Меню

Почему ребенок стучит рукой

Видеть человека

Сайт школы-интерната №1 им. К.К. Грота
для родителей детей с нарушением зрения

Почему мой ребёнок по всему стучит?

Это одна из записей в блоге Шарлотты Меллор, мамы девочки Скарлетт из Англии. У Скарлетт в возрасте 4,5 месяцев диагностировали гипоплазию (недоразвитие) зрительного нерва, которая привела к полной слепоте. Миссис Меллор создала сайт и портал для родителей незрячих детей throughscarlettseyes.com, где делится своим опытом.

Скарлетт обожает ДУБАСИТЬ — не просто шлёпать, похлопывать или стучать: она колотит руками со всей силы по любым предметам, до которых может дотянуться.

Я скажу честно… эта её привычка дубасить отравляла мне жизнь. Я перепробовала всё, только бы она перестала, она не давала мне спать по ночам, у нас возникали проблемы в общественных местах, а мой бедный сосед наверняка был счастлив, когда мы заменили её металлическую кроватку на мягкий диван.

Постоянный грохот по всему на свете просто сводил меня с ума. Я знаю, это звучит как преувеличение, но она действительно очень-очень сильно стучит. Она может продолжать часами, и тогда мне кажется, что у меня в голове работает отбойный молоток. Когда утром я слышала, что дочь уже проснулась в своей комнате, я знала: сейчас начнётся, и остановить это невозможно. Я чувствовала себя совершенно беспомощной. Я даже ходила на трёхмесячные курсы для родителей в надежде, что они смогут предложить мне какое-нибудь решение. Но и там мне не повезло.

Только когда я прочла книгу К.С. Крановиц «Разбалансированный ребёнок», я наконец-то нашла ответы. Впервые за четыре года я поняла, почему она это делает и как с этим можно справиться.

Когда ребёнок колотит по разным предметам, это не единственный способ выразить дисбаланс в его нервной системе. У него могут возникать и разные другие проявления, на которые нужно обращать внимание. Они могут говорить о том, что у вашего ребёнка есть проблемы с обработкой осязательной информации.

«Тактильная система обрабатывает информацию от кожных рецепторов, которую мы ощущаем как лёгкое прикосновение, сильное прикосновение или давление, статичное касание, смену места прикосновения или поглаживание, температуру, боль или комфорт. У тактильной системы есть две основные функции. Первая — защитная, а вторая — различительная.

Защитная функция связана с деятельностью лимбической системы мозга. Эту систему описывают как центр контроля эмоций, напрямую связанный с первобытным рефлексом «дерись или беги». Защитная функция кожных рецепторов имеет в основном бессознательную рефлекторную природу: ощущения автоматически определяются как успокаивающие, приятные, знакомые или как неприятные и опасные.

Различительная функция кожных рецепторов имеет сознательную природу, это результат научения и опыта. Она включает распознавание места прикосновения, осязательных признаков предметов, таких, как размер, форма, текстура и вес, а также узнавание предметов на ощупь.

Признаки разбалансированности тактильной системы:

  • Ребёнок отрицательно реагирует на прикосновение, не любит, когда его берут на руки и обнимают.
  • Не любит, когда к нему прикасаются и может после этого тереть нажимать на те места, где его трогали.
  • Легко пугается.
  • Не чувствует прикосновения сразу, проявляет отложенную реакцию.
  • Имеет ненормально высокую или низкую чувствительность к боли.
  • Не любит определённую одежду, ярлычки на одежде, одевается не по сезону.
  • Не любит пластырей на коже.
  • Не любит носить носки и обувь или наоборот, отказывается ходить босиком.
  • Не любит причёсываться, чистить зубы и стричь ногти.
  • Избегает определённых продуктов из-за их текстуры или не прожёвывает пищу.
  • Отказывается прикасаться к «грязным» материалам, заниматься с глиной, пластилином, землёй, песком, пеной.
  • Постоянно моет или вытирает руки.
  • Пользуется только кончиками пальцев, а не всей рукой.
  • Ему трудно сидеть спокойно.
  • У него плохая координация движений, он тяжело ступает при ходьбе или наоборот, ходит на цыпочках.
  • Жаждет прикосновений и слишком часто и активно трогает других людей или предметы.
  • Не замечает, что у него испачканы руки и лицо.
  • Не замечает, когда одежда на нём перекручена или обувь не надета до конца».

