Меню

Почему дети часто болеют психосоматика

Если ребенок часто болеет: ищите причины в отношениях мамы и папы

Почему ребенок часто болеет

Нет ребенка, который бы не болел, но с одним это случается раз в полгода, а другие, как говорится, не вылезают из простуд. Родители водят малыша по разным врачам, сдают многочисленные анализы, покупают дорогие лекарства, стараются разными способами укрепить иммунитет, но ребенок продолжает болеть… Может искать причину частых болезней малыша нужно не в его иммунитете, а в маме с папой?

Очень часто родители не хотят задумываться над тем, что у любой болезни есть разные причины: первая, это физиологическая – инфекции, вирусы, слабый иммунитет и т. д. и вторая – психологическая. Когда, казалось бы, нет причин для частых болезней, а ребенок болеет. Многие родители, пройдя с ребенком долгий путь врачей и не добившись результата, приводят малыша к психологу, понимая, что искать причину частых болезней нужно именно здесь. Поговорим о модной сейчас теме – психосоматике болезней, т. е. влиянии психологических факторов на здоровье ребенка.

Маленький ребенок очень остро воспринимает и чувствует на интуитивном уровне атмосферу семьи. Для него очень важно эмоциональное состояние и мамы, и папы. Вернее для здорового эмоционального состояния ребенка важна благоприятная атмосфера семьи. Здоровые и счастливые дети растут в тех семьях, где счастливы родители, и наоборот. Конечно, и в счастливых семьях болеют дети, но это случается редко, а выздоровление проходит легче и быстрее.

Ребенок, как антенка – улавливает настроение взрослых и пропускает их через себя. Хорошие положительные вибрации – ребенок счастлив. Негатив, ссоры, повышенные тона – малыш переживает, начинает страдать, болеть.

Многие родители говорят: «да перестаньте, что ребенок может чувствовать и понимать, он ведь еще маленький!». Да, он маленький, но он отлично считывает атмосферу в семье и для этого совершенно не обязательно присутствовать при ссорах родителей. Ребенок чувствует, что между папой и мамой происходит что-то не то, он не может выразить это словами, переживает страх, болеет. И не важно, сколько ребенку лет — 2 месяца или 16 лет.

Кроме родительских ссор, существуют и другие факторы, которые влияют на здоровье ребенка, рассмотрим психосоматику некоторых, наиболее частых болезней современных детей.

Психосоматика частых болезней ребенка

Аллергия у ребенка, частые бронхиты с обструкцией, частые бронхиты с аллергическим компонентом, частые воспаления легких — ссоры родителей между собой, конфликты в семье между родителями и бабушками-дедушками, а также, обратите внимание — излишняя опека ребенка и страх родителей за здоровье ребенка.

Частые отиты – если у ребенка болят ушки, это признак того, что в семье часто бывают ссоры, он просто не может слышать их ежедневно. Другая причина – взрослые часто ругают ребенка, он все время слышит упреки и негатив в свой адрес.

Частые болезни горлышка – невысказанные страдания, ощущения несправедливости, подавление эмоций, слезы и переживания ребенка, которые он держит в себе.

Частый насморк – внутренние слезы, ребенок страдает психологически из-за какой-то неприятной ситуации – это могут быть ссоры в семье, или он чувствует, что к нему относятся несправедливо, мало уделяют внимание, недолюбленные дети часто с насморком.

Частыми простудами с вялотекущими симптомами – невысокая температура, насморк, першение в горле – болеют дети, которым недостаточно внимания со стороны родителей или те, которым не нравится находиться в определенных обстоятельствах. Например: ребенок не хочет ходить в детский сад или школу по каким-то причинам (боится получить плохую оценку, не нравится, обижают сверстники и т. д.), или ребенка насильно водят на занятия в тот кружок или спортивную секцию, которые выбрал не он, а родители, посчитавшие, что так будет лучше для малыша. Очень распространенная причина частых детских простуд когда дети недополучают любви и ласки родителей, согласитесь сами, когда ребенок болеет, все кружат вокруг него, уделяют внимание, заботятся – т. е. дают ему то, в чем он нуждается каждый день и чего лишен в обычной жизни. Часто болеют дети в семьях, где родители много работают и редко бывают дома. А своей болезнью дети стараются обратить внимание на себя.

Что делать родителям

Проанализируйте то, о чем узнали, сделайте соответствующие выводы.

Наладьте отношения в семье, помните, что от благоприятной атмосферы в доме, проявлении любви, внимания и заботы к мужу и ребенку, напрямую зависит здоровье и самочувствие вашего малыша.

Ребенку не нужны дорогие игрушки, гораздо дороже для него каждодневное общение с мамой и папой.

Выясните, чего боится ваш ребенок — детские страхи причина многих болезней.

