Меню

Почему дети любят прыгать

Почему дети любят прыгать

Прошу прощения за глупый вопрос.:))
Но вот и сейчас, слыша из кухни, как мой трехлетний скачет на нашей тахте, снова думаю о том, зачем детям это надо? Была бы площадь в квартире побольше, поставила бы батут в детской. Потому что ребенок постоянно скачет.))
Судя по всему, большинство детей обожает это занятие. Вот не поленилась сегодня и погуглила, но поисковые системы ответ на вопрос не дают.
Вспоминается сразу и мультик про Машу и медведя (их первое знакомство), там тоже девочка первым делом отправилась скакать на кровати и медведя тоже на это дело сподвигнула.:))
Предполагаю, что эти прыжки как-то способствуют какому-то развитию. Но вот какому?:016:

Как всегда, рассчитываю на всезнающий ЛВ. Вдруг кто в курсе?:))

Мне кажется, что у детей энергия в избытке. А как ее дома тратить? Просто так бегать не интересно. Вот и скачут по кроватям, если что, падать не больно. Плюс еще высоту любят. Мой на спинку дивана забирается, чтоб повыше было и прыгает вниз на сам диван.+100

Я бы тоже с удовольствием попрыгала..

зачем детям это надо? а взрослым зачем? не знаю, как вам, а мне на новенькой прыгучей кровати тоже нередко хочется оппрыгть. просто я большая и тяжелая, у меня все равно так высоко не выйдет, плюс свербит взрослая мысль «расшатаю кровать, скрипеть будет» — потому ограничиваюсь тем, что сидя чуток попрыгаю и все :)))) зачем мне это? а нравится и все тут.

точно так же мне нравится иногда забраться на какую-нить стенку в кремле, залезть на широкий пень в детском парке и пр. и если взрослые мысли «я в юбке», или там «туфли испорчу» меня в данный момент не останавливает — могу так и сделать. а еще сдержвающая мысль бывает «несолидно, взрослые так себя не ведут, что люди подумают» — многие взрослые научились их обходить: лазить по стенке глупо, а пойти на скалодром — модно. скакать козлом глупо, а на дискотеке попрыгать — нормально. по лужам гулять несолидно, а залезть в болото на внедорожнике круто.

зачем-то это надо людям — не только детям. :065:
видимо, человек — не 100% рациональное существо :004:

я тож прыгаю иногда. такой кайф:008:
дите не прыгает, ему больше нравится залезть на спинку дивана и скатиться вниз.:065:

+1 у нас все диваны-горки:))
А на своей кровати дочь прыгает всегда перед сном,втихаря:004:

Ездили мы тут месяц назад в ЛенОбласть ))))) Там по всей территории отеля стоят батуты. Меня муж утаскивал домой, мы целый день прыгали с дочками ))))))

Это где такой отель? Нам туда:).

видимо, человек — не 100% рациональное существо :004:

Ну, меня в последнюю очередь можно назвать рациональным существом. :065: Не случайно, когда я попадаю в больницу, меня все в палате называют инопланетянином:))
И, тем не менее, вопрос по прыжкам на кровати остается открытым.:))

Ну, меня в последнюю очередь можно назвать рациональным существом. :065: Не случайно, когда я попадаю в больницу, меня все в палате называют инопланетянином:))
И, тем не менее, вопрос по прыжкам на кровати остается открытым.:))

Мне про развитие у вас понравилось:))
Дети развиваются,это точно хотя бы в прыжках тренеровка:)
А взрослые. ловят кайф:008:
:))

Почему дети любят прыгать

Как развивать подвижного ребенка

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Хочу поблагодарить вас за письма и участие в голосовании прошлого выпуска, обратная связь мне очень важна.

Сегодня мы поговорим о детях, которые любят бегать и прыгать, а вот заниматься развивающими играми или творческими занятиями совсем не любят.

Никакие диагнозы не хочу обсуждать. Конечно, когда есть опасения, что у ребенка проблемы с вниманием, памятью, восприятием, обязательно нужно проконсультироваться со специалистом. Но если постараться не ребенка подстраивать под различные обучающие методики, а придумывать методы обучения идеально подходящие вашему ребенку – большая часть проблем отпадет.

Какие способы обучения подойдут маленькому непоседе (я ориентируюсь на возраст 3-5 лет, но многие идеи можно адаптировать и для малышей, и для младших школьников):

