с ним все шаги заново и объяснить, как именно в идеале должна выглядеть полка с которой вытерли пыль или вымытый в кухне пол.

Приготовьтесь к тому, что первое время вам понадобиться напоминать ребенку о том, какие именно обязательства он на себя взял и что ему следует выполнить.

Причем основная задача в этом случае, не пойти по пути жалости и попустительства самим родителям. Ведь иногда маме проще все сделать самой, чем пять раз напомнить ребенку о том, что ему нужно убрать в своей комнате и дождаться, что он действительно это сделает.

Шаг 6: добавьте креатива в приучении ребенка к выполнению работы по дому

Хотите больше креатива, и чтобы детей действительно «проняло» – устройте им облегченный вариант популярной передачи «Хата на тата», правда в этом случае вам понадобится помощь мужа или кого-то из взрослых.

Напишите свое ежедневное расписание с учетом всех домашних забот и пусть основную часть из них в течение дня выполняют именно дети, ведь ничто так не показывает человеку всю глубину проблемы как собственное участие в процессе.

Было бы замечательно, если вам удастся для правдоподобности уехать на несколько дней, в таком случае детям ничего не останется, как взять на себя часть обязанностей по дому, причем безо всяких уговоров.

Шаг 7: Когда ребенок не выполняет работу по дому, постарайтесь понять, в чем причина

Разумеется, ребенок это не робот, и всегда могут быть исключения из ежедневных правил.

Ребенок пришел из школы уставший или расстроенный и не сделал свое запланированное дело по дому? Конечно, не стоит сразу набрасываться на него с претензиями о невыполненных заданиях: выслушайте, посочувствуйте, обнимите, поддержите сына или дочь.

Но не отменяйте процесс полностью, просто договоритесь, что раз сегодня так сложилась ситуация, постирать нужно будет завтра, а вымыть и перетереть грязную посуду, оставшуюся после обеда, можно будет вечером, в четыре руки, продолжая во время работы обсуждать детскую проблему.

Важно, чтобы ребенок привыкал, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями, также вносит свой вклад в общий уклад жизни, от него многое зависит и, сделав это многое, он получит свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Наталья Карабута, психолог

Помните, что на формирование привычки у взрослого человека в среднем необходим месяц, а детям иногда требуется больше времени.

Задача взрослого – помочь ребенку создать новую привычку, приучить к тому, что как говорится в старой пословице «делу время – потехе час».

Ребенок хочет засесть за мультики? Напомните ему, а все ли свои задания он выполнил: разложил по местам вещи, собрал портфель, вымыл посуду после обеда.

Приучить ребенка к тому, что игра последует только после работы – важный процесс подготовки к взрослой жизни. Нам с вами ведь никто не платит зарплату, только мы переступили порог офиса.

Для того, чтобы что-то получить, необходимо поработать, сделать что-то полезное – этот факт необходимо донести до понимания ребенка так сказать эмпирическим путем, мягко приучая его к выполнению своих домашних обязанностей.

Шаг 8: Не скупитесь на похвалу, когда ребенок выполнил свои обязанности по дому

Обязательно хвалите ребенка, отмечайте, насколько важна его работа, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Похвала – это великая сила, она мотивирует ребенка к дальнейшим выполнениям пусть не всегда любимых домашних дел, дарит ему ощущение нужности и важности в семье.

Также не забывайте, что список детских обязанностей может варьироваться, и если сын ни в какую не хочет, например, мыть пол, но с удовольствием помогает вам на кухне, попробуйте на какое-то время сменить круг его задач, заменив одни на другие, ведь ребенка нужно научить справляться со всеми этапами ведения домашнего хозяйства.

Периодически общайтесь с детьми на тему, как они относятся к выполнению своих обязанностей, согласны ли они, что свой вклад в семью должен вносить каждый, а трудиться только кому-то одному на благо других несправедливо.

Уверены, что если за свою работу дети получают признание и благодарность от родителей, они видят, что благодаря их усилиям мама проводит с ними больше времени, да и вообще обстановка дома стала спокойнее, ребенок не откажется от своих ежедневных домашних задач и будет относиться к ним с пониманием.