Перестаньте слишком опекать ребенка, стараться предусмотреть все опасности, которые только могут встретиться на его пути и переживать о нем по любому поводу, не старайтесь все взять под свой контроль, поймите, что это попросту невозможно. Лишние переживания и страх за ребенка окружают его негативными эмоциями, которые наоборот, «притягивают» болезни и неудачи. Всегда думайте позитивно.

В вопросах воспитания проявляйте гибкость, исключите командный тон, категоричность в суждениях, крики и физические наказания, ищите пути, как можно договориться с ребенком, объяснить и аргументировать ситуации, почему нужно сделать это или это в конкретном случае.

Прислушивайтесь к мнению ребенка, не заставляйте насильно делать то, что по вашему мнению хорошо и правильно. Предоставьте ребенку выбор, помните о том, что это человек, маленький, но человек, со своими эмоциями, желаниями! Это касается как того, что не следует насильно заставлять съесть манную кашу до последней капельки, через «нехочу», потому что это полезно, так и свободы выбора, в какой институт должен поступать ребенок.

Постоянно говорите ребенку о том, что вы его любите, обнимайте и целуйте. Это вам и так понятно, что любите, а ребенку — нет. Он должен слышать «люблю тебя» по 100 раз в день, он должен быть в ваших объятиях просто так, без повода, по 100 раз в день. Ребенку важно слышать и чувствовать вашу любовь, не стесняйтесь проявлять свою любовь ни к девочкам, ни к мальчикам. Родительская любовь — это главное, что может вылечить ребенка без лекарств.

Почему ребенок часто болеет? Психосоматика

Вы отдали ребенка в садик и устали брать больничные? Поход в садик на 3 дня сменяется болезнью на 3 недели? Далеко не во всех случаях виноват плохой иммунитет ребенка. Зачастую причина кроется в так называемом психосоматическом симптоме. Что это? И как бороться с психосоматикой у ребенка?

Детская психосоматика — это весь спектр переживаний ребенка которые он в силу возраста не может выразить и проявляется это именно в частых болезнях истериках и капризах.

Ни для кого не секрет, что в первые дни в садике или школе дети болеют часто. Родители уверены, что все это происходит из-за контактов с большим количеством детей. Но согласитесь, что большинство родителей еще до сада водят детей в детские развивающие центры, берут с собой в большие гипермаркеты за покупками, гуляют до дворах и позволяют общаться со сверстниками. Но именно тогда, когда ребенок остается один в детском дошкольном учреждении, он начинает болеть намного активнее! И порой даже по не совсем понятным для родителей причинам.

Вы столкнулись с подобной проблемой? У вашего ребенка не проходят сопли или не вылечивается кашель? Обратите внимание на эмоциональное и психологическое поведение своего ребенка!

Если рассматривать семью с точки зрения системы, можно сказать, что психосоматические заболевания – это способ коммуникации. Для ребенка это способ сообщить родителям о какой-то своей потребности. Например, если нарушены супружеские, женско-мужские отношения в семье, то ребенок будет «спасать» эти отношения единственным известным ему способом – болеть, заставляя родителей объединиться. Точно также ребенок может «защищаться», если его принуждают расстаться с мамой и остаться в садике на полный день вместе с незнакомыми ему детьми.

Как помочь ребенку?

В ряде случаев необходимо обратить пристальное внимание на отношения в детском коллективе, семье, способы общения ребенка со сверстниками – детская психосоматика является причиной многих физиологических недугов. Малыш просто подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний.

Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – это основные психосоматические источники детских хворей.

У ребенка болит горло – он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Если каждая простуда сопровождается кашлем, то это внутренний протест – малыш не хочет что-то делать, но боится открыто возразить.

Ребенок, свободу которого постоянно ограничивают запретами, будет иметь проблемы с дыханием – воспаления легких, бронхиты, бронхиальная астма. Астма может быть проявлением и обратного поведения – родители буквально душат ребенка своей заботой, не дают и шагу ступить самостоятельно.

Дети, посещающие детские сады, почти поголовно страдают от хронического насморка – это признак того, что не все ладно в коллективе. Ребенок пытается оградиться от ситуаций или людей, которые его не устраивают (воспитатели, сверстники, родственники), поэтому дома такой насморк проходит, а возобновляется только при появлении источника раздражения.

Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок.

Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей – ребенка что-то пугает.

У малыша портятся зубки – возможно, он пытается сдержать свои эмоции, гнев или сильное раздражение.

Проблемы с кожей – аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер – ему необходимо личное пространство.

