Меню

Особенности психического развития ребенка 5 лет

Особенности детей от 4 до 5 лет

Возрастные особенности психического развития

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Общее развитие ребенка в возрасте четырех-пяти лет

Если вашему малышу уже 4 годика, то необходимо знать и учитывать особенности его психического развития. Сейчас детям интереснее всего играть небольшой группкой. Так проходит процесс социализации. Через игру дети могут многому научиться друг у друга.

Малыши уже многое могут и умеют к этому возрасту, так что не волнуйтесь – к школе они успеют подготовиться.

Это время активного развития воображения и мышления. Увеличивается объем памяти, что-то новое выучивается каждый день. Задача родителей – помочь детям получать новые знания о мире, эмоции и впечатления. В 4-5 лет уже можно заниматься спортом в секции – это благотворно влияет на развитие физических качеств детей, а также помогает снять стресс. Родителям и детям становится гораздо интереснее проводить время вместе.

Возрастные особенности

Возраст 4-5 лет относится к дошкольному. Всего 1-2 года пройдет, и ваш малыш отправится в первый класс. Кажется, это просто нереально, ведь он еще так сильно зависит от родителей, мало что умеет делать сам. Или нет? На самом деле, в 4-5 лет малыши уже довольно самостоятельные, подвижные, у них хорошо развито мышление и память. Некоторые родители просто не дают своему крохе продемонстрировать самостоятельность.

У детей в этом возрасте уже сформировалась некая жизненная позиция, характер. У них есть интересы, увлечения, любимые герои. Уровень развития ребенка зависит от многих факторов, но семья и дом тут на первом месте. Обратите внимание:

  • как живет малыш;
  • чем он занимается;
  • во что играет;
  • кем восхищается (супергерои, герои сказок, фильмов);
  • есть ли у него друзья;
  • ходит ли в садик.

Все это очень важно для правильного развития детей, как физического, так и психического. Сейчас закладываются основы характера человека. Потом уже очень тяжело будет что-то изменить.

Физическая активность

Дети в этом возрасте очень активные. У них снижена концентрация (всего-то 20-25 минут), зато они могут много времени проводить в движении, играх. Особенности развития малышей таковы, что именно этот возраст подходит для начала физических занятий. Даже если вы не планируете делать из малыша профессионального спортсмена, можно заняться спортом:

  • гимнастика;
  • танцы;
  • легкая атлетика;
  • боевые искусства;
  • зимние виды спорта.

Хороший педагог организует занятия в интересной, увлекательной форме. Нельзя перегружать детей. Всего-то 1-2 занятия в неделю пойдут на пользу. Тело становится гибким, сильным, улучшается координация движений. Занятия спортом — это всегда хорошее насыщение крови кислородом.

Есть еще одна причина, почему нужно давать детям в 4-5 лет активно двигаться: это помогает им снять возбуждение, напряжение. Если его не снимать, то испортится сон, будет плохой аппетит. Кроха станет капризным, ему будет тяжело вставать утром. Дело в том, что 4-5 лет – это время, когда мозг активно работает. Идет запоминание, развитие речи, памяти. Усваиваются самые разные социальные механизмы. Детям просто необходим отдых, который поможет снять перенапряжение. Побегать, покричать, поиграть всем вместе — это лучшее решение.

Психологическое развитие

Малыш взрослеет. Родители часто с большим удивлением смотрят на своих детей, которые начинают задавать вполне осмысленные вопросы. Такой период начинается как раз в 4-5 лет. За свою небольшую жизнь ребенок успел накопить опыт, уже умеет распознавать настроение родителей и других людей. У детей к 5-6 годам уже хорошо развита память. Начинается интересный этап их жизни – кажется, они уже к нему готовы.

В процессе развития умственной деятельности малыш перешел на новую ступень. Теперь мышление становится наглядно-образным. Это значит, что у детей появляется способность решать логические или ситуационные задачи в уме. Раньше для решения любой задачи необходимы были предметы и действия с ними. Теперь же, используя опыт и воображение, малыш может отвечать на абстрактные вопросы.