75 домашних дел, которые можно поручить ребенку

Как, когда и в какой момент стоит подключать ребенка к выполнению домашних обязанностей? Рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Современные дети, начиная с детского сада, часто настолько перегружены учебой и занятиями, что дела семьи для них остаются чем-то далеким и непонятным. Я знаю многих ребят, которые не только не помогают маме приготовить еду, но даже никогда не видели, чтобы она делала это, ведь еда им достается сразу готовой. Я знаю 15−17-летних подростков, которые ни разу не подметали пол, потому что мамы их берегли — еще наработаются. Так может и правда, оставить детей в покое, пусть до свадьбы или до армии отдыхают? Зачем нагружать их той работой, которую и многие взрослые не любят? Намного проще взять и сделать все самой. Вырастут и научатся как-нибудь. А пока не будем эксплуатировать детский труд.

Вечно учащиеся, развлекающиеся, занимающиеся рисованием, музыкой, спортом дети оказываются абсолютно беспомощными в ситуациях обычной жизни. Они могут нормально функционировать, только если их обслуживают. Они не понимают, что деньги не появляются как по волшебству в тумбочке, а вещи сами не складываются в шкаф. А когда у них появляется своя семья и дети, то жизнь превращается в непрекращающуюся борьбу с хаосом, ведь надо обслуживать не только себя, но и малышей. Хорошо, если у них есть родители, которые могут часть домашней работы взять на себя, или деньги, чтобы передать ее на аутсорс: домработница, няня, повар…

Одна знакомая девушка в 20 лет уехала учиться в другой город, оказалась одна в квартире — и с удивлением обнаружила… пустой холодильник. Нет, она понимала, что еда туда попадает из магазина, но не понимала, почему он пустой? Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы вовремя накормить детей, но и научить их добывать еду, структурировать хаос вокруг себя. Это обычно помогает поддерживать некоторый порядок и в голове. Взрослые, которые этим навыком не овладели, остаются детьми навсегда. Те же ребята, у которых есть семейные обязанности, чувствуют себя полноправной личностью, которой выделили свое место. Мир им видится более устойчивым и предсказуемым. С помощью семейных обязанностей мы помогаем детям стать более организованными, позже этот навык переносится на учебу, работу, планирование своей жизни.

Когда я говорю «обязанности», то вовсе не предлагаю вам переложить на ребенка ту или иную домашнюю работу, требуя идеального исполнения. Скорее это процесс постепенного научения, который встроен в постоянную деятельность, этакий кружок домоводства и выживания. Вот примерный, но вовсе не обязательный список того, что вы можете попробовать поручить своему ребенку.

  • подметать пол;
  • протирать пыль;
  • помогать в процессе одевания;
  • складывать снятую одежду на стульчик;
  • приносить обувь себе или другим членам семьи, находя пару;
  • помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи;
  • складывать разобранное белье в стиральную машину;
  • положить игрушки на место.
Читайте так же:  Памятка по питанию детей дошкольного возраста

Все то же самое плюс:

  • самому и с помощью взрослого складывать игрушки, книжки; выбирать свою одежду из общей стопки вещей;
  • одеваться самому;
  • застегивать и расстегивать пуговицы на одежде и помогать родственникам;
  • помогать накрывать на стол — ставить салфетки, приборы;
  • убирать посуду за собой в раковину, вытирать со стола крошки;
  • принести очки, книгу, телефон;
  • занять очередь на качели и подождать;
  • поиграть одному недолго;
  • показывать в знакомых местах, куда идти в сторону дома;
  • прекратить шуметь на просьбу об этом;
  • разделить сладости или фрукты на всех поровну;
  • поиграть одному на улице (под присмотром, но без участия взрослого).

Все то же самое плюс:

  • помогать мыть посуду;
  • расстилать и заправлять свою кровать;
  • помогать резать салат;
  • готовить простой десерт со взрослым;
  • выбирать вместе со взрослым продукты в магазине, складывая их в тележку;
  • приготовить себе простой завтрак: достать хлопья и молоко, сделать бутерброд;
  • развешивать мелкие вещи на сушилке;
  • играть дома без постоянного присмотра.

Все то же самое плюс:

  • помочь продеть нитку в иголку;
  • намотать нитку на катушку;
  • налить себе и всем холодные напитки;
  • оплачивать мелкие покупки;
  • разбирать белье для стирки на белое и цветное;
  • сортировать в кухонном шкафу столовые приборы, наводить там порядок;
  • аккуратно вешать вещи на стул после раздевания;
  • вешать свою верхнюю одежду в шкаф;
  • складывать свое чистое белье в шкаф;
  • кормить домашнего питомца;
  • убирать за питомцем по указанию взрослого;
  • собирать ягоды.

Все то же самое плюс:

  • сложить вместе монеты, разобрав на кучки по одинаковой ценности;
  • разобрать постиранное мелкое белье на категории;
  • посчитать количество гостей (до десяти) и помочь накрыть на стол в соответствии с количеством людей, проверить, что всем всего хватает;
  • пылесосить комнату и ковры;
  • поливать цветы;
  • помогать выносить мусор;
  • пользоваться граблями в саду;
  • самостоятельно готовить простую пищу: горячий бутерброд, вареные яйца;
  • собирать свои вещи в детский сад, школу, кружок с проверкой взрослого или по написанному, или нарисованному списку.

Все то же самое плюс:

  • посмотреть по часам со стрелками время и сообщить;
  • помочь всем завязывать шнурки «на бантик»;
  • подбирать себе одежду в соответствии с погодой;
  • самостоятельно собирать в портфель;
  • мыть и чистить овощи;
  • оставлять после себя в порядке туалет и ванную комнату;
  • купать домашнее животное;
  • гулять с мелким питомцем;
  • настраивать новый телефон;
  • загружать приложения;
  • менять батарейки.

Все то же самое плюс:

  • ложиться спать, просыпаться утром самостоятельно по часам;
  • нести покупки;
  • разбирать купленные продукты;
  • гладить мелкие вещи;
  • убираться в своем шкафу;
  • выполнять различные поручения родителей;
  • помогать в кормлении младших детей;
  • пришивать пуговицы;
  • зашивать небольшой распоровшийся шов на одежде;
  • участвовать в семейных советах по распределению части семейных доходов;
  • наполнять себе и другим ванну;
  • собирать фрукты с деревьев;
  • разжигать костер и готовить еду на костре с участием взрослых;
  • осваивать новые кулинарные рецепты по книгам и с помощью поисковиков;
  • делать простые презентации в компьютерных программах.

Но самое главное — это не список дел, а то, как, когда и каким образом стимулировать детей выполнять свои обязанности. С самого раннего возраста старайтесь все дела по дому делать вместе с ребенком. Да, убирать квартиру или печь пироги с малышом получается дольше, но зато вам не нужно развлекать его планшетом, а вдобавок ребенок получает общение с мамой и полезные для жизни навыки. Мама развешивает белье? В полтора года малыш подает мелкие вещи, в три — вешает колготки и носки на сушилку, в пять — учится справляться с крупными вещами.

Не стоит давать маленькому ребенку постоянные поручения, лучше дать ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Совсем не нужно просить, чтобы ребенок делал то же, что и вы. Он может заниматься свои маленьким, но несомненно важным и ценным делом. Не заставляйте, а лучше предлагайте варианты, спрашивайте, чем он сегодня хотел бы вам помочь. Безусловно, это улучшит и ваши отношения с ребенком.

Ну, а время, которое вы проводите в одиночестве, лучше потратить не на уборку, а на что-нибудь более приятное: полежать в ванной, посмотреть фильм, встретиться с подругой, сходить в парикмахерскую. Нет, если вы просто обожаете уборку, то, конечно, можно заниматься и ей, но тогда делайте только то, в чем услуги маленького помощника вам точно не понадобятся. В раннем возрасте, в 2−4 года, ребенок полон инициативы! Вот почему так важно поддерживать его, хвалить за усилия, даже если результат не всегда хорош и хочется в сердцах воскликнуть: «Ой, лучше я бы сама!» Добрые слова желающему помочь ребенку имеют и отсроченный эффект. И когда вам реально потребуется помощь, он сумеет ее оказать — и будет делать это по собственной инициативе, а не потому, что вы его заставили.

Какие поручения давать ребенку: задания по возрастам

По мере взросления ребенка мама должна научиться распределять обязанности – и себе, и малышу во благо. Лучший подарок, который ты можешь сделать своему ребенку, – это научить его быть самостоятельным.

Самостоятельность в обмен на время

Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Конечно, поручать трехлетнему малышу пылесос или шестилетнему готовку – неразумно, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять.

Что могут ваши дети?

В 2–3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4–5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6–7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8–9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

В 10–12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не проси детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности.

Не нужно заставлять детей делать что-то из-под палки. Скажи им, что необходимо сделать, и дай понять, что им это под силу. Когда они почувствуют, что действительно помогают – поздравляем, у тебя появятся еще одни свободные руки.

Как приучить ребенка собирать игрушки:

9 способов «достучаться» до ребенка

«Мой ребенок меня не слышит», «Мне приходится повторять все несколько раз», «Он отвлекается от своих дел только тогда, когда на него прикрикнешь» —довольно часто можно услышать от взрослых жалобы подобного рода. Но, пытаясь «достучаться» до ребенка, родители используют «взрослые» методы, которые кроха еще не в силах понять. Поэтому для того, чтобы быть услышанным, необходимо объяснять все на языке, доступном малышу. Вот здесь мамы и папы и сталкиваются с проблемами, так как не могут найти правильный подход. В результате кто-то обращается за помощью к психологам, кто-то ищет совет на форумах, кто-то следует наставлениям старшего поколения. В этой статье мы собрали рекомендации детских психологов, которые позволят родителям наладить общение с детьми без криков и лишних нервов.

1. Зрительный контакт

Ребенок погружен в игру. В это же время кто-нибудь из родителей просит его что-то сделать. Взрослый в полной уверенности, что малыш его слышит. Однако ребенок если и слышал что-то, то не придал особого значения (ведь игра куда интереснее), и продолжает дальше заниматься своими делами. Тогда взрослому приходится повторять снова и снова, переходить на крик, чтобы малыш наконец-то «соизволил» отвлечься и выслушал. А ведь все потому, что не был налажен зрительный контакт между ним и родителем. Поэтому для начала убедитесь, что ребенок точно вас слышит и слушает (посмотрите ему в глаза, прикоснитесь к нему, можно даже взять за руку), а только потом излагайте свои желания или указания. Для полной уверенности можно попросить малыша повторить то, что ему было поручено (таким образом, он даст как бы поручение самому себе, а в этом случае и исполнит его куда охотнее).

2. Все и сразу

Вернувшись вместе с ребенком с прогулки, родитель обращается к нему: «Раздевайся, мой руки и садись кушать». Для взрослого фраза вполне обычна, но малыш в растерянности: пока он осознавал одно поручение, ему высказали еще два. В итоге он стоит в прихожей, не зная, что дальше делать. И тогда начинается: «Ты что, не слышал?», «Тебя долго ждать?», «Мне повторить еще раз?». Возможно, ребенок с радостью выполнил бы все, что ему было сказано, но если бы задачи ставились последовательно, одна за другой. Все указания, высказанные крохе сразу, мимолетом, лишь вводят его в заблуждение. Поэтому рекомендуется поручение разбивать на несколько, причем давать следующее лишь после выполнения предыдущего («Раздевайся», «Молодец, иди мой руки», «Хорошо, а теперь кушать»).

Читайте так же:  Возмещает ли фсс пособие по уходу за ребенком до 3 лет

3. Никакой многозначности

«Тебе что, нравится носить перепачканную кофту?», «Ты долго будешь ходить в грязных ботинках по дому?» — подобные фразы ясны и понятны взрослым, но малышам — нет. Они еще не знают всех тонкостей языка и речи, поэтому аналогичные фразы воспринимают буквально, то есть как одобрение, а не как намек на прекращение действия. Чтобы ребенок закончил делать что-либо, нужно сказать ему об этом прямо, четко, ясно, без многозначности. «Переодень кофту», «Сними грязные ботинки» — все точно, без намеков.