Читайте так же:  Поручения ребенка в семье

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Существует ряд эмоциональных «ловушек», которые заставляют ребенка болеть:

В этом случае симптом болезни становится для ребенка либо оправданием отказа выполнять требования старших, либо разрешением для преодоления родительских запретов. Это отражение семейного педагогического сценария «все позволено», когда родительская жалость, увы, обращается во вред ребенку – он привыкает болеть и подсознательно к этому стремится. Проще говоря, то, что для взрослых представляет собой жалость к ребенку, – для него самого становится поощрением болезни. Психологическое «лекарство» – разумная требовательность родителей, формирование семейных правил поведения, понятных ребенку и обязательных для выполнения.

Порой недуг ребенка служит «живым щитом», за которым родственники ищут спасения от семейных конфликтов («Как вы можете… когда ребенок болеет!»). Это та же индульгенция, только уже не для детей, а для родителей. Тут хворь становится для ребенка подсознательно желанной: ведь когда он болеет, в семье временно воцаряется хрупкий мир.

Сюда же добавляется детский механизм самонаказания, или невротической вины. Ведь маленький ребенок из-за наивного эгоцентризма принимает на свой счет все, что происходит вокруг. Ему непонятны причины взрослых конфликтов, и когда родители недовольны друг другом, ребенок может считать себя виновником: он «плохой», они ссорятся из-за него! То, что для взрослых семейный скандал, – для ребенка болезнь. Психологический «рецепт» прост: чтобы ребенок перестал болеть, старшие члены семьи должны наладить отношения друг с другом. Категорически нельзя допускать, чтобы дети становились свидетелями, и тем более участниками родительских ссор.

3. Двойная выгода

Нередко ребенок использует нездоровье как способ не отпускать маму от себя: и самому не ходить в садик, и при этом мама останется с ним дома – две «выгоды» сразу!

Такая «двойная индульгенция» может возникать и по инициативе родителей – конечно, не высказанной напрямую, а подсознательной. Например, если мама не заинтересована в своей работе и предпочла бы вместо нее находиться дома с ребенком, то он начинает чаще болеть, улавливая это скрытое желание.

Мамы часто говорят: «У нас такая-то болезнь», – не задумываясь об истинном значении этих слов. На самом деле недуг ребенка часто представляет собой болезнь «на двоих». Мама переживает за ребенка, а он, как «зеркало», отражает ее внутреннее состояние. Ведь малыш воспринимает маму и себя как одно целое. Когда она погружена в тяжелые душевные переживания, даже если и старается внешне этого не показывать, то ребенок «заражается» негативными чувствами, способными стать для него причиной нездоровья. Ибо то, что для взрослых – обычный эмоциональный стресс, для ребенка – прямой вред для здоровья. Ведь он еще не умеет справляться с эмоциями, вот и они превращаются в симптомы недуга, чаще всего болезней органов дыхания, пищеварения и аллергических расстройств.

В этой ситуации сначала нужно помочь родителям, в первую очередь маме, преодолеть собственные эмоциональные трудности.

Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?

На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот. Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.

Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но и это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким. К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.

Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации. На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами. В эту группу попадают нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный сон с тягостными сновидениями, частые пробуждения), вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).

И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок. К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.

  • Заметить. На стадии первых звоночков важно разобраться, какое событие в жизни ребенка вызвало эту специфическую телесную реакцию. А потом важно помочь ему назвать и выразить подавленную эмоцию. Так мы не дадим сформироваться болезненной стереотипной реакции на стресс.
  • Описать. Если тревожный симптом уже появлялся 2–3 раза, со временем он стал усиливаться или начал проходить медленнее, заведите дневник. Записывайте максимально подробно место и время возникновения телесной реакции, обстоятельства, при которых она проявилась, как на это отреагировали члены семьи, что вы все делали и как себя вели (каждый по отдельности), сколько по времени длилось недомогание и в результате чего, по вашему мнению, прошло. Хорошо бы записать и ваши переживания и чувства. Этот метод поможет максимально объективно проанализировать ситуацию и выявить причину, «запустившую» болезнь.
  • Проанализировать. Попробуйте мысленно или письменно ответить на вопрос: «Как меняется жизнь ребенка и жизнь семьи, когда он заболевает?». Эта картина позволит вам увидеть скрытую выгоду, которую малыш может извлекать из своей болезни. Или подскажет, какую роль он играет в ваших отношениях с супругом (роль «спасателя» семьи, роль «переключателя внимания»).
  • Замотивировать. Заботиться о больном ребенке естественно и нормально. Но важно не перегибать палку. У ребенка должен быть сильный стимул вернуться к обычной жизни. Отмените все «бонусы» домашнего карантина. Попробуйте внушить, что болеть – это нездорово, постарайтесь заинтересовать плюсами хорошего самочувствия: «Когда ты болеешь, твой друг Петя не может приходить к тебе в гости / тебе нельзя гулять»; «Когда ты поправишься, мы обязательно сходим с тобой в зоопарк!
  • Проиграть. Можно сочинить сказку, где главный герой, попавший в схожую ситуацию, был бы одного пола и возраста с вашим ребенком. Важно, чтобы малыш активно помогал вам развивать сюжет. Ваша задача – задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что у этого мальчика случилось? Он пришел грустный из садика, почему?»; «А что девочка чувствовала? О чем мечтала?». В конце необходимо помочь главному герою справиться с проблемой или дать разные варианты ее решения (попросить у кого-то помощи, научиться по-другому выражать свои эмоции и т. п.). Чтобы ребенок увидел, что можно поссориться навсегда, а можно в итоге стать лучшими друзьями; можно молчать и дуться – и тогда никто не догадается, что случилось, а можно поделиться своими переживаниями и вместе найти выход. До 7 лет по такому сюжету можно разыграть и спектакль с участием любимых игрушек малыша – этот метод хорошо работает.

