Меню

Педагогических ситуаций по проблемам воспитания и обучения

Оглавление:

Педагогических ситуаций по проблемам воспитания и обучения

Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения лекций, практических занятий, лабораторных работ и т.д. и, как правило, разрешаются здесь же. Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.
Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.
Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.
Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т.е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.
Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Она определяется как педагогическая проблема, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.
Педагогическая задача — результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом. Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности. Задачи возникают всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению» и др.
Решение педагогической задачи — процесс сложный, а результат — неоднозначный, потому что осуществляется в системе «педагог-обучающийся». Перевод человека из одного состояния в другое можно осуществить несколькими способами и различных людей по-разному.
Следует различать понятия педагогическая задача и функциональная задача. Последние связаны с выполнением педагогом своих функций (чтение лекций, проведение лабораторных работ, организация производственной практики, руководство курсовым и дипломным проектирование и др.). В педагогических задачах идет поиск ответа на вопрос: «Как лучше в данной ситуации выполнить профессиональные функции и достичь поставленной цели?».
Педагогические задачи делятся на три больших класса: задачи по обучению, задачи по воспитанию и задачи по организации совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности педагога и обучающихся. Каждый класс подразделяется на группы. Классификация и характеристика педагогических задач показана рис. 43 [4; 5].
Существуют другие классификации педагогических задач. Важно понимать, что это всегда осознанная педагогом «проблемная ситуация, выход из которой субъект решения ищет с учетом ограничений и предписаний, накладываемых искомым результатом, нормами и правилами самой профессии, производственными условиями, в которых задача решается, а также собственных возможностей» [6, 9].

Статья на тему:
Педагогические ситуации.Нетрадиционное решение педагогических проблем.

Нетрадиционное решение педагогических проблем

СТРОЕВА Н.С.,

Педагогической ситуацией, по Ю.П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанника и требующее решения.

Педагогическая ситуация создается, например, при следующих обстоятельствах:

♦ Ребенок просит отца купить Фотоаппарат: «Я буду снимать. Очень хочется. и у друзей моих есть фотоаппараты!» А отец знает, что сын часто увлекается чем-нибудь, то одно, то другое дело захватывает его, но ни одним он не занимается долго. Поэтому отец ищет гладкие пути решения этой ситуации, которые, с определенной точки зрения, будут способствовать воспитанию ребенка.

♦ Девочка обиделась на брата за то, что он не взял ее с собой на прогулку. У брата не было для этого времени. Мать не смогла помирить детей. В этом случае должен вмешаться отец, который должен подойти к детям таким образом, чтобы и мальчик, и девочка ощутили чувство стыда за свое поведение.

♦ Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за помощью к матери. «Он побил меня», — указал мальчик на своего товарища. Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же время, это будет способствовать воспитанию других детей.

Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия.

Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки характеризуют их?

Отметим, что ситуация будет педагогической только в том случае, когда воспитатель найдет из нее выход, будет корректировать поведение ребенка, оказывая на него положительное влияние.

Таким образом, конкретная обстановка, требующая завершения и преодоления, может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел, не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может приобретать антипедагогический характер.

В арсенале педагогики как науки есть много воспитательных методов, средств, возможностей, но педагогическую ценность они приобретают лишь тогда, когда используются по назначению, в соответствии со сложившейся обстановкой. Метод убеждения, например, — действенный педагогический инструмент, однако если он будет использован в не подходящей для этого обстановке, то его педагогическое значение утратится. Мы подчеркиваем это, ибо многие воспитатели, анализируя иногда причины безрезультатности воспитательной работы, проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: «К какому бы педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не получилось». Эти слова не что иное, как свидетельство неправильного применения педагогического инструмента.

Причина безрезультатности воспитательных воздействий заключается еще и в противоречии методов родителей и педагогов в разрешении педагогических ситуаций.

Примером таких противоречий может служить следующая ситуация:

♦ Вечер. За Владом Г. и Настей К. пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями. Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен.