4. Лишние слова

«Немедленно перестань баловаться, когда кушаешь! Ты забыл, как в прошлый раз пролил суп на брюки? Снова хочешь испачкаться?» Конечно, стремление родителей прекратить озорство малыша понятно — очевидны последствия, да и повторяется уже не в первый раз. Однако ребенок попросту забывает, стараясь воспринять такой большой объем информации, о чем изначально шла речь и что же следует сделать. Поэтому не нужно вспоминать прошлое или пугать будущим — гораздо лучше оценивать и давать советы по совершаемым в данный момент поступкам. Ребенок живет настоящим — ему гораздо проще понять информацию, касающуюся конкретной ситуации, — и сделать по ней выводы.

5. Повышенный тон

Взрослый повторяет свою просьбу несколько раз, но малыш не реагирует и продолжает заниматься своими делами. Рассерженный поведением ребенка родитель переходит на крик. Ошеломленный малыш говорит, что все понял, все сделает и что такого больше не повторится. На самом же деле его целью является прекратить крик старшего и отвести от себя возможное наказание. Все, что ему было сказано, вероятнее всего, так словами и останется, потому что крик лишь усугубляет ситуацию: он вызывает тревогу, страх, которые частично блокируют мыслительную деятельность (вспомните свое состояние, когда начинает кричать ваш начальник — будто впадаешь в ступор, теряешься). Поэтому желаемого результата довольно сложно добиться повышением голоса. Кроме того, видя такую реакцию, ребенок может специально провоцировать, «выводить на эмоции».

6. Время на исполнение

В представлении взрослого любая его просьба должна быть исполнена ребенком сиюминутно. Только здесь мы снова забываем, что имеем дело не с ровесником, а с малышом, которому нужно немного времени, чтобы приступить к выполнению. А как раз это время на «переключение» взрослые зачастую не дают ребенку. Например, малыш катается с горки, когда родители говорят, что пора домой. Интересное для ребенка занятие придется прервать, а это ему делать вовсе не хочется. Поэтому он продолжает кататься до тех пор, пока родители не разозлятся и не снимут его с горки силой. Результат — слезы, крик, испорченное настроение. Однако если дать ребенку для выполнения сказанного немного времени (в данном случае можно разрешить съехать с горки еще несколько раз, а уже после идти), все может решиться мирно.

7. Частица «не»

«Не бегай по лужам!», «Не трогай собаку!», «Не ешь грязные фрукты!» — большинство указаний взрослых начинается именно с частицы «не». Однако известно, что детский мозг неосознанно ее пропускает. Поэтому ребенок с радостью выполняет совершенно обратный призыв к действию. В свою очередь, родители расценивают такое поведение малыша как сделанное «на зло», вопреки словам старших, а ведь ребенок искренне не может понять, что не так и за что взрослые его ругают. Выход довольно прост: достаточно убрать из запрета частицу «не» и немного его перефразировать: «Ты поможешь помыть фрукты?», «Давай обойдем эту большую лужу вот по этому узкому бордюру». В результате — и малыш в безопасности, и взрослые спокойны.

8. Излишняя опека

«Туда не ходи…», «Это не трогай…», «Там не бегай…», «Немедленно слезь…» — гиперопека встречается нередко, так как родители боятся за малыша и превращают свой страх в постоянный контроль. Разумеется, постоянно слыша те или иные указания, ребенок со временем попросту привыкает к ним, расценивая как фон. В результате все они остаются без внимания. Это не устраивает взрослых, и они принимаются «поучать» несчастного малыша. В этой ситуации можно попробовать начать себя контролировать, посчитать сколько вы делаете замечаний ребенку за определенное время (за час, за время прогулки на улице, за день). Возможно, их слишком много в жизни малыша. Если страх за него настолько велик, то лучше будет просто находиться рядом, когда ребенок активен: придерживать, когда он лезет на горку, когда кормит уточек. Это гораздо лучше, чем непрерывно одергивать.

9. Слушать и слышать

Представим ситуацию: на детской площадке дети увлечены игрой, а мамы о чем-то разговаривают. Один из малышей нашел красивый камушек и спешит поделиться радостью с мамой. Но женщина не желает отвлекаться — она поглощена беседой: «Иди, погуляй, не мешай взрослым». Расстроенному ребенку не остается ничего иного, как только уйти назад к детям. Это очень распространенная ситуация: занятые своими делами родители не хотят уделять внимание малышу. Но они забывают, что дети копируют поведение родителей. Поэтому пусть не удивляются, если в следующий раз и ребенок проигнорирует их просьбу (то есть сделает так же, как делают родители). Придется повторить не один раз, возможно, прикрикнуть, чтобы он перевел свое внимание на них. А что стоит взрослым отвлечься на минутку, выслушать, порадоваться вместе с малышом мелочам? Ведь увидев «правильную» модель поведения, ребенок и сам станет отзываться на просьбы старших сразу же. Помните, что воспитание следует начинать с оценки собственного поведения.

Как видим, чтобы быть услышанным ребенком, вовсе не обязательно на него кричать, одергивать или повторять несколько раз. Достаточно найти правильный подход. Это, непременно, сэкономит и силы, и время, и нервы. Причем не только взрослых, но и самого малыша.

Консультация (старшая группа) по теме:
Консультация для родителей «Какие поручения может выполнять ребенок дома.»

В статье освещается значение труда, трудовых поручений в жизни ребенка дошкольного возраста. Какие трудовые поручения ребенок может выполнить самостоятельно.

Предварительный просмотр:

Какие поручения ребенок может выполнять дома?

( Консультация для родителей)

Растущий человек станет ценить и уважать труд тогда, когда будет иметь представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения. Взрослые понимают значимость приобщения детей к труду. Но на практике многие родители допускают ошибки. Часто можно услышать такие слова: « Не мешай мне…», « Я одна скорее сделаю..» и т.д. Может быть, действительно мать или отец один быстрее выполнит работу, но следует ли отказываться от помощи ребенка? Пусть эта помощь обернется помехой, все равно старайтесь не отказывать ребенку, помогите ему осуществить его желание на деле. Ведь ему очень хочется помочь вам. Посмотрите на ребенка помогающего маме в уборке комнаты или мытье посуды. Какая радость озаряет его! Стоит ребенка поощрить, как эта радость превратиться в маленькое детское счастье. Потом, рассказывая сверстникам о своей работе, он с гордостью скажет: «Я помогал маме убираться в комнате, мыл полы, протирал пыль. Мы хорошо поработали» Нужно не отгораживать ребенка от жизни семьи, а наоборот вводить его в эту жизнь так, что бы он почувствовал себя полноценным членом семейного коллектива. Начиная с дошкольного возраста, родители должны воспитывать у ребенка простейшие трудовые навыки: уборка своих игрушек и вещей, поливка растений, помощь в сервировке стола, подмести пол, пришить пуговицу ребенок 6-7 лет может пришить сам. Какие бы трудовые поручения вы надавали детям, важно, что бы ребенок видел результат своего труда, ту пользу, которую он приносит семье. Обязательно надо похвалить ребенка: «Спасибо, ты молодец, без тебя я бы не справилась..» Постепенно участие детей в трудовых поручения становиться привычкой, которую не случайно называют второй натурой. Радость трудового успеха у ребенка будет тем больше, чем больше он будет преодолевать трудности сам. Ни в коем случае при преодолении трудностей, нельзя жалеть ребенка, тем более выполнять работу за него. Нужно с раннего возраста приучать ребенка к самостоятельности.

Ребенка дошкольного возраста, в силу его активности, привлекает всякая деятельность окружающих их взрослых. Он с восхищением наблюдает за тем, как мама шьет, готовит, папа чинит кран и т.д. Он буквально счастлив, когда ему позволяют покрутить гайку или ручку мясорубки, швейной машинки. Такое стремление ребенка следует оценивать правильно, это не пустая забава, а помощь зрослым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, учится позновать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт.

Консультация для родителей «Как и чем занять ребенка дома?».

Умеем ли мы интересно и разумно проводить с детьми свободное время? В какие игры мы играем с ними? Что вместе мастерим? Есть ли у нас свободное время? Мы часто привыкли смотреть на свободное время как.

Консультация для родителей «Как провести выходной с ребенком дома».

День рождения ребенка должен отличаться от взрослых праздников. Простыепосиделки за столом здесь не подойдут, это должен быть настоящий Праздник с большой буквы! Для того, чтобы день рождения понравил.

Данный материал будет полезен для родителей и воспитателей дошкольников.