В 4-5 лет дети уже могут давать ответы на простые абстрактные вопросы довольно быстро. Это связано с развитием воображения. Особенности мышления сейчас таковы, что многие факты кроха подменяет. Воображение, фантазия приравнивается к действительности. Дети могут придумывать, врать не для того, чтобы обидеть или навредить. Просто в их понимании фантазия и реальность существуют практически одновременно.

Восприятие

Лучше всего работают тактильные и зрительные метод восприятия. Все еще остается необходимость трогать, иногда даже брать в рот предмет. Но у детей уже накоплен немалый опыт, они много знают о тех предметах, которые их окружают. Они могут:

Читайте так же:  Пальчиковая гимнастика для детей второй младшей группы

  • точно назвать предметы обихода (зубные щетки, расчески, ложки, чашки, игрушки, мебель);
  • знают назначение предмета;
  • могут описать его: цвет, размер, материал;
  • делают выводы о назначении неизвестных предметов;
  • определяют источник звука и света;
  • знают названия профессий, имена людей, названия животных.

Мир вокруг уже сформировался, и теперь малышу предстоит расширить его, добавляя новые слова, впечатления, понятия. Особенность развития восприятия в том, что крохе необходимо давать новый материал. Так развиваются всевозможные каналы получения информации.

В 4-5 лет у малыша уже довольно большой объем памяти. Он может запомнить сюжет сказки или мультика, выучить стихотворение. В детском садике проводятся игровые тесты. Детям показывают картинки, затем на 1-2 минуты убирают их. После этого из предложенных картинок малыш должен выбрать те, которые запомнил. В этом возрасте у детей объема памяти хватает уже на 5-6 простых изображений. Например, еще 1-1,5 года назад этот объем охватывал лишь 3-4 картинки.

Сейчас можно начинать тренировать память. Чаще учите простые стишки, песенки, считалки. Обязательно просите малыша пересказывать вам в нескольких предложениях прочитанный рассказ или увиденное кино.

Эмоциональный фон у детей 4-5 лет становится очень насыщенным. Все еще не совсем получается контролировать эмоции, особенно сильные. Многие воспитатели и детские психологи отмечают, что у детей в этом возрасте бывают вспышки гнева и агрессии. Особенности развития психики таковы, что слишком сильные эмоции малыш не может удержать в себе. Взрослый человек может промолчать, улыбнуться, когда хочется плакать или ударить. С ребенком так не получится.

Сильный негатив вызывает у него гнев, вспышки агрессии. Важно успокоить кроху, а не кричать на него или бить. Ваше агрессивное поведение лишь покажет ему, что именно так человек реагирует на стресс. Дайте ему успокоиться, а потом обсудите ситуацию. Скажите, что бить других детей или взрослых, причинять им боль нельзя.

Особенности социального развития

Теперь социальные контакты занимают важную часть в жизни ребенка. Если раньше кроха мог «подружиться» с другим малышом на площадке всего на 30-40 минут, то теперь длительные дружеские отношения становятся приоритетом. Появляются лучшие друзья, приятели. Дети звонят друг другу по телефону, вместе гуляют, ходят в гости.

Общения с детьми

У детей 4-5 лет дружба, совместные игры, планы занимают важную роль. Особенности развития психики выражаются в потребности контактов с кем-то того же возраста. От общения только со взрослыми дети не получают столько новой полезной информации.

Во время игры дети «учат» друг друга новым словам – так проще усваиваются нормы общения и поведения. Малыши даже могут делать друг другу небольшие замечания. Общение — самый позитивный фактор развития, без него не получится полноценной личности.

Взаимодействие со взрослыми

Взрослый человек представляется для малыша 4-5 лет очень важной персоной. По аналогии с родителями других взрослых также нужно слушаться. Часто после похода в садик у малыша меняются «кумиры». Теперь кроха может во всем подражать своей воспитательнице или преподавателю.

В этом возрасте лучше всего начать готовить ребенка к школе. Расскажите о правилах общения со взрослыми: учителями, незнакомыми людьми, продавцами в магазине… Отрепетируйте вежливые обращения, которые необходимо использовать.

Совместные игры

Если раньше детей больше привлекали одиночные игры с игрушками, то теперь все поменяется. В возрасте от 3-4 лет начинается активная социализация. Теперь гораздо веселее и интереснее играть группой. Малыши раздают друг другу роли, распределяют сюжет, до начала игры договариваются о каких-то моментах.

Развитие психики в этом возрасте характеризуется активным воображением. Неважно, есть у принцессы корона или конь у принца. Воображение помогает малышам заменять недостающие предметы самыми обычными. Короной станет шапка или обруч для волос, а стул легко заменяет коня, и игра от этого не становится менее увлекательной и захватывающей.

Развитие ребенка 4-5 лет

Детский сад, в который хочется идти и детям, и родителям

Оглавление

Возраст с 4 до 5 лет необыкновенно интересный и очень ответственный, с точки зрения развития ребенка, период. Это время окончания первого в жизни ребенка кризиса (кризис 3 лет) и начала активного интеллектуального, психологического, эмоционального и физического развития. Чтобы суметь помочь своему ребенку быстро и с максимальной пользой преодолеть этот непростой период, родители должны знать и понимать все особенности развития детей 4-5 лет.

Что такое развитие?

Само слово «развитие» означает изменение, которое идет по определенным, принятым законам и предполагает переход от одного состояния в другое, более совершенное. Что включает в себя развитие детей 4-5 лет? Понятие развития детей этого возраста можно определить, как качественные и количественные изменения в следующих областях их жизнедеятельности:

интеллектуальной области (в том числе, развития речи и логического мышления);

области владения повседневными навыками (в том числе и навыками самообслуживания).

К сожалению, часто встречаются ситуации, когда родители, «ослепленные» любовью к ребенку, не замечают происходящих с ним изменений и продолжают общаться с ним и действовать, как прежде. К чему это может привести?

Нарушению формирования основ самосознания ребенка – умения ребенка оценивать себя и свои достижения.

К подавлению воли ребенка многочисленными ограничениями и всевозможными запретами, а также отсутствию чувства самостоятельности и самоконтроля.

К несвоевременному освоению новых игровых, интеллектуальных и бытовых навыков.

Вместе с тем, любой родитель может с легкостью избежать возможных негативных последствий, для этого необходимо просто внимательно наблюдать за своим ребенком, направлять и поддерживать его во всех начинаниях.

Для правильного развития ребенка большое значение играет ваше поощрение его стремления к познанию окружающего мира – смотрите с ним интересные телепередачи, познакомьте его с музеями и выставками.

Лучшая мотивация к развитию – это ваша похвала, обязательно поощряйте ребенка в любых начинаниях. Если же вам показалось, что ребенок поступил неверно, не критикуйте, а дайте ему возможность подумать и переосмыслить свои выводы. Если это вызвало затруднение, предложите свой вариант действия или развития событий, объясните, почему так будет лучше, интересней, правильней.

Принимайте во внимание скачок в его физическом развитии, ребенок становится сильнее и выносливее. Это прекрасное время для начала занятий в спортивной секции и дальнейшего физического развития.

Это время первого осознания себя, как члена общества, он пробует и старается осознать свои границы. Помогите ему, расскажите о правилах поведения, которыми все руководствуются и чем они продиктованы.

4-5 лет можно назвать возрастом становления эмоциональной сферы ребенка. Осознание себя приводит к тому, что ребенок начинает испытывать практически весь спектр «взрослых» эмоций. К сожалению, ребенок не всегда готов сразу справиться с этим. Если вы заметили, что он стал более задумчив, часто грустит или проявляет элементы агрессивного поведения, начните уделять ему больше времени. Ребенок нуждается в пояснении ситуации. Ему необходима информация о дружбе, взаимопонимании и взаимовыручке, доброте и отзывчивости. Постарайтесь не закреплять негативные реакции ребенка, констатируя факт его «плохого» поведения. Он с готовностью изменит его стиль, если вы просто предложите ему свою помощь.

Обратите внимание на развитие и закрепление навыков самоконтроля. Для начала научите ребенка планировать свой день и следить за соблюдением этого плана, поясните, как действовать в ситуациях, когда что-то пошло не так, как было задумано. Объясните важность доведения любого начатого дела до конца.

Кроме перечисленных детских особенностей развития в 4-5 лет, родителям важно помнить и о личном примере. Дети, зачастую, не очень внимательно слушают, что мы говорим, но предельно внимательно смотрят за нами и фиксируют наши действия! Будьте уверены, ребенок непременно и очень быстро сможет перенять все ваши привычки, именно поэтому не должно существовать противоречий между тем, что вы говорите и как вы поступаете.

Психическое развитие детей 4-5 лет

Выделенные ранее особенности развития детей, в первую очередь, отражаются на сфере развития психических процессов, которые становятся значительно более устойчивыми и осознанными. Можно с уверенностью говорить о серьезном скачке в развитии основных психических процессов.

До достижения ребенком возраста 4 лет запоминание строиться на эмоциональном восприятии, запоминается только то, что вызвало у ребенка сильный эмоциональный всплеск (это могут быть как позитивные, так и негативные эмоции). К 4-5 годам у ребенка формируются навыки осознанного запоминания. Например, если ребенку необходимо запомнить правила игры или последовательность элементов какого-то процесса. Становиться важным понимание сути материала, необходимого к запоминанию. Это напрямую влияет не только на качество усвоенного знания, но и на время его освоения.

Также появляется так называемая двигательная память, что позволяет ребенку совершать гораздо более сложные, многоэлементные движения. Например, не просто кружиться в танце, но при этом взмахивать в такт музыке платком. В это же время формируются навыки произвольного вспоминания – ребенок может вспомнить событие, его направленность, но без точных деталей временных привязок.

Чтобы в дальнейшем исключить проблемы, вызванные плохой памятью ребенка и сложностями с запоминанием, можно применять 10 простых правил.

Всегда спрашивайте у ребенка, как прошел его день. Пусть он расскажет всю хронологию событий и припомнит максимальное количество подробностей. Это послужит прекрасным тренажером для тренировки памяти. Задавайте ребенку уточняющие и наводящие вопросы, в процессе монолога подбадривайте его. Чтобы беседа не выглядела допросом, эмоционально включайтесь в беседу, просите ребенка давать оценку событиям дня, также расскажите о своем восприятии.

Читайте так же:  Логопедическая работа с детьми 1 уровня речевого развития

Откройте для ребенка огромный и увлекательный мир книг. Каждый вечер читайте ребенку книги, перед началом новой «сессии» просите его напомнить, на чем вы закончили читать в прошлый раз, уточните детали прочитанного. В качестве игры, разучивайте небольшие считалки, четверостишия или потешки, а потом устраивайте настоящие семейные «батлы». Это не только поможет укрепить память ребенка, но и сплотит вашу семью, а общение наполнится позитивными эмоциями.

Для тренировки памяти ребенка прекрасно подойдет игра в слова. Ее можно применять в любое время и в любом месте — дома, на прогулке, в поликлинике, транспорте и тому подобное. Назовите ребенку последовательность из 7-10 слов и попросите повторить ее в той же последовательности. Научите ребенка оперировать образами (метод ассоциаций), которые соответствуют этим словам, это поможет также развить образное мышление.

Развитие любого нового навыка, например, рисования или танцев, мытья посуды или полов, может служить тренажером для развития памяти ребенка.

Восприятие окружающего мира и его законов к этому возрасту становиться значительно глубже. Ребенок быстро осваивает сравнительные характеристики предметов и явлений, учиться оценивать их свойства. Например, в жизнь ребенка входят такие сложные категории, как время (текущее время, время суток или года) и пространство (понятия далеко — близко, верх — низ). Появляются понятия звука, вкуса, запаха, фиксация и осознание формы предмета (шар, треугольник, куб и так далее) и его фактуры (материала).

Мышление (в том числе и логическое)

У детей в возрасте 4-5 лет происходит становление и бурное развитие процесса мышления. Используя образное и логическое мышление, ребенок уже способен решать несложные задачи, например, выход из лабиринта или построение изображения в соответствии с предложенной схемой. Появляются навыки наглядно-образного мышления и навыки определения и фиксации сходства и различия.

Речевое и интеллектуальное развитие

Речевое развитие детей 4-5 летнего возраста неразрывно связано с их интеллектуальным развитием.

Значительно улучшается техника произношения даже сложных звуков, дикция становится четче.

Ребенок беспрепятственно пользуется особенностями речи, например, с легкостью имитируя голоса животных. В речи появляется выраженная тональность. Это можно наблюдать при пересказе, когда персонажи «награждаются» разными голосами и интонациями.

Ощутимо увеличивается и словарный запас ребенка. Это особенно заметно в случае активного участия со стороны родителей — чтение книг, ведение бесед с ребенком об устройстве окружающего мира, проведение развивающих занятий и так далее.

В речи ребенка активно используется элемент сравнения, например, шумит, как ветер или журчит, как вода.

При пересказе текстов, в речи закрепляются сложные, развернутые предложения.

Что касается интеллектуального развития, можно отметить появление и закрепление у ребенка целого ряда новых навыков и умений.

Математические умения предполагают владение понятиями много — мало, больше — меньше, один – много, верх – низ, ребенок осваивает прямой и обратный счет до 5, знания основных геометрических фигур (их отличия и сходства).

К этому времени ребенок легко собирает предметы в группы в соответствие с цветом, формой, размером, может определить «лишний» в данной группе предмет. Быстро находит вещь по предложенному описанию.

Определяет время суток – утро, день, вечер, ночь. Владеет пониманием цвета, знает перечень семи основных цветов. Может перечислить основные профессии и род их деятельности. Знает и понимает суть погодных явлений (снег, дождь, ветер и так далее).

Физическое развитие

4-5 лет – период активного движения, когда ребенок уже достаточно овладел собственным телом и выработал навык координации движения. Ребенку жизненно необходимо движение в любых его проявлениях – подвижные игры, физические упражнения, прогулки и прочее. С помощью физической нагрузки ребенок может сбросить накопившееся интеллектуальное (от обучающих занятий) или эмоциональное напряжение, связанное с общением между детьми. Этот возрастной период может характеризоваться серьезными изменениями в росте и весе ребенка, колебания веса могут составлять 2 и колее килограмма (в сторону уменьшения). Без постоянной физической нагрузки, вес ребенка будет незаметно расти, что, в конечном итоге, приведет к проблемам в работе эндокринной и иммунной системы.

В 4 года ребенок уже хорошо бегает, готов выполнять несложные гимнастические упражнения – стойку на одной ноге, «мостик», бег с препятствиями. Без видимых проблем поднимается и спускается по шведской стенке, делает переворот (кувырок) вперед, готов пройти без ошибок по гимнастическому бревну и крутить обруч. Начинает освоение техники прыжков со скакалкой.

Основные правила занятий с детьми 4-5 лет

Первое и самое главное правило заключается в регулярности проводимых занятий, ребенок должен привыкнуть к предложенной нагрузке, должна появиться потребность в освоении чего-то нового.

Второе правило говорит о необходимости положительного эмоционального настроя ребенка. Никогда не заставляйте ребенка, это не даст положительных результатов. Узнайте причину отказа от занятий и постарайтесь найти новую мотивацию для их продолжения. Начинайте только если получили на это согласие ребенка.

Помните, что ребенку также необходимы периоды отдыха. Физические упражнения, в это время, можно заменить более длительными прогулками на свежем воздухе или временем, проведенным всей семьей в бассейне.

Если ребенок неожиданно начал говорить о том, что ему тяжело, обязательно уменьшите предложенную нагрузку, даже если, как вам кажется, она уже должна стать для ребенка привычной. Возможно сработал эффект накопления усталости.

Никогда не ругайте ребенка! Помните, что одной из основных составляющих его успешности в будущем является ваша поддержка, любовь и забота.

Возрастные особенности детей 5 лет

Возрастные особенности детей 4-5 лет – это очень важный для родителей показатель, который поможет выбрать правильную стратегию воспитания и обучения ребёнка в данном возрасте. С его помощью мамы и папы могут найти ключик к пониманию малыша, вместе с крохой пройти путь уникальных открытий.

Самые характерные особенности возраста 4-5 лет – это развитие творческих и рациональных (логических) способностей. У ребёнка ярко проявляется фантазия. Он начинает осознавать свою связь с окружающим миром. В этом возрасте каждая сфера жизни малыша имеет значение, поэтому родителям следует позаботиться о комплексном развитии крохи.

Как взрослеет ребёнок 5 лет?

Начиная с 4 лет, и до 6 лет дети получают знания из внешнего мира в процессе игры, через физический и эмоциональный опыт. Однако в 5 лет малыш уже понимает, что изучает и умеет применить свои знания.

Какие возрастные особенности детей 4, 5, 6 лет важны в обучении и комплексном развитии дошкольника?

  1. Развитие нервной системы, формирование психотипа.
  2. Активное развитие ума, интеллекта. В этом возрасте головной мозг малыша активно развивается. В нём образуется множество нейронных синапсов, что сопутствует развитию мышления и умственных способностей. В то же время ребёнок изучает окружающий мир.
  3. Физическое развитие. Оно неразрывно связано с развитием интеллекта. Например, тренировка моторики рук имеет прямое отношение к развитию речи, сенсорной памяти, гибкости мышления.
  4. Социальное развитие детей. Малыш учится быть частью социума, принимает его правила, нормы поведения, культуру.

Психологические возрастные особенности развития детей 5 лет

На 5 году жизни в психологии малыша возникают такие перемены:

  • он хочет стать самостоятельным;
  • умеет пользоваться фантазией, чтобы выдумывать новые игры со сложным сюжетом, свой мир «понарошку»;
  • в жизни малыша возникают первые страхи;
  • он учится вести связный диалог, понимать эмоции людей, сочувствовать, выходить из сложных ситуаций в общении;
  • мир малыша становится шире, чем семья и самые близкие люди;
  • ребёнок понимает, что люди делятся по половому признаку и понимает, к какому полу относится сам;
  • близко к сердцу принимает критику от взрослых;
  • с большим желанием и энтузиазмом учится чему-то новому, с жадностью требует новых знаний.

Особенности психологического развития детей 5 лет – пункт, обязательный для изучения родителями. Понимая тонкости детской психики, взрослые могут вовремя направить и исправить поведение крохи, помочь в преодолении страхов, научить с пользой расходовать потенциал, энергию. Если этого не делать сейчас, в 5 лет, то в скором времени неконтролируемые эмоции могут стать комплексами и отрицательными чертами характера, плохое поведение – нехорошей привычкой.

Умственные возрастные особенности детей 5-6 лет

Какие особенности характерны для развития дошкольников 4, 5 и 6 лет?

  1. Развитие сенсорной и других видов памяти.
  2. Смена типа мышления. От наглядно-действенного ребёнок переходит к образному мышлению (с этим и связано активное развитие воображения).
  3. Развитие аналитических задатков и логики. Малыш начинает сравнивать вещи, находить между ними сходства и отличия, классифицировать их по определённым признакам.
  4. Появляется усидчивость, умение концентрироваться.
  5. Развивается речь, ширится список слов, которые ребёнок использует в разговоре.
  6. Растёт общая коммуникативная грамотность. Малыш владеет знаниями о себе и членах семьи, о природе, животном мире, знает простые принципы быта.
  7. Способен запомнить сказку, пересказать её, рассказать наизусть стих.

В умственном воспитании главное правило – это внимание родителей к интересам малыша. Чтобы он правильно развивался нужно быть готовыми всегда содержательно отвечать на детские «что?», «как?», и «почему?», беседовать с ним, посвящать в домашние дела, обсуждать самые разные темы.

Как выглядит физическое развитие ребёнка 5 лет?

В чём выражаются возрастные физические особенности детей 5 лет? В развитии таких элементов, как:

  • ловкость;
  • гибкость;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • мелкая моторика;
  • координация движений;
  • сенсорика;
  • нервная система.

Движение – важнейшая составляющая нормального развития малыша в 5 лет. На данном этапе родители могут уже предложить ребёнку осознанные формы двигательной активности – занятия спортом или танцами.

Читайте так же:  Когда ребенок начинает спать с игрушкой

Чем отличается взросление малыша 4, 5, 6 лет?

Характеристика возрастных особенностей детей 4, 5 и 6 лет заключается в следующем:

  1. Умственные, физические, психические функции развиваются параллельно, в тесной связи между собой.
  2. Организм активно растёт, формируется скелет и структура мозга (нервная система).
  3. Малыш приобретает новые способности, учится их применять.
  4. Ширятся знания ребёнка об окружающем мире, формируется его мировоззрение.
  5. Развивается бытовая самостоятельность – способность кушать, одеваться, застёгивать молнию и пуговицы без помощи взрослых.

Учитывая специфику психофизических возрастных особенностей детей 4, 5, 6 лет, родители должны приложить все усилия для комплексного воспитания и развития ребёнка.

Рекомендации родителям по воспитанию детей 5 лет

Определим основные цели воспитания дошкольников:

  • сберечь естественную тягу малыша к знаниям, развить его познавательный интерес;
  • раскрыть и постоянно тренировать способности, которые помогут крохе в обучении;
  • развивать в детях творческий потенциал;
  • воспитывать уверенность, самостоятельность, другие качества, необходимые для успеха и самореализации;
  • приучать к здоровому образу жизни.

Как нужно вести себя с малышами, учитывая все известные нам возрастные особенности детей 5 лет?

  1. Быть последовательными. Создавать традиции, простые и понятные правила в семье, обязательные для выполнения всеми домочадцами.
  2. Быть терпимыми к капризам малыша. Помните, что он только учится управлять своими чувствами, желаниями.
  3. Делиться собственными эмоциями, говорить о своих чувствах ребёнку. Так он быстрее научится понимать людей и самого себя.
  4. Разбирать с малышом его неприятности, связанные с общением. Учить ребёнка искать мотивы в поведении людей и способы решения проблемы.
  5. Избегать критики, наказаний за ошибки, чтобы не допустить развития чувства вины, комплексов, страхов, неуверенности.
  6. Играть с детьми, подпитывать их фантазию новыми идеями.
  7. Вместе заниматься творчеством. Пробовать новые виды занятий.
  8. Учить любви к книгам. Сделать чтение интересным занятием помогут книги с яркими картинками, совместное обсуждение прочитанного, фантазии на тему другой развязки истории.
  9. Дать ребёнку возможность много и часто играть с другими детьми.
  10. Развивать детей физически, тренировать ловкость, сделать физическую активность природной потребностью.
  11. Развивать духовные качества – честность, доброта, смелость, ответственность.

И самая главная рекомендация папам и мамам: станьте для малыша примером того, как нужно жить, учиться, вести себя, относиться к людям.

Читать ещё:

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан

Удовольствие от результата — главный мотиватор в обучении

Считаем всем классом! Весело, легко, дружно!

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный центр Кировского и Ленинского районов»

Особенности развития детей в возрасте 4-5 года

Развитие личности 4-5 лет

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4—5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам.

На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологическими особенностями.

Дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развитие психических процессов

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона.