Меню

Острота зрения у детей дошкольного возраста

Оглавление:

Способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста

Владельцы патента RU 2281685:

Изобретение относится к области медицины. При проверке остроты зрения у детей дошкольного возраста усаживают ребенка напротив проверочной таблицы, представляющей собой ряды с набором оптотипов, постепенно уменьшающихся в размере сверху вниз с указанием против каждого ряда соответствующей остроты зрения. Проверяют остроту зрения сначала правого, а затем левого глаза путем указания на проверочный элемент оптотипа и получения ответа от ребенка. Перед обследованием ребенку показывают таблицу с расстояния 30-40 см. Затем переходят к проверке остроты зрения с расстояния 2,5 метра. Таблица состоит из двух листов форматом А4 каждый. На первом листе расположены три ряда стилизованных под автомобиль оптотипов с двумя проверочными элементами — колесами в виде замкнутого или разорванного кольца с разным направлением разрыва. На втором листе расположены семь рядов тех же оптотипов. Соотношение между размером проверочного элемента и оптотипа в таблице составляет 1:5. Изобретение позволяет повысить точность проверки остроты зрения и расширить функциональные возможности. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано при проверке остроты зрения у детей от трех до семи лет.

Известны различные способы проверки остроты зрения: по печатной таблице, с помощью проектора знаков, с помощью транспарантного прибора, с помощью показа знаков на экране монитора компьютера и другие.

Наиболее распространенным по причине своей дешевизны является способ проверки остроты зрения по печатной таблице. В России чаще всего используют таблицу Головина-Сивцева с аппаратом для ее освещения (Л.С.Урмахер. Справочник по офтальмологической оптике и приборам, М., 1971, с.48-49).

Способ проверки остроты зрения по таблице Головина-Сивцева состоит в следующем: пациента усаживают в затемненной комнате на расстоянии 5 метров от проверочной таблицы, закрепленной в аппарате для ее освещения (аппарат Рота). Проверяют остроту зрения сначала правого глаза, закрывая заслонкой левый глаз, затем аналогично проверяют остроту зрения левого глаза, закрыв заслонкой правый глаз. Таблица Головина-Сивцева состоит из двух половин, одна из которых содержит ряды строк с печатными буквами русского алфавита (Н, К, И, Б, М, Ш, Ы), а другая — с кольцами Ландольта. Кольца Ландольта представляют собой кольца с разрывом, направленным вверх, вниз, влево или вправо. Буквы и кольца построены по принципу: соотношение между деталью знака и знаком равно 1:5. Фон таблицы — белый, а знаки — черные. Рядов в обеих половинах таблицы 12. Против каждого ряда в таблице с первого по десятый отмечена острота зрения от 0,1 до 1,0 с интервалом 0,1; одиннадцатый и двенадцатый ряды соответствуют остроте зрения 1,5 и 2,0.

Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения у детей, связанная со следующими причинами:

— непонимание многими детьми дошкольного возраста предъявляемых им тестовых объектов (оптотипов) — букв, колец, и как следствие, — отказ от обследования;

— низкая заинтересованность детей в проведении обследования из-за удаленности проверочной таблицы на 5 метров и неинтересности оптотипов;

— не все знаки в одном и том же ряду одинаково узнаваемы.

Наиболее ближайшим к заявляемому способу — прототипом, является способ проверки остроты зрения по таблице Орловой (Учебник «Глазные болезни» под ред. Брошевского Т.Н., Бочкаревой А.А., 1983, с.85), заключающийся в следующем: ребенка усаживают в затемненной комнате на расстоянии 5 метров от проверочной таблицы, закрепленной в аппарате для ее освещения (аппарат Рота), и проверяют остроту зрения сначала правого глаза, закрывая заслонкой левый глаз, затем аналогично левого глаза, закрыв заслонкой правый глаз. Таблица Орловой представляет собой один лист бумаги форматом 580×520 см, на котором изображены оптотипы (рисунки) разного размера в виде звезды, гриба, елки, круга, курицы, машины, лошади, самолета, слона, мотоцикла. Оптотипы сгруппированы в две колонки: в левой находится 5 рядов, а в правой 7. Оптотипы в рядах сверху вниз постепенно уменьшаются в размере. Против каждого ряда отмечена острота зрения: в левой колонке от 0,1 до 0,3, в правой колонке от 0,4 до 1,0. При остроте зрения 0,1-0,2 в каждом ряду находится три оптотипа, при 0,3 — четыре оптотипа, при 0,4-0,5 — пять, при 0,6-0,7 — шесть, при 0,8-0,9 — семь, при 1,0 — восемь. Фон таблицы белый, а буквы черные.

Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста, а также ограниченные функциональные возможности способа, связанные со следующими причинами:

— не соблюден положенный в основу таблиц для взрослых принцип, согласно которому соотношение между деталью оптотипа и самим оптотипом равно 1:5;

— степень узнаваемости оптотипов одного и того же ряда заметно варьирует и во многом зависит от уровня развития ребенка, например некоторые оптотипы, такие как петух и лошадь, самолет и звезда, как показала практика, похожи друг на друга и часто путаются детьми;

— изображения оптотипов не всем детям одинаково знакомы (многие дети вообще не называют мотоцикл, слона и гриб);

— не все изображения оптотипов имеют одинаково характерные простые контуры;

— большой размер оптотипов и малое их количество в первых строках таблицы снижают достоверность ответов ребенка при остроте зрения 0,2-0,3;

— не выдерживается одинаковое расстояние между оптотипами, между строками таблицы;

— не учитывается тот факт, что оптимальное расстояние для зрения ребенка трех-пяти лет находится на удалении около двух-трех метров от него;

— невозможность проводить обследование вне глазного кабинета: таблица имеет относительно большие размеры; необходим специальный осветительный аппарат; требуется минимальное расстояние 5 метров в комнате, где проводится обследование. Все это затрудняет применение таблицы «на выезде», в командировке, при скрининговом обследовании детей дошкольных учреждений.

Технической задачей изобретения является повышение точности проверки остроты зрения, а также расширение функциональных возможностей способа.

Поставленная техническая задача достигается предлагаемым способом, заключающимся в следующем.

Перед началом проверки остроты зрения ребенку показывают проверочную таблицу с расстояния 30-40 см, чтобы убедиться в том, что рисунок (оптотип) ему понятен. Затем усаживают ребенка напротив проверочной таблицы и переходят непосредственно к проверке остроты зрения сначала правого, а затем левого глаза по такой же таблице, но с расстояния в 2,5 метра. Для проверки остроты зрения используют таблицу с оптотипами, стилизованными под автомобиль, с двумя проверочными элементами — колесами в виде замкнутых или разорванных колец с разным направлением разрыва (вверх, вниз, влево или вправо). Размер колец рассчитывают по формуле Дондерса: V=d:D, где V — острота зрения, d — расстояние, на котором находится исследуемый от таблицы, D — расстояние, с которого толщина кольца видна под углом зрения в одну минуту. Расчет проводят для проверочного расстояния в 2,5 м от таблицы до испытуемого. Контур автомобиля нарисован тонкими линиями и отстоит от колец на толщину этого кольца, чтобы не отвлекать внимание ребенка от основного проверочного элемента. Таблица состоит из двух листов форматом А4 (210×297 см) каждый. На первом листе расположены сверху вниз 3 ряда оптотипов в порядке убывания размера, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3, с шагом в 0,1 (фиг.1). На втором листе расположены сверху вниз 7 рядов оптотипов в порядке убывания размера, соответствующие остроте зрения от 0,4 до 1,0, с шагом в 0,1 (фиг.2). Острота зрения обозначена слева от каждого ряда. При остроте зрения 0,1 в ряду расположено два проверочных элемента, при 0,2 — четыре проверочных элемента, при 0,3 — шесть, при 0,4-0,5 — восемь, при 0,6-0,9 — десять, при 1,0 — двенадцать. Фон таблицы — белый, а рисунки — черные.

При проверке остроты зрения таблица может быть закреплена в стандартный осветитель (аппарат Рота), а может предъявляться вручную в условиях хорошего освещения.

Существенными отличительными признаками заявленного способа от прототипа являются:

1. Перед обследованием ребенку показывают таблицу с расстояния 30-40 см, а затем переходят к проверке остроты зрения с расстояния 2,5 метра, что является более физиологичным и оптимальным для детей дошкольного возраста, так как на этом расстоянии дети показывают максимальную остроту зрения.

2. Таблица состоит из двух листов форматом А4 каждый, на первом из которых расположены три ряда стилизованных под автомобиль оптотипов с двумя проверочными элементами — колесами в виде замкнутого или разорванного кольца с разным направлением разрыва, а на втором семь рядов тех же оптотипов, при этом соотношение между размером проверочного элемента и оптотипом в таблице составляет 1:5, что повышает точность проверки и расширяет функциональные возможности способа.

Преимущественно контур оптотипа нарисован тонкими линиями и отстоит от колец проверочного элемента на толщину этого кольца, что позволяет не отвлекать внимание ребенка от основного проверочного элемента.

Предложенным способом можно проверять остроту зрения даже у малоконтактных и не умеющих разговаривать детей, так как для правильного ответа достаточно показать пальцем направление разрыва в кольце. Кроме этого, поскольку таблица напечатана на двух листах форматом А4, обеспечена возможность использования ее в командировках и при обследовании детей в дошкольных учреждениях

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пациента М., четыре года, мама привела для проверки остроты зрения в НФ ГУ МНТК «Микрохирургия глаза». Проведена попытка исследования остроты зрения по таблице Орловой по стандартной методике. Результат признан недостоверным, так как мальчик часто путал методики. Результат признан недостоверным, так как мальчик часто путал оптотипы с изображением самолета и звезды, петуха и лошади, не называл мотоцикл и гриб даже больших размеров.

Мальчику проверили остроту зрения предложенным способом. Таблица закреплена в осветительном аппарате Рота. Перед началом проверки ребенку показали такую же таблицу с расстояния 30-40 см, чтобы убедиться в том, что рисунок ему понятен. При правильных ответах с близкого расстояния перешли к проверке с расстояния 2,5 метра. Медицинская сестра показывала указкой на проверочный элемент в оптотипе (кольцо или разорванное кольцо) и спрашивала: «Целое колесо у машинки или нет? Если колесо порвано, то в какую сторону разрыв».

Результаты проверки: острота зрения составила 0,7 каждым глазом.

Пациент Д., пять лет, проходил обследование остроты зрения в НФ ГУ МНТК «Микрохирургия глаза». У мальчика детский церебральный паралич, дефект речи. Проверка остроты зрения по таблице Орловой результата не дала из-за нарушения контакта с пациентом. Мальчику проверили остроту зрения предложенным способом. Перед проверкой мальчика на расстоянии 30 см от таблицы научили показывать пальцем направление разрыва колец. Далее проверяли остроту зрения аналогично примеру 1 с расстояния 2,5 метра. Пациент молча указывал пальцем направление разрыва кольца в оптотипах и показал остроту зрения 0,6 и 0,7 для правого и левого глаза соответственно.

Предлагаемым способом было обследовано 105 детей в возрасте от трех до семи лет. Проверку остроты зрения повторяли дважды, чтобы определить, насколько результат повторяем. Для сравнения, этих же пациентов обследовали по таблице Орловой по стандартной методике (дважды). Результаты представлены в таблице.

Острота зрения детей предшкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Васильева Н. Н.

В связи с наблюдающейся тенденцией ухудшения состояния здоровья проведено изучение и сопоставление показателей остроты зрения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста за 10-летний промежуток времени (1998-2008 г.г.).

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Васильева Н.Н.,

Текст научной работы на тему «Острота зрения детей предшкольного и младшего школьного возраста»

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Васильева Н.Н.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, кафедра анатомии, физиологии и гигиены детей, г. Чебоксары

В связи с наблюдающейся тенденцией ухудшения состояния здоровья проведено изучение и сопоставление показателей остроты зрения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста за 10-летний промежуток времени (1998-2008 г.г.).

В последние десятилетия ученые, специалисты в области медицины и педагогики отмечают заметное увеличение количества детей с нарушениями здоровья. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования. Возникновение таких форм патологии, как близорукость, нарушение осанки, нервно-психические дисфункции зачастую связывается с учебным процессом [1]. Для оценки влияния школьных факторов на развивающийся организм необходимо проведение комплексных исследований в течение длительного периода времени. В связи с этим, определенный интерес представляет изучение и сопоставление показателей функционирования зрительной системы за 10-летний промежуток времени.

Читайте так же:  Наблюдательность у детей дошкольного возраста

Цель работы состояла в оценке остроты ближнего (0,5 м) и дальнего (4 м) зрения у детей 5-10 лет, посещающих массовые образовательные учреждения г. Чебоксары. Остроту зрения измеряли в отсутствии оптической коррекции и в соответствии с общепринятыми в отечественной практике принципами — с использованием офтальмологических таблиц, представляющих собой наборы оптотипов разных размеров [2, 3]. В 1998 г. обследовано 250 детей (группа №1); в 2008 г. — 275 испытуемых (группа №2). В публикации приводятся данные по оценке бинокулярной остроты зрения.

Средние значения остроты дальнего зрения в первой и второй группах составили: для 5-6 лет — 1,2±0,42 и 1,2±0,23; для 7 лет — 1,4±0,4 и 1,3±0,23; для 8 лет — 1,5±0,39 и 1,3±0,29; для 9 лет — 1,6±0,43 и 1,5±0,36; для 10 лет — 1,4±0,42 и 1,3±0,43. Средние значения остроты ближнего зрения в первой и второй группах были следующими: для 5-6 лет — 1,2±0,30 и 1,2±0,22; для 7 лет — 1,2±0,31 и 1,3±0,22; для 8 лет — 1,3±0,29 и 1,4±0,24; для 9 лет -1,3±0,24 и 1,5±0,27; для 10 лет — 1,2±0,40 и 1,4±0,30.

Анализ среднегрупповых значений показал, что у дошкольников обеих групп острота дальнего и ближнего зрения в течение обсуждаемого периода не изменилась. При этом у школьников первой группы средние значения остроты дальнего зрения достоверно были выше, а остроты ближнего зрения ниже, чем у школьников второй группы (р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Острота зрения у детей

Основная из них — это наследственность. Если у мамы или папы есть проблемы со зрением, например, кто-то из родителей страдает близорукостью, то вероятность того, что у малыша будет такая же проблема очень высока. Между тем — это только вероятность, а не приговор. Задача родителей уделить максимум внимания этому аспекту, регулярно отводить малыша на осмотры и проводить профилактические меры.

Причины отклонений зрения бывают:

  • врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
  • приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

На развитие зрения у малышей могут оказать влияние заболевания зрительного аппарата либо системные недуги. Отклонения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной системы, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания могут спровоцировать нарушения зрения.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Первичный осмотр при выявлении патологий

Определить остроту зрения у новорожденных окулисты пытаются редко, в норме она составляет 0,1, но исследовать зрительную систему офтальмолог может непосредственно в роддоме. Такая диагностика проводится деткам, которые родились с массой тела до 2 кг. По решению врача полный осмотр выполняется в месяц. Это касается малышей с отклонениями:

  • травмами, полученными во время прохождения по родовым путям;
  • асфиксией;
  • родившихся раньше срока;
  • постоянным слезотечением.

Важным показателем в этот период является способность фиксировать взгляд. Месячному малышу демонстрируют яркий предмет, он должен задержать на нем взгляд на несколько секунд.

Гигиена зрения детей

Как сохранить зрение малыша?

Устройство и работа глаза

Чувство, именуемое зрением, реализуется в человеческом организме комплексом, известным под названием «зрительный анализатор», который осуществляет восприятие и анализ зрительных ощущений. В состав зрительного анализатора входят следующие основные части: глаз, зрительный нерв и зрительные зоны головного мозга, расположенные в его затылочной части.

Зрительный анализатор дает возможность человеку ориентироваться в окружающей обстановке, сопоставляя и анализируя различные ее ситуации.

Глаз человека имеет форму почти правильного шара (диаметром около 25 мм). Наружная (белковая) оболочка глаза именуется склерой, имеет толщину около 1 мм и состоит из упругой хряще-подобной непрозрачной ткани белого цвета. При этом передняя (немного выпуклая) часть склеры (роговица) прозрачна для световых лучей (представляет собой нечто вроде круглого «окна»). Склера в целом представляет собой своего рода поверхностный скелет глаза, сохраняющий его сферическую форму и одновременно обеспечивающий светопропускание внутрь глаза через роговицу.

Внутренняя поверхность непрозрачной части склеры покрыта сосудистой оболочкой, состоящей из сети мелких кровеносных сосудов. В свою очередь сосудистая оболочка глаза как бы выстлана светочувствительной сетчатой оболочкой, состоящей из светочувствительных нервных окончаний.

Таким образом, склера, сосудистая оболочка и сетчатая оболочка образуют своеобразную трехслойную наружную оболочку, в которой заключены все оптические элементы глаза: хрусталик, стекловидное тело, глазная жидкость, заполняющая переднюю и заднюю камеры, а также радужная оболочка. Снаружи справа и слева у глаза имеются прямые мышцы, осуществляющие поворот глаза в вертикальной плоскости. Действуя одновременно обеими парами прямых мышц, можно повернуть глаз в любой плоскости. Все нервные волокна, выходя от сетчатой оболочки, объединяются в один зрительный нерв, идущий к соответствующей зрительной зоне коры головного мозга. В центре выхода зрительного нерва имеется слепое пятно, не чувствительное к свету.

Особо следует остановиться на таком важном элементе глаза, как хрусталик, изменением формы которого в большой степени определяется работа глаза. Если бы хрусталик в процессе работы глаза не мог изменять свою форму, то изображение рассматриваемого объекта иногда строилось бы перед сетчатой оболочкой, а иногда за ней. Лишь в отдельных случаях оно попадало бы на сетчатую оболочку. В действительности же изображение рассматриваемого объекта всегда (в нормальном глазу) попадает именно на сетчатую оболочку. Это достигается благодаря тому, что хрусталик обладает свойством принимать форму, соответствующую расстоянию, на котором находится рассматриваемый объект. Так, например, когда рассматриваемый объект находится близко от глаза, мускул настолько сжимает хрусталик, что его форма становится более выпуклой. Благодаря этому изображение рассматриваемого объекта попадает именно на сетчатую оболочку и становится максимально четким.

При рассматривании удаленного объекта мускул, наоборот, растягивает хрусталик, что приводит к созданию четкого изображения удаленного объекта и помещению его на сетчатую оболочку. Свойство хрусталика создавать на сетчатке четкое изображение рассматриваемого объекта, находящегося на разных расстояниях от глаза, называется аккомодацией.

Рассмотрим принцип действия глаза. При рассматривании объекта радужная оболочка глаза (зрачок) открывается настолько широко, чтобы проходящий через него поток света был достаточен для создания на сетчатой оболочке освещенности, необходимой для уверенной работы глаза. Если сразу этого не получилось, то последует уточнение наведения глаза на объект поворотом при помощи прямых мышц и одновременно произойдет наводка хрусталика на резкость при помощи циллиарной мышцы.

В обыденной жизни этот процесс «поднастройки» глаза при переходе от рассмотрения одного объекта к другому происходит непрерывно в течение дня, причем автоматически, и происходит он вслед за тем, как мы переводим свой взгляд с объекта на объект.

Наш зрительный анализатор способен различать объекты размером до десятых долей мм, различать цвета в диапазоне от 411 до 650 млк с большой точностью, а также различать бесконечное множество образов.

Около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор. Какие же условия необходимы для того, чтобы человек видел без затруднения?

Человек видит хорошо только в том случае, если лучи от предмета пересекаются в главном фокусе, расположенном на сетчатке. Такой глаз, как правило, имеет нормальное зрение и называется эмметропическим. Если пересечение лучей происходит позади сетчатки, то это дальнозоркий (гиперметропический) глаз, а при пересечении лучей ближе сетчатки — глаз близорукий (миопический).

Особенности развития зрения и характер зрительных расстройств в дошкольном возрасте

Далее следует остановиться на возрастных закономерностях развития глаза в дошкольном возрасте, ибо зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования.

С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что он видит. Параллельно с ростом и развитием всего организма наблюдается и большая изменчивость всех элементов глаза, формирование его оптической системы. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий в период между годом и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.

Это, естественно, сказывается на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза) у детей в дошкольном возрасте. Острота зрения, равная 1,0 (т. е. норме) формируется у детей не сразу и заметно колеблется в зависимости от их возраста. Как известно, значительное большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) все еще значительно преобладает над нормальной (эмметропической). И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению относительного числа детей с дальнозоркой рефракцией. Однако в возрасте or 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукая рефракция. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в два раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет.

Косвенным, но весьма убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

Профилактика зрительных расстройств в дошкольном возрасте

В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте. Изучению этиологии зрительных расстройств и особенно формированию близорукости у детей на протяжении многих лет уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

В последние годы в генезе близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению проф. Э. С. Аветисова и других авторов, у части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации. Это в большой степени определяется еще недостаточным развитием в этом возрасте циллиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. В силу этого детям нередко трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерная.

В подтверждение этой теории в настоящее время уже накоплено много фактов. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий в школе не наступает. И, наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.

Показательны и результаты исследования зрения слабослышащих детей дошкольного возраста. По данным, лишь 30% обследованных детей имели нормальную остроту зрения. Относительное число слабослышащих близоруких детей оказалось значительно выше по сравнению с нормально слышащими детьми. Это объясняется особенно высокой зрительной нагрузкой у слабослышащих детей, так как они обучаются по слухозрительной методике, основанной на чтении с губ. Хронометражные наблюдения показали, что во время занятий по развитию речи и формированию понятий 80,2% времени проходит с активным участием зрения.

Читайте так же:  Можно ли щавель детям до года

Приведенные данные указывают на большое значение правильной организации занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте.

Организация обязательных занятий в детском саду

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более, что установленная длительность занятий — 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут и младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.

Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. Большое значение также играют физкультурные упражнения.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.

Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

Значение суточного режима для дошкольника

Для охраны зрения важны не только правильная организация обязательных занятий, но и режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности — бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание — вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развитие как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма. Следует подчеркнуть важность организации суточного режима дошкольника, обосновывая это имеющимися научными данными и практическими рекомендациями.

Рекомендации к просмотру телевизионных передач

Беседуя с педагогами и родителями о режиме дня, следует обратить особое внимание на просмотр телевизионных передач. Это очень важный вопрос, ибо телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции. Между тем, по данным американских исследователей, уже в 3 года дети ежедневно смотрят телевизор по 45 минут. К 5-6 годам это время увеличивается до двух часов в день. Аналогичные данные имеются у исследователей в Советском Союзе. Дети дошкольного возраста регулярно смотрят телепередачи свыше 1,5 часов в день и более чем в 20% случаев — свыше 4-х раз в неделю.

Разрешая детям просматривать телевизионные передачи, необходимо регулировать их частоту, длительность и создать благоприятные условия просмотра. Во-первых, дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут. Большая длительность может вызвать ухудшение зрительных функций. Дети любят смотреть передачи близко от экрана. А это очень вредно, так как оптимальное расстояние для зрения —2,0-5,5 м от экрана, и, следовательно, его необходимо соблюдать. Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом может быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.

Вопросы, связанные с организацией отдельных компонентов режима дня детей, и особенно такие, как игры и трудовая деятельность (чтение, рисование, лепка и др.), а также просмотр телевизионных передач должны найти достаточное место при беседе с родителями. Вышесказанное в первую очередь касается тех родителей, дети которых не посещают детское учреждение либо длительно находятся дома после перенесенных заболеваний. Это важно потому, что, если в условиях детского сада режим дня детей находится под постоянным контролем воспитателей и врачей, то в домашних условиях нередко наблюдаются значительные нарушения режима.

Гигиенические требования к мебели и освещению

Наряду с рациональным построением занятий большое значение для охраны зрения детей имеет правильная посадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы. Существуют, как известно, утвержденные размеры мебели для детей дошкольного возраста. Врачи и воспитатели детских садов должны руководствоваться ими в практической деятельности, чтобы обеспечить правильную посадку детей в соответствии с их ростом.

Надо помнить и о рациональной расстановке мебели в групповой комнате с тем, чтобы получить наилучшие условия естественного освещения на столике, за которым сидит ребенок. Мебель должна стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене. В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расстанавливаются в два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева. Поэтому использование четырехместных столов нежелательно, так как иначе дети во время занятий будут сидеть спиной к свету. Таким образом, зрительная работа может способствовать возникновению зрительных расстройств, если она производится в неудовлетворительных гигиенических условиях, при неправильной посадке и особенно при неблагоприятных условиях освещения. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств.

Поэтому к организации светового режима в помещениях, в которых находятся и занимаются дети, следует подходить комплексно, с гигиенических позиций.

Естественное освещение

Каковы же условия, от которых зависит улучшение естественного освещения?

Прежде всего, ориентация окон здания по странам света, лучшей из которых является ориентация на юг, юго-восток и восток, это обеспечивает более высокие уровни освещенности и возможность более широкого и раннего проветривания помещений в результате прямого попадания солнечных лучей.

Другим важным условием является расположение зданий на открытом участке. Рекомендуемая высота окна —2,0-2,5 м, а ширина—1,8—2,0 м, расстояние верхнего края окна от потолка — 0,25-0,5 м. Для максимального проникновения света в помещение оконные переплеты должны занимать не более 15% площади окна. Частые оконные переплеты снижают проникновение света в помещение на 30-40%.

В специально выстроенных для детских учреждений зданиях перечисленные нормативы предусматриваются в процессе проектирования, однако при эксплуатации нередко наблюдаются нарушения, соторые приводят к понижению уровня естественного освещения. Так, например, цветы, поставленные на окна, а не в простенках между ними, значительно ухудшают освещенность. Комнатные цветы и различные растения нельзя ставить в детских учреждениях на подоконники. Их надо располагать возле окон на специальных этажерках или в простенках между окнами на полу. Завешивать окна в групповой комнате детского сада следует только светлыми занавесками по краям оконного проема (на 10-15 см за его край), но ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна.

Запыленность и загрязненность окон, особенно выходящих на улицу, приводят к понижению освещенности в помещении до 40%. Источником загрязнения может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения.

Приведенные цифры являются обоснованием для проведения систематического контроля за состоянием оконных стекол. Очень важно регулярно (в детских садах раз в неделю) мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не ме-менее 3-х раз в году снаружи.

Благоприятная общая световая обстановка может быть достигнута при максимальном отражении и использовании солнечных лучей после их проникновения во внутрь помещения. Большое значение в этом отношении имеет окраска отражающих поверхностей, которая должна обеспечить высокие коэффициенты отражения света (потолок, стены, мебель). Правильная окраска должна обеспечивать также благоприятное распределение яркостей и их контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей. Это в большей степени определяет благоприятную световую обстановку для зрительной работы.

Искусственное освещение

В детских учреждениях широко используется искусственное освещение, причем не только в вечерние часы, но и в утренние и дневные, особенно в осенне-зимний период года. Поэтому для охраны зрения детей весьма важен вопрос о так называемом совмещенном освещении, т. е. дополнительном включении искусственного освещения к естественному.

К сожалению, вопрос о дополнительном автоматическом включении искусственного освещения до сих пор недостаточно разработан в гигиенической литературе. Пока это зависит исключительно от индивидуального отношения к этому воспитателей, среди которых еще широко распространено мнение о вреде смешанного освещения, и они предпочитают заниматься даже в полумраке.

Это очень вредно для детского глаза, так как его приспосабливание к низкому освещению сопровождается чрезмерным напряжением аккомодационного аппарата глаз. При частом повторении это может быть одной из причин ухудшения зрения. Между тем, исследования, хотя и немногочисленные, показывают, что смешанное освещение безвредно. Надо лишь заботиться о том, чтобы при смешанном освещении не ощущалось два совершенно раздельных световых потока.

Для того, чтобы избежать субъективизма во включении дополнительного искусственного освещения, лучшим и перспективным решением является устройство фотоэлектрического реле, автоматически включающего искусственное освещение при понижении уровня естественного освещения в наиболее отдаленной от окна точке помещения ниже 150-200 лк.

В новых нормах искусственного освещения предпочтение отдается люминесцентным лампам. И это не случайно, ибо последние в силу физических особенностей создают больше возможности для улучшения условий освещения. Этому способствует малая яркость люминесцентных ламп, наличие мягкого ровного света, более благоприятный спектр света.

Правда, хорошие качества люминесцентных ламп выявляются только при создании достаточного уровня освещенности, применении рекомендуемых светильников и рациональной схемы их оборудования. К сожалению, эти требования не всегда выполняются, что приводит к дискредитации хорошего вида освещения. До сих пор еще можно услышать высказывания о «вреде» люминесцентных ламп. В действительности же большой исследовательский материал по изучению влияния люминесцентного освещения на работоспособность и состояние зрительных функций в разных условиях (детского сада, школы, производства), наоборот, указывает на более благоприятное влияние люминесцентных ламп по сравнению с лампами накаливания. При организации искусственного освещения в детских учреждениях нельзя забывать о том, что необходимо не только обеспечить нормальный уровень освещенности, но и создать хорошее качество освещения, защитить глаза детей и воспитателя от возможной блескости. Это особенно важно при высоком уровне освещенности, если применяются лампы большой мощности. Использование открытых ламп, не защищенных арматурой, совершенно недопустимо. Это непозволительно даже при освещении люминесцентными лампами, хотя яркость их во много раз меньше яркости ламп накаливания. Открытые лампы слепят, и, если длительно работать при таком освещении, это вызывает понижение зрительных функций. Очень яркие открытые источники света (лампы большой мощности—150, 200 ватт2) и более могут привести даже к неприятным ощущениям в глазах.

Для обеспечения хороших условий освещения решающее значение имеет тип светильника, т. е. источник света с арматурой, и правильная схема его размещения в помещении.

Читайте так же:  Что уже можно давать 7-ми месячному ребенку

Тип светильника определяется распределением светового потока между верхними и нижними полусферами. Светильники, применяемые для освещения детских учреждений, относятся к светильникам рассеянного света. Они могут быть двух типов: 1) равномерно-рассеянного светораспределения, когда в каждую полусферу излучается не менее 50% всего потока (тип закрытой люцетты и молочного шара); 2) преимущественно отраженного светораспределения, когда основной поток направлен на потолок и верхнюю часть стены (от 60 до 90%) и отражается от них вниз на рабочие места. К этому типу светильников относятся кольцевые светильники (СК-300), наиболее предпочтительные для детских учреждений.

Светильник СК-300 состоит из 5 экранирующих металлических колец, 3-х кронштейнов, корпуса с металлическим электропатроном 4-27 и штанги с потолочной розеткой. Нижнее кольцо перекрыто силикатным молочным стеклом. Светильник покрыт белой эмалевой краской. Этот светильник — лучший из существующих в настоящее время для ламп накаливания. Он легкий, удобен в эксплуатации, доступен для очистки от пыли, не способствует концентрации тепла в связи со свободной циркуляцией воздуха между кольцами и, следовательно, не влияет на ухудшение микроклимата в помещении.

Следует помнить, что эти светильники рассчитаны только на 300-ваттную лампу. В случае же использования лампы меньшей мощности они сразу теряют свои благоприятные качества. Объясняется это тем, что лампа меньшей мощности будет выступать над верхним кольцом и, следовательно, оказывать весьма неприятное слепящее действие.

Лампы накаливания. При освещении лампами накаливания нормируемый уровень освещенности (100 лк) в групповой комнате площадью 62 м2 обеспечивается 6-ю светильниками СК-300. В случае применения молочных шаров количество электроточек должно быть увеличено до 8. Равномерность освещения создается размещением светильников в два ряда по три (светильники СК-300) или четыре (молочные шары) в каждом ряду: расстояние от наружной и внутренней стен до рядов светильников — 1,5 м, а между двумя рядами —3,0 м.

Люминесцентные лампы. Освещение люминесцентными лампами, как уже отмечалось, имеет ряд преимуществ перед лампами накаливания. Оно позволяет создавать больший зрительный комфорт — высокие уровни освещенности при меньшем расходе электроэнергии и более благоприятное соотношение яркости в поле зрения детей при отсутствии прямой и отраженной блескости.

В качестве источника света для освещения игровых комнат в детских яслях и садах рекомендуются люминесцентные лампы белого (ЛБ) или темно-белого (ЛТБ) света, которые оказывают наиболее благоприятное действие на зрительные функции.

Для освещения детских учреждений люминесцентными лампами следует применять светильники рассеянного света. Можно рекомендовать светильники типа ШОД (школьный, общего освещения, диффузный), подвесной, открытый сверху, с экранирующими металлическими решетками и рассеивателем из органического стекла. Он рассчитан на две люминесцентные лампы по 40 или 30 вт. Рекомендуется также люминесцентный потолочный плафон рассеянного света (ЛПР 240), рассчитанный на две сороковаттные лампы. При оборудовании групповой комнаты детского сада для создания нормируемого уровня освещенности в 200 лк общая электромощность должна составлять 900 вт и, следовательно, удельная электромощность, т. е. количество вт на 1 кв. м площади пола,— 15 вт/м2. Светильники размещаются по потолку в два ряда либо в виде буквы П.

На условия естественного и искусственного освещения следует обратить особое внимание при беседе с родителями, взяв в основу рекомендации, приведенные для детских учреждений. В семье, как правило, на это обращается мало внимания. Часто можно видеть, что дети рассматривают или раскрашивают картинки, вышивают, читают, рисуют, занимаются музыкой не только в самой неудобной позе, но и в темных местах комнаты и даже спиной к свету. Для создания уюта окна завешиваются красивыми, но не пропускающими свет занавесями. Поэтому надо рекомендовать родителям по возможности выделить ребенку наиболее светлую часть комнаты для его игр и некоторых обязательных занятий. Родители должны следить за тем, чтобы в помещение проникало достаточно солнечного света.

Можно также наблюдать, что в вечерние часы дети занимаются работой, связанной с участием зрения, при общем освещении комнаты декоративными светильниками, естественно, не отвечающими гигиеническим требованиям. И в домашних условиях очень важно, чтобы дети при выполнении зрительной работы, даже во время игры, пользовались местным освещением. Лучше всего для этого использовать светильники типа «школьных». Они снабжены непрозрачными абажурами, имеют широкий выход света, направленный на рабочее место; в них используются относительно невысокие мощности электрических ламп от 60 до 75 ватт.

Организация медицинского наблюдения за зрением детей

Материалы этого раздела можно использовать при беседе с медицинскими работниками детских учреждений.

Здесь целесообразно подчеркнуть некоторые особенности медицинского контроля за зрением детей именно дошкольного возраста. Исследование зрения детей можно проводить либо в глазном кабинете поликлинники, либо в детском учреждении. Правда, у детей дошкольного возраста лучше проверять зрение непосредственно в детском саду, в привычной для них обстановке. Новая, необычная обстановка глазного кабинета нередко затормаживает детей и бывает трудно получить у них правильный ответ, особенно при исследовании остроты зрения. Лучше, если исследование зрения проводит врач-офтальмолог. Однако отсутствие последнего не исключает необходимости и возможности наблюдения за состоянием зрения детей. В этом случае наблюдение возлагается на врача детского учреждения и медицинскую сестру. Они могут проверить только остроту зрения, но и это очень важно. Острота зрения определяется при каждом плановом педиатрическом осмотре (в возрасте 3 лет — 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет — 1 раз в год). Осмотр врачом-окулистом предусматривается три раза на протяжении дошкольного возраста: на 3 году жизни ребенка и в 6-7 лет.

В дошкольном возрасте точно определить остроту зрения труднее, чем в более старшем. Маленький ребенок легко отвлекается и утомляется во время осмотра, неохотно отвечает на вопросы, поэтому далеко не всегда с первого раза удается правильно определить остроту зрения. Между тем, очень важно методически правильно установить остроту зрения.

У детей дошкольного возраста острота зрения определяется по специальным детским таблицам с изображением фигурок. Лучшей считается таблица Е. М. Орловой. Исследование остроты зрения по таблице Головина-Сивцева с кольцевыми изображениями возможно лишь с 5 лет и старше.

Таблицу необходимо помещать в специальный аппарат (аппарат Рота в модификации А. В. Рославцева) с электрической лампочкой мощностью 40 вт. Только в этом случае можно получить постоянную освещенность на таблице, в среднем равную 600 лк. Это очень важно, так как острота зрения, как известно, в большой степени и в первую очередь определяется уровнем и условиями освещения. Если не соблюдать постоянство условий освещения, то полученные результаты далеко не во всех случаях будут отражать фактическую остроту зрения. Показатели остроты зрения окажутся заниженными при недостаточной освещенности и, наоборот, завышенными при избыточном освещении. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний ряд знаков был на уровне глаза ребенка.

Таблицы должны быть на расстоянии 5 м от исследуемого. Они должны быть чистыми. В комнате для исследования не следует устраивать большую общую освещенность. Нити накаливания осветительных ламп не должны быть видны исследуемому.

Остроту зрения исследуют монокулярно (для каждого глаза): один глаз загораживают непрозрачной пластинкой из пластмассы, металла или картона, размером приблизительно 10X15 см. Закрывать глаз надо таким образом, чтобы внутренний край пластинки находился на средней линии носа. Прикрывать глаз рукой или накладывать повязку не разрешается.

При исследовании остроты зрения знаки на таблице показывают вразбивку, без лишней поспешности (во избежании спазма аккомодации), начиная с нижней строки (соответственно остроте зрения 1,0). Знаки показывают вразбивку не только в этой строке, но и в двух предшествующих строках с более крупными знаками (соответственно остроте зрения 0,8 и 0,9). Необходимо показать все знаки в строке, соответствующей остроте зрения 1,0. Если ребенок читает знаки неправильно, то переходят к следующей строке, соответствующей остроте зрения 0,9. Если он и в этой строке неправильно называет знаки, то переходят к строке, соответствующей остроте зрения 0,8. Так поступают до тех пор, пока не будут правильно названы все знаки какой-либо строки.

Острота зрения устанавливается по той строке, в которой были правильно названы все знаки без исключения. При исследовании отмечается и острота зрения выше 1,0 (1,5-2,0). При остроте зрения менее 0,1 рекомендуется приблизить ребенка к таблицам. Оценка остроты зрения при этом производится следующим образом: если исследуемый различает знаки 1-й строки с расстояния 4 м, то острота зрения равняется 0,08, с расстояния 3 м-0,06, с 2,5 м-0,05, с 2 м — 0,04, и с 1-0,02.

Знание показателей только остроты зрения без установления рефракции весьма существенно в профилактическом отношении но только при условии дальнейшего наблюдения окулиста за теми детьми, у которых обнаружена острота зрения менее 1,0. Наблюдение проводится в порядке диспансеризации.

Все дети с пониженной остротой зрения, даже небольшой степени (начиная с 0,9), должны быть показаны офтальмологу. Можно предложить схему исследования зрения детей, включающую ряд анамнестических данных, сведения об условиях, при которых дети занимаются, и результаты исследования остроты зрения.

Такой комплекс анамнестических данных и знакомство с гигиеническими условиями в детском учреждении (желательно и дома) на основании анализа сведений, приведенных в схеме, поможет врачу правильно наметить конкретные мероприятия для улучшения зрения.

Новым и очень важным в этой схеме является вопрос о перенесенных заболеваниях. Дело в том, что с каждым годом появляются новые работы, в которых можно найти указания на связь зрительных расстройств с общим состоянием организма и некоторыми заболеваниями. Авторы этих работ придерживаются совершенно справедливого мнения, что аномалия рефракции не представляет собой изолированного явления и поэтому может явиться следствием влияния тех или иных болезнетворных агентов, вызывающих общее ослабление организма. Имеются также указания на то, что первые признаки близорукости у детей появляются вскоре после перенесенных инфекционных заболеваний — кори, скарлатины, дифтерии. У школьников с близорукой рефракцией эти же инфекции встречаются значительно чаще по сравнению с детьми с нормальным зрением.

Имеются также данные, указывающие на то, что миопия чаще встречается у детей с туберкулезной интоксикацией, страдающих костным туберкулезом, у детей ослабленных и с авитаминозом. У ослабленных детей дошкольного возраста, отстающих в физическом развитии, отмечается большее снижение остроты зрения и замедление темпа возрастной эволюции рефракции по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.

Видимо, ослабленный перенесенным заболеванием организм является более благоприятной почвой для развития близорукости. В результате общего ослабления организма наблюдается ослабление и оболочек глаза. Приведенные относительно новые факты расширяют наши представления о генезе зрительных расстройств в детском возрасте и, следовательно, о мерах их профилактики. Очевидно, должен быть больший терапевтический контроль за детьми с самыми начальными формами понижения остроты зрения и аномалией рефракции. При этом особое внимание должно быть уделено ослабленным детям и детям с туберкулезной интоксикацией. После перенесенных инфекционных заболеваний надо проверить остроту зрения ребенка. Ребенка, ранее имевшего аномалию рефракции, следует направить к офтальмологу.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и для перенесших заболевания на период реконвалесценции следует предусмотреть мероприятия, направленные на ослабление неблагоприятного влияния условий среды как на орган зрения, так и на организм в целом. К ним относятся некоторые ограничения при проведении обязательных занятий, временное исключение занятий, требующих значительного напряжения зрительных функций. В первую очередь это относится к детям с близорукостью и с нарушением бинокулярного зрения. Для них особенно важно соблюдение рекомендуемой длительности занятий, своевременное переключение на отдых, правильная организация отдыха и т. д. Воспитатели детского сада должны хорошо знать детей, нуждающихся в индивидуальном наблюдении в связи с недостатком зрения. Таких детей следует ограничить в занятиях или в отдельных случаях даже полностью освободить от некоторых из них. Подробные сведения об этом воспитатели должны систематически получать от врача и медицинской сестры детского учреждения.

Не меньшее значение имеет вопрос о наличии нарушений зрения в семье ребенка. Существенная роль наследственности в формировании рефракции глаза у человека сейчас уже не вызывает сомнений. Исследования последних лет направлены уже не на доказательство этого положения, а на анализ конкретных механизмов действия генетического фактора. Поэтому дети, у которых в анамнезе имеются указания на плохое зрение у членов семьи, должны быть под особо пристальным наблюдением врача педиатра и офтальмолога. Дальнозоркая рефракция является физиологической для дошкольного возраста, но наблюдаемое замедление возрастной эволюции дальнозоркой рефракции, высокие ее степени (свыше 3,0-4,0 диоптрий) уже не физиологично, и это требует внимания.

При беседе с родителями детей, не посещающих детское учреждение, тоже нужно обратить внимание на некоторые вопросы этого раздела. Во-первых, это важность регулярной, ежегодной проверки зрения, начиная с трехлетнего возраста, во-вторых, уделять особое внимание детям с хроническими заболеваниями и в реконвалесцентный период и, в-третьих, — большее внимание к детям с неблагополучным анамнезом по зрению. Конкретные рекомендации были изложены выше, и они могут быть использованы.

В заключение следует сказать, что только творческая совместная работа врача и педагога-воспитателя при активной помощи родителей будет определять эффективность охраны зрения детей.