Меню

Особенности общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте

Особенности общения мальчиков и девочек, общая характеристика взаимоотношений между детьми

В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений.

В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В семье ребенка изо дня в день ориентируют на ценности его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик или девочка. В каждой культуре существуют закрепившиеся шаблоны воспитания детей как будущих мужчин и женщин. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты — мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты – девочка!» И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка. Такие и подобные установки взрослых ложатся в основу поляризации поведения. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через наблюдение поведения мужчин и женщин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности.

Взрослый поступит неверно, если будет слепо следовать этим сложившимся стереотипам. Необходимо искать способы разностороннего развития мальчиков и девочек как будущих взрослых.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, являющимися вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) Так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в свои сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации.

Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Знакомство с простой задачей
Различные учебники знакомят детей с простой задачей в разное время традиционный учебник системы 1-4(в прежнем издании) предлагал делать это в декабре 1-го класса, отводя на подготовительный период 3 .

Выявление уровня сформированности эстетической воспитанности
Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление сформированности эстетической воспитанности у младших школьников. Именно выявление влияния средств искусств .

Консультация на тему:
Консультация «Особенности общения мальчиков и девочек»

Раскрываются вопросы становления и развития полоролевой идентификации у девочек и мальчиков, в соответствии с их психическим развитием от рождения и до пяти — шести лет. Рассматриваются особенности общения и взаимодействия девочек и мальчиков в различных сферах детской деятельности.

Предварительный просмотр:

«Особенности общения девочек и мальчиков».

В соответствии с современными концепциями развития личности полоролевая социализация может быть представлена как процесс вхождения мальчика и девочки в новую социальную общность, обуславливающий определенный статус сына и дочери, внука и внучки и т.п. (М.В.Колясникова, И.С.Кон, В.С.Мерлин, Л.И.Столярчук и др.). По их мнению при благоприятно складывающихся обстоятельствах этот процесс проходит три взаимообусловленные фазы.

Проблема генезиса полоролевой социализации рассматривается разными авторами. Так Т.А.Репина выделяет три этапа в процессе половой социализации.

1-й этап — осуществление половой идентификации. Научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, ребенок причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.

2-й этап — формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.

3-й этап — овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей.

Автор отмечает, что второй и третий этапы могут сосуществовать вместе.

В исследованиях Л.В.Коломинского описывается динамика полоролевого развития ребенка в раннем и дошкольном детстве более детально.

При рождении у ребенка определяется его акушерский, паспортный или гражданский пол. С этого момента начинается процесс полоролевого развития. Ребенок становится объектом и субъектом полоролевой социализации.

К полутора годам формируется первичная половая идентичность, в основе которой лежит знание своей половой принадлежности на номинативном уровне. Не выделяя себя среди других и не называя себя «Я», ребенок уже знает, кто он — мальчик или девочка, ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения). Мнения психологов относительно того, какое из начал — биологическое, психологическое или социальное – детерминирует такую картину развития ребенка раннего возраста, различны и даже противоречивы. В исследованиях Д.Л.Хэмпсон и Ф.Г.Хэмпсон показано, что ориентация на половую роль не является врожденной. Если биологическое изменение пола происходит в течение первого года жизни, переадаптация необходима только для родителей. Психологическое изменение пола позже полутора лет, по мнению Я.Л.Коломинского и М.Х.Мелтсас, может быть существенно затруднено.

Таким образом, можно сделать вывод, что первичная половая идентичность является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания.

От полутора до пяти-шести лет ребенок осваивает свою половую роль и знакомится с различиями полов. Интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара обеспечивают: разъяснения взрослых, прямо инструктирующих ребенка, и их реакции на соответствие или несоответствие его поведения этим инструкциям; наблюдения за поведением людей разного пола; оценки взрослых и сверстников степени проявления мужественности и женственности ребенка; влияние мужских и женских литературных и телевизионных образов; жизненный опыт дошкольника и др.

На этом этапе у дошкольника обнаруживается действие всех известных механизмов социального развития человека: подражания, идентификации, социального контроля, моделирования, социальной ингибиции, социальной фассилитации, рефлексии и др.