  1. Приобретайте или изготавливайте самостоятельно обучающие плакаты. Развешивайте их в разных местах квартиры. Ребенок непременно будет посматривать на плакаты и задавать вам вопросы. Иногда и вы можете попросить малыша что-то показать на плакате.
  1. Используйте обучающие песни, танцы. Разучивайте пальчиковые игры.
  1. Научите ребенка играть в “съедобно-несъедобное”. Если ему понравится, используйте эту игру для обучения, заменяя условие (живое — неживое, животное -растение, летает — плавает).
  1. Придумывайте эстафеты, в которых короткие поручения, требующие усидчивости, перемежаются активными упражнениями. Например, играйте в следопытов – пусть ребенок ищет записки. В каждой записке зашифровано местонахождение следующей подсказки. Последняя записка может указывать на спрятанный приз.
  1. Упражнение на развитие памяти – просите ребенка сбегать в комнату, что-то посмотреть, запомнить и потом рассказать.
  1. Слушайте аудиокниги, аудио-энциклопедии.
  1. Найдите занятие, которое настолько нравится ребенку, что он становится достаточно усидчивым и сосредоточенным. Во время этого занятия обучайте малыша всему остальному (пример как обучать ребенка в играх с пластилином)
  1. Если ребенок не любит рисовать, лепить, делать аппликации, организуйте творческие занятия как подготовку к игре или празднику. Тогда у ребенка появится стимул что-то делать.
  1. Для того, чтобы выучить что-то трудно дающееся ребенку устраивайте погружение. С утра объявите малышу, что весь день будет посвящен определенной теме (букве “М”, зверям джунглей, оранжевому цвету). Например, если вы разучиваете оранжевый цвет, можно нарядится в оранжевую одежду, есть апельсины и запеканку с курагой, искать предметы оранжевого цвета на прогулке, рисовать оранжевой краской, послушать “Оранжевую песню” и подарить ребенку лисичку.
  1. Не пренебрегайте спортивными упражнениями, которые так нравятся ребенку. До 2-3 лет физическое и умственное развитие связаны. Но и потом важна крупная моторика, развитие плечевого пояса, ловкость, реакция. Ищите комплексы упражнений, больше занимайтесь гимнастикой, стараясь и тут вводить счет, пространственные отношения, другие задания.

О трудностях с детьми (решения которых вы хотели бы увидеть в рассылке), замечаниях, предложениях пишите на lj @ orangefrog . ru

Буду рада узнать, принесла ли вам практическую пользу моя рассылка, помогла ли решить какую-нибудь из повседневных проблем, вдохновила ли на создание собственных творческих приемов.

До новых встреч,

orangefrog . ru — Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком

Прыжки: их роль в жизни ребенка и упражнения

Ребенок обязательно должен прыгать, иначе это не ребенок, а старичок. Малыши обычно это очень любят, хотя в возрасте до полутора-двух лет, прыгая без поддержки, они чаще падают, чем приземляются.

Прыжки положительно влияют на детский организм. Они развиваютвсе основные группы мышц, суставов, связок, особенно ног. В процессе выполненияпрыжков дети развивают свою силу, быстроту, равновесие, глазомер и координациюдвижений.

В отличие от бега в прыжке нет повторяющихся фаз, они нецикличны. Это скоростно-силовое упражнение.

Для детишек дошкольного возраста рекомендованы наиболеепростые прыжки: спрыгивание с высоты, прыжки с продвижением, подпрыгивание наместе, прыжки с места и с разбега в длину и в высоту.

Смелость при прыжке ребенок быстрее обретает в игре. Сначалаон учится прыгать с помощью взрослого, позже – уже самостоятельно. Никогда неторопите события, обучайте ребенка прыжкам в определенной последовательности.Начинается обучение с самого простого – подпрыгивания и спрыгивания с высоты.Далее постепенно переходите к более сложным упражнениям – прыжкам с места и сразбега в длину и в высоту.

Сначала ребенок должен научиться прыгать по полу двумя ногами,потом постепенно переходить на одну ногу, еще позже — переходить к спрыгиванию.

Обучение спрыгиванию начинается с очень маленькой высоты –сантиметров с пяти, поэтому сильный замах (взмах) не требуется. Постепенно высотапредмета увеличивается. К пяти годам она может составлять до 40 см. Приспрыгивании внимание ребенка нужно обращать на приземление. Малыш долженприземляться с прямой спиной и сохранятьпосле приземления равновесие.

Чтобы занятия проходили с интересом, нужно давать ребенкузадание. Детям постарше можно нарисовать линию или кружок на расстоянии 15-20см от того предмета, с которого ребенок спрыгивает, и попросить егоприземлиться за эту линию или кружок. По мере овладения техникой прыжков с высотызадания можно усложнять, прыгать, например, боком, с хлопками и т.д.

Выполнение прыжка включает исходное положение, замах иразбег, толчок, полет и приземление. От правильного выполнения каждого элементапрыжка зависит общий успех. Исходное положение поможет правильно выполнять замахпри прыжках с места или разбег при прыжках с разбега. Замах определяет силутолчка. При разбеге развивается скорость, которая дает силу для толчка. Все вкомплексе определяет дальность полета.

При прыжке с места толчок осуществляется двумя ногамиодновременно, а при прыжке с разбега – одной, более сильной ногой. Силу толчка определяютразмах или разбег.

Основная задача при приземлении – погашение скорости полетабез резких толчков и сотрясений и сохранение равновесия.

Прыжки можно разделить на два типа: прыжки толчком двумяногами и прыжки толчком одной ногой (с разбега).

Дети очень часто путают эти две разные техники. Поэтому дляначала лучше не смешивать эти прыжки в одном занятии. Один день выполнятьтолько прыжки с толчком двумя ногами, а в другой – с разбега.

Прыгать желательно на мягкое покрытие (матрац, мат), а вуличных условиях — на траве или напеске, обязательно в обуви.