♦ Ситуация, обратная предыдущей, когда воспитатель смягчает воспитательные меры родителей. Мама привела ребенка в детский сад. Раздела и, отправляя в группу, сказала назидательным тоном: «Сережа, если тебя будут ругать или наказывать, ты нам вечером все расскажешь». (Предполагалось, что ребенок должен будет признаться маме в совершенных проступках, настраивая тем самым ребенка на ожидание предстоящего наказания.) Воспитатель остановила ребенка, когда он заходил в группу, и сказала: «Вот видишь, Сережа маме очень не хочется, чтобы тебя ругали и наказывали, поэтому давай ты будешь послушным и добрым. Это очень порадует маму». Воспитатель настроил ребенка на положительный результат, и его поведение действительно изменилось в лучшую сторону.

И та и другая ситуация были разрешены благодаря профессионализму педагогов.

Воспитание — нелегкое дело, и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, — неверно, процесс воспитания не должен походить на борьбу, в которой побеждает сильнейший.

При выборе воспитательных воздействий в разрешении конфликтных педагогических ситуаций нужно руководствоваться принципом уважения к личности ребенка, несмотря на то, что ребенок трудновоспитуем и может проявлять такие негативные черты, как лживость, агрессивность и т.д.

Что следует понимать под уважением личности? Это, в первую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.

В «Педагогической поэме» Л.С. Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка.

Существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное удовлетворение потребности в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы взрослые позволили ребенку все. В силу ограниченности его жизненного опыта он не может правильно понимать, что такое «свобода». Свобода для него — это когда никто не вмешивается в его «дела», никто не наставляет.

Читайте так же:  Почему новорожденные дети теряют вес

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует.

Дима, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, на глазах воспитателя, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его «законного» права раздеться самому. Заново одетый Дима разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.

Порой педагогическая ситуация осложняется, но она не возникает внезапно, вдруг. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, однако сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, не ускользнут от хорошего воспитателя. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, растерянность, невнимательность и др. Главное — вовремя заметить эти сигналы и предотвратить развитие проблемы.

Таким образом, верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора мер педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация, с многообразием ее оттенков, требует от воспитателя не только знаний, но и творческого подхода.

Педагогические ситуации как средство нравственного воспитания студента — будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Позднякова Оксана Константиновна, Кулешова Елена Викторовна

В данной статье ставится проблема нравственного воспитания будущих учителей ; раскрываются возможности педагогических ситуаций как средства нравственного воспитания студентов; обосновывается эффективность нравственного воспитания будущих учителей при использовании педагогических ситуаций , содержание которых побуждает студентов к моральному выбору и приводятся примеры таких педагогических ситуаций .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Позднякова Оксана Константиновна, Кулешова Елена Викторовна,

PEDAGOGICAL SITUATIONS AS A MEANS OF MORAL EDUCATION OF A STUDENT — FUTURE TEACHER

This article raises the problem of moral education of future teachers; reveals the potential of pedagogical situations as a means of moral education of students; substantiates the effectiveness of moral education of future teachers through the use of pedagogical situations, the contents of which encourage students’ moral choices, and provides examples of such pedagogical situations.

Текст научной работы на тему «Педагогические ситуации как средство нравственного воспитания студента — будущего учителя»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТА — БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© 2015 О.К.Позднякова, Е.В.Кулешова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 12.05.2015

В данной статье ставится проблема нравственного воспитания будущих учителей; раскрываются возможности педагогических ситуаций как средства нравственного воспитания студентов; обосновывается эффективность нравственного воспитания будущих учителей при использовании педагогических ситуаций, содержание которых побуждает студентов к моральному выбору и приводятся примеры таких педагогических ситуаций.

Ключевые слова: будущий учитель, нравственное воспитание, педагогическая ситуация, моральный выбор.

