Меню

Отношение к женщинам платона

Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон о женщинах и женских “правах”

По Платону, женщина и мужчина должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он считает, что женщины смогут получить одинаковое образование в музыке, поэзии, гимнастике, математике, а также занимать государственные посты, как и мужчина.

Великий философ возражал на многие доводы противников о женщинах. Например, они говорили о различиях в анатомии и физиологии женского и мужского организма.

Платон отстаивает свое убеждение о том, что между мужскими и женскими способностями нет никакой разницы, оправдывающие разграничения в их правах и сферах деятельности. Конечно, есть такие занятия, вроде стряпни или прядения, где женская природа здесь отличается больше. Но это совершенно не означает, что всех женщин необходимо засадить за этими работами. Есть женщины, у которых способности более склонны к философии, чем к стряпне. Следовательно, всех женщин считать кухарками или всех мужчин воинами и философами, неправильно.

Поэтому, Платон требует, чтобы представительницы слабого пола наряду с мужчинами имели бы одинаковые права во всех сферах. Он считает, что главное здесь не пол человека, а обладание знаниями. Женщины с мужчинами должны пройти одинаковую систему воспитания, образования. Платон возражал своим противникам, которые говорили, что математика, философия убьет в женщине женственность, а гимнастика, где она должна была обнажаться, отнимет у нее стыд. Платон это высмеивал и убеждал, что было бы очень грустно охранять женскую нравственность только одеждой. Он считает, что для женщины добродетель – это есть и одежда, и защита всяческих посягательств на ее чистоту. Тогда она сможет разделять с мужчиной правительственные и военные труды.

Платон – первый из мыслителей Европы, у которого существует высшая точка зрения о женщине как о человеческом существе.

blog.rudnyi.ru/ru

Свежие записи

Рекомендую

Платон как основоположник феминизма

Услышал, что в Государстве Платон выступал за равноправие мужчин и женщин. Оказалось, что Платон вполне допускал, что роль философа-короля может занять женщина. Правда, представление Платона о совместной жизни мужчин и женщин было достаточно своеобразным:

‘Брак в государстве Платона заменяется кратковременным соединением полов, имеющим целью чисто физическое удовлетворение и произведение потомства. Вся эта сторона жизни тщательно регламентируется философами, что дает возможность провести совершенную систему полового отбора. Соединение пар происходит торжественно, сопровождается песнопениями, которые специально для этого сочиняют поэты. Кто с кем соединяется – должен решить жребий, чтобы каждый мог жаловаться только на судьбу. Руководители же государства тонко подделывают жребий, чтобы достигнуть нужных результатов.’

Ниже несколько цитат из статьи Платон и феминизм.

‘Первую развернутую трактовку вопроса о возможностях равного участия женщин и мужчин в общественных делах мы находим в диалоге Платона Государство (кн. V).’

‘Наивысшая справедливость, по Платону, может быть достигнута лишь тогда, когда правителем в государстве станут философы, ибо только они способны овладеть высшей идеей блага. Этот класс очень малочисленен, так как высшая идея трудно достижима и доступна немногим.’

‘По аналогии Платона, философы властвуют, используя воинов словно сторожевых собак, не допуская, однако, превращения их в волков. Платон часто прибегает к таким аналогиям, принимая поведение животных в качестве модели при определении общественных функций людей. Такие аналогии имеют хождение и в современной полемике в связи с распространением идей социобиологии.’

‘Овладев с помощью диалектики идеей всеобщего блага, философы способны упорядочить строй своей души и строй государства.’

‘в интересах упрочения единства государства Платон считает необходимым отменить частную собственность и частную семью для высших классов, чтобы общество не разрушалось борьбой корыстолюбивых интереснов — личных, семейных, групповых и т.д. ‘

‘Женщины и мужчины совместно участвуют в производстве потомства. К каким другим занятиям они одинаково способны? Платона интересует, главных образом, вопрос, способны ли женщины быть правителями и воинами.’

‘Платон снова ожидает, что ответ на вопрос подскажет аналогия: у собак самки охотятся вместе с самцами, хотя рожают и вскармливают щенят.’

‘Многообразный практический опыт убеждает Платона и его литературных героев, что у мужчин и женщин «одинаковые природные свойства».’

‘В целом Платон считает: для того чтобы мужчины и женщины могли заниматься одним и тем же делом, воспитание их также должно быть одинаково. Это противоречит обычаю? Да, и покажется смешным, если, например, женщины вместе с мужчинами будут в обнаженном виде заниматься гимнастикой в палестрах. Платон предвидит такое возражение. Сравнение обычаев различных народов и времен убеждает его в том, что обычаи изменчивы, подчинаются общественной пользе. Обнаженными заниматься гимнастикой удобнее, поэтому такие занятия могут показаться смешными лишь глупцам.’

‘Заметим, что даже в XVIII в. в первом переводе Государства на английский язык Г. Спенсом (1763 г.) текст о равенстве женщин был опущен.’

‘Ведь Платон не говорит об общности мужей. Он говорит об общности имущества, детей и жен, не преодолев, таким образом, до конца психологии мужчины-собственника.’