Оборудуйте дорожку препятствий в домашних условиях изнескольких положенных на пол предметов: стульев, стола, гладильной доски ибельевой веревки (ее закрепите низко над землей). Пусть ребенок с вашей помощьюпреодолевает созданные препятствия, поочередно подлезая, перешагивая и взбираясьна них, соскакивает на ковер (высота соскока должна быть не выше уровня поясаребенка).

На открытом воздухе оборудовать дорожку препятствий можно припомощи веревки, прутиков, досок, бревен, кустиков и т.п. Преодоление дорожки повторятьребенок должен не менее четырех раз. На некоторых участках позвольте ему лазатьсамостоятельно, в опасных местах внимательно контролируйте его, чтобы исключитьлюбую возможность возникновения какой-либо травмы. В процессе такой игры уребенка развивается самостоятельность.

Читайте так же:  Почему надо пеленать детей

Упражнения с прыжками

Нарисуйте на земле различные кружочки и черточки. Затемвозьмите ребенка за руку и вместе с ним в беге перепрыгивайте через обозначенныепрепятствия. Цель данного упражнения – добиться того, чтобы ребенок передчертой не останавливался, не прерывал бег.

Один из взрослых держит ребенка за руки лицом к себе ивместе с ним перепрыгивает с ноги на ногу или прыгает на двух ногах одновременно.Позже это упражнение выполняется без поддержки за руки.

Ребенок на обеих ногах прыгает на месте, а также вперед иназад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже лицом к себе за плечи.Освоив этот способ, держать ребенка следует только за одну руку. Прыгайтевместе с ним.

Прыгаем через лужи

С детьми трех лет прыгать двумя ногами с места можно через«лужи». В качестве лужи используйте обруч. Если ребенок поначалу не сможетперепрыгнуть такое расстояние, тогда возьмите другой ориентир: отметьте лужу скакалкой,веревкой, мелом, шарфиком, рисунком на коврике и т.п.

Как вариант можно делать двойной прыжок: прыгнув в обруч,сразу же выпрыгивайте из него.

Прыжками с разбега начинают заниматься к четырем годам.Ребенок сначала прыгает через обруч на мат с короткого разбега (3 м). Следитеза правильной техникой: разбег, толчок одной ногой, приземление, приседая надве ноги. Нельзя падать на руки, ягодицы и т.д. Постепенно размер обручаувеличивается.

Примерно с пяти лет ребенку можно учиться прыгать в высоту.Прыгать нужно с прямого разбега, согнув ноги. Обычно прыгают через натянутуюверевочку, однако многие дети боятся зацепиться за веревку и упасть. Также ониопасаются, когда раскачивается стойка, на которой крепится эта веревка. Лучшесоорудите имитацию травы и высотой около 30-40 см из старых пластиковыхбутылок. На улице пробуйте прыгать через кусты.

Клуб защитников тишины

Уважаемые друзья по несчастью!
Может быть, я чего-то не понимаю в вопросах воспитания детей. Многие здесь и сами родители, причём родители разных по темпераменту детей.
Я пытаюсь понять, действительно ли этожеребенки не могут не бегать, не визжать и не стучать по полу игрушками? Является ли их поведение отражением позиции по этому вопросу родителей? Или же это из разряда абсолютно неконтролируемых процессов со стороны родителей?
Чем обусловлена бесконечная беготня: воспитанием и попустительством (а иногда и поощрением), неконтролируемой гиперактивностью, темпераментом, возрастными прелестями или формированием психики? Могут ли родители влиять на процесс при желании, или есть реально вообще неконтролируемые дети?
Может быть, выскажутся и родители, которые сами вешаются от своих драгоценных чад, так как не могут с ними справиться, и объяснят, как и почему они не могут справиться. Может быть, кто-то подскажет, как контролировать даже самого гиперактивного ребенка. Может быть, найдутся педагоги или врачи-невропатологи.
Мне важно понять, ПРИ БОЛЬШОМ ЖЕЛАНИИ родителей это лечится? ПРИ БОЛЬШОМ ЖЕЛАНИИ родителей это можно контролировать, или пусть весь мир подождет, пока жеребенок вырастет, так как его невозможно заставить не бегать, а ходить?

  • Комментировать
  • 10754 просмотра

Похожие документы

Подписка на комментарии Комментарии (50)

Именно. Золотые слова.
Может, это его родители тоже подключаются? У меня сосед берёт скакалку и сам начинает прыгать.

Тишина спасёт мир.

Ты стала какой-то грубой и агрессивной. — Просто я перестала позволять вытирать об меня ноги. (с)

Миру — мир. Войне — . конец.

Мне кажется, если ребенок с низким интеллектом, то ему нечем себя занять, кроме наматывания кругов. И будет он хоть 3 часа по площадке бегать, все равно, придя домой, его дебильность будет толкать на занятия фигней.

Юлия , Вам не кажется.

Тишина спасёт мир.

Ты стала какой-то грубой и агрессивной. — Просто я перестала позволять вытирать об меня ноги. (с)

Миру — мир. Войне — . конец.

Только если толстые пушистые ковры и толстые мягкие тапки. Всё остальное, если нет шумки, не работает, увы.

Покой, камин, книги, тишина. Прежде в этом видели одно мещанство. Теперь это мечты о потерянном рае.

Подскажите, ковры в квартире меняют ситуацию с топотом и грохотом?

Покой, камин, книги, тишина. Прежде в этом видели одно мещанство. Теперь это мечты о потерянном рае.

Ой, ну что вы. Быдло будет думать только о себе, защищать себя до последнего и не дай Бог им помешать — изойдут на г. На то оно и быдло. Я от дебилов сверху тоже наслушалась про «гиперактивность», но не смей им в потолок стукнуть, тут же бегут долбиться в дверь и драться. Но когда у них выродилось еще одно убожество, они два месяца были тише воды, ниже травы, и никто не бегал — сдерживали свои копыта. Оказывается, можно заставить не бегать этожедеточку, когда самим надо.

Покой, камин, книги, тишина. Прежде в этом видели одно мещанство. Теперь это мечты о потерянном рае.

Мне кажется, если ребенок с низким интеллектом, то ему нечем себя занять, кроме наматывания кругов. И будет он хоть 3 часа по площадке бегать, все равно, придя домой, его дебильность будет толкать на занятия фигней.

добавлю к вышеперечисленным аргументам, моим 23 и 17 годов, тоже никак не отучу, топать. В нашем доме есть общая группа и когда пишут про детей топот, в 2 часа ночи, ответы мы не умеем летать, не привяжу, и т.д а то что другие спать не могут, да что там спать будем откровенны жить, им пофигу, и все яжматери поддерживают что ребёнок может делать все что хочет. Но не дай бог кому-то разбудить их чадо! Там такой курятник! Лицимеры, хреновы. У воспитаных родителей, обычно и дети такие же, все перекрываются диагнозом гиперактивности, вместо того чтобы называть вещи своими именами.

А мне кажется, проблема в гнилом семени. Ну и воспитание, конечно же, играет немаловажную роль.
Почему в общественном месте стоит кроха и молча ждет, пока мама закончит свои дела, и тут же великовозрастный дебил (лет 11) скачет как безумный?

Мне кажется, если ребенок с низким интеллектом, то ему нечем себя занять, кроме наматывания кругов. И будет он хоть 3 часа по площадке бегать, все равно, придя домой, его дебильность будет толкать на занятия фигней.

Я ем тишину ложками

У меня двое детей и куча племянников, так что опыт большой и со 100% уверенностью могу сказать — проблема досаждающих соседям топающих/шумящих детей — это исключительно проблема воспитанности и желания заниматься детьми их родителей. У детей, во-первых, должен быть строгий режим сна, во-вторых активные прогулки не менее 2-х часов в день, в-третьих разнообразные кружки-занятия, в-четвертых ребенок любого возраста способен понять, если ему объяснят, что вокруг живут люди, поэтому дома бегать/топать/кричать и т.п нельзя — для этого есть улица, и в-пятых, самое-самое главное — надо делать ПРАВИЛЬНЫЕ полы с плавающей стяжкой и шумопоглощением. Но что говорить о детях, если родители сами как слоны в посудной лавке и с полами не заморачиваются — ламинат на тонкую подложку и все готово.

Да можно им все объяснить. Мои ублюдки-соседи своему выпердышу прекрасно объяснили, что если музыка или стук по батареи — ты носишься с тройной силой, кидаешь все на пол и и при этом безумно орешь. Значит и в обратную сторону тоже можно объяснить. И да, гулять так-то надо. У меня 24 на 7 дома. Выходят не дальше скамейки у подъезда на 10 минут, где и лепят стремных снеговиков из грязного снега, хотя рядом овер 1000 детских площадок.

Ну, слышимость-то в МКД в развитых странах если и отличается от нашей, то только в худшую сторону.
А вот шуметь в неположенное время в Германии запрещено. И можно даже получить штраф за не вовремя слитую воду из бочка унитаза, и уж тем более, если Вам ночью приспичит принять душ. Или постирать с часу до трёх дня. То-то немецкая молодёжь отрывается по полной, выезжая заграницу. Более шумных туристов, чем немцы, не бывает. )

Дети в таких условиях точно психами вырастут. Вот всему нашему обществу-то радость!

На носочках не слышно? Сомневаюсь.

Считаю, что именно в этом вся соль ситуации. И виброколонки с сабами, стук киянкой по потолку или батареям, подсознательно (или сознательно) используются для того, чтобы доказать — «мы не ничтожество, как Вы считаете, и не надейтесь!»

Дети бегают, потому что пиздюлей им родители не прописывают за чрезмернные забеги. Мы в детстве смотрели вечером Санта-Барбору и в 22.00 лежали в койке молча и дрыхли. Вообще не было принято носиться круглосуточно и копытами стучать. Один раз, правда, помню, что скакали с братом днем, родителей дома не было, тут в дверь позвонили, я в глазок увидела злого соседа и всё, скачки больше не продолжались.зато сейчас деточки капец просто. Под нами живет второклассник, и в общем и целом это семейство проблем не доставляет таких, как тут на форуме люди описывают. Иногда он музыку вкл, иногда слышно, как ебутся и тетка громко стонет. Так вот у жеребенка мода орать посреди однушки, причем часов в 11-12 вечера, когда я сплю и просыпаюсь от воплей и грохота. Говорила им уже. Орать не перестал, но интенсивность сбавил. А потом предки устроили пьянку с товарищами и еще одним жеребенком. Оры, беготня по стенам, грохот, суббота, 23.30. Я рассвирипела и пошла к ним, у самой младенец спит. Дык эта мамаша на меня глаза выкатила: «А что не так?» (это я спросила, в курсе ли они, что вокруг люди живут и время ночь) Тут выскочила еще одна шалашовка и давай визжать: «До скольки в субботу можно? До скольки? Вызывайте милицию, раз вам надо!» То есть они уверены, что в сб можно заяпывать соседей сколько влезет, а не до 23.00 и хоть бы немного сбавили громкость. Очень жалею, что к ним пошла, надо было сразу ментов вызывать.

Ivona!
))) Про соседей за стеной, гантельку, музыку в стенку, Вашего мужа. Все, прям, как у нас! Мой супруг тоже ругается всегда. Но! Вчера уже наши нервы не выдержали и мы таки в 00.00 часов вызвали полицию. Им никуто не открыл, Хотя вот только что орали и визжали и свет горел во всей квартире! Заяву мы написали на них.
У нас не двое маленьких, а одно Аутистическое сужество — годовалое. Вот только что научидлось не ходить, а бегать. Старшие брат и сестра лет по 15-17. Ржут аки стадо пони. Мамаша орет на всех. А папик вечно вдрабадан)) Тоже поорать на унитазе любитель))
Аутистка — потому что я уже знакома из истории про Азербайджанцев-многодетных. Теперь нам еще и эта хрень на нашу голову!!
Сверху уже и узбеки свалили — их сам хозяин попер из квартиры, как ни странно)) Говорит, что 4 дня свой квартиру отмывал и отчищал от грязюки! Вот такие вот студенты-медики оказались засранцами, они вроде как волосы смальцем смазывали, чтобы блестели)))
В общем, пока ждем, что будет дальше. А вот только что пришлось гантельку опять в ход пустить, так как эти дыбилы хором орали зверскими голосами и пищало ото недоразвитое дитятко, рожденное уже в престарелом возрасте потому что. И даже ума не могу приложить — за какие такие шиши они снимают!! 3-х комнатную квартиру и за что живут вот этим недоразвитым стадом на третьем этаже.. Уже блин 3 года.
Все бы было ничего — орут, ржут, топают. Но после появления младшего чучела все изменилось в нелучшую для нас сторону. капец.

Когда разочаровываешься в человеке, понимаешь: это не он такой плохой! Это ты относилась к нему лучше, чем он этого заслуживал, и ждала от него того, на что он вообще не способен… (Иван Сергеевич Тургенев)

Ребенок прыгает на кровати/диване

Была в гостях у друзей, девочке 3 года. Скачет по диванам/кроватям, родители не запрещают.
Но то такое, их кровати, их ребенок.
Пришли ко мне в гости с ней. Ребенок не понимает слова нельзя.
Пока мы чай на кухне пили с родителями, за ней мой старший ребенок смотрел. Прибегает с плачами к нам, я спрашиваю своего, что случилось, говорит скакала на кровати, отлетела и ударилась лбом от перила. Я говорил, что нельзя, она не понимает. Когда родители это услышали, начали деточку свою утешать, ну не плачь, все пройдёт и т.д. Ни слова о том, что так нельзя себя вести, ни мне извини.
Я вот например не хочу, чтобы у меня на кровати скакали и проваливали её. И да, эти скачки для ребенка тоже травматичны, а если б там сотрясение было?
Для прыжков есть батуты специальные, но не кровати в гостях.
И еще в разговоре проскочило, что мы поощряем такое поведение, когда ребенок не ведет себя как надо по правилам, а типа развиваем индивидуальность — пусть делает то, что хочет её левая нога.
А что дальше? Если не ставить ограничения и не приучать к порядку, как потом в садик/школу идти? Она вообще не понимает, что это взрослые и их надо слушаться, что хочу, то ворочу.
Я ничего вслух не говорила, просто хочу с мамочками посоветоваться — может я от жизни отстала и не умею детей воспитывать? У своих все попытки скакать по кроватям всегда пресекала на корню, причем всегда объясняла, что отлетишь ударишься, и кровать сломается, она для прыжков не предназначена. Дети как бы проникались маминым «нельзя» и успокаивались.

П.С. Чужих не воспитываю, советы тоже не даю. Гостям ни слова не сказала, просто подумала «странные у них методы» )))))
Вот решила тут спросить, может я и не права.
Вся надежда на коллективный разум.