Среди требований, которые современное российское общество предъявляет к учителю, особое место занимают нравственные характеристики педагога — его нравственные качества, ориентация на общечеловеческие ценности, становящиеся мотивами педагогической деятельности. Эффективная реализация учителем профессиональных функций, описание которых содержится в Профессиональном стандарте педагога, помимо выполнения трудовых действий, владения необходимыми умениями и знаниями, требует от педагога соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики1. Нравственность учителя важна не только потому, что такой учитель позитивно относится к ученику, способен к сопереживанию, к сочувствию, отзывчив, чуток, но и потому, что воспитать нравственного ученика может только нравственный учитель.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного, духовно-нравственного воспитания студента педагогического вуза находится в центре внимания современных исследователей. Заметим, мы не разводим понятия «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», рассматривая их как синонимичные.

Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики. E-mail: oksana [email protected] Кулешова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики. E-mail: [email protected] ru

1 Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основ-

ном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и

социальной защиты Российской Федерации от «18»

октября 2013 г. № 544н.

Среди различных трактовок данных понятий интерес, на наш взгляд, представляет точка зрения О.А.Бахчиевой, которая определяет духовно-нравственное воспитание учителя как «целенаправленный и организованный процесс направленный на принятие духовно-нравственных идеалов и ценностей, формирование духовных потребностей и нравственных мотивов поведения, развитие нравственных чувств, нравственного сознания, выработку умений и привычек нравственного поведения, способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию в педагогической деятельности, обеспечивающей воспроизводство духовно-нравственного потенциала личности будущего специалиста»2. Результативность такого процесса может быть достигнута благодаря использованию в работе со студентами разнообразных методов, приемов и средств обучения и воспитания. На наш взгляд, важно осуществлять нравственное воспитание будущих учителей в контексте профессиональной деятельности педагога, когда на занятиях осуществляется моделирование действий учителя в тех или иных конкретных ситуациях, которые возникают (могут возникнуть) в условиях образовательного учреждения. Такое моделирование возможно в процессе решения студентами педагогических ситуаций.

При обучении студентов в педагогическом вузе, прежде всего на занятиях по учебной дисциплине «Педагогика», достаточно часто используются педагогические ситуации, анализируя которые будущие учителя овладевают формами, методами обучения и воспитания учащихся. Мы полагаем,

2 Бахчиева, О.А Проблема духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки / О.А.Бахчиева // Наука и бизнес: пути развития. — 2013. — №4(22). — С. 122 — 124. — С. 123.

что нравственное воспитание будущих учителей эффективно при использовании педагогических ситуаций, содержание которых побуждает студентов к моральному выбору.

Осуществление морального выбора предполагает сравнение, сопоставление, анализ действий, поступков учащихся, совершаемых в различных ситуациях. Критерий выбора заключен в нравственных ценностях и нормах морали, являющихся своего рода образцом. При развитии способности будущего учителя к моральному выбору, решается и такая важная задача, как ориентация студента на ценности, которые как отношения определяют содержание ценностного «яруса» нравственного сознания.

Моральный выбор возможен в процессе работы студентов с педагогическими ситуациями, противоречивость которых отражается, выявляется нравственным сознанием будущего учителя. «Характерной чертой всякой отдельной ситуации, -подчеркивает Ю.Н. Кулюткин, — является рассогласование (внутреннее противоречие) между целью и возможностью ее непосредственного достижения. Снятие проблемности в ситуации есть не что иное, как процесс решения педагогической задачи, эта задачи и есть цель, данная в определенных условиях»3.

Снятие проблемности требует от будущего учителя зафиксировать содержание ситуации, которое есть сущее, оценить это сущее с позиции должного. Так оценочное и нормативное начинают сопрягаться в нравственном сознании студента. А снятие проблемности ситуации есть не что иное, как решение задачи, которая является одним из методов нравственного воспитания будущего учителя.