Дети сталкиваются со страхами, негативными эмоциями и чувством тревоги с самого раннего возраста, но не у каждого малыша развиваются психосоматические расстройства. Проявятся они или нет, зависит от многих факторов. Помимо прочего, важна и индивидуальная способность ребенка преодолевать трудности, ведь есть дети, которые прекрасно адаптируются даже к частым семейным скандалам и суровым воспитательницам. Но есть и другие причины, и почти все они так или иначе связаны с родителями.

  • Сильные потрясения Есть ситуации, когда риск возникновения психосоматических реакций максимально высок. Например, развод, рождение брата или сестры, переезд, смерть близкого человека, расставание с любимой няней, начало детского сада и т. д. Это не значит, что болезнь всенепременно разовьется, но, если вы знаете, что у вас чувствительный ребенок, обратите внимание, как он реагирует на волнительную ситуацию.
  • Отношение мамы к ребенку: гиперопека. Если мама ребенка чрезмерно опекает, она буквально «душит его своей заботой» и ему становится «трудно дышать». Так возникают заболевания дыхательной системы: частые и затяжные бронхиты и бронхиальная астма.

Психосоматика у детей: почему ребенок часто болеет

В настоящее время психосоматика у детей активно изучается медиками и полученные данные успешно внедряются в повседневную педиатрическую практику. Полученные в ходе исследований сведения позволяют с уверенность сказать, почему ребенок часто болеет и как это взаимосвязано с его психоэмоциональным состоянием. Применяя несложные психологические приемы, можно обеспечивать малышу правильное развитие и не формировать зацикленности на болезненном и патологическом состоянии, в котором он становиться предметом для жалости и всеобщего внимания.

Почему ребенок часто болеет: психосоматика

Если болеет ребенок, психосоматика тут же начинает подстраивать его психологическое состояние под изменившуюся реальность. Болезнь ставит ребенка в особые отношения с окружающими. Если родители начинают его баловать, они вредят малышу в воспитательном смысле, портят его. Родители спохватываются, когда ребенок уже превратился в капризного домашнего тирана, и не могут понять, что же с ним такое.

Читайте так же:  Можно ли давать сливки ребенку в год

Почему болеют дети, психосоматика отвечает просто: на самом деле «испортили» малыша взрослые, сами того не замечая. Избежать такого печального воспитательного результата нетрудно. Надо лишь с самого начала видеть в постоянных болячках вашего чада не только медицинскую, но и воспитательную и отчасти психологическую проблему.

Дети, в отличие от взрослых, имеют удивительную способность приспосабливаться к любой ситуации и чувствовать себя относительно хорошо. Взрослый человек будет стремиться изменить внешние условия под себя, а если это невозможно, «уйдет» искать что-то более подходящее. Когда и это оказывается невозможным, взрослый начнет плохо себя чувствовать.

Ребенок же везде найдет себе занятие: подберет с пола какую-нибудь палочку и начнет с ней играть.

В этой удивительной внутренней гибкости, способности адаптироваться ко всему — и сила детей, и слабость.

Для того, чтобы знать, как объясняет психосоматика, что ребенок часто болеет, нужно понять, что во время длительной болезни происходит ряд изменений.

1. Во время заболевания дети обречены на пассивность, хотя по природе своей они существа очень деятельные.

Взрослый может быть внутренне активен при полной внешней пассивности. Сидит человек в кресле и читает книгу. Но при этом он думает, чувствует, переживает и ему все интересно.

Активность детей совсем другая: чтобы запустить внутреннюю активность, малышу нужно проявлять активность внешнюю — двигаться, что-то трогать.

2. Заболевший ребенок оказывается в центре внимания. Когда он был здоров, взрослые занимались своими делами и уделяли ему не так много времени. Теперь же они только им и заняты. Мудрое чадо делает выводы: меня так любят потому, что я болен, значит, болеть хорошо.

Конечно, вывод делается на уровне подсознания. Ситуация болезни начинает ему нравиться!

