Меню

Почему дети врут собрание

Родительское собрание – размышления в начальной школе «Детская ложь: способы профилактики»

Цель родительского собрания: познакомить родителей с причинами детской лжи и способами ее устранения.

Задачи родительского собрания:

  1. Образовательные: познакомить родителей с причинами и проявлениями детской лжи, способами воспитания правдивости.
  2. Воспитательные: помочь родителям выработать правильный стиль семейного воспитания.
  3. Информационные: познакомить родителей с перечнем литературы, в которой излагаются практические приемы профилактики и устранения детской лживости.
  4. Специальные: оказать психологическую помощь родителям, столкнувшимися с проблемой детской лжи.

План родительского собрания:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы. Анкетирование.
  3. Психологическая разминка.
  4. Интеллектуальная разминка.
  5. Ваша точка зрения.
  6. Мнение эксперта.
  7. Видео часть.
  8. Итог собрания. Советы родителям.

Ход родительского собрания

I. Организационный момент.

Родители, под звучащую фонограмму песни В. С. Высоцкого «Баллада о Правде и Лжи», занимают места на «трибунах для зрителей» в классе, стилизованном под телестудию. Класс оформлен русскими народными пословицами.

  • «В ком добра нет, в том и правды мало».
  • «В лукавом правды не сыщешь».
  • «Где, правда – там и счастье».
  • «За правду матку и помереть сладко»
  • «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».
  • «Правда в огне не горит и в воде не тонет».
  • «Кто правдой живет, тот добро наживет».

На импровизированной сцене – два сектора: белый (белое кресло) и черный (черное кресло).

II. Сообщение темы. Анкетирование.

Сегодня родительское собрание пройдет в необыкновенной форме – в форме телевизионного ток-шоу. Я буду выполнять роль ведущего, а родители-участники и зрители, в студии работает оператор, который снимает видеофильм. Сопровождает ток-шоу психолог в роли эксперта.

Русская народная пословица говорит: «Где, правда – там и счастье». Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Как помочь ребенку расти правдивым? В чем причины детской лжи? Сегодня, мы собрались, чтобы вместе подумать, проанализировать свои воспитательные методы, получить рекомендации психолога и ответить на главный вопрос нашего собрания — почему наши дети обманывают и лгут?

Учитель: Сейчас я попрошу Вас заполнить анкеты.

1. Приходилось ли Вам слышать от своего ребенка правду?

а) Да.
б) Нет.
в) Неоднократно.
г) Часто.
д) Систематически.

2. Приходилось ли Вам слышать от своего ребенка неправду?

а) Да.
б) Нет.
в) Неоднократно.
г) Часто.
д) Систематически.

3. Каким образом Вы поступали, уличая ребенка во лжи?

4. Случалось ли Вам лукавить, обманывать по мелочам Вашего ребенка?

а) Да.
б) Нет.
в) Затрудняюсь ответить.

Учитель: Благодарю за Вас за работу.

(Сбор анкет для анализа психолога.)

III. Психологическая разминка.

А сейчас объявляется начало ток-шоу. Приглашаю желающих занять места в белом и черном секторах (садятся в белое и черное кресло), символизирующих правду и ложь. Вам предлагается правдиво и лживо – в зависимости от выбранного сектора – отвечать на мои вопросы.

  1. Вашу дочь зовут Светлана?
  2. Ей восемь лет?
  3. Вы умеете кататься на велосипеде?
  4. Вчера был дождливый день?
  5. У вас есть с собою зонт?
  6. Уходя на собрание, вы приготовили ужин?

Прошу поделиться своими ощущениями: кому было проще отвечать на вопросы? Что испытывал тот, кому было необходимо скрыть свои мысли? А родителей-зрителей прошу оценить поведение испытуемых: были ли заметны признаки лжи, у говорившего неправду (жесты, интонации и т. д.).

Мнение эксперта (психолога).

Невербальные знаки лжи:

  • Классический признак лжи – если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд.
  • Однако, если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза, не отрываясь, это тоже означает: что-то не так.
  • Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно.
  • Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта. Его движения кажутся скованными и неестественными.
  • Собеседник устраивается так, чтобы отстраниться от вас, по возможности стараясь развернуться к окну или дверям.
  • Собеседник держит ладони обращенными вниз или даже подкладывает их под себя, если сидит.

IV. Интеллектуальная разминка.

Учитель: Прошу всех принять участие в обсуждении понятий «правда » и «ложь» (желающие дают определения понятиям).

Детская ложь – это часто встречающееся нарушение поведения у детей. Ложь определяется как распространение заведомо неверной информации. По определению П. Экмана, ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это. Выделяют два вида лжи: умолчание – сокрытие правды и искажение – сообщение ложной информации. Существует много видов лжи. Причины, по которым люди лгут, простираются от стремления избежать наказания до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. П. Экман выделяет, например, особый вид лжи, так называемую, оправданную ложь – случаи, когда ложь не приводит к сколько-нибудь значительным последствиям. Например, в ответ на телефонный звонок незнакомого человека ребенок, находясь дома один, может сказать, что родители находятся с ним. Для понимания причин поведения ребенка, который говорит неправду, важно понимать:

  1. Мотив лжи (почему ребенок обманул?).
  2. Последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?). Осознание мотива лжи поможет взрослому принять решение о том, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова. Умение определять, когда ребенок лжёт, а когда нет, необходимо для того, чтобы выяснить, не нарушил ли ребенок нормы приличия, обещание, запреты, не предпримет ли чего-то рискованного и чтобы принять своевременные меры.