К трем годам ребенок овладевает категорией «Я», которая сливается с осознанием своей половой принадлежности, то есть формируется базовая половая идентичность. Половой категоризации усвоения полоролевых представлений способствуют и процессы идентификации «физического Я». В это время появляются первые вопросы о появлении ребенка на свет. Интерес к телесному устройству и деторождению наблюдается у всех нормально развивающихся детей, а удовлетворение его отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процесс полоролевой ориентации (И.С.Кон, В.Е.Каган и др.).

Полоролевые представления и предпочтения неустойчивы. Лишь немногие дети этого возраста могут мотивировать свои ответы и рассказать о различиях полов. Ребенок все еще полагает, что в силу каких-либо обстоятельств пол возможно изменить.

В возрасте от трех до пяти-шести лет осуществляется половая идентификация ребенка с родителями своего пола( B.C.Мухина, Л.Ф.Обухова, А.И.Захаров, Т.А.Репина), которая в пять-шесть лет приобретает характер ролевой идентификации (А.И.Захаров). Идентификация с ролью рассматривается как способность ребенка, представляя себя на месте родителя или другого значимого человека своего пола, воспроизводить его образ действий. Мотивационный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола, по мнению Л.В.Коломинского, заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцу адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде. В этих условиях родители выступают как необходимая и доступная модель идентификации.

Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, вероятно, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок. Половая дифференциация способствует возникновению двух подструктур в группе детского сада — группы девочек и группы мальчиков. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей.

Ребенок уже более активно и настойчиво интересуется проблемой деторождения, размышляет и стремится получить ответы на вопросы: откуда берутся дети, как они попадают к маме в живот, как оттуда выходят, какую роль в процессе деторождения играет папа. Источниками информации являются родители и сверстники.

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью),которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в характерных для людей того или иного пола способах поведения, у него формируется системная половая идентичность (B.C.Каган).В основе полоролевой идентичности, согласно В.Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. «Адаптационный образ Я» преимущественно складывается под влиянием бытующих в обществе стереотипов мужественности-женственности. Содержание освоенной половой роли в большей мере является отражением той полоролевой парадигмы, которая существует в обществе в виде незыблемых ценностей, норм и стандартов мужского и женского поведения (Т.А.Репина, оЛ.В.Коломинского, ). Старшие дошкольники склонны выделять, прежде всего, то, что разделяет эти роли, а не то, что их сближает.

В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности,и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации интересов, деятельности и установок(И.С.Кон). У мальчиков и девочекпроявляются разные интересы и стили поведения, они по собственной инициативе выбирают разные игры и игровых партнеров. Определяя содержание половых ролей, дети указывают на различия по физическим данным («мальчики сильные», «девочки слабыеи красивые») и особенностям игры («любят строить гаражи, мосты, пороги и играть в машинки»), описывают полоспецифическое поведение («мальчики дерутся») и межполовые отношения («мальчики защищают девочек»). У детей начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчик — что они защищают девочек.

У дошкольников разного пола проявляется много психических особенностей. Исследование Л.В.Поповой, эксперименты Т.А.Репиной и ее учеников свидетельствуют, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к поло-типичным игровым объектам, и в большей степени они выражены у девочек. Это также находит отражение в сюжетах игр детей и предпочитаемом содержании рисунков.

Читайте так же:  Теория и методика трудового воспитания детей дошкольного возраста

Многие работы и наблюдения отечественных исследователей показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин.

Работы отечественных авторов (Т.А.Репина) по изучению игровых предпочтений детей дошкольного возраста свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. Формирующиеся к старшему дошкольному возрасту полоролевые стандарты приобретают для детей значение моральных законов. Многие мальчики считают, что «девчоночьи» игры «плохие» и в них не положено играть мальчикам. В свою очередь, для большинства девочек неинтересно играть в игры мальчиков (исследования Л.В.Градусовой, Н.В.Плисенко). Изучая общение дошкольников в игре, Т.В.Антонова выявила, что у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имеет место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника и характер отношений с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей, обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, летчиком, моряком, спасателем. А девочки — «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т. п.

Различия в интересах мальчиков и девочек, формирующиеся дошкольном возрасте, проявляются и в тематике рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.

У мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно — принцесс и невест).

Некоторые особенности манеры рисования у детей разного пола были обнаружены Б.Г.Ананьевым, К.С.Мухиной. По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека они чаще рисуют девочек, «тетенек», тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны, чем у девочек.

Половые предпочтения сказываются и в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравурную, маршевую. Хотя все дошкольники обожают сказки, детские мультфильмы, но мальчики выбирают, в первую очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги, про ковбоев и индейцев.

В процессе полоролевой социализации у детей происходит становление некоторых личностных черт, в большей степени характерных для того или другого пола. Так, исследование О.Смолевой было посвящено изучению неуверенности и особенностей ее проявления у дошкольников разного пола. Ею были установлены факты, подтверждающие некоторые положения Т.П.Хризман: среди мальчиков неуверенных детей в два раза больше, чем среди девочек, и у них труднее проходит период адаптации к дошкольному учреждению.

Широко распространено мнение, что мальчики более самоуверенны и дают себе более высокие оценки, чем девочки. Проведенный Т.А.Репиной оценочный эксперимент в детском саду, выявил, что мальчики более высокие оценки по ряду качеств давали девочкам, а не сверстникам своего пола. Та же тенденция проявилась у них при самооценивании. Е.Кох, проведя исследование, также обнаружила, что девочки-дошкольницы имеют более высокое мнение о себе, чем мальчики, которые оценивают девочек выше, чем самих себя.

Многочисленные работы посвящены изучению агрессивного поведения и проявлению гнева у маленьких детей. Ф.В.Гуденух, изучая проявления гнева и агрессии у детей в возрасте от 12 месяцев до трех лет, установила, что в три года взрывы гнева у мальчиков наблюдаются в три раза чаще, чем у девочек. X. Дейв, проанализировав 200 ссор 40 дошкольников, подтвердил, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, ссоры чаще происходят между детьми одного пола и у старших дошкольников их меньше, но они продолжительнее по времени. В. Д.Фешбек наблюдала игры маленьких детей в США, Швейцарии и Эфиопии. Она также установила большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками.

Целый ряд работ об агрессивности выполнен Р.Р.Сиерсом, М.Н.Пинтлер, Р.С.Сиерс, Е.Холленбергом, М.Сперри, Дж.Уолтером, Д.Пирс, Л.Даме, А.Бандурой, Р.Уолтерсом. В них хотя и была обнаружена большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но исследователями это также объясняется разными для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. Некоторые авторы (Е.Кох, Б. и Дж.Уайтинги) считают, что одной из причин меньшей агрессивности девочек, является их большая степень взаимодействия с малышами, так как девочек привлекают к воспитанию маленьких детей гораздо чаще, чем мальчиков. Дж. Стоккард выражает мнение, что агрессия мальчиков более опасная, она растет с возрастом. К их агрессии примыкает доминантное поведение, поэтому часты ссоры. Девочки более конформны, что с точки зрения автора связано с игрой в куклы: обучая делать куклу «так, как надо», девочки-дошкольницы имеют широкую возможность приобщаться к культурным нормам семьи.

Многие авторы (Е.Беллер, В.Хартуп, Е.Кох, Б.Фагот и др.) утверждают, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, неуверенны в своих силах, более эмоциональны, легче фрустрируемы, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству.

Большое количество исследований посвящено зависимому поведению у дошкольников, которое проявляется в поисках помощи и одобрения, в нежелании быть одному, в «выпрашивании» любви и требованиях поддержки. В этих работах отмечается, что зависимые дети, как правило, ласковые, послушные. Они очень чувствительны к оценке взрослого, и что, с одной стороны, зависимость выступает как важный аспект половой социализации, но, с другой стороны, недостатком зависимости детей является отсутствие самостоятельности, пассивность. Б. и Дж.Уайтинги на основе результатов проведенных исследований утверждают, что девочки более зависимы, чем мальчики, и менее агрессивны и это врожденные особенности детей. А.Бандура, изучая проявления зависимости у девочек и мальчиков дошкольного возраста, отмечает, что оно не врожденное, что дети с высокой степенью зависимости воспитываются в семьях у сверхэмоциональных родителей, проводящих много времени со своими детьми и поощряющих их зависимость (материалы приведены по работе Т.А.Репиной).

Е.Маккоби и К.Джеклин замечают, что степень активности дошкольников разного пола, стремление их к доминантности и достижениям, не имеют психологических различий между мальчиками и девочками. Девочки не менее активны в своей деятельности, чем мальчики, но сферы их активности могут отличаться.

Е. Маккоби и К. Джеклин считают, что большая застенчивость и боязливость у девочек по сравнению с мальчиками в дошкольном возрасте не обнаруживается. Авторы также возражают против утверждения, что мальчики в большей степени стремятся к контактам со сверстниками, чем девочки, и заключают, что поиски контактов со взрослыми и детьми не связаны с полом ребенка. Они полагают, что умственные способности мальчиков и девочек равны, но поскольку в большинстве обществ умственные способности представительниц женского пола не поддерживаются, то у девочек они не получают такого развития, как у мальчиков. Исследователи выдвигают возражение и против большей конформности девочек, так как конформность у мальчиков и девочек, как они полагают, проявляется по-разному: девочки более конформны к директивам родителей, у мальчиков большая конформность к групповым нормам сверстников.

В исследованиях ряда психологов доказано, что девочки имеют больше друзей-сверстников, более инициативны, у них более высокое мнение о себе, чем у мальчиков, в то время как мальчики проявляют больше зависимости, чем девочки. Выявлено также, что формирование таких качеств, как агрессивность, доминантность, соревновательность зависит во многом от того, является ли ребенок младшим или старшим в семье, и от пола и возраста брата или сестры. Не только у мальчиков, но и у девочек, если они являются старшими, может ярко обнаружиться агрессивность, враждебность, стремление к контролю над младшим.

В ряде исследований отмечается, что девочки в большей степени, чем мальчики, социально ориентированы на других людей, более социально активны, а мальчики больше ориентированы на решение конструктивных задач, т. е. у них преобладает деловая ориентация

В исследованиях зарубежных и отечественных ученых показано, что у дошкольников очень рано начинают проявляться склонности к более благожелательному отношению к сверстникам своего пола и кооперированию с ними в совместной деятельности.

Г.Крайг считает, что влияние сверстников гораздо сильнее сказывается на поведении девочек, чем на поведении мальчиков. При этом дети обоего пола ориентируются на мнение сверстников и в большей степени подражают мальчикам. Влияние стереотипов на поведение детей является настолько сильным, что в обществе сверстников, чтобы не вызывать осуждения дети выбирают игрушки, соответствующие стереотипам игр мальчиков и девочек, тогда как в одиночестве они могут пользоваться любыми игрушками.

Изучая общение дошкольников в разных возрастных группах, Т.А.Репина обнаружила половую дифференциацию между детьми, причем с явной тенденцией консолидации со сверстниками своего пола; и чем старше дошкольники, тем более явно проявляется данная тенденция. С момента осознания своей принадлежности к половой группе ребенок вынужден усваивать поведенческие стереотипы, характерные для людей этой группы, для удовлетворения потребности в позитивной идентификации с образом «Мы», принятия в своей половой группе, возможности играть и общаться в среде равных себе людей.

Зарубежные исследователи, Е.Маккоби, Б.Торн, также показали, что мальчики и девочки дошкольного возраста живут в разных социальных мирах, мало сообщающихся между собой, и в каждом из них действуют свои правила. Случаи тесного взаимодействия мальчиков и девочек не противоречат теории «разделенных миров». Б.Торн отмечает, что они могут иметь место в детском саду, когда пол не имеет значения для выполнения задания или когда дети объединены не по половому признаку, а на любой другой основе.

В исследованиях П.Арчера выявлены особенности общения мальчиков и девочек. Так, общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового или игрового взаимодействия у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Автор отмечает, что две половые группы представляют два разных типа культуры. В частности, мальчики играют в больших группах и в людных местах, в грубые игры с драками, стремятся превзойти друг друга в физической силе. Девочки чаще играют с одной или двумя лучшими подругами и устанавливают с ними отношения равноправного сотрудничества. Более того, по-разному используют речь: девочки — для поддержания дружеских отношений, мальчики — для самоутверждения. Для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. Нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, — это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами. Выявленные различия в стиле общения могут быть объяснены влиянием биологических и социальных факторов на их проявление и формирование. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок .

Для дошкольников

  • Главная
  • Детский сад
  • Особенности общения в дошкольном возрасте

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. — М., 1996.

Леонтьев А. Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: В 2 т. — М., 1983.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза и общение. — М., 1986.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997.

Мухина B.C. Психология дошкольника.- М., 1975.

Психология личности и деятельности дошкольника. — М., 1965.

Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. — М., 1997.

Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.; Воронеж, 1998.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Эльконин Д. Б. Избр. психолог. труды.- М., 1997.

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Читайте так же:  Можно ли смекту ребенку 3 лет

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми.

Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Общение детей дошкольного возраста

Опубликовано 07.07.2013 16:58 | Автор: Наталья Красноум | Просмотров: 9143Рейтинг: Плохо Отлично

Общение детей дошкольного возраста – проблема или нет? Ведь не зря придумано выражение «детская непосредственность». Может ли каждый малыш наладить отношения со сверстниками?

И как помочь ребенку стать своим в детском коллективе?

Как общаются младенцы

Особенности общения в младенческом возрасте – потребность в положительных эмоциях. Улыбка матери, ее ласковый голос, нежные поглаживания – все это важно для крошечного человечка.

С точки зрения психологов, появление комплекса оживления (осознанной реакции на появление матери: гуления, размахиваний ручками и ножками) говорит о том, что период новорожденности закончился, и началось младенчество.

Звуки и радостные движения – это разговор маленьких детей, их приветствие к матери, и первые пробы влиять на родителей. Еще немного – и малыш научится осознанно манипулировать взрослыми с помощью плача и других эмоций.

Насколько важно насытить ребенка общением с матерью, ее любовью и лаской? Исследования в детских домах показали, что роль общения в развитии ребенка велика. Воспитанники детдомов часто отстают в психическом, физическом и эмоциональном развитии.

Дефицит материнского внимания сказывается на формировании речи и интереса к окружающему миру.

Общение в дошкольном коллективе

Рано или поздно каждая мама понимает, что настала пора приучать малыша к обществу ровесников. Игры на детской площадке, встречи с детьми друзей, всевозможные клубы раннего развития, ясли – вот где можно найти подходящую компанию для своего чада.

Как легко пойдет ребенок на контакт, зависит от его жизненного опыта, темперамента и других детей. Чтобы облегчить общение детей со сверстниками, приучайте малыша делиться своими игрушками, и не брать чужие без спроса, меняться, а не отнимать, угощать друзей вкусностями. Важно, что малыш на своем опыте узнает правила общения для детей.

Особенности детского общества таковы, что большое значение придается принятым канонам поведения, игры и взаимоотношений. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте учит малышей жить в коллективе – подчиняться его требованиям, трудиться и играть вместе, добиваться общей цели.

Если кто-то не выполняет правила, его просто не принимают в игру. В своей строгости дети намного превосходят взрослых!

Вместе с тем, особенности общения детей дошкольного возраста таковы, что наряду с дисциплиной, каждый член маленького кружка учится самоуважению и самозащите, когда кто-то пытается оспорить его роль и права в игре. Вспомните, кто становится лидером в детском коллективе — это инициативные, справедливые и самоуверенные ребята.

Ваш помощник логопед

Развитие общения дошкольников со сверстниками начинается с общения со взрослыми. Опыт, полученный в младенчестве, используется в дальнейшем. Речь имеет определяющее значение в общении дошкольников.

В дальнейшем, речь ребенка приобретает ведущую роль в общении. Детям с проблемной речью всегда приходится нелегко. Поэтому родители должны уделить особое внимание тому, как их малыши разговаривают: строят предложения, выговаривают звуки, правильно употребляют слова, доказывают свою мысль.

В штате любой детской поликлиники есть участковый логопед. Запомните, старший дошкольник должен иметь чистую и правильную речь. Иначе его просто задразнят товарищи, и он даже может оказаться изгоем.

Игра – средство активного общения дошкольников

В отличии от разговора со взрослыми, особенности общения детей со сверстниками таковы, что малыш учится бороться за свое мнение — с одной стороны, и подчиняться правилам большинства — с другой. Происходит двухстороннее развитие личности. Главная ценность того, что малыши разговаривают между собой на равных – чувство уверенности и единения с товарищами.

Детский коллектив построен на взаимодействии. Каждый ребенок может предложить свою идею или новые правила. Игра как средство общения детей имеет огромную ценность. Что такое игра? – это правила и общая цель.

У каждого ребенка своя роль. Причем, дети выбирают себе роль плохого персонажа добровольно, и также добровольно следуют сюжету игры.

В игре имеет место парадокс: отрицательный герой подчеркнуто плохо относится к другим игрокам. Он всячески доказывает свою «игровую агрессивность». В тоже время, все члены компании – партнеры и товарищи по игре, одна команда, выполняющая общую работу.

Как общение влияет на психическое развитие ребенка

Роль общения в психическом развитии ребенка заключается в получении неповторимого эмоционального опыта. Взрослый человек для ребенка — авторитетный пример, а ровесник – соучастник. Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.

Поведение детей в компании дошкольников подчиняется особым правилам – их непосредственность выражается в криках, визгах, драках, кривлянии, смехе, шутках. Поддержка других ребят, их одобрение или сочувствие его выходкам приносит малышу несравненное наслаждение и веру в себя, как в хорошего ребенка.

Общение детей 2-3 лет

Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу — все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.

Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент «чувства локтя» с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно («Кошки и мыши», «День и ночь», «Гуси-лебеди») .

Общение дошкольников 4-5 лет

Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой.

Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство.

Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.

Общение старших дошкольников 6-7 лет

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга.

Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта.

Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Почему ребенок одинок?

Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает. Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим: нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким.

Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

Особенности общения в дошкольном возрасте таковы, что дети проходят жесткий общественный кастинг: плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты) . Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, — вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

  • Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.
  • Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.
  • Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.
  • Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера?) .
  • Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.
  • Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

  • Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
  • Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
  • Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему) .
  • Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
  • Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

Что делать, если ничего нельзя сделать?

И, наконец, малыш, страдающий недостатком, от которого невозможно избавиться, должен получить преимущество перед остальными детьми: если ребенок хорошо рисует – отдайте его в художественную школу. У него аналитический ум? — пусть играет в шахматы. Девочку-рукодельницу научите шить красивые наряды для кукол…

Помните, что нельзя отдавать мальчиков на «девчачьи» кружки (танцы, пение, музыка…) , если Вы не намерены заниматься этим серьезно – такие увлечение прощаются в мальчишеском обществе только тем ребятам, которые по-настоящему талантливы и уверены в себе.

Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики — сами дети.

Случайные материалы:

Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные дети у сверстников — Психология — База рефератов — База рефератов — Первый учительский портал

«Особенности общения в дошкольном возрасте:

популярные и не популярные дети у сверстников»

Содержание

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

1.2 Структура межличностных отношений

1.3 Становление и развитие межличностных отношений

Глава 2. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

2.1 Эмоциональное благополучие ребёнка как необходимое условие его психического здоровья

2.2 Отношения к сверстникам у популярных и не популярных дошкольников

2.3 Проблемные формы межличностных отношений

Глава 3. Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников

Библиографический список литературы

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна.

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе — индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Читайте так же:  Как врач определяет рахит у ребенка

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л. С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.

Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

— наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста;

— необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;

— следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе дошкольных учреждений, в связи с появлением новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка в зависимости от его статуса в данной группе сверстников.

Цель курсового исследования – выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста, рассмотрев их структуру, становление и развитие.

2. Охарактеризовать эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников.

3. Показать различные формы межличностных отношений.

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.

В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола.

Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками.

Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры) , либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые.

Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, «как все») . Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей дошкольного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Функционально — ролевые отношения выступают при изучении «делового» общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: «в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?» и «что они отражают?» Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Функционально — ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре.

Например, собственно — игровые отношения воспроизводят социально — типические образцы поведения: доктор к больному — добр; учитель с учеником строг. Это отношения «вообще», они «бессубъектны» и заданы ребенку в общении со сверстниками.

Другой тип игровых отношений возникает «вокруг» игры, при обсуждении её замысла, построении «сценария», распределении ролей. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются существенно важные конфликты детской жизни: «во что играть?»; «кого принимать в игру?»; «кто будет главным?».

В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской группе открывает путь к изучению личностно — смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во и

***** Скачайте бесплатно полную версию реферата . *****Категория: Психология | Добавил: LerkaПросмотров: 83 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/ | Жаловаться на материалВсего комментариев:

Другие статьи по теме:

Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. — протест — бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; — симп.

Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова — сб, 24/11/2012 — 01:12 В иг.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д.

Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин.

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок.

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност.

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняютс.

Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност.