Меню

Педагогические теории воспитания дошкольников

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений. Ее структурными элементами являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Глобальные теории делятся на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротяев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.). Одна из их центральных проблем — рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х гг. XX в. сложились три основные теории, посвященные этому вопросу.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное в ней — спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория базируется на взаимосвязи развития и обучения (Т.С. Костюк, НА. Менчинская и др.). Согласно ей, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически отождествлены друг другу.

Согласно третьей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи были конкретизированы предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, но выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает максимальный уровень, быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова, В.Т. Кудрявцев и др.).

Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Из детства — в отрочество», «Школа 2100».

Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно данной теории, становится развитие воображения и творческих способностей детей. Для этого педагоги должны использовать игры, конструирование, чтение сказок, самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Ерофеева и др.).

Новое в образовании:

Методика работы над орфографическим правилом
Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ к .

Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников, возможно .

Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу. Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащ .

Педагогические теории воспитания дошкольников

Современные теории воспитания.
Технология воспитания.
Воспитательный процесс как система.

Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К. Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).

В 20-30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А. С. Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы).

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:

  • психоаналитическая теория (А. Гезелл, З. Фрейд, А. Фрейд,Э. Эриксон);
  • когнитивная теория (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Д. Дьюи);
  • поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Локк, Д. Уотсон,Б. Скиннер);
  • биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  • социоэнергетическая (культурно-родовая) теория ( Л. С. Выготский, П. А. Флоренский, Д. Радьяр);
  • гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Воспитание — основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем.

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.

В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:

  • воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н. Е. Ковалев) ;
  • воспитание в специальном педагогическом смысле — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности , ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский);
  • воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский);
  • воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик) .

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности — ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.

Итак, перечислим основные закономерности воспитания:

  • воспитание детерминировано культурой общества;
  • воспитание и обучение — два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
  • эффективность воспитания обусловлена активностью человека,включенностью его в самовоспитание;
  • эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств,адекватных ребенку и педагогу.

Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осознать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе — педагогической действительности.

Цель воспитания в гуманистической педагогике — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Педагогическая теория и этапы ее образования

Педагогическая теория – это особая организация знаний, которая объясняет отдельную область явлений педагога.

Выделяют такие основные составляющие педагогической теории:

  • Законы и закономерности.
  • Основы.
  • Правила
  • Объяснения.

В литературе существует классификация педагогических теорий. Всеобщие системы педагогики разделяют на теории воспитания и обучения. На это большое влияние оказали: Б. И. Коротаев, Б. Т. Лихачёв, И. П. Подласый, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин и другие.

Психологическая педагогическая теория рассматривает такой вопрос – анализ взаимосвязи обучения, воспитания и развитие детей дошкольников. В конце тридцатых годов 20 столетия были сформированы три главных теории:

  • Первая – воспитание ребёнка относят к свободному процессу от обучения и преподавания. Главная задача – самостоятельность, независимость ребёнка от взрослого.
  • Вторая – изучение взаимосвязи развития и обучения.
  • Третья теория – это в педагогике отдельный процесс, который предполагает развитие ребёнка, независимо от обучения и воспитания.

Наивысшего теоретического уровня образования требует педагогическая теория развивающего обучения. Также необходимо придерживаться быстрого темпа обучения, постоянного зубрения учебного материала в современных условиях, обучения детей материалом, который мотивирует в изучения и познанию, гуманизации взаимосвязи детей и педагогов.

При воспитании ребёнка необходимо направлять его не только на существующие стандарты, но на воплощение его потенциалов. Умения, познания и навыки являются способом полноценного создания личности ребёнка, а не целью. Во время занятий педагог относится к ученику, как к сотруднику или партнеру. Учитель должен учитывать интересы ребенка, так как на первом месте стоит направление его последующего совершенствования как члена общества.

Существуют специальные педагогические теории, которые раскрывают проблемы воспитания детей дошкольников. За преподавательской антропологией, обучение является созданием условий, которые направляются н развитие детей. Главное – это личность ребёнка как субъекта. Любой ребёнок нуждается в поддержке и помощи взрослого.

Читайте так же:  Ребенок только ложится спать начинается кашель

Суждение развития личности

За типом суждения развития личности педагогические теории делятся на следующие:

  • Когнитивные.
  • Психоаналитические.
  • Теория привязанности.
  • Бихевибристкая.
  • Гуманистическая.
  • Деятельностный подход.

Все эти теории, по содержания, реализуют принцип интеграции. Раскрываются они на стадии научного осмысления и экспериментирования.