V. Ваша точка зрения.

Учитель: Предлагаю желающим занять кресла в секторах «правды » и «лжи» и высказать свое мнение по поводу ситуаций, в которых дети демонстрируют лживое поведение, попытаться выявить причины и предложить воспитательную стратегию в каждом конкретном случае.

Ситуация 1 (отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры»).

— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Без головы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла.

Ситуация 2 (отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры»).

— Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
— Какая польза?
— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю «Ира». Мама посмотрела, а у нее губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

Участники активно вовлекаются в обсуждение. В процессе обсуждения выделяется произнесенное слово «фантазия». Все приходят к выводу, что ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческие способности. Учиться фантазировать – полезно.

Затем предлагается вспомнить похожие ситуации, в которых дети часто говорят неправду (плохая оценка, невыполненное домашнее задание и т. п.) Учитель зачитывает с доски выводы об основных причинах детской лжи по теории А. Фромма.

4 основные причины, почему дети лгут:

  1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви.
  2. Чтобы скрыть свою вину.
  3. Чтобы избежать наказания.
  4. Чтобы выразить свою враждебность к нам.

VI. Мнение эксперта.

Дополнение эксперта (психолога):

1) Дети врут, когда не соответствуют родительским ожиданиям. Это проблема может возникнуть при поступлении ребенка в школу. Например, родители хотят, чтобы их чадо было лучшим учеником в классе. Но ребенок не соответствует ожиданиям родителей и вынужден врать, что в школе его хвалят и приводят в пример другим ребятам, только вот в дневник хороших отметок не ставят.

Если родители не пересмотрят свои требования к ребенку, такая вынужденная ложь не прекратится. И маленький ребенок будет постоянно стараться стать таким, каким хотят видеть его родители. Но не тем, кем он может быть. В результате такой ребенок (а в будущем – и взрослый) будет тратить очень много сил на поддержание запрограммированного родителями образа. Своего же может так и не найти.

2) Ребенок может лгать от страха.

В восьми случаях из десяти обман – это защитная реакция детской психики. Большинство детей лгут из-за страха быть наказанными. Причем в глазах ребенка эмоциональным наказанием считается и родительское разочарование в нем. В средней школе дети часто лгут, чтобы не травмировать родителей. Они оберегают пап и мам, не сообщая всей правды о своих проблемах, надеясь самостоятельно решить сложные ситуации. В итоге родители вынуждены подключаться к решению проблем уже тогда, когда ситуация окончательно запущена.

3) Ложь во имя свободы.

Ребенок может лгать в том случае, если родители не оставляют ему личного пространства и права на самостоятельные решения и увлечения. Если сын не хочет идти на тренировку по кун-фу или в музыкальную школу, то у него внезапно может «разболеться» живот или голова.

Если дочь разговаривает по телефону с другом, которого не принимают родители, приятель «превращается» в самую престижную ученицу класса. Или наоборот, подросток может лгать родителям, чтобы ходить на свидание с девочкой.

4) Ложь – самая мягкая форма борьбы с давлением и естественная реакция отделения подростка от родителей. Предподростковый период начинается в 10-11 лет, но в связи с сегодняшним ранним сексуальным развитием (особенно девочек), он может начаться уже с 9 лет. Так что в этот период родителям нужно уделить особое внимание.

Это один из самых сложных периодов в жизни ребенка и всей семьи. Подросток начинает осознавать себя личностью и интуитивно искать свой путь в жизни. Родителям очень важно почувствовать этот момент и изменить стиль общения с ребенком, найти баланс между данной ему свободой, ответственностью и защитой взрослых, в которой дети в этот период продолжают нуждаться. Поэтому родительское непонимание и подростковые бунты часто выливаются в настоящие драмы.

5) Подростки лгут из-за агрессии к родителям.

В этом случае в подростковой лжи могут быть заложены противоположные стремления: и неосознанное желание наказать родителей за неуважение к себе, и вернуть себе их любовь и внимание. Поэтому в таком возрасте дети нередко воруют вещи или деньги у родителей.

VII. Видео часть.

Родителям предлагается для просмотра видеофрагменты причин лжи героев мультфильмов «Малыш и Карлсон», «Вини-Пух и все, все, все», «Ну, погоди!», «Каникулы в Простоквашино».

VIII. Итог собрания. Советы родителям.

После просмотра еще раз проводится анализ причин лжи героев, и зачитываются советы родителям.

Вот несколько советов, которые помогут нам справиться с детской ложью:

  1. Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением, лучше всякий раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите способ выйти из нее без вранья.
  2. Не называйте ребенка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях. Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.
  3. Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала. Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.
  4. Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть. Например: «Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе». Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями – не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.
  5. Не устраивайте допросов, «выбивая» из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
  6. Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника. Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: «Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?» Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке.
  7. Не следует «заминать» ложь. Помните историю про мальчика, который постоянно кричал: «Пожар! Пожар!» Все соседи так привыкли к его «шутке», что когда случился всамделишный пожар, ему никто не поверил и дом сгорел. Эта история производит впечатление на всех без исключения малышей. Поработайте с малышом – воспитывайте в нем любовь к истине. И чем больше вы знаете о своем ребенке, тем больше шансов выполнить эту задачу. Чем быстрее вы наладите доверительные отношения с ребенком, поймете причины его вранья, объясните, что во многих случаях ложь совершенно не нужна и будете поощрять его за правду.
Читайте так же:  Требования к игрушке для детей дошкольного возраста

Итог собрания. Учитель предлагает принять проект решения родительского собрания.

  1. Рекомендовать родителям детей, у которых проявляется склонность ко лжи, обратиться за консультацией к психологу.
  2. Психологу разработать памятку для родителей с советами по воспитанию у ребенка правдивости.

12 мая 2011 года было проведено родительское собрание по теме «Детская ложь: способы профилактики» во 2б классе. Оно стало необходимым, так как в классе обучаются дети, которые неоднократно обманывали родителей:

  • поздно приходят со школы, так как задержал учитель, а сами гуляли с одноклассниками;
  • не делают домашнее задание, так как не задавали, а на самом деле просто его не записали;
  • «забыли» дневник дома или в школе, получив плохую оценку и т.д.

Из-за подобных ситуаций перед родителями стал вопрос, как вести себя с ребёнком и о наказании его.

Для решения данной проблемы был привлечён психолог школы. Мною была проведена предварительная работа: подобран материал из курса лекций Педагогического университета «Первое сентября» и других источников; найдены пословицы о лжи; заготовлены плакаты; перед собранием – учебный кабинет оформлен под студию, так как оно было проведено в форме ток-шоу.

На собрании были реализованы поставленные цели и задачи, активность родителей была высокая, они с удовольствием принимали участие в различных заданиях, их обсуждении, делали выводы. Было видно, что эта тема им близка, им хотелось узнать, как можно больше по решению затронутой проблемы.

«Как и почему дети лгут»

Развитие детей на определенном этапе сопровождается ложью, а закрепится ли у ребенка это поведение или нет, зависит от реакции родителей.

Ложь требует больших умственных усилий, чем правда, и потому дети сначала не врут. До определенного времени малыш полагает, что все вокруг смотрят на мир его глазами и каждый человек видит то же, что и он, знает ровно столько, сколько знает он. Всё, что сделал ребёнок (даже если он находился в это время один), по его мнению, доступно всем вокруг.

Между 2 и 3 годами происходит стремительное развитие мозга ребёнка, его способность к познанию переходит на иную ступень, и в какой-то момент его осеняет, что мама не может знать то, что произошло в ее отсутствие. Растущая любознательность и всё более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

Ребёнок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Речь ложится в основу формирования его логического мышления, воображение позволяет абстрагироваться от непосредственно воспринимаемой реальности и мысленно познавать то, что нельзя пощупать, увидеть или услышать. Функции его сознания как бы удваиваются: с одной стороны, он продолжает постигать окружающий мир – тяжёлое тонет, огонь жжёт, а с другой – осваивает мир фантазий, игр.

Чтобы «качественно» соврать, нужно не только легко подбирать слова, но и иметь хорошую память. У детей младшего дошкольного возраста своеобразная память: они легко запоминают и легко забывают, поэтому, чем меньше ребёнок, тем более незамысловата его ложь.

Ложь — это необходимый механизм социализации. Взаимодействие между людьми подразумевает, что мы говорим не всё, что думаем, такая ложь называется «белой», и уже 5-летний ребёнок понимает ее отличие от любой другой. Чем больше у дошкольника опыт общения в разных ситуациях, тем проще и быстрее он осваивает идею «белой» лжи.

Дошкольники впечатлительны, различные новые явления, события и ситуации воспринимаются ими преувеличенно и значительно превосходят реальные. Всё кажется большим, дома высокими, салют громким, лес густым, бассейн глубоким…

С возрастом поводов для вымысла и неправды становиться всё больше, а «обман» всё изощрённее.

Первая, наивная и непосредственная «ложь» ещё не признак проблемы, более того – это показатель развития ребёнка. Поэтому не надо излишне драматизировать ситуацию, но и выпускать из-под контроля не стоит. Если малыш изредка прибегает к маленьким хитростям, например, съев выданную ему конфету, приходит к вам за второй, сокрушаясь, что первую утащил кот Мурзик, следует ему «поверить». Но если подобные уловки становятся нормой поведения, необходимо разобраться в причинах.

Причины детской лжи.

Первопричиной детского обмана является желание продлить удовольствие и невольными виновниками детской лжи становятся взрослые, вынужденные предъявлять ребёнку определённые требования. Так как малышу запрещают совершать действия, вызывающие у него положительные эмоции, то он пользуется ими тайно и фактически лжёт своим родителям. И как только взрослые начинают спрашивать малыша, нарушал ли он их запреты, то ребёнок фактический обман подтверждает словесным, отрицая свои действия.

Дальнейшее развитие детской лжи происходит под влиянием страха.

Обман как защита.

Одна из причин, провоцирующих детскую ложь, — это страх наказания и реакции взрослых. Дети, совершая ошибки, познают мир, и если за них будут наказывать, у ребёнка останутся лишь две возможности: не делать ошибок или лгать.

Широко распространена ложь в связи со сломанными игрушками. Родители думают, что, получив красивую дорогую вещь, ребёнок будет относиться к ней так же бережно, как они сами. Но для дошкольника ценность игрушки состоит вовсе не в деньгах, а в возможности трансформироваться вслед за фантазией в игре. Поэтому он быстро разбирает на части подарок, а затем включает в игру, густо измазав лакированные детали пластилином или другим подручным материалом. Если ребенка наказывать за то, что он поломал игрушку, он все равно будет ее разбирать и играть с ней так, как ему нравится, только ему придется научиться делать это в тайне от вас.

Родительская бестактность, также является поводом для лжи. Зачастую взрослые не считают детские игры серьёзным делом и в любой момент могут оторвать ребёнка от его занятий. Родители пресекают попытки принести с улицы палочку, камень, воспринимают их как хлам, мусор. Не поддерживают, когда чадо обменивается в детском саду игрушками. И ребёнок начинает защищаться от взрослых с помощью вымысла и обмана: приносит всё домой тайком и прячет.

Обман как повод обратить на себя внимание.

Великий гуманист XX столетия Альберт Швейцер, описывая свое детство, вспоминает, что однажды его ужалила пчела. Он заплакал, на крик сбежался весь дом, и ребёнок стал объектом всеобщего внимания. В какой-то момент он заметил, что ему не больно, а он ревёт, только чтобы принимать утешения. Совесть говорила ему, что нужно прекратить, но уж слишком сладко было ощущение, что о нем все заботятся.

Обман обиженного ребёнка.

Часто 3-летнего малыша побуждает к обману ущемлённое самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если оценки нелицеприятны или взрослый груб, то ребёнок начинает огрызаться, дерзить и выдумывать истории, которые как бы вытесняют его обиды. Переиначивая болезненное для себя происшествие, дошкольник испытывает облегчение, в воображении «расправляясь» с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности.

Обман – компенсация за поражение.

Ещё одна форма детской лжи – хвастовство несуществующими достижениями, бахвальство, возникающее тогда, когда ребёнок неуспешен в том, что составляет главную ценность для его родителей. От дошкольника ждут определённых умений, исполнительности, успешности, а он не в состоянии оправдать надежды и затраченные средства близких. Дети очень тонко чувствуют разочарование и раздражение взрослых, им хочется соответствовать предъявляемым требованиям, но не получается. И тогда они начинают «придумывать» свои успехи, преувеличивать существующие, только для того, чтобы получить одобрение, признание, гордый взгляд мамы или папы.

Обман как фантазия.

Дошкольники легко «переплетают» реальность и вымысел, «фантазии их реальны, а реальность фантастична».

В Америке был проведен эксперимент. В детский сад пришел незнакомый взрослый и спросил у ребят, не случалось ли с ними такого, чтобы у них палец попал в мышеловку. Специально была выбрана ситуация, которая не могла случиться с детьми. При первом посещении незнакомца ни один ребёнок не вспомнил ничего подобного. Человек приходил раз в 10 дней и задавал только этот вопрос. В определенный момент дети начали говорить, что с ними случалась такая история, излагать ее, припоминая большое число мелких деталей. Они рассказывали, как все им сочувствовали, как их возили к врачу, и врач перевязал палец. Они описывали и доктора, и клинику, и все фразы, сказанные участниками события. Однако дети не лгали — они фантазировали на привычную тему.

Фантазирование на заданную тему и без всякой темы, указывает на развитие любознательности, творческого мышления и воображения дошкольника. И эти способности необходимо развивать и поощрять. Можно присоединиться к ребёнку и пофантазировать вместе с ним, такое общение поможет лучше узнать его желания, мечты, создаст атмосферу доверия.

Обман – подражание взрослым.

Весьма часто взрослые обучают лгать младшего члена семьи. Если между родителями нет согласия, то ребёнок, наговаривая маме на папу (или наоборот), может получать «бонусы» от каждого, причем обманывая обоих. Наградой же будет то, что каждый родитель захочет «купить» поло­жительное отношение ребёнка, приобретая ему те вещи, которые запрещает или не может предоставить другой родитель.

Родители сами обычно обманывают своих детей, считая, что делают это из хороших побуждений: «Я не могу купить эту безделушку, у меня нет денег», — объясняет бабушка внуку, считая это ненужным. «Иди поиграй, а я здесь посижу», — говорит мама плачущему малышу, оставляя его в детском саду. «В выходные пойдём в кино», может сказать папа и забыть.

Взрослые, не придавая значения, нередко «лгут» на глазах у ребёнка. В гостях, по телефону, у соседей родители легко оправдывают ложь, считая её пустяком и элементом общения. Если ваш ребёнок по вашему велению твердит кому-то по телефону, что вас нет дома, не удивляйтесь, что завтра он будет обманывать вас, считая это привычной нормой.

Дошкольники быстро усваивают, что есть неправда и виды лжи, которые разрешены в их семье. Это означает, что ему можно искать и самому применять дозволенную неправду.

Как вести себя родителям маленького лгунишки

  1. Вымыслы малышей – ещё не ложь, они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому.
  2. Важно понять причину участившихся случаев обмана, задав себе ряд вопросов:
  • Для чего ребёнок обманывает?
  • Какие выгоды извлекает?
  • Что заставляет это делать?
  • Осознанна ли его ложь?
  • Его ложь нападение или защита?
  • Напоминает ли его поведение чьё-либо в семье?
  1. «Ложь» — свидетельство нарушенных взаимоотношений детей и взрослых. Необходимо изменить стиль общения с ребёнком, регулировать запреты и согласовывать свои действия со всеми членами семьи.
  2. С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи неискренни друг с другом, ложь становится стилем общения и ребёнка.
Читайте так же:  Возмещает ли фсс пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Ребёнок уже с 2 лет ощущает, что такое доверие. Оно ему дорого, потому что доверие — это «когда ты прижимаешься и чувствуешь, как тебя принимают полностью». На желании сохранить это ощущение и нужно строить отно­шения с ребенком.