В педагогике существует множество методов решения педагогических задач. Достаточно полная классификация таких методов представлена в работе В.И.Волынкина. Это: метод конференции идей, метод мозгового штурма, метод вопросов и ответов, теоретико-игровой метод, метод экспертных оценок, эвристический метод, метод сценариев, метод дерева решений4. Особое место при этом занимает методика решения педагогических задач, педагогических ситуаций разработанная Ю.Н.Кулюткиным5.

Ю.Н.Кулюткин выделяет следующие этапы ре-

3 Кулюткин, Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя / Ю.Н.Кулюткин // Мышление учителя. — М.: Педагогика, 1990. — С. 7 — 26. — С. 15.

4 Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособи / В.И.Волынкин. — Ростов-н/Д: Феникс, 2008. — 282 с. — С. 252 — 254.

5 Кулюткин, Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя . — С. 7 — 26. — С. 14 — 25.

шения педагогической задачи: 1) проектирование предметного содержания и форм деятельности учащихся, которые, по мнению учителя, могли бы привести к решению поставленной задачи; 2) реализация намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с учащимися; 3) итоговая оценка достигнутых результатов. Каждый из названных этапов включает в себя как аналитические, так и конструктивные процессы. Проектирование деятельности учащихся предполагает, с одной стороны, анализ их готовности к данной деятельности, а с другой, — конструктивную разработку способов решения поставленной задачи; реализация намеченного проекта требует как конструктивного взаимодействия с учащимися, так и пооперационного анализа и контроля производимых учащимися действий; итоговая оценка есть не только критический анализ результатов, но и конструктивная основа для определения направлений дальнейшей работы6.

Педагогические ситуации и формулируемые на их основе педагогические задачи, используемые в процессе нравственного воспитания будущих учителей, должны, на наш взгляд, отвечать определенным требованиям: они представляют значимость для студента; они посильны, доступны для него, но в то же время и не слишком легки, так как, если задача легка, студент не воспринимает ее как задачу значимую для самопроявления.

Педагогическая проблемная ситуация, этическая ситуация заключает в себе возможность выбора альтернативных действий и поступков, а «давление порождающих ситуацию потребностей побуждает осуществить этот выбор на практике»7. Потребность, стимулирующая нравственный выбор поступков в поведении, согласно А.И.Тита-ренко, является первым этапом морального выбора. Другими этапами являются побуждения и нравственная направленность (диспозиции, ориентации, установки личности); моральные мотивы и цели; решение нравственной ситуации; формирование намерений; моральное деяние, средства его совершения и степень волевого напряжения субъекта; ценность поступка; санкции (поощрение и наказание). Завершающим этапом морального выбора является оценка поступка8.

6 Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. — М.: Педагогика, 1990. — 104 с. — С. 14 — 15.

7 Василенко, В. А. Мораль и общественная практика / В.А.Василенко. — М.: МГУ, 1983. — 176 с. — С. 95.

8 Титаренко, А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора / А.И.Титаренко // Моральный выбор. — М.: МГУ, 1980. — С. 97 — 137. — С. 110.

Читайте так же:  Характер детей младшего школьного возраста

В оценках фиксируется отношение студентов к ученику, к человеку, к себе и к миру. Оценка связана с рефлексивной функцией нравственного сознания. Оценка порождает выбор, в котором находят свое выражение намерения учителя. Выбор — это всегда выбор предпочтений, в том числе и при решении педагогической ситуации. Когда выбор сделан, учитель осуществляет проекцию, трудности которой, с нашей точки зрения, определяются наличием альтернатив, выявляемых нравственным сознанием. Заметим, что мир альтернатив, альтернативных педагогических решений все-таки релятивен, что и порождает про-блемность, снятию которой, как мы полагаем, способствует проекция «потребного будущего», проекция нравственной практики. Мы полагаем, что проекция связана с такой функцией сознания, как «функция порождения» (В.П.Зинченко9). Порождение будущего связано с определением цели деятельности и рефлексивным отбором способов достижения цели, что не возможно без отражения, без оценки, без порождения. Отражение ситуации (категоризация ситуации) становится отправным моментом для поиска, который невозможен без оценки, обеспечивающей выбор действий, результатом которого становится проектирование.