Давно известно, что не только тело влияет на душу, но и наоборот. И если болезнь дает малышу какое-то удовлетворение, которого он в обычное время лишен (например, ему все прощают, усиленно ласкают), то уже лишь из-за этого болезнь может затянуться. Ребенку захочется болеть. Ведь приятно, когда все тебя любят.

3. Взрослые не скрывают беспокойства, делясь своими тревогами при малыше, говорят взволнованно и не подозревают, что все это сильно влияет на ребенка. Он начинает безотчетно беспокоиться, что лишь усугубляет его состояние.

Конечно, для мамы или бабушки не так просто не показывать своей тревоги по поводу здоровья ребенка, однако нельзя постоянно «заражать» малыша отрицательными переживаниями. Некоторые считают, что болеющего ребенка можно и нужно баловать, а в результате малыш быстро начинает понимать: со мной что-то не то, но это, оказывается, очень выгодно!

Так зарождается «комплекс инфанта» — своеобразный комплекс неполноценности в соединении со стремлением использовать положение к своей выгоде.

Поведение взрослых вполне понятно, но вред, наносимый ребенку, огромен.

Психосоматика болезней и заболеваний у детей: как лечить

Психосоматика заболеваний детей базируется на том, какое поведение родителей во время болезни ребенка. Надо стремиться устроить так, чтобы больной ребенок мог жить своей детской полноценной жизнью, так как прием лекарств и измерение температуры — не жизнь. Малыш должен заниматься чем-то доступным и интересным, ведь в большинстве случаев неподвижность только вредит детям. Если врач не возражает, не стоит держать ребенка сутки напролет в постели.

Психосоматика болезней у детей советует родителям сделать так, чтобы жизнь не казалась малышу унылой. Каждый день должен приносить самую простую радость (новую книжку, мультик, интересную историю, сказку).

Надо объяснить доступным языком, что болезнь малыша создает некоторые проблемы и его нужно лечить. Говорите с ребенком о болезни спокойным голосом, чтобы он понял, что болеть не страшно, это с каждым может случиться.

Переключайте его внимание на нормальную жизнь: не говорите при нем только о температуре или кашле, обсуждайте обычные темы: игры, фильмы, события.

Больной действительно требует больше внимания. Однако ребенок должен точно знать, что он нравится окружающим, когда здоров и бодр. В то же время близкие готовы ему помочь, если он заболел.

После выздоровления. Если включилась психосоматика у детей, как лечить это патологическое состояние, расскажет опытный психолог или педиатр, приведем лишь некоторые советы. Когда ребенок поправится, посоветуйтесь с врачом по поводу закаливания. Это хорошее средство и в воспитательном смысле. Учитывайте индивидуальные особенности малыша. Закаливание не должно стать испытанием, стрессом. Все необходимо делать постепенно.

Не забывайте, любая проблема в жизни ребенка вызывает к жизни скрытые возможности развития. Кто часто болеет и вынужден отказаться от бега и физической активности, часто в других отношениях развивается даже лучше. Важно создать условия для этого. И помните: больной ребенок — это полноценный человек, он будет духовно здоров при условии, если родители не превратят его в больного не только телом, но и душой.

Совет обратиться к психологу родители ЧБД воспринимают, как правило, очень негативно. При этом не учитывается тот факт, что семейный климат нередко оказывается «дирижером» детского самочувствия.

По наблюдениям ведущих психологов, в большинстве семей, где прижился синдром ЧБД, присутствует какое-то напряжение: то ли в отношениях между родителями, то ли негатив непосредственно в отношении малыша. А малыши на любой стресс реагируют чрезмерно чутко! Непосильным для ребенка стрессом может оказаться даже излишняя мнительность мамы или других родственников, которые буквально пылинки с чада сдувают.

Чем сильнее взрослые зациклены на стерильности, чем больше боятся детского недомогания, тем активнее создают атмосферу страха, смысл которого непонятен малышу. А когда ребенок не может дать адекватный ответ на сильный психологический раздражитель, он заболевает.

Психосоматика у детей. Взгляд психолога

Все родители знают, как бывает тяжело, когда болеет ребенок. Иногда даже если это «банальное» ОРВИ с высокой температурой или прорезывание зубок. Кажется, что лучше самому лежат с высокой температурой и мучиться, лишь бы малышу полегчало.

Сейчас очень распространены различные сборники и книги, в которых указываются названия болезней по списку, а также психологические причины этих заболеваний. С одной стороны, многим известно, что есть такое явление, как психосоматика, которое заключается в том, что наше психологическое и телесное состояние неотрывно связаны. И тело сигнализирует о том, что хорошо бы позаботиться о себе и отдохнуть. Обычно про психосоматику говорят, если речь заходит о состоянии здоровья взрослого человека.

Нередко я наблюдаю две крайности, когда считают, что все, что происходит с телом человека — это психосоматика, и везде срочно нужно искать психологическую основу болезни, либо — что никакой психосоматики не существует, и тело лечим, игнорируя душевное и психологическое состояние. Конечно, как обычно, истина находится где-то посередине — так, есть заболевания, которыми лучше переболеть и приобрести впоследствии иммунитет к ним. А есть такие, где без помощи психолога, возможно, будет достаточно сложно справиться. И у детей, как и у взрослых, есть так называемая «психосоматика», когда тело начинает сигнализировать о том, что хорошо бы обратить внимание не только на то, как ребенок себя чувствует в телесном, но и эмоциональном, психологическом плане.

Практикующие детские психологи знают такую закономерность: чем младше ребенок, тем больше работы проводится непосредственно с родителями, т.к. именно через тело ребенок может им сигнализировать, что что-то происходит не так. Почему? Когда мы появляемся на свет, у нас есть один-единственный «канал» выражения нашего эмоционального состояния — телесный. Младенец не умеет ходить, говорить, манипулировать предметами. Он может либо плакать, либо улыбаться, и именно через тело в первую очередь выражает свой дискомфорт. Неоднократно от своих клиентов приходилось слышать рассказы о том, как вечером мама поссорилась с папой, а ночью у ребенка «на ровном месте» поднялась температура. Или вдруг ни с того ни с сего начались «колики», от которых ребенок до этого момента не страдал.

Поэтому обычно если ко мне приходят родители с вопросом, а почему так часто болеет их ребенок, мы в первую очередь выясняем — а насколько эмоционально комфортная обстановка в семье? Ведь это только кажется, что дети ничего не понимают. Может быть, сознательно и не понимают, но очень чутко улавливают, что происходит.

В некоторых семьях бывают такие ситуации — например, старший ребенок после рождения младшего братика или сестренки вдруг в глазах родителей становится «взрослым», несмотря на то, что ему всего лишь только пять лет, а то и меньше (возраст здесь указан условно, в качестве примера). И рассказывают ему, какой он уже большой, и что нужно делиться игрушками и лакомствами, и забывают порой (или не успевают, и такое бывает) прочитать сказку на ночь или просто посидеть с ним в обнимку. Вдруг ребенок простывает, у него поднимается температура, и поведение взрослых меняется как по мановению волшебной палочки — мама с папой опять включаются в жизнь малыша, покупают ему вкусности, окружают большей заботой, чем была до этого. и как будто тем самым отправляют ему несловесное послание — «если ты будешь болеть, мы будем с тобой ласковыми и нежными, поэтому будь больным и слабым». Если такая ситуация будет повторяться регулярно, то ребенок просто будет «уходить в болезнь», и эту ситуацию нужно будет впоследствии исправлять не только при помощи таблеток. Как мне рассказала однажды моя знакомая чудесная мама — ее старший сын заболел, она сидела с ним вечером на его кровати и разговривала, и он сказал ей: «Мама, я так люблю болеть, ты тогда со мной всегда сидишь». Мама взяла это на заметку и с тех пор стала сидеть по вечерам вместе с сыном просто так, не дожидаясь, когда же он заболеет.

А бывают ситуации «наоборот» — каждый раз, как ребенок заболевает, мама невыносимо пугается, ей страшно и как будто невыносимо смотреть на то, как болеет малыш и ухаживать за ним. Бывает еще хуже — мама начинает на ребенка ругаться и срываться на него за то, что он опять заболел. И что же тогда происходит? Ребенок на бессознательном уровне понимает, что болеть — это плохо, и если плохо себя почувствуешь и заболеешь — мама будет ругаться, и просто перестает воспринимать сигналы собственного тела как некую важную информацию, начинает игнорировать свое плохое самочувствие. Впоследствии из такого ребенка вырастает взрослый, который доводит себя до тяжелого состояния, так как не привык доверять тому, как он себя чувствует на самом деле, потому что когда-то этому взрослому, который был маленьким, намного было важнее, как чувствуют себя родители, а не он сам.

Читайте так же:  Многодетная семья сколько детей в москве

У гиперопекающих родителей, которые контролируют каждый шаг ребенка — как покушал, поел, поспал, что делал — также нередко встречаются дети, которые как бы пытаются убежать от этой гипреопеки в свое болезненное состояние. И здесь важно помнить ту самую банальную истину, что важно не только количество, сколько качество внимания — когда мы не просто контролируем, а искренне интересуемся жизнью ребенка.

Как уже отмечалось выше, некоторые психологи считают, что абсолютно все, что происходит с телом, связано с тем, что происходит с психикой человека. Вместе с тем, даже если вы купите сборник, в котором будут указаны психологические причины заболеваний, вы не обязательно эту причину там найдете, т.к. каждая ситуация у каждого человека уникальна и нужно понимать, анализировать, разбираться, что происходит. Можно выделить несколько заболеваний, с которыми можно справиться, обратившись не только к врачу, но и психологу. При этом, как правило, психолог не берет на себя право ставить диагнозы, назначать лекарства и т.п., он может помочь разобраться в ситуации и по-другому выстроить взаимоотношения в семье с ребенком.