У дошкольников может быть много причин, побуждающих их солгать. Условие, препятствующее закреплению такого поведения, — повышение доверия между родителем и ребёнком. При этом взрослому важно вести себя по отношению к малышу тактично, уважительно и максимально честно. Обучая быть правдивым, родитель должен сам следовать этому правилу.

Почему наши дети обманывают и лгут?

Методическая разработка родительского собрания- размышления.

«Почему наши дети обманывают?

Меньше врётся – спокойней живется.

Цель родительского собрания: познакомить родителей с причинами и
способами ее устранения.

Оформление, оборудование, инвентарь.

1. Учитель готовит листы №1, №2, №3, №4 с анкетами и рекомендациями родителям (по количеству родителей)

2. Родители вырезают круглые жетоны из самоклеящейся бумаги красного, желтого и белого цвета.

3. На доске написана тема собрания;

Причины детской лжи:

— попытка избежать наказания;
— стремление привлечь к себе внимание;
— наличие у ребенка проблем, требующих решения;
— защита от стрессовых ситуаций;
— дурной пример окружающих — как детей, так и взрослых.

Красный – было интересно и актуально;
Желтый — мне было скучно;
Белый — у меня остались вопросы по этому поводу.

Ход родительского собрания:

Родители рассаживаются на те места, где сидит из ребенок.

II. Вступительное слово учителя:

-Наверное, нет на свете человека, у которого не возникал вопрос: почему дети обманывают.
Честность – это то качество, которое испокон веков заботливые родители стремятся привить своим детям.
Сегодня, мы собрались, чтобы вместе подумать, проанализировать свои воспитательные методы, получить рекомендации психологов и
ответить на главный вопрос нашего собрания (обращается внимание родителей на запись темы собрания на доске) почему наши дети обманывают и лгут?
Готовы к сотрудничеству?
Сейчас я попрошу Вас заполнить анкеты. Лист №1

1.Приходильсь ли Вам слышать от своего ребенка неправду?
а) да
б) нет
в) неоднократно
г) часто
д) систематически
2. Признавался ли Ваш сын (дочь) во лжи?
а) да
б) нет
в) по-разному
3. Каким образом Вы поступали, уличая ребенка во лжи.

4. Случалось ли Вам лукавить, обманывать по мелочам Вашего ребенка?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
Благодарю за Вас за работу.

IV. Мини-доклад учителя о знаках и признаках лжи.

Умение определять, когда ребенок лжёт, а когда нет, необходимо для того, чтобы выяснить не нарушил ли ребенок нормы приличия, обещание, запреты, не предпримет ли чего-то рискованного и чтобы принять своевременные меры.
Психологи говорят, что до 7 лет малыши часто путают, что происходит на самом деле, а что понарошку.

Воображение – одно из ценных качеств личности, его надо не разрушать, а направлять в нужное русло.
Однако к 10-12 годам взгляды ребенка на правду и ложь сильнейшим образом изменяются. Например, в ходе одного исследования детям 5-11 лет был задан вопрос: «Хорошо ли лгать?» Из пятилетних детей 90% ответили, что лгать нельзя никогда и ни за что. А вот когда тот же вопрос был задан одиннадцатилетним, 90% ответили: «Да, иногда солгать можно». Разница, разумеется, в том, что к 11 годам ребенок знает: ложь бывает разная. Например, можно уклоняться, увиливать и скрывать правду, но бывает и невинная ложь, и такая ложь «не считается» — например, если говоришь подруге, что тебе нравится ее новая прическа, даже если на деле это не так.
Так как же узнать, обманывает нас ребенок или нет?
Учёные выделяют

Невербальные знаки лжи:

Классический признак лжи — если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд.

Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза не отрываясь, это тоже означает: что-то не так.

Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно.
Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта.

Его движения кажутся скованными и неестественными.

Собеседник устраивается так, чтобы отстраниться от вас, по возможности стараясь развернуться к окну или дверям.

Собеседник держит ладони обращенными вниз или даже подкладывает их под себя, если сидит.

-Давайте представим, вспомним один из случаев, когда вы смотрели на ребенка и не могли понять: врет он или говорит правду. Приведите такие примеры. Какими были его жесты, мимика, речь?

V. Анкетирование 2.

-Возьмите пожалуйста листок № 2 и отметьте на нем какие бессловесные знаки лжи использовал Ваш ребенок во время обмана? Эти записи помогут Вам установить прав(а) ли ваш сын (дочь) или вас обманывает.
-А как Вы полагаете почему же наши дети лгут?
С этим же вопросам я обратилась к ребятам и попросила записать причины, которые их заставляют лгать. Прочтите эту информацию в листе №3

Психологи утверждают, что причины детской лжи могут быть следующими:
— попытка избежать наказания;
— стремление привлечь к себе внимание;
— наличие у ребенка проблем, требующих решения;
— защита от стрессовых ситуаций;
— дурной пример окружающих — как детей, так и взрослых.

VI. Обсуждение родителями причин детской лжи.

-Давайте обсудим причины детских обманов. Объединитесь парами, тройками, группами, как угодно, подумайте вместе и приведите на примере из жизни своих детей ситуации, причинами которых являются вышеперечисленные. Лист №4
-Так как же бороться с этим злом?
-Что делать, чтобы наши дети не врали?
-Как вы поступаете дома, если узнаете, что ребенок Вас обманул?

Вот несколько советов, которые помогут нам справиться с детской ложью.

1.Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением, лучше всякий раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите способ выйти из нее без вранья.

2.Не называйте ребенка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях. Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.

3.Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала. Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.

4.Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть. Например: «Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе.
Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями — не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.

5.Не устраивайте допросов, «выбивая» из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.

6.Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника.
Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: «Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?» Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке.

7.Не следует «заминать» ложь. Помните историю про мальчика, который постоянно кричал: «Пожар! Пожар!» Все соседи так привыкли к его «шутке», что когда случился всамделишный пожар, ему никто не поверил и дом сгорел Эта история производит впечатление на всех без исключения малышей. Поработайте с малышом — воспитывайте в нем любовь к истине. И чем больше вы знаете о своем ребенке, тем больше шансов выполнить эту задачу. Чем быстрее вы наладите доверительные отношения с ребенком, поймете причины его вранья, объясните, что во многих случаях ложь совершенно не нужна и будете поощрять его за правду.

VII. Подведение итогов родительского собрания.

-Приучить ребенка к правде — вполне посильная задача. Во многих семьях это решают без всякого вмешательства детского психолога. Но если Вы чувствуете, что правда и ваш ребенок — это антонимы, то обращайтесь за помощью к специалисту.
Согласитесь, что решить проблему гораздо проще, пока она еще невелика. Пусть ваш ребенок привыкнет к мысли, что честность — самый достойный способ поведения. Тогда в старшем возрасте он будет гордиться своим воспитанием и передаст любовь к правде своим детям.
-Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее. Все печатные материалы оставьте себе. Было бы хорошо, если все они найдут свое место в отдельной папке и Вы сможете обращаться к ним по мере необходимости.

-Уважаемые родители, мне хотелось бы знать, было ли собрание интересным и нужным для вас или кому-то оно было не актуально,
а кого-то остались вопросы.
-Уходя, прикрепите на доску жетон соответствующего цвета, а именно:
Красного – было интересно и актуально;
Желтого — мне было скучно;
Белого — у меня остались вопросы по этому поводу.
-Мне очень радостно, что большинство из вас провели время с пользой, полученные рекомендации могут использовать полученный материал в воспитании своего ребенка.

Спасибо за сотрудничество. Всего доброго.
Литература:

Материал (3 класс) по теме:
родительское собрание почему дети врут

родительское собрание почему дети врут

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Почему дети врут»

Ученые выяснили, что дети, которые начинают лгать родителям в раннем возрасте, в будущем оказываются «большими» людьми.
Если ребенок в раннем возрасте начинает привирать, это не так уж плохо: в дальнейшем это поможет ему в жизни добиться значительных карьерных успехов. К таким выводам пришли канадские ученые из Торонтского университета, которые изучили 1200 детей в возрасте 2-17 лет. Умение лгать, говорят они, свидетельствует, прежде всего, о напряженной работе мозга, что, в свою очередь, приводит к интенсификации развития когнитивных способностей ребенка. «Чем лучше молодому человеку удается скрывать ложь, тем больше шансов, что в будущем он может стать успешным банкиром», — говорит один из авторов исследования, доктор Канг Ли из Университета Торонто.
В рамках проведенного специалистами эксперимента детей проверяли на лживость весьма просто: за их спинами клали игрушки, после чего велели не смотреть на них и выйти из комнаты. Затем в комнату возвращались, а у ребенка спрашивали, смотрел ли он на игрушку. Полученные ответы сверяли с и зоб ражением на видео, которое снимала скрытая камера. Выяснилось, что среди двухлетних малышей врал только каждый пятый, в трехлетнем возрасте лжет уже каждый второй, а в четырехлетнем возрасте предпочли солгать четверо из пяти. К 12 годам врали почти все испытуемые. Но, что важно, к 16 годам этот показатель снижается до 70%: у детей появляется чувство социальной ответственности и справедливости. А потому, говорят ученые, если ребенок часто врет, не нужно тут же его записывать в патологические врунишки с будущими социальными проблемами.
Интересный момент: повернулись, чтобы посмотреть на игрушку, девять из десяти детей, и делали они это вне зависимости от возраста. Одна из участниц эксперимента даже рассказала, что игрушку не видела, а только «щупала», и по ощущениям это был фиолетовый динозавр.
Детям постарше давали пройти тест посложнее: им предлагали пройти письменный тест. На обратной стороне листа с вопросами были ответы. Некоторые вопросы были очень простыми и очевидными, но дети все равно подсматривали — очевидно, для того, чтобы лишний раз удостовериться в верности своих выводов. Была в тесте и «обманка»: вопрос о том, какой мореплаватель открыл Тунис. «Правильным» вариантом на обороте значился Акеман Президиус, которого в действительности никогда не существовало. Дети, однако, называли его в ответах, а потом утверждали, что слышали о нем на уроках истории.
Канг Ли отмечает: «Родителям не стоит особенно волноваться, если они видят, что их ребенок часто лжет. Ведь скрывают правду, хотя бы периодически, почти все дети. Когда ваш ребенок попытается обмануть вас в первый раз, это будет свидетельствовать лишь о том, что в его развитии наступил новый этап, а сам он демонстрирует серьезный прогресс в вопросах познания мира и мышления. Те, кто начинает врать раньше, имеют шансы быстрее адаптироваться к внешнему миру и в будущем быть успешнее».
По мнению исследователя, для маленьких детей врать довольно-таки сложно: их мозгу еще тяжело говорить одно, а думать другое. Правду приходится буквально загонять в отдаленные уголки мозга. Что еще более важно, ученые не выявили никакой связи между строгостью родителей, «хорошим» или даже религиозным воспитанием и способностью ко лжи. «Правильно» воспитанные дети ничем в этом тесте не отличались от «обычных».
Канг Ли дает также простой дельный совет родителям, чьи дети не достигли 8-летнего возраста. Метод определения, врет ли ребенок, основан на разделении функции левого и правого полушарий головного мозга. Если, отвечая на любой вопрос, ребенок смотрит вправо, то, скорее всего, он выдумывает, т.е. описывают картину, сконструированную его мозгом. Если же он смотрит влево, то, очевидно, описывает свое реальное воспоминание. Дело в том, что за память и логическое мышление отвечает левое полушарие, за воображение — правое. С возрастом дети учатся смотреть прямо в глаза и скрывать это движение глаз. Но когда им нет еще и восьми лет, это делать их мозг не в состоянии. Поэтому объяснить ребенку, что врать — плохо, у родителей есть шансы только до вышеозначенного возраста.
Еще один забавный вывод ученых: мужчины лгут чаще женщин. 82% женщин после того, как солгут, чувствуют угрызение совести. Среди мужчин таких «переживательных» только 70%.

Читайте так же:  Особенности формирования личности младших школьников

Не проси у Бога денег —
Злато счастья не дает…
Не проси успеха в деле —
есть талант — успех придет.
Попроси любви и веры,
силы всех простить и жить,
чтобы сердце не черствело…
Попроси… себя простить.

Родители и дети: взгляд педиатра

Мнение педиатра о родителях, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, зависит все-таки не от того, что он врач, а от его личности, знаний, психологического чутья. Зачастую истинное лицо взрослого, занимающегося воспитанием ребенка, можно увидеть только по детскому поведению и реакциям. Дети, в отличие от взрослых, не умеют лгать.

Человек всегда склонен систематизировать свои знания о мире. Мы тоже сейчас попытаемся разделить всех родителей по их типичным реакциям на поступки ребенка и по методам воспитания.

Идеальное равновесие: родитель-ребенок

Самый желанный, «идеальный» тип родителей сейчас является «редким видом», который пора заносить в «Красную книгу». Такие родители любят своего ребенка просто за то, что он есть. На него не возлагают ответственность за собственное рождение. Его не дрессируют, а воспитывают собственным примером, лишь в случае необходимости подсказывая и направляя.

Идеальные родители много общаются с ребенком, они чувствуют его, поэтому обращаются к врачам на самых первых этапах развития болезни, зачастую еще до появления внешних признаков. Таких родителей можно узнать по первым словам в кабинете педиатра: «Доктор, с моим ребенком что-то не так». А вот здесь огромную роль начинает играть личность врача: один, проведя поверхностный осмотр и ничего не обнаружив, отправит пациента домой, посмеявшись над «мнительной» мамочкой, а другой, внимательно расспросив родителей и сделав соответствующие назначения, сможет предупредить или остановить развитие недуга.

Материнская интуиция – великая сила, которая помогает защитить ребенка от многих проблем, и ей надо доверять. Любящие родители всегда четко выполняют инструкции врача, а самое главное, их дети счастливы, поэтому если и болеют, то обычно в легкой форме и без осложнений.

В моей практике был такой случай. В одной семье родилась девочка с пороком сердца, у нее было 15 дефектов межжелудочковой перегородки разного размера, в том числе три – в мембранозной перегородке. От операции мама отказалась, сославшись на плохое предчувствие. Она регулярно посещала с дочкой врачей, выполняла все инструкции. Я ни разу не слышала от нее раздраженного тона или отчаяния в голосе. Прошло десять лет. У девочки самостоятельно закрылись почти все дефекты. Остались три маленькие дырочки в мышечной части межжелудочковой перегородки, которые никак не влияли на работу ее сердца. Вы скажете – чудо? Нет, материнская любовь и порядочность.

Не плачь, маленький!

К сожалению, чаще приходится сталкиваться с другими родителями. Гиперопекающие мамы и папы путают любовь к ребенку со вседозволенностью. В таких семьях ребенок – настоящий диктатор. Выполняются любые его пожелания и капризы. Все члены семьи сдувают с «дитятки» пылинки и оберегают его от всех проблем. Попробуйте сказать что-нибудь нелицеприятное об их любимце – вас изничтожат, даже не попытавшись разобраться в ситуации.

Все, наверное, хотя бы раз наблюдали в песочнице ситуацию, когда один малыш непрерывно всех обижает, отнимает игрушки, а его мама или бабушка с умилением наблюдают за происходящим. Но стоит кому-нибудь из детей дать сдачи, как поднимается жуткий визг и плач, и «воспитатели» уводят «обиженного», приговаривая: «Не плачь, маленький. Я тебе сейчас конфетку дам. А с этими гадкими детьми мы больше играть не будем!»

Для педиатра такие семьи – сущее наказание. Основной рацион «дитяток» составляют конфеты, пирожные, булочки, жвачки и т.д. Они не занимаются спортом («Дитя может убиться»), мало двигаются, просиживая часами за компьютером и телевизором. Большинство детей страдают с раннего возраста от лишнего веса, а в подростковом периоде начинаются эндокринные сбои, поднимается давление. Когда проблемы становятся явными, во всем начинают винить врачей – недоглядели, не выписали нужное лекарство и т.п. Дело иногда доходит до абсурда.

Одну мамочку я на протяжении нескольких лет убеждала изменить семейные стереотипы: прекратить пичкать мальчишку пирожками (в девять лет он весил 64 кг), наладить нормальное питание, заняться физкультурой. Мама отвечала только одно: «Мне для сыночка ничего не жалко. Раз он любит булочки, я буду ему их покупать, а заниматься спортом ему тяжело». Когда в тринадцать лет у подростка стали появляться проблемы со здоровьем, мне заявили, что я как врач должна была их убедить в необходимости изменения образа жизни. Встает вопрос – как?! Что должен сделать врач, если словами до родителей достучаться не удается?!

Продолжим наши попытки разделить всех родителей по их типичным реакциям на поступки ребенка и методам воспитания. И одна из самых страшных групп — равнодушные родители.

Часто стали встречаться равнодушные родители. Для них ребенок – предмет интерьера. Родили, потому что так принято. В этих семьях если и потакают детским желаниям, то не из болезненной к ним любви, а просто, чтобы не мешались под ногами. Такие родители усердно демонстрируют перед посторонними свою «любовь» к ребенку. Он, как правило, хорошо одет, причесан, сыт, только в глазах читается озлобленность и тоска или равнодушие и презрение к родителям и всему миру.

Сколько раз приходилось слышать: «Такая порядочная семья, а сын (или дочь)! И в кого только уродился! С жиру бесится!» Беда в том, что благополучие семьи стало измеряться достатком. У нас, к сожалению, вообще многое стали мерить на деньги. Но разве малышу, только что появившемуся на свет, нужны мамины деньги? Разве есть ему разница, лежит он в дорогих памперсах и ползунках от кутюр или в пеленках, которые мама шила по ночам? Детям нужна родительская любовь, искренняя и беззаветная! А к деньгам, дорогой одежде мы приучаем их сами, откупаясь за свою вину, за свою неспособность любить.

У равнодушных родителей дети часто становятся алкоголиками и наркоманами. Их тянет в дворовые компании, не всегда безобидные, потому что человек существо общественное, а там есть ощущение если не семьи, то стаи, где «один за всех, и все за одного». Страшно, когда дети убивают своих родителей из-за денег (к сожалению, такие случаи — уже не редкость), но ведь когда-то родители тоже променяли их на деньги.

Когда ребенок в такой семье заболевает, родители пунктуально выполняют рекомендации врача, покупают лекарства, но дети все равно болеют часто и долго, пытаясь неосознанно, хотя бы таким способом, привлечь к себе их внимание. Как правило, тщетно, потому что заботу о больном ребенке спихивают на бабушек и нянечек. Когда ребенок поймет, что он лишний, он перестанет болеть, но тогда приходят беды пострашней…

В 90-е годы произошла не просто смена общественного строя, перевернулись все представления о жизненных ценностях. Многие люди не смогли адаптироваться к изменившимся условиям жизни, найти своего места. Они озлобились на весь мир, даже на своих собственных детей. Но, может быть, дело и не в «смутном времени» вовсе.

Не секрет, что всегда, в любые времена, есть родители, которые срываются на детях, пытаясь компенсировать собственное чувство неполноценности. Ребенок оказывается единственным более слабым существом, и на нем «отыгрываются» за все унижения и обиды, которые выпали на долю его мамы и папы. Вместо того, чтобы найти в ребенке свое счастье, создать в доме «гавань, в которой можно укрыться от житейских бурь», люди упиваются своей властью над зависимым от них существом, своим собственным ребенком.

Его бьют, унижают, оскорбляют, забывая, что это частица их самих. Если бы женщина (назвать ее мамой язык не повернется) сделала аборт, она поступила бы гуманней, потому что убила бы только тело своего ребенка, а так она убивает его душу.

Если Вы заметили на ребенке следы побоев или стали свидетелем издевательств над ним, не бойтесь обращаться в органы опеки и попечительства. Когда речь идет о педиатре, это его прямая обязанность. Возможно, вы спасете не только ребенка. Может быть, родители наконец смогут понять, что стоят на краю пропасти.

Общество сейчас как бы раскололось на две половины: одна половина женщин стремится сделать карьеру, не заботясь о появлении детей, даже, напротив, всеми силами стараясь предотвратить эту возможность. Тенденция к увеличению возраста рожа ющих впервые женщин наблюдается в первую очередь в магаполисах, где основные усилия направлены на создание материального благополучия и достижение определенного социального статуса. Другая половина женщин бросается в омут семейной жизни, не задумываясь ни о карьере, ни о работе вообще, посвящая себя только семье и детям. По статистике в России стремительно продолжает увеличиваться количество домохозяек, что, конечно же, говорит об определенном достатке семей, при котором женщина может не работать. Но и тот, и другой вариант – это крайности, но ведь возможен еще и компромисс…

Возвращаясь к разговору о здоровье ребенка, мне хочется обратиться и к родителям, и к врачам: не будьте равнодушными, научитесь прислушиваться друг к другу. На стороне родителей – интуиция, на стороне врача – знания. Если Вы сможете объединить свои усилия, наши дети станут не только меньше болеть, но и вырастут здоровыми и счастливыми людьми, а значит, и жизнь вокруг станет лучше.