Научные исследования, которые проводятся сегодня, показывают положительную сторону сближения различных видов активности, при этом используя интересные для детей формы и средства по содержанию. Параллельно проводится изучение разных видов программ. Это позволит экономить достаточно времени для организации игровой и самостоятельной активности ребенка и прийти к желаемому образовательному эффекту за небольшое количество времени.

Отечественные педагогические теории

Отечественные теории выполняют такие функции:

  • Включают ограниченные направления развития детей.
  • Берут во внимание данные психологии и педагогики дошкольника.
  • Показывают результат работ авторов на протяжении многих лет над различными проблемами.

В последнее время актуальным стала проблема роли экономики в формировании личности дошкольника. Данная проблема экономического воспитания недавно стала просматриваться в аспекте нравственного и трудового воспитания.

В теоретическом аспекте правовое воспитание рассматривалось со стороны уважения свободы детей как личности. Нравственно-правовое образование подразумевает:

  • Развитие самооценки ребенка.
  • Развитие самоуверенности.
  • Нравственных мотивов поведения.
  • Развитие взаимоотношений.

Главная задача современной педагогики дошкольного образования – решение вопросов, которые связанны с формированием у ребёнка активных и заинтересованных отношений к стране, в которой он проживает.

На принципах народности Ушинского, Толстого и исследованиях Жуковского, Левина-Щириного, Козловой, Богомоловой, Беляевой, Мельниковой, Сусловой, Корнеевой была выстроена педагогическая теория гражданского и патриотического образования дошкольников. Были созданы специальные программы обучения детей дошкольников в вопросах патриотизма. Актуальными стали такие работы: «Истоки», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Наследие» Новицкой, «Наш дом – Южный Урал» Бабуновой, «Я – Человек» Козловой, «Народоведение» Лазоревого и другие.

Три этапа образования

Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольного возраста объясняет важность, содержание, периоды и преподавательские условия. Выделяют три основных этапа образования:

  • Первый этап называется базовым. Сюда входит знакомство с моральными нормами и принципами: этические беседы, показание нравственных ситуаций, видеозаписи, нравственные поступки детей и т.д.
  • Второй этап именуется основным. Происходит знакомство с личными правами ребёнка: на отдых, образование, имя и фамилию, любовь. Происходит чтение художественных произведений, этические беседы, упражнения в практический навыках поведения в разных ситуациях.
  • Третий этап – заключительный. Включает рассказ о Конвенции, о правах ребёнка, которые действуют для всех детей, чтение художественных произведений, разработка коллажа о правах ребёнка, нравственные беседы и другое.

Определение 2

Концепция в педагогике – это определение патриотического образования, которое рассматривается в контексте всестороннего формирования личности.

Патриотизм – это любовь к своей Родине и Земле.

Выделяют такие средства патриотического воспитания:

  • Мезосреда.
  • Литература и искусство.
  • Фольклор.
  • Практика.
  • Обычаи и прочее.

Используются различные методы патриотического развития: экскурсии, игры-путешествия, посещение музеев, выставки детских рисунков. Современные педагогические теории изучают вопросы обучения и развития детей дошкольников. Для обогащения системы дошкольного образования происходит изучение иностранных педагогических теорий.

Дошкольная преподавательская наука постоянно улучшается и совершенствуется. Большую роль играет позитивный опыт активности образовательных учреждений для детей дошкольного возраста.

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Столичный учебный центр
г. Москва

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике школьного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др. Приоритетом деятельности школьной ступени, согласно теории развивающего обучения, становится развитие воображения и система творческих способностей детей, задача педагогов активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.

Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно здесь происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др

Педагогическая теория экономического образования направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников. Задачи и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).

Можно использовать дидактические игры с экономическим содержанием, типа: «Я — спонсор», «Доход — расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему образования. (Идеи С. Френе о журналистике: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия — Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность — США).

Педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы образовательных учреждений.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Новые ценности образования, сложившиеся в конце XX в., определили возникновение новых походов к воспитанию, базирующихся на идеях свободного развития личности и ее педагогической поддержке.

Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отличие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на оказание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Результатом педагогической деятельности в педагогике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.

Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педагогической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творческом развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

Читайте так же:  Почему шелушится кожа у ребёнка

В концепции Е. В. Бондаревской личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личное в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта соавтора. Поэтому с раннего возраста главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности: независимости, самостоятельное самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. Педагогическое управление осуществляется формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Основными принципами воспитания в данной концепции выступают: принцип культуросообразности воспитания, который проявляется в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в согласии природой и заботу об экологически чистой среде его обитания. Также он означает учет половозрастных особенностей детей в воспитании, учёт состояния здоровья, возрастных особенностей детей и пр.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным участником этого процесса. Личностный подход основывается на том положении, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания адекватных ее возможностям и особенностям.

Концепция синергетической, самоорганизуемой воспитательной деятельности (С. В. Кульневич) основывается на положениях синергетического подхода (от греческого «синергия» — сотрудничество) к образованию: открытость образования, самоопределение участников образовательного процесса, диалогичность обучения и воспитания, самоорганизация и др.

В связи с этим воспитание рассматривается как процесс нравственной самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов инициированных внешними воздействиями (в частности, воздействием педагога). Внутренними ресурсами являются личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, автономность и Они формируют собственную картину мира. В рамках такого понимания педагогическая деятельность приобретает иной смысл, а именно становится направленной на развитие духовного мира личности, на оказание педагогической поддержки в самоформировании человеком своего нравственного образа. Самоорганизуемая воспитательная деятельность требует от педагога самостоятельного выбора и творческого использования в практике общих принципов воспитания, определяющих стратегию отношений учителя с учениками и общее содержание. Это принципы (природе- и культуросообразности воспитания, его ценностно-смысловой направленности, гуманизма, личностной деятельности, субъектного контроля, веры в ребенка (оптимистическая гипотеза), включения личности в значимую деятельность), выступая в качестве условий, средств и ориентиров перестройки личностного сознания педагога, в то же время являются внешне инициирующими факторами воспитания нравственной и творческой личности ученика.

В настоящее время в практике работы отечественных школ осуществляется переход к реализации рассмотренных выше концепций воспитания.

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника

ЛЕКЦИЯ XVIII. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. Структурными элементами педагогической теории являются идеи (исходные положения), понятия: законы и, закономерности: принципы, правила, рекомендации. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. (Более подробно характеристику см. в учебном пособии «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» /Под ред. Л.Г. Нисканен. — М, 2002. С. 54-59).

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др.). (См.: Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития . //Дошкольное воспитание,- 1997.- №7-10; 1998.- №1; 1998.- №4; 1998.- №10). Идея развивающего обучения реализуется в программах «Развитие», «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова), «Детство». «Школа 2100» (под науч. ред. А.А. Леонтьева. М. 2000). Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно теории развивающего обучения, становится развитие воображения и система творческих способностей детей, задача педагогов ДОУ активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.

Как отмечает Е.О. Смирнова, «в своем стремлении-«идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся риторика, естествознание, физика, компьютеризация и пр.» (см. Смирнова Е.О. Детская психология — М.: ВЛАДОС, 2003. С 357).

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей: акселерация (искусственное) ускорение развития детей, которая зачастую принимает форму «симплификации» (А.В. Запорожец), т.е. чрезмерное упрощение и обеднение. Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно здесь происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Развитие ребенка должно ориентироваться не только на уже имеющиеся стандарты, но и на максимально полную реализацию всех его потенциалов. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы ею дальнейшего развития как члена общества. Таким образом, современное ДО У и дошкольное образование в целом может быть названо развивающим образованием (В Кудрявцев), а дошкольная педагогика — педагогикой развития.

Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитания детей дошкольного возраста. В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий, направленных на развитие детей. Точкой отсчета в этих условиях становится личность ребенка, как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Характер воспитания определяет воспитательная система, которая характеризует стиль отношений педагога и воспитанников: авторитарная, свободное воспитание (либеральная), демократическая.

Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории — где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории (3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании (поло-социальном), о психосоциальном развитии (как отношения ребенка с близкими людьми).

Теория привязанности (основатели американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт). В этой теории центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Читайте так же:  Как врач определяет рахит у ребенка

Бихевибристкая теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор теории американский ученый Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура. Р. Сире и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теории развития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др.

Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Тенденции развития современных воспитательных систем можно изучить по книге: Парамонова Л.А-, Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. — М., 2001; Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. — М., 1998; Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. — М., 1992.

Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.). В программе «Детство» в качестве единицы интеграции выступает тематизм (например, тема «Мы в детском саду и дома»).

Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается B.C. Безруковой, которая рассматривает интеграцию в трех аспектах:

1. как принцип (основоположение), особенности современного состояния педагогической теории. (Например, проблемы «Нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-ролевое развитие детей» и т.п.). При такой интеграции достигается более высокие позитивные результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

2. как процесс — есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результатов (Например, интегрирование разных видов искусств, разные типы образовательных учреждений «Школа-детский сад»), формы и методы познавательной деятельности (наблюдение + рассказ +экспериментирование + модель);

3. как результат — форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом (интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.) (см. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации. //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. — Свердловск. 1990.- С.22).

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения (Например, синтез искусств — программа P.M. Чумичевой). Интеграция заставляет искать новые формы обучения (см. Куликова Т.А. Обучение дошкольников: миф. реальность и пути совершенствования. //Дошкольное воспитание. — 2000.-№3). Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др. Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и … экономика» (А.Д. Шатовой), «Уроки гнома-эконома» (М.Л. Клариной). «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т.В. Дробышевой).

Экономическая педагогика активизировала и литературное творчество (см. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. — М., 1993). Педагогическая теория экономического образования дошкольников направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников. Задачи и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).

В специальном научном исследовании Л.Н. Галкиной была апробирована авторская программа, состоящая из разделов: «Здравствуй, страна «Экономика»», «К нам фея пришла», «Труд всему голова», «В гостях у госпожи Торговая азбука», «Среди экономических профессий» и др. Содержание тем реализовывалось в дидактических играх с экономическим содержанием, типа: «Что сегодня я куплю», «Я — технолог». «Я — спонсор», «Доход — расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Особенностью всех программ является включение эмоционально-мотивационного, когнитивного, деятельностно-игрового этапов. Интегративно-тематический подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.

Научные поиски идут также в области теории и практики правового воспитания в дошкольном возрасте (Т.Н. Доронова, С.А. Козлова. З.К. Шнекендорф. Н.Ю. Ганн и др.).

В теоретических исследованиях проблема правового воспитания рассматривается под углом зрения уважения свободы ребенка как личности. Нравственно-правовое воспитание связывается с развитием самооценки ребенка, его уверенности в себе, моральных мотивов поведения и взаимоотношений.

С.А. Козлова, поднимая вопрос о методике ознакомления детей с правами ребенка, подчеркивает, что особенности психического развития детей дошкольного возраста позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и понятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений с взрослыми, другими детьми.

Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольников обосновывает необходимость, содержание, этапы, педагогические условия. Авторы называют три этапа воспитания: базовый — знакомство с нравственными нормами и правилами (этические беседы, специально созданные нравственные ситуации, видеозаписи нравственных поступков детей и т.п.); основной этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии, упражнение в практических навыках поведения в различных видах деятельности); заключительный этап — рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты, чтение художественных произведений, создание коллажа о правах ребенка, этические беседы и т.п.

Таким образом, в теории и практике процесс правового воспитания рассматривается через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Данная педагогическая теория еще не носит законченного характера и недостаточно изучена. Однако в русле социального развития ребенка данное правовое воспитание будет способствовать требованию современного общества — воспитание, гражданина правового государства (см. Ган, Н.Ю. К проблеме правового воспитания в дошкольном возрасте. //Актуальные проблемы дошкольного образования. — Челябинск, 2003. С. 191-194; см. Козлова С.А. Я — Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. — М. 1996; см. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитель-ученик» //Мир образования. -1996.- №2; см. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, СИ, Мусиенко Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. — М.Динка-ПРЕСС, 2001).

В настоящее время актуальность в педагогической дошкольной науке приобретают вопросы, связанные с формированием у ребенка положительного активно-заинтересованного отношения к стране, в котором он живет. Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях исследователей Р.И. Жуковской. Ф.С. Левин-Щириной. С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Е.И, Корнеевой и др. Проблема патриотизма реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Наш дом — Южньгй Урал» (Е.С. Бабунова и др.), «Я — Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др.

Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле (С.А. Козлова). Этапы патриотического воспитания включают: базовый (предварительный) — здесь происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения; художественно-ознакомительный (с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса-отношения к своей стране, малой родине); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в разных видах деятельности).

Средствами патриотического воспитания выступают: мезосреда. художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, традиции и т.п. Методы патриотического воспитания задействуют все стороны и этапы воспитания (экскурсии, игры-путешествия, создание музеев, выставки детских рисунков и т.п.). подробнее с особенностями патриотического воспитания можно познакомиться в сборнике научных трудов «Патриотическое воспитание: современный взгляд» /Отв. Ред. Т.А. Куликова. — М.:МГПУ. 2003.).

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему дошкольного образования. (Идеи С. Френе о журналистике на уровне детского сада: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия — Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность — США).

Дошкольная педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы дошкольных образовательных учреждений.

Вопросы для самопроверки:

1.Каково соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных педагогических теориях?

2. В чем сущность педагогической теории развивающего обучения?

3.Какие зарубежные теории развития детей вызвали у Вас интерес? Почему?

4. Как реализуется принцип интеграции в современных педагогических системах?

5.Каковы основные положения педагогической теории экологического, правового, патриотического воспитания детей?