Рассмотрим несколько примеров.

Достаточно распространенное среди современных детишек такое явление, как энурез, может иметь в своей основе психологическую причину. Часто это дети, которые не умеют выражать злость, при этом родители могут удивляться — у них же такой спокойный ребенок, послушный, никогда не злится, но регулярно писается по ночам. В моей практике был случай, когда стал внезапно писаться по ночам восьмилетний мальчик. Когда с родителями стали выяснять, что же произошло, оказалось, что, когда мамы не было дома, отец ребенка позволил себе несколько раз ударить сына. При этом папа считал, что подумаешь — ну «шлепнул» пару раз ребенка, и вообще он это заслужил. Невозможность отреагировать злость на отца привела сына к такому временному энурезу. После консультации с родителями ситуация нормализовалась. Конечно, энурез энурезу рознь, но и исключать возможность психосоматического проявления его также не стоит.

Бронхиальная астма — также заболевание, которое часто связано с взаимоотношениями между мамой и ребенком. Психологи иногда говорят, что бронхиальная астма — это заболевание детей «холодных» матерей. При этом мама внешне может быть очень заботливой и гиперопекающей, но на самом деле недоступной в эмоциональном плане для своего ребенка. И часто наличие бронхиальной астмы — это также повод для встречи с психологом.

Еще иногда меня спрашивают — вот как так, мы окружили ребенка любовью и заботой, а вот в соседней семье, где родители, например, активно выпивают или есть еще какой-либо вариант неблагополучия, почему-то дети не болеют, вот повезло же таким родителям.

Часто дети из таких семей являются как бы «брошенными» при живых родителях, и что там с ребенком происходит, просто родителей может не волновать. Возможно, периодически ребенок плохо себя чувствует и болеет, но родители не обращают на него внимания, и ребенок перестает слышать сигналы своего тела. И кажется подвижным, здоровым, самостоятельным, правда, приобретает он все это слишком высокой ценой. Впоследствии, в более взрослом возрасте, этот ребенок может оказаться с целым «букетом» всяких хронических «болячек». Поэтому лучше не оглядываться на таких соседей и знакомых, тем более, что дети там находятся не в самой лучшей ситуации, к сожалению.

Язык здоровья

Еще порой родители могут разговаривать со своим ребенком на «языке болезни», а могут — «на языке здоровья», и это связано обычно с тем, какие послания в своем детстве чаще всего слышали родители в свой адрес. «Не лезь в лужу, намочишь ноги, простудишься, заболеешь», «не сиди на сквозняке — будет насморк!», «не ешь так быстро мороженое — горло заболит» , «не лезь туда — упадешь, что-нибудь сломаешь» — это язык болезни, когда родители или бабушки делают не самый благоприятный прогноз в отношении действий ребенка. А дети — такие послушные на самом деле существа. И прогнозы родителей они нередко оправдывают.

А если все же намочил, например, ноги, упал в лужу — посмеялись, ничего страшного, с кем не бывает, прибежали домой, переодели носочки — и ребенок впоследствии не заболел. А если все же заболел, то при ребенке не говорим всякие ужастики о том, что бывает, когда промочишь ноги. Лучше — и особенно это, кстати, помогает, тревожным мамам, которые боятся, как бы не заболел их малыш — рассказать, что и я в детстве болела, и справилась, ничего страшного; можно рассказать сказку о персонаже, который заболел и справился — и все у него потом стало хорошо. Поэтому так важно понаблюдать за собой — а на каком языке вы разговариваете со своим малышом?

И здоровья вам и вашим деткам!

доцент факультета психологии ТГУ. Томск-2015

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Психология. Философия. Мудрость. Книги. Добро. Гармония. Духовность.

Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог. Личный блог для души. Журнал саморазвития.

Психосоматика у детей. Почему ребенок болеет?

« Семейные аномалии » Марк Сандомирский
журнал Наша Психология (Психология на каждый день), № 4 (49) Апрель 2011

Бывает, что ребенок «не вылезает» из болезней. У педиатров есть даже термин «ЧДБ» – часто и длительно болеющие дети, когда после одной простуды ребенок подхватывает следующую, и этой веренице хворей не видно конца. Несмотря на самоотверженные усилия родителей, долгие хождения по врачам, множество утомительных для ребенка обследований и пригоршни лекарств, «впихивание» которых в сопротивляющееся чадо становится испытанием для родительского терпения, проблемы не отступают и тянутся порой годами.

В чем причина? Подобные детские болезни относятся к психосоматическим, то есть имеют двойственную природу: и телесно-физиологическую, и душевную. И для того, чтобы полноценно восстановить здоровье ребенка, нужно убрать обе причины болезни! Если с телесными причинами борются врачи, то в устранении причин душевных необходима помощь психологов. Первое, чем они могут помочь, – научить родителей, особенно маму, выполнять со своим чадом специальную оздоровительную «зарядку». Сюда входят различные игровые упражнения: «успокоительное» дыхание животом, «игра» с телесными ощущениями для разрядки эмоций, «сброс» стрессового напряжения мышц. Это – своего рода программа-минимум для психологического оздоровления ребенка. Но порой перед родителями встает еще и дополнительная «обратная» задача: что необходимо перестать делать, чтобы ребенок, в свою очередь, прекратил болеть. Ибо то, что делают некоторые мамы и папы, буквально заставляет их детей страдать, в том числе хроническими заболеваниями. Выходит, что дети болеют… из-за родителей, хотя последние этого и не осознают.

Виноваты ли в таких случаях «несознательные» родители? В ответе на этот вопрос скрыта проблема двойственности, противоречий между разумом и чувствами, между сознанием и подсознанием. Мнимым решением этих противоречий и оказывается болезнь.

Помните замечательную фразу из кинофильма «Берегись автомобиля»: «Деточкин, конечно, виноват… но он не виноват?». Так получается, когда намерения человека изначально позитивны, но результат его действий, увы, оказывается плачевным. То же самое может происходить и с родителями, когда их поведение приводит к детским болезням, – вот только сами они этой причинной связи не осознают. Ибо действуют, как им кажется, из лучших побуждений, заботясь о благе своих отпрысков.

Как именно это происходит? Существует ряд эмоциональных «ловушек», которые заставляют ребенка болеть.

1. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

В этом случае симптом болезни становится для ребенка либо оправданием отказа выполнять требования старших, либо разрешением для преодоления родительских запретов. Это отражение семейного педагогического сценария «все позволено», когда родительская жалость, увы, обращается во вред ребенку – он привыкает болеть и подсознательно к этому стремится. Проще говоря, то, что для взрослых представляет собой жалость к ребенку, – для него самого становится поощрением болезни. Психологическое «лекарство» – разумная требовательность родителей, формирование семейных правил поведения, понятных ребенку и обязательных для выполнения.

2. ЩИТ

Порой недуг ребенка служит «живым щитом», за которым родственники ищут спасения от семейных конфликтов («Как вы можете… когда ребенок болеет!»). Это та же индульгенция, только уже не для детей, а для родителей. Тут хворь становится для ребенка подсознательно желанной: ведь когда он болеет, в семье временно воцаряется хрупкий мир.

Сюда же добавляется детский механизм самонаказания, или невротической вины. Ведь маленький ребенок из-за наивного эгоцентризма принимает на свой счет все, что происходит вокруг. Ему непонятны причины взрослых конфликтов, и когда родители недовольны друг другом, ребенок может считать себя виновником: он «плохой», они ссорятся из-за него! То, что для взрослых семейный скандал, – для ребенка болезнь. Психологический «рецепт» прост: чтобы ребенок перестал болеть, старшие члены семьи должны наладить отношения друг с другом. Категорически нельзя допускать, чтобы дети становились свидетелями, и тем более участниками родительских ссор.

3. ДВОЙНАЯ ВЫГОДА

Нередко ребенок использует нездоровье как способ не отпускать маму от себя: и самому не ходить в садик, и при этом мама останется с ним дома – две «выгоды» сразу!

Такая «двойная индульгенция» может возникать и по инициативе родителей – конечно, не высказанной напрямую, а подсознательной. Например, если мама не заинтересована в своей работе и предпочла бы вместо нее находиться дома с ребенком, то он начинает чаще болеть, улавливая это скрытое желание.

4. ЗЕРКАЛО

Мамы часто говорят: «У нас такая-то болезнь», – не задумываясь об истинном значении этих слов. На самом деле недуг ребенка часто представляет собой болезнь «на двоих». Мама переживает за ребенка, а он, как «зеркало», отражает ее внутреннее состояние. Ведь малыш воспринимает маму и себя как одно целое. Когда она погружена в тяжелые душевные переживания, даже если и старается внешне этого не показывать, то ребенок «заражается» негативными чувствами, способными стать для него причиной нездоровья. Ибо то, что для взрослых – обычный эмоциональный стресс, для ребенка – прямой вред для здоровья. Ведь он еще не умеет справляться с эмоциями, вот и они превращаются в симптомы недуга, чаще всего болезней органов дыхания, пищеварения и аллергических расстройств.

В этой ситуации сначала нужно помочь родителям, в первую очередь маме, преодолеть собственные эмоциональные трудности.