Почему он прыгает? Как понять людей с аутизмом

Людям с диагнозом «аутизм» часто бывает трудно идти на контакт с окружающим миром и выражать свои эмоции. Но это не значит, что нельзя научиться понимать их, общаться и работать вместе с ними. «Сноб» рассказывает, как люди с аутизмом занимаются искусством, дружат и учат нас лучше понимать их

Поделиться:

Когда приехали полицейские, Кристофер Бун лежал на траве. Он заметил, что к подошве у полицейского прилип большой желтый лист, а у женщины-полицейского дыра на колготках. Мертвая собака по-прежнему лежала рядом с Кристофером, из ран сочилась кровь. Мужчина-полицейский присел на корточки и начал задавать вопросы: что здесь случилось? Как Кристофер оказался рядом с мертвым псом? Что он вообще делал в саду? Вопросов оказалось слишком много, и полицейский задавал их слишком быстро. Кристофер почувствовал себя хлеборезкой, которую заклинило, но в которую продолжает поступать хлеб. Он упал лицом в траву и издал звук, который его отец обычно называл стенаниями. Он всегда делает так, когда из внешнего мира приходит слишком много информации.

Кристоферу Буну 15 лет, он живет вместе с отцом в небольшом городке недалеко от Лондона. Кристофер любит математику — он знает все простые числа до 7507. Еще он может назвать все страны мира и их столицы. Но вообще-то он — герой книги Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки», романа о мальчике с аутизмом, который очень хочет выяснить, кто убил соседского пуделя, и найти свою маму, про которую ему сказали, будто бы она умерла.

Сам Марк Хэддон много раз признавался, что вовсе не эксперт в психиатрии и написал свою книгу, основываясь скорее на догадках и ощущениях, чем на фактах. Психологи и читатели давно уже сошлись во мнении, что главный герой страдает аутизмом, но сам писатель просит не клеить ярлыков. «Сам главный герой называет себя “математиком с некоторыми сложностями в поведении”, — объясняет Хэддон в своем блоге. — И этот роман в целом о тех, кто отличается, кто видит мир под совершенно другим углом и чувствует себя так, как будто находится за его пределами. Это книга в первую очередь про самого Кристофера. А диагноз ведь ничего не говорит о личности человека — только о том, в какую категорию его решило записать общество».

Наталья Водянова:
Бывают моменты, когда хочется нажать на кнопку, чтобы все остановить

Когда я захожу в мастерскую «Сундук», у дверей меня встречает Оля. Она тут же хватает меня за руку и ведет показывать комнаты: тут ткацкий станок, там — полка с гончарными изделиями… По дороге Оля все время что-то рассказывает, быстро перескакивая с одной мысли на другую: «Смотри, вот это я сумку сделала. Красиво, правда? А мне летом 26 лет исполнится, у меня будет день рождения. А у тебя когда день рождения?» Узнав, что я тоже родилась летом, Оля весело смеется и хлопает меня по плечу. Пока я рассматриваю войлочные игрушки и керамические блюда, ко мне то и дело подходят разные люди, здороваются, спрашивают, как меня зовут.

Принято считать, что люди с аутизмом почти не говорят и им сложно общаться с окружающими. Так и есть, если этот синдром ярко выражен. На самом же деле примерно три четверти людей с особенностями развития страдают теми или иными расстройствами аутистического спектра. В мастерскую социально-творческой инклюзии «Сундук» приходят люди с самыми разными вариантами нарушения развития. Кому-то из них трудно общаться, а кто-то — как Оля — рад каждому гостю. Но все-таки каждый из них оказался так или иначе отделен от внешнего мира стенками своего собственного.

— Если бы здесь собирались только люди с ярко выраженным аутизмом, которые не могут найти дорогу друг к другу, то они бы так и бежали тут каждый по своей дорожке или по лабиринту, — объясняет инициатор проекта Светлана Бейлензон. — А так у нас есть очень разные ребята, и некоторые из них очень эмоциональные, «теплые». И они могут помочь другому человеку «оттаять», выбраться из своего лабиринта.

Светлана привыкла, что ее собственный сын Юра иногда может встать со стула и объявить: «Сейчас я попью воды, приму таблетку, потом умоюсь и оденусь». Через пять минут, выпив воды, он возвращается и снова объявляет: «Сейчас я приму таблетку, умоюсь и оденусь». И хотя диагноз «аутизм» у него не стоит, такое поведение, по мнению психологов, говорит о том, что и у него есть признаки аутистического расстройства.

Фото: С. Петрова

— Есть такая книга — она называется «Почему я прыгаю», — продолжает рассказывать Светлана. — В ней 13-летний мальчик с аутизмом по имени Хигасида Наоки объясняет всем, почему он ведет себя так, а не иначе, и какая поддержка ему нужна от окружающих людей. Когда я перечитываю эту книгу, я понимаю, что, общаясь с людьми, у которых есть особенности развития, мы все ставим себя как будто на более высокую планку. Мы пытаемся выстроить с ними какую-то примитивную модель общения, чтобы нам удалось выполнить примитивные задачи — например, налить воды в чайник. Но это неправильно. У человека внутри может быть намного более сложный мир. А нам вечно кажется, что там какая-то дурацкая схема в духе «поесть, сходить в туалет, попить».

Светлана показывает мне рисунки Андрея — он пришел в «Сундук» совсем недавно, и о нем никто почти ничего не знает. «Не в том смысле, что я о нем ничего не знаю, о нем весь мир почти ничего не знает, ведь Андрей не говорит», — поясняет Светлана. Многие рисунки, которые я вижу на стенах и столах в «Сундуке», похожи на детские, но картины Андрея другие: смелые и четкие линии складываются в портреты людей — нереалистичные, но в то же время очень точные. Людям с аутизмом часто бывает сложно распознавать эмоции на лицах других, но выражения лиц героев на рисунках Андрея очень понятны. Мать с любовью смотрит на сына и прижимает его к себе. Справа от картинки надпись: «Кто скажет нам, кто из нас полезнее? Каждый человек может сделать этот мир немножко лучше».

Пока мы разговариваем со Светланой, в мастерской кипит жизнь. Оля доделывает свою сумку, а другая девушка, тоже Оля, сидит в углу и рисует цветы. Рядом с ней стоит приемник, тихонько играет музыка. Как мне объясняют, у Оли абсолютный слух, и иногда она даже поет. В остальное время ей нравится рисовать, и гораздо спокойнее это делать, если играет какая-то мелодия. «Я рисую, и у меня все получается», — объясняет мне Оля. Недалеко от нее сидит Паша — он готовит из шерсти полотно для валяния. «Есть сухое валяние, а есть мокрое, — рассказывает он мне, но смотрит при этом куда-то мимо. — Для мокрого валяния сначала наливают горячую воду, потом холодную, потом добавляют мыло. »

Внутренняя энергия. 10 ключевых фильмов об аутизме

В гончарной мастерской Анна — художник-керамист — с гордостью показывает мне вазы, чашки и горшки, сделанные работниками мастерской.

— Я не хочу, чтобы мы с ними делали это все просто абы как, — строго объясняет она. — Я профессионал, и каждая работа у нас должна быть на достойном уровне. Мы ведь здесь не просто для того, чтобы занять их чем-то. Мы делаем работы для выставок и на продажу. А вот часы, которые мы делали на заказ, они теперь висят в Ялте на стене частного дома.

На фотографии, которую она мне показывает, — огромные часы с барельефами.

— Это наши ребята все сами делали, — говорит Анна. — Но, конечно, приходится внимательно следить за процессом. Они все умеют, но иногда могут оставить что-то незаконченным или не разобраться, в каком порядке все делать. Так что нужно все время объяснять и напоминать, что за чем идет.

В «Сундуке» нет ни воспитанников, ни подопечных. Все называют друг друга коллегами. Просто кто-то более опытный, а кто-то — менее. Как объясняет мне Светлана, сегодня в России люди с нарушениями развития могут работать на разных производствах, если они окончили специализированный колледж. Но там к ним совсем другой подход.

— Вот, например, мой сын Юра, — рассказывает она. — Он хорошо умеет подбирать цвета, и он сидит в такой мастерской и сшивает друг с другом лоскутки для разных дизайнерских объектов. Но он делает все время одно и то же, а результатов своего труда не видит. Ему никто не показывает готовое панно или покрывало, часть которого он сделал. Да и потом, чем лучше такой человек работает, тем меньше на него обращают внимания в такой мастерской. А ведь ему хочется еще и общаться, давать какой-то выход своим эмоциям.

Плохие примеры: почему дети их так любят?

Плохие примеры – прекрасный воспитательный прием. Но использовать их всегда труднее, чем образцы поведения положительного. С хорошими, как правило, все понятно – они однозначны, есть или прямая связь между действием и пользой, или между действием и реакцией окружающих. «Какие молодцы!» – говорим мы, видя, как несколько человек, бросив дела, помогают кошке слезть с дерева. И нам не надо ничего объяснять. Ребенок, наблюдающий сцену спасения, уже благодаря эмоциям усвоил, что стоит быть внимательным и неравнодушным к братьям меньшим. Негативный пример для восприятия и понимания сложнее, поэтому детям необходимо разъяснять суть происходящего. Ребенок не может сам представить события в их вероятном развитии, проследить связь и оценить тяжесть проблемы. А это именно то, что необходимо, чтобы плохой пример оказал положительное действие. Восприятие детей эмоционально, они могут реагировать на отдельные впечатлившие их моменты, совсем, возможно, незначимые, – и не думать о том, к чему это приведет. «Ого! – восхищенно кричит мальчик пяти лет, – машина мимо нас промчалась как космическая ракета! Я даже цвет не рассмотрел!» Если в этот момент обойтись без объяснений – просто сказать: «Нет, так нельзя» – то именно свой восторг ребенок и запомнит больше всего. Человек в машине будет для него героем, презрение к нормам – смелостью, а намерение родителей ехать со скоростью, указанной на знаках, – излишней осторожностью и слабостью. Так что по возможности быстрее стоит рассказать все, что вы знаете о водителях «ракет», их поведении и последствиях. Конечно, избегая особо мрачных примеров и тщательно подбирая характеристики. Чтобы эмоции от необычности и яркости поступка уступили место осознанию его сути. Детские плохие примеры также нуждаются в пояснении. Тем более что решение, перенимать такое поведение или нет, ребенок может реализовать буквально тут же. Аргументы стоит подбирать согласно возрасту ребенка.

