Меню

Почему ребенок агрессивный

Почему ребенок агрессивный

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не «взорвутся», а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в «исполнении» ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное — попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча — подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья — обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель — забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил — нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”»

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

«А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. — всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча — «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А та — тыква» и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие — «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку».

Примечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

(для детей с 6 лет)

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными

Агрессивный ребенок: распущенность или крик о помощи?

Детство – утро жизни. «Нам расти, еще расти, только небо, только ветер, только радость впереди…».

И вот, на рассвете жизни появляется то, что, казалось бы, не свойственно милому крохе – агрессия. Ребенок часто злится. Ему ничего не стоит в запале ударить любимую маму. Впрочем, маме достается и без физических ударов кровинушки. Временами ребенок неуправляем и, говоря современным жаргоном, «выносит мозг» родителям. Конфликты сопровождают малыша всюду.

Ребенок очень тянется к другим детям, но в компании почему-то не уживается. Бесконечные стычки со сверстниками, ссоры, обиды или борьба за власть с переменным успехом. Ребенок не редко остается без приятелей и мается от скуки.

Тяжело самому малышу. Трудно с ним родителям. Да и волнует, чем эта детская агрессия обернется в дальнейшей жизни ребенка?

Каприз или агрессия?

Капризы, случайные эпизоды агрессии бывают у всех детей. Нравится нам то или нет, но агрессия – часть нашей жизни. Защищая себя или свои интересы, добиваясь цели, мы порой вынуждены в той или иной степени проявлять агрессивность. Дети здесь не исключение. Однако, одно дело единичные эпизоды агрессии, спровоцированные ситуацией. И другое дело, когда агрессия в поведении ребенка становится устойчивой тенденцией и основной реакцией на любое препятствие в исполнении его желаний, а иной раз ребенок ведет себя агрессивно даже без видимой причины. Детская агрессия бывает разной. От словесных оскорблений и угроз («Дурак ты», «Я тебя ударю очень больно») до драк и «причинения имущественного вреда», например, ребенок специально ломает игрушку противника или мамину заколку.

Проявления агрессии, зависят от особенностей характера, состояния нервной системы и психики ребенка.

Вот лишь несколько примеров. Ребенку показалось, что приятели обошлись с ним не совсем справедливо в игре. Он громко кричит, ругается, обзывается, «делает назло», а иногда и дерется. Причем сам, играя со сверстниками, может «хитрить», «быть нечестным» и, вообще, склонен нарушать общепринятые нормы хорошего поведения. Такому ребенку важно получить эмоциональный отклик от других, обратить на себя внимание, настоять на своем. Он этого добивается при помощи агрессии и вызывающего поведения. Получив свое, ребенок может ненадолго сменить гнев на милость. Во многом поведение ребенка зависит от сиюминутного настроения. Сегодня настроение плохое – не миновать бесконечных конфликтов в компании приятелей. А вчера настроение было хорошее и с этими же детьми, он был дружелюбным и замечательно играл во дворе. Это ребенок с возбудимой нервной системой и плохим самоконтролем собственного поведения. Часто у него нет четкого понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Такая агрессия, чаще всего, не опасна для ребенка и окружающих. Однако она осложняет отношения ребенка с приятелями, родителями, детьми в детском саду или одноклассниками.

Другой пример. Ребенок с помощью агрессии разряжает накопившееся эмоциональное напряжение, а, иногда, даже получает удовольствие от причинения неприятностей другим. Это куда более опасный случай, чем первый. Таким детям свойственная высокая тревожность, импульсивность, постоянное эмоциональное напряжение. Ребята нередко даже не делают попытки наладить отношения со сверстниками и во всех конфликтах считают виноватыми кого угодно, но только не себя. Приступы ярости у них могут возникать спонтанно, без явной причины, а могут быть ответом на стресс.

Подобная агрессивность может быть у детей с нарушением психики, органическим поражением головного мозга.

И еще пример. Агрессия, как инструмент утверждения своей власти среди сверстников.

Ребенок инициативный, умеет организовать игру и привлечь к себе внимание сверстников. Однако он претендует, в лучшем случае, на лидерство и подчинение приятелей. В худшем случае – на безраздельную власть и жестоко подавляет любые попытки сопротивления. Причем в борьбе за власть, для него могут быть все средства хороши: физическая сила, травля, обман, высмеивание.

У всех агрессивных ребят есть общая черта – неспособность понимать других людей. Ребенок слишком фиксирован на себе. В других людях он видит только их отношение к себе. Причем подозревает, что ему не окажут внимание или чем-то будут мешать. Фиксированность на себе, ожидание недоброжелательства со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других людей, почувствовать связь с ними, ощутить сопереживание. Такое восприятие порождает чувство одиночества, желание добиваться своего не смотря ни на кого и ни на что и агрессивность в отношениях. Со временем ребенок еще больше фиксируется на себе, все больше противостоит другим людям и все больше накапливает проблем в отношениях.

Поэтому, детская агрессия – это проблема, требующая решения и помощи ребенку. Сначала подробнее разберемся в причинах агрессии. От этого зависит, как именно помочь ребенку.

Читайте так же:  Акт об отсутствии участия в воспитании ребенка в течение 6 месяцев

Причина в семье?

В семье прячется несколько источников детской агрессии.

Пример родителя. Если родители ведут себя агрессивно, то ребенок, вполне возможно, будет им подражать и вести себя точно также. Родитель может на словах осуждать агрессию и призывать дитя к порядку. Однако хорошие слова окажутся ничем, если на деле, в конкретных ситуациях ребенок видит совсем другое поведение родителя.

Взрослые далеко не всегда осознают и еще реже признают вслух, что «нечего на зеркало пенять, коль рожа крива» и наказывают ребенка за копирование своего же поведения.

Неблагоприятна и такая ситуация в семье. Один родитель, например, отец жесткий, требует подчинения всех себе. Мать мягкая и уступчивая, угождает мужу, чтобы не было лишних конфликтов и угождает сыну, потому что «отец очень строгий». Ребенок, особенно мальчик, воспринимает жесткого отца, продвигающего свои интересы с помощью агрессии, как сильного человека и копирует «победителя».

Неправильное воспитание. Ошибок в воспитании бывает много, но особенно вредны крайности. Родители, которые стараются упредить капризы ребенка и выполнить его требование с первого крика и топа ногой. Ребенок привыкает к тому, что самый надежный и короткий путь к цели – агрессивное требование. Со временем такое поведение закрепляется, становится чертой личности, человек формируется эгоистичным и «взрывным», что портит жизнь ему самому и его близким. К усвоению такого поведения склонны возбудимые дети и те, у кого есть соответствующий пример родителей.

Другая крайность – когда ребенок лишен теплоты в отношениях с родителями. Ребенка подавляют и уделяют ему мало внимания. Это рождает страх, который со временем оборачивается либо агрессией, либо тревожностью и безынициативностью. При недостатке теплоты и внимания со стороны родителей агрессия для ребенка становится способом получить эмоциональную разрядку и обратить на себя хоть какое-то внимание.

Конфликты в семье.
Можно скрывать скандалы. Малыш в силу возраста может не понимать, из-за чего ссорятся родители. Но напряженную атмосферу ребенок все равно чувствует. Постоянное напряжение в доме вызывает у ребенка ощущение приближающейся катастрофы. Папа и мама для ребенка – фундамент его жизни. А тут фундамент может развалиться. Реакция малыша может быть страх и агрессивное поведение.

Ребенок болен?

Тяжелые роды, вызвавшие нарушение нервной системы, органическое поражение головного мозга, эпилепсия, опухоли мозга, травмы головы – любая проблема из этого неприятного списка может стать причиной агрессии ребенка.

Подпитывать детскую агрессию может ряд хронических заболеваний, например, бронхиальная астма, некоторые эндокринные нарушения. Да и вообще поведение больного ребенка отличается от поведения здорового. Если ребенку больно, его возможности ограничены, то это отражается и на нервной системе малыша, и на его поведении. А как именно отразиться, усилится ли агрессия, зависит от многих причин, в частности от индивидуальных особенностей конкретной семьи и ребенка.

Если агрессия появилась на фоне какого-то заболевания, то у малыша, скорее всего, есть неполадки в самочувствии. Ребенок может быть легко возбудимым и при этом быстро истощаться. Стоит обратить внимание и на плохой сон ребенка или на нарушения аппетита (от плохого аппетита до «волчьего»). Если есть маломальские сомнения в здоровье ребенка — бегом к врачу и подробно рассказать обо всех трудностях. Возможно, доктор назначит обследование и даст направление на консультации узких специалистов. Своевременное адекватное лечение не только улучшит состояние здоровья, но и, вполне возможно, изменит поведение ребенка.

Так же родителям надо задуматься, не провоцируют ли они своим воспитанием агрессию у больного ребенка. Может быть, часто болеющему ребенку чересчур во всем уступают? Ребенок привык к уступкам и не, получая поблажек, конфликтует. А может родители смотрят на больного ребенка, как на ущербного и очень тревожатся за его будущее? При этом родители могут ничего не говорить вслух, но ребенок их настрой чувствует. В любом случае, должен быть пересмотр системы воспитания.

Особый разговор о возможных нарушениях психики у ребенка. Нередко психические заболевания уродуют агрессией поведение ребенка. Постоянное эмоциональное напряжение у ребенка, частые резкие перепады настроения, агрессия без видимой причины – повод обратиться к детскому психиатру или психотерапевту. Не надо бояться этого визита! Гораздо страшнее упустить время и запустить болезнь, если она есть. Возможно, как такового нарушения психики нет, но лечение необходимо. Например, с детскими неврозами (букет психологических проблем, сформировавшийся на фоне нарушения нервной системы) значительно легче справиться на начальной стадии. Преодолеть невроз можно, выполняя рекомендации и назначения врача и откорректировав с помощью психолога семейную систему воспитания.

Нельзя отчаиваться и паниковать, если доктор выставляет психиатрический диагноз под вопросом. Врачам, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз нужно время и наблюдение ребенка. Возможно, никаких психических нарушений у ребенка нет, а психологические проблемы удастся решить и в будущей жизни кровинушки все будет хорошо. И даже при наличии психического заболевания можно существенно улучшить состояние при адекватном лечении.
Консультацию психолога могут получить все желающие обратившиеся в наш центр.

Как себя вести с агрессивным ребенком?

В первую очередь, необходимо сохранить самообладание, когда у ребенка очередной «приступ агрессии». Родитель, не контролирующий собственные эмоции ситуацию не разрулит. Чем младше ребенок, тем мягче должна быть реакция на его агрессию. Иногда, если ребенок капризничает, пытается в порыве злости ударить или ущипнуть вас, его надо просто обнять, прижать к себе и подождать пока он поплачет и успокоится. Ребенку такие объятия говорят о том, что его любят и что мама способна контролировать его эмоциональные всплески. Постепенно малыш научиться контролировать себя сам.

Со старшими дошкольниками, младшими школьниками и подростками порой хороший эффект дает игнорирование их буйных всплесков, если эти всплески не опасные.

Иногда полезно обратить внимание ребенка на истинную причину его злости и выразить ему поддержку. «Ты злишься на маленькую сестричку, потому что расстроился из-за плохой оценки. Ничего страшного, я тебе помогу научиться решать эти задачи, и оценку исправишь. А от того, что накричишь на сестричку, тебе легче не станет».

Так же ребенку надо показать не эффективность агрессии. Объясните ребенку, что даже если он «победит» и отнимет игрушку у другого ребенка, то потом с ним никто не захочет играть. Если ваш ребенок – дошкольник ударил товарища по игре, подойдите к жертве, поднимите его, пожалейте и скажите: «Петя не хотел тебя обидеть». Ребенок – драчун остается без внимания и постепенно чувствует, что агрессия не в его интересах. Дома, наедине, поговорите с ребенком в таком плане: если тебя ударить, тебе будет больно. Другому человеку тоже больно, когда его бьют (или обидно, когда обзываются и т.п.). Кто же будет дружить с тем, кто делает больно?

Устраивая «разбор полетов» не говорите ребенку: «Ты плохой» и не обзывайте его. Говорите только о поступке ребенка и о том, как поступить было бы лучше.

Учите ребенка конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Это можно сделать, непосредственно вмешавшись в детский конфликт. Можно проиграть конфликтную ситуацию или составить рассказ, например, о том, как Маша и Даша играли с куклой, и каждая девочка хотела быть мамой куклы. Они начали ругаться. Но потом решили, что Маша будет мамой, а Даша воспитательницей куклы, и какая веселая игра у них получилась.

Обязательно хвалите ребенка за хорошие поступки. Хвалите не общими фразами, типа «хороший мальчик», а за конкретное дело. «Мне так понравилось, что ты спокойно ждал, пока младший братик соберется на улицу, и даже помог ему завязать шнурки. Молодец!».

КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ?

Снятию напряжения у детей способствуют рисование, лепка, игры с водой, песком, глиной. Полезны занятия музыкой и массаж.

Иногда дети выражают свои страхи в агрессивной игре. Мальчик, который опасается оказаться слабым, играет в игру, где один робот дерется с другими роботами и побеждает их. Можно тонко вмешаться в игру. Спросить ребенка, что будет, когда робот всех победит? Он останется один, будет скучно. Тогда игру можно повернуть так. Сильный робот подружился с другими роботами, и защищает их от врагов.

Нельзя полностью подавлять агрессию в ребенке. Вместе с агрессией можно подавить и всякую инициативу ребенка, способность отстаивать свои интересы. К тому же подавленная агрессия накапливается и либо вырывается наружу в виде вспышек злости, либо плохо влияет на здоровье.

Нужно терпеливо учить ребенка контролировать свою агрессию. Отстаивать свои интересы без вспышек ярости, не причиняя вреда другим людям. Умению общаться, сотрудничать с людьми и мирно разрешать конфликты.

Что делать, если у вас растет агрессивный ребенок? Советы и рекомендации для родителей

К сожалению, проблема детской агрессии сегодня распространена очень широко. Многие молодые родители впадают в ступор, когда замечают, что их сын или дочка дошкольного возраста постоянно злится, ругается, кричит и всеми возможными способами пытается обидеть как взрослых, так и своих сверстников. О том, что делать и как вести себя с агрессивным ребенком, мы расскажем вам в нашей статье.

Причины агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение в той или иной мере присуще абсолютно всем детям, начиная с самого раннего возраста.

У дошкольников причиной этому становится неспособность контролировать свои эмоции.

Самые маленькие детки очень легко возбуждаются, и любое изменение в привычном окружающем пространстве они могут воспринимать довольно болезненно, что и проявляется в агрессии и злости на себя и всех вокруг.

При правильном воспитании и поведении родителей через некоторое время малыш начнет управлять своими эмоциями и станет вести себя намного спокойнее.

Вместе с тем в большинстве случаев мамы и папы допускают ошибки, которые и приводят к тому, что их чадо и в более старшем возрасте остается нервным и агрессивным.

Наиболее часто вспышки агрессии у детей провоцируют следующие факторы:

  • Постоянные конфликты в семье, ссоры и скандалы между матерью и отцом;
  • Непонимание и равнодушие со стороны родителей;
  • Агрессивное поведение членов семьи по отношению друг к другу;
  • Обожание и невероятно сильная привязанность сына или дочери к одному из родителей. В этом случае вспышки злости будут направлены в сторону второго из них;
  • Слишком высокие требования, которые предъявляют мама и папа по отношению к своему чаду;
  • Ситуация, при которой родители никогда не спрашивают совета у своего подросшего отпрыска и всячески ограждают его от принятия решений по любым вопросам;
  • Противоположные требования к сыну или дочери со стороны матери и отца;
  • Заниженная самооценка мальчика или девочки;
  • Чрезмерно высокая степень возбудимости, связанная с неправильной работой нервной системы.

Что делать, если ребенок становится агрессивным в детском саду?

Наиболее часто причиной агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, которые ходят в садик, становится переизбыток эмоций и чувство усталости.

Читайте так же:  Детский центр развития ребенка ай да я

Обыкновенно это происходит около трех лет, когда малыш переживает так называемый кризис переходного возраста. Именно в этот период кроха пытается доказать самому себе и окружающим, что он уже большой и может все делать самостоятельно.

Кроме того, у него формируется чувство собственности, которое, в первую очередь, проявляется тем, что малыш не хочет никому отдавать игрушки, причем как свои, так и чужие.

Безусловно, пережить это сложное время намного легче дома, однако современные реалии жизни таковы, что большинство родителей вынуждены работать, и не могут сидеть с малышом. В такой ситуации ребенок часто отправляется в детское учреждение, в котором и проявляются вспышки агрессии по отношению к его сверстникам и воспитателям.

Чтобы усмирить агрессивного карапуза, необходимо оставаться максимально спокойным, как бы это ни было сложно. Вспышка гнева со стороны матери или отца только еще больше раззадорит малыша и, как ни странно, убедит его в том, что он все делает правильно.

В такой сложный период кроха нуждается в поддержке и взаимопонимании со стороны своих любящих и заботливых родителей. Любые окрики или наказания способны только усугубить ситуацию.

Если малыш разбушевался, следует всеми возможными способами переключить его внимание. Далее с крохой необходимо поговорить, но только после того, как он полностью успокоится. Не стоит думать, что дети в этом возрасте еще ничего не понимают, в действительности это совсем не так.

Даже если на ваше чадо поступают жалобы о его поведении днем в детском саду, следует обязательно поговорить с ним вечером и объяснить, что вам очень неприятно слышать такое.

Кроме того, для снятия напряжения и коррекции агрессивного поведения очень полезны игры, основанные на специальных психологических приемах.

Игры для агрессивных детей: рекомендованный список

Конечно, такие игры больше подойдут для самых маленьких задир и агрессоров.

Однако при правильной подаче вы сможете заинтересовать ими даже неуправляемого подростка.

  • «Тух-дуби-дух» . Предложите малышу произнести эту или любую другую загадочную фразу как можно злее. При этом необходимо ходить по комнате с угрюмым лицом и повторять ее как можно чаще. Через некоторое время он будет уже громко смеяться и не сможет изобразить злость;
  • «Жужа» . Эта игра замечательно подходит для группы детей, например, в детском саду. Один из участников садится на стул посреди комнаты, а все остальные располагаются вокруг него. По сигналу ведущего все ребята бегают вокруг Жужи, дразнят ее и пытаются дотронуться. Когда она не выдерживает, вскакивает и начинает догонять того игрока, который обидел ее сильнее других. Как только Жужа дотронется до него, дети меняются местами;
  • «Мешочек гнева» . Сшейте из любой ткани небольшой мешочек и насыпьте в него около 100 грамм гречневой крупы, а затем крепко завяжите. Теперь вам необходимо объяснить малышу, что каждый раз, когда он на кого-то злится, он должен играть с новой игрушкой так, как ему захочется. Мешочек можно кидать в стену, топтать ногами, подбрасывать вверх и многое другое. Так, отрицательные эмоции крохи будут направляться в другое русло, тем самым снижая вероятность агрессивного поведения по отношению к другим людям.

Рекомендации для родителей агрессивного ребенка любого возраста

В большинстве случаев вспышки гнева и другие проявления агрессивного поведения проходят с возрастом. Малыш постепенно учится контролировать свои эмоции и начинает понимать, что добиться желаемого можно другими способами. Но что же делать родителям, у которых растет нервный и агрессивный ребенок, если с каждым днем он становится только злее?

В этом случае мамам и папам таких детей могут помочь следующие рекомендации профессионального детского психолога:

  • В первую очередь, проанализируйте собственное поведение. Помните, дети в любом возрасте копируют своих родителей;
  • Ограничьте просмотр телевизора и тщательно выбирайте передачи и фильмы, которые может смотреть ваше чадо. Не допускайте, чтобы ваш сын или дочка видел триллеры, фильмы ужасов или любые сцены насилия;
  • Несмотря на занятость, всегда находите время на игру и разговор как с малышом, так и с подростком;
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Нервный и агрессивный ребенок не воспринимает критику. Гораздо лучше спокойно объяснить, что бы изменилось, если бы он сделал определенное действие по-другому;
  • Терпеливо объясняйте своему чаду, почему нужно вести себя по-доброму;
  • Держите себя в руках.

Если же даже при соблюдении всех вышеуказанных рекомендаций вы не можете совладать со своим отпрыском, обратитесь к специалисту.

Квалифицированный детский психолог сможет выяснить причину, которая вызывает бурные вспышки гнева и агрессии у вашего сына или дочери, и научит его выражать свои эмоции другими способами.

Агрессия детей: её причины и предупреждения

Что такое агрессивность?

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:

“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.

И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

То есть видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила,

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках,

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.

Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.

К сожалению, их способы поведения, так называемый, поведенческие репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

Читайте так же:  Выравнивание зубов у детей врач

1. Работа с гневом.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в снтуаииях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

В основном это работа психолога в ходе индивндуальнои психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению американского психолога Холста, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

— Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами,

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит оттого, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если нё умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводтъся один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В.Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение,

при более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань. привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “Обзывалки”.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вьплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

“Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называтъ друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты . морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты . солнышко!”

В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей.

1. Андрей – ротозей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся,
Крыша ломается.
Хозяин ругается.

2. Борис-барбарис.
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

3. Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста.
И сказала: “Вкусно”!

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В такихслучаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивна.

Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.

К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватна, оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих,

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и т.д.”. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует послание своего тела, сам сможет пояятъ: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”.

А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов вьплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.

В книге К. Фопеля “Как научить детей сотрудничать” приводиться игра

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

“Случалось ля, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую болышую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”. Далёе вы говорите ребёнку: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?”

Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

“Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые.

Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: “Давайте договоримся: если кто-то из “вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что им что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое-то неудовольствия, чего-то такое что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”. Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от “камешка” Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.

Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей,

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.

Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты – негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”

Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

В заключении хочется пожелать всем работающим с “агрессивными, трудными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно, что с ним сейчас происходит?”