А сейчас я могу только прокомментировать, что я поняла про Скарлетт и её привычку стучать, и как нам удалось практически полностью от неё избавиться.

Нам очень помогли вибрирующие игрушки. Вибрация даёт телу Скарлетт ту обратную связь, в которой оно нуждается — а именно это и занимало всё её внимание. Я нашла такое объяснение: если вам что-то очень нужно, то вы направляете на это всё ваше внимание. Если подумать, это совершенно ясно… например, как будто вы очень голодны и вашему телу требуется еда, и тогда вы не можете сосредоточиться и думать больше ни о чём. Мне кажется, у Скарлетт тоже есть такой постоянный голод — это потребность чувствовать руками вибрацию предметов, потребность в сильных прикосновениях.

Сейчас мы уже некоторое время пользуемся игрушками с вибрацией, и я думаю, что в сочетании с занятиями в школе её «голод» постепенно уменьшается.

Всё, что я могу сказать по этому поводу — слава Богу! В часы отчаяния я уже подумывала о том, а не примотать ли ей скотчем к рукам рукавицы для духовки… да, я знаю, это не лучшая моя идея, но довольно креативная.

Вот несколько игрушек, которые я купила для Скарлетт:

Это моя любимая игрушка. У неё достаточно интенсивная вибрация, она гибкая и её практически невозможно сломать. Сейчас у нас уже вторая такая змея, потому что первую Скарлетт изгрызла.

Эта игрушка мне нравится, потому что она не только даёт нужную Скарлетт вибрацию, но её также можно использовать для разыгрывания историй и детских стихов. Она помогла Скарлетт научиться обследовать предметы руками, чего она раньше не делала.

Он не только вибрирует и скачет, но и издаёт звук — смеётся. Скарлетт очень нравится с ним играть, он катается вокруг, а ей нравится слушать его хихиканье. Он включается, если его просто потрясти, поэтому для маленького ребёнка несложно научиться играть с таким мячом самостоятельно.

Если ваш ребёнок тоже стучит по всему на свете, возможно, что-то вроде таких игрушек вам поможет. Они не слишком дорогие, поэтому стоит попробовать. Если бы мы только попробовали раньше!

Познаем мир ручками

Статья из журнала «Мой ребенок» 06.2003 Ольга Николаева

Уделяя внимание крошечным пальчикам и ладошкам своего малыша, вы тем самым развиваете его интеллект и эмоции.

Когда малыш только-только родился, все в нем кажется таким необычным — огромные голубые глаза, крохотные пальчики на ножках, нежные складочки на животике. Но самым удивительным «инструментом» знакомства с новым миром, развития собственных возможностей и познания себя, без сомнения, становится рука ребенка. Правая и левая, а точнее — обе сразу. Уже во время своей внутриутробной жизни малыш понемножку учится двигать своими ручками, а с середины 7-го месяца беременности и до самого рождения «тренируется» в умении подносить ко рту и сосать палец, сжимать и разжимать кулачки. Внимательная мама обязательно услышит, как малыш стучит ладошкой (или локотком) изнутри — «привет, это я». В такие моменты нужно поговорить с крохой, рассказать ему или ей о своей любви, похвалить за «зарядку» и «упражнения».

Привет, я родился!

У новорожденного крошки ладошки сжаты в кулачки, ручки (как и ножки) согнуты в суставах и прижаты к телу. Это совершенно не должно вас беспокоить: тонус мышц — сгибателей рук и ног у младенцев остается повышенным приблизительно до 3 месяцев, что является физиологической нормой. В первые недели жизни ребенок учится управлять головой и глазами, затем постепенно распрямляет тело из «позы эмбриона» и лишь потом начинает действовать руками. Очень хорошо, если первые 2-3 месяца ваш малыш сможет проводить в небольшой плетеной корзинке (а не в детской кроватке, которая кажется ему огромным неуютным пространством) — крошке будет так интересно ручками трогать стенки корзинки: они выпуклы и приятны на ощупь.

Не пользуйтесь одеждой для самых маленьких с зашитыми рукавчиками: конечно, младенец может нечаянно царапнуть себя, но в такой одежде он лишается важных моментов «ручного» знакомства с окружающим миром. А ведь оно происходит постоянно — при кормлении малыш трогает теплую мамину грудь, сидя на ручках, дотрагивается до вашей кофты или волос, лежа касается прохладной простынки. Трехмесячные ручки. Пальчики пока не очень послушны, но у многих младенцев ладошка к 2-3 месяцам уже раскрыта, а не сжата в кулачок. Именно этой ладошкой малыш и будет прикасаться к игрушкам, дающим разнообразные тактильные ощущения. Подвесьте над кроваткой (укрепите на переносной треноге или специальной надкроватной дуге) мягкие шарики из разных материалов — ребенок будет счастлив, когда ему удастся попасть по ним рукой. Интерес вызовет любая игрушка или вещь, издающая звук при касании: вместо однообразных пластмассовых погремушек можно повесить легкий колокольчик (или сразу несколько маленьких колокольчиков на одном шнурке), детский бубен, небольшую мягкую игрушку со звоном внутри, крупные деревянные бусы.Все эти предметы пригодятся малышу и в дальнейшем — для ощупывания и знакомства на зубок.

С 3 месяцев можно в ручку крошки вкладывать небольшой мягкий поролоновый мячик (его удобно сжимать и разжимать пальчиками). Для этих же целей через пару месяцев отлично подойдет полунадутый мяч для плавания, его удобно держать в ладошке, перекладывать и трясти. Важная веха первых месяцев — ручки научились попадать в ротик. Самое время вложить в них берестяную или деревянную удобную погремушку. И вкусно, и на ощупь приятно!

Читайте так же:  Можно ли ребенку лечить зубы под наркозом

Хваталкин-Держалкин

Развитие движений рук ребенка происходит по принципу «от плеча к кисти»: пройдет долгих 10-15 месяцев, пока беспорядочные движения младенца не превратятся в движения «предметного действия». То есть маленькие ручки начнут действовать согласно основному предназначению предмета: ложкой малыш будет есть, а не стучать по столу, причесываться станет только расческой, а не карандашом или стаканчиком. Но до целенаправленного действия рук пока далеко, ведь крохе только 4-5 месяцев! В восторг и умиление вас будет приводить новое умение грудничка лежа на спине, он с энтузиазмом и увлечением захватывает свои ступни маленькими ладошками и тащит их в ротик. Пальчики рук ловко знакомятся с каждым пальчиком ноги. В этом возрасте дети хватают предметы двумя руками, трясут погремушкой, вложенной в руку, водят пальчиками по поверхности игрушки, одним словом, всячески ощупывают все, что под рукой. Предлагайте малышу игрушки не только удобные для захвата рукой, но и для удерживания в ней — из дерева, шерсти, бересты, шнурков (свяжите несколько разноцветных веревочек тремя-четырьмя узлами). Великолепны бусы из рудракши и обработанного янтаря, главное, чтобы они были хорошо закреплены на прочном шелковом шнуре. Некоторые из этих предметов можно привязать к прутьям детской кроватки.

На что бы опереться?

Во втором полугодии жизни малыш продолжает совершенствовать движения своей руки. А как же иначе он научится ползать, сидеть, вставать и ходить? Обратите внимание, какую огромную роль в этих важнейших двигательных свершениях маленького человека играет рука — малыш поползет на четвереньках лишь в том случае, если будет иметь опору на раскрытую ладонь; грудничок начнет садиться сам только при помощи рук — надо же ему на что-то опираться во время первых, таких еще неуверенных попыток! И, наконец, ребенок никогда не научится вставать самостоятельно, если не будет держаться за прутья кроватки, мамину юбку или открытую дверцу шкафа. После 6 месяцев развиваются как общие движения руки, так и мелкая моторика пальчиков. Малыш учится размахивать руками и всем, что в них лежит (через несколько недель он будет стучать и извлекать звуки из предметов). Предоставьте ему возможность для получения разнообразных тактильных ощущений и совершенствования мышц кисти. Жестяная крышка от новогоднего подарка существенно отличается от большой пластмассовой крышечки из-под детского крема, а шелковый платочек не так легко удержать в руке, как плоский кусочек поролона, браслетик на запястье (не совсем понятно, как его снять — придется подумать, а заодно и развить поворотные движения кисти), разнообразные счеты для вдумчивого перебирания костяшек.

«Разговорные» пальчики

Для нормального психического развития ребенка большое значение имеет то, насколько умело он управляет своими руками. Развитие центральной нервной системы позволяет малышу соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения руки. Совершенствование таких движений (особенно кисти) ускоряет развитие речевого центра головного мозга, то есть способствует умению говорить. Полноценное развитие движений руки в раннем возрасте — это один из необходимых этапов в совершенствовании мыслительной деятельности, ведь площадь рук занимает от 60 до 80% в общей площади коры головного мозга! Самые обширные зоны «обслуживают» движения кисти и большого пальца. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вряд ли наши прабабушки знали об этом, тем не менее всем известные «Сорока-белобока», «Ладушки» и аналогичные пальчиковые игры входят в обязательный репертуар веселого обучения младенцев с давних пор. Вот еще несколько примеров подобных игр и упражнений:

Птичка, птичка, вот тебе водичка (водите указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша).
Вот тебе и крошки на моей ладошке (нежно пощипайте ладошку).
Этот пальчик хочет спать (перебирайте пальчики),
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Ну а этот — уж заснул!
Лишь один мизинчик
Пошел в магазинчик.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец — самый меткий:
Он срывает сливы с ветки,
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.

Ивану-большаку — дрова рубить (загибайте пальчики в кулачок),
Ваське-указке — воду носить.
Мишке-среднему — печку топить.
Гришке-сиротке — кашу варить.
А крошке-Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать (раскройте кулачок малыша).

Или еще замечательный вариант:

Мой пальчик-непоседа (поочередно трогайте каждый пальчик),
Быстрее шевелись,
А если вдруг устанешь,
Скорей сюда садись (дотроньтесь каш либо пальчиком до носика, животика или же ножки).

Физиологи рекомендуют стимулировать речевое развитие малышей с помощью тренировки движений пальцев рук. В возрасте 6-7 месяцев занимайтесь ежедневным массажем кисти рук и пальцев, каждой фаланги — разминайте и поглаживайте в течение 2-3 минут.

С 10 месяцев покажите грудничку и активные упражнения для всех пальцев рук с достаточной амплитудой: давайте катать пальчиками деревянные шарики и кольца различного диаметра, разминать шарики из теплого теста, нетоксичного пластилина (эта информация должна быть указана на маркировке). Можно заняться строительством из и кубиков разной формы и размера, попробовать собирать двух-трехпредметные пирамидки, перекладывать из одной коробочки в другую незаточенные карандаши, крупные пуговицы. Эти простые пальчиковые упражнения и игры не только благотворно влияют на развитие речи, но и подготавливают ребенка к рисованию и письму. Кисти и пальчики приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Маленькие ручки вашего малыша продолжают открываться миру: у них впереди столько интересного! Ведь рука — это самый совершенный инструмент, важнейший орган чувств, незаменимый помощник человека в общении.

Что умеют эти ручки: проверьте себя

Грудничок сильно дергает ручками и ножками. Почему и что делать?

Содержание статьи:

Каждая мама прислушивается к каждому вздоху и присматривается к каждому, даже незначительному движению своего новорожденного малыша. Но почему же кроха постоянно дергает ручками и ножками? Как с этим бороться? О движениях новорожденных и пойдет речь в нашей статье.

Почему грудной ребенок постоянно дергает ножками и ручками?

Хоть нам порой и кажется, что первые недели после рождения кроха в основном спит и особо не двигается, но это не так. Стараясь приспособиться к новым обстоятельствам и познать свое тело, малыш двигает ручками и ножками.

Как же понять, когда все в пределах нормы, а когда следует обратиться к врачу?

В таблице мы собрали самые распространенные причины, почему малыш сильно дергает руками и ногами

Как помочь малышу, если он сильно дергает ручками и ножками?

Для того, чтобы правильно помочь малышу, нужно установить точную причину. Следует проконсультироваться с педиатром, хирургом и невропатологом.

  • Педиатр проведет общий осмотр и даст рекомендации по налаживанию работы пищеварительной системы, также направит к остальным специалистам.
  • Хирург проверит двигательную активность и животик.
  • Невропатолог даст свое заключение по нервной системе малыша.

Конечно, думать о плохом ни одной маме не хочется, но, к сожалению, статистика неумолима.

Сделать электроэнцефалограмму, нейросоннограмму. Возможно, при неудовлетворительных результатах обследований, врач назначит магнитно-резонансную томографию. Или же, наоборот, результаты обследований не выявят патологий, тогда врач назначит ноотропные препараты, предназначенные для стимуляции нервной системы, либо седативные — для снятия напряжения.

Не зависимо от результатов анализов и прогнозов врачей, маме следует сохранять спокойствие. Детский организм очень пластичный, большинство проблем решаемы, современные достижения, как в медицине, так и в фармацевтике позволяют скомпенсировать, а зачастую и полностью вылечить очень многие заболевания, связанные с нервной системой.

Читайте так же:

Один комментарий:

Соглашусь с основными причинами дерганья конечностей малыша. Сама через это прошла со своим ребенком: были и колики, и тонус мышц. Все это проходит со временем, и все можно до года скорректировать. Ну а если серьезные проблемы по неврологии, конечно отчаиваться не стоит. Благо современные методы обследования грудничков, о которых тоже упоминается в данной статье, позволяют на ранних стадиях все выявить и исправить.

Ребёнок бьёт себя по голове

К сожалению, в современном мире становится всё меньше и меньше людей, обладающих крепкими нервами и железной силой воли. Постоянные стрессы на работе и дома стали практически нормой для нашей цивилизации. Поэтому не удивительно, что даже новорождённые детки страдают нервными приступами. Проявляются они по разному, к примеру, у более старших детей (от шести месяцев до шести лет) не редки случаи аутоагрессии, то есть агрессии, направленной на самого себя. Например, родители часто замечают, что ребёнок бьёт себя по голове или старается причинить себе вред, царапает себя, кусает и так далее. Врачи выделяют несколько причин для такого поведения.

Ребёнок бьёт себя по голове

Во первых, маленькие дети пытаются таким образом привлечь к себе внимание взрослых. Возможно им кажется, что мама и папа забыли про них, не любят их больше, как прежде, что то обещали и не сделали, а может обидели и не извинились.

Во вторых, такое поведение свойственно детям в моменты какого либо эмоционально потрясения, возможно страха, которого вы не заметили не обратили на это никакого внимания.

В третьих, дети от трёх до шести лет таким образом реагируют на свои ошибки, промахи неудачи, они чувствуют, что своим «провалом» вызовут неудовольствие, а может и гнев, взрослых и, не желая этого, пытаются наказать себя сами.

Бывает и так, что малыш знает, вы его любите, но только причинив себе боль, он сможет заставить вас, наконец то, обратить внимание на его проблему, беспокойство, страх.

Читайте так же:  Сколько часов днем должен спать ребенок

В любом случае эта реакция самопроизвольна и связана с особой восприимчивостью ребёнка с его повышенной эмоциональностью. Иногда это говорит о том, что в семье очень агрессивная обстановка и ребёнок просто копирует «естественное» поведение взрослых на свои поступки.

Чтобы подобная тенденция не стала хронической, родителям важно понять причины аутоагрессии и постараться их устранить. Часто для этого достаточно попить успокоительные средства в течение нескольких недель (ромашку, глицин, валерьянку), но возможно, родителям нужно срочно менять своё отношение к ребёнку. Полностью исключить любую агрессию, телесные наказания и моральное подавление ещё не сформировавшейся личности (если, конечно, вы желаете своему ребёнку добра и здоровья).

Если ваш крошка сверхчувствителен и вы видите, что ребёнок бьёт себя по голове, став невольным виновником чужих страданий (нечаянно прищемил хвост собаке, ударил кого то или довёл до слёз), обязательно приласкайте его постарайтесь снять «груз» ответственности, чтобы вина не давила на малыша и не переросла в депрессию и неуверенность в себе. При этом старайтесь сами не злоупотреблять чувствительностью ребёнка, не играйте на его чувствах, не провоцируйте его (скушай всю кашу сынок, а то я сейчас буду плакать, заболею и умру, ты ведь не хочешь, чтобы маме было плохо?).

Маленькие дети очень нуждаются в физической близости, не отказывайте им в этом (как девочкам, так и мальчикам!) чаще обнимайте и целуйте, говорите своему малышу, что вы его любите. После очередного приступа, не бросайте крошку одного, побудьте с ним вместе, почитайте его любимую книжку, больше улыбайтесь ему. Пусть ребёнок ощущает себя нужным и любимым, тогда ему не придётся бить себя по голове и искать вашего внимания.

Почему ребенок бьет себя?

Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина — неправильное воспитание.

В чем причина такого поведения?

Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.

И пока это поведение не будет признано и перестроено, у ребенка будет сохраняться сила невысказанной боли. Став старше, утешение он будет искать в еде, воровстве и в других формах «успокоения».

Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.

Ребенок может бить себя в знак протеста

Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест — качество лидера, поэтому черта таких детей — требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.

Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.

Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.

Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.

Результат наказания: ребенок плачет еще громче.

Эффективная реакция мамы: мягко удержать ребенка, когда он бьет себя. Сесть рядом, успокоить, обнять. В данной ситуации наиболее заслуживающей доверия будет интерпретация чувств ребенка. «Мама не разрешила съесть конфетку сейчас, и ты очень разозлился на маму. Ты сможешь съесть сразу две после обеда».

На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.

Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины

Другой вариант — дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.

Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.

Похлопывание по уху — бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.

Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.

Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.

Эффективная реакция мамы: ослабить внутреннее напряжение, предложить что-нибудь интересное. Комментарий мамы: «Игрушка сломалась? Ничего, мое солнышко, не расстраивайся, я все равно тебя люблю. Даже если мама сердится, она всегда будет тебя любить. Давай попробуем починить ее вместе».

На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.

Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние

Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.

Дети — очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.

Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.

Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.

Эффективная реакция мамы: научить новому поведению. Отвлечь ребенка, задать неожиданный вопрос либо выйти из комнаты. Комментарий мамы: «Ты что-то хотел сказать?» Продолжайте заниматься своими делами и комментируйте дальше: «Когда ты сердишься, я хочу знать об этом». Услышав ответ ребенка, подкрепите новое поведение похвалой. «Это хорошо, что ты сказал, что сердишься. Когда ты бьешь себя, я не понимаю, что ты хочешь мне сказать».

На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.

В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному — воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.

Почему ребенок стучит рукой

Регистрация: 03/02/2005
Сообщения: 1153
Из: С-Пб, Кировский

Засыпает сына обчно с сисей во рту. Когда лежа рядом со мной все вроде ничего, но если я держу на руках.
Когда лежит левой рукой вверх, то дергает, скручивает и пытается оторвать свое левое ухо, оно все в незаживающих царапинах. Если лежит правой рукой вверх, то начинает ею бить себя по голове, больше ударов приходится на область виска, но и прилегающие участи в виде бровей, уха тоже попадают под раздачу.
Естественно пытаюсь «верхнюю» руку придерживать, даю подержать свой палец. но что и от чего это может быть?

———————
Галина+Сергей=Иннокентий рожден 13 октября 2004

Регистрация: 14/03/2005
Сообщения: 573
Из: Финляндия, Хельсинки

Скажу что бы сделала я. Сначала все пронаблюдала и проанализировала. Т.е.: когда с сисей засыпает хорошо? Значит надо с сисей. Когда бъет? Может перевозбудился? Перегулял? Если вовремя укладывать — такое бывает?
Когда началось, сколько времени назад? С чем это впервые было связано? Остается ли малыш с кем-то из посторонних? Или может с бабушкой? Или с мужем?
Какая обстановка дома? Это на ребенка ОООЧень влияет! Муж/мама/свекровь. ссоритесь? Ругаетесь? Кричите?
Или наоборот — это происходит после бурных игр с папой?
Скажу честно, с высоты своего опыта. — мне бы внушило такое поведение малыша беспокойство.
Это не значит что нужно паниковать, но есть все причины поразмышлять! Ответить себе на вышеуказанные вопросы. может задать еще какие-нидудь. Делать выводы.
Если все идеально в семье и вокруг, если ребенок был с самого начала желанный и вы уделяете ему много внимания, ласковы с ним, не повышаете голос. не нервничаете. То идите к врачу.

Что могу посоветовать и это однозначно в любом случае не повредит! Включать негромко спокойную классическую музыку.. Малыша можно взять на ручки и потанцевать под нее. Музыка отвлечет, успокоит. про царапанье и битье скорей всего тоже забудеться. Если потанцуете — доставите ему удовольствие, будет ассоц. такую музыку с приятным, успокаиваться от нее и впредь.
Если у вас дома неспокойная обстановка — то малыш вам сигнализирует!! Его это пугает, беспокоит!! Сделайте все возможное для перемены климата. Говорите с малышом ласково и побольше: рассказывайте все что происходит вокруг. Например, папа ушел в магазин скоро придет. или сейчас поедим и пойдем гулять.
Ведь в этом возрасте он уже все видит, но многое не понимает и спросить не может!
Не обижайтесь, если говорю очевидные вещи. Когда у меня родился перв. ребенок, тоже знала что нужно с ним побольше разговаривать, но часто ловила себя на том, что все делаю молча, думая о чем=то своем. Перебарывала в себе это и старательно объясняла, рассказывала все малышу.

В любом случае, — не нужно быть врачом, чтобы понять, — малыш у вас легко возбудимый и нервный (имею ввиду тонкую душевную организацию, отнюдь не болезнь). Учтите это на будущее.

Читайте так же:  Альбуцид инструкция по применению глазные капли для детей

Есть кстати и травяные успокаивающие чайки и гомеопатические горошки, типа Успокой, Шалун. Вреда от того и другого точно не будет.

Очень-очень желаю вам найти причину — устранить ее и чтобы все было у вас с малышиком хорошо!!
Если хотите, можете написать мне в личку. Одна голова хорошо, а две лучше.

———————

Валюне — 8 лет (21.2.1997)
Тончику — 12 лет (01.04.1993)

Внимание! ДЦП

Диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности. Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Часто и врачи говорят маме, что ПЭП есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями. Но подобная самоуспокоенность может привести к непоправимой ошибке — потере критически важного времени, когда еще можно исправить положение и не допустить прогрессирования нарушений вплоть до постановки ребенку предварительного диагноза: синдром ДЦП, а после и ДЦП.

Психомоторное и эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

— К концу 1-го месяца жизни здоровый ребенок фиксирует взгляд, у него появляется первая улыбка;

— в течение 2-го месяца ребенок начинает, лежа на животе, поднимать голову, поворачивает ее в стороны, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый;

— в течение 3-го месяца — поворачивается со спины на бок;

— в 3-4 месяца начинает «гулить», появляется комплекс «оживления» — на обращение матери или близкого человека ответная реакция: улыбка, звуки и движения рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом), подолгу занимается висящими над кроватью игрушками;

— в 5 месяцев переворачивается со спины на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, подолгу «гулит», начинает узнавать лица близких;

— в 5-7 месяцев ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках. Приученный — ест с ложки. Занимается с игрушками. Подолгу лепечет, произносит первые слоги «ма-ма», «ба» и др.;

— в 7-8 месяцев самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с поддержкой, придерживаясь за перекладину кровати, сам встает, стоит, переступает и опускается;

— в 9 месяцев — ходит, придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки пытается называть их первыми слогами;

— в 10-12 месяцев ребенок ходит с поддержкой и без подержки. Выполняет несложные поручения взрослых («дай», «принеси»). Подолгу занимается с игрушками. Некоторые дети к году понимают смысл многих слов, произносят первые слова: («мама», «деда», «киса» и др.).

При определенном воспитании имеет навыки обслуживания себя во время кормления (пьет из чашки, захватывает ложкой еду из тарелки, подносит ко рту).

Непонятные записи

ДИАГНОЗ ПЭП в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности.

Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Что такое ПЭП? Что такое синдром двигательных нарушений? Да и что такое задержка моторного развития? Совершенно непонятно, тем более если ребенку, скажем, месяцев 4-5. Он же такой любимый, такой родной, лучше всех, просто еще очень маленький. И мама, естественно, поначалу будет искать сотни оправданий для себя самой, надеясь, что ничего в этом страшного нет: еще пару месяцев — и все само собой образуется, все будет в полном порядке.

Часто и врачи говорят маме, что ПЭП (перинатальная энцефалопатия) есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями, и даже если он сейчас и отстает в развитии, то догонит своих сверстников.

Но, увы, нередко происходит следующее: сначала ничего страшного, затем, когда другие дети его же возраста в отличие от него уже начали осваивать ходьбу (это ближе к году), врач может поставить ребенку предварительный диагноз: синдром ДЦП, а после и ДЦП. Часто это происходит после года, а то и двух лет. И начинается беготня родителей по различным центрам, больницам в поисках ПОМОЩИ.

А ведь мало кто из родителей знает, что даже сам диагноз ПЭП может стать причиной последующих головных болей, приходящих двигательных нарушений, речевых и двигательных расстройств, вегето-сосудистой дистонии, быстрой смены настроений, плохой успеваемости в школе, отсутствия коммуникабельности и т. д. Но родители нечасто думают о том, что будет с их ребенком через 3, 5, 10, 15 лет. Мамы часто считают, что самое главное пережить первый год жизни ребенка. Он самый трудный. А потом разберемся.

И забывают мамы о настороженности. А она необходима, особенно для той мамы, у которой либо были проблемы со здоровьем до и во время беременности, сложно проходили сами роды, было кесарево сечение, наличие инфекций (токсоплазмоз, гепатит, герпес, цитомегаловирус, хламидиоз и т. д.), либо ребенок родился недоношенным, либо при отсутствии вроде бы веских причин ребенок отстает в развитии, и прежде всего в моторном.

Часто бывает так, что ребенок либо вообще не отстает в развитии, либо имеется небольшая, практически незаметная задержка: он может и улыбаться, и гулить, и играть в игрушки, но при этом не овладевает теми двигательными навыками, которые в его возрасте должны у него быть. Именно о таких случаях и пойдет разговор.

Диагностировать ДЦП в первый год жизни ребенка бывает очень трудно. Но чем раньше поставлен диагноз, тем лучше прогноз заболевания, и реабилитационный процесс будет во много раз эффективнее и качественнее.

Из многочисленных примеров своей практики приведу один.

Ребенку 6 месяцев. Лежа на животе. голову не удерживает, игрушки не хватает, при этом глазами следит за ними! Также следит за всеми, кто попадает в его поле зрения. Улыбается. Гулит. Ножки постоянно вытянуты и напряжены, развести в стороны их невозможно. Очень трудно поменять памперс! Когда мама пытается вложить в руку игрушку, даже очень удобную для захвата и яркую, хорошее настроение резко сменяется недовольством, продолжительным плачем. В поликлинике пока ничего особенного не говорят, знакомые матери успокаивают ее словами: «Да посмотри, как он улыбается, даже смеется». — «А руки, ноги?» — «Ну что же здесь непонятного? Просто пока не очень хочется ему двигаться, ленится! Подожди!» Вот уже 10 месяцев, а он все лежит, и не играет в игрушки, и не сидит, т. к. заваливается в разные стороны и руку подставить не может. На ноги ставишь — не стоит. Ноги вытянуты, как струна. Опирается на мыски и не может сделать шаг. При этом и смеется, и улыбается, как все. И опять находятся знакомые, родственники, которые говорят: «Ничего, пройдет, еще месяц-другой — и в один день как начнет все делать одновременно — и ползать, и играть в игрушки, и ходить». И мать ждет. И очень часто даже не обращается к врачу, не ищет специалиста.

Мама должна это знать

ТАКИХ примеров очень и очень много! А в дальнейшем происходит следующее: у ребенка нарастает неврологическая симптоматика, тормозящая его моторное развитие, и в один прекрасный день наблюдающий ребенка врач объявляет матери как приговор: «У вашего ребенка ДЦП». Время упущено, его не вернешь, конкретного целенаправленного лечения не проводилось. И сейчас можно вести разговор только о социально-психологической адаптации ребенка-инвалида.

А ведь при своевременном лечении у действительно высококвалифицированного реабилитолога (физического терапевта) во многих случаях этого страшного диагноза можно было избежать. Чтобы ориентироваться самой в сложных вопросах детской неврологии, мама ребенка обязана владеть элементарными знаниями.

Формирование движений у ребенка должно происходить в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные движения. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному.

Независимо от возраста ребенка (пусть ему даже 5 лет) в занятиях с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился.

И если ребенок, например, не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать, невзирая на его возраст. Но заниматься только в одном «узком» направлении нельзя, особенно если у ребенка отмечается грубая задержка моторного развития, т. к. это понижает эффективность занятий. Поэтому лечебная программа должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов коррегирующих упражнений, которые соответствовали бы более высокому (пусть в данный момент и невозможному) уровню двигательного развития.

Для того чтобы добиться хороших результатов, все рекомендации должны стать ежедневными и проходить в течение всего дня.

Необходимо обратить пристальное внимание на следующие вещи:

1. Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата (спастика), приведена к туловищу, движение в ней незначительное, но резкое и малоамплитудное.

2. Ребенок не удерживает позу сидя.

3. Если поставить ребенка на ноги, то опора идет на мысочки или нет вообще опоры, а ноги, согнутые в коленях, «висят в воздухе».

4. У ребенка при попытке попасть своей рукой в рот происходит отворачивание головы в другую (противоположную) сторону.

5. Ребенок не любит лежать на животе.

6. При положении стоя, опора только на мыски, к тому же он крестит ноги.

Все это должно насторожить родителей, и они должны принимать срочные и эффективные меры по реабилитации своего ребенка. В противном случае его можно «упустить», и тогда трагедии не миновать.