Меню

Особенности социальной работы с семьями имеющих детей инвалидов

Особенности социальной работы с семьей

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью[1].

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета; в миграции, в том числе за пределы государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи; демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье; социальном сиротстве и во многом другом.

Семейный Кодекс РФ провозглашает осуществление и защиту семейных прав, исполнении семейных обязанностей граждан, а точнее — членов семьи, о чем бы ни шла речь, — о браке, разводе, родительских правах и обязанностях, семейно-правовом статусе несовершеннолетнего.

Типы семей сегодня можно выделить по объективному риску социальной уязвимости, то есть нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах[2]. В трудных материальных условиях находятся большинство семей одиноких матерей и их детей; семей военнослужащих срочной службы с детьми; семей с детьми-инвалидами; семей взявших детей под опеку; многодетных семей; семей с малолетними детьми (в возрасте до трех лет); студенческих семей; семей беженцев и вынужденных переселенцев; семей безработных, имеющих несовершеннолетних детей; девиантных семей.

К настоящему времени сложились 4 основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии);

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3. Бесплатные выдачи семьям и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам);

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги)[3].

Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (изменен Указ Президента РФ от 05.10.2002 N 1129)[4] определяет основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. На базе изменения отношений собственности, развития экономических стимулов для реализации возможностей всех трудоспособных членов семьи своим трудом, своей хозяйственной активностью обеспечить достойную жизнь своей семье.

Основные направления государственной семейной политики разработаны, исходя из ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально — экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Основные задачи социальной защиты семьи на современном этапе состоят в том, чтобы оказать помощь семье, в ее усилиях преодолеть индивидуальную кризисную ситуацию в обществе, обеспечить достижение таких целей, как укрепление семьи, повышение рождаемости и снижение смертности, прирост населения наличными средствами, социальную поддержку семей[5].

14.06.2007 года издан Указ Президента Российской Федерации № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»[6] как результат долгосрочной политики, которая направлена на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе. Для объединения усилий государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Можно классифицировать следующим образом:

— государственные социальные службы;

— коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях[7].

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. Территориальные центры социальной помощи семье и детям характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

О технологиях социальной работы с семьей можно говорить применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и других. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и ее членов.

Семья играет очень большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается ребенок. По этой причине социальный работник должен охватить своей работой семью в целом[8].

С помощью такой технологии как социальная диагностика социальных работник изучает социальное поведение школьников, тем самым составляется представление об их семьях. Конкретные технологии могут быть разнообразны: беседы с учениками, рисуночные тесты («мои родители», «на кого из литературных или киногероев похожи мои мама и папа»), сочинения о семье – применяются для младшего возраста. В работе со старшими школьниками беседы могут быть дополнены исследовательскими методами: биографическим методом, в ходе которого школьники восстанавливают свою родословную и биографию своих предков; игровыми методами, методами моделирования – «идеальная семья», «семья, в которой мне не хотелось бы жить»; методами психологического самоанализа, методами оценок – «плюсы и минусы нашей семьи».

По свидетельству социологов, изучающих проблемы современной семьи, дезадаптация и девиантность чаще всего возникает в проблемных семьях: неполных; с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами; многодетных семьях; в семьях, усыновивших детей или взявших детей под опеку; в семьях с несовершеннолетними родителями; в семьях с длительно безработных родителей; в семьях беженцев и вынужденных переселенцев; в студенческих семьях, не имеющих поддержки родных; в семьях военнослужащих с длительной задержкой выплаты жалованья[9]. Девиантность в поведении семьи проявляется в виде пьянства и алкоголизма, наркомании, преступного поведения, проституции, тунеядства, бродяжничества, других видов отклоняющегося поведения.

Причины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские. В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей, социальный работник должен выработать систему методов воздействия на семью. Это методы собеседования, консультирования, правового, консультирования о социальных службах и организациях, которые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы эффективны в работе с теми родителями, которые стремятся найти выход из своих трудностей. Таких родителей полезно привлекать к совместной работе в школе с детьми (спортивные мероприятия, соревнования, походы, экскурсии, вечера, посвященные праздникам). В случаях, когда требуется определенная коррекция поведения, детско-родительских отношений, возможно использование игровых методов, тренингов, эвристических методов. Такая работа может вестись как в группе, так и в индивидуальном плане.

В технологиях стабилизации семейных отношений социальный работник должен учитывать ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей и те ситуации, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.

Жестокое обращение в семье является причиной для серьезного исследования ситуации в семье. В таких ситуациях требуются более жесткие методы в защите ребенка[10]. К таким методам относится обращение к содействию комиссий по делам несовершеннолетних, к органам, которые решают проблемы лишения родительских прав, привлечения к ответственности родителей, не выполняющих свои обязанности. Эти методы предполагают различные формы интервенции в семью – временное изъятие ребенка из семьи (помещение ребенка в приют, интернат или специализированное учреждение) до того времени, когда семья пройдет процесс реабилитации, а также лишение родительских прав. Такие методы принимаются с участием социального работника.

Особенности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте, к сожалению, числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей. Огромное значение, в этом направлении, имеет использование образовательного потенциала учреждений дополнительного образования (УДО).

Имеющиеся противоречия между необходимостью интеллектуального развития детей с ОВЗ, введения их в полноценную активную жизнь и плохо развитой социально-педагогической системой может быть, хотя бы частично, разрешено через УДО включением в процесс социализации таких детей.

Определимся сразу с терминологией. Дети с ОВЗ – это дети, “имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации”.

В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон “Об образовании”, “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)” и др.

По своему статусу и по направлению уставной деятельности УДО призваны выполнять социальный заказ на формирование и развитие личности, социально-педагогическую поддержку и защиту прав детей на получение качественного дополнительного образования. В полной мере это относится и к детям с ОВЗ.

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

В современном обществе УДО становятся все более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, общению, широкому социальному и педагогическому взаимодействию с семьей.

Наше образовательное учреждение “Станция Юных Техников” (“СЮТ”) и по уставной деятельности занимается работой с детьми с ОВЗ и соответственно большое значение придается взаимосвязи с родителями.

В нашей практике мы выделяем следующие задачи:

— обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;

— создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;

— объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;

— создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы.

Данные задачи связаны с процессами самопознания родителями своей воспитательной роли в семье, обогащением их собственного опыта взаимоотношений с ребенком.

Читайте так же:  Панкреатин 8000 инструкция по применению детям

Образовательные и воспитательные услуги оказываются нами бесплатно. Содержание дополнительного образования детей включает:

— рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;

— организацию и формирование нового социального опыта;

— психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии;

— персонификацию объемов и темпов усвоения образовательных программ.

Во главу угла, конечно, ставится удовлетворение интеллектуальных потребностей ребёнка, которые вызваны следующими основными мотивами: самораскрытие, самоутверждение при освоении теоретических и практических знаний и навыков; дополнительного общения со сверстниками; получения определённых элементов социальной защищённости.

Содержание образования определяется учебным планом. План корректируется с родителями, психиатром поликлиники, где наблюдается ребенок и психиатром школы, где ребенок получаете основное образование. В учебном плане предусмотрены часы на индивидуальную работу, в том числе, на детей выведенными на домашнее обучение в основной школе и часы на научно-исследовательскую деятельность этих учащихся.

Для организации работы с такими семьями, необходимо иметь следующие условия:

1. Нормативно-правовые условия, которые опираются на документы федерального, регионального, муниципального уровней и разработанные на их основе локальные акты учреждения (например: “Положение о работе с детьми ограниченными возможностями здоровья по структурному подразделению МОУ ДОД “СЮТ”, положение о “Попечительском совете МОУ ДОД “СЮТ” и другие).

2. Кадровые условия, которые определяют уровень квалификации педагогов, систему ее повышения на специализированных курсах. Особое значение придается повышению мотивации специалистов УДО.

3. Учебно-методические условия необходимы для проведения качественного процесса обучения (методические пособия, специализированная литература и другие материалы).

4. Материально-технические и финансовые условия, определяющие возможность приобретения необходимого оборудования и учебно-комплектующих материалов.

5. Информационные условия, позволяющие осуществлять аналитическую деятельность, это — мониторинг: уровня освоения программ, участия детей с ОВЗ и их родителей в массовых мероприятиях, конкурсах, выставках, достижений).

Деятельность педагога по организации работы с детьми ОВЗ и их родителями можно представить в пяти направлениях:

1. Сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству с “СЮТ” (анкетирование, беседы, наблюдение и т.д.). Далее родители пишут заявление с просьбой зачислить ребенка для обучения в конкретное объединение в “СЮТ”.

2. Организация психолого-педагогического процесса обучения. При этом активизируется роль родителей в выборе направленности и объеме обучения.

3. Особое значение придается в процессе обучения контролю за развитием и эмоциональным состоянием ребенка (например, составляется индивидуальная карта развития) в котором обязательно участвуют родители, психиатр школы и учитель основной школы.

4. Организация досуговых мероприятий:

– участие детей и их родителей в праздниках, презентациях открытия выставок, организации итоговых мероприятий;

– в досугово — трудовой деятельности: благоустройство помещений, ярмарка-продажа семейных поделок, оформление кабинетов к праздникам, творческие мастерские, мастерская народных промыслов. В этой мастерской дети с родителями могут изготовлять сувениры, подарки к праздникам.

5. Оценка, т.е. анализ эффективности (количественной и качественной) работы педагога выражается в результатах его деятельности.

Результатом работы “СЮТ” его педагогического коллектива с детьми с ОВЗ и их семьями являются следующие показатели:

– в “СЮТ” обучается 1935 детей, из них 1% — дети с ОВЗ. Направления деятельности: декоративно-прикладное творчество, техническое моделирование и конструирование, информатика, естественно-научное (иностранные языки), культура речи;

– дети занимаются, как правило, до возрастного периода 18 лет в течение нескольких лет;

– наблюдается интеграция учащихся, т.е. освоение нескольких направлений деятельности или переход из одного объединения в другое со следующего учебного года при согласовании со специалистами, родителями и при успешном освоении основной школьной программы;

– отмечается результативное участие в выставках, конкурсах разного уровня (городских, региональных, областных), а также в рамках проводимых городским обществом инвалидов. За 2007-2008 уч. год 3% от общего числа детей с ОВЗ стали дипломантами, призерами, награждены ценными подарками по итогам этих мероприятий;

– интеграция детей с ОВЗ, особо находящихся на домашнем обучении, в социум, дает положительный опыт общения с другими детьми в “СЮТе” и других местах. Как отмечают родители, и учителя это положительно влияет на настроение, психологичное состояние, соответственно здоровье ребенка, на учебу.

Таким образом, существующий опыт работы “СЮТ” с семьями имеющими детьми с ОВЗ позволяет достичь хороших результатов в обучении, социализации их в обществе, повышение уверенности в своих силах и возможностях.

  • Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Учебное пособие. – Екатеринбург, АМБ, 2001.
  • Гордон Т. Программа «Тренинг эффективности родителей». Помощь в воспитании детей / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
  • Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество Росси,2005.
  • Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  • Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  • Учебно-методический центр развития образования. Дети с отклонениями в развитии в системе дополнительного образования. Новоуральск, 1999 г.
  • Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД “Дворец молодежи”, 2005 — 92 с.
  • Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей инновационная социально-педагогическая модель: В 2 ч. – М., 1996.
  • Технологии социальной работы с детьми-инвалидами Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна

    В статье рассматриваются причины возникновения инвалидности у детей, проблемы детей-инвалидов. Дети-инвалиды – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Анализируются технологии социальной работы с детьми-инвалидами, направленные на установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации; изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций ребенка-инвалида; помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил; предупреждение социальных и индивидуальных рисков; облегчение вхождения ребенка-инвалида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему. Использование технологий социальной работы с детьми-инвалидами будет способствовать обеспечению, сохранению и укреплению физического, психологического, социального, нравственного здоровья детей-инвалидов; формированию социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; организации спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов совместной деятельности детей-инвалидов и здоровых сверстников, что является условием успешной интеграции детей-инвалидов в общество.

    Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна,

    TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH DISABLED CHILDREN

    In article the reasons of emergence of children’s disability, problems of disabled children are considered. Disabled children are the children having various mental or physical rejections which cause the violations of the general development which aren’t allowing children to live full life. Technologies of social work with disabled children directed on establishment of a social problem, identification of the reason and search of ways of its decision, collection of information; change of the social status, economic, cultural level, values, orientations of the disabled child; help with restoration of resources and vital forces; prevention of social and individual risks; simplification of occurrence of the disabled child in rather unfamiliar society or cultural system are analyzed. Use of technologies of social work with disabled children will promote providing, preservation and strengthening of physical, psychological, social, moral health of disabled children; formation of socially significant orientations and installations in vital self-determination; organization of sports, leisure and other types of joint activity of disabled children and healthy contemporaries that is a condition of successful integration of disabled children in society.

    Текст научной работы на тему «Технологии социальной работы с детьми-инвалидами»

    ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

    М. А. БОЛДИНА, Е. В. ДЕЕВА

    В статье рассматриваются причины возникновения инвалидности у детей, проблемы детей-инвалидов. Дети-инвалиды — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Анализируются технологии социальной работы с детьми-инвалидами, направленные на установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации; изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций ребенка-инвалида; помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил; предупреждение социальных и индивидуальных рисков; облегчение вхождения ребенка-инвалида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему. Использование технологий социальной работы с детьми-инвалидами будет способствовать обеспечению, сохранению и укреплению физического, психологического, социального, нравственного здоровья детей-инвалидов; формированию социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; организации спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов совместной деятельности детей-инвалидов и здоровых сверстников, что является условием успешной интеграции детей-инвалидов в общество.

    Ключевые слова: дети-инвалиды, технологии, социальная диагностика, реабилитация, адаптация, здоровьесбережение.

    Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических социальных работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Клиентами специалиста социальной работы являются наиболее незащищенные и уязвимые слои населения: старики, дети и подростки, инвалиды, а также люди, которые в силу сложившейся ситуации не могут самостоятельно преодолеть обстоятельства, затрудняющие их жизнедеятельность. Особенно нуждаются в социальной помощи дети-инвалиды, число которых постоянно растет.

    Согласно приказу Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов», к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «. значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем» [6].

    В настоящее время постепенно утверждается понятие, что инвалид — человек, имеющий опреде-

    ленные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен имеет равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствует введение понятия «человек с ограниченными возможностями». Во всем мире возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества.

    Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным. Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Инвалиды детства в Российской Федерации составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов.

    Читайте так же:  Расчет декретных отпуска по уходу за ребенком

    В структуре детской инвалидности преобладают умственная отсталость, заболевания нервной системы — более 60 %. У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций [6].

    Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обста-

    новки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений [1]. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

    Дети-инвалиды — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети-инвалиды как социальная категория людей находятся в окружении здоровых по сравнению с ними людей и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, детям-инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. По существу, речь идет о социализации и интеграции детей-инвалидов в общество.

    Степень интеграции этих детей в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации, от участия семьи в этом процессе. В последние годы, на фоне социально-экономических преобразований, продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции детей-инвалидов, их социальной защиты. Уровень цивилизованности общества напрямую зависит от положения детей и глубины заботы о них государства и общества в целом. Забота о детях-инвалидах имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и создать условия для максимально возможной социальной адаптации таких детей в социуме.

    Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и

    усилий, а также разработки новых технологий социальной работы для решения проблем данной категории.

    Технологии социальной работы с детьми-инвалидами разнообразны и направлены на установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации; изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций клиента; помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента; предупреждение социальных и индивидуальных рисков; облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему.

    К важнейшим видам технологий социальной работы с детьми-инвалидами относятся: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная адаптация. Они ориентируют на целостный подход к ребенку-инвалиду, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

    Социальная диагностика является методическим инструментом, дающим специалисту по социальной работе необходимые знания, на основании которых ставится социальный диагноз проблемы ребенка-инвалида, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями.

    Социальная диагностика — интегративная технология, которая включает в себя совокупность методов, приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы ребенка-инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспечивающие достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах. Семья, учебный коллектив ребенка с ограниченными возможностями способствуют формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивают социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение ребенка-инвалида в повседневной жизни, причины его трудной жизненной ситуации и выявляет изменения в ней в процессе оказания социальных услуг.

    Целью социальной диагностики является установление специалистом по социальной работе объективного социального диагноза проблемы ре-бенка-инвалида и оформление заключения. Анализ проблемы ребенка-инвалида осуществляется с помощью трех способов. Во-первых, специалист по

    социальной работе на основе результатов социально-диагностических методов конкретизирует причины и ход развития проблемы клиента. Во-вторых, характеризует готовность ребенка-инвалида к решению проблемы (наличие социальных умений и навыков, знаний и социального опыта), описывает взаимодействие его с членами семьи, друзьями в настоящее время. В-третьих, систематизирует всю информацию о семье (структура, социальное и экономическое положение, межличностные отношения членов семьи), учебном коллективе, куда входит ребенок-инвалид. При описании семьи особое внимание уделяется психологическому микроклимату и экономическим условиям, которые влияют на деятельность ребенка-инвалида и его готовность к решению проблемы.

    Выявление социальных умений и навыков ре-бенка-инвалида, определение их уровня сформи-рованности осуществляется с помощью методов социальной диагностики: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, обследования жилищнобытовых условий, анализа документов [10].

    Наблюдение, как метод социальной диагностики, предполагает ознакомление с проблемами ребенка-инвалида в естественных, привычных для него условиях жизни. По признаку времени различают эпизодическое, систематическое, клиническое наблюдение. Эпизодическое наблюдение может быть единовременным. Систематическое наблюдение предполагает длительное ознакомление с проблемами ребенка-инвалида в естественных, привычных для него условиях жизни. Клиническое наблюдение — длительное изучение жизни ребен-ка-инвалида в процессе выполнения им какой-либо деятельности (учебной, трудовой, игровой и т. д.). Специалист по социальной работе ведет дневник, где указывает дату, время, место проведения наблюдения и основные факты, позволяющие сделать предположение об имеющихся у ребенка-инвалида социальных умениях и навыках.

    Наблюдение позволяет выявить, как формируются отношения ребенка-инвалида с окружающими: по поводу чего он вступает в отношения с людьми, в каких формах выражает сочувствие, внимание, радость, как оказывает или не оказывает помощь другому, как сам принимает помощь. С помощью наблюдения можно диагностировать также интересы ребенка-инвалида.

    Широко используется в социальной диагностике для изучения причин трудной жизненной ситуации ребенка-инвалида метод интервью. Очень важно, чтобы интервью было стандартизированным: специалист заранее разрабатывает его сценарий, продумывает и формулирует вопросы и т. д.

    Для получения информации о трудной жизненной ситуации ребенка-инвалида используется и такой метод социальной диагностики как анкетирование. Анкета начинается с введения, в котором должны присутствовать следующие элементы: обращение к участнику исследования, информация об организации, проводящей исследование, контактный телефон, цель проведения анкетирования, объяснение, как будут использоваться результаты, инструкция по заполнению опросного листа. Важно, чтобы в основной части анкеты вопросы располагались в следующем порядке: от начала до середины опросного листа — от простых вопросов к сложным; от середины к концу опросного листа -от сложных к простым.

    Важное значение для эффективной социальной диагностики имеет метод обследования жилищно-бытовых условий места жительства ребен-ка-инвалида. Он используется специалистом в процессе социального патронажа.

    Во время обследования специалист по социальной работе наблюдает за ребенком-инвалидом в домашних условиях, изучает его быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, узнает о самочувствии (сон, периодичность посещения общеобразовательного учреждения, эмоциональное состояние, особенности общения). Во время посещения семьи специалист по социальной работе отмечает, имеется ли у ребенка-инвалида спальное место, места для отдыха и выполнения учебной, трудовой деятельности.

    Ценную информацию, раскрывающую причины возникновения трудной жизненной ситуации, специалист по социальной работе может получить методом анализа документов. Изучая носитель информации, характеризующий жизнедеятельность человека, специалист по социальной работе выбирает для себя основные моменты, раскрывающие проблему ребенка-инвалида, далее он интерпретирует ее и использует для постановки гипотезы, а впоследствии социального диагноза. При отборе документов специалист проверяет их адекватность (насколько документ соответствует предмету исследования); достоверность, подлинность документа (выяснение истории его появления, авторства, намерений составителя, обстановки составления).

    Таким образом, технология социальной диагностики способствует выявлению причин возникновения проблемы ребенка-инвалида, его ресурсов и потенциальных возможностей. Социальный диагноз, как результат реализации социальнодиагностических методов, отражает индивидуальные особенности ребенка с ограниченными воз-

    можностями, включает рекомендации к выбору мероприятий по его социальной реабилитации [10].

    Социальная реабилитация детей-инвалидов является одной из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Придерживаясь определения П. Д. Павленка, мы рассматриваем социальную реабилитацию как восстановление основных функций личности [7]. По единодушному мнению специалистов данный процесс необходимо начинать с семьи, так как роль семьи в реабилитации детей-инвалидов просто трудно переоценить. Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно-профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей-инвалидов. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Отсутствие веры родителей в успех реабилитации оказывает негативное влияние на образ жизни ре-бенка-инвалида, а вера в успех формирует положительный психологический климат, социальноэкономическую активность родителей и т. д., что в свою очередь, способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребен-ка-инвалида в общество.

    Характер реабилитационной работы с ребен-ком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Реабилитация инвалидов вследствие заболеваний, приводящих к умственной отсталости, требует систематических, многолетних занятий с целью обучения навыкам самообслуживания и гигиены, в школьном возрасте и далее -дополнительных занятий по овладению школьной программой, профессиональными навыками. Инвалидам с детства вследствие патологии, приведшей к отклонениям в физическом развитии, требуются более длительные тренировки, лечебный массаж, овладение техническими средствами для тренировки пораженных и компенсирующих органов. Таким детям без помощи родителей никак не обойтись. Поэтому для проведения указанной работы родители детей-инвалидов должны иметь определенные навыки, необходимые знания, время и средства [3].

    Наиболее распространенной формой обучения и реабилитации детей-инвалидов являются реабилитационные центры, где реализуются индивиду-

    альные реабилитационные программы детей средствами образования. В последние годы образовательные возможности для детей-инвалидов расширены за счет открытия учреждений нового типа. Эти учреждения работают как центры дневного пребывания для детей, имеющих различные проблемы в развитии и социализации.

    Центры реабилитации очень тесно сотрудничают как с семьей, так и с общественными учреждениями. Ведь воспитание аномального ребенка требует значительной психолого-педагогической поддержки семьи. Даже при самых благоприятных условиях большую часть своей жизни ребенок с ограниченными возможностями проводит дома и вырастает инфантильным, не знающим жизни, не умеющим переносить трудности и общаться с незнакомыми людьми.

    Для детей с серьезными заболеваниями предусмотрена форма надомного обучения, но здесь появляются проблемы изоляции от сверстников, выключения из сферы полноценных взаимоотношений с социумом. Для детей с множественными нарушениями развития предусмотрено пребывание в условиях психоневрологических домов-интернатов. Согласие семьи на помещение ребенка в дом-интернат связано со стрессовыми переживаниями. Воспитание ребенка раннего возраста в детском учреждении вызывает тяжелые последствия. Отсутствие материнской любви и тепла приводит к социально-психологической депривации, что проявляется в сужении круга неформального общения, узости интересов, замкнутости, неумении построить правильные отношения с другими людьми, агрессивности, а подчас ведет к психическим нарушениям. Самая трудно поддающаяся коррекции черта личности таких детей — подорванность доверия к окружающему миру.

    Читайте так же:  У ребенка диагноз рахит

    Если же семья принимает решение оставить ребенка дома, то для всех ее членов наступает длительный сложный период, связанный с постоянным преодолением трудностей неприятия ребенка обществом. В данном случае необходимым является снабжение семьи полноценной информацией о всех видах реабилитационных услуг и координация деятельности социальных служб, учреждений и специалистов [2].

    В настоящее время разрабатываются не только государственные, но и региональные программы помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, в которых предусматриваются меры по обучению и инструктажу родителей, волонтеров методам реабилитации по всем аспектам, материальному обеспечению этих мер, социальнопедагогическому патронажу семьи и другие.

    Технология социальной адаптации является одной из основных технологий социальной работы, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента навыков противостояния негативному воздействию окружающей среды.

    Термин «адаптация» встречается в психологии, социологии, медицине и везде подразумевает активизацию адаптивного потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов.

    Применительно к социальной работе термин «социальная адаптация» в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, вбирает в себя аспекты, связанные как с безусловной са-моактивизацией индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социальноэкономического, социокультурного, психологопедагогического и медико-социального характера.

    В самом простейшем понимании социальная адаптация — процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации. В контексте техно-логизации социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально организованный, во-вторых, как процесс преимущественно активного приспособления. Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.

    Повышение степени адаптированности индивида приводит к более уверенному противодействию различным негативным влияниям и росту возможностей самореализации. В любом случае, главным субъектом социальной адаптации выступает сам индивид [11].

    Социальную адаптацию ребенка-инвалида определяем как его интеграцию в общество, в ходе которой он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом ребенок-инвалид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка. Социальная адаптация предполагает активное приспособление ребенка-инвалида к условиям социальной среды. Причины возникновения проблем социализации и интеграции ребенка могут быть самые различные, но, прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

    Помимо перечисленных технологий социальной работы с детьми-инвалидами, необходимо от-

    метить технологию здоровьесбережения, так как исследования показывают, что многие аспекты социальной работы касаются сохранения здоровья. В последнее десятилетие активизировался процесс разработки, утверждения и реализации целого ряда федеральных и региональных целевых программ по сохранению здоровья отдельных категорий граждан.

    Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительнополезным трудом. По нашему мнению, работа по сохранению здоровья детей-инвалидов является необходимым фундаментом для их адаптации, социализации и интеграции в общество. В связи с возрастающей значимостью и возможной самореализацией в современном обществе социальная сущность здорового образа жизни возрастает, так как она является интегральным средством профилактики заболеваний. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций. В настоящее время здоровье осознается как фактор социальной жизни и как проблема, решение которой требует от человека и общества пристального внимания.

    Один из основоположников валеологии и становления валеологического образования в Российской Федерации Э. Н. Вайнер считает, что здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды [4].

    Понятие «здоровьесбережение» истолковывается неодинаково. Выделяются его различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие, интеграция, индивидуальность, здоровье, автономия, творчество, продуктивность, но, несомненно, одно, потенциальные возможности человека, все то, что может он достичь и что должно помочь в его будущей профессиональной деятельности есть цель реализации здоровьесбережения.

    Под здоровьесбережением мы понимаем систему профилактических и организационных мер по обеспечению специальных, психолого-педагоги-ческих, социальных и медицинских условий для сохранения и улучшения здоровья (оздоровления) различных категорий детей и подростков с учетом особенностей их заболеваний и индивидуальных особенностей социальной адаптации и развития.

    Применение здоровьесберегающих технологий в социальной работе с детьми-инвалидами направлено на формирование их мотивационной

    сферы, поведенческих реакций на сохранение и укрепление собственного здоровья.

    Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [9].

    Основными компонентами здоровьесберегающей технологии являются: аксиологический, проявляющийся в осознании детьми высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности; гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьес-бережения знаний и умений; здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма; эмоциональноволевой, который включает в себя проявление психологических, эмоциональных и волевых механизмов; физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности.

    Мы считаем, что здоровьесберегающие технологии в работе с детьми-инвалидами следует рассматривать как оздоровительно-образовательную работу, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагоги-ческой, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей-инвалидов по вопросам укрепления и сохранения здоровья [5].

    От того, насколько грамотно и эффективно будет построена здоровьесберегающая деятельность с такими детьми, будет зависеть их интеграция в общество здоровых сверстников и их социальная успешность в дальнейшей жизни. Под успешностью мы понимаем социальное качество, которое выражается в проявлении самостоятельности и активности личности в достижении результатов в деятельности. Успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы и ценности. Современная ситуация социального раз-

    вития требует формирования самостоятельности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в жизни. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей-инвалидов, так как именно процесс формирования успешности может быть затруднен обстоятельствами, связанными с состоянием здоровья.

    Известно, что для полноценной, активной жизни детей-инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами.

    Опыт работы различных учреждений по оказанию помощи детям-инвалидам, показывает, что решение данной проблемы должно одновременно идти по многим направлениям. Целесообразным представляется целенаправленная политика государства в области проблематики детской инвалидности, т. е. комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений. Необходимо и в дальнейшем развивать сеть реабилитационных центров, коррекционных учреждений, учебных и воспитательных учреждений, которые уже неплохо зарекомендовали себя в работе по социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов. А различные общественные организации и благотворительные фонды, недавно начавшие активную работу на рынке социальных услуг, могут заполнить недостающие ниши и исправить недоработки, имеющиеся в работе госучреждений [8].

    Использование технологий социальной работы с детьми-инвалидами будет способствовать обеспечению, сохранению и укреплению физического, психологического, социального, нравственного здоровья детей-инвалидов; формированию социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; организации спортивнооздоровительной, досуговой и других видов совместной деятельности детей-инвалидов и здоровых сверстников, что является условием успешной интеграции детей-инвалидов в общество.

    1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие. М., 2004.

    2. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.

    3. Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. Тамбов, 2006. № 2 (10). С. 71-78.

    4. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валео-логия. 2004. № 1. С. 21-26.

    5. Деева Е. В. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки будущих социальных работников // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 334-338.

    6. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М., 2003.

    7. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2003.

    8. Семьеведение: учеб. пособие для студ.вузов / под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск; Ростов н/Д, 2002.

    9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

    10. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М., 2012.

    11. Технологии социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 2013.

    TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH DISABLED CHILDREN

    M. A. Boldina, Ye. V. Deyeva

    In article the reasons of emergence of children’s disability, problems of disabled children are considered. Disabled children are the children having various mental or physical rejections which cause the violations of the general development which aren’t allowing children to live full life. Technologies of social work with disabled children directed on establishment of a social problem, identification of the reason and search of ways of its decision, collection of information; change of the social status, economic, cultural level, values, orientations of the disabled child; help with restoration of resources and vital forces; prevention of social and individual risks; simplification of occurrence of the disabled child in rather unfamiliar society or cultural system are analyzed. Use of technologies of social work with disabled children will promote providing, preservation and strengthening of physical, psychological, social, moral health of disabled children; formation of socially significant orientations and installations in vital self-determination; organization of sports, leisure and other types of joint activity of disabled children and healthy contemporaries that is a condition of successful integration of disabled children in society.

    Key words: disabled children, technologies, social diagnostics, rehabilitation, adaptation, health-saving.