‘Идеи Платона питали феминисткие настроения на протяжении веков. Они породили обширную полемическую литературу о женской эмансипации.’

Информация

Вводная цитата взята из

Ю. П. Михайленко, Платон и феминизм (научно-аналитический обзор), Феминизм: перспективы социального знания. Отв. ред. О. А. Воронина. М.: ИФ РАН-ИНИОН, 1992. С. 56 — 76.

Услышал про такое отношение Платона к женщинам:

Robert C. Bartlett, Masters of Greek Thought: Plato, Socrates, and Aristotle, Lecture Eleven, Philosophers as Kings.

Роль и место женщины в идеальном государстве Платона

Роль и место женщины в идеальном государстве Платона

Не существует ни одного периода истории, в который женщина не испытывала бы по отношению к себе со стороны противоположного пола мизогинии, сексизма, предвзятости, предубеждения, унижения. Такое отношение к женщинам основывалось и основывается на убеждении превосходства мужского пола над женским во всех качествах, на якобы существующих гендерных различиях, в которых женщина явно уступает мужчине и поэтому не имеет равных с ним прав.

Вплоть до XX в. женщина не имела избирательного права, доступа к образованию; находясь в постоянной зависимости от отцов, мужей или других родственников – представителей мужского пола, принять любое элементарное решение без их прямого согласия она не могла; главной ее обязанностью, а зачастую и единственной, были домашние и материнские хлопоты.

Такое положение вещей обусловливалось патриархальным устройством большинства обществ и предполагало разные социальные функции представителям обоих полов, что наделяло их диаметрально отличными наборами прав и обязанностей. В настоящее время явно наблюдаемы изменения в отношении женщин: многие государства предоставили им избирательные права и свободный доступ к образованию; признали нецелесообразность гендерных различий путем научных исследований; в передовых странах мира женщины занимают равное положение с мужчинами, что закреплено в конституциях, но факт остается фактом: дискриминация в отношении женщины до сих пор имеет место. Где-то оно проявляется в скрытой форме, где-то в явной, как в странах, основанных на патриархальных законах шариата, где политические и общественные права, предоставленные женщинам, зачастую сводятся к нулю.

Это говорит об одном: вопрос о полном равноправии женщин и мужчин стоит все так же очень остро. Одним из первых мыслителей, затрагивавших эту насущную тему, был великий древнегреческий мыслитель Платон. Он родился в 427 (428) г. до н. э. в аристократической семье, и, следственно, получил блестящее образование: его учителем был сам Сократ, которого Платон боготворил и чье влияние испытывал. Несмотря на последовательность идеям Сократа, были и вещи, с которыми Платон был принципиально не согласен. Одна из них – права и природное происхождение женщины. Ученый муж недалеко возвысился над уровнем своего времени: он считал женщину принадлежностью дома; прав и свобод он для них не рассматривал, а свою жену, Ксантиппу, люто ненавидел, называя ее сварливой и дурной женой. Платон же, его ученик, мнения его не разделял. «Государство» – важнейшая работа Платона, написанная в 360 г. до н. э. В ней мыслитель описывает свое идеальное государство, его строение и положение людей в обществе. Город, по мнению Платона, появляется тогда, когда каждый из людей сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих. Люди рождаются сперва не слишком похожими на всякого другого, но отличными по своей природе и назначаются для свершения известной работы.

Так, идеальное государство Платона строится, зиждется на главном принципе – принципе справедливости, к познанию которой Платон приходит не сразу. Согласно ему, все члены общества должны занимать свои места в государстве и производить одно то, к чему их природа наиболее способна, так как производить свое и не хвататься за многое и есть именно справедливость. Кроме того, справедливая деятельность сообщает справедливость, а несправедливая – несправедливость. Справедливые граждане непременно составляют справедливое общество. Население города-государства Платон делит на три сословия – сословие правителей-философов, сословие воинов-стражей и сословие земледельцев и ремесленников. Первые два сословия составляют лучшие из граждан. Стражам характерны такие качества, как мужество, страстность, сила, философам – рассудительность, мудрость, постоянное стремление к истине, а демиургам – умеренность, просветленная сдержанность. Бог-образователь при этом, к тем, которые способны начальствовать, при рождении примешивает золота, к другим, помощникам им, серебра, а к земледельцам и прочим мастеровым – железа и меди.

Но какое место в этом обществе занимает женщина? Может ли она быть частью высших сословий? Будучи стражем, защищать государство и участвовать в войнах и будучи философом, управлять обществом? Ответ однозначный: да. Несмотря на то что Платон указывает на большую отличность женской природы от мужской, он отстаивает идею того, что нет никаких доказательств отличия женщины от мужчины в отношении занятий и способности к ним. «У распорядителей государства нет никакого дела, которое было бы свойственно женщине, поскольку она женщина, или мужчине, поскольку он мужчина. Силы природы равно развиты в обоих существах»2 . Независимо от того, что женщина во всем слабее мужчины, она имеет полное право стать стражевною, участвовать в войне, если она обладает выдающимися качествами и способностями и получает должное воспитание и образование, подобающее стражу. Осталось выяснить, достаточно мудры ли женщины для правления идеальным государством.

Читайте так же:  Подарок мужчине день влюбленных

Согласно мыслителю, философия – высшая из наук, которая идет к единственной цели, – постижению истины. Пока у руля государства не встанут философы, будет существовать зло и несправедливость, а где они существуют, там неизменно справедливость будет побеждена. Именно философам свойственны правдивость, ненависть ко лжи, любовь к знаниям; при их правлении всем будут управлять разум и мудрость и не будет места порокам. Они будут способствовать воспитанию города, трудиться на гражданском поприще и много заниматься философией; таким гражданам, как гениям, а не то даже как блаженным богам, город должен воздвигать памятники и приносить жертвы. Платон отделывает для государства прекраснейших правителей, будто статуйщик, да и правительниц: он говорит не больше о мужчинах, как о женщинах, сколько которые из них по природе будут способны. Таким образом, женщины справедливо обретают право на правление, если у них все необходимое для властвования будет общее, наравне с мужчинами. Частная собственность представителям высших сословий как и мужчинам, так и женщинам, запрещена.

Философы и стражи беспощадно караются за хранение золота и серебра; кроме того, Платон считает, что в их душе всегда есть золото божественное от богов и что ни в чем человеческом они не имеют нужды: «Стяжав это сокровище, и не годилось бы осквернять его примесью золота тленного»3 . В обществе граждан им одним не должно принимать и касаться золота и серебра – так только спасутся они сами и спасут город, ибо собственность – привилегия крестьян и мастеровых, она не мешает им работать, но в отношении философов и стражей она губительна. Кроме того, лучшие женщины определяются лучшим мужчинам, когда худшие – худшим. Они закрепляют священный брак для деторождения и отдают ребенка на воспитание и служение государству: он не будет знать, кто его родители, и будет служить во благо обществу. Когда же и женщины, и мужчины переживут возраст рождения, мужчинам будет предоставлена свобода соединиться с кем угодно, кроме родственниц женского пола, а женщине – кроме родственников мужского. Так, Платон уже в IV в. до нашей эры дал предпосылки для полного равноправия мужчин и женщин, доказывая их одинаковые способности. В своем идеальном государстве он предоставил «слабому» полу право на ведение связей с любым представителем общества, возможность защиты и охраны государства и, что наиболее существенно, реальность достижения правления.

Бибичадзе Анна Георгиевна

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 3 Октябрь 2018 в 4:36 и находится в рубриках Древние армии.

Роль женщины в государстве с позиции диалога Платона «Государство» и ее сравнение с реальной жизнью женщины в Древней Греции

Дата публикации: 14.05.2015 2015-05-14

Статья просмотрена: 3633 раза

Библиографическое описание:

Писаревская А. А. Роль женщины в государстве с позиции диалога Платона «Государство» и ее сравнение с реальной жизнью женщины в Древней Греции // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1525-1527. — URL https://moluch.ru/archive/90/18665/ (дата обращения: 15.02.2019).

В одной из книг «Государства» Платона, главный герой Сократ рассуждает о месте женщин в системе идеального государства. Женщина является важным элементом системы, так же, как и мужчина. Какой же должна быть роль женщины в идеальном государстве, и реализовалась ли она в современном мире?

По мнению Платона всё в государстве должно принадлежать государству, в том числе и жёны и дети. Всё должно быть общим. Стражи, которые не имеют частной собственности и ничего индивидуального, также должны иметь общих жен и детей. Это делается для того, чтобы достичь максимального единства. Только ограничив права конкретной личности, можно получить единое и неделимое государство. На самом деле, все это, в конце концов, должно привести к конфликту в семейной жизни. Человек не может самоотверженно служить государству, у него также есть и духовные потребности, которые не сможет заменить государство. Семья как правовой институт не может существовать в идеальном государстве. Это ведет к семейному эгоизму, а значит, к невозможности построить единство внутри системы. Платон называет это большим злом. «Может ли быть, по-нашему, большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей? И может ли быть большее благо, чем то, что связует государство и способствует его единству?» [1].

Лучшие женщины должны сходится с лучшими мужчинами, а худшие с худшими — это необходимо для того, чтобы у лучших пар рождались лучшие дети. Только такие браки полезны государству и заключать их должны в тайне правители. Они подбирают наиболее выгодные для государства пары. Например, мужчина, который отличился на войне, имеет широкую возможность сходиться с женщинами, чтобы зачать как можно больше детей для государства. Дети с телесными недостатками укрываются в тайном месте, чтобы никто их не нашел. А здоровые дети воспитываются кормилицами. Женщины стражи не воспитывают детей, они занимается только тем, что им было предназначено. Если бы женщина воспитывала детей, то она не могла бы так самоотверженно служить государству. Материнские чувства взяли бы вверх над долгом и тогда она перестала бы быть хорошим стражем. Любовь к собственным детям является помехой для единого и сильного государства.

В справедливом государстве, где каждый занимается тем, к чему у него есть способности, Платон приходит к выводу, что природа женщин не отличается от природы мужчин. Женщин нужно воспитывать так, чтобы они были для них соратниками. Естественные задатки у всех разные, поэтому каждый выполняет то, что ему предписано от природы. Однако не следует понимать теорию Платона буквально. Если мужчина и женщина имеют одинаковые способности, то это не препятствует тому чтобы заниматься одним делом. То есть в идеальном государстве есть как мужчины стражи, так и женщины. Здесь Платон подвергает сомнению общепринятое мнение о том что, женщины не могут воевать наравне с мужчинами. Все дело в воспитании. Если женщин воспитывать по таким же понятиям, как и мужчину, то она будет способна защищать государство. Единственное, о чем говорит Платон, это то, что женщины будут немного слабее в силу своих физических возможностей.

Например, гимнастика и военное дело не противоречат натуре женщины. Они вредны лишь тогда, когда она не может развивать своих природных способностей: «одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» [2]. Также Платон предвидит то, что если женщины будут заниматься гимнастикой голыми, то люди будут смеяться. Здесь он вспоминает то, что не так уж и давно варвары смеялись и над мужчинами, однако когда все поняли, что это намного удобнее, это стало нормой. То же самое произойдет и с женщинами. Такое воспитание женщин наиболее выгодно для идеального государства. Мужчина и женщина занимаются одним делом, составляют единое целое. Они живут не для себя, а для того чтобы защищать государство и давать новое потомство.

Таким образом, женщина должна быть не только женой, но и соратницей мужчине. По мнению Платона, она способна реализовывать свои возможности в создании идеального общества, однако не как принято-в семье. Женщина создана не только для того чтобы рожать и поддерживать порядок в доме. Да, она слабее, чем мужчина, но это не препятствует тому, чтобы она была стражем наравне с сильным полом.

Огромное влияние на философию Платона оказала Спарта. И здесь мы можем также проследить сходство женщины идеального государства и женщины Спарты. Девушки наравне с юношами занимались различными видами спорта. Стоить отметить, что они так же, как и мальчики, занимались гимнастикой в обнаженном виде.

Рис. 1. Эдгар Дега. «Упражнения юных спартанцев» (1861)

Спартанки изучали военное искусство и умели сражаться с оружием в руках. Замуж они выходили в 18–25 лет, в то время как в Афинах в 14. В «Государстве» Платона женщины должны были рожать детей с 20 лет. Женщинам были чужды эмоции, они с гордостью отправляли своих сыновей на верную смерть. Они не пользовались косметикой и духами, не носили украшений. Их одежда напоминала мужскую. Женщины Спарты были энергичны и сильны духом. Дома они не занимались ткачеством и рукоделием. Это была работа рабынь.

Единственным занятием спартанца была война. К ней их готовили с самого рождения. Уже в самом начале жизни дети проходили отбор. Слабые подлежали смерти. Остальные воспитывались как будущие солдаты. Здесь важную роль также играла женщина. В ее обязанности входило рождение детей. Причем если она не имела детей с одним мужем, закон разрешал пробовать с другим мужчиной. В некоторых семьях женщины были общими. «У лакедемонян издавна было заведено ( ), чтобы трое или четверо мужчин имели (одну общую) жену, иногда же (даже) и большее их число, если они были братьями, причем их дети считались общими; а для того, кто произвел на свет уже достаточно детей, отдать (свою) жену кому-нибудь из друзей считалось делом прекрасным и согласным с обычаем» [3]. Несмотря на все это, женщины в Спарте считались самыми свободными во всей Греции. Война уносила большое количество жизней мужчин, и поэтому все остальное ложилось на плечи женщин.

Положение остальных женщин Древней Греции намного отличалось от места в обществе спартанских. Основной задачей женщины было рождение детей и поддержание порядка в доме: «Брак для греков был одновременно средством достижения определенной цели — обзаведения законными потомками, которые останутся на земле после смерти родителей, — и способом упорядочить и обустроить домашние дела» [4]. Женщины выходили замуж не по любви, зачастую они даже не видели будущего мужа до свадьбы. В четырнадцать лет гречанка выходила замуж. Ее с самого детства готовили к семейной жизни, поэтому к 14 годам девушка должна была быть готова к созданию семьи. Мужчина мог развесить с женой в любое время без всяких усилий, в то время как женщина для развода должна была предоставить такие аргументы, которые бы подтверждали недостойное поведение мужа. Женщины практически не обладали правами. Они всегда были подвластны мужчинам. Мужчинам отводилась главная роль во всех сферах общественной жизни. В устройстве греческого полиса было явно выражено мужское начало. Женщина не только не занимала высокого положения, но и полностью зависела от мужа.

Читайте так же:  Марина внукова что делать если ребенок не хочет

Таким образом, мы можем наблюдать неоднозначное положение женщины в государстве. Видение Платона о роли женщины во многом совпадает с реальной жизнью спартанской девушки. Для идеального государства нужна сильная женщина, которая будет соратницей мужчине. Такие женщины не дают волю чувствам. Только такая женщина может являться достойным гражданином государства. Однако почему же идея Платона о женщине-соратнике не воплотилась в жизни? Во всей остальной Греции женщина во всем подчинялась мужчине. И это считалось нормальным для всего общества. Женщин учили с самого детства быть матерями. Их не воспитывали солдатами, это была роль мужчин. Нельзя сказать, что женщина была несчастлива. Она исполняла роль жены и матери, к которой ее готовили с детства. Это должно было быть ее наивысшим счастьем — делать то, к чему тебя готовили с самого рождения. Женщина Греции просто не знала другой жизни, так что я не могу утверждать, что такой порядок был унизительным для нее. Несмотря на очевидное подчинение мужчине, женщина всегда оставалась очень значимым элементом общества. Она была музой для множества произведений искусств.

И сейчас нельзя сказать, что идея Платона полностью реализовалась. Да, права женщин намного расширились, но, женщина не стала быть равной мужчине. Традиции все еще имеют место быть в нашей жизни, хотя они и подвергаются сомнениям. Возможно, через несколько лет мы сможем уверенно сказать, что женщины достигли уровня быть соратником мужчине, ведь сейчас мы движемся в этом направлении. Однако я не могу сказать, к какому результату это приведет, но совершенно ясно, что идея Платона не реализовалась даже спустя две тысячи лет, так как традиции и ценности общества не так уж и легко разрушить в один момент.

1. Платон. Государство. Книга V. [Электронный вариант].URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos05.htm Дата проверки: 08.05.2015.

3. Андреев Ю. В. Спартанская гинекократия. Женщина в античном мире. — Москва — «Наука». — 1995.

4. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. В. В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. с 15

Эволюция представлений о сущности мужчины и женщины в античной философии Текст научной статьи по специальности «Философия»

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Шибаршина Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены взгляды античных философов классического периода и философов эллинистических школ на место мужчин и женщин в обществе. Определен порядок формирования гендерных отношений в античный период. Осуществлен критический анализ концепций Пифагора, Сократа, Платона, Ксенофонта и Аристотеля, рассматривающих гендерные проблемы, сделан вывод о доминировании идеи приоритета мужчин по отношению к женщинам в социальных отношениях.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Шибаршина Ольга Юрьевна,

DEVELOPMENT OF IDEAS OF THE SUBJECT-MATTER OF A MAN AND A WOMAN IN ANCIENT PHILOSOPHY

In the article concepts of ancient philosophy of the classical period, and also philosophy of the Hellenistic schools in which the problem of regulation of the relations between the man and the woman was considered are analyzed. The features of formation of the gender relations in antique society are defined, conditions of emergence of the concept «social gender» are opened. A valid conclusion that in the period of Antiquity in the system of the gender relations the androtsentrizm dominated, priority value belonged to the man.

Текст научной работы на тему «Эволюция представлений о сущности мужчины и женщины в античной философии»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье рассмотрены взгляды античных философов классического периода и философов эллинистических школ на место мужчин и женщин в обществе. Определен порядок формирования тендерных отношений в античный период. Осуществлен критический анализ концепций Пифагора, Сократа, Платона, Ксенофонта и Аристотеля, рассматривающих тендерные проблемы, сделан вывод о доминировании идеи приоритета мужчин по отношению к женщинам в социальных отношениях.

Ключевые слова: античная философия, пол, тендер, социальный пол, миф об андрогине.

Сегодня человек с его правами и свободами является ключевым звеном любой философии, но были и другие времена. В античный период во главу угла ставилась отнюдь не личность, а окружающий людей мир. Тайны мироздания объяснялись мифами, а природные неурядицы -волей богов. Первопроходцем в становлении античной философии считается Пифагор. Он основал Пифагорейский союз, который исходил из постулата, что человек является частью мироздания, космоса, природы, а основой природы выступает число. С этой позиции объяснялись все события, происходящие в жизни людей. Подобно тому как почва ежегодно дает щедрые урожаи, женщина дарит миру дитя. Ответ на вопрос о том, что же выделяет человека от окружающих его природных сил, животных, можно найти в глубинах культуры. Культура сопровождается установлением законов в обществе, которым все подчиняются, в то время как в природной среде отношения строятся на силе.

Эпоха античности была далека от феминизма. В те времена многие мужчины считали женщин людьми второго сорта, средством для продолжения рода. Подтверждением этому служит одно из сохранившихся высказываний античной поры, принадлежащее Фалесу Милетскому. Философ сказал, что благодарен судьбе за то, что родился человеком, а не животным, эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной. То есть женщина в противопоставлении мужчине ставилась в один ряд с варварами и животными.

Однако не все мужчины Античности придерживались такого мнения. Прогрессивный Пифагор, напротив, всячески подчеркивал и обособлял важную роль женщины. В Пифагорейском союзе был даже учрежден женский филиал, в котором дамы постигали суть обрядов и знакомились с сакральными заповедями своих высоких обязанностей. Пифагор учил женщин тому, как любовь преображает сердца двух людей в браке, и какую роль в этом процессе играет жена.

Эллинский мыслитель уже тогда знал, что гармоничный союз — это слияние душ. В своих работах он писал о мужской силе как начале творческого духа и о женском могуществе как олицетворении пластичности природы. И когда две эти силы сливаются в одно целое как физически, так и духовно, рождается нечто новое — целая вселенная. То есть Пифагор употребил тезисы, соответствующие принципам Инь-Ян. Он явно продемонстрировал, что считает мужчину и женщину одни целым, а значит, их место и роли в обществе одинаково важны и нужны.

Последователи философа смотрели на устройство мира несколько иначе. Они представляли его миксом упорядоченности и хаотичности. При этом мужское считалось активным, оформленным, а женское — пассивным, неоформленным. Впервые такое противопоставление можно увидеть в одном из сохранившихся документов VI в. до нашей эры. Пифагорейцы предложили таблицу пар, в которой были следующие противопоставления:

Десятой парой противопоставления стала цепочка «мужчина-женщина».

Что примечательно, в теории философы присваивают строго определенные качества как мужскому, так и женскому началам. Если первое считается рациональным, то второе -эмоциональным. Но на практике ситуация была далека от прогрессивной, и интересами, мнением женской половины человечества никто не интересовался. Фактически женщины не имели никаких прав. Они не могли участвовать в выборах, получать образование, владеть имуществом и т.д. В обществе царил строжайший патриархат, а роль женщины была второстепенной. Ее рассматривали, как инструмент для продолжения рода, причем жена считалась собственностью мужа [3, с. 101].

Первым философом, который обратился к личности человека, считается Сократ. Именно он начал исследовать феномен души, называя ее связующим звеном между материей и идеями. Сократ обозначил важное место внутреннего мира человека в его жизни. Он указал на необходимость познания самого себя, как важнейшей цели в жизни каждого. По мнению философа, самопознание — это главная задача, призвание человека.

Сократу принадлежит ряд крылатых фраз, которые актуальны и в наши дни. Например, высказывание о необходимости жениться. Философ проявил чувство юмора, когда сказал, что «если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом». Или другой пример — о том, что любовь женщины подобна приятному, но опасному яду, и ее нужно остерегаться больше, чем ненависти со стороны мужчины. Очевидно, Сократ имел в виду ситуации, когда разгневанная женщина начинает мстить, и объектом ее нападок становится бывший возлюбленный.

Его ученик Платон продолжает развивать тему души. Уже в его ранних работах появляются высказывания о дуализме интеллектуального и материального, рационального и эмоционального. Именно учение Платона впоследствии стало основополагающим в философии Запада. Оно разделяло понятия души и тела, отчетливо формировало образ женского начала.

Платон возвеличивает душу, принижая тело. Физическую ипостась человека ученик Сократа находит недостойной, низшей материей. Этим его учение противостоит философии софистов, которые говорят о единстве души и тела.

Платон категоричен и в отношении женщин. Он считает их более низкими созданиями по сравнению с мужчинами. Об этом говорит созданная им повесть о сотворении мира. Согласно ей, изначально существовали только мужчины, пришедшие на землю с далеких звезд. Каждый, кто достойно проживал свои дни, в итоге возвращался домой — на звезду. Его душа при этом обретала чувство гармонии и удовлетворения. Если же мужчина сделал что-то недостойное при жизни, он не мог покинуть землю и рождался на ней вновь, но уже в теле женщины. При этом, по мнению Платона, ее душу то и дело одолевает дьявол. Слабые женщины, которые не могут ему сопротивляться, постепенно опускаются все ниже в цепочке перерождений, достигая состояния животного.

Таким образом, согласно Платону, женщина — это связующее звено, переходный элемент эволюции между мужчиной, высшим творением, и животным, бессловесной скотиной.

Стоит отметить, что философ предложил и другой миф о появлении человека. Согласно ему, возникновение полов связано с разделением сущности первочеловека. Миф рассказывает, что были времена, когда на земле жили мужчины, женщины и смешанные обоеполые существа

— андрогины. Описание последних очень напоминает сиамских близнецов: сросшиеся тело, двойная голова, по четыре руки и ноги. При этом андрогины были невероятно сильны — сам Зевс их опасался. Чтобы избавиться от потенциальной угрозы, он разделил «сиамских близнецов». С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, ищут вторую половину. Причем если одна из сущностей умирала, живущая искала другого партнера, не обращая внимания на пол. Из-за того, что однополые люди не могли продолжать род человека, Зевс сделал так, чтобы разнополые союзы давали потомство. То есть разделение полов было неизбежным [5, с. 127].

Читайте так же:  Признание в любви женатого мужчину

В своих работах, касающихся социального порядка, Платон описывает структуру государства. Философ рассматривает два варианта функционирования общества: «наилучший» и «второй после наилучшего». В первой утопической модели роль женщины по-прежнему остается второстепенной. Она должна родить младенца, после чего он передается на воспитание в общину. Обязанности по выращиванию детей выполняют либо мужчины, либо рабы. В таком обществе нет привычного нам института семьи и брака. Все дети являются общими, как и хозяйство. При этом нет такого понятия как глава семьи — женщина не подчиняется мужчине [5, с. 101].

Стоит отметить, что в некоторых работах философ ставил женщин наравне с мужчинами в вопросах выполнения одних и тех же обязанностей в идеальном обществе. Например, первые должны были осваивать военное дело, а вторые — участвовать в воспитании детей. То есть Платон стал первым писателем для своего времени, который допустил, что женщина может быть на равных с мужчиной, занимать одинаковое положение в обществе (идеальном, утопическом).

Более того, некоторые современные философы считают, что Платон был первым феминистом в истории человечества. Его феминизм носил вынужденный характер. Согласно работам Платона, существование частной собственности рождает необходимость появления института наследства, а это невозможно без наличия частной семьи и частной жены.

Другая утопическая теория о «втором после наилучшего» обществе низводит женщину до состояния частной собственности. В основе её положений лежит андроцентричный взгляд на отношения мужчин и женщин. При этом мужчина является хозяином, а женщина должна во всем ему подчиняться. Конечно, такой подход полностью исключает наличие у жены каких -либо прав. Она может только следить за порядком в доме и растить детей, причем на бытовом уровне — кормить, стирать и т.д. Мать не имеет права обучать ребенка письму, чтению и прочим интеллектуальным знаниям — эта почетная обязанность ложится на плечи мужчины.

В Древней Греции эта теория находила отголоски в реальной жизни людей. В домах существовали специальные «флигеля» — гинекеи, где женщины выполняли бытовую работу. Они не имели права наследовать имущество, иметь собственность, выступать свидетелями на судебных разбирательствах и самостоятельно выбирать мужа. То есть и дома, и женщины, и дети принадлежали мужчинам.

Зажиточные семьи имели рабынь, которые под руководством «хозяйки» занимались рукоделием. Большую часть дня женщина проводила в гинекее. В качестве милости ей разрешалось встречаться с подругами, ходить в театры на представления, посещать могилы умерших родственников и участвовать в мероприятиях религиозного характера в честь богов Олимпа.

Исключением из правила являлись гетеры. Они выполняли роль любовниц, имели хорошее образование. Греческие мужчины не скрывали, что жены созданы для рождения потомства, а гетеры — для развлечений.

Следует обратить внимание на мнение Ксенофонта по поводу обязанностей полов. В своем высказывании современник Платона обратил внимание на тот факт, что природа создала мужчину для походов и путешествий, сделав его тело сильным и выносливым. Женщина же более слабое создание, которое должно находиться дома и обустраивать семейный очаг. Мужчине же зазорно проводить свой досуг в стенах жилища — он должен заниматься решением внешних задач как полагается его природе. По мнению Ксенофонта, такой порядок в ролях

полов установил Бог, наделив их соответствующими телами.

Еще одним отъявленным приверженцем патриархата является Аристотель. Как и его учитель, Платон в ранних работах, он не считал женщину равной мужчине. По мнению Аристотеля, абсурдна сама идея сравнивать неравное. Это вполне укладывается в иерархическую модель устройства мира, созданную умом мыслителя. Согласно его идеям и космос, и общество являют собой структурированную лестницу. Одни элементы (мужчины) находятся на верхних ступенях, в то время как другие (женщины) — на нижних.

Иерархическое устройство согласно философским гипотезам Аристотеля состоит из пяти слоев. Внизу находится материя, затем вещи, люди, животные, душа и, наконец, дух, который венчает структуру. При этом низшее создано для того, чтобы служить высшему, обеспечивать его лучшими ресурсами.

Аристотель был невысокого мнения о женщинах. Прежде всего, это связано с некой, по его мнению, недоразвитостью их характера. Философ обвиняет женщин в отсутствии рациональности и, как следствие, логики, способности рассуждать, делать обоснованные выводы. Поэтому он располагает их ниже мужчин в своей иерархической структуре устройства мира. Аристотель прямым текстом говорит то, за что сегодня на него бы обрушился справедливый хор феминистического движения. А именно: «Самка является самкой в силу отсутствия определенных качеств. Характер женщины мы должны рассматривать как страдающий от природного изъяна» [1, с. 90].

Аристотель отождествляет пассивную женскую энергию с хаосом и располагает ее на нижней ступени иерархии. Единственной ролью женщины в обществе является деторождение, а ценностью — способность к размножению половым путем. Мужчина же, напротив, олицетворение активного начала, дух, стремящийся к новым открытиям [2, с. 21].

Интересно, что философ не считал существование полов необходимостью, в отличие от Платона, указывающего на это, как на божественную данность. Аристотель упоминал о двуполых животных, которые способны самооплодотворяться и продолжать человеческий род. Однако он соглашался с тем, что существование полов является более желанным явлением, нежели двуполость. А все потому что лучше не смешивать высшее и низшее в одном теле [1, с. 93]. Такие высказывания Аристотеля впоследствии были названы классическим андроцентризмом в отношении женщин. Неудивительно, что западные феминисты раскритиковали учения эллинского мыслителя.

Эпоха учений Сократа, Платона, Аристотеля и других — это классический период античной философии. Он знаменовался многими открытиями, расширением идейного мировоззрения древних греков, патриархальными, антифеминистическими взглядами на роли полов в обществе. На смену ему пришла эпоха эллинистических учений: стоицизм, скептицизм, эпикурейство.

Основным отличием новой античной философии стала ориентация на моральное поведение человека. Были внесены коррективы и в представления относительно природы мужского и женского начала, достигнуто большее идейное равенство полов. Например, стоик Зенон как-то сказал, что у дружбы нет критерия по одежде (брюки или юбка). При оценке характера человека во внимание принимается его моральный облик, а не половая принадлежность.

Единомышленник Зенона Сенека утверждал, что «мужчину пробуют женщиной». То есть той, кого он выбирает себе в пару. Философ приводит слова Марка Аврелия о пресыщенности мужчин и неумении чувствовать по-настоящему, испытывать сильные желания, решаться на героические поступки во имя обожаемой избранницы. При этом женщине в этом высказывании отводится почетная роль носительницы вселенского смысла — трепетной любви.

Высказывания обоих философов подтверждают тот факт, что стоицизм высоко оценивал роль института брака в человеческом обществе. Союз супругов должен основываться на дуальной гармонии — гармонии души и тела. Именно представители этого эллинского течения оказали большое влияние на формирование христианской философии и неоплатонизма.

Подводя итоги, отмечаем, что период Античности характеризуется разными

представлениями о роли мужчины и женщины в человеческом обществе. Философы Древней Греции признавали силу и значимость любви, но она в их глазах могла иметь как положительный, так и отрицательный характер. Ее рождение приравнивалось к вселенскому подарку, некой космической неизбежности, ниспосланной на человека. При этом сами люди считались участниками этого процесса, а не его творцами.

К институту брака в античные времена было особое отношение. Его считали союзом противоположных сущностей, у каждой из которых свои функции и роль. Такие умозаключения стали следствием сравнения общественных процессов с теми явлениями, которые происходят в природе (каждое из них якобы имеет мужской или женский характер). Подобный подход к позиционированию полов привел к обоснованию неравенства мужчин и женщин в социальных отношениях.

1. Аристотель. О возникновении животных. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 250 с.

2. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. М.: Информация ХХ1 век, 2002. С. 20-24.

3. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 101-105.

4. Обидина Ю.С. Специфика гендерных ролей в античном полисе: роль греческой драмы в становлении женской идентичности // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13). С. 150-153.

5. Платон. Государство //Платон. Диалоги / пер. с древнегр. С.Я. Шейнман-Топштейн / под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986. С. 8-114.

6. Шибаршина О.Ю. Гендерные модели мифологических систем Европы и современность // Научный ВестникМГТУГА. 2014. № 203. С. 85-90.

DEVELOPMENT OF IDEAS OF THE SUBJECT-MATTER OF A MAN AND A WOMAN

IN ANCIENT PHILOSOPHY

In the article concepts of ancient philosophy of the classical period, and also philosophy of the Hellenistic schools in which the problem of regulation of the relations between the man and the woman was considered are analyzed. The features of formation of the gender relations in antique society are defined, conditions of emergence of the concept «social gender» are opened. A valid conclusion that in the period of Antiquity in the system of the gender relations the androtsentrizm dominated, priority value belonged to the man.

Keywords: ancient philosophy, the gender relations, the myth about the androginakh, an androtsentrizm, feminism.

1. Aristotel’. O vozniknovenii zhivotnyh. M.-L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 1940. 250 p. (In Russian).

2. Voronina O.A. Gender // Slovar’ gendernyh terminov. M.: Informacija HHI vek. 2002. Pp. 20-24. (In Russian).

3. Voronina O.A. Osnovy gendernoj teorii i metodologii // Teorija i metodologija gendernyh issledovanij: kurs lekcij. Pod obshh. red. O.A. Voroninoj. M.: MCGI — MVShSJeN-MFF. 2001. Pp. 101-105. (In Russian).

4. Obidina Ju.S. Specifika gendernyh rolej v antichnom polise: rol’ grecheskoj dramy v stanovlenii zhenskoj identichnosti // VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1 (13). Pp. 150-153. (In Russian).

5. Platon. Gosudarstvo. Platon. Dialogi. Per. s drevnegr. S.Ja. Shejnman-Topshtejn. Pod red. A.F. Loseva. M. 1986. Pp. 8-114. (In Russian).

6. Shibarshina O.Ju. Gendernye modeli mifologicheskih sistem Evropy i sovremennost’. Nauchnyj VestnikMGTU GA. 2014. № 203. Pp. 85-90. (In Russian).

Сведения об авторе

Шибаршина Ольга Юрьевна, окончила РГРТА (2002), кандидат социологических наук, доцент НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» (филиал, г. Рязань), автор 18 научных работ, область научных интересов — социальная философия, философская антропология, гендерология, социология молодежи.