Меню

Почему надо пеленать детей

Пять аргументов, почему нужно пеленать ребенка. Часть 4

Сегодня мы заканчиваем публикацию статьи Потехиной Татьяны Евгеньевны, рассуждающей о том, необходимо ли пеленание современным младенцам.

Пеленание в наши дни или Не всем советам стоит следовать

Сейчас многие специалисты советуют не пеленать младенцев. Мамы детей, с которыми я занимаюсь, рассказывают, что педиатры и некоторые психологи довольно решительно и даже агрессивно требуют отменить пеленание: их учат этому на семинарах и курсах по повышению профессиональной квалификации.

В нашей стране, по-моему, это началось ещё в семидесятые годы ХХ века с рекомендаций модного в те времена доктора Спока. Но именно сегодня я наблюдаю бурное цветение этой пагубной идеи.

Глубоко уважаемый мною Бруно Беттельгейм, всемирно известный психотерапевт и педагог, отмечает одну очень важную вещь: к сожалению, не всё, что печатается людьми в качестве научной литературы, действительно ею является, иногда – это просто «роман», то есть нечто, придуманное другим человеком. «И книга Спока, на мой взгляд, тоже роман. Он не предлагает тщательно проанализированных результатов исследования, но приводит примеры, почерпнутые из его богатого опыта, и высказывает по их поводу умозрительные соображения» [выделено мною – П. Т.].

Я ни разу не видела в современных зарубежных художественных фильмах запеленатого младенца. По всей видимости, за рубежом давно уже не принято пеленать новорожденных. Более того, на занятии по общей психологии (Спец. факультет НГУ, где я училась), нам показывали иностранный документальный фильм, в котором демонстрировались кадры, снятые в советских роддомах. Показ запеленатых младенцев сопровождался комментарием, содержание которого сводилось к тому, что тоталитарное государство таким образом выращивает покорных и послушных граждан, с младенчества ограничивая их.

И наши люди, специалисты (психологи, педиатры и педагоги) почему-то, не задумываясь, начинают послушно повторять эти «романические» слова. Кроме общих рассуждений о том, что младенцу не нравится быть запеленатым, и что пеленание ограничит его развитие в той или иной мере, вы не найдете каких-либо научных исследований и тщательно проанализированных результатов этих исследований. Только общие слова, только «романы»!

Прежде, чем давать советы и рекомендации по изменению культурных традиций, разумно, по меньшей мере, исследовать, изучить, рассмотреть вопрос с максимально возможной в заданных обстоятельствах полнотой.

Конечно, жизненный опыт, наблюдения и размышления каждого конкретного человека имеют определённую ценность и заслуживают внимания и интереса со стороны общества. Но, тем более, того же внимания, интереса и бережного отношения заслуживает опыт народа. За свою короткую жизнь (в сравнении с жизнью народа) человек сможет увидеть, пронаблюдать, осмыслить и проанализировать неизмеримо меньше, чем это сделает коллективный опыт и разум народа.

Русский народ выращивал и воспитывал таких людей, которые смогли освоить 1/6 часть суши в неблагоприятных климатических условиях, создать государство, которое в 1913 году вышло на первое место в мире по экономическим показателям. Наработками русской культуры до сих пор пользуются люди во всём мире. Даже после репрессий и геноцида советской власти против русской культуры, русского народа и его мировоззрения ему хватило жизнестойкости для того, чтобы победить фашизм, перед которым склонили головы народы Европы, восстановить разрушенную войной экономику и первыми запустить человека в космос.
«Современный интенсивный интерес к творчеству, – признаёт Э. Раудсепп, – обязан главным образом тому удару, который нанесли нашему широко разрекламированному чувству самодовольства советские достижения в области космоса».

Неужели эти факты из жизни нашего народа не заставляют нас/вас задуматься?

Мне непонятно, почему нужно пользоваться непроверенными, необоснованными советами и рекомендациями, пришедшими из-за рубежа, и отвергать свои, проверенные временем и тяжёлыми испытаниями наработки? Воистину, чужебесие погубит Россию! «Иванушка, не пей из козлиного копытца, козлёночком будешь!» – предупреждает русская народная сказка.

«”Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка, и желание стать другим народом”, – писал в ХVII веке Юрий Крижанич с болью в сердце за судьбу русской державы. Главной опасностью для любого государства, считал он, является “чужебесие”“бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам”. Живший ещё до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность общественной жизни Руси ХVII века, ставшую впоследствии главной причиной разрушения русской цивилизации».

Позиция «мы – умы, а вы – увы» очень опасная позиция. Человек, занимающий её, изначально ставит себя выше всех других или какой-то части множества людей своего рода. Тем самым он отвергает наработки, опыт, традиции предшествующих поколений.

В России, тысячу лет стремящейся жить по ценностям православия, такая позиция укоренилась после Октябрьской революции 1917 года. Захватившим власть большевикам требовалось оправдать своё беззаконие. Обесцениванием всего, что было до них, они увеличивали свою значимость, присваивали себе право изменять устои, обычаи, порядки, правила и законы. «Прогрессивные» рассуждения о вреде пеленания детей могут оказаться того же «поля ягоды».

Часто в разговорах о пеленании мне приходится слышать о традиции не пеленать своих младенцев, существующей у других народов. Понятно, что культуры, цивилизации отличаются друг от друга (и очень значительно) по тем или иным мировоззренческим или практическим вопросам. Например, у одного народа принято прощать своего обидчика, а у другого – наказывать друга, если тот как-то провинился. В одном народе обман, мошенничество и воровство считается доблестью, а у другого – тяжким грехом.

Каждая культура имеет свои определяющие специфические характеристики и достижения, по крупицам собираемые и культивируемые в поколениях. В традиции христианских народов было принято пеленать своих младенцев. Богородица пеленала Младенца Иисуса: «… и родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, …» (Ев. От Луки, гл. 2, стих 7); «… и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пелёнах, лежащего в яслях» (Ев. От Луки, гл. 2, стих 12).

Архимандрит Тихон в изумительной книге «Несвятые святые» и другие рассказы (Изд-во Сретенского монастыря, ОЛМА медиа групп, М., 2012) приводит слова отца Алипия (Иван Воронов, художник, фронтовик), Великого Наместника Псково-Печерского монастыря, имеющего удивительный дар слова: «”Как узнать Иуду?” – “Омочивый руку в солило, тот Меня предаст”, – сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие ещё не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растёт будущий Иуда. На двенадцать – один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие – садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку – не бери и ты. Старшие начали кушать – тогда начинай и ты».

Как будто специально для нашей темы было сказано в Слове на Литургии на монашеском постриге в Сретенском монастыре (19 декабря 1997 г.): «… Или человек изберёт другое – и будет верным лишь своим желаниям, которые возведёт в закон для себя и всего мира. И, захотев перехитрить всех, в результате обманет лишь самого себя».

1. Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семёнов Н. Е. Нарушения восприятия «себя». – сб. ст., М.: «ДИАЛОГМИФИ», 2012.
2. Бернштейн Н. А. «О построении движений», М.: Медгиз, 1947.
3. Беттельгейм Бруно. Любим ли я… Диалог с матерью. – СПб.: «Ювента», 1998.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – М.: «Эксмо», 2006.
5. Грэндин Темпл, Маргарет М. Скариано. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. – М.: «Центр лечебной педагогики», 1999.
6. Максимова Е. В. Уровни общения. – М.: «ДИАЛОГМИФИ», 2008.
7. Платонов О. А. Русская цивилизация. – М.: «Роман – газета», 1995.
8. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2009.
9. Психология детства. Учебник. /Под общей ред. А.А. Ренана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.
10. Русские дети. Энциклопедия. – СПб.: «Искусство», 2006.
11. Шугаев Илья, священник. Растим сына, растим дочь… – М.:«Издательский Совет Русской Православной Церкви», 2006.
12. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. – М.: «Просвещение», 1978.
13. Эволюция: человек и образование. // Материалы конгресса, Новосибирск, 11 – 14 декабря, 1996. – Н-ск, 1996.
14. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. // В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. – М.: «Мир», 1995.
15. Ярошевский М. Г. Наука как предмет психологического исследования // Проблемы научного творчества в современной психологии. – [Сб. ст.] / АН СССР. Институт истории естествознания и техники; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: «Наука», 1971. С. 7-45.

Пять аргументов, почему нужно пеленать ребенка. Часть 3

Продолжение публикации статьи Потехиной Татьяны Евгеньевны, посвященной вопросу необходимости пеленания младенцев.

Нужно ли пеленать новорожденного? Пеленание дает границы безопасности

До рождения ребёнок находится в пределах материнской утробы. Он ощущает ее всем телом, ему тесно, но вместе с тем через ощущения понимает, что защищён. А когда ребёнок защищён, он может развиваться.

И вот младенец рождается, при этом получает информацию о безграничности окружающего мира. Теперь он не ощущает границ своего тела, если его не пеленают. А безграничность пугает так же, как бесконечность. Непонятно, где – я, а где – всё остальное? В подобных ощущениях неопределённости ребёнку трудно идентифицироваться.

Возражая против пеленания, мамы часто говорят: «Он (она) всё равно руки высвобождает». Даже если малыш высвобождает ручонки из пелёнок, он при этом ощущает границы. Границы безопасности. И ему спокойнее. Почему дети и животные любят различного рода норки, норушки, клетушки? Почему делают себе домики под столами, из стульев и т. д.?

Издана книга, написанная Темпл Грэндин (США), о преодолении ею собственного аутизма. Перечисляя характерные для аутичных людей признаки, она говорит о гиперактивности, агрессии, разрушительном поведении; о большом «голоде» в тактильных стимулах при одновременном избегании прикосновений. «Некоторые учёные полагают, что недостаток тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение».

Темпл Грендин описывает случай, когда она впервые в жизни, уже в подростковом возрасте, благодаря станку для фиксации коров почувствовала полное снятие психофизиологического напряжения. Она провела соответствующее исследование и написала курсовую работу по психологии, предложив соученикам побывать в этом станке и поделиться своими впечатлениями. Многие из обследованных молодых людей неожиданно для себя отметили ранее ими не испытываемые комфортные ощущения защищенности, снятия напряжения и внутренней свободы.

Ученическое исследование Темпл Грендин показало, что не только аутичные дети, но и многие дети, лишенные этого диагноза, имеют некоторые общие проблемы. Вполне возможно, что переживания, испытанные молодыми людьми в станке для фиксации коров, были следствием включения тех адаптационных механизмов, которые обычно включает тугое пеленание. А сама жёсткая фиксация в станке – тем сигналом, «пусковым стимулом» среды, который и «запускает» эти механизмы. Во всяком случае, наблюдение мне представляется весьма интересным и достойным дальнейшего изучения.

К характерным признакам аутичных детей относят также неуверенность, почти полное отсутствие инициативы в общении с людьми, несговорчивость, страх перемен, трудности с речью, слабость эмоционального контакта с окружающими, нарушения дневного сна, трудности с засыпанием, беспокойный ночной сон. Именно они свидетельствуют о наличии у ребёнка постоянного психофизиологического напряжения.

Читайте так же:  Нод ориентировка во времени детей дошкольного возраста

Интересно, что в той или иной степени, по моим наблюдениям, эти признаки присутствуют в поведении детей, которых либо совсем не пеленали, либо пеленали малое время. Разумеется, не все дети в равной степени страдают от непеленания. Каждый ребёнок имеет свой запас биологической, психофизиологической прочности.

Пеленание и неравномерность развития

Один из основных законов роста и развития человека говорит о том, что оно происходит неравномерно. Органы, функции, системы, части тела созревают в разные периоды, в строго определённом порядке, каждый в своё время. Не считаться с этим нельзя.

Новорождённый отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорождённого составляет ¼ длины туловища, а у взрослых – 1/8. Голова новорождённого – самая тяжёлая часть тела! И это – при слабых, незрелых мышцах и позвоночнике. Если внешними условиями (пеленанием) не помогать младенцу, шейный отдел его тела будет испытывать колоссальные нагрузки. Создавшееся психофизиологическое напряжение нарушит, в первую очередь, кровоснабжение мозга, прилежащих органов и тканей, и спровоцирует отклонения в развитии. Со временем на этой почве может развиться сколиоз, кривошея, горб.

Кроме того, на эту проблему следует посмотреть ещё вот с какой стороны. Профессор Новосибирского мединститута А. Н. Мосолов в своём выступлении на конгрессе «Эволюция: человек и образование», состоявшемся в г. Новосибирске 11 – 14 декабря 1996 г., сказал: «Молекулярно-генетические исследования последних лет свидетельствуют, что у человека и шимпанзе гомология ДНК достигает 95%! Фактически у нас, людей, 95% генов – обезьяньи. Почему же мы лучше их? По моему мнению, виной всему один главный “дефект”, который я называю “антиакселерацией”.
Суть его состоит в следующем. В среднем, по сравнению с человеком, обезьяны развиваются примерно в три раза быстрее. Короткий временной отрезок от рождения до полового созревания в сообществах гоминид давал возможность обучать новые поколения только элементарным навыкам для сохранения жизни и оставления потомства. Не хватало времени для совершенствования опыта и его накопления в чреде поколений. Отмеченное во второй половине ХХ века массовое проявление акселерации в ряде популяций необходимо оценить как отрицательное явление для человека в масштабах вида, как ретроградную эволюцию».

Полная зрелость у самки шимпанзе наступает в 7 – 8 лет, а у самца – в 9 – 10 лет. Развивая далее свою идею, Мосолов приходит к выводу: замедление физического созревания человека в сравнении с таковым у шимпанзе даёт возможность вызревать специфически человеческим качествам. Свободные движения могут ускорить физическое развитие новорождённого в ущерб психическому. А ускорение развития увеличит психофизиологическое напряжение.

Вы только себе представьте, это как в игре «перетягивание каната»: с одной стороны 95% генов, гомологичных обезьяньим, тянут развитие человека по пути развития обезьян, и только 5% – по пути развития собственно человека. Чтобы победили «наши», то есть человеческие гены, им нужна помощь. И эта помощь всегда приходила со стороны культурных наработок многих и многих поколений.

К большому сожалению, даже в наше время известны случаи, когда развитие человеческих детей шло по обезьяньему типу. У девочек в 4 года появлялись первые регулы, а в 6 лет они рожали своих первенцев (Перу). Хорошо это или плохо? Физическое развитие помогает психическому и интеллектуальному, но не обеспечивает и не заменяет их.

Отсутствие сдерживающих факторов со стороны пеленания, конечно же, ускоряет физическое развитие организма, перегружает и просто «забивает» психическое, нравственное, интеллектуальное, которые на ранних этапах осуществляются медленнее из-за биологической незрелости ребёнка. Происходит перекос в развитии в сторону физического, в ущерб развития всех других сторон личности человека. Это тот самый случай, когда «сила есть – ума не надо».

«Да, ребёнок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком». И для того, чтобы социальная среда могла воздействовать на созревание малыша столько, сколько это необходимо, чтобы в «перетягивании каната» победили «наши», необходимо время. Только соблюдая определённую меру физического развития относительно развития всех других функций и систем, можно добиться развития относительно гармоничной личности.

Нужно лм пеленать ребенка? Пеленание и умение проводить грань свой – чужой

Я заметила, что НП-детям труднее даётся подражательное поведение, чувство порядка, сосредоточенное внимание, терпение и послушание. К тому же и уровень тревожности у них заметно повышен. С ними у мам, педагогов и детей чаще возникают различного рода проблемы, учебный процесс чаще «спотыкается» именно на этих детях. Взрослым приходится постоянно придумывать, изобретать для них всё новые и новые методы убеждения.

Народная педагогика называет таких детей своевольными. Хороша ли своя воля? Конечно, хороша, но в своё время: после того, как все психофизиологические механизмы, обеспечивающие выживание, развиваются и созревают. Только не в период, когда основные механизмы познания, развития и приспособления к окружающей среде связаны с подражательным поведением.

Наблюдая поведение НП-детей, я прихожу к выводу, что они не вполне доверяют взрослым и от этого напряжены более, чем того требует действительность. Интересно, что вес таких детей, если вы берёте их на руки, может оказаться неожиданно больше, чем это представляется, когда просто на них смотрите.

На моих занятиях много игр, когда беру детей на руки, кружу, раскачиваю их или подбрасываю. Я специально планирую занятие таким образом, чтобы иметь возможность время от времени «потрогать вес» ребенка своими руками. Вес может меняться буквально на глазах. И мамы подтверждают справедливость этого наблюдения. Например, берёшь на руки тяжёлого ребёнка, он начинает играть на фортепиано, импровизируя (нажимать на клавиши, как ему хочется), и его вес вдруг, в какие-то мгновения уменьшается. Потому что самовыражение в любой форме снимает любое внутреннее напряжение, любую тревогу.

Мне бы хотелось отметить ещё один момент наблюдаемого феномена. В период от рождения до трёх лет ребёнок, формируя свои представления о мире, должен сделать несколько фундаментальных открытий. Одним из них является открытие того, что мир состоит из своих и чужих.

Уже в 4-5 месяцев ребёнок может беспокоиться при появлении чужих людей. Умение проводить грань свой – чужой относится к основным умениям ориентации в пространстве жизни: физической, социальной и идеальной её составляющей. Если ребёнок этого не умеет делать, то его развитие в будущем будет идти неправильно. Будет повреждено «чувство границ». Значит, ребёнок, вырастая, не научится «хранить свои границы» и «не нарушать границы другого человека». В том числе будут повреждены механизмы, обеспечивающие выбор близких, «своих по жизни» людей.

Священник Илья Шугаев, многодетный отец, в своей книжке «Растим сына, растим дочь», анализируя умение ребёнка проводить грань «свой – чужой», выделяет повреждение чувства границы как базовое при попадании подростков в группу риска по асоциальному поведению: «Ребёнок либо выделяет из общей массы кого-то, к кому он более привязан душой, либо нет, либо ни к кому не может быть привязан серьёзно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с лёгкостью расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь.
Оказывается, чтобы ребёнок научился привязываться к кому-то своим сердцем, до трёх лет он должен сначала привязаться к своей матери. В этот период он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трёх лет, человек будет пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное, он будет воспроизводить её в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не будет, и только в семье он будет находить своё счастье…
В будущем эти дети (у которых не сформировано или повреждено чувство «границ» – П.Т.) крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска проституции, по наркомании и алкоголизму». С этим же чувством тесно связано чувство Родины – «большой семьи».

Мамы НП-детей рассказывают, что их дети не боятся чужих женщин и даже мужчин. Сами вступают в разговор со взрослыми, называют чужих женщин «мамой» или, если их поправляют, «тётя – мама», и демонстрируют готовность идти за ними куда угодно, с лёгкостью оставляя своих родственников или даже родную мать. Но есть и другой тип поведения НП-детей – это чрезмерное недоверие, что тоже связано с нарушением чувства «границ».

Современным людям, выросшим в стране разрушенных традиций, необходимо осознать (если они хотят быть успешными не только в своей жизни, но и в жизни потомков), что традиция закрепляла в обычаях и поведении людей только то, что обеспечивало наилучшую адаптацию и выживание в экстремальных условиях и было проверено опытом поколений. Отвергать традицию, следуя моде, категорически не рекомендуется. По этому поводу вспоминаются слова одного священника: «Прочитай слово “мода” наоборот и ты узнаешь, чем она заканчивается».

Продолжение статьи будет опубликовано в ближайшее время. Следите за анонсами!

Пеленание: вред или польза. Как, когда и как долго пеленать ребенка

В настоящее время все чаще говорят о вреде пеленания: оно не позволяет ребенку гармонично развиваться, ограничивает восприятие мира, нарушает осязательные функции, тормозит индивидуальность. Не удивительно, что многие молодые родители изначально отказываются пеленать грудничков, но приходят к нему, измученные бессонными ночами.

В России испокон веков было принято пеленать новорожденных с помощью пеленальника (повивальника или свивальника) – полосы из домотканой ткани шириной около 15 сантиметров, украшенной узорами с крестами.

Повивальники передавались из поколения в поколение и служили оберегом. Ребенка заворачивали в пеленки, сверху довольно туго обматывали повивальником в направлении от плеч к ногам.

Такое тугое обматывание применяли в первые недели, чтобы смягчить родовой стресс, который испытывает малыш при появлении на свет.

Сегодня неопытным родителям внушают, что любое пеленание — это пережиток прошлого, насилие над личностью, которая должна свободно двигаться с первых мгновений жизни.

Друзья приветствую вас, на сайте о качестве сна. Предлагаю рассмотреть пеленание, руководствуясь здравым смыслом. Речь пойдет о физиологически обоснованном или свободном пеленании, которое помогает малышу привыкнуть к своему телу и новому миру постепенно.

При таком способе, в первые недели ручки не туго прижимаются пеленкой к телу (впоследствии вовсе не обматываются), а ножки свободны и обхватываются пеленкой.

Вред тугого пеленания

В старину дети плотно заворачивались в пеленку таким образом, чтобы не могли пошевелиться, ноги выпрямлялись, плотно прижимались друг к другу, а выпрямленные руки приматывались к телу. Еще тугое пеленание обязательно использовали в качестве лечебной процедуры для недоношенных, травмированных при родах и ослабленных детей.

В настоящее время тугое пеленание, как способ ухода за грудничками можно встретить крайне редко.

Научная медицина, доказала:

  • длительное и бездумное тугое обматывание тормозит развитие двигательных функций младенца.
  • Привыкание к своим ногам и рукам, происходит у таких детей лишь к шести месяцам. Они могут будить себя вздрагиваниями во сне до 7 и 8 месячного возраста.
  • Тугое оборачивание ножек провоцирует дисплазию (вывих) тазобедренного сустава.
  • Нарушается общее кровообращение в организме ребенка. Сдавливаются легкие.
  • Происходит перегрев, снижается иммунитет.
  • При тугом пеленании нарушается физиологическая привычная поза ребенка, ухудшается его самочувствие, сон, питание.
  • Ребенок нервозен и возбудим.
  • Повышается риск смерти малютки.

Психологии уверены: тугое пеленание воспитывает дисциплинированную, покорную личность, готовую к подчинению, развивает такие черты характера, как пассивность, слабохарактерность, склонность быть жертвой.

Польза свободного пеленания

Создание комфортных условий, близких к внутриутробным

До рождения тело младенца плотно обнимают стенки матки, они дают опору его ногам и рукам. Эти тесные объятия становятся привычными и желанными. Любая их имитация позволяет малышу ощутить себя комфортно.

Читайте так же:  Если у ребенка сопли можно ли купаться

Ребенок при рождении испытывает сильнейший испуг:

  • после тесной, темной и теплой среды обитания он оказывается в огромном открытом, прохладном пространстве, залитым ярким светом и разнообразным шумом,
  • встречается с гравитацией, болью сжатия тела во время прохода по родовым путям, болью от первого вдоха, когда разворачивается легочная ткань.
  • Лишенные привычной опоры о стенку матки, ножки и ручки младенца хаотично болтаются и пугают его.


Испуг — очень сильная негативная эмоция , заглушающая и замедляющая развитие всех остальных функций: познавательную, осязательную, моторную и др.

Пеленание ограничивает окружающее новорожденного ребенка пространство, создает внутриутробную тесноту, дает чувство опоры, согревает и позволяет принять привычную позу — подтянуть к животику ножки и пососать кулачок. Так он учится сам себя успокаивать.

Аналогичного эффекта можно добиться и без пеленания — нужно прижать кроху к своему теплому телу и придержать рукой болтающиеся ноги и руки. Близкие к внутриматочным ощущения успокаивают ребенка.

Развитие осязания

Осязательная функция начинает проявляться с трех месяцев внутриматочного развития детей. К 4 месяцу появляется координация движений головы и рук, малыш находит свой рот руками и начинает посасывать кулачок или палец, что входит в привычку.

В последние недели до рождения тельце ребенка значительно увеличивается, маточные объятия становятся более тесными, ноги и руки плотно прижимаются к телу, что также становится внутриутробной привычкой. Периодически сокращаясь, матка, дает ощутимые телесные впечатления о плотных объятиях.

До рождения источником тактильных ощущений служит вся поверхность кожи малыша, соприкасающаяся со стенками матки.

Кожа грудных детей — самый чувствительный орган, через который малыш получает 85% всей информации о мире.

После рождения осязание продолжает развитие за счет информации, поступающей извне через соприкосновения с его кожей, особенно с ножками и ручками. Источником тактильной информации служит все: пеленка, одежка, тело мамы и папы, свое тело и так далее.

Чтобы осязание развивалось успешно, нужно, чтобы ноги и руки младенца натыкались на различные поверхности постоянно, а не летали в воздухе бесконтрольно. В таком случае, он не успевает пугаться бесконечности окружающего пространства.

Правильный подход к развитию осязания новорожденных:

  • на время сна пеленаем при минимуме одежки под пеленкой (ручки будут натыкаться не только на пеленку, но и ощущать свое тело),
  • если малыш на руках у взрослых и согрет их теплом — одежки должно быть также как можно меньше.
  • Обеспечьте малышу возможность познавать мир, пусть трогает все, что безопасно. Чем стимулы разнообразнее, тем активнее развивается осязание.

Исследования доказали, что телесный контакт новорожденного с родителями очень важен . Ребенок, которому дают возможность лежать на животе или груди мамы (папы), лучше себя чувствует и быстрее адаптируется к новым условиям обитания. Чаще поглаживайте его тело, нежно массируйте ступни и ладошки.

Мешают развитию осязания распашонки с зашитыми рукавчиками. Когда руки длительное время закрыты, малыш лишен разнообразия ощущений: возможности касаться своего тела, окружающих предметов, маминой груди при кормлении.

Пеленание улучшает качество сна новорожденного

Наш сон состоит из стадий поверхностного (быстрого) и глубокого (медленного) сна. При переходе из быстрого сна в медленный, происходит изменение нервной возбудимости. Наше тело при этом вздрагивает.

У малышей вздрагивания бывают довольно сильными, ноги и руки резко вскидываются. Младенец пугается и просыпается. А все дело в отсутствии тормозных механизмов нервной системы. По мере их формирования (к 30 дню примерно), тело ребенка будет вздрагивать слабее.

Пеленание помогает новорожденному научиться спать самостоятельно в новых для него условиях. Пеленка удерживает его ножки и ручки от вскидывания.

чтобы ребенок активно развивался необходимо:

  • избегать испуга, который тормозит развитие по всем фронтам. Следует исключить вскидывания ног и рук. В этом поможет пеленание.
  • Создаем комфортные близкие к внутритробным условия: поза (ножки подтянуты к животику, ручки полусогнуты и не туго прижимаются к телу), теснота (разумно ограничиваем пространство), телесный контакт (выкладываем к себе на живот).
  • Позволяем малышу познавать мир посредством прикосновений к окружающим предметам, чаще оставляем его ладошки открытыми.

Когда пеленать

Присутствие матери прекрасно успокаивает малыша и позволяет обойтись без пеленания. Хорошо, если у мамы есть возможность носить кроху постоянно на руках (в слинге), спать рядом с ним, — создаются привычные телесные ощущения, ребенок спокойно спит и без пеленки, «вскидываниям» мешают родительские объятия. Согретое маминым теплом дитя может спать, а также гулять обнаженным, что очень полезно для развития осязательных функций.

Но обеспечить круглосуточный тактильный контакт с крохой в современном обществе нереально. Ребенку все равно приходится оставаться одному, когда он спит, когда мама делает домашние дела, кушает, моется.

Необходимо научить малыша пребывать в одиночестве и не пугаться . В этом поможет пеленание, оно удержит его непослушные ножки и ручки от беспорядочных движений и создаст ощущение ограниченного и уютного пространства.

Опытные педиатры и многодетные родители советуют пеленать с первых мгновений жизни, пока малютка сам не выпутается из пеленок, показав свою потребность и готовность к большей свободе . Чаще всего пеленание продолжается до 6-9-ти месячного возраста.

Как пеленать

Мы говорим о пеленании свободном — конечности имеют достаточную свободу для движений, малютка может привычно подтянуть ножки к животику и поболтать ими, а ручками трогать себя или вытащить их и пососать кулачок. Одежды под пеленочкой должно быть как можно меньше, чтобы ребенок мог кожей ощущать не только пеленку, но и свое тело.

Во время гуляния. Примерно к третьей неделе ребенок начнет с интересом рассматривать окружающую его обстановку, захочет потрогать погремушки в кроватке и другие предметы. На этом этапе развития можно вводить пеленание «под ручки»: пеленка укутывает ножки, но их свободе не мешает.

Когда спит. Осознанные реакции конечностей формируются к месячному возрасту, вскидывания ослабевают, малыш реже просыпается от своих резких движений. Можно практиковать пеленание «под ручки».

Если вскидывания сохраняются, то продолжайте пеленать с руками. Некоторые дети продолжают резко вздрагивать во сне до шести и больше месяцев. Что может быть связано с сильным стрессом во время рождения: ребенок испугался и не принимает новую реальность. Не торопите его, он со временем адаптируется к новым условиям.

Пеленать или нет

Задача родителей — обеспечить малышу максимальные безопасность и комфорт для активного развития. Наблюдайте за своим малышом, он сам подскажет ответ. Многим детям пеленание излишне, они спокойно спят в ползунках и распашонке, а на попытки спеленать их, отвечают активным протестом.

Если малец пугается своих ручонок во сне, то свободное пеленание необходимо. При этом, пеленочка предохраняет от переохлаждения, ведь собственный терморегулятор в первые дни еще не работает.

Считаете ли вы свободное пеленание вредным или полезным? Интересно услышать Ваше мнение.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата

ОБЯЗАТЕЛЬНО ли нужно пеленать новорожденного??

нашему малышу чуть месяца. мы никогда (не один час даже) не пеленали его, потому что в роддоме сказали что нельзя пеленать, так как это старый метод.
но наши родители выступают за тугое пеленание, когда ножки выпрямляются, сводятся между собой и в таком состоянии плотно фиксируются пеленкой.
говорят ножки, руки, позвоночники будут кривыми.
короче мы запутались..

есть тут кто вообще никогда не пеленал своего ребенка? как ваш ребенок рос?

37 ответов

спасибо всем кто меня ответил!

Я не пеленала, считаю это издевательством над ребенком. Ну и конечно же, куда уж врачам, до всезнающих бабушек-дедушек. Какая кривизна? Что это за бред. Пеленание не дает ребенку лечь в его физиологическую позу, не говоря уж о том, что ребенко может просто себе все отлежать, тем самым нарушая кровоток (попробуйте сами полежать часок спеленутой

я пыталась пеленать. не мое это. руки не из того места . так сказать. на третий день в роддом муж привез слипы и носки. про пеленание потом не вспоминала. мама только иногда ее пеленала для своего удовольствия. про ровные ноги от тугого пеленания — бред. тугое пеленание — оч вредно (в роддоме врачи сказали). спят запекленованые (не туго. ) дети лучше — это факт.

Пеленала только в роддоме 3 дня-и то так,еле как-все ручки сразу высовывала и ножки.После перестала совсем.Я противник пеленания,считаю,что это нормальное развитие нервной системы ребенка и его мозга,когда он начинает видеть свои ручки,управлять ими итд.Ну да,будила поначалу себя ручками недели 2,но потом все ок стало.единственное,когда нужно пеленания-это когда у ребенка аллергия и он расчесывает себя жо невозможности.У подруги так было-мог даже рукавичками до кровоподтеков начесать себе лицо-она его пеленала.Хотя думаю причину аллергии нужно быстрее искать в таком случае.

Меня мама не пеленала. Своих детей тоже не пеленала. У сына ровные нормальные ноги. Осанка может испортиться в подростковом периоде, когда начнется интенсивный рост.

И еще для справки)))) Недавно взяла книгу по домоводству за 1958г. (истала старый кулинарный рецепт). Там была глава про уход за детьми. Решила прочитать просто ради интереса насколько иным было отношение к новорожденным. Так вот там написано, что тугое пеленание это вредный, дикий обычай. Также прописана польза жизненая необходимость шевелить руками. И приведены рисунки и описание свободного пеленания нижней части туловища ребенка.

А я воспринимаю это как особую форму садизма. У меня клаустрофобия и мне почему-то кажется, что моему дитенышу тоже будет психически некомфортно. Хотя от беспокойного сна может спасти,потому что поначалу моя малышка просыпалась от своих ручек, которые у нее сами по себе гуляли ночью, я их придерживала и она тут же засыпала. Но пеленать я никогда не пеленала и в рд сердце кровью оливалось от жалости к малышке)) И еще, сейчас столько красивых слипиков и бодиков. которые больше радуют глаза родителей, потому уже и не модно пеленать.А тех родителей, которые пеленают,уважаю за их терпение и выносливость, потому что мне проще ребенка в комбез запихнуть, чем запеленать. Насчет кривизны ручек и ножек, полный бред!Это от неграмотности людей с древних времен пошло наверное.

Дитя в кулечке. Нужно ли пеленать младенца?

Пеленание новорожденного ребенка: доводы за и против

Попросите любого, как в популярном телешоу, продолжить ассоциативный ряд: новорожденный — . Наверное, девять из десяти скажут: «. пеленки — распашонки». Но в последнее время появились всевозможные альтернативы пеленкам: боди, комбинезоны, ползунки, в которые малыша одевают с рождения. Что же такое пеленки — необходимость или дань традиции?

Пеленание: история вопроса

Издавна новорожденных и грудных детей пеленали — «свивали». Эта традиция была продолжена и в двадцатом веке, в частности в нашей стране. Это имело ряд причин, а также отчасти было вынужденной мерой. Во-первых, одной пеленкой можно легко и быстро обернуть как тельце, так и головку малыша, если в детском отделении будет относительно прохладно. Во-вторых, пеленки лучше и проще стерилизуются, чем детская одежда. В-третьих, в эру тканевых подгузников, когда требовалась их частая смена и всего мокрого комплекта одежды, перепеленать младенца, особенно если речь шла не о единственном дитяти, а о целом отделении медицинского учреждения, было гораздо проще, чем поменять всем этим карапузам кофточки и штанишки. Затем, когда молодая мама выписывалась со своим малышом домой, перед нею немедленно вставала та же проблема частой смены белья, именно поэтому она чаще всего прибегала к пеленанию.

Казалось бы, сегодня, когда в нашу жизнь прочно вошли одноразовые подгузники, а глаза разбегаются при одном взгляде на прилавки с одеждой для новорожденных, пеленание должно было бы кануть в Лету. Однако и в настоящее время оно не только применяется, но и имеет своих сторонников. Давайте посмотрим, какие же доводы выдвигают они в пользу древнего «свивания», и постараемся оценить их с позиций современных знаний.

Читайте так же:  Можно ли есть сырой лук детям

Доводы «за»: критический взгляд

1. Младенец привык к ограниченному, можно сказать стиснутому, пространству материнской утробы, и ему будет более комфортно, если продолжать воспроизводить это ограничение пространства и после его рождения. Строго говоря, сегодня мы не знаем, а может быть, никогда и не узнаем, что по этому поводу думают сами малыши. Но ведь человек и появляется на свет, потому что он уже готов к смене условий существования, он уже преодолел Рубикон своего рождения для этого мира, и неизвестно, будет ли правильно возвращать его во «внутриутробное» состояние. Для того малютка и тренирует ручки и ножки внутри маминого живота, чтобы научиться пользоваться ими после рождения. Не будет ли это насилием против природы, если мы станем ограничивать его свободу? Вообще, человеку свойственно думать, что он умнее и мудрее природы. Ну и что, что в процессе эволюции млекопитающие вышли на сушу рожать своих детей? У нас обязательно появляется мнение, что продолжение водной среды для новорожденного крохи лучше, чем попадание в воздушную, и мы отправляемся рожать в воду. Ну и что, что зубной ряд человека говорит о его приспособленности к всеядности (сочетанию растительноядного и хищного образа жизни)? Для нас и это не аргумент, и мы придумываем теорию о загрязнении организма шлаками при питании мясом, о достижении особого духовного роста при отказе от него — и ударяемся в вегетарианство. Может быть, и в вопросе пеленания это следование «славной» традиции?

2. Возможно, и вам приходилось слышать от бабушек следующий аргумент: если не пеленать кроху, ножки будут кривые. При этом «знающие» бабули обязательно выступают за тугое пеленание, когда ножки выпрямляются, сводятся между собой и в таком состоянии плотно фиксируются пеленкой. Между тем, это даже не миф, а опасное заблуждение. Сложно сказать, откуда оно берет свои истоки, но на деле все обстоит с точностью до наоборот. Дело в том, что патологическая кривизна ног (она формируется, когда чадо начинает вставать на ножки, а позже — ходить) чаще всего является следствием рахита — своеобразного нарушения обмена веществ, приводящего к тому, что твердость костей уменьшается, они становятся более податливыми и искривляются под весом ребенка.

У большинства из нас представления о рахите ассоциируются с недостаточное воздействие ультрафиолета и, как следствие, недостатком в организме витамина D, который играет важную роль в усвоении костями кальция (именно соли кальция и придают костям прочность и твердость). На самом деле патогенез рахита намного шире и сложнее; по сути это заболевание является болезнью роста, когда скорость одних процессов в организме не соответствует скорости других. В настоящее время широко проводится профилактика рахита. Педиатрам хорошо известно, что гораздо эффективнее и потому важнее так называемая неспецифическая профилактика этого заболевания. К ней относят: рациональное питание (сохранение грудного вскармливания, кормление по требованию, своевременный ввод прикормов и витаминных дотаций), достаточное пребывание малютки на свежем воздухе в светлое время суток (в незакрытой коляске), регулярное умеренное закаливание, а главное — достаточная двигательная активность. Конечно, применяются для лечения и профилактики рахита и препараты витамина D, но они «перекрывают» лишь одно из многих звеньев причин и процесса развития заболевания. Витамин D способствует отложению солей кальция в костную ткань. Но дело в том, что кальций усваивается костями только при условии активной мышечной работы! Именно тяга сухожилий от работающих, напрягающихся мышц запускает правильные физиологические механизмы в костной ткани. При отсутствии сокращений мышц кальций из костей, напротив, вымывается, что ведет в конечном итоге к их размягчению. Поэтому среди педиатров в ходу отчасти крылатое выражение: «запеленайте младенца потуже, гуляйте с ним только в закрытой коляске или только по вечерам, кормите молочной смесью и кашами и дайте высокую дозу витамина D — и вы получите «цветущий» рахит (значит, и ноги будут кривыми)». И наоборот, многим понимающим родителям удается избежать даже небольших проявлений рахита при соблюдении здорового образа жизни и часто — даже без назначения витамина D (разумеется, под тщательным врачебным контролем).

Мы ни в коем случае не призываем вас отказываться от приема витаминных препаратов, тем более самостоятельно, просто хотим подчеркнуть: ничто так не важно малышу, как достаточная физическая активность. И в этом пеленание — далеко не лучший помощник, ведь в «человеческой» одежке кроха смог бы двигаться гораздо активнее. К тому же, пеленание с выпрямленными ножками вредно еще и для тазобедренных суставов. Для правильного развития последних требуется состояние разведения (посмотрите, как в свободном состоянии лежит новорожденный — ножки его разведены). В странах, где издавна не применяется пеленание и принято разведенное положение ножек (в Африке грудничков приматывают платком к материнской спине с разведенными ножками, в Азии — носят «верхом» на боку), у взрослых людей гораздо реже имеется дисплазия (недоразвитие) тазобедренных суставов. Между тем, известно, что частота этой патологии при рождении равна ее частоте в других странах. Просто при правильном положении после рождения суставы могут правильно «деформироваться», то есть по сути выздоравливают.

3. Следующее утверждение сторонников пеленания: завернутые младенцы спокойнее спят, меньше будят себя своими ручками и ножками, не сбрасывают с себя одеяло. Все это справедливо. Действительно, движения детей первых полутора-двух месяцев жизни не скоординированы и спонтанны. Часто случается, что малыши просыпаются от слишком интенсивных движений собственных, неподвластных им ручек и ножек. Что же с этим делать, если не пеленать малютку?

Прежде всего, можно положить его спать на живот. Да-да, не пугайтесь. Если еще десятилетие назад средства массовой информации в один голос трубили об опасности положения на животе из-за развития синдрома внезапной младенческой смерти, в последние годы убедительно и надежно доказано, что само по себе положение тела нимало не повышает риск развития этого страшного и трагического состояния. Опасно не положение крохи на животе, а присутствие в кроватке подушек, мягких перин, объемных одеял и крупных мягких игрушек – всего того, что может стать причиной удушения во сне. Если же в кроватке малыша ортопедический матрас (без подушки) и хлопковое или шерстяное одеяло или плед, опасаться положения на животе не нужно. Между тем, оно очень полезно для маленького человечка по многим причинам: улучшается пищеварение, легче отходят газы, а значит, снижается вероятность кишечных колик; правильно формируется тонус мышц спины и шеи, дети начинают раньше (причем, без вреда для здоровья) держать голову; значительно снижается опасность аспирации (вдыхания) при срыгивании, да и сама частота срыгиваний заметно снижается, так как желудок начинает располагаться более физиологически, чем в положении на спине. Поэтому все врачи рекомендуют специально выкладывать ребенка на живот в течение дня во время бодрствования. Если же вы станете укладывать его спать на живот, то будете лишены необходимости специально выделять для этого время. Ну и наконец, малыши действительно не будят себя ручками и ножками, если спят на животе и не сбрасывают с себя одеяло. Если ваше чадо почему-либо против спать на животе, вы можете воспользоваться специальным детским спальным мешком, который не позволит ему раскрыться во сне и переохладиться. Кстати, младенческие рукавички-«царапки» тоже во многом помогают решить проблему частых пробуждений. Малыши значительно спокойнее чувствуют себя, если надеть их на ручки. К тому же, они не смогут поцарапать себя во время сна и не проснутся от боли.

Хоть это и не относится к теме сегодняшней беседы, хочется предостеречь родителей от укладывания малютки на бок. Дело в том, что позвоночник крохи не приспособлен к боковым нагрузкам, и длительное положение на боку может привести к ортопедическим проблемам. Почему-то это мало освещается в современной литературе для родителей, хотя убедить их в этой реальной опасности гораздо важнее, чем в мифической опасности положения на животе. До тех пор, пока крошка не научится переворачиваться со спины на живот и наоборот, не стоит укладывать его на бочок.

Иногда за необходимостью пеленания на время сна кроется повышенная возбудимость новорожденного или грудничка. Если вы видите, что малыш в принципе засыпает с трудом, требует укачивания, часто просыпается, иногда капризничает к вечеру или в течение ночи, стоит обратиться к невропатологу, так как нарушения сна могут быть показателем (иногда самым очевидным или даже единственным) неблагополучия со стороны центральной нервной системы. Если пришел черед планового посещения этого доктора, обязательно поведайте ему об особенностях сна своего малыша. Не исключено, что это станет поводом к дополнительному обследованию малютки. При выявлении той или иной патологии необходимое лечение, как правило, приводит и к улучшению сна.

Свобода от. пеленок

Теперь, когда мы оценили аргументы «стороны защиты», поделимся еще некоторыми своими соображениями по поводу пеленания.

  • Облачить малыша в комбинезончик или комплект из кофточки и штанишек покажется молодой маме гораздо проще, чем правильно запеленать ребенка (эти беспомощные с виду карапузы на самом деле очень быстро и изобретательно разворачиваются). Сегодня, в связи с приходом одноразовых подгузников в нашу жизнь, нет необходимости заниматься сменой белья каждый час, да и детские вещички чаще всего скроены так, что и раздевать человечка целиком не приходится — достаточно расстегнуть лишь пару кнопочек. Даже самый боязливый молодой папаша сможет уверенно продеть ручки малыша в рукава, а ножки — в штанины.
  • Помимо достаточной свободы движения, «настоящая» одежда дарует малютке чисто эстетическое превосходство. Особенно при современном ассортименте детских прилавков.
  • Выше мы говорили о пользе сна на животе, между тем запеленатого малыша уложить спать на живот невозможно (когда дети спят на животе, они не ложатся им плоско на матрас, а подтягивают под себя колени, чуть приподнимая попку).
  • Если ваше чадо — «недотрога», не исключено, что многие манипуляции вам будет проще выполнить во время его сна (например, подстричь ногти). Если же малютка будет завернут в пеленки, вы лишитесь «доступа к телу».

Некоторые итоги

Нам кажется, что по совокупности аргументов младенец достоин лучшей участи, чем тугой сверток. Возможно, наше мнение покажется вам излишне категоричным, тогда можете выбрать компромисс. Например, если ваш малыш плохо засыпает, ему исключили патологию нервной системы (или он получает необходимое лечение, но значительный эффект пока не достигнут), вы можете пеленать его перед сном даже поверх костюмчика (при этом не обязательно использовать пеленки — может оказаться удобным и плед) или время от времени, когда малютка особенно перевозбудится или будет плохо себя чувствовать.

В любом случае, сегодня мир отказался от тугого пеленания. Когда речь заходит о пеленании (даже во время пребывания в роддоме), имеется в виду свободное пеленание, когда для ручек и ножек оставляется хотя бы относительная свобода движений внутри свертка. Для этого во время пеленания ножки не выпрямляют, а оставляют свободно согнутыми и разведенными и не фиксируют их пеленкой плотно.

Если вы по каким-то причинам остановитесь на пеленании как на основном способе «одевания» малыша, помните: не стоит пеленать его ножки после трех месяцев жизни, а ручки лучше оставлять свободными (это так и называется: пеленание без ручек) уже по окончании первого месяца. В противном случае пеленание может существенно задержать правильное физическое развитие вашего сокровища.