Приведем некоторые педагогические ситуации, которые, по нашему мнению, могут быть использованы не только как средство формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей, но и как средство их нравственного воспитания.

Девятиклассник Илья из-за собственной лени не успел написать сочинение в срок. Учитель собрала тетради с работами в самом начале урока и тем, кто не сдал тетради, обещала поставить в журнал «двойки». Ровно через два урока, дождавшись, когда Татьяна Николаевна со своим классом ушла в школьную столовую, Илья спрятал свою тетрадку с наспех написанным сочинением среди тетрадей своих одноклассников. На следующий день Татьяна Николаевна вернула школьнику так и не проверенное сочинение и отчитала его перед всем классом. На следующей перемене Илья тайком положил работу в сумку учителя. Татьяна Николаевна опять не стала проверять сочинение. Апофеозом этой истории стало обнаружение злосчастной тетради в почтовом ящике Татьяны Николаевны.

Вопросы для обсуждения: 1. Прокомментируйте поведение Ильи и учителя. 2. Кто прав, а кто нет в этой ситуации? 3. Если бы Вы оказались на

9 Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания /

B.П.Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. —

месте Татьяны Николаевны, проверили бы вы тетрадь упрямого юноши? Аргументируйте свою позицию.

Возбужденные после физкультуры девятиклассники пришли на урок французского языка. Но учитель, не обращая внимания на их эмоциональное состояние, решил начать урок с опроса домашнего задания. Несколько учеников ответили, что не готовы. Ситуация в классе постепенно накалялась. Учитель заметно занервничала, но продолжала идти по списку. В итоге был вызван Николай П., который решил окончательно «похоронить» урок.

— Я тоже не готов, — ответил юноша.

— Этого следовало ожидать. Как это я сама не догадалась?! — раздраженно отреагировала учительница.

Ее едкий сарказм вызвал в ученике бурю эмоций. Мальчик сорвался на крик:

— И вообще мне Ваш французский не нужен. В жизни он мне не пригодится. Я вообще здесь последний год мучаюсь, скоро в технарь пойду, как отец, на автослесаря, а там никакой французский не нужен!

Вопросы для обсуждения: 1.Прокомментируйте ситуацию. Дайте анализ того, как учитель построил урок. Какой принцип обучения был нарушен в данном случае? 2. Прочитайте еще раз диалог учителя и ученика и охарактеризуйте линию поведения и того, и другого. Можно ли было избежать психологического срыва ученика и «спасти» урок? 3. Данная ситуация произошла во время педагогической практики. Прочитайте комментарий, который дала одна из студенток, ставшая свидетелем данной ситуации: «Каким бы ни было тяжелым положение, нужно сохранять спокойствие и самообладание, не показывать своей растерянности. Необходимо всегда думать о результате, о том, каких целей вы хотите добиться своими словами, действиями. Верное решение приходит тогда, когда учитель не идет на поводу у эмоций, а умеет скрывать их, чтобы с достоинством выйти из затруднительной ситуации». Согласны ли Вы с данными рекомендациями учителю?

При организации работы будущих учителей с этими и подобными им ситуациями необходимо опираться на механизм движения научного знания, описанный Ю.Н.Кулюткиным. Данный механизм включает в себя: 1) формирование у учителя ведущей идеи, которая задает общую направленность его деятельности; 2) идею, отражающую опыт в его противоречивости, в тенденциях развития; 3) идею, выполняющую в практическом мышлении функцию конструктивного принципа действия и функцию критерия анализа и оценки ситуации; 4) конкретизацию идеи решения в кон-

кретную схему (модель, проект); 5) конструктивную схема — регулятор деятельности учителя10.

Анализ ситуации начинается с ее категоризации, требующей определить ведущую идею в терминах педагогической морали. Термин «категоризация», как мы полагаем, произошел от слова «категория». Любая категория, как известно, фиксирует отношения, а не свойства и не качества. Последние проявляются в отношениях. В данном случае в нравственных отношениях. Студенты совместно с преподавателем определяют ведущую идею, суть которой в ситуации с сочинением, например, заключается в следующем: Справедлив ли учитель по отношению к Илье? Почему он не хочет проявить милосердие по отношению к школьнику, проверив сочинение? Категории справедливости и милосердия определяют ведущую идею. С позиции данных категорий студенты осмысливают действия учителя и действия ученика.

Побуждая студентов к размышлению над отношением к ученику по критерию справедливости и милосердия, преподаватель показывает им, как встать на точку зрения ученика, «погрузиться» в его нравственный мир, оценивать себя с позиции своей направленности на личность школьника.

Конкретизация, как один из моментов движения научного знания, происходит тогда, когда это знание «возвращается» в содержание практической деятельности. Так, студенты, уясняя сущность справедливости, заключающейся в том, чтобы «Не делать другому ничего такого, чего себе не хочешь от других» (один из аспектов золотого правила нравственности), отражают опыт учителя

в его противоречивости. Противоречивость опыта учителя заключается в том, что, с одной стороны, он должен формировать нравственного поведения у учащихся. С другой стороны, он еще не отказался от стереотипов авторитарного воспитания, основой которого является авторитарная этика, базирующаяся, как подчеркивает Э.Фромм, на иррациональном авторитете11. Иррациональный авторитет учителя и не позволяет ему реализовывать такие нравственно наполненные понятия педагогической морали, как «добро», «милосердие» и т.д. Следствием обнаружения проблемности является определение способа постановки проблемы и приемов ее решения, содержания педагогической ситуации и способов ее решения.

Использование на занятиях педагогических ситуаций, содержание которых побуждает студентов к моральному выбору, способствует тому, что будущие учителя, осуществляя выбор средств педагогического воздействия и педагогического руководства деятельностью учащихся, ориентируются на возникновение эффектов со-оценки, соучастия, со-помощи; приходят к осознанию места нравственного поведения не только в педагогической деятельности, но и в жизнедеятельности целом.

10 Кулюткин, Ю.Н. От идеи к решению / Ю.Н.Кулюткин // Мышление учителя. — М.: Педагогика, 1990. — С. 40 -54. — С. 47 — 53.

11 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. — М.: Республика, 1993. — 416 с. — С. 26.

PEDAGOGICAL SITUATIONS AS A MEANS OF MORAL EDUCATION OF A STUDENT —

© 2015 O.K.Pozdnyakova, E.V.Kuleshova° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article raises the problem of moral education of future teachers; reveals the potential of pedagogical situations as a means of moral education of students; substantiates the effectiveness of moral education of future teachers through the use of pedagogical situations, the contents of which encourage students’ moral choices, and provides examples of such pedagogical situations.

Key words: future teacher, moral education, pedagogical situation, moral choice.

Медианар «​Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций»

1. Прослушайте медианар

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

4. Прочитайте содержание

Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций

Образование и воспитание как явление общественной жизни — сложный, противоречивый, социально-исторический процесс, включающий подрастающее поколение в жизнь, творчество, духовность. Этот процесс осуществляется через политику, науку, искусство, религию.

Образование и воспитание как явление педагогической жизни — сложный, целенаправленный, планомерный процесс руководства формированием личности, ее потребностей, мотивов, чувств осуществляется через семью, дошкольные учреждения, школу.

Перед педагогом встает множество вопросов, проблем, задач, которые невольно ставят перед ним обучающиеся. Каждый день складываются различные ситуации, когда педагогу приходиться оценивать поведение ребенка, занимать определенную позицию, использовать различные формы воздействия на него.

О трудностях воспитания и обучения детей пишут педагоги, психологи, социальные работники, юристы. В специальной литературе описано множество таких частных случаев и эпизодов из практики воспитания и обучения, когда, как правило, все, кто имеют дело с формированием подрастающей личности, сталкиваются с трудностями, проблемами и задачами, которые необходимо решать правильно и своевременно. Помимо знания и владения отдельными педагогическими методами, средствами и приемами, педагоги должны уметь находить правильное решение в каждом частном случае, выявлять действительные причины деформации поведения ребенка и планировать пути и средства их коррекции.

Рассмотрим понятие «педагогическая ситуация»:

Педагогическая ситуация – это жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи, и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю быстро проанализировать действия учащихся, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся или коллективом обучающихся на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

Педагогическая ситуация – это событие, с которым педагог столкнулся в повседневной работе. Это событие ставит перед педагогом педагогические задачи, требующие решения.

Читайте так же:  Определение деятельность для дошкольников

Педагогическая ситуация составная часть педагогического процесса, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии и других видов деятельности в образовательном процессе.

Одни педагогические ситуации встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие педагогические ситуации встречаются редко и требуют длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

Сложная педагогическая ситуация – это ситуация, которая характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различные рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от педагога принятия педагогически правильного решения, однако практически невозможно найти простой и однозначный выход из сложной педагогической ситуации, если не учитывать при этом причины, которые порождают противоречия, лежащие в ее основе. Сложная педагогическая ситуация не возникает внезапно. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, но в дальнейшем сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, достаточно выразительны и должны быть замечены взрослыми. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, охлаждение к учебе, растерянность, невнимательность и др. Случается, что воспринимает такие сигналы как временное явление отклонения от нормы в поведении ребенка, а, следовательно, не учитывает их в образовательном процессе. Это способствует развитию данных отклонений, в результате чего складывается сложная педагогическая ситуация: отношения между педагогом и ребенком становятся напряженными, конфликты возникают сначала эпизодически, а затем все чаще и чаще.

Обозначим причины возникновения сложной педагогической ситуации.

1) Ситуации, возникающие по линии ученик-ученик — это ситуации, в которых возникает несогласие между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Причинами таких ситуаций могут быть:

— недовольство: учащиеся недовольны друг другом, событиями, общением, взаимодействием, у них отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь;

— разногласие: отсутствие согласия между учащимися из-за несходства во мнениях, взглядах, поступках;

— противодействие: учащиеся препятствуют действию других учащихся;

— противостояние: учащиеся проявляют сопротивление действию одноклассников, противостоят лидеру, претендуют на лидерство;

— разрыв: нарушение связи, согласованности, договоренности между кем — либо.

2) Ситуации деятельности возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. Подобные ситуации часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. Причинами могут быть завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной неуспеваемости и снижения интереса к познанию вообще. Напряженных ситуаций, как правило, меньше на уроках классных руководителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.

3) Ситуации поведения возникают по поводу нарушения детьми правил поведения в образовательном учреждении, на занятиях, в свободное время.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если педагог допустил ошибки в анализе поступка ребенка, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Следует помнить, что педагог не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка ребенка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение детей.

4) Ситуации отношений возникают в сфере эмоционально-личностных отношений педагогов и обучающихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Ситуации отношений часто возникают в результате неумелого разрешения их педагогом и имеют, как правило, длительный характер. Ситуации приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых. Сложные ситуации отношений возникают, когда они происходят не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если педагог навязывает учащимся свой характер взаимоотношений.

По содержанию ситуаций, возникающих между педагогом и обучающимся, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях участников ситуации – в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

Особенности сложных педагогических ситуаций

— профессиональная ответственность взрослого за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

— различное понимание событий и их причин «глазами педагога» и «глазами ребенка», поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а обучающемуся – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

— педагогу следует помнить, что присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а данная ситуация приобретает воспитательный смысл;

— профессиональная позиция педагога обязывает взять на себя инициативу в разрешении острой ситуации и на первое место суметь поставить интересы ребенка как формирующейся личности;

— всякая ошибка педагога при разрешении ситуации порождает новые ситуации, в которые включаются другие ученики.

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение наличия педагогической ситуации.

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3. Определение характера ее содержания.

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка педагога к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Формы и методы преодоления сложной педагогической ситуации в ходе образовательного процесса

Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Решить сложную педагогическую ситуацию — это значит снять напряжение или конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.

Действия педагога можно разделить на диагностические и исполнительные.

Диагностические действия ориентированы на определение причины, которая являетсяпредметом острой педагогической ситуации. Выяснение причин организуется посредством системы интеллектуальных действий, в которую входят:

1. «Зондирование» — обращение к говорящему за уточнениями. Педагог с помощью уточняющих вопросов, наблюдения и других доступных ему диагностических процедур стремится получить информацию, нужную для успешного разрешения возникшего затруднения. Задавая вопрос: что вы хотите этим сказать? — он фокусирует говорящего на самом процессе говорения, а не на его личности.

2. «Пошатывание» и «раскачивание» — педагог делает пробные шаги по определению причины и степени прочности позиции, занятой учащимся в конкретной ситуации: «Покажите, объясните мне, почему это справедливо?». Одним из средств проверки на прочность позиции ребенка является пересказ педагогом услышанного. Ребенок, слушая как бы со стороны свой рассказ, может усомниться в правомерности занятой им позиции и причина возникшей проблемной ситуации решается.

3. «Эмоциональное отзеркаливание» происходит по формуле: ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ ГОВОРЯЩЕГО + ОТОБРАЖЕНИЕ СВОИХ ЧУВСТВ. Отражение чувств — это описание эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое состояние. А отображение педагогом своих чувств способствует выражению своего отношения к собеседнику: «Мне кажется, что вы чувствуете. и мне близки ваши чувства». Освобождение от бремени невыраженных чувств способствует увеличению конструктивных усилий по решению проблемы.

4. Структурирование педагогом собственных знаний о ситуации, мысленное соотнесение новой ситуации с ранее встречавшейся. Суммирование знаний с последующим использованием их для решения проблемной ситуации. Структурирование знаний, а значит, мыслей, как своих, так и ребенка, позволяет предотвращать беспредметность, расплывчатость последующего разговора.

5. «Взвешивание» возможных способов воздействия на ребенка и определение среди них наиболее эффективного.

6. «Компенсация» — замещение недостаточного распознавания личности учащегося посредством установления причинно-следственных связей в его поведении. Педагог старается найти основную причину возникновения проблемы, выделить ее и иметь дело именно с ней, а не с личностью. Важно избегать оценочных отношений к ребенку.

Приведенный перечень действий, входящих в диагностическую систему, не является законченным и не реализуется именно в отмеченном порядке. Адекватность применения диагностических действий обеспечивает правильность анализа причин, по которым может возникнуть сложная педагогическая ситуация.

Исполнительные действия педагога направленны на решение сложных педагогических ситуаций и характеризуются разнообразием педагогических приемов. Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте, достигаемом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе применения конкретного приема в существенной мере является неразрывной.

Решать педагогические ситуации административными мерами, такими как вызов родителей, приглашение на педсовет, обсуждение на комиссии, постановка на учет, применение репрессивных мер нужно очень осторожно и в крайних случаях.

Следовательно, педагогической задачей в разрешении ситуации выступает организация оптимального взаимодействия, а педагогической целью — формирование социально значимых качеств личности ребенка.

Выход из педагогической ситуации — проявление профессионализма педагога. Решая педагогическую ситуацию, он переводит ребенка из одного состояния в другое, устанавливает необходимый порядок и дисциплину, изменяет методику проведения занятия, формирует личность обучающегося. ««Решение педагогических ситуаций», — считает Л.Ф. Спирин, — позволяет по-новому структурировать педагогические знания, даёт возможность управлять педагогической деятельностью».

Рассмотрим типичные педагогические ситуации

Типичные педагогические ситуации