Меню

Почему мой ребенок ворует

Что делать, если ребенок ворует: советы родителям

Практически каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое.

Так утверждают специалисты. Вспомните хотя бы свое детство: неужели ни разу после прогулки в кармане не оказывалась чья-то куколка, а родительские кошельки не страдали от ваших набегов?

Наверное, есть дети, которые ни разу в жизни не позарились на вещь, которая им не принадлежит. Низкий поклон их родителям! Ведь именно от воспитания, позиционирования мира и количества уделенного внимания зависит, будет ли ребенок «подворовывать».

Практически каждый родитель, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией, сам чувствует замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее.

Мой ребенок – болен?

Взрослые настолько переживают, что ребенок растет не таким идеальным, как им хотелось бы, что сразу же приписывают своему чаду какие-то болезни. «С ним вообще все нормально?» — зачастую первый родительский вопрос в кабинете психолога.

И совсем маме с папой невдомек, что их подрастающий отпрыск очень страдает из-за совершенного им проступка. Дети не всегда, осознают всю глубину своих страданий, но так уж устроена наша психика: зачеркивать в сознании то, что очень болезненно для восприятия.

Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо – клептомания, то есть, воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко.

Дарья Селиванова, детский психолог: «Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. Лучше решить проблему сейчас, чем потом эта ситуация выльется в нечто более серьезное, вплоть до проблем с законом».

Причины детского воровства

В возрасте 6-7 лет ребенок становится очень зависимым от сверстников, их отношения к нему. Отпрыск может сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя быстрые и доступные для этого способы. Очень часто преследуемая цель для него намного важнее страха наказания за проступок. Например, ребенку захочется повысить свое самоуважение и получить признание одноклассников, угостив их сладостями, деньги на которые он украл из родительского кошелька.

Здесь важно обратить внимание на причину воровства – недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка. Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их. Можете проиграть с ребенком соответствующие ситуации.

Еще одной причиной детских краж может стать желание кому-то отомстить. Например, забрать у Сережи машинку за то, что «он меня обидел» или порисовать маминой помадой на обоях, чтобы в следующий раз она знала, как отказываться покупать игрушку. Ребенок хорошо понимает, что он делает и зачем. Вам нужно поговорить с ребенком, убедить его, что так делать не нужно, проиграть конфликтные ситуации.

Никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Это очень повлияет на решение проблемы

У деток 8-10 лет попытки воровства появляются из-за недостаточного развития волевой сферы. Ребенок не может ответить отказом на свое «хочу!». Ему очень сложно справиться с соблазном, хоть это и не значит, что ему не стыдно за свой поступок.

Родителям в таком случае стоит дать ребенку больше свободы действий. Не нужно делать за него то, с чем отпрыск вполне может справиться самостоятельно. Пусть он сам предлагает для себя цели и выполняет их. Начните с плана на день или досуга на выходные. Не нужно менять его программу, дайте ребенку реализовать все задуманное. Так вы развиваете в своем чаде самостоятельность и умение добиваться поставленных целей.

Как отучить ребенка воровать

Этот путь довольно непростой, и давайте пройдем его вместе.

Реагируйте спокойно. Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.

Мама-форумчанка Светлана рассказала: «В детстве, помнится, тоже воровала у родителей. Они считали, что мне достаточно двух платьев и одних брюк, не говоря уже о первой косметике. А так хотелось быть красивой! Однажды сын стащил у нас деньги, накупил сладкого – и угощал всех друзей, хвастаясь, что у него много денег. Муж тогда задал ему трепки – отлупил хорошенько. А я решила поговорить: выяснилось, что ребенку хочется все и сразу, а зарабатывать ленится. Я ему предложила или газеты разносить (любую другую подработку), или активно помогать по дому, присматривать за младшеньким, выполнять разные мелкие поручения. Он выбрал второй вариант. На этом проблемы и закончились, мы подружились. За правду (какой бы ужасной она ни была) никогда не наказываю и не кричу. Теперь сын всем говорит, что у него – самая лучшая мама в мире».

Запомните: никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, отпрыску просто не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?

Объясните, почему воровать плохо. Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).

Расскажите о своих чувствах. Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите чаду представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.

Настаивайте на исправлении ситуации. Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой самой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать чадо и поддерживать его. Если отпрыск украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он добродушно простил ребенка за проступок. Если вещь уже испорчена и ее нельзя вернуть, пусть оплатит стоимость из своих карманных денег.

Интересный факт. В мире около 50% всех краж велосипедов, денег из банкоматов и вещей из магазинов совершают дети. Вопреки мнению общества, такое поведение в юном возрасте не мешает им вырасти законопослушными и добропорядочными гражданами.

Станьте внимательнее к своему отпрыску, уделяйте ему как можно больше времени, проявляйте свою любовь, заботу к нему. Разговаривайте только об уроках и уборке в комнате! Ведь наши дети делают все только из любви к нам и в погоне за нашим вниманием.

Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к психологу. Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

В который раз убеждаемся, что все проблемы у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания. Любите и цените своих деток!

Ребенок ворует (М. Кравцова)

Как удержаться от кражи?

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Я предложила учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Темка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).

На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.

Затем я спрашивала у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% — что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т.д.).

Результаты этого небольшого опроса (всего ответили 40 учащихся) показывают, что страх возмездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже 7–8-летних детей.

В любимой мною в детстве сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой детский взгляд — поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).

Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.

Но самое важное — какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.

От этого не скрыться

Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.

Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).

Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. (Для меня лично было шоком, когда меня обворовали в Библиотеке им. Ленина, потом мне сказали, что там это обычное явление).

​​​​​​​Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Советы родителям

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

Читайте так же:  Общая характеристика развития ребенка от рождения до 1 года

Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.

Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить.

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.

Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

Самое главное — ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.

Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

Почему дети воруют

Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы. См. →

Ребенок ворует? Значит, вы его мало любите!

Весна — самое тяжелое время для школьников. Они устали от долгой зимы и бесконечных уроков, им не хватает витаминов и солнца. Поэтому именно сейчас у детей обостряются и разные болячки, и психологические проблемы. Как справиться с немотивированными страхами и агрессивностью? Что делать, если ребенок ни с кем не ладит в школе? Специалисты еле успевали отвечать на многочисленные звонки, раздававшиеся на нашей «Прямой линии». Кто живет под диваном? — Добрый день, Татьяна Германовна. Это Мария Семеновна из Москвы. Девочка учится во втором классе и до сих пор боится темноты, не остается одна в комнате. — Скорее всего, у нее нет отклонений. Это возрастные страхи, которые иногда затягиваются. Они связаны с медленным созреванием нервной системы вашей девочки. Необходимо выяснить причину этих страхов. Может быть, что-то произошло в ваше отсутствие, что ее напугало, и она боится повторения. — Ей кажется, что в комнате кто-то из-под дивана вылезет. В школе постоянно теребит нижнюю губу. — Это появился синдром навязчивых движений. Вам нужно заняться снятием страха. Здесь требуется квалифицированная работа психолога. Но с врачом нужно общаться вместе с ребенком. Не мешкайте, потому что страхи могут укрепиться. Давайте детям карманные деньги! — Наш 11-летний ребенок начал воровать. Он украл у нас 4,5 тысячи рублей. Истратил их все на ерунду всякую, на компьютерные игры. — Ребенок может воровать по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточность внимания родителей, поэтому он пытается таким странным способом привлечь к себе их внимание. Иногда для детей даже наказание (только не битье!) — знак того, что о них помнят и их любят. Особенно часто такие случаи происходят в семьях, где родился второй ребенок или разведенные родители создали новую семью. Потом — идет самоутверждение среди сверстников. И третье — ущемление потребностей ребенка. В 11 лет уже все дети хотят иметь какие-то карманные деньги. Если разумно удовлетворять их потребность, воровства не случается. А если вы сами не можете с этим справиться — обратитесь к психологу. У меня половина звонков от родителей, у которых дети воруют деньги. — Но не в таких же количествах! — О, даже еще в больших. Перед вами звонили, говорили, что шесть тысяч украл. — Но у него ведь нет недостатка ни в чем! — Значит, есть — или в вашей любви, или в толике свободы, которую дают пусть небольшие карманные деньги. Самому решать, что купить, — это естественная потребность, и она очень дисциплинирует ребенка. Свои деньги он на ерунду не потратит! Так что пересмотрите свое отношение к этой проблеме. — Ясно. Спасибо. Может ли учитель быть плохим — У нашего третьеклассника проблемы в школе. Устно он хорошо отвечает, а как только дело доходит до контрольных и диктантов, у нас сразу «двойки». Он говорит, что боится не успеть вовремя. Отвлекается. Плачет в школе. — А вы попробуйте делать дома уроки с часами. Пусть он сам видит, сколько ему нужно времени на выполнение заданий. Он должен научиться ориентироваться во времени сам, поэтому купите ему часы, и пусть надевает в школу. — Татьяна Германовна, с вами говорит мама девочки 9 лет. У нее не очень складываются отношения с классным руководителем. Ребенок гримасничает, учительница обижается на нее и считает, что она издевается над ней. Я поговорила с дочкой, сказала, что это некрасиво. Она вроде поняла, но у учительницы все равно осталось мнение, что та к ней плохо относится. И я не знаю, как теперь переубедить педагога. — Это очень сложно сделать. Я обычно советую потерпеть годик и посмотреть, изменится ли что-нибудь к лучшему. Менять коллектив гораздо тяжелее, чем менять учителя. Если из-за отношения педагога пойдут «двойки», тогда выход только один — перейти в другую школу. Поддержите своего ребенка в этой ситуации. — Я разговаривала с учителем. Если моя дочь даже повернула куда-то голову на уроке, она начинает говорить: ну что, опять твои придут со мной выяснять отношения? Прямо при всем классе. Она приходит и плачет, страдает. — Это уже низкий уровень учителя. Вы должны с ребенком постоянно вести работу, чтобы она не реагировала на это. — Но совсем ведь тоже нельзя не реагировать. — Можно. И нужно. Меньше будем обращать внимание — здоровее будем. Есть ли секс у детей? — Здравствуйте, вас из Тулы беспокоят. Моя пятилетняя дочь мне рассказывает, спокойно так, что ее 13-летний двоюродный брат трогает ее. там. Целует, руками залезает. Что нам теперь делать? Она вроде сама-то спокойна, без всяких этих. — Вы знаете, дети обычно такие манипуляции сексуального рода, тем более от близких родственников, воспринимают как естественные. Вы ее только не пугайте, вы просто скажите, что этого не надо делать. А ему как следует дайте. Его-то надо наказать от всей души. — Я разговаривал с его отцом, он мне брат родной, так он уверен, что моя девочка все придумала. — Нет. Она, скорее всего, говорит правду. А вот подросток врет. — Но их надо изолировать друг от друга? — Да, однозначно. — А как объяснить это бабушке, которая сидит с дочкой? — Так и объяснить, что ни в коем случае они не должны быть наедине. Ругается матом. — Татьяна Германовна, у нас младший внук, 9 лет, ругается матом. Ругается в квартире, на улице, может маму оскорбить. — Мат — это выражение сильных эмоций, обычно отрицательных. Часто дети ругаются, когда очень устают, раздражены. Можно не обращать на это внимание, но, как мне кажется, лучше с ребенком разговаривать на эту тему. Наказывать. И серьезно — чтобы знал, что ему не поздоровится за оскорбление старших. Если не помогает — отведите его к психоневрологу. Может быть, у него какая-нибудь особенность нервной системы, например, повышенная истощаемость. Тогда ему надо будет попить укрепляющие лекарства или травки. — А второму мальчику 11 лет. Он в принципе совсем не хочет заниматься. — В 11 лет никто не хочет уроки делать. Есть замечательная книжка «Тренинг самостоятельности у детей». Эта книга для родителей, как сформировать самостоятельность у детей. — Здравствуйте, у меня сын 11 лет. Каждое утро, когда надо идти в школу, он говорит, что у него живот болит. Совсем нас замучил. Мне кажется, что он хитрит. — После еды у него эти боли не усиливаются? — Нет. — Иногда при гастритах могут возникать так называемые «голодные боли», но они бывают не только утром. Так что думаю, что это всего лишь игра, чтобы не идти в школу или не завтракать. Он ест охотно? — Вечером да, а вот утром приходится заставлять. Не хочется на целый день отпускать его голодным. — Давайте в школу бутерброды. Это не страшно. Может, у него такой режим организма, что он в основном ест вечером. Но если вы беспокоитесь — покажите его гастроэнтерологу. Ребенок называет родителей по именам — Светлана вас беспокоит, у меня такой вопрос. Наш ребенок, ему 10 лет, называет нас с мужем по именам, хотя в третьем лице говорит «мама», «папа». Не влияет ли это на отношения в семье, может, он воспринимает меня как ровесницу? — Нет, не влияет. Обычно это происходит потому, что вы друг друга с мужем называете по имени. Если вы больше в своем обращении будете называть друг друга мамой и папой, то ваш ребенок будет вас больше называть папой и мамой. — Мне не нравится, когда супруги называют друг друга мамой и папой. — Поэтому ребенок и называет вас по именам. Не стоит волноваться. Ему так приятнее. — Мне тоже так приятнее. Спасибо большое.

Читайте так же:  Презентации для детей 1 младшей группы

Читайте также

Бойтесь посланий, счета приносящих

Наш обозреватель Галина Сапожникова — о том, как вредно быть законопослушным

Есть ли в России хорошее розовое вино

Роскачество, Минпромторг и Минсельхоз России подвели итоги исследования розового вина

Максим Шевченко извинился перед петербуржцами, за то, что нецензурно обозвал город

В эфире «Радио «Комсомольская правда» кандидат в губернаторы Северной столицы объяснил свои слова

Чудом выжившего после взрыва в Магнитогорске Ваню Фокина выпишут из больницы 14 февраля

Как и обещали медики, свой первый день рождения Ваня Фокин отметит дома [видео]

Милонов и Лолита поспорили о политике и сексе: Почему артистов травят из-за их убеждений

Депутат и певица встретились в прямом эфире на Радио «Комсомольская правда» [видеотрансляция с 21.05 мск.]

Директора приморской школы, в которой прошла лекция от «братков», оштрафовали на 30 тысяч рублей

Под санкции попал и начальник управления образования в Михайловском районе — он получил выговор

Юнна Мориц: Русофобщина сама заглохнет, когда поймёт, что мы способны «сталинградить»

Великая поэтесса на сайте kp.ru и в эфире Радио «Комсомольская правда» прочитала свои новые пронзительные стихи [аудио]

Первоклассный квест: как рязанские родители записывают детей в школы

«Комсомолка» разбиралась, почему некоторые ночуют в очередях и стоит ли вообще торопиться

Из-за оттепели и снегопада коммунальные службы Москвы перешли на особый режим работы

По прогнозам синоптиков в столице может выпасть треть месячной нормы осадков

Каждому читателю «Комсомолки» — украшение в подарок!

Приятные сюрпризы от любимой газеты пришлись по душе москвичам

Жителей Кемеровской области шокировал «черный снег»

Видео с черным снегом появилось в социальных сетях

Чаепитие по-советски: От сливочной помадки до вафельного торта

Любимые традиции детства, которые мы вспоминаем с ностальгией

Мошенники зарабатывают на отключении аналогового ТВ

За бесплатный переход на цифровое вещание предлагают заплатить

Возрастная категория сайта 18+

Единственная

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Практически каждый ребенок однажды может украсть. Кто-то будет пойман, а кто-то нет. Один сделает это лишь раз, другой повторит. Как поступать родителям?

« Пытались ли вы в детстве что-то украсть?» Этот вопрос мы задали в приличной компании взрослых людей. Икаждому нашлось, что рассказать.

  • «Я украла книжку, – призналась одна наша коллега, редактор. – Меня хорошо знали в книжном магазине, ведь моя мама была директором школы. Поэтому никому и в голову не пришло проверить мой портфель. Зачем я это сделала? Ради эксперимента. Больше никогда так не поступала».
  • «А я лет в пять попытался вынести бублик из магазина, – рассказал солидный айти-специалист. – Помните, были такие сдобные бублики с маком по 5 копеек? Но меня поймали, отвели в подсобку и провели там воспитательную беседу. Мне было очень стыдно».
  • «Мы с друзьями вообще лазили в окна и воровали еду! – ошарашила молодая писательница. – Но однажды попали в квартиру к знакомому, и это был для меня последний раз. »

Каждый с упоением делился своей историей. Конечно, все знали, что красть плохо. И тем сильнее хотелось попробовать запретный плод. Воровали игрушки, сладости, канцелярские принадлежности, книжки. Но никто из этих людей не стал вором. Никто впоследствии не захотел повторить криминальный опыт. Означает ли это, что детское воровство следует оставлять безнаказанным? Нужно ли родителям переживать из-за единичного случая? А если воровство повторилось? Может, это признак болезни – клептомании? Эти вопросы мы обсуждаем с психоаналитиком, врачом-психотерапевтом с 34-летним стажем Эдуардом Анатольевичем Ливинским.

Случай в детском саду

Пете 4 года. Он третий день в детском саду. Принес домой пластикового леопарда: «Мама, смотри! Он как живой!» Мама долго выясняет, откуда игрушка. Оказывается, взял без спросу у другого мальчика. На следующий день игрушка возвращается владельцу, но вскоре Петя приносит домой чужой калейдоскоп. У мамы истерика: «Неужели в нашей семье растет вор?»

Маленькие дети привыкли брать без спросу все, что им нужно, объясняет Эдуард Анатольевич. Понятие «свое-чужое» у них формируется в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, когда происходит первичная социализация. Оторвавшись от мамы, попав в общество, ребенок переносит на окружающих свой опыт взаимодействия с родителями. Поэтому воровство в этом возрасте не что иное, как признак недостаточной социализации. Малыш просто пытается получить то, что он хочет, доступным ему способом. Что в этом случае могут и должны сделать родители?э

Терпеливо объяснять разницу между «своим» и «чужим». Причем лучше всего использовать для этого пары различения: «Это твоя игрушка, и тебе будет грустно, если Саша заберет ее домой. А это Сашина, поэтому ты ее брать без спросу не можешь». Активно социализировать ребенка – это встречаться с друзьями, где есть дети похожего возраста, бывать в детских коллективах.

Если жизнь несправедлива

Володе 10 лет, он давно знает, что воровать нехорошо. Его семья живет очень скромно, зарплаты родителей едва хватает на самое необходимое. А у двоюродного брата Алеши папа имеет свой магазин, красивый автомобиль, у Алеши есть свой планшет и мобильный. Володя иногда гостит у брата в соседнем городе. В этот раз вернулся с джипом на радиоуправлении, сказал, что ему подарил дядя. Вскоре выясняется, что он увез джип без спросу.

«Если ребенок живет в стесненных условиях, то, воруя, он восстанавливает историческую справедливость, – объясняет психоаналитик. – А тут дети еще и родственники, но у одного есть все, чего он только пожелает, а у другого дефицит элементарного. «Чем же брат лучше меня?» – думает Володя и решает самым легким и быстрым путем ликвидировать эту несправедливость. Здесь срабатывает и детская вера в свое всемогущество: «Я могу все, и мне за это ничего не будет!»

Родители ругают Володю, называют вором, наказывают. Мальчик замыкается, уходит в себя. Правильно ли они поступают?

Объяснять, что чужое брать недопустимо, безусловно, нужно. Но в данном случае родители должны постараться еще и уменьшить дефицитарность в жизни ребенка. То есть обеспечить его тем необходимым, что есть у его одноклассников, друзей, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Стоит откровенно поговорить и выяснить, чего мальчику особенно не хватает. И постараться предоставить ему это в нужном количестве!

Иногда бывает, что дети очень страдают, не имея каких-то статусных вещей: мобильного телефона, модной куртки. Тогда они оказываются изгоями в своей возрастной группе. И в этом случае мамеи папе важно «подтянуться» и удовлетворить эту потребность, потому что это не блажь, а желание встроиться в авторитетную для подростка среду.

Обратите внимание!

А вот у 12-летней Иванки дома есть все. Пожаловаться на дефицит она не может: лучшие игрушки, модная одежда, игровая приставка, телефон, айпад. И тем не менее Иванка регулярно приносит из класса чужие вещи. Родители не понимают, что не так. При более подробной беседе выясняется, что девочка редко проводит время с матерью и отцом. В основном ею занимается няня, которую она не любит. Бывает, что Иванка ложится спать, так и не увидев родителей. Ее время расписано, как у министра, мама и папа требуют, чтобы дочка хорошо училась, посещала кружки, но мало интересуются ее внутрен- ним миром. В школе у девочки тоже нет друзей, в том числе и по причине воровства.

Как быть? Воровство Иванки – форма протеста, объясняет Эдуард Ана- тольевич. И попытка обратить на себя внимание родителей. Материальных благ девочке хватает, а вот душевной теплоты – нет: внимания, заботы, участия, ощущения собственной значимости в семье. Ведь ее ни о чем не спрашивают: родители все знают сами, организовывают ее время и жизнь по своему желанию. А в школе Иванка воровством еще и протестует против равнодушия одноклассников. Не хотите со мной дружить? Получайте! Формируется замкнутый круг.

В подобных случаях родителям стоит задуматься, обеспечивают ли они сыну или дочке две важные потребности: значимость и безопасность. Если ребенка уважают в семье, проявляют интерес к его жизни, воспринимают как личность, поощряют за дело, то он не станет добиваться внимания антисоциальными поступками.

«Каждый случай воровства нужно рассматривать отдельно, – говорит доктор Ливинский. – За каждым поступком нужно искать символизм: что именно хотел сообщить ребенок родителям/друзьям/учителям. В очень редких случаях воровство – проявление психопатии, когда человек живет, повинуясь инстинктам, и не включает мышление. Тогда действительно нужно лечение. Но гораздо чаще ребенок передает окружающим зашифрованное послание. Расшифруйте его, обеспечьте ребенка тем, чего ему не хватает, – и воровство больше не повторится».

Попытки восстановить утраченную связь с родителями – частая причина воровства. Воруя, ребенок посыает сигнал родителям. Разберитесь, что он хочет вам сообщить.

Три красноречивые истории

Почему дети воруют и как родители могут это остановить? Перед вами показательные примеры из жизни.

  • О яблоках. Как-то Антон с компанией забрался во двор соседа, чтобы нарвать райских яблочек. Попались. В итоге друзья получили от родителей нагоняй, а отец Антона поехал на базар и привез сыну ведро «раечек». «Ты говорил, что хотел яблок? Ешь! Ты всегда можешь попросить дома то, что хочешь. Для этого не нужно брать чужое».
  • О лифчике. У Ланы рано сформировалась грудь. На физкультуре мальчишки смеялись, когда она бегала, а грудь подскакивала. Кроме того, ей было больно. Девочка просила у мамы купить бюстгальтер, на что та ответила: «С ума сошла! Тебе всего 10 лет, какой лифчик!» Тогда Лана стала думать, как украсть нужный предмет в магазине белья, даже план составила. И, наверное, украла бы, если бы тетя не подарила ей деньги на день рождения.
  • О карманных деньгах. Мама Вани заметила, что из кошелька стали пропадать мелкие купюры. Сначала грешила на свою невнимательность, потом подсмотрела: деньги таскает 10-летний сын. Как так? Ваня послушный мальчик, отличник! Состоялся разговор. Оказалось, Ваня чувствовал себя ущемленным без карманных денег. Его друзья всегда имели мелочь на буфет. Ему же родители не давали ни копейки. Договорились о небольшом карманном бюджете – воровство прекратилось.

Ребенок ворует по нескольким причинам. Если не получает дома того, что важно в среде его сверстников, – тогда он пытается «восстановить справедливость». Если в семье его не ценят и не уважают – он может выражать протест воровством (пытаясь обратить на себя внимание родителей).

Читайте так же:  Дошкольное воспитание планы и занятия

Если его постоянно ругают и говорят, что он плохой, ребенок таким образом может подтверждать свою «плохость». Если мать или отец относятся к воровству нормально (например, могут что-то утащить с работы), то ребенок тоже будет считать это нормой. Если в классе он изгой, то воровство может быть проявлением агрессии и наказанием для тех, кто обесценивает его. С другой стороны, это может быть попытка показать свою удаль в среде сверстников.

Понравилась статья? Следи за другими нашими новостями в Facebook и ВКонтакте !

Ворует подросток

Бывает, дети воруют. Иногда потому, что хочется есть, иногда по другим причинам. Как на это может отреагировать папа?
скачать видео

Примеры из жизни.

Сын снова пойман на вранье и воровстве, причем довольно крупных сумм. Поймала не я, с учетом денег дома туго (лежат себе на полке и лежат, берутся по мере необходимости, когда заканчиваются, затягиваем пояса.), учительница в школе обнаружила. Сказала — «Вы ему слишком доверяете, много свободы дали. И карманные деньги тоже нельзя было давать — он почувствовал вкус легких денег». В общем, у меня конкретный тупик — я не знаю, как мне себя с ним вести, о чем говорить. Что воровать плохо — говорилось не раз, проникся, обещал. Что вранье обязательно раскроется — его это не останавливает.

Профилактика воровства

Кража и реакция на кражу.
скачать видео

Здесь мы сформулируем самые общие вещи, о которых стоит задуматься, если вы не хотите, чтобы случаи воровства возникали или продолжали повторяться.

  • Обратите внимание, как в семье хранятся деньги — это не должно быть легкодоступное место. Не провоцируйте ребенка.
  • Подросток должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем — нет (в том числе вещами общего пользования).
  • Установите и соблюдайте договоренность о выдаче регулярных сумм на карманные расходы.
  • Старайтесь понимать и по возможности удовлетворять разумные потребности ребенка или подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д.). Если не можете совершить покупку сейчас — договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.
  • Иногда родители, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: «Вот наш сосед: воровал годами с производства — и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься — а что толку?» и т.д. Хочется верить, что это не про вас.

Что делать можно и нужно?

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь — но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Если не уверены — промолчите, проверьте еще раз. Начинайте разговор только тогда, когда сомнений нет никаких и доказательства — очевидны.

Если кража — первая, если воровство еще не стало традицией, не называйте его вором и не торопитесь предсказывать ему недалекое уголовное будущее. Сказать «Мне стыдно за тебя», «Никому из родителей не приходится так краснеть», «Мой сын не мог так поступить» и тому подобное — можно, если от вас это прозвучит честно и вы не говорите это и так каждый день. В любом случае не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Воровство подростка — ситуация очень непростая, поскольку причин может быть множество, да и родители могут не все. Перечислим основные причины.

Импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы — это бывает, но не часто. У малыша не старше шести-семи лет такое поведение объяснимо — еще не сформирована произвольность поведения, а вот у подростка настоящая импульсивность наблюдается гораздо реже, и чаще на фоне задержки интеллектуального и психического развития. Если действительно подросток совсем не умеет контролировать себя — к сожалению, это к психиатру.

Клептомания . Эта та же импульсивность, но узконаправленная, только в отношении «украсть». Клептомания квалифицируется как психическое заболевание, при этом на самом деле истинных клептоманов очень мало. Американские специалисты утверждают, что среди взрослых людей больных клептоманией около 5 процентов, да и то половина из них симулирует это отклонение. Среди детей их и того меньше.

Если вам кажется, что кража совершилась импульсивно и, скорее всего, непреднамеренно — реагируйте сразу, однозначно негативно, с осуждением произошедшего и возвратом похищенного. Обычно сама процедура выяснения и возвращения похищенного достаточно тяжела для ребенка, а вот бить (физические наказания) — как правило, бесполезно. Что полезно — это контроль, приучение к дисциплине и ответственности за свои поступки, всегда стоит подумать об окружении подростка. Влияние друзей нередко бывает сильнее влияния родителей, следите за этим.

Стремление привлечь к себе внимание родителей . Например, если в семье не до него — родители близки к разводу, постоянно заняты на работе и т. д. Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки» достигнута — получена немалая порция родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность.

Что делать в такой ситуации? Меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше — восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция — похвалить за какие-то успехи или сделать сыну или дочери подарок. Не исключено, что если они и не признаются в краже, то, во всяком случае, испытают неловкость и стыд.

Ребенок крадет, чтобы купить расположение сверстников . Он надеется деньгами либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе.

Что делать? Решать вопрос со сверстниками, если вы это умеете. Помочь ребенку установить контакты с ребятами, помочь найти ему нормальных друзей, сверстников со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если в классе ребенка не принимают, а то и прямо третируют, требуют от него денег — попробуйте обратиться к школьному психологу или меняйте школу. Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры. Трудность в том, что подростки рассказывать об этом боятся, и готовы рассказать только в том случае, если уверены, что вы помочь действительно сможете. А вы сможете?

Самоутверждение . Бывает, что подростку хочется доказать себе и всем, особенно сверстникам, что он сильная личность и ему на всех плевать: «Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты». Для хорошего психолога эта ситуация простая, для обычного родителя — трудная. Если не знаете, что тут делать — ищите хорошего психолога.

Месть или протест . Если вы подростка достали и задолбали своим контролем и несправедливость, он может протестовать и мстить вам и таким образом. Что делать? Садиться и долго разговаривать. Разработать семейный кодекс, который будет справедливым, и соблюдать его всем.

Общая невоспитанность . Сюда входит многое: безразличие и неуважение к родителям, отсутствие уважение к окружающим людям и взрослым в частности. сюда же — отсутствие у родителей авторитета. Ребенок крадет, потому что деньги ему нужны, а до остального и до остальных ему дела нет. Людей он не уважает, родителей не любит. Такое, к сожалению, бывает. В этом случае бессмысленно решать конкретную проблему воровства, потому что проблема — более общая. Пока прячьте деньги, чтобы не воровал дальше, и думайте.

Вопрос первый: может быть, сменить модель воспитания? Воровство чаще начинается на фоне моделей «Узкий коридор, железные рукавицы», «Минное поле в тумане» и «Чисто поле, лес густой», а варианты «Просторный дом», тем более «Просторный дом с линией развития» воровство практически исключают.

Второй вопрос: может быть кто-то вместо вас сможет повлиять на ребенка лучше?

Подумайте об этом серьезно. Если речь идет о сыне, самое простое и доступное решение — отдать сына в кадетское училище. Там его воспитают нормально, за вас все сделают. Люди с деньгами в подобных случаях отсылают своих детей на учебу за рубеж: там обстановка такая, что воровать нереально, а окружение достойное. Понятно, что это очень дорого. Некоторые родители договариваются и посылают на лето детей в Китеж — иногда помогает. Если подросток с хорошей головой, а кражи скорее странная случайность — можно попробовать привести подростка в Синтон или приехать с ним на летние лагеря Синтона в Мещеру. Резкая смена обстановка и новое окружение ярких и разумных людей иногда может переломить ситуацию.

Если смена окружения не помогла, обращайтесь в полицию: пишите заявление. Важно: появление в доме инспектора по делам несовершеннолетних обязательно нужно правильно обставить. Пусть инспектор придет сам, без родителей, и скажет ребенку, что видел, как тот покупал себе что-то в магазине. Ребенок не должен знать, что милиционер пришел по просьбе родителей, иначе он воспримет это как предательство со стороны родственников. Воспитательный эффект от такого посещения, как правило, оказывается внушительным. Форма сильно действует на воришек,

Третье — подсказка под названием «Общая голодовка» для несложных случаев. Эта подсказка помогает не всегда, а только там, где родители и родственники для подростка все-таки уважаемые и близкие люди. Такое бывает: да, ворует, но родителей при этом любит, бабушек-дедушек и других родственником — ценит. Так вот, за каждый случай воровства родители и родственники делают себе день голодовки. Точнее — так. Не важно, доказано воровство или нет (подростки часто уходят в непризнанку), но родители говорят: «Сын (дочь), у нас пропали деньги. Мы не можем утверждать, что это украл ты, но ты должен знать, что в связи с этим завтра у нас будет день голодовки. Голодать будут все, кто считает себя ответственным за факт пропажи денег. Голодаем мы, как родители, к нам присоединяется бабушка и дедушка, они очень расстроены случившимся, мы проинформируем о случившимся и других родственников, возможно они тоже присоединятся к нам. Ты — с нами? Конечно, лучше будет, если деньги все-таки найдутся, потому что для бабушки и дедушки голодать целый день тяжело и опасно для здоровья». Не очевидно, что деньги сразу же найдутся, но воровать деньги в следующий раз подростку будет на порядок сложнее.

Четвертое — решение самое трудное и жесткое для самых трудных случаев: «Изоляция». Если подросток находится в жестком и открытом противостоянии ко всем, папы нет, а маму он ни в грош не ставит, тем более если он матери за что-то мстит, то по сути единственный вариант — радикально сменить место жительства, уехать далеко, чтобы у подростка разорвались все прежние связи, и поставить его перед выбором: или сбегай от мамы в никуда (наверное, в открытый криминал), либо налаживай отношения с мамой, если хочешь, чтобы она тебя хотя бы кормила.

Размышляя о вариантах решения, всегда полезно обратиться к психологу за консультацией. Консультации хорошего психолога тоже стоят приличных денег, особенно с учетом, что разовая консультация тут едва ли поможет, нужно многое менять в самой семье, но ведь дело не столько в деньгах, сколько в беспокойстве о том, как сложится жизнь у наших детей.

В любом случае стоит помнить, что в нормальных семьях в подавляющем числе случаев подростковое воровство к годам 20 проходит само. Это не значит, что ничего не нужно делать, но и дергаться сверх меры — тоже лишне. Думайте в большей степени о том, чем живет ваш уже почти взрослый ребенок, к чему он стремится, что ему важно и дорого. Думайте — о перспективах!