…заболеешь, поранишься, плохо будет. Представление об опасности, страх за себя у ребенка должен быть уже к трем годам. Плохие примеры для воспитания нормального чувства самосохранения оказываются очень кстати – как повод поговорить о том, чего делать не стоит. Конечно, не обязательно ждать, когда «плохой» мальчик будет дразнить чужую собаку в реальности. Можно такого в книге или фильме увидеть, можно его нарисовать, можно сказать, что именно такого встретили сегодня. Умеренно, но все-таки явно, выразить свои эмоции по этому поводу, сказать, почему вы это занятие не приветствуете. Разумеется, будет вопрос: «А почему же он (она, они) так делает?» – и на него тоже нужно ответить убедительно: «Они не знают, что нельзя», «За ними сейчас никто не смотрит», «Ты слабее». Одного правильного варианта нет, надо смотреть по ситуации. Важно также не перейти грань между запугиванием и воспитанием здорового чувства самосохранения. Ведь часто нам хочется перестраховаться («Пусть напугается, зато уж точно не полезет ни к каким собакам»).

Тревожность быстрее развивается у детей впечатлительных, ранимых, и она касается не только собственной жизни и здоровья, а перетекает во все сферы жизни – общения, занятий. Сильные, устойчивые натуры реагируют не так быстро и заметно (иногда может даже показаться, что им все равно: «Столько раз говорила, ничего не боится»), однако в дальнейшем именно такие дети становятся ипохондриками – излишне много следят за своим здоровьем, концентрируются на любых отклонениях в организме, сосредотачивают на этом свои заботы. А взрослые, поняв силу аргумента «плохо будет», используют его слишком активно. Конечно, нам нужно хорошо представлять, как на того или иного ребенка повлияет наше «так не делай, а то. » И, конечно, наравне с заботой нужен здравый смысл – чтобы отделять действительно опасные вещи от таких, которые нам просто не нравятся.

«Ты взрослее, умнее, лучше, поэтому так делать не должен». Этот хитрый прием рассчитан на детей постарше, от пяти лет, – у них дифференцируется и усложняется самооценка, и они больше ценят мнение старших о себе. Действует наверняка – кому же хочется чувствовать себя маленьким и глупеньким? Тем более что предупреждение содержит комплимент, похвалу, мгновенно повышает чувство значимости и позволяет сгладить негативные эмоции от того, что сделать что-то не удалось. «Ты нормальная воспитанная девочка, а не как они», – говорит мама дочке, показывая на детей, прыгающих под струями фонтана. Девочка остается рядом, сидит спокойно на скамейке, вопросов больше не задает. Смотрит украдкой на детей – как они смеются, толкают друг друга и выжимают на себе одежду, но, как только ощущает зависть, думает: «Зато я не такая, я воспитанная». Если родители такого рода объяснения используют часто, преимущественно, то и способ реагирования закрепляется. И распространяется не только на случаи, когда нужно выбрать, делать что-либо или нет, но и на ситуации проигрышей, ошибок, проблем в учебе или общении. Сравнивая себя, ребенок ориентируется не на тех, кто лучше, успешнее, а, наоборот, на тех, кто в чем-то оказался не очень хорош. По сравнению с ними он всегда выигрывает: «А зато я лучше, чем Вася». Серьезной проблемой это становится во взрослой жизни, но уже и у дошкольника развитие способностей может тормозиться из-за подобной установки.

Есть ситуации, когда объяснение «ты не такой» даже необходимо. Это – наблюдение асоциального поведения, неприличных и неприемлемых с точки зрения большинства людей поступков. «Да, есть люди, которые говорят такие слова, делают такие вещи. Ничего с этим не поделать. Но мы и наши близкие так не поступают». Во всех остальных случаях сравнение «ты лучше» не очень оправданно.

Это объяснение для совсем взрослых – тех, кому скоро в школу. Прием хорош – приучает ребенка к самостоятельности. Ведь в конце концов это и есть цель нашего воспитания – научить детей самим разбираться, что хорошо, что плохо, какой пример стоит перенять, а каким пренебречь. «Сам подумай» – это не только напутствие, но и признание взрослости. Однако, если прибегать к такому объяснению слишком рано, настойчиво и эмоционально, то это вызывает не стремление к самостоятельности, а, наоборот, зависимость, неуверенность. Ребенок, вместо того чтобы выбрать способ своего поведения, думает, как на это отреагируют родители, будут они довольны или нет.

Восприятие детей даже младшего школьного возраста остается эмоциональным. Полагаться на то, что они действительно будут руководствоваться правилами, нормами, не стоит. Личного опыта у детей, конечно, недостаточно. Поэтому, говоря «сам подумай», мы еще долгое время должны подробно, в деталях рассказывать, что может получиться в том и другом случае. Терпеливо, ненавязчиво и очень доброжелательно. И снисходительно относиться, если ребенок делает неправильный выбор, руководствуется плохим примером. Ничего страшного, если даже в начальной школе ребенок объясняет свои поступки «все так делали, вот и я». Это совсем не помешает ему принимать взрослые решения в будущем. А сейчас наша задача – помогать этому учиться.

Читайте так же:  Